В 55 жизнь только начинается: история спидвея во владивостоке на плечах энтузиастов

Сами построили гаревую дорожку на «Авангарде»

В следующий раз о гонках на гаревой дорожке в стране вспомнили только в 1958 году, когда на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В.И. Ленина в Лужниках были проведены первые в СССР соревнования по спидвею, а через год уже стали проводиться всесоюзные чемпионаты, в которых принимали участие дальневосточные мотогонщики — Виктор Успенский, Рудольф Богданов и Вадим Харамонов.

— Мы начали заниматься спидвеем в 1959 году в Майкопе и Краснодаре, — вспоминает Виктор Успенский. В 1960 в Одессе я стал чемпионом СССР в классе 350 куб/см по длинному треку, а Рудольф Богданов выиграл категорию 125 куб/см. На гребне такого успеха мы вернулись во Владивосток, нас с оркестром торжественно встречали на вокзале. В то время я работал на Дальзаводе, поэтому решил обратиться к завкому Дальзавода с просьбой организовать секцию или клуб по спидвею при заводе — мне пошли на встречу. Удалось договориться, чтобы тренировки и домашние гонки проходили на стадионе «Авангард». Специально для этого собственными силами на арене сделали спидвейную дорожку и начали сразу же на ней тренироваться, — сказал Успенский.

Это же трио через два года основало спидвейную команду «Восток», которая стала базироваться во Владивостоке на стадионе «Авангард», на котором к этому времени там уже была подготовлена первая гаревая дорожка. Эпохальное для всего Дальнего Востока событие произошло в 1962 году, когда владивостокский «Восток» вступил в борьбу в первенстве СССР, где уже между собой соревновались коллективы из Краснодара, Ленинграда, Львова, Майкопа, Минска и других городов. В дебютном сезоне коллектив из столицы Приморья не хватал звезд с неба, заняв всего 11 место из 16 команд, спустя год позиции были аналогичными.

Первый состав команды «Восток» в 1962 году. По центру (левее) — Виктор Успенский. Фото: личный архив Виктора Успенского

Команда «Восток» в 1960-ые. Фото: архив команды «Восток»

Виктор Успенский. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia

1 / 3

В первые сезоны командой руководил Юрий Самбурский, который и по сей день живет мотоциклами и техникой. Он принимает участие в краевых ветеранских соревнованиях по спидвею и мотокроссу, регулярно оказываясь в тройке призеров. Чемпион СССР в личном зачете, неоднократный призер всесоюзных чемпионатов и России по ипподромным гонкам и мотокроссу. Один из сильнейших гонщиков Советского союза по ледовому спидвею и ипподромным гонкам. Именно он заложил фундамент становления команды и сформировал ее состав. У руля «Востока» он пробыл до того момента, пока в 1970 году наставником не стал человек — легенда для всего советского и российского спидвея — Виктор Успенский.

Заслуженный тренер России, тренер сборной СССР по спидвею 1982-1986, судья всесоюзной категории. Чемпион Советского союза по спидвею в личном зачете. Один из сильнейших гонщиков СССР за всю историю, неоднократный призер в гонках по ипподрому и мотокроссу и ледовому спидвею.

Виктор Успенский вспоминает, что горожане с любопытством и большим азартом приняли спидвей в приморской столице. Этот вид спорта покорил сердца владивостокцев, которые любили скорость и острые ощущения.

— На стадионе «Авангард» каждую гонку царил небывалый ажиотаж, трибуны неизменно забивались до отказа, люди даже забирались на крыши домов, садились на забор, смотрели гонки из-за ворот. Все вокруг жило спидвеем, команд в союзе в период становления было много, поэтому поединков проводилось в достаточном количестве, чтобы поддерживать зрительский интерес к соревнованию. Легионеров в команде не было, спортсмены выступали все доморощенные родом из Приморского края — в основном из Владивостока и Уссурийска, — говорит Успенский.

Первые гонки по спидвею во Владивостоке в 1960-ые. Фото: фотоархив команды «Восток»

Ведущие владивостокские гонщики, например, Владимир Заплешный, Александр Павлов, Олег Галяутдинов, Григорий Харченко и Валерий Зиганшин входили в состав сборной СССР. Один из самых результативных гонщиков — Александр Павлов, который на командном чемпионате мира завоевал бронзовую медаль, в личном чемпионате мира на стадионе «Уэмбли» в Англии занял шестое место, хотя имел все шансы на пьедестал.

— Если бы не то досадное падение, то ему по силам было бы завоевать чемпионское звание, но история не терпит сослагательных наклонений, — рассказывает Виктор Успенский.

Виды и особенности трековых дисциплин

Классический спидвей

Классические трековые мотогонки проводятся на кольцевом треке с гаревым покрытием. Длина кольца — от 260 до 400 м, как и у обычной беговой дорожки на стадионе, где организовывались первые соревнования по спидвею. Ввиду небольшой длины трассы, гонка состоит из 4 (реже 5) кругов, при этом ширина трека позволяет одновременно стартовать 4 гонщикам.

Изначально Чемпионат мира строился на системе квалификационных раундов, в каждом из которых гонщики получали очки в зависимости от занятого места. В результате отбора 16 спортсменов переходили в финал, который состоял из 20 заездов. Победителем становился гонщик, который набирал максимальное количество очков в сумме после всех 5 заездов финального этапа. В том случае, когда к концу гонки несколько участников имело равное количество очков, все они объявлялись победителями.

Система отбора участников изменилась в 1955, когда за организацию взялась ФИМ. Квалификация приняла вид зональных соревнований: спортсменам больше не нужно было съезжаться в Англию на отборочные заезды, так как они начали проводиться в других европейски странах. Финал Чемпионата мира в 1961 году также покинул привычный Лондон и от года к году стал менять место проведения.

Еще одно значимое изменение было внесено в систему проведения в 1995. С этого года чемпион стал определяться не по результатам финального заезда, а при проведении 6-этапного мирового Гран-При. Каждый этап состоял из уже привычных 20 заездов (каждый гонщик выходил на трек 5 раз) и был дополнен финальным дополнительным заездом, призванным распределить по местам гонщиков, получивших одинаковое количество очков.

К слову, количество очков, полученное каждым спортсменом, зависело от занятого им места. Так победитель этапа получал 25 очков, серебряный и бронзовый призеры — 18 и 16 очков соответственно, и так далее по нисходящей вплоть до участника на последнем 16 месте, которому доставалось всего 1 очко.

В 2007 году подобный метод подсчета был упразднен, и результаты стали складываться из очков, набранных участниками непосредственно в результате заездов.

Гросспидвей

По сути, гросспидвей является полным аналогом классических трековых мотогонок за исключением размера трека. Вместо беговых дорожек для его организации изначально использовались ипподромы, поэтому длина одного круга достигает 1 км. Большая свобода движения позволяет участвовать в заезде сразу 6 спортсменам.

Этот вид спорта развит гораздо меньше, чем классическая дисциплина, но также курируется ФИМ, которая организует 2 мировых соревнования: Личный и Командный чемпионаты мира.

Гонки по ледяной дорожке

Аналог классического спидвея (по правилам и размерам трека), но проводимый зимой, когда трасса покрыта льдом. В большинстве случаев соревнования проводятся на тех же треках, что и в теплое время года, но иногда трассы специально организуются на замерзших водоемах.

Впервые гонщики выехали на ледяной трек примерно в 1920 годах в одной из скандинавских стран. Точных исторических данных об этом, к сожалению, не сохранилось. А вот выход отечественного мотоциклиста Сергея Бучина на трек для конькобежцев официально отмечен в газете «Красный спорт» от 9.01.1939.

Изначально гонки на льду носили исключительно развлекательный характер, поскольку считались чересчур опасными для официального вида спорта, однако уже в 1940 на ипподроме в Москве были проведены первые официальные соревнования локального масштаба, а в 1960 состоялся первый Кубок дружбы народов. В нем помимо спортсменов из СССР принимали участие мотоциклисты из Чехословакии, Швеции и Финляндии. Видя нарастающий интерес, ФИМ решила придать соревнованиям официальный статус, и в 1966 году состоялся первый Чемпионат Мира.

Спидвей на земляном и травяном треках

Помимо гаревого и ледяного покрытия гонки проводятся также на земляных и травяных треках, но даже несмотря на ряд локальных чемпионатов, оба этих варианта не получили существенного распространения.

Новости и пресс-релизы

  • 11 октября 2021
    Итоги гонки с Личного Чемпионата России, который прошёл 09 октября в г.Уссурийске

    Спортсмены СК «Мега-Лада» Вадим Тарасенко, Роман Лахбаум, прокомментировали гонку

  • 8 октября 2021
    Сегодня празднует день рождения спортсмен гаревой команды СК «Мега-Лада» Ренат Гафуров

    Поздравляем тебя с днем рождения! Пусть этот день будет для тебя переходом на новую ступень твоей…

  • 7 октября 2021
    Вадим Тарасенко «Рады что в финальной серии у нас получилось наверстать и получить серебряную медаль»

    Спортсмен СК «Мега-Лада» Вадим Тарасенко прокомментировал гонку командного Кубка России

Видеоархив

  • Мемориал Анатолия Степанова

  • Всероссийский день зимних видов спорта. Мега-Лада

  • Ведущие гонщики о зимнем сезоне. Мега-лада

  • Старт зимнего сезона по спидвею. Мега-Лада

  • Победа над «Востоком». Мега-Лада

  • Кубок России среди юниоров по спидвею. Мега-Лада

  • Командный чемпионат России по спидвею. Мега-лада

  • Интервью мастера спорта международного класса. Мега-Лада

  • Международный турнир по мотогонкам на льду. Мега-Лада

  • Презентация командного ЧМ по спидвею. Мега-Лада

  • Легендарный гонщик дал интересное интервью. Мега-Лада

  • Как тренируются гонщики. Мега-Лада

  • Встреча со школьниками. Мега-Лада

  • ЧМ по спидвею. Мега-Лада

  • Презентация гонщиков. Мега-Лада

  • MEGA LADA от 12.10.2018

  • Андрей Кудряшов в 4-й раз выиграл золото. Мега-Лада

  • MEGA LADA от 23.11.2018

  • Летний сезон завершён: подводим итоги. Мега-Лада

  • MEGA LADA от 28.09.2018

  • Лучшие гонщики команды. Мега-Лада

  • Триумф гонщиков СК «Мега-Лада». Мега-Лада

  • Финал командного чемпионата мира по мотогонкам на льду. Мега-Лада

  • Обзор чемпионатов мира по спидвею на льду. MEGA LADA

  • Триумф в командном первенстве. Мега-Лада

  • Триумф Даниила Иванова. Мега-Лада

  • MEGA LADA от 26.10.2018

  • Вторая победа подряд. Мега-Лада

  • Интервью Алексея Степанова. Мега-Лада

  • ЧМ по спидвею: послесловие. Мега-Лада

  • Мега-Лада 28 12 18 на ТРК «Губерния»

  • Обзор чемпионатов мира по спидвею на льду. MEGA LADA

  • «Спидвей LIVE» 23.11.2018

  • MEGA LADA от 23.11.2018

  • MEGA LADA от 09.11.2018

  • MEGA LADA от 26.10.2018

  • Гаревый сезон 2018! Итоги СК «Мега-Лада»

  • Делегация из Самарской области принимает участие в международном форуме, посвященном спорту

  • MEGA LADA от 28.09.2018

  • MEGA LADA от 04.09.2018

  • Спортивный клуб «Мега — Лада» . Итоги юбилейного гаревого сезона 2017 г

  • Памяти Анатолия Степанова

  • 25 мая 19:00 «Мега-Лада»- «Восток» Открытие сезона

  • МЖТ 12 апреля

  • Мы живем в Тольятти — Спидвей в Тольятти

  • РОССИЙСКИЕ ГОНЩИКИ СТАЛИ ЛУЧШИМИ В МОТОГОНКАХ НА ЛЬДУ

  • Мотогонки на льду финал КРЧ 2017.

  • ВАЗ ТВ — Спидвей чемпионат мира

  • РОССИЙСКИЕ ГОНЩИКИ СТАЛИ ЛУЧШИМИ В МОТОГОНКАХ НА ЛЬДУ

  • Сюжет о спидвее и мотогонках на льду в Тольятти от наших партнёров и друзей — Телекомпании РЕН-ТВ ТОЛЬЯТТИ

  • Видео Анонс Финал Личного Чемпионата Мира по Мотогонкам на льду Тольятти 2017

  • Новости Тольятти 22.12.2016

  • ЧР 10 этап. «Мега-Лада» — «Восток»

  • Первенство России (юниоры до 22 лет). Финал. 25.08.2016

  • Спидвей 20.08.2016, Чемпионат Европы. Финал 3

  • Спидвей — МЕГАЛАДА Тольятти

  • Спидвей 4.08.2016 (ЧР, 8 этап, «Мега-Лада» — «Турбина»

  • Спидвей 16.06.2016 анонс

  • Cпидвей Тольятти. КУБОК ПАР 2 июня 2016

  • Командный чемпионат России, 16.06.16, анонс

  • Спидвей 2.06.2016 анонс

  • Спидвей 24.05.2016 анонс

  • Мега Лада — сезон 2015

  • Мемориал Анатолия Степанова, 30.09.15

  • Личный чемпионат России, 17.09.15

  • Командный чемпионат России, Мега-Лада — Восток, 3 сентября

  • Командный чемпионат России, Мега-Лада — Турбина, 16.07.15

  • Мега-Лада — Восток, 18.06.2015

  • Командный чемпионат России 21 мая 2015

  • Чемпионат Европы. Финал 2

  • Мемориал им. Анатолия Степанова: «Мега-Лада — Лукойл». 05.10.2013г.

  • Второй финал личного чемпионата Европы по спидвею. Телеканал Губерния

  • Фрагмент гонки 25.07.13 «Мега-Лада»- «Салават». Телеканал СКАТ. Оператор Данила Пеньков

  • Финал 2 Личного Чемпионата Европы по спидвею

  • Speedway European Championships 2013 promo

  • Видео-отчет с Кубка губернатора Самарской области

  • 1 этап личного чемпионата мира. Красногорск

  • Анонс — Кубок Губернатора Самарской области

  • Мемориал Анатолия Степанова

  • Презентация спортивного клуба «Мега-Лада»

  • Спидвей в Тольятти

Видеоархив

Немного истории

Самые первые мотогонки, а точнее, гонки с участием мотоциклистов, представляли собой заезды на длинные дистанции, проходившие по трассам общего пользования, соединявшим крупные города. Основной их целью было доказательство того, что лишь недавно увидевший свет мотоцикл, является вполне перспективным транспортным средством

Однако подобным способом привлечь внимание общественности удавалось достаточно плохо: за гонкой просто невозможно было следить. Все, что мог сделать зритель — это в течение нескольких секунд наблюдать за проезжающими мимо участниками и позже ознакомиться с результатами, опубликованными в одной из газет.

Впрочем, общественность все же удалось заинтересовать новой двухколесной машиной и внушительной (по тем временам) скоростью. Настоящий же прорыв в популярности был внезапно связан не с увеличением, а наоборот, с уменьшением масштабов гонок, пришедшимся на 1920-е годы. В дополнение к стремительно развивающимся соревнованиям по мотокроссу, их начали проводить на обычных беговых стадионах или ипподромах — отсюда и относительно небольшая длина круга.

Подобное решение имело достаточно внушительный список преимуществ абсолютно для всех причастных к соревнованиям: от организаторов и гонщиков до зрителей:

  • трассы практически не требовали дополнительного оснащения, а значит, организовать заезд было относительно просто,
  • простая форма и ровная поверхность трека позволила уверенно наращивать мощности мотоциклов, делая участие более интересным и захватывающим,
  • трасса отлично просматривалась с трибун, поэтому зрители могли без труда наблюдать за борьбой гонщиков на протяжении всей гонки,
  • заезды были эффектными, но достаточно короткими, чтобы не успеть наскучить.

В итоге все это вылилось в появление так называемого классического спидвея и проведение в 1936 году первого Чемпионата мира, состоявшегося в Лондоне под эгидой Международной федерации мотоциклетных клубов (ФИКМ), В дальнейшем он начал проводиться ежегодно.

Что касается истории спидвея в Советском Союзе, то, несмотря на отставание нашей страны от Европы в плане технического развития, спидвей был весьма популярен. Первый Чемпионат России был проведен на одном из ипподромов Москвы уже в 1920 году. В дальнейшем соревнования были перенесены на футбольные стадионы, а Чемпионат переименован в Кубок Советского Союза. Он проводился до самой Второй мировой, прервавшей развитие мотоциклетного спорта не только в нашей стране, но и по всему миру.

Впрочем, это абсолютно не означает, что к тому моменту спидвей окончательно сформировался и остался неизменным до наших дней. Наоборот, направление и использующаяся в нем техника продолжили развиваться, что привело к появлению новых разновидностей соревнований.

Мотоциклы для спидвея

И последнее, на что стоит обратить внимание — это конструкция мотоциклов, использующихся в гонках. Изначально, когда это направление мотоциклетного спорта только начало формироваться, на трек выходили стандартные модели, поскольку о специальных модификациях под различные дисциплины тогда речи не велось

Но с течением времени, как и во всех других уже сформировавшихся видах спорта, техника начала модернизироваться с учетом особенностей гонки и поверхности трассы.

Для спидвея основными характеристиками мотоцикла можно считать высокую скорость, которая позволяет обгонять соперников на прямых отрезках, и хорошую управляемость, жизненно необходимую при прохождении поворотов. В связи с этим модели для классических трековых гонок, гросспидвея, земляной и травяной дорожки оснащаются 4-тактным одноцилиндровым двигателем объемом 500 см3. При этом двигатель и выхлопная системы расположены в нижней точке рамы, что позволяет добиться большей устойчивости. Руль более широкий — для лучшего контроля переднего колеса

Но самое важное отличие кроется в системе торможения, точнее, в ее отсутствии — снизить скорость гонщик может исключительно путем торможения двигателем.

В неофициальных соревнованиях также могут принимать участие модели с меньшим объемом двигателя — 250 и даже 125 см3.

В гонках на ледовой дорожке участвуют слегка модифицированные модели. Основное отличие заключается в наличии на шинах крупных металлических шипов — порядка 120 на переднем и до 200 на заднем колесе. При этом большая их часть сосредоточена на левом крае шины, поскольку именно от него зависит качество контакта колеса с трассой во время поворота. Наличие шипов также требует дополнительной защиты, поэтому колеса на «зимних» мотоциклах прикрыты широкими, длинными пластиковыми крыльями.

Рождение спидвея

Принято считать, что день рождения спидвея приходится на 15 декабря далекого 1923 года, когда состоялась первая гонка в Австралии в местечке Вест-Майтланд. Тогда успех от гонок превзошел все ожидания и спидвейные гонки повсеместно начали проводиться на всей территории материка. Через некоторое время о новой «быстрой забаве» прознали англичане и приехали в Австралию, чтобы самим принять участие в заездах. Уроженцев Англии настолько вдохновил спидвей, что они незамедлительно начали обустраивать гоночные спидвейные треки на своем острове, и параллельно оттачивая мастерство в состязаниях на австралийской земле. Первая гонка на Туманном Альбионе состоялась 19 февраля 1928 года на треке «Кингс Оук» в Хай Бич.

Это событие послужило началом глобального распространения спидвея по Европе. Первыми эстафету британцев перехватили испанцы, которые в 1929 году построили два трека в Мадриде и Барселоне. Через год поляки провели первые гонки, а в 1932 году немцы и австрийцы влились в этот набирающий популярность вид спорта. СССР не остался в стороне от модного увлечения достопочтенных особ на европейском континенте. Все те же англичане на московском стадионе «Динамо»в середине 30-х годов провели показательные выступления на необычных мотоциклах без тормозов. Их выступления произвели настоящий фурор на советского гражданина заходами, однако в силу разных обстоятельств, в том числе из-за военных действий, в развитие спорт дальше не пошел и почти на 20 лет о спидвее в союзе забыли.

Лихие и бесстадионные 90-е

В 1985 году руководством «Дальзавода» приняло решение реконструировать стадион, однако ремонт не предусматривал гаревой дорожки для спидвея. Общественность была резко против такого решения, во многом благодаря резонансу дорожку на арене в итоге оставили. Клуб с 1985 по 1990 выступал в Уссурийске, Новосибирске, Кемерово и других союзных городах.

После распада СССР централизованное финансирование команды прекратилось. В то время один из руководителей «Дальзавода», сославшись на отсутствие денег на реконструкцию стадиона «Авангард», принял шокирующее для всего коллектива распоряжение — обустроить здесь таможенный склад для хранения машин, а административное здание, которое строилось для нужд клуба, «Дальзавод» сдал в аренду предпринимателям.

Владимир Селезнев, который сегодня является председателем Федерации мотоциклетного спорта Приморского края и заместителем директора «Востока», тогда работал администратором в команде. Времена, когда у команды не было постоянной тренировочной базы и приходилось длительное время проводить в разъездах, не видя семью и друзей, он вспоминает с содроганием.

— Тренировочные сборы в основном проходили за границей, например, в Польше и Латвии. Подготовка проводилась на трассах для мотокросса, чтобы поддерживать физическую форму, спортсмены приезжали туда на две недели и тренировались. Потом возвращались обратно, в таком режиме приходилось жить достаточного долго, — рассказывает Владимир Селезнев.

— Мы болтались по разным городам России и других стран, арендовывали стадионы в Башкирии, Салавате, Новосибирске, Тольятти, — делится воспоминанием главный тренер «Востока» Игорь Столяров, тогда выступающий за команду в качестве гонщика.

— Было очень тяжело. По 3-4 месяца не виделся с семьей. В основном это были периоды с весны и до осени, когда шел чемпионат. Если раз или два прилетал домой — то это уже было хорошо. Но ко всему привыкаешь. Бывало, что родственники, жены сами приезжали на сборы, другой возможности повидаться просто не было.

Пожалуй, самое продолжительное пребывание было в Белоруссии в городе Пинске. Там Виктор Успенский сумел договориться с центральным комитетом ДОСААФ республики, и команде была предоставлена возможность тренироваться, жить, словом, спокойно заниматься любимым делом, в то время как домашняя арена клуба была заставлена японскими машинами, предназначенными на продажу.

— Команда базировалась в Белоруссии 4 года. Команду в сложный период не бросила администрация Владивостока, которая исправно обеспечивала клуб деньгами. «Дальзавод», в свою очередь, не оказывал финансовой помощи, — рассказывает Владимир Селезнев.

Стадион «Авангард» в 90-ые годы. Фото: фотоархив команды «Восток»

Стадион «Авангард» в 90-ые годы. Фото: фотоархив команды «Восток»

1 / 2

Несмотря на такие колебания, «Восток» удержался на плаву. В 1996 клуб завоевал серебряные медали чемпионата России. В то время гегемонами первенства России были «Лукойл» и «Мега-Лада». Поэтому нашему клубу сложно было бороться за первые две строчки чемпионата, однако мы стабильно занимали третье место.