Мамаев курган в волгограде: описание. памятник-ансамбль «героям сталинградской битвы». монумент «родина-мать зовет!» — символ волгограда

Тайная натурщица

Существует ряд версий относительно того, кто же был прототипом при создании статуи. Одни историки утверждают, что фигура «рисовалась» с жены главного архитектора Вучетича, другие отстаивают версию о грузинке Нине Думбадце, на тот момент бывшей известной спортсменкой, метательницей диска, но на самом деле все получилось по-другому.

Секрет раскрылся относительно недавно, уже в 2000-е годы, когда о себе заявила некая Валентина Изотова, давшая подробное интервью на этот счет. Сегодня это 70-летняя пенсионерка, ведущая скромный образ жизни, но в прошлом — красивая девушка, ставшая волею судеб натурщицей для самой известной статуи России — Родины-матери.

На вопрос, почему же она так долго молчала, Валентина Ивановна скромно отвечала, что в те времена было неприлично открыто заявлять о таком роде деятельности, тем более в статусе замужней женщины. На момент знакомства со скульптором Левом Майстренко она работала официанткой в ресторане «Волгоград», престижном заведении, который часто посещали иностранцы и члены правительственных делегаций.

Обслуживающему персоналу подобало иметь «настоящую» советскую внешность — быть стройной, подтянутой, спортивной, иметь целеустремленный взгляд и уверенную походку. Именно такой и была 26-летняя Валя, очень дорожившая своей работой и семейным статусом. Однако случайное знакомство выбило ее из колеи налаженного быта на целых два года и по факту стало впоследствии самым запоминающимся событием всей жизни.

Молодому скульптору удалось уговорить красивую официантку стать лицом скульптур, уже находившейся в активной разработке. После долгих разговоров и ухищрений согласие было получено, и натурщица была представлена коллективу. Кандидатуру утверждал сам Вучетич после продолжительных раздумий.

То, что поначалу казалось кратковременной авантюрой, на деле растянулось на целых два года. Да и процесс позирования оказался весьма сложным и утомительным занятием. Приходилось часами неподвижно стоять в статической позе, да еще и держа в руке меч. Чтобы не мучить девушку, ей вкладывали в ладошку простую ветку, но вот взгляд она должна была всегда делать «правильным» — окрыленный и призывающий на великие подвиги. Зарплата составляла 3 рубля в час.

Был еще один спорный момент, который никак не вписывался в систему координат советского общества. Скульпторы настаивали, чтобы Валентина позировала без одежды. Нужно было максимально точно передать все изгибы тела, поэтому «переговоры» закончились тем, что девушке пришлось сначала раздеться до купальника, а потом распрощаться таки с его верхней частью.

Уже потом скульпторы «накинули» на тело изваяния развевающееся одеяние, но сквозь него можно хорошо рассмотреть форму женской груди. Когда монумент был официально открыт на Мамаевом кургане, посмотреть на работу пришла и Валентина. Как она потом говорила, было волнительно и немного странно видеть себя со стороны, но вылитой из бетона и «ростом целых 52 метра.

Стройка века

Изначальный проект выглядел немного иначе, но в процессе работы он был видоизменен. Например, в руках у женщины-символа должно было развиваться знамя, а в итоговом варианте его место занял меч. Также у подножия задумывалась дополнительная скульптура солдата, склоненного на одном колене, но от этой идеи пришлось отказаться по ряду инженерно-технических причин.

Сначала был уложен бетонный фундамент, низ которого держала коробка основания, а верх плита метровой толщины. Для его укрепления использовали 150 тысяч тонн земли, поэтому курган, на котором установлена статуя, в итоге подрос на несколько метров. Сама же историческая высота, ставшая предметов ожесточенных боев, расположена немного в стороне от монумента — примерно за 200 м.

Из-за крупных размеров статуи ее отливание происходило прямо на месте. Ориентиром был макет, уменьшенный до масштаба 1:10. По рассчитанному трафарету заливались поочередные «пазлы», которые потом скреплялись между собой. Бетон использовался аналогичный тому, какой применялся при строительстве Волжской ГЭС. Единственными элементами, которые отливались отдельно от туловища, были голова и меч. Чтобы соединить их с основной конструкцией, задействовали спецтехнику и вертолеты.

Факты, о которых мало кто знает

Казалось бы, что еще можно рассказать о скульптуре Родины-матери? Любителей истории заинтересуют еще и такие факты:

  • Если внимательно присмотреться к мимике бетонного лица, то можно заметить, что женские губы не сомкнуты, а, наоборот, застыли как бы в немом крике. Когда у Евгения Вучетича спросили на очередном партийном заседании, посвященном строительным работам, почему «она» кричит, он ответил: «А как же иначе? Призывает солдат к действию — за Родину…вашу мать!».
  • В период активного возведения монумента необходимо было обеспечить стабильную и круглосуточную поставку бетона. Иначе швы между трафаретными слоями могли разойтись, не выдержав нагрузку на прочность. Грузовики, в которых подвозился бетон, помечали специальными лентами и давали им зеленый свет на проезд по маршруту дороги. Гаишники получили особое указание не штрафовать машины, даже если те проезжали на большой скорости красные светофоры.
  • Подножие статуи окружает 34500 захоронений, в которых покоятся не только солдаты, участвовавшие в Сталинградской битве, но и простые люди, погибшие в городе во время Великой Отечественной войны. Там же находится и могила Маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова, командовавшего 62-й армией.
  • Из-за грунтовых вод, пролегающих под Мамаевым курганом, есть вероятность того, что скульптура может обрушиться. Как утверждают эксперты, для этого достаточно, чтобы наклон статуи сместился на 300 мм.

Взгляд изнутри

Существует множество мифов, связанных с Родиной-матерью, несмотря на то, что построена она была в советское время. Один из них — это наличие подземелий, вырытых под фундаментом и ведущих в разные концы города. Дабы развенчать эти современные «сказки, в 2010 году был прорыт вглубь фундамента специальный ров длиной 16 м, но никаких следов присутствия тайных ходов не обнаружено.

Более того, внутри статуи не предусмотрено никаких смотровых площадок. Нет даже лифта, поэтому смотрителям монумента и техническому персоналу, осуществляющим ее обслуживание, приходится самостоятельно подниматься вверх по крутым лестницам. Соответственно, и нет возможности проводить массовые экскурсии, хотя спрос на такое «развлечение» присутствует немалый.

Раз общественному глазу вход внутрь постамента закрыт, то и облагораживать его внутреннюю отделку также нет необходимости. Долгое время на стенах держалась деревянная опалубка, и только после разрушительного пожара в Останкинской телебашне она была снята. Обе постройки возводились по одной технологии.

Но даже если допустить возможность пропуска внутрь туристов, не каждый из них мог бы почувствовать себя там комфортно. И дело совсем не в клаустрофобии и других страхах, связанных с высотой и замкнутым пространством. Все гораздо проще — система вентиляции здесь не предусмотрена. Нетрудно догадаться, насколько жарко и душно в «сердце» Родины-матери летом, и как холодно и промозгло зимой.

А вот еще немного интересной технической информации простым языком:

  • Скульптура ничем не прикреплена к своему основанию. Она держится ровно под тяжестью собственного веса.
  • Если внешне Родина-мать выглядит строго и тяжеловесно, то внутри она напоминает многоэтажку-коммуналку с множеством небольших комнаток, нагроможденных друг на друга и растянувшихся на целых 11 этажей.
  • Удерживать руки в равновесии помогают стальные тросы, натянутые между ладонями. В правой руке имеется узкий лаз, который открывает доступ к мечу. Однако пролезть внутрь меча способен только человек с очень хрупким телосложением и минимумом одежды на себе. Около рукоятки предусмотрены специальные люки для промышленных альпинистов, осуществляющих чистку статуи.
  • Материалом для меча изначально служила нержавеющая сталь, а для крепости была произведена обшивка листами титана. Но конструкция не выдержала испытания ветром и в итоге была заменена на аэродинамическую конструкцию. Чтобы она могла противостоять силе ветра, сверху были установлены демпферы — проще говоря, гасители колебаний воздуха. Примечательно, что наиболее чувствительным оказался меч перед слабыми порывами ветра, примерно 5-8 метров в секунду. Контроль за установленной конструкцией ведется постоянно, начиная с 1972 года, момента установки.

Самые высокие статуи мира

Кто может соревноваться с Родиной-матерью по высоте? Таких «выскочек» найдено в мире немало, причем большая часть их сконцентрирована в Азии и воздвигнута в честь Будды. Но обо всем по порядку.

  • Монумент Вашингтона. Остроконечный шпиль, устремляющийся в небо на 169 метров, является памятником в честь Джорджа Вашингтона. До постройки Эйфелевой башни этот обелиск считался самым высоким сооружением на планете.
  • Монумент Победы. Знаком не только каждому москвичу, но и жителям России. Является одним из составных звеньев Мемориального комплекса, построенного в 1995 году. Высота стелы равняется 141,8 метра. Тот, кто интересовался историей этого проекта, знает, что если «разложить» длину по 10 см, то получится полное количество дней Великой Отечественной войны.
  • Будда Весеннего Храма. На религиозные постройки китайцы денег не жалеют, и данная статуя — прямое тому доказательство. На целых 128 метров в высоту она возвышается над зелеными холмами поселка Чжаоцунь (провинция Хэнань). Причем сам Будда стоит не на земле, а на царственном пьедестале в форме лотоса, подымающего его вверх сразу на 20 метров.
  • Лечжун Сасачжа. Простому обывателю название этого грандиозного сооружения выговорить очень трудно, зато ничего не мешает любоваться красотой позолоченного изваяния. Высота Будды составляет 116 метров, но самое интересное, что в ногах у него лежит еще один «двойник», воздвигнутый 17-ю годами раньше.
  • Родина-мать. Украинский вариант на тему патриотизма советского народа в период Великой Отечественной войны. Памятник был открыт в 1981 году, а высота вместе с мечом составляет 102 метра.
  • Статуя Свободы. Национальное достояние и предмет гордости каждого американца. Монумент был подарен правительством Франции от лица всех ее жителей по случаю празднования 100-летнего юбилея американской революции. Размеры сооружения — 93 метра с основанием, 43 метра без пьедестала.

Цифры впечатляют

Мамаев Курган — знаковое место не только для Волгограда, но и для всей России. Здесь, как нигде, максимально остро чувствуется грань между жизнью и смертью, потому что каждый клочок земли помнит всю боль и ужас, которые пришлось пережить тысячам советских солдат, сражавшихся за свою отчизну. Ровно 140 дней шли жесточайшие бои за взятие 102-й высоты, поэтому неудивительно, что самая большая статуя в мире (на момент возведения) была установлена именно в этом месте.

Даже спустя более семьдесят лет монумент входит в десятку самых грандиозных строений на планете. Его общая высота составляет 85 метров, из которых 16 м занимает фундамент. В руках у женщины лежит меч длиной 33 м, а вес статуи равняется 8 тыс. тонн. Главным скульптором и идейным вдохновителем грандиозного сооружения стал Евгений Викторович Вучетич. Он же и руководил проектом, взяв в помощники не менее именитых архитекторов и скульпторов — Матросова, Демина, Белопольского, Тюренкова, Новикова. Строительные работы продолжались с мая 1959 года по октябрь 1967 года, заняв целых 8 лет.