Станислав попов

Звездный путь

В 1981-м году танцевальная пара сменила статус – из любителей они перешли в профессионалы, началась их настоящая карьера, полная ярких состязаний и многообещающих турниров. Совсем скоро Поповы превратились в настоящую легенду мира танцев как в своей родной стране, так и за её пределами. Танцоров приглашали выступать на самые престижные кубки мира и нередко они становились их лауреатами – выигрывали в Чехословакии, Болгарии, Венгрии. Их имена гремели на телевидении и радио, были известны в каждом доме.


Так сложилось, что успешные в карьере и последующей преподавательской деятельности, через какое-то время Станислав и Людмила решили расстаться. Станислав Попов продолжил свою деятельность в качестве наставника и преподавателя для многих молодых дарований, а после начал активно заниматься организацией спортивных мероприятий по бальным и спортивным танцам в России.

Танцевальная карьера

Начинать заниматься бальными танцами в 15 лет, рассчитывая на отличные результаты, – смелое решение. Но Станислав Попов уже преуспел в пятиборье, включающем в себя конкур, плавание, бег, стрельбу и фехтование. Спортивная физическая подготовка и пластика, которой удалось достичь, занимаясь плаванием и фехтованием, быстро помогли парню добиться таких результатов, как у танцоров с многолетним опытом. Помогло Станиславу и желание преуспеть, догнать ровесников и стать лучшим.

Людмила Бородина и Станислав Попов

Первая постоянная партнерша по бальным танцам появилась у Станислава Попова, когда юноше исполнилось 18 лет. Тогда, в 1967-ом, брат познакомил Станислава с Анной Кушнаревой. Первым педагогом Попова стал Бруно Белоусов, руководитель студии Дома культуры «Химик». Примечательно, что в это время появились турниры, в которых присуждались призовые места. Стимул совершенствоваться был замечательный.

В начале 60-х годов советские танцовщики черпали информацию о технике бальных танцев из английского журнала Ballroom Dancing Times, издания «Письма Алекса Мура» — члена и экзаменатора Имперского общества учителей танцев. Воссоздавали танцевальные па и костюмы по фото из газеты Dance News.

Пара Станислав и Людмила Поповы сложилась в 1968 году. Впрочем, сначала пара называлась несколько иначе: Станислав Попов и Людмила Бородина. Через 6 лет, в 1974-ом, когда молодые люди поженились, начались выступления под одной фамилией.

Людмила Бородина и Станислав Попов

Из любительского танца в профессиональный Станислав и Людмила перешли в 1981 году. На тот момент танцору исполнилось 34 года. В 80-ых бальный дуэт Поповых превратился в легенду. Первый же танцевальный фестиваль в Дрездене ознаменовался успехом советской пары.

Благодаря Людмиле и Станиславу СССР долгое время был «впереди планеты всей» в сфере бальных танцев. Поповы в общей сложности приняли участие в более чем сотне турниров. Наиболее успешными оказались турниры в Прибалтике: «Янтарная пара» в Каунасе, «Рижская осень», «Таллинская регата» и «Таллинская весна», «Вильнюс». Потом дуэт начал завоевывать призовые места в дальнем зарубежье: ГДР, Финляндии, Австрии, Болгарии.

Показательным примером популярности бального дуэта Поповых можно назвать случай с приглашением пары на лондонский танцевальный чемпионат мира. В СССР на тот момент существовало негласное правило: в западную страну нельзя выезжать чаще, чем раз в полгода. Станислав и Людмила прекрасно выступили на фестивале Европы в Англии. Танцовщиков сразу же пригласили на фестиваль мира в Лондоне. Для того чтобы принять решение по этой паре, на заседание собрался международный отдел ЦК КПСС. Решили отпустить.

Станислав Попов

Но в Лондоне Поповы опять заняли призовое место и их снова пригласили на крупнейший Блэкпульский фестиваль, который был настоящим событием в танцевальном мире.

Все участники прибывали в Блэкпул за счет собственной страны: участие в этом конкурсе считалось вершиной признания мастерства танцоров, соответственно повышало престиж страны-участницы. Для советской пары учредители фестиваля сделали беспрецедентное исключение: решили оплатить расходы по пребыванию, включая дорогу и командировочные. Но представители власти проявили чрезвычайную «бдительность»: пару не выпустили из Союза. Поповы на 3 года стали невыездными.

Последнее совместное выступление Станислава и Людмилы Поповых состоялось в Токио в 1988 году. На фестивале «All World Stars Champions» с дуэтом устроили специальную церемонию прощания. Спустя несколько месяцев с поклонниками в родной стране пара попрощалась на I Международном конкурсе бальных танцев, который состоялся в Москве.

Станислав Попов в молодости

В 1991 году Станислав и Людмила Поповы получили приглашение на работу в США. Станислав Григорьевич Попов 5 лет преподавал бальные танцы в Сиэтле. Танцору была выдана специальная грин-карта. До 1995 года Попов в качестве наставника побывал в Голландии, Гонконге и Германии.

Домой Станислав возвратился в одиночестве. Людмила Попова осталась жить и работать в США.

Никогда не поздно начать

Очень часто люди, никогда не занимавшиеся танцами в детстве, вдруг решают начать танцевать уже в зрелом возрасте. Конечно, цели у всех могут быть разные: желание улучшить свою форму, знакомство и проч. Но очень часто случается так, что человек, придя на занятия, к примеру, чтобы сбросить несколько килограммов, потом начинает танцевать… только ради самих танцев! Человек видит других танцующих людей, как они красиво двигаются – и это его просто «заражает»! Кстати, часто полные люди бывают очень легкими в движениях. Например, недавно вышел фильм, посвященный знаменитому американскому преподавателю Пьеру Дюлейну (Pierre Dulaine). Так вот он в Бруклине или в Квинсе, точно не помню, но в одном из проблемных районов Америки организовал бальные классы и начал заниматься с подростками. Это абсолютно реальная история. В фильме несколько ребят были очень полными, но они замечательно двигались. А в начале этого года в Буэнос-Айресе прошел чемпионат мира по бальным танцам, когда профессионалы выступали со своими студентами. Что-то вроде нашей программы «Танцы со звездами». Одна дама-студентка была достаточно крупногабаритная, но когда она попала в финал, так народ просто неистовствовал от восторга! Она и ее преподаватель стали героями вечера. Они танцевали ча-ча-ча, румбу, самбу, европейскую программу. И это было действительно красиво! Согласитесь, что когда люди по телевизору смотрят на моделей, они обычно понимают, что до их пропорций им далеко. Ведь в жизни гораздо больше людей, которые далеки от этих параметров. И когда они видят, как полный человек вышел на сцену, что он танцует и он счастлив, то у них появляется вдохновение.

Вообще каждый человек комплексует. Для многих людей переступить порог танцевального зала – все равно что преодолеть барьер внутри себя. Но сделать это никогда не поздно.

Слово об аргентинском танго

Танцуя всю жизнь «классическую» и «латиноамериканскую» конкурсные программы, я столкнулся с аргентинским танго лишь однажды – когда, будучи в Германии, на очередном танцевальном турнире, я для интереса взял несколько уроков. Мои ощущения? – В аргентинском танго концентрация той энергии, которая находится между партнерами и пытается вырваться наружу, настолько высока, что это нельзя сравнить не только с европейским танго, но и ни с каким другим танцем. Европейское танго более адаптировано к исполнению всеми народами, а аргентинское — это пламя, страсть. Это филигранная техника аргентинского танца, где в тесном контакте происходит разговор не просто тел и ног, а души и сердца. Жаль, что аргентинское танго пришло в Россию только недавно, и сейчас у меня уже нет возможности изучить этот танец. Просто нет времени…

Искусство прикосновения

Конечно, и в моей практике были случаи, когда студенты влюблялись в своих преподавателей танца. Но это не массовое явление. Хотя бы просто потому, что преподавателей на всех не хватит… Ну и надо понимать, что сама эта профессия предполагает определенный флирт. Надо произвести впечатление, создать хорошее настроение. К тому же танец — это эротическое действие. Два человека соприкасаются, двигаются вместе, чувствуют определенную гармонию своих движений…Чаще всего преподаватель и студенты испытывают симпатию друг к другу, учителя уважают, ему доверяют, но романы «на танцполе» возникают не всегда.

Между прочим, в Америке часто перед началом урока танцев и по его окончании принято «to give a Hug» студентке, т.е. обняться. Я думаю, у нас тоже так будет. Это очень по-дружески, нежно, но без какого-либо личного интимного приближения…А у англичан есть даже такая формула: Teaching is touching, т.е. «преподавание – это прикосновение». И это правильно. Ведь как иначе понять, какие группы мышц должны работать? Какие мышцы должны расслабляться, а какие, наоборот, сокращаться? Научить этому можно только путем прикосновения. Но это должно быть деликатно, ненавязчиво, без вторжения во внутреннее духовное пространство человека. А вообще задача преподавателя – не столько научить технике определенных движений, сколько создать у студента ощущение радости от занятий, от движения под музыку, чтобы он почувствовал, как его тело красиво и гармонично.

Токио, 1988 год

Это был последний танцевальный турнир. Мне был 41 год, моя первая супруга и партнерша Людмила Бородина находилась на 5-м месяце беременности… Накануне этой поездки мы для себя решили, что настало время закончить профессиональную танцевальную карьеру и начать преподавать. Конечно, мы и до этого много преподавали, так что переход произошел постепенно и сам собой. А тот турнир был потрясающим. Выступали лучшие пары мира, играли три оркестра…Это был красивый момент для завершения одного – и очень продолжительного – жизненного этапа. Мне кажется, каждый профессиональный танцор должен чувствовать, когда настало время закончить танцевальную карьеру. Танцы жестоки. Конечно, официально возраст танцора никто не ограничивает. В профессиональных танцах человек, достигший 35 лет, автоматически переводится в категорию сеньоров, а там может танцевать как угодно долго. На этот счет вспоминаю диалог с балетмейстером Игорем Моисеевым. Его спросили: «Можно ли танцевать до 40 лет?» — «Можно» — «А до 50?» — «Можно» — «А до 60?» — «Танцевать-то можно, смотреть нельзя». И я согласен с этим. Но, опять же, здесь речь идет о танцорах-профессионалах, поскольку в конкурсной программе разница в возрасте как внутри самой пары, так и среди танцующих пар очень заметна. А как любитель танцевать можно сколько угодно, ведь танцы сами по себе дарят ощущение радости, а значит, продлевают жизнь.

Станислав Попов сейчас

В 2017 году в стране отмечался юбилей бального танца в России – ровно 60 лет назад прошел первый конкурсный турнир в рамках Международного фестиваля молодежи и студентов. Поэтому в апреле 2017 года в Кремле в честь этого события состоялся чемпионат Европы по латиноамериканским танцам среди профессионалов. Организатором турнира стал заслуженный деятель искусств России, президент РТС, Станислав Попов.

Глава Российского танцевального союза Станислав Попов

На конкурсную площадку помимо гостей мероприятия, вышли российские звезды бального танца – Никита Бровко и Ольга Урумова, Кирилл Белоруков и Полина Телешова, Валентин Воронов и Алина Имрекова, Павел Трошичев и Ольга Заливалова.

В конце вечера зрители выступления под звуки музыкального коллектива Георгия Мушеева «7 ветров» и группы Семена Мильштейна «Дэнс-ленд» получили возможность выйти на паркет и попробовать себя в танце.

В августе состоялось еще одно торжество – на этот раз по случаю 70-летнего юбилея Станислава Попова.

Станислав Попов

Несмотря на возраст, руководитель РТС проводит фестиваль за фестивалем, регулярно готовит дебютантов для Венского бала. В октябре при поддержке Станислава Попова в Кремле состоялся Чемпионат мира по европейским танцам среди профессионалов.

Для участия в конкурсе, который начался 28 октября, прибыли два дуэта из США – Арунас Бижокас и Екатерина Демидова, Виктор Фанг и Анастасия Муравьева, призеры первого и второго места. Порадовали зрителей также британцы Андреа и Сара Гиджиарелли и итальянцы Валерио Колантони и Моника Нигро. Не обошлось на чемпионате и без российских танцовщиков – Александра Жираткова и Ирины Новожиловой, Станислава Зелянина и Ирины Черепановой, Сергея Сутырина и Натальи Сажиной.

Президент Российского танцевального союза Станислав Попов

На весну 2018 года запланировано проведение Кубка мира, еще через год при участии РТС будет организован чемпионат Европы по латиноамериканским танцам.

Детство и юность

Станислав Григорьевич Попов родился в интеллигентной московской семье, получил образование в столичной школе при Академии педагогических наук. Он с раннего детства был подвижным и спортивным парнем. Танцевать ему нравилось с юных лет, но сначала свободное время мальчик отдавал спорту. В 17 лет Попов достиг результатов по троеборью, став призером Московского чемпионата, но на этом не остановился и вскоре уже стал мастером спорта по пятиборью.

Станислав Попов в 2019 году

С бальными танцами Станислав Попов познакомился в 15 лет. В школу танцев, которая находилась в Сокольниках, мальчика привел старший брат Виктор. Стас был очарован пластикой танцующих пар, гордым величием и необыкновенной нежностью танца, классической музыкой, атмосферой зала. Молодой человек влюбился в увиденное и с этого момента начал посещать занятия.

Мысль связать дальнейшую жизнь с этим видом искусства пришла к Станиславу Попову гораздо позже. В 1972 году молодой человек стал студентом столичного энергетического вуза, выбрав серьезную и престижную специальность «промышленная электроника». Вскоре парень понял, что дальнейшая биография сложится счастливо тогда, когда он будет заниматься любимым делом — бальными танцами.

Станислав Попов: биография

В каждом виде искусства есть знаковые имена, по которым ориентируются, словно по звездам. Если речь заходит о бальных танцах, то в России такой звездой стал Станислав Попов, который вместе с Людмилой Поповой завоевал титул лучшей пары танцовщиков бального танца в Советском Союзе.

Помимо танцевальной карьеры, Станислав освоил профессию балетмейстера, позднее занял должность главы Российского танцевального союза, стал почетным вице-президентом Всемирного танцевального союза (WDC). Обладатель танцевального «Оскара» Carl Alan Awards.

Глава Российского танцевального союза Станислав Попов

Станислав Григорьевич Попов родился в интеллигентной московской семье. Получил образование в столичной школе при Академии педагогических наук. Станислав с раннего детства был подвижным и спортивным парнем. Танцевать Станиславу нравилось с юных лет, но сначала свободное время мальчик отдавал спорту. В 17 лет Станислав Попов достиг результатов по троеборью, став призером Московского чемпионата. Но на достигнутом не остановился и вскоре уже стал мастером спорта по пятиборью.

С бальными танцами Станислав Попов познакомился, когда юноше исполнилось 15. В школу танцев, которая находилась в Сокольниках, мальчика привел старший брат. Станислав был очарован пластикой танцующих пар, гордым величием и необыкновенной нежностью танца, классической музыкой, атмосферой зала. Молодой человек тут же влюбился в увиденное и с этого момента начал посещать занятия.

Станислав Попов

Мысль связать дальнейшую жизнь с этим видом искусства пришла к Станиславу Попову гораздо позже. В 1972 году молодой человек стал студентом столичного энергетического вуза, выбрав серьезную и престижную специальность «промышленная электроника». Но танцуя, Станислав ощущал настоящее и всеобъемлющее счастье. Вскоре Попов понял, что дальнейшая биография сложится хорошо тогда, когда он будет заниматься любимым делом – бальными танцами.

Личная жизнь

Первой супругой Станислава Попова стала Людмила Бородина. Вместе пара прожила 20 лет. В семье родилась дочь Ксения. Но после переезда Станислава Григорьевича в Россию супруги расстались. Ксения не пошла по стопам родителей, но тоже творческий человек — певица. В 16 лет она сумела занять 2-е место на вашингтонском конкурсе сопрано, а спустя 2 года поднялась на первую ступень, теперь работает в калифорнийском оперном театре.

Вторая жена танцора — Ирина Остроумова. Знакомство состоялось в 1995-м, когда Станислав руководил подготовкой первого Кубка мира, а девушка искала партнера и заодно помогала в организационных моментах. В этом браке родился сын Никита. Через некоторое время после его рождения супруги расстались, но поддерживают дружеские отношения. Ирина открыла танцевальную школу. Никита — юрист-международник, единственный из детей Попова, кто интересуется танцами, правда, в стиле диско.

В третий раз Попов отправился в загс с Татьяной Печерниковой. Женщина тоже занималась танцами, но потом нашла себя в другой отрасли — работала в телекоммуникационной компании, окончила американский Университет экономики и бизнеса. Татьяна свободно разговаривает на 5 языках. В свободное время помогала мужу готовить дебютанток на Венские балы.

Елена Эланж, жена Станислава Попова

Сейчас личная жизнь первого советского и российского профессионала в танцах связана с дизайнером и основательницей модного дома собственного имени Еленой Эланж. Супруги познакомились в самолете. Тогда Попов дал попутчице визитку и попросил перезвонить, но Эланж не позвонила.

Следующая встреча произошла спустя 10 лет. С тех пор брачные узы Станислава и Елены переплетаются с деловыми: на показах модельера в роли манекенщиц выступают танцовщицы, потому что у них больше грации и достоинства. На модном доме Helena Elange лежит обязанность по украшению залов, где проходят танцевальные конкурсы серии Гран-при. По окончании живые цветы раздаются зрителям. Кроме Попова, так в мире не делает никто.

Общественная деятельность

В 1984 году, еще до окончательного возвращения в Россию, Станислав Попов был избран президентом Русского танцевального союза. С недавних пор РТС получил право участвовать в работе международной организации – Всемирного совета по танцу (WD&DSC).

Президент Российского танцевального союза Станислав Попов

В 1988 году Попов организовал I Всесоюзный конкурс бальных танцев. На протяжении многих лет знаменитый хореограф участвовал в работе Всемирного танцевального совета. Несколько лет был вице-президентом WDC, владевшим особыми полномочиями. С 2001 года под руководством Попова в России регулярно проводятся официальные чемпионаты WDC по разным программам: латиноамериканской, европейской, 10 танцев.

В 2013 году Попову присвоили звание «почетного вице-президента WDC». Станислав также является распорядителем и танцмейстером проводимых в Москве Венских балов. В таком же качестве, только «Русских балов», хореограф выступил в Алма-Ате, Вене, Баден-Бадене, Пальма де Майорке и Монтре.

Неугасимый энтузиазм

Благодаря собственному энтузиазму и любви к профессии, за последние несколько десятков лет Попову удалось превратить не слишком активную индустрию в процветающую: основав и возглавив Российский танцевальный союз, он стал выступать в роли организатора таких, известных во всем мире мероприятий, как Кубок Кремля, Чемпионат Европы по латиноамериканским танцам, Чемпионаты Москвы и так далее. Попов является постановщиком и продюсером шоу звезд бального танца «Звездный бал», проходящего в Кремле, председателем жюри передачи «Танцы со звездами».
Широкая публика всегда питала к Станиславу Попову особенную слабость – быть может дело в его образе, всегда элегантном, уверенном и утонченном? Так или иначе, танцора и балетмейстера с большим удовольствием лицезреют на большом экране – он принимал участие в таких, всеми любимых кинофильмах, как «Шла собака по роялю» и «Женатый холостяк».


   
Правительство нашей страны также с большим почтением относится к Попову. Он не раз был представлен к самым почетным наградам, таким как медаль «За труды и Отечество», Почетная грамота мэра Москвы, Почетная грамота Президента Российской Федерации, звание заслуженного деятеля искусств России. Ценят деятельность Станислава Попова и за рубежом – совсем недавно он получил самую почетную «танцевальную награду» Carl Alan Awards «За Всемирный вклад в развитие танцев». До этого приз не разу не доставался представителям России и Восточной Европы. Танцуйте и будьте счастливы! – именно это свое высказывание Станислав Попов сделал рефреном Российского танцевального союза. И похоже, что глава этой общественной организации с большим удовольствием следует собственному совету на протяжении всей жизни.

Достижения

  • Судья международного класса
  • Академик Международной академии творчества
  • Вице-президент Азиатского танцевального совета (ADC) и вице-президент Азиатско-Тихоокеанского танцевального совета (APDC)
  • 2000, 2002 — Почётная грамота мэра Москвы
  • 2007- Заслуженный деятель искусств Российской Федерации
  • 2010 — Памятная медаль от Президента РФ «30-летие проведения Олимпийских Игр в Москве»
  • 2011- Почётная грамота Президента Российской Федерации
  • 2014 — Памятная медаль от Президента РФ «За участие в проведении Зимних Олимпийских Игр в Сочи»
  • 2016- Заслуженный работник культуры и искусства Тюменской области
  • 2018 — Высшая награда Министерства культуры РФ » За вклад в развитие российской культуры»
  • 2018 — Высшая награда Национального Олимпийского комитета РФ «За вклад в развитие Олимпийского движения»
  • Награда Британской танцевальной федерации BDF
  • Британская танцевальная и театральная премия «Carl Alan Awards»
  • Станислав Попов ввел в программу Венского бала русский «Галоп» и авторскую «Полночную кадриль»
  • Соавтор изобретения «Способ физической реабилитации больных ишемической болезнью сердца после хирургического лечения с помощью бальных танцев». Метод успешно применяется в Центральной клинической больнице Управления делами Президента России

«Танцы со звездами»

Мне кажется, секрет успеха этого проекта в том, что каждый человек хочет танцевать, пусть даже иногда люди боятся себе в этом признаться. Ведь танец – это не что иное, как организация своего тела во времени и пространстве. Танец – это ритм, а вся наша жизнь в той или иной степени подчинена ритму. А еще движение очень хорошо воздействует на человека, на его физическую и духовную сферу. Так что я уверен, что танец – это естественное состояние для человека. Любой из нас в той или иной степени — танцор.

А насчет «Танцев со звездами»… Допустим, кто-то хочет заняться танцами, но пока не решается. И вот он видит на экране знакомых героев, которые, начиная практически с нуля (на подготовку к первому выступлению дается всего 6 недель), достигают потом заметных результатов. Что подумает этот человек? — Конечно, что и он сможет так же!

…Если бы я вдруг оказался на месте новичка, впервые выходящего на паркет, я бы предпочел танцевать румбу или страстное танго. Но в программе «Танцы со звездами» танец не выбирают, а получают задание от редакции – за неделю до следующей программы. Например, продюсеры решают, что половина пар будет танцевать танго, а половина – фокстрот… А дальше сюжет уже придумывают тренер и «студент».

Манерность? Нет, манера!

За свою танцевальную жизнь я повидал много сильных пар. Но до сих пор меня поражает способность отдельных танцоров раствориться в музыке и друг в друге во время танца. И дело тут не только в хорошей технике. Но часто даже у опытных танцоров остается много лишнего, наносного, желание скопировать манеру танца у ведущих пар мира. Но это же видно сразу! Копия есть, а индивидуальности нет. Помню, когда я учился в ГИТИСе, у нас преподавал искусство балетмейстера заведующий кафедрой хореографии, лауреат всех возможных премий, народный артист СССР, легендарный Ростислав Захаров. Никогда не забуду его слов о том, что «есть манера, а есть манерность». Это совсем разные вещи!