Оглавление
- Тренировки спартанцев
- Образование в Спарте носило строго военный уклон.
- Лох не мамонт – он не вымрет
- Земледелие в Спарте
- Быт и воспитание спартанцев
- Спартанская община
- Фестиваль Diamastigosis
- [править] Предыстория
- Детство и юность
- [править] Сельское хозяйство
- Взлет и падение дома Еврикла
- Быт в Спарте. Женщины и экономическая свобода
- Особенности географического положения
- Спартанцы и илоты
- Спарта и Эллинское возрождение
Тренировки спартанцев
Про тренировки воинов спарты мало что известно. Однозначно можно сказать, что они не были технологичными и для создания увеличения силы использовались все средства. В качестве тренажеров использовались любые сподручные предметы, например, булыжники. А для увеличения прогрессии применяли даже тренировки с животными.
Судя по записям, древний воин Майло использовал быка в своих тренировках. Он брал его на руки или клал на плечи и приседал с ним. Возможно выполнял и какие то другие упражнения. Со временем бычок рос, прибавлял в весе и таким образом достигалась прогрессия весов и развитие силы. Судя по зафиксированным записям, сила Майло была мягко говоря не малая: « Атлет Майло вел их (свои войска) и благодаря своей огромной физической силе сначала разбил войска, выстроившиеся против него »
Интересно, как усмиряли быка, ведь бык достаточно агрессивное животное
Практически все соревнования (как минимум в начале создания Олимпийских игр) в древней Греции и Спарте были направлены на развитие силы. Это бег на 200 метров, борьба, поднятие тяжелых предметов в первую очередь и даже древний бодибилдинг, где за отсутствием фармакологии, побеждал самый сильный спортсмен, поскольку в природе объем мышц — это всегда следствие силы. Я думаю, не стоит говорить о том, что спартанцы были в первых рядах этих соревнований. При чем, Древняя Спарта — это всего лишь один город, у них не было возможности проводить генетический отбор, ведь людей в принципе было не так много, как скажем в той же Древней Греции.
Все это говорит о том, что подвиги спартанцев основаны не на пустом месте. Были объективные предпосылки к созданию очень сильных(во всех смыслах) мужчин, которые прекрасно проявляли себя как в спорте, так и на войне. Возможно, что древние записи на камнях — не совсем точные, не дают достаточно информации о том, в каких именно условиях был сделан этот рекорд или же вообще это просто удачная шутка над потомками.
Но общая картина однозначно говорит о том, что спартанцы были одними из самых сильных людей на планете того времени.
Образование в Спарте носило строго военный уклон.
С 7 лет спартанских мальчиков забирали из родительских домов. Для них начинался их «путь воина» под названием «Агогэ» — система обучения в Спарте, призванная сделать из детей непобедимых воинов и законопослушных граждан. Юные спартанцы селись в казармы и обучались выживанию, военному делу, развивали силу, ловкость и хитрость. Грамота и счет им преподавались лишь в необходимом минимуме. При этом настоящий спартанец должен был стать человеком высоконравственным и добродетельным.
Юные спартанцы
До 12 лет юношам запрещалось носить одежду. Питание было предельно скудным, но детям не возбранялось воровать пищу. При этом им следовало помнить, что если их поймают, то наказание будет очень жестоким.
В качестве развлечения юные спартанцы устраивали набеги на близлежащие деревни илотов – бесправных земледельцев. Население грабили, а мужчин оказавших сопротивление убивали.
Так же, как все из всех спартанских мальчиков воспитывались будущие воины, все девочки готовились рожать здоровых детей. Спартанским девочкам разрешалось оставаться со своими родителями, но они тоже проходили жесткую программу обучения и подготовки. Они занимались танцами, гимнастикой, метанием копья и диска эти занятия готовили их физически и морально к материнству
Лох не мамонт – он не вымрет
Категория слабых, закомплексованных, не уверенных в собственных силах людях, будет существовать всегда. Также как и тех, кто, не стесняясь, готов паразитировать на них. Среди таких недалеких и доверчивых граждан бытует убеждение (и это не только касается сферы спорта), что только чудо–методика позволит стать успешным, сильным и влиятельным человеком. Поэтому буйным цветом расцветают различные мошенники, предлагающие свои тренинги практически на любую тематику: от взаимоотношений с другим полом до успешной торговли на бирже.
Но чудес не бывает: успех достигается только путем неимоверных усилий, и ситуаций, позволяющих проверить собственный характер на прочность. Воины Спарты об этом знали, к этому готовились, но даже они не избежали исчезновения. Однако это уже совсем другая история.
Земледелие в Спарте
Экономика Лаконии была очень неразвита и примитивна. Главным занятием здесь являлось земледелие. В спартанском государстве не признавали частной собственности на землю. Вся земля принадлежала общине, которая предоставляла собственным представителям на некоторое время какие-то наделы. Спартиаты пользовались этой землей, но не владели ею в настоящем смысле слова. Они не могли ее продать или заложить, так как она была общинной собственностью. Земля возделывалась очень примитивными орудиями: первобытной сохой, мотыгой. Сеяли просо, ячмень, пшеницу, полбу. Разводили и овощи. Сам спартанец и его семья не работали на своем участке. К этому участку были прикреплены илоты, которые его обрабатывали. Спартанцы боялись илотов, поэтому ночью ни один илот не должен был находиться на территории города Спарты. Независимо от количества урожая, илоты платили натуральный оброк, т. е. должны были сдать спартиату – владельцу участка, на котором они работали, — определенное количество зерна, скота, растительного масла и других продуктов. Этот оброк был очень велик, и илоты – низший класс спартанского обществе – влачили со своими семьями нищенское существование.
Быт и воспитание спартанцев
В государственном строе Спарты привилегированное сословие – спартиаты – составляли так называемую «общину равных». Это был пережиток военной демократии, характерный для переходного периода от родового общества к классовому. Но «община равных» в условиях спартанского рабовладельческого государства оказалась военизированным объединением господствующего класса (сословия спартиатов) для подавления илотов и периэков.
Спартанцы занимались военным делом. Только оно считалось достойным занятием спартиата. Для того чтобы выращивать сильных и крепких воинов, общественный строй Спарты культивировал специальную систему воспитания.
Руины театра в древней Спарте
Каждого новорожденного несли в высшее государственное учреждение Спарты – совет старцев, т. е. совет старейшин, после чего в специальной комиссии решали, оставить ли ребенка жить или убить его. Если ребенок рождался слабым и болезненным, его сбрасывали со скалы. Здорового и сильного ребенка спартанцы оставляли в живых, и он воспитывался у матери до семи лет. Затем он шел в общественную школу, где проводил время до совершеннолетия, т. е. до 18 лет. В школе жили и учились. Режим спартанской школы был очень суровым. Мальчики спали на твердой циновке без подушки, укрывались легким одеялом. Единственной их одеждой был плащ (гиматий). Ходили юноши-спартанцы босиком зимой и летом и с непокрытой головой. Они должны были переносить одинаково хорошо как жару, так и холод.
Для того чтобы воспитать в мальчиках выносливость, спартанское государство приучало их к голоду и жажде. Были дни, когда их не поили. Приучали их и к перенесению физической боли. С этой целью при переходе из младшей возрастной группы в старшую юных спартиатов секли в торжественной обстановке. Это происходило возле храма Артемиды. Руководила обрядом жрица, державшая в руках маленькую статуэтку Артемиды. Когда жрица поднимала статуэтку вверх, удары розог ослабевали, когда опускала вниз, удары становились сильнее. При этом ни один спартанский мальчик не должен был ни кричать, ни стонать, так как это считалось позором.
В школе мальчики занимались физическими упражнениями и военным делом. Целью такого принятого в общественном строе Спарты воспитания было вырастить сильного, закаленного воина. Юноши-спартанцы учились читать, писать, считать, петь и танцевать, читать стихи на патриотическую тему. Заниматься философией и красноречием не разрешалось. Спартанские мальчики приучались говорить как можно короче – «лаконично» (от названия страны – Лакония). Примером такого лаконизма могут служить слова матери, провожавшей сына на войну. Она дала ему щит и сказала: «С ним или на нем».
В Спарте, единственном государстве Греции, обращалось большое внимание на воспитание женщин, которые пользовались всеобщим уважением. Спартанцы считали, что здоровые дети могут быть только у здоровой матери
Поэтому девочки не занимались домашним хозяйством. Это все делали илотки. Спартиатки же с детства занимались гимнастикой и спортом, они умели читать, писать, считать, как и мальчики. В Спарте устраивались состязания по гимнастике и легкой атлетике. Сначала выступали юноши, потом – девушки. Сохранилась статуя спартанской девушки – победительницы в беге.
Спартанский шлем
Когда спартанцы достигали совершеннолетия, они женились, создавали семью, но, согласно требованиям спартанского общественного строя, вся их последующая жизнь носила чисто военный характер. Целый день с утра до вечера они находились в военном отряде с теми же товарищами, с которыми учились в школе. Они вместе занимались военными упражнениями и вместе ели. Они обедали по военным подразделениям. Эти совместные обеды назывались в Спарте фидитиями, греки других городов называли их андрейа.
Члены фидитий составляли главную ячейку спартанского общества – «общину равных» – и обладали всеми политическими правами. Для того, чтобы быть членом фидитий, надо было вносить определенный натуральный взнос на общие обеды. Если спартиат обеднел и не мог сделать этого взноса, он выбывал из фидитий и тем самым из «общины равных». Он терял политические права.
Вся направленность, как спартанского государственного воспитания, так и дальнейшей общественной жизни спартиатов, имела целью укрепление военной мощи страны. Спартиат прежде всего должен был быть воином. И это была необходимость, вызванная не близостью внешнего врага, а постоянной совместной жизнью с угнетенным, враждебно настроенным населением – илотами.
Спартанская община
Спартанская община создавалась на протяжении всей борьбы с соседними землями среди порабощенного и союзного населения.
Основным порабощенным населением были илоты — земледельцы, которые были расписанные по клерам спартиатов — группами по десять- пятнадцать человек. Термин «илот», по мнению одних ученых, означает «захваченный в плен», по мнению других — его происхождение получили от города Гелос.
Илоты выплачивали апофору – натуральный оброк. Так же они выполняли различные повинности своих хозяевов.
В оброк были включены ячмень, полба, свинина, вино и масло. Так же илоты обязаны были проходить воинскую службу.
С войска илотов начиналось сражение, их отправляли прямо в тыл противника. Фактическое положение илотов не отличалось от положения рабов. Отношение спартанцев к илотам всегда было очень жестоким. Они могли заставить илотов напиваться допьяна, и после этого показывать молодежи, до чего может довести пьянство.
В Спарте не была развита индивидуальная собственность. Земля была общинной собственностью. Каждый спартиат, который являлся членом общины равных и членом боевой фаланги гоплитов, получал от общины определенный надел (клер) с проживавшими на нем илотами. Спартиат не мог ни продать, ни освободить илота, ни изменить его взносы.
Еще одну группу зависимого населения составляли периэки ( «живущие вокруг») -жители союзных со Спартой областей. Они были ремесленниками, торговыми людьми и земледельцами. И по сравнению с илотами были в лучшем положении, хотя и не имели политических прав. Периэки служили в ополчении и могли иметь земельную собственность.
Антагонизм между зависимым населением и господами в Спарте был наиболее сильным, чем во всем греческом обществе.
Для того, чтобы не допустить восстание, спартанцы устраивали криптии.
Определение 5
Криптии – карательные экспедиции на илотов, во время которых уничтожались наиболее сильные из них.
Во время криптий эфоры объявляли «священную войну» илотам. Спартанские юноши вооружались оружием и ночью нападали на поселения илотов, создавали панику, убивали наиболее крепких из них и снова скрывались.
Так же Фукидид описывал случаи, что во время пелопоннесской войны спартиаты собрали илотов, которые хотели получить за свои заслуги освобождение, надели им на головы венки, привели к храму, после чего илоты исчезли, и их больше никто не видел.
В истории известно немало восстаний илотов, которые происходили в основном во время войны, когда спартанцы были отвлечены военными действиями. Например, известно большое восстание илотов во время Второй месеенской войны.
Несмотря на сильный строй, который создали спартанцы, их порядок разрушался, как извне, так и изнутри.
Спарта пыталась подчинить и другие области Пелопоннеса, например Аркадию, но получила отпор от горных аркадских племен. Тогда Спарта хотела обеспечить свое могущество путем союзов. Например, был создан Пелопоннесский союз ( VI в.). В данный союз входили почти все области Пелопоннеса и позднее — торговый город Коринф. Этот союз был одним из самых крупных и влиятельных греческих союзов.
Спартанская гегемония длилась до Саламинской битвы.
Определение 6
Саламинская битва – известная первая крупная морская битва, которая выдвинула на первый план Афины и передвинула экономический центр Греции с материка на море.
Так начался кризис Спарты, который привел к разложению всех учреждений древнеспартанского строя.
Историки отмечают, что спартанские порядки были распространены в городах о. Крита. Согласно сведениям, Ликург многое заимствовал у критян. Так у критян тоже существовали покупные рабы и несвободные землевладельцы (клароты), похожие на илотов, однако они имели больше прав. В Фессалии наблюдались похожие спартанские и критские порядки. Там зависимые люди назывались пенесты, они платили оброк фессалийцам.
Спарта, Крит и Фесеалия представляют примеры греческих государств, в образовании которых огромную роль играло завоевание чужих земель.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Фестиваль Diamastigosis
Но это далеко не все, чем были славны лучшие воины Эллады. Программа воина Спарты подразумевала участие во всех сферах жизни, в том числе и в культурных мероприятиях. Одним из таких был ежегодный фестиваль Diamastigosis. Мальчиков ставили перед толпой и избивали кнутом до тех пор, пока юноша мог терпеть. Побеждал тот, кто выдерживал больше всего ударов. Участие было добровольным, так как для молодого человека это был шанс заявить о себе.
Интересно, что римляне (еще одни любители «утонченных» зрелищ) старались планировать свой отпуск как раз на период проведения таких торжеств. В истории принято считать, что спартанцы, не знавшие торговлю, практически не имели предпринимательской жилки. Этот фестиваль доказывает обратное: гостям, присутствующим на празднике, спартанцы продавали билеты, получая при этом неплохую прибыль.
[править] Предыстория
В 200 г. до н. э. началась II Македонская война, энергичный спартанский правитель Набис примкнул к стану союзников македонского царя Филиппа V, за что получил важный город Аргос. Но когда дела Филиппа приняли неблагоприятный поворот, Набис к битве при Киноскефалах (197 г. до н. э.), уже являлся союзником Рима. Поэтому победитель Филиппа иконсул Тит Квинкций Фламинин Аргос оставил Набису.
Такое усиление Спарты напугал их старых противников, чем воспользовались римляне для усиления своего военного и политического присутствия в Греции. Стоявший там Тит Квинкций получил постановление сената об объявлении войны Набису. Тит Квинкций созвал греческих союзников в Коринф и призвал их помочь в освобождении Аргоса от Набиса.
Детство и юность
О биографии Ликурга сохранилось мало достоверных данных. Первоисточником, на который опираются исследователи, оказалось жизнеописание законодателя, составленное Плутархом.
Ликург родился приблизительно в 800 году до н. э. в Спарте. Представления о родословной исторической личности разнятся. Разночтения в генеалогии объяснимы давностью событий и недостоверностью источников, а также сложными семейными связями.
Скульптура Ликурга
Бытуют предположения о том, что законодатель приходился младшим сыном царю Эвному и был потомком рода Эврипонтидов. После смерти старшего брата Полидекта Ликург выступил в роли опекуна его сына Харилая. Геродот в трудах называл мальчика Леоботом. Противники Ликурга считали, что тот стремится сосредоточить власть в своих руках. Во избежание конфликтов спартанец отправился в путешествие.
До наших дней дошли сведения о том, что спартанец жил на Крите, в Египте, посещал города и поселения Древней Греции. Вернувшись на родину, он оказался главным реформатором и разработал основные идеи государственного строя.
[править] Сельское хозяйство
Спартанцы занимались пашенным земледелием, чему способствовало хорошее плодородие почв (плодородна долина реки Эврот на юге Пелопоннеса). Благодаря самым плодородным в Греции землям Лаконики и Мессении Спарта, в отличии от большинства других греческих полисов, не зависела от привозного хлеба.
Главными злаковыми культурами являлись ячмень, продукты из которого (ячменный хлеб и ячменная похлебка) составляли основу спартанской кухни, позднее, правда, получила распространение полба. Заметную роль занимало выращивание льна, служившего и для употребления в пищу и для изготовления одежды (льняное волокно шло для изготовления одежды, нагрудников для воинов, рыболовных сетей, парусов и пр.). Сеяли и кунжут, мак, бобы и смоковницу. Кроме того, выращивались виноградники. В дальнейшем земледелие пашенного типа стало главенствовать в хозяйстве спартиатов, что способствовало замкнутости экономики, производство в которой было нацелено преимущественно на внутренний рынок.
Спартанцы также ели свинину и сыр из козьего молока, поэтому эти животные разводились. Впрочем, спартанцы разводили и других животных — лошадей для кавалерии и собак для охоты, быков, ослов и мулов для вспахивания полей и прочих работ. Спартанские «пастухи ослов» упоминаются Геродотом.
Существовало и пищевое производство — выпечка хлеба, изготовление и разлив вина и т. п.
Земельный фонд был поделен на тысячи (по числу полноправных граждан Спарты) равных по доходности наделов. Эти участки считались собственностью общины и не подлежали продаже.
Повышение удельного веса пастбищ за счёт возделываемых земель наблюдалось в Спарте в IV—III веках до н. э., что зафиксировано у Платона и у Плутарха.
К наделу прикреплялись рабы-илоты, обслуживающие спартиатов.
Взлет и падение дома Еврикла
Благодаря поддержке римского принцепса спартанский гражданин Еврикл добился исключительной власти на родине. Первым римлянам начал служить его отец Лахар. Он поддерживал еще Цезаря, за что афиняне из лести к римскому полководцу поместили статую Лахара в числе других на своем Акрополе.
Вероятно, Лахар на своем корабле нападал на суда с зерном, принадлежавшие Марку Антонию. Поэтому незадолго до битвы при Акциуме спартанец был казнен за пиратство. Сын Лахара Еврикл командовал триерой в битве при Акциуме.
Лоренцо А. Кастро, «Сражение при Акциуме». (wikipedia.org)
Нам неизвестно, насколько древен и знатен был род Лахара и Еврикла. Сам Еврикл называл своим предком полубога Радаманта, связанного с Критом, а не Геракла, к которому возводили свой род многие знатные спартиаты. Поэтому можно предположить, что Лахар и его сын были новыми людьми в Спарте, возможно переселенцами.
После этого Еврикл стал фактическим правителем Спарты. В источниках его называли «гегемоном» (правителем), но официально статуса он не имел, и формально Спарта оставалась республикой. В 21 году до н. э. Спарту посетил принцепс Октавиан Август.
Спартанцы отметили посещение высоких гостей выпуском монет, изображающих правящую чету.
Власть Еврикла опиралась на поддержку Рима. Правитель получил права римского гражданина как Гай Юлий Еврикл. Император подарил ему во владение остров Киферу около берегов Лаконики. В свою очередь Еврикл учредил в Спарте культ Августа и стал его первосвященником. Когда в 16 году до н. э. через Спарту проезжал зять императора Агриппа, Еврикл отметил это выпуском новой партии монет.
Некоторое время Спарта была столицей провинции Ахайя, в которую входила вся материковая Греция. Спартанцам принцепс доверил судейство на религиозных играх, посвященных юбилею победы при Акциуме. Предположительно, при Еврикле Август вернул Спарте власть над Лакедемоном, и города Лаконского союза стали подданными Спарты. В Греции Еврикл завоевывал себе славу благодетеля, тратя огромные средства на общественные постройки.
Еврикл пытался вести международную политику. Писавший через сто лет Иосиф Флавий сохранил рассказ о том, как спартанец отправился с визитом к зависимым от Рима царем Архелаю Каппадокийскому и Ироду Иудейскому. В Иудее Еврикл втянул себя в дворцовые интриги, которые привели к казни одного из сыновей Ирода.
В конце жизни Еврикл потерял милость Августа. Спартанца дважды привлекали к римскому суду и даже лишили римского гражданства. Император снова отобрал у Спарты власть над Лакедемоном, и лаконские города снова образовали союз. Причину этого видят в том, что спартанец открыто помогал пасынку принцепса Тиберию, который в это время жил в изгнании на Родосе.
Вероятно, Тиберий, став принцепсом, не забыл поддержки Еврикла. При нем сын Еврикла Лакон получил такую же власть в Спарте, какой обладал отец. После смерти матери Тиберия Ливии, покровительницы Спарты, Лакон организовал в городе ее религиозный культ, сопровождавшийся спортивными играми. Сын Лакона Арголик женился на дочери Помпея Макра, грека с Митилены, фаворита Тиберия. Падение Макра в 33 году н. э. привело и к падению Лакона — он лишился власти в Спарте.
Новый принцепс Клавдий восстановил Лакона в Спарте и даровал его власти официальный статус — в надписях Лакона именуют «прокуратором Клавдия».
Сын Лакона Гай Юлий Спартиатик в дополнение к римскому гражданству получил статус всадника. Некоторое время он служил в римской армии как кавалерийский офицер. Позже он унаследовал власть своего отца и упоминается в документах как «прокуратор Цезаря и Августы Агриппины». Как его отец и дед Спартиатик потерял милость императора, уже Нерона, и лишился власти. Остаток жизни он провел в изгнании. Похоже, Нерон недолюбливал спартанцев, потому что во время путешествия по Греции принцепс отказался посетить Спарту, потому что не одобрял установлений Ликурга.
Потомки Еврикла остались в Спарте и сохранили свое богатство, но никогда больше не претендовали на то, чтобы быть единоличными правителями города.
Восточная стена спартанского театра. (Kennel M. Spartans: a New History. 2009)
Быт в Спарте. Женщины и экономическая свобода
Спартанки обладали большей экономической свободой, чем женщины тех же Афин. Именно это позволило Аристотелю говорить о «власти женщин» в Спарте. Дочери спартиатов, при отсутствии сыновей, становились наследницами родительских земельных наделов. Предположительно они могли сами контролировать полученное наследство.
Спартанские невесты получали богатое приданое, которым распоряжались сами. Кроме того, они наследовали часть семейного имущества. Доля дочери спартиата в общем наследстве составляла половину доли сына. Чтобы считаться полноправным гражданином, спартанец должен был владеть собственностью. Таким образом, брак на девушке с хорошим приданым мог упрочить или обеспечить будущее какого-нибудь спартанца.
Аристотель называет одной из причин упадка Спарты в его время то, что спартанские женщины владели 2/5 всей земли полиса. Такие правила вынуждали спартанцев заключать браки с родственниками, чтобы наследство сохранялось в пределах рода. Так, цари Анаксандрид II и Леонид I были женаты на своих племянницах, а царь Архидам II — на своей тете.
Сохранились дорогие посвятительные дары, которые спартанские женщины оставляли в святилище Афины на акрополе Спарты. Это указывает, что они могли позволить себе определенные траты, а значит, обладали экономической свободой. Другая знатная спартанка Киниска, дочь царя Архидама II, могла позволить себе содержать лошадей, участвовавших в Олимпийских играх. Мать и бабушка царя Агиса IV (III век до н. э.) Агесистрата и Архидамия были, по свидетельству Плутарха, одними из богатейших людей Спарты.
Особенности географического положения
Рассматривая успешное политическое, экономическое и социальное положение Спарты со своим флагом и языком, нельзя оставить без внимания ее выгодное местонахождение на современной карте мира. Она располагалась в южной части Пелопоннесского полуострова, а именно в области Лакония (Греция).
Государство омывалось Ионическим и Егейским морями, которые и открыли легкие пути спартанцам для совершения военных походов и переправы на родину добытых богатств. В период расцвета территория могучей державы охватывала около 8 000 кв. км. Она считалась непобедимой и могучей в те времена, сохраняя подобное звание на протяжении нескольких веков. Удивительно, но побережья не были укреплены оборонительными стенами, настолько спартанцы были уверены в своей неуязвимости.
Спартанцы и илоты
Главной целью спартанского государственного и общественного строя было сохранение рабского состояния илотов.
Илоты были совершенно бесправны. Спартиат имел право убить илота. Более того, раз в году происходили так называемые «криптии» («криптия» – тайная война). Юноши-спартиаты собирались по ночам вместе, надевали маски и длинные плащи, чтобы не быть узнанными, и отправлялись в селения илотов. Если они встречали илотов, они набрасывались на них и убивали. Спартанцы старались убить самых молодых и сильных илотов. Чтобы отличаться от других жителей Спарты, илоты носили особую одежду, а на головах шапки из собачьего меха. В армии илоты выполняли вспомогательные функции.
Однажды, когда 2000 илотов проявили особую доблесть, спартанцы, обещая им полную свободу, надели на них торжественные венки и стали водить от одного храма к другому под видом молитвы богам. Через некоторое время илоты бесследно исчезли, и никто не мог сказать, что с ними стало.
На такое бесчеловечное отношение илоты отвечали восстаниями. Особенно крупным было восстание в 464–455 гг. до н. э.
Вопрос о положении илотов внутри спартанского общественного строя не раз ставился в научной литературе. Некоторые ученые считают илотов не рабами, а крепостными.
Разница между рабами других греческих государств и илотами состояла главным образом в том, что илоты принадлежали не частным хозяевам, а всему спартанскому обществу. Илотизм явился результатом завоевания дорийскими племенами Пелопоннеса. В Фессалии и на Крите, тоже завоеванных дорийцами, местное население было обращено в рабство, похожее на рабство илотов.
Спарта и Эллинское возрождение
После падения власти Евриклидов в эпоху императоров из династии Флавиев и Траяна в Спарте возрождается гражданская жизнь. Веспасиан выделил средства для строительства в городе театра. Траяна спартанцы за какие-то заслуги назвали «спасителем».
В политической жизни Спарты продолжали существовать коллегии эфоров и геронтов. Роль геронтов свелась к консультативной. Реальная власть была в руках у коллегии, члены которой назывались синархами (совместно правящими). В эпоху династии Северов (192−235 гг. н. э.) в Спарте зафиксировано функционирование буле (совета). Предположительно его членами были и синархи, и геронты, и буле имело законодательную власть.
В римской Спарте появились новые должности — патрономы, отвечавшие за подготовку эфебов, и номифилаки (хранители законов). Патрономами могли становиться не-спартанцы — эта должность подчеркивала уважение жителей империи к спартанской системе воспитания. Подготовкой эфебов и, в частности, проведением их состязаний заведовала коллегия бидеев.
Спартанская элита в эпоху Принципата становилась частью элиты империи. Например, потомок Еврикла Геркулан был римским сенатором и прошел римским cursus honorum до должности претора.
В римской Спарте была традиция использовать при утверждении своего статуса родословные. Многочисленные надписи из этого города показывают нам людей, возводивших свой род к героям Классической эпохи и мифическим персонажам. Например, спартанец Марк Аврелий Аристократ называет себя потомком Геракла в 48-м поколении и одного из Диоскуров в 44-м.
Богатые граждане соревнуются в работе по украшению родного города. При императоре Траяне начал действовать конкурс на звание лучшего гражданина. Например, спартанцы и (судя по именам) римские граждане Гай Юлий Агесилай и Тит Флавий Хариксен профинансировали на рубеже I-II веков н. э. проведение новых игр Ураний и Леонидий. Пожертвования Агесилая, в частности, позволили удвоить денежные призы победителям Леонидий.
Агесилай и Хариксен удостоились статуй, около которых на стене писали имена победителей Леонидий. Большая часть событий этого фестиваля проходила в театре недалеко от гробниц царя Леонида, регента Павсания (победителя в битве при Платеях) и плиты, на которой были выбиты имена трехсот спартанцев.
Гробница Леонида в наши дни. (grecorama.com)
Предположительно Леонидии включали ораторские и спортивные состязания, участниками которых, как подчеркивает современник событий Павсаний, могли быть только спартанцы. Другим видом игр, проходивших в ту эпоху, были Евриклии, в честь правителя Спарты, потомки которого сохраняли влияние в государстве. В древней святилище Аполлона в Амиклах продолжали до поздней Античности проходить соревнования Гиацинтии.
Несколько раз Спарту посещал император Адриан. Его визиты сопровождались территориальными дарами. Спартанское государство получило от императора остров Каудус недалеко от Крита и Коронею в Мессении, которыми отныне управляли спартанские губернаторы (эпимелеты). Благодаря поддержке императора-филэллина в Спарте был построен протяженный акведук.
После того, как император Каракалла в 212 году н. э. выпустил знаменитый эдикт, все свободные спартиаты стали римскими гражданами. К этому времени многие жители города получили prenomen и nomen императора — Септимий Бассиан.
В 163 году н. э. Марк Аврелий и его соправитель Луций Вер запросили у Спарты вспомогательные войска для войны с Сасанидской Персией. Это было оформлена как дружеская помощь Риму от свободного города. По крайней мере, часть этих войск была конницей. В 214 году Каракалла набрал в Спарте и Македонии вспомогательные отряды для войны против Парфии. Оба отряда состояли из 500 воинов (такова была численность спартанского лоха в Классическую эпоху) и назывались фалангитами.