Оглавление
- История
- Условные обозначения прыжков в фигурном катании
- История первых прыжков
- Прыжки во вращение
- Несостоявшийся аксель Леоновой
- История появления и выполнения спортсменами
- Тулуп
- Техника прыжка
- Чем отличаются такие прыжки друг от друга?
- Техника выполнения
- Виды прыжков в фигурном катании
- Условные обозначения ошибок на прыжках в фигурном катании
- Туктамышева с четверным тулупом
- Исполнение
- Сложность выполнения
- Зубцовые прыжки
- Другие виды прыжков
История
Норвежский фигурист Аксель Паулсен , создатель прыжка Аксель
По словам историка фигурного катания Джеймса Р. Хайнса, прыжки в фигурном катании появились «относительно недавно». Прыжки рассматривались как «акробатические трюки, а не как часть искусства фигуриста» и «не имели места» в практике катания на коньках в Англии в 19 веке, хотя фигуристы экспериментировали с прыжками со льда в течение последних 25 лет 1800-х годов. . Прыжки или прыжки без вращения выполнялись из соображений безопасности, чтобы избежать препятствий, таких как шляпы, бочки и бревна на естественном льду. В 1881 году Spuren Auf Dem Eise («Следы на льду»), «монументальное издание, описывающее состояние фигурного катания в Вене», кратко упомянула прыжки, описывая три прыжка на двух страницах. Прыжки на коньках были частью спортивной части произвольной программы и считались неуместными для фигуристок.
Хайнс заявил, что произвольные движения, такие как спирали , раскиданные орлы , вращения и прыжки, изначально были индивидуальными обязательными фигурами , а иногда и специальными фигурами . Например, норвежский фигурист Аксель Паулсен , которого Хайнс назвал «прогрессивным», выполнил первый прыжок на соревнованиях, аксель , названный его именем, на первых международных соревнованиях в 1882 году как особая фигура. Прыжки также были связаны с их соответствующей фигурой; например, петлевой прыжок . Другие прыжки, такие как аксель и сальхов , были названы в честь изобретателей конькобежцев. Только в начале двадцатого века, намного позже создания организованных соревнований по конькобежному спорту, были изобретены прыжки с потенциалом завершения с несколькими оборотами и когда прыжки были официально классифицированы. Эти прыжки стали элементами атлетической произвольной программы, но они не принесли больше очков, чем прыжки без революции и полупрыжки. В 20-х годах прошлого века австрийские фигуристы стали выполнять первые двойные прыжки на практике и оттачивать вращения в акселе. Фигуристы экспериментировали с прыжками, и к концу периода сложился современный репертуар прыжков.
До 1930-х годов прыжки не играли важной роли в произвольных программах на международных соревнованиях. Атлетизм в спорте увеличился между мировыми войнами, особенно среди женщин, таких как норвежская чемпионка мира и олимпийская чемпионка Соня Хени , популяризировавшая короткие юбки, которые позволяли фигуристкам маневрировать и выполнять прыжки
Когда международные соревнования были прерваны Второй мировой войной, двойные прыжки мужчин и женщин стали обычным явлением, и все прыжки, кроме акселя, стали удваиваться. По словам писательницы Эллин Кестнбаум, «развитие техники вращения, необходимой для акселей и двойных прыжков, продолжалось», особенно в Соединенных Штатах и Чехословакии. По словам Хайнса, послевоенные фигуристы «довели границы прыжков до крайностей, которые фигуристы 1930-х годов не считали возможными». Например, чемпион мира Феликс Каспер из Австрии был хорошо известен своими спортивными прыжками, которые были самыми длинными и высокими в истории фигурного катания. Хайнс сообщил, что его аксель имел высоту четыре фута и 25 футов от взлета до посадки. И мужчины, и женщины, в том числе фигуристки из Великобритании, удваивали сальхов и петли в своих соревновательных программах.
В послевоенный период американский фигурист Дик Баттон , который «намеренно пытался привнести в мужское катание больше атлетизма», выполнил первый двойной аксель на соревнованиях в 1948 году и первый тройной прыжок, тройную петлю, в 1952 году. В 1950-х и начале 1960-х годов, особенно тройной сальхов, стали более обычными для фигуристов-мужчин, а фигуристки, особенно в Северной Америке, включали полный репертуар прыжков с двумя оборотами. К концу 1960-х — началу 1970-х годов мужчины обычно выполняли тройной сальхов, а женщины — на соревнованиях — двойные аксели. Мужчины также будут включать более сложные многооборотные прыжки, такие как тройные сальто , лутцы и петли; женщины включали тройной сальхов и петли для пальцев . В 1980-х годах мужчины должны были выполнить четыре или пять сложных тройных прыжков, а женщины должны были выполнять более легкие тройные прыжки, такие как петлевой прыжок. К 1990-м годам, после того как обязательные фигуры были удалены из соревнований, многооборотные прыжки стали более важными в фигурном катании. По словам Кестнбаум, прыжки, такие как тройной лутц, стали более важными во время соревнований по фигурному катанию среди женщин.
Условные обозначения прыжков в фигурном катании
Перед условным обозначением прыжка всегда стоит цифра от 1 до 4. Это количество оборотов, которые исполнил спортсмен. Прыжки мы разместили по возрастающей стоимости элементов фигурного катания
A —
Аксель
. По английски — Axel. Назван так в честь Акселя Паульсена
, который впервые исполнил такой прыжок ещё в конце позапрошлого века. Четверной аксель ещё никто не прыгнул, но его стоимость ИСУ уже оценила, видимо, на будущее.
T —
Тулуп
. На английском звучит как Toeloop. Его придумал израильский спортсмен Дэвид Тойлуп. Шутим. Если с английского переводить, то получается: «петля с зубца» или нечто подобное. Второй по стоимости прыжок.
S —
Сальхов
. По английски пишется Salchov. Вот его точно придумал шведский фигурист Ульрих Сальхов
— соперник нашего первого олимпийского чемпиона Николая Панина-Коломенкина
.
Lo —
Ритбергер
. Англоговорящие называют его Loopjump — в переводе: «прыжок петлёй». Самый редкий четверной. Из всех, кому покорился этот четверной, наиболее красивый на наш взгляд — у Юдзуру Ханю
.
F —
Флипп
. По английски — Flip. Легенда гласит, что слово означает «щелчок», который слышали первые фигуристы при исполнении этого прыжка во время отталкивания. Сейчас, когда прыгают тройной и с легкостью двойного, брызги льда летят во все стороны и явно слышен глухой удар зубца об лёд. Как ни странно, несмотря на то, что прыжок считается зубцовым, именно на нём и на лутце очень часто ставят ошибку «неправильное ребро». На всякий случай уточним — флипп прыгается с внутреннего ребра (имеем ввиду левую ногу).
История первых прыжков
В следующей таблице перечислены первые зарегистрированные прыжки во время соревнований, для которых имеется надежная информация.
Прыгать | Аббревиатура | Мужчины | Год | Дамы | Год | Источник |
---|---|---|---|---|---|---|
Петля на один палец | 1T | Брюс Мейпс | 1920-е годы | н / д | ||
Одноместный сальхов | 1S | Ульрих Зальхов | 1909 г. | Тереза Уэлд | 1920 г. | |
Одиночная петля | 1Lo | Вернер Риттбергер | 1910 г. | н / д | ||
Одиночный лутц | 1Lz | Алоис Лутц | 1913 г. | н / д | ||
Одиночный аксель | 1А | Аксель Паульсен | 1882 г. | Соня Хени | 1920-е годы | |
Двойной сальхов | 2S | н / д | 1920-е годы | Сесилия Колледж | 1930-е годы | |
Двойной лутц | 2Lz | н / д | Алена Врзанёва | 1949 г. | ||
Двойной аксель | 2А | Дик Баттон | 1948 г. | Кэрол Хейсс | 1953 г. | |
Петля тройного носка | 3Т | Томас Литц | 1964 г. | н / д | ||
Тройной сальхов | 3S | Ронни Робертсон | 1955 г. | Петра Бурка | 1962 г. | |
Тройная петля | 3Lo | Дик Баттон | 1952 г. | Габриэле Сейферт | 1968 г. | |
Тройной флип | 3F | н / д | Катарина Витт Мануэла Рубен | 1981 г. | ||
Тройной лутц | 3Lz | Дональд Джексон | 1962 г. | Дениз Бильманн | 1978 г. | |
Тройной аксель | 3А | Верн Тейлор | 1978 г. | Мидори Ито | 1988 г. | |
Петля для четверного носка | 4Т | Курт Браунинг | 1988 г. | Александра Трусова | 2018 г. | |
Четырехместный сальхов | 4S | Тимоти Гебель | 1998 г. | Мики Андо | 2002 г. | |
Четверная петля | 4Lo | Юдзуру Ханю | 2016 г. | никто не ратифицировал | ||
Четырехместный флип | 4F | Шома Уно | 2016 г. | Александра Трусова | 2019 г. | |
Четверной лутц | 4Lz | Брэндон Мроз | 2011 г. | Александра Трусова | 2018 г. | |
Четверной аксель | 4А | никто не ратифицировал | никто не ратифицировал |
Прыжки во вращение
Элементы, где после приземления спортсмена он продолжает следовать круговой траектории называют прыжками во вращение. В этом случае фигурист не ставит перед собой задачу выполнить максимальное количество оборотов в воздухе. Здесь важны высота прыжка и устойчивое последующее вращение на льду.
Различаются элементы характером приземления и фигурой. Можно вращаться на толчковом коньке или на ноге выполняющей мах. Есть прыжки в волчок, ласточку, оллером, петлей и т. п. Качество и форма итогового элемента во многом зависит от позы фигуриста в момент полета.
Способ толчка также влияет на техническую часть прыжка во вращение. Многие программы профессиональных спортсменов включают в себя толчки сальховым, петлей и акселем. Все эти элементы отличаются разными углами поворота корпуса при нахождении фигуриста в воздухе.
Так же как и в случае с каскадами судьи чаще всего закрывают глаза на зрелищность прыжков во вращение, оценивая технику исполнения по базовым нормам. Наибольшие оценки получают программы, где финальные пируэты состоят из нескольких комбинаций вращения.
Несостоявшийся аксель Леоновой
Сейчас всего две россиянки владеют тройным акселем. Этот прыжок пыталась разучить и Алёна Леонова перед стартом нынешнего сезона — такое заявление сделала сама спортсменка. Однако 29-летней фигуристке помешали обстоятельства личного характера.
Также по теме
«Не должен нести в массы своё мнение»: почему болельщики призвали отстранить Ягудина от работы на телевидении
Болельщики призвали отстранить от комментаторской деятельности олимпийского чемпиона 2002 года Алексея Ягудина. Соответствующая…
«Аксель я даже пробовала в конце прошлого сезона на тренировках, но потом приостановила попытки, потому что у меня была свадьба не за горами, и я решила, что надо как-то себя поберечь. Но думаю, что я возобновлю эти попытки. Техника у меня хорошая. Нужно просто заняться этим в ежедневном режиме. А четверной пробовала всего один раз, на удочке, в Америке, когда ещё у Морозова каталась. И я очень больно упала. После этого больше даже и не пыталась», — сказала Леонова «Фонтанке».
История появления и выполнения спортсменами
Такой прыжок впервые сделал в 1882 году фигурист-норвежец Аксель Паульсен. В честь него и назвали этот элемент. Причём стоит отметить, что исполнение проводилось не в фигурных, а беговых коньках.
Очень долго аксель исполняли только мужчины. Соня Хени — первая из женщин, кто его сделал, однако, не идеально, если судить по современным меркам.
На Олимпийских играх первым аксель сделал Дик Баттон в 1948 году. Первый чистый тройной аксель, исполненный на соревнованиях, принадлежит Александру Фадееву (1981).
Из женщин первой на соревнованиях правильно выполнила двойной аксель Кэрол Хейсс (1953), а тройной — Мидори Ито (1988).
Четверной аксель при выступлении на чемпионатах не покорился ещё никому.
Тулуп
Базовые оценки за исполнение по правилам ISU: 0,4 (одинарный) — 1,3 (двойной) — 4,2 (тройной) — 9,5 (четверной).
Самым простым зубцовым прыжком повсеместно признаётся тулуп, чьё название никак не связано с зимней одеждой, а означает в переводе с английского «петля на носке». Так что его принято считать «родственником» риттбергера. Разница между ними состоит только в том, что в тулупе толчок происходит не с ребра, а с зубца конька.
Также по теме
«Идёт тотальная проверка наших тренерских возможностей»: Зуева о работе с фигуристами в удалённом режиме из-за COVID-19
В любых обстоятельствах необходимо быть готовым перейти на новую форму работы с фигуристами. Такое мнение в интервью RT высказала…
Тулуп является самым молодым прыжком — американец Брюс Мэйпс придумал его только в 1920 году. Примечательно, что его же иногда признают и создателем флипа, однако оба прыжка получили нарицательные названия, так как Мэйпс не достиг никаких успехов как спортсмен. Впрочем, в фигурном катании на роликовых коньках тулуп всё-таки называется в честь его создателя.
Дальнейшее развитие тулупа получилось противоречивым. В 1964 году американец Томас Литц впервые показал прыжок в три оборота — значительно позже всех других, за исключением акселя. Однако эпоха четверных прыжков началась как раз с тулупа, причём с фальстарта. На ЧЕ-1986 первопроходцем стал чех Йозеф Сабовчик, однако его прыжок вскоре был лишён ратификации из-за касания льда второй ногой. Понадобилось два года, прежде чем канадец Курт Браунинг всё-таки исполнил революционный элемент чисто.
Погоня женщин за тулупом в истории не отразилась — два и три оборота вошли в обиход слишком быстро, чтобы имя автора осталось зафиксированным. Зато первая исполнительница четверного тулупа является общепризнанной. Это Александра Трусова, показавшая прыжок на юниорском ЧМ-2018 одновременно с четверным сальховом. Кроме неё, исполнить четверной тулуп чисто пока что удавалось только Камиле Валиевой. А вот с недокрутом прыжок несколько раз демонстрировала француженка Сурия Бонали ещё в начале 1990-х.
Техника прыжка
При выполнении акселя отталкивание происходит с ребра, приземление осуществляется на маховую ногу.
Фазы прыжка
Большинство спортсменов-правшей выполняют элементы против часовой стрелки. Для них пошаговое исполнения акселя выглядит следующим образом:
- Фигурист едет на правой ноге ребром назад-наружу, набирая скорость.
- Перед прыжком он разворачивается и переносит центр тяжести на другую ногу, слегка приседая.
- Продолжая скользить по дуге, фигурист делает тормозящее движение коньком и одновременно с отталкиванием совершает мах вперед свободной ногой.
- После отрыва ото льда нужно сгруппироваться и выполнить необходимое количество вращений.
- Приземление происходит на маховую ногу назад-наружу.
Внимание. Спортсмены, выполняющие элементы по часовой стрелке, делают их зеркально: начинают скольжение на левой ноге, а отталкиваются с правой
Варианты акселя
Технически к акселю близок прыжок в пол-оборота, так называемый перекидной. Он не требует группировки и длительного отрыва ото льда, поэтому доступен даже любителям. На соревнованиях перекидной не засчитывается и не оценивается отдельно. Спортсмены используют его как прыжок во вращение или для связок. Считается, что его правильное выполнение закладывает техническую базу для успешного обучения другим прыжковым элементам.
https://youtube.com/watch?v=0VQQ_iOlRHY%3F
Еще одной разновидностью является полуаксель. Фигурист отталкивается и приземляется на ход вперед. На соревнованиях такой прыжок не выполняют, поскольку бригада арбитров зачтет его как обычный одинарный аксель. Используют его преимущественно на разминках.
В редких случаях спортсмен приземляется на ту же ногу, с которой отталкивался. Так называемый одноногий аксель дает возможность выполнять прыжок в каскаде с сальховым. Однако из-за особенностей действующей системы судейства в программу такой каскад не включают.
Усложнение прыжка для получения более высоких баллов происходит за счет уменьшения группировки во время вращения (поднятая вверх рука). Спортсмены также изменяют заход на аксель и выезд с него — например, делают его с «кораблика».
В парном катании существует выброс аксель, но популярностью он не пользуется. Из элементов «ультра-си» спортсмены отдают предпочтение выбросу в четыре оборота. Единственная топ-пара, включавшая в свои программы акселевский выброс — Алена Савченко и Робин Шолковы. Но сделать его чисто спортсменам не удалось ни разу.
Чем отличаются такие прыжки друг от друга?
Для непосвящённого в таинства катания человека различий, казалось бы, на первый взгляд, нет. Но они кардинальные как в самом исполнении, так и в отдельных аспектах. Итак, в чём основные различия между этими видами прыжков?
Год появления в фигурном катании
Аксель исполнен впервые в 1882 году норвежцем Акселем Паульсеном, в честь которого он и получил своё название.
Тулуп сходен в названии с английским обозначением прыжка риттбергера и похож на него заходом. Тулуп выполнил американский фигурист Брюс Мэйпс в 1920 году.
Толчок и приземление
На аксель толчковая нога левая, а приземление происходит на правую маховую. Правда, тут есть небольшой нюанс. Левша-фигурист может делать это наоборот.
При тулупе же и толчок, и приземление происходит на правую ногу.
Число оборотов
В акселе нецелое число оборотов, то есть бывает одиночный аксель с 1,5 оборотами, а также самый сложный, ещё ни разу не исполняемый на соревнованиях — четверной с 4,5 оборотами. Происходит так потому, что его делают с движения вперёд. Долгое время девушки не выполняли этот элемент.
Ещё есть варианты меньше чем в 1,5 оборота. Это так называемые перекидной и полуаксель. Первый отличается тем, что не требует особой группировки. Его используют как связующий элемент в комбинации.
Полуаксель же — это прыжок с одним оборотом, приземлением вперёд на левый зубец и правое ребро.
Тулуп — прыжок с полным оборотом. Осуществляется и четверной тулуп, его впервые покорил Алексей Урманов в 1991 году. Женщины прыгали достаточно долго только тройной тулуп. Однако на соревнованиях 2018 года среди юниоров Александра Трусова смогла исполнить четверной тулуп.
Справка. В фигурном катании есть тенденция к более частому выполнению четверных прыжков разной сложности как среди женщин, так и среди мужчин. Возможно, что в скором будущем спортсменам покорится и четверной аксель.
Техника выполнения
Аксель считается уникальным по технике исполнения элементом, поскольку спортсмен движется вперед, и может сделать только нецелое число оборотов. На этапе подготовки к прыжку, фигурист сильно разбегается, скользя назад — наружу. Далее воспроизводится следующая последовательность действий:
- Спортсмен отталкивается.
- Фиксирует тело в прямой позиции (таз не выпячивается, осанка ровная, голова не опускается).
- Замедляется, осуществляет нерезкий (но и не слишком расслабленный, иначе это снизит качество исполнения) переход к основной части.
- Сделав 3,5 оборота во время нахождения в воздухе, приземляется.
Пошаговая методика выполнения прыжка аксель в фигурном катании:
- Разминочное скольжение (необходимо для набора скорости и выполняется на правой ноге).
- Выпад.
- Разворот со смещением массы тела на левую нижнюю конечность.
- Приседающее движение (его нужно делать медленно).
- Скольжение (выполняется на левой ноге).
- Прыжок вверх.
- Замедление движения с помощью конькового лезвия, сопровождаемое подъемом свободной ноги вперед.
После этого спортсмену нужно будет обернуться в воздухе нужное число раз и, правильно сгруппировавшись, приземлиться на правую ногу.
Начальное вращение в акселе создано специальным стопорящим движением, выполненным коньком толчковой ноги (хотя профессионалы могут пробовать и некоторые другие варианты). Попытка увеличить кривизну толчковой дуги приведет к потере устойчивости. Аналогичного результата можно ожидать при вращении верхней части тела, вслед за которой поворачивается и низ.
Виды прыжков в фигурном катании
Реберный — при его выполнении фигурист отталкивается ребром опорного конька от поверхности льда. В зависимости от вида толчок выполняется с внешнего или внутреннего ребра как с левой, так и с правой ноги. Вторая в момент толчка производит замах.
К реберным прыжкам относятся:
- аксель;
- сальхов;
- риттбергер;
- валлей;
- ойлер.
Зубцовый (или носковый) — фигурист одним коньком описывает по льду длинную дугу или разворачивается на ней, перед выпрыгиванием в воздух приседает на опорной ноге, упираясь зубцами второго конька в лед, и раскручивает корпус туловища, выходя в элемент.
Виды зубцовых прыжков:
- лутц;
- тулуп;
- флип.
Справка! При выполнении каскада первым может идти любой прыжок, а вторым только тулуп или риттбергер, что объясняется характером смены ног.
Условные обозначения ошибок на прыжках в фигурном катании
Технический специалист (это именно он определяет, какой прыжок был исполнен и какие ошибки были допущены) засчитывает не все технические ошибки подряд, а только те, которые искажают саму суть прыжка. Чаще всего они малозаметны и нужен «намётанный» глаз, чтобы их увидеть.
Например, если спортсмен забыл прижать руки в группировку — это ошибка, но если при этом прыжок был докручен (то есть в воздухе фигурист скрутил ровно 360° или кратное этому числу, то судья поставит чисто исполненный прыжок, а вот если наоборот — спортсмен вроде всё сделал правильно, но при этом скрутил на полоборота меньше, чем положено, то прыжок будет отмечен специальным знаком. Вот про эти знаки и ошибки которые ими обозначают мы сейчас и поговорим.
q —
Кью
от английского quarter — четверть. Это обозначение недокрута прыжка ровно в четверть оборота. Базовая стоимость при такой ошибке остается неизменной, но судьи обязательно снизят за это GOE. Знак введен с сезона 2020-2021. Для более тонкого определения недокрутов, где часто проскальзывает субъективизм арбитров.
< —
Галка
. Долго искали, но так и не смогли найти английское название. Добрый человек подсказал — carrot — морковь по английски. Чем-то этот значек напоминает полезный корнеплод. Галка ставится, если спортсмен провращался в воздухе на 90° — 180 ° меньше, чем положено, т.е. «недокрутил». Стоимость прыжка за такую ошибку не сильно, но снижают.
<< —
Две галки
. Такой значок ставят напротив прыжка, если спортсмен недокрутил более 180°. Стоимость прыжка становится, как если бы прыгнул на один оборот меньше.
e —
Неправильное ребро
. Это о чём мы упоминали, разговаривая про лутц и флип. Этот знак ставится, когда фигурист отталкивается от льда с неправильного ребра. Правильные ребра: на лутце — наружное, на флипе — внутреннее. Самое смешное — есть такие «талантливые» фигуристы, которые умудряются оба прыжка исполнять с неверного ребра. На базовую стоимость влияет ровно на то же количество баллов, что и «одна галка».
! —
Восклицательный знак
. Этот знак так же ставится только у флипа и лутца в случае, если технический специалист посчитал, что отрыв происходит с «нечеткого ребра». На базовую стоимость прыжка эта ошибка не влияет, но судьи обязательно её учтут при выставлении GOE.
COMBO —
Не выполнен обязательный каскад в короткой программе
. Этот знак после прыжка, например: 3Lz+COMBO, говорит о том, что спортсмен должен был исполнить каскад прыжков, но, по какой-то причине (чаще всего падение), не смог. На оценку не влияет, но оставляет плохое впечатление у судейской бригады.
REP —
Повтор
. От английского слова «repeat». Обозначает ошибку, похожую на COMBO, но в произвольной программе. По правилам, в произвольной программе фигурного катания один и тот же прыжок второй раз можно исполнить только в составе каскада или комбинации. Если по каким то причинам спортсмен оба раза прыгнул прыжок сольно, то ко второй попытке добавляют этот знак и базовую стоимость уменьшают на 30%.
Туктамышева с четверным тулупом
Самое обсуждаемое событие последних дней в фигурном катании — появление ещё одной квадистки, то есть спортсменки, выполняющей четверные прыжки. Ею стала чемпионка мира 2015 года Елизавета Туктамышева. Впрочем, пока говорить о том, что она поставит новый прыжок в программу, рано. Спортивный агент Ари Закарян показал в своём Instagram, как 22-летняя фигуристка сделала четверной тулуп на тренировке.
Для женского одиночного катания это настоящее событие. Прежде считалось, что четверные прыжки — прерогатива совсем молодых спортсменок. Единственной фигуристкой старше 16 лет, выполняющей прыжок в четыре оборота на соревнованиях, является Элизабет Турсынбаева, которая в 19-летнем возрасте сделала четверной сальхов на чемпионате мира, что гарантировало ей серебряную медаль.
Кроме Турсынбаевой, четверные прыжки покорялись Мики Андо, Александре Трусовой, Анне Щербаковой, Камиле Валиевой и Алисе Лью. Всем, за исключением Андо, эти сложнейшие элементы обеспечивали сумасшедшее преимущество над соперницами и победы на соревнованиях. В связи с этим нередко болельщики и специалисты утверждают, что взрослым спортсменкам без элементов ультра-си за медали уже можно не бороться, так как осваивать четверные с нуля в таком возрасте якобы невозможно.
Но Туктамышева смогла показать четверной тулуп хотя бы на тренировке, как и японка Рика Кихира, которая пошла дальше и исполнила более лёгкий сальхов в четыре оборота на официальной разминке перед домашним этапом Гран-при. Кстати, обе эти фигуристки владеют тройным акселем и теперь будут стараться стать первыми взрослыми спортсменками, которые сделают его в одной программе с четверным прыжком. Пока что это удалось только юниорке Лью.
По мнению известного тренера Татьяны Тарасовой, Туктамышева может попробовать выучить и четверной лутц, так как тройной получается у неё почти всегда идеально.
«Я ещё не видела, но это прекрасно. Знаете, есть такая поговорка: хорошо яичко к Святому дню. Лиза Туктамышева, работая с Алексеем Мишиным, давно могла прыгать четверной тулуп. Она и лутц могла прыгать. Она — молодая спортсменка с огромным прыжком. Она может прыгать многие четверные. Просто пока ученицы Тутберидзе не стали исполнять четверные, все как-то были в замешательстве. Они прыгнули — пошли все прыгать. Браво, Тутберидзе», — сказала Тарасова Sport24.
Четверной тулуп открывает Туктамышевой более широкие перспективы на предстоящем чемпионате России, где она будет бороться за медали и попадание в национальную сборную. В случае включения этого элемента в произвольный прокат 22-летней фигуристки её программа уже точно будет иметь более высокую базовую стоимость, чем у Алины Загитовой, Евгении Медведевой и Алёны Косторной. При этом Щербаковой и Трусовой уже нельзя будет падать на своих четверных прыжках — потерянных на этом баллов уже может не хватить, если Туктамышева чисто исполнит четверной тулуп и два тройных акселя.
Исполнение
Американская фигуристка Мираи Нагасу , 2010 г.
Японский фигурист Мао Асада , 2014 год.
Аксель — это прыжок с ребра, это означает, что фигурист должен подпрыгивать в воздухе с согнутых колен. Это самый старый, но самый сложный прыжок в фигурном катании. «Подготовка» к акселю — это прыжок вальс, прыжок на полоборота и первый прыжок, который выучили фигуристы. Аксель состоит из трех фаз: фаза входа (которая заканчивается взлетом), фаза полета, когда фигурист вращается в воздухе, и фаза приземления, которая начинается, когда лезвие фигуриста ударяется о лед, и заканчивается, когда он «безопасно». катание назад по всему внешнему краю с одной ногой позади в воздухе «. По словам исследователя Анны Мазуркевич и ее коллег, наиболее важными частями фазы входа являются фаза перехода (также называемая фазой перед взлетом) и сам взлет. Прыжок имеет отрыв вперед, к которому выполняется подход с серией переходов назад либо в противоположном, либо в том же направлении по отношению к вращению прыжка, с последующим шагом вперед на переднюю внешнюю кромку отталкивания.
Фигурист также должен подходить к прыжку, как правило, с левого переднего внешнего края конька, чтобы он мог сделать шаг вперед. Затем фигурист пробивает свободную ногу, помогая им подпрыгнуть в воздухе. Фигурист должен приземлиться на правый задний край конька. Смена стопы, необходимая для выполнения акселя, означает, что центр тяжести фигуриста должен быть перенесен с левой стороны на правую при вращении в воздухе, чтобы достичь правильного положения для приземления. В результате у акселя есть дополнительный полуоборот, который, как утверждает эксперт по фигурному катанию Ханна Роббинс, «делает тройной аксель больше четверным прыжком, чем тройным»: одиночный аксель состоит из полутора оборотов. , двойной аксель состоит из двух с половиной оборотов, а тройной аксель состоит из трех с половиной оборотов.
Спортивный репортер Нора Принчотти заявляет о тройном акселе: «От фигуриста требуется невероятная сила и контроль над телом, чтобы набрать достаточный рост и быстро войти в прыжок, чтобы выполнить все вращения перед приземлением с достаточно сильной базой, чтобы поглотить силу. сгенерировано «. По словам американской фигуристки Мираи Нагасу, «падение на тройном акселе действительно жестоко». Было показано, что более опытные фигуристы имеют большую скорость взлета и длину прыжка. Когда фигуристы выполняют двойные аксели, они демонстрируют большее вращение во время фазы полета, взлетают в более закрытых положениях и достигают большей скорости вращения, чем при выполнении одиночных акселей. Они также увеличивают свои повороты не за счет увеличения времени нахождения в воздухе, а за счет увеличения скорости вращения при выполнении одиночных, двойных и тройных акселей. По словам исследователя Д.Л. Кинга, ключом к успешному выполнению тройного акселя является «достижение высокой скорости вращения за счет создания углового момента при взлете и сведения к минимуму момента инерции относительно оси вращения».
Сложность выполнения
В ходе соревнований можно прыгнуть акселем не больше двух раз, причем второе исполнение элемента будет учтено, только если он будет частью комбинации или каскада. Максимальная оценка, которую можно получить за него при высокой сложности выполнения — 8,5 баллов. Если выступающий падает, то у него отнимают 1 балл.
Аксель (тройной) в противовес тулупу — трудный для исполнения элемент. Однако его будет легче освоить, если во время обучения сосредоточиться не на приземлении, а на самом вращении. Можно даже использовать специальные тренажеры, которые позволят улучшить качество исполнения этой части элемента. Новичкам, которые желают побыстрее стать на лед и покорять вершины славы советуем не торопиться, а тщательно и постепенно изучать все элементы и прыжки. От техники и умения в дальнейшем зависит успех.
Зубцовые прыжки
Тулуп
Для профессионального спортсмена — это самый простой элемент. Название прыжка не имеет отношения к одежде и образуется от слов toe loop, что с английского переводится как «Петля на носке». Элемент попал в обязательную программу благодаря Брюсу Мэйпсу — американскому спортсмену.
Заход на тулуп достаточно короткий. Спортсмен после скольжения отталкивается, меняет свое положение на 180 градусов и уже на другой ноге продолжает двигаться назад. По завершению подскока фигурист оказывается на льду на ребре конька. Элемент признан одним из самых простых за счет смены ног.
Как отличить прыжок тулуп от других в фигурном катании:
толчок всегда с правой ноги.
Количество оборотов / баллы:
- IV — 10,3;
- III — 4,1;
- II — 1,3;
- I — 0,4.
Флип
Это следующий по сложности реализации после тулупа элемент. Он получил свое название от английского слова lip, что в переводе означает «щелчок». В момент исполнения флипа действительно слышится необычный звук.
Подскок стартует с отхода назад, после чего левый конек фиксируется на ребре и происходит отталкивание. Затем спортсмен ускоряется и вместе с тем начинает вращение. Прыжок заканчивается приземлением на лед правого конька. Далее левая нога и рука перемещается за корпус.
Как отличить флип от других элементов:
- старт исключительно с левого конька на манер лутца;
- перед флипом фигурист скользит спиной вперед.
Количество оборотов / баллы:
- IV — 12,3;
- III — 5,3;
- II — 1,8;
- I — 0,5.
Лутц
Это сложный зубцовый подскок, получивший свое название в честь спортсмена Алоиза Лутца из Австрии. Элемент достаточно зрелищный, эффектный и имеет привычное для фигурного катания определение: одинарный, двойной и т.д. Четвертной прыжок покорился американскому спортсмену Брендону Мрозу в 2011 году.
Старт происходит с наружного ребра левого конька подачей тела назад и далее по дуговой траектории без последующей смены ног. Фигурист отталкивается правым коньком, раскручивает корпус и расправляет руки, после чего касается правой ногой льда. Траектория движения спортсмена чем-то похожи на литеру S.
Иногда фигуристы совершают промах, переходя на внутреннее ребро в момент выполнения элемента. В этом случае подскок становится похожим на флип. Подобные ошибки на спортивном сленге называют «флутц».
Как отличить прыжок лутц в фигурном катании:
- старт с левого конька наружного ребра;
- подскок выполняется по продолжительной дуге лицом назад;
- траектория вращения спортсмена против часовой стрелки.
Количество оборотов / баллы:
- IV — 13,6;
- III — 6,0;
- II — 2,1;
- I — 0,6.
Другие виды прыжков
Кроме базовых элементов есть еще и дополнительные. Чаще всего их используют в связках с основными скачками. В доброй половине случаев на оценку они не влияют, а просто подогревают интерес зрителей на трибуне.
Перекидной
Это один из самых простых прыжков. Иногда его называют «вальсовым» и выполняется он в пол-оборота. Заход на прыжок начинается с движения назад по дуге, после чего делается фиксация на наружном ребре левого конька и сам прыжок, во время которого выпрямленная нога делает пол-оборота.
Шпагат
Спортсмен в момент прыжка исполняет шпагат. Суть элемента не в количестве и качестве вращений, а в точности позиции. При этом шпагат допустим как продольный, так и поперечный. Прыжок исполняется, как правило, в связке с флипом или петлей. Элемент не оценивается судьями, чаще выступая в качестве связки.