Дуэль базарова и павла петровича

Вариант 2

Примечательная черта романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» состоит в актуальной и вечной проблеме, включающей конфликт между старыми и молодыми поколениями, которые уважают исключительно личное мировоззрение. Из-за непонимания и намерения поклоняться своим жизненным взглядам, отсутствия компромисса развивается напряжённый спор отцов и детей.

Эпизод, происходящий в двадцать пятой главе, имеет главенствующую роль в произведении, где вокруг Базарова группируются остальные герои ,взаимодействующие с ним. Евгений, приветствующий нигилистические взгляды, противопоставлен Павлу Кирсанову, признающему аристократизм, поэтому они являются антагонистами.

Причины дуэля между демократом ,отрицающим любые авторитеты, и дворянином, живущим по патриархальным принципам, имеют многогранный характер. Их резкое  противостояние в идеологиях доказывает, что они не хотят принять  заложенные  установки друг друга. Именно старший Кирсанов питает разъяренную ненависть и прямое презрение по отношению к  бесцеремонному демократу, опровергающему традиционные представления о закономерной природе, искусстве, моральных установках и искренних чувствах, поэтому инициатором битвы становится Павел Петрович: «Его аристократическую натуру натуру возмущала совершенная развязность Базарова». Негативное отношение Евгения выражалось в открытости и непринужденности во время беседы с представителями старого мира, а именно он обличал то, что дворянское сословие ставило себя выше других крепостных людей, унижая и относясь ,как к ненужной вещи, считаясь человеком слова, а не дела.

Предпосылками к стрельбе вызвала ревность Кирсанова к Фенечке, приходящейся женой Николаю Петровичу, ведь его раздражение и нервозность доходят до предела. При сражении два представителя поколений выглядели самоуверенно и бесстрашно, хотя в душе Евгения и Павла происходил мучительные волнения. Внутренние эмоции Базарова подсказывают, что состязание явно глупая ошибка, но ни один из них не хочет сознавать свою вину и мирно разойтись: «Он посматривал вдоль дороги, рвал и кусал траву…». Их взаимная вражда усиливает напряжение во время дуэля, что показывает Базарова ,как защитника своей чести и достоинства, а Кирсанова, доказывающего свое  истинное превосходство.

При ранении противника в ногу Базаров поступает благородно и чистосердечно, когда не продолжает убийственную битву, а исполняет верно долг врача. Умение прийти на помощь даже при неприязни  говорит о сострадании и преданности к любимой работе нигилиста.

Происхождение, образование, социальное положение

Отец Евгения Васильевича Базарова — отставной полковой доктор, своей службой он заслужил дворянство. Мать — небогатая столбовая дворянка. Они постарались, чтобы у сына было хорошее образование. Евгений учится в университете, изучая естественные науки и медицину для того, чтобы стать доктором.

Павел Петрович Кирсанов, в отличие от разночинца Базарова, был из дворянского рода, отец его — боевой генерал 1812 года, а мать — настоящая «матушка-командирша». Родители воспитывали Павла сначала дома, а потом отправили в пажеский корпус. Выйдя из этого корпуса, он поступил на военную службу и вышел в офицеры, но прослужил военным недолго. Он бросил и службу, и светское общество и сейчас живёт в имении брата.

Знакомство Евгения с Одинцовой

Анна Сергеевна Б. Фенечка В. Ни в кого 12. После «несчастной любви» Базаров А. Сломился, ничем не занимался Б. Не раскис, с энергией погрузился в работу В. Не влюблялся, это противоречило его принципам 13. Что Аркадий привозит Одинцовой во второй приезд А. Переписку своих матерей Б. Деньги В. Книги 14. Кого можно отнести в лагерь «отцов». Почему? А. Аркадия Б. Базарова В. Ситникова Г.

В кульминационный момент дуэли Базаров продолжает иронизировать: «Он прямо в нос целит, …, и как щурится старательно, разбойник!». Павел Петрович серьёзен как никогда, он ведёт себя, как истинный дуэлянт: старательно целится и щурится. Фраза: «Струйка крови потекла по его белым панталонам» производит эффект сцены из красивого, романтичного французского романа.

Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов…» Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. «Слышал, стало быть ничего», — успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку.

Автор во время дуэли подробно изображает психологическое состояние Базарова, потому что дуэль – критический момент – момент истины, в который проявляется сущность человека.

Обморок! С чего бы! — невольно воскликнул Базаров, опуская Павла Петровича на траву. — Посмотрим, что за штука? — Он вынул платок, отер кровь, пощупал вокруг раны… — Кость цела, — бормотал он сквозь зубы, — пуля прошла неглубоко насквозь, один мускул, vastus externus, задет. Хоть пляши через три недели!.. А обморок! Ох, уж эти мне нервные люди! Вишь, кожа-то какая тонкая.

Кирсанов был сыном генерала, однако военная карьера, предназначенная ему, не состоялась. Дело в том, что этот герой сломал ногу, будучи еще молодым человеком. На всю дальнейшую жизнь он остался «хроменьким». Кирсанов Николай Петрович женился рано. Его супругой стала дочь одного незнатного чиновника. В браке помещик был счастлив.

Павел Петрович потребовал поединка. Он захватил даже палку, чтобы любыми путями сделать дуэль неизбежной. Самим фактом вызова старший Кирсанов отошел уже от своих аристократических «принсипов». Тургенев передает реплику старого слуги, который был «по-своему аристократ, не хуже Павла Петровича».

Отношение к нигилизму

Во время спора главные герои высказали свое мнение по отношению к нигилизму в современном мире. Павел Кирсанов порицает нигилистов, считая их изгоями общества. Он рад, приверженцы нигилизма являются меньшинством.

Базаров положительно относится к нигилизму. При подробном разборе произведения можно предположить, что он сам является нигилистом. Евгений считает, что нужно рушить устоявшиеся традиции и проводить культурную революцию в стране. Он предпочитает делать громкие заявления о деградации людей, что вызывает негодование у других героев романа. Герой выступает против следующих элементов общественного строя:

  • самодержавие;
  • религия;
  • крепостное право;
  • отсутствие демократических свобод.

Взгляды Базарова в 6 главе

Глава 6.Во время утреннего чая, в компании разгорается нешуточный спор между Павлом Петровичем и Евгением. Оба не стараются скрыть своей неприязни друг к другу.Инициатором стычки становится Кирсанов.

Евгений Васильевич не намерен полемизировать с ним, однако все-таки высказывает свое мнение по основным вопросам своих убеждений. По его представлению, люди стремятся к цели, поскольку испытывают «ощущения» и желают добиться «пользы».

Евгений Базаров убежден, что химия намного важнее, чем искусство. Что касается науки, важнее всего в ней именно практический результат. Базаров даже гордится тем, что у него отсутствует художественный вкус. Он считает, что незачем изучать психологию какого-то отдельного человека. Для того, чтобы судить обо всем роде людском, достаточно одного экземпляра.

Базаров беспощадно отрицает любые «постановления» в быту. Он высокого мнения о своих способностях, однако своему поколению Евгений Васильевич отводит вовсе не созидательную роль. Он говорит о том, что требуется сначала «расчистить место»Студент-нигилист, отрицает практически все принятые в обществе ценности и традиционные порядки.»Нигилизм», который пропагандирует Базаров и Аркадий, подражающий ему, Павлу Петровичу представляется необоснованным и дерзким учением, существующим «в пустоте».Гл.

10Неприятный разговор произошел во время вечернего чаепития. Назвав одного помещика «дрянь аристократишка», Базаров вызвал недовольство старшего Кирсанова, который стал утверждать, что следуя принципам, человек приносит пользу обществу.

Анализ сцены дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова

«Отцы и дети» — одно из самых значимых произведений русской литературы. Каждая страница этого романа доверху полна различными философскими вопросами и нравственно-моральными наставлениями. Но особняком в романе стоит тема взаимоотношений людей из разных поколений. Тема Отцов и детей.

Иван Сергеевич Тургенев раскрывает эту темы путём сталкивания двух абсолютно разных по мировосприятию людей — Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Они невзлюбили друг друга с первой же встречи. Причиной этому стал ярко выраженный нигилизм Базарова, о котором Павел Петрович был не лучшего мнения. Ведь Павел Петрович был аристократом-консерватором и был верен старым порядкам. На протяжении всего романа между героями постоянно вспыхивали конфликты. И это закономерно, ведь их конфликт — это борьба идеологий. В лицах этих персонажей были представлены совершенно разные точки зрения на мир, а такие разногласия не так-то просто устранить.

Кульминацией этой борьбы стала их дуэль. Казус белли который был увиденный Павлом Кирсановым поцелуй Базарова с Фенечкой. Истинной же причиной дуэли была их взаимная неприязнь и политические разногласия. Итогом этой дуэли стало ранение Павла Петровича — пуля вошла ему в бедро. Нужно сказать, что Базаров тут же перевязал Павлу Петровичу ногу и других позвал на помощь. Строго говоря, в этой дуэли не было победителя — ведь их спор был ментальным, и его было невозможно решить путём физическим. Когда герои понимают, насколько глупа была их дуэль, и к каким последствиям могла привести их ребяческая затея, они становятся более сдержанными по отношению друг к другу, в их разговорах появляется нотка взаимоуважения. Но, в конечном счёте, каждый остался при своём мнении.

Развязкой же конфликта Отцов и детей стал вынужденный отъезд Евгения Базарова.

В заключение стоит отметить, что описанный Тургеневым конфликт существует не одно тысячелетие, и что он никогда себя не исчерпает. Ведь всегда, из века в век люди старшего поколения будут спорить с людьми младшего поколения. И этот конфликт будет актуален во все времена.

Сравнительная характеристика Евгения Васильевича Базарова и Павла Петровича Кирсанова (таблица)

Параметры сравнения Евгений Васильевич Базаров Павел Петрович Кирсанов
Происхождение Дед был крестьянином, отец — штаб-лекарем, мать — столбовой дворянкой. Дворянство по линии матери не передавалось. Отец получил за свою службу право на дворянство и стал дворянином уже после рождения Евгения. Автор не сообщает, стал ли Евгений, по ходатайству отца, тоже дворянином. Сам Базаров говорит о дворянах так, как будто никакого отношения к ним не имеет. Так что, скорее всего, Базаров — разночинец. Потомственный дворянин, сын боевого генерала 1812 года.
Социальный статус Студент университета, учится на медицинском факультете. Офицер в отставке, аристократ.
Портрет Высокий молодой человек с длинными тёмно-белокурыми волосами и висячими бакенбардами. Глаза большие, зеленоватые, губы тонкие. Носит длинный балахон с кистями. Стройный, изящный, красивый человек лет 45. Его седые волосы «отливали тёмным блеском». Одевался щегольски даже в деревне.
Речевая характеристика Говорил лениво, небрежно, мужественным голосом. Речи его были немногосложны и отрывочны, так как он не любил рассуждать на отвлечённые темы, предпочитая говорить по делу. Голос приятный, речь вежливая, изысканно учтивая.
Манера поведения Не очень учтив даже в гостях. Аристократическая.
Образ жизни Учится, изучает природу, занимается физическими и химическими опытами. Бездеятелен, ведёт праздный образ жизни.
Взгляды Демократ и реалист. Нигилист (отрицает авторитеты, старые истины и порядки), материалист, циник. Либерал и идеалист, эстет, ценит авторитетные мнения.
Отношение к женщинам и к любви В 1-й половине романа отношение бездуховное, потребительское. Расценивает женщин как предмет анатомии. Любовь романтическую считал «вздором». Полюбив Одинцову, хотел вырвать эту любовь из своего сердца. Относится к женщинам уважительно. Любил один раз в жизни; после того, как любимая разорвала с ним отношения, закрыл свою душу для других женщин.
Отношение друг к другу Относится к Павлу Петровичу с презрением. Ненавидит Базарова.
Общие черты характера Гордость, самолюбие, честность, чуждость мечтам.

Сочинение Испытание любовью Базарова

В своём романе «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев затрагивает различные философские, политические, идеологические вопросы. Каждый из героев является носителем какой-либо идеи, которая по ходу сюжета опровергается либо доказывается путём применения на практике

Один из главных героев, Евгений Базаров, сразу обращает на себя внимание читателя, так как обладает твёрдым характером и нигилистическими воззрениями, которые упорно отстаивает

Базаров не стесняется своих взглядов, имеет крепкие аргументы и охотно вступает в спор с человеком любого статуса и чина. Он не боится и власти, ведь отрицает и её. Приверженец логики и науки, он отвергает все, что считает иррациональным: религию, социальную стратификацию, эстетику, человеческие страсти, в том числе и любовь. С юных лет он увлекается медициной и иными естественными дисциплинами, потому видит в любви лишь физиологический аспект: существование духовной близости он не признаёт. До судьбоносной встречи с Одинцовой он испытывает лишь физическое влечение к женщинам. Однако знакомство с овдовевшей и прекрасной Анной Сергеевной открывает новую главу в его жизни.

С первого взгляда её внешность привлекла внимание Базарова. Познакомившись с ней поближе, он увидел её интеллект, оценил силу характера и тактичность, а также заботу о младшей сестре

Они начинают проводить большое количество времени вместе, Базаров начинает чувствовать неизвестное до сего момента притяжение. Его мысли полностью занимает Одинцова, интерес к ней выходит за грани физического. Всё это вызывает у прежде рационального Евгения некоторое замешательство, и даже раздражение, ведь он не понимает природу чувств к этой женщине.

Спустя некоторое время, ему приходится всё же признать наличие у себя романтических чувств. Смелость героя не позволяет ему мешкать: он откровенно признаётся в любви Одинцовой, которая не отвечает ему взаимностью. Сцена их разговора содержит в себе подтверждение того, что Базаров не в состоянии совладать с кипящими внутри него чувствами: он впадает в бешенство, пугая Анну Сергеевну. После их разговора герой разбит, но не собирается бездействовать. Он уезжает и всяческими способами пытается преодолеть в себе чувства, делающие его несчастным. Ближе к завязке сюжета у читателя назревает вопрос: намеренно ли Базаров допустил свою смерть от болезни, ведь справиться со столь сильным горем от неразделённой любви он не смог?

Каким бы твёрдым ни был характер Евгения Базарова, он ломается о решающее испытание любовью

Герой отважно отстаивал свои нигилистические взгляды, но своей судьбой лишь доказал отсутствие в них истины. Через эту сюжетную линию И.С

Тургенев хотел показать, что любовь не есть только физическое влечение, но духовное стремление двух человек друг к другу, и что никакая логика не может быть властной над этим сильнейшим чувством.

Чем закончилась дуэль

В главе XXIV начинается долгожданное событие, которое автору удалось ярко и незабываемо описать. Сценой для сражения писатель выбрал безлюдное поле. 

Правда, в противовес всем ожидания и страхам, дуэль между Базаровым и Кирсановым прошла довольно быстро и без особых жертв. Нигилист после команды стрелять успел сделать первый выстрел, тем самым принеся незначительное ранение Павлу — попал противнику в ногу. 

И в тот момент, казалось бы, серьезный и крепкий мужчина показывает все свои эмоции и от страха падает в обморок. А Базаров, позабыв о высокомерии, бежит помогать бывшему противнику, уже не как дуэлист, а как врач. 

Евгений послал для раненого за дрожками, и ожидая их, противники сидели молча на траве.

В результате Евгений покидает усадьбу Кирсановых. Павел Петрович в числе прочих вышел провожать гостя и хотел пожать тому руку, но Базаров остался холоден как лед, поняв, что таким образом его бывший противник хотел «повеликодушничать». 

Уже миновав четыре версты, когда вся усадьба предстала перед глазами Евгения, он лишь сплюнул, пробормотав: «Барчуки проклятые», и ещё плотнее завернулся в шинель. Это ещё сильнее показывает хладнокровное отношение Евгения к «барчукам».

Сцена дуэли — интересная и центральная в романе. Хотя никто не погиб, а один из противников получил несильное ранение, оба дуэлянта вынесли для себя пользу: Кирсанов добился того, чтобы Базаров покинул дворянское поместье, а Евгений вышел победителем в борьбе с представителем консервативных идей.

О чём спорили герои

Спор героев затронул большое количество самых разных проблем. Основными следует выделить 4 фрагмента их конфликта:

  1. Вопрос и тема дворянства: Базаров считает, что дворянство абсолютно бесполезно, тогда как Кирсанов видит в этом слое людей основную движущую силу современного общества.
  2. Нигилисты и их значение: Павел Петрович считает, что нигилизм — временное модное увлечение, а сами нигилисты — ненужные обществу люди, а Базаров видит в нем единственный верный путь в жизни.
  3. Взгляды героев на народ: в этом вопросе Базаров оказывается ближе к народу, чем Павел Кирсанов, он уважает простых людей, тогда как Павел Петрович относится к ним несколько пренебрежительно и высокомерно.
  4. Искусство и природа: Кирсанов видит в искусстве и природе истинную красоту и наслаждение, а Базаров дословно считает, что «любой порядочный химик более ценен, чем поэт…»

Знакомство с Базаровым

Роман начинается с того, что окончивший студенчество Аркадий возвращается домой, к отцу Николаю Петровичу. Тот живет в небольшом поместье, пытается справиться со всеми делами после смерти жены и искренне любит сына, переживая за его будущее. В поместье Кирсановых также живет Павел Петрович – старший брат Николая и аристократ, который вышел в отставку после военной службы.

Аркадий приезжает не один. Теперь у Кирсановых будет гостить Евгений Базаров – студент, который учится на медика и имеет необычный взгляд на мир. Дело в том, что Базаров – нигилист, отрицающий все принятые ценности и авторитеты. Он достаточно умен, но вместе с этим он не предает значения не только религии и действующей власти, но и таким важным вещам, как дружба или любовь. Аркадий был в восторге от своего нового знакомого и проникнулся его нигилистическими идеями.

В поместье Кирсановых постарались любезно встретить гостя, но позиция Базарова и его отношение к старшим сильно смутили Николая Петровича и Павла Петровича. Тем не менее, они постарались наладить контакт с Евгением, тот же относился к ним снисходительно. Зато его полюбила дворня, которой аристократические ценности были чужды.

Николай Петрович переживал, что сын стал посмеиваться над ним и отдаляться. Павел Петрович же был просто в бешенстве от неуважения Базарова к его истории (выяснилось, что несколько лет назад у офицера произошла трагическая история любви, после которой он остался сломленным человеком). Но жизнь в поместье текла своим чередом, а Базаров занимался естественными науками и старался не конфликтовать с теми, кто придерживался, по его мнению, устаревших взглядов.

Две дуэли в романе «Отцы и дети»

Павел Петрович Кирсанов с самого начала не понравился другу его племянника Базарову. По мнению обоих, они принадлежали к разным сословным группам: Кирсанов даже не пожал руку Базарову, когда они в первый раз встретились. У них были разные взгляды на жизнь, они друг друга не понимали, противостояли друг другу во всем, презирали друг друга. Часто между ними происходили столкновения, ссоры. Через некоторое время общаться, а, следовательно, ссориться они стали меньше, но душевное противостояние оставалось. Бомба была заложена, оставалось только

ее сдетанировать. Сдетанировал ее случай с Фенечкой. Павел Петрович приревновал Фенечку к Базарову, когда увидел их целующимися в беседке, и на следующий день вызвал его на дуэль. Насчет причины он сказал так: «Полагаю… неуместным вникать в настоящие причины нашего столкновения. Мы друг друга терпеть не можем. Чего больше?». Базаров согласился, но назвал дуэль «глупой», «необычайной». Происходит она на следующий же день рано утром. Секундантов у них не было, был только свидетель — Петр. Пока Базаров отмерял шаги, Павел Петрович заряжал пистолеты. Они разошлись, прицелились, выстрелили. Базаров ранил

Павла Петровича в ногу… Хотя они должны были по условию стрелять еще раз, он подбежал к противнику и перевязал ему рану, послал Петра за дрожками. Приехавшему с Петром Николаю Петровичу решили сказать, что повздорили из-за политики.

Можно ли считать победу Базарова как намек на то, что передовые люди правы и однажды победят? Я считаю, что нет, с таким же успехом, как победил Базаров, мог победить и Павел Петрович, просто тому не хватило везенья, о том, кто кого победил, можно говорить во время их ссоры, но не на дуэли, когда все решает теория вероятности. Конечно же, главными виновниками дуэли были они сами: никто их не подстрекал к этому; так это прокомментировал сам Павел Петрович: «Мы немножко повздорили с господином Базаровым, и я за это немножко поплатился».

Автор описывает утреннюю природу, на Фоне которой шли Базаров с Петром, показывая, что они рано встали, разбудили природу и пришли на поляну заниматься «глупостью», зная, что ничем хорошим это не закончится. Также автор показывает особое поведение Павла Петровича перед дуэлью: «Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью», что говорит о том, что он хотел выиграть дуэль, очень надеялся на это, хотел поквитаться, наконец, с «нигилистами»: «Он мне прямо в нос целит, и как щурится старательно, разбойник!» — подумал во время дуэли Базаров.

Сцена с дуэлью занимает одно из завершающих, результирующих мест в романе. После нее герои стали хоть немножко, но по-другому относиться друг к другу: либо хорошо относиться, либо вообще никак не относиться.

Извечный неизбежный конфликт

Произведение говорит читателю, что во вражде поколений нет какого бы то ни было тайного смысла, она не несёт в себе каких-то ответов на сложные вопросы, она просто есть и ничего с этим сделать нельзя

Однако автор показывает, что борьба времён может нести реальный практический смысл, так обе стороны в буре полемики могут обратить внимание и на слабые стороны соперника, и на свои собственные. Именно в споре рождается истина, и роман «Отцы и дети», в каком-то смысле может это и подтвердить, и опровергнуть.

Идейные разногласия между старым и новым поколениями избежать невозможно, они будут происходить, невзирая ни на что. Молодое поколение будет пытаться отличиться от «отцов», быть другими, протестовать и бунтовать против устоявшихся принципов. Старое всегда будет недовольно «детьми», ведь «в их время трава была куда зеленее», а люди были образованнее, интереснее и лучше.

Портрет Павла Петровича Кирсанова

Спор Базарова и Кирсанова обостряется тем, что первый не признает никаких догм и авторитетов. Евгений убежден, что любая истина начинается с сомнения. Также герой считает, что все можно проверить опытным путем, суждения на веру не принимает. Усугубляет ситуацию нетерпимость Базарова к противоположным мнениям. Он подчеркнуто резок в своих высказываниях.

Предлагаем ознакомиться Образование комиссии по трудовым спорам в 2020 году

Павел Кирсанов − типичный дворянин, представитель поколения «отцов». Он − изнеженный аристократ и убежденный консерватор, который придерживается либеральных политических взглядов. Одевается изысканно и аккуратно, носит строгие костюмы на английский манер и крахмалит воротнички. Оппонент Базарова внешне очень ухожен, изящен в манерах. Он всем видом показывает свою «породу».

С его точки зрения, устоявшиеся традиции и принципы должны оставаться незыблемыми. Спор Базарова и Кирсанова подкреплен тем, что Павел Петрович все новое воспринимает негативно и даже враждебно. Здесь дает знать о себе врожденный консерватизм. Кирсанов преклоняется перед старыми авторитетами, только они являются для него истинными.

Сказать по правде, предпосылками для конфликта были не только идеологические споры, а также романтические чувства.

Евгений после разрыва с Одинцовой начинает ухаживать за прекрасной девушкой Фенечкой, в которую тайно был влюблен Павел Петрович. Федосья Николаевна — в самом начале романа неофициальная супруга помещика Кирсанова Николая Петровича, младше мужа на 20 лет, у них есть общий сын Митенька.

Увидев поцелуй двух молодых людей, озверевший Кирсанов без каких либо объяснений вызывает Базарова на дуэль.

Его эмоции отлично передает эта цитата: «Он посматривал вдоль дороги, рвал и кусал траву, а сам все твердил про себя, что дуэль этакая глупость».

В отличие от Евгения, Кирсанов не боялся смерти. Не пожелав объяснить истинную причину поединка родным, Павел Петрович сказал, что между ним и Евгением Базаровым возник спор на политическую тему.

Предлагаем ознакомиться Досудебный порядок урегулирования спора в гражданском процессе || Обязанность досудебного урегулирования спора гпк

Спор Базарова и Кирсанова: таблица разногласий

Самая главная проблема уже озвучена Тургеневым в названии романа − разница поколений. Линию спора главных героев можно проследить по данной таблице. «Отцы и дети»: конфликт поколений

Евгений Базаров Павел Кирсанов
Манеры и портрет героев
Небрежен в своих высказываниях и поведении. Самоуверенный, но умный молодой человек. Подтянутый, изысканный аристократ. Несмотря на почтенный возраст, сохранил стройность и презентабельный внешний вид.
Политические взгляды
Продвигает нигилистические идеи, за которыми также следует Аркадий. Не имеет авторитетов. Признает только то, что считает полезным для общества. Придерживается либеральных взглядов. Главной ценностью считает личность и самоуважение.
Отношение к простому народу
Презирает простолюдинов, хотя и гордится дедом, который всю жизнь трудился на земле. Вступает на защиту крестьянства, но держит дистанцию с ними.
Философско-эстетические взгляды
Убежденный материалист. Не считает философию чем-то важным. Верит в существование Бога.
Девиз по жизни
Не имеет принципов, руководствуется ощущениями. Уважает людей, которых либо слушают, либо ненавидят. Главным принципом считает аристократизм. А людей беспринципных приравнивает к душевной пустоте и безнравственности.
Отношение к искусству
Отрицает эстетическую составляющую жизни. Не признает поэзию и любое другое проявление искусства. Считает искусство важным, но сам им не интересуется. Человек сухой и неромантичный.
Любовь и женщины
Добровольно отказывается от любви. Рассматривает ее только с точки зрения физиологии человека. К женщинам относится трепетно, благоговейно, почтительно. В любви − настоящий рыцарь.

Павел Петрович

Павел Петровичуехал за границу для поправления здоровья и остался на жительство в Дрездене (Германия)
«Упомянем кстати о Петре

Он совсем окоченел от глупости и важности, произносит все е как ю: тюпюрь, обюспючюн, но тоже женился и взял порядочное приданое за своею невестой, дочерью городского огородника, которая отказала двум хорошим женихам только потому, что у них часов не было: а у Петра не только были часы — у него были лаковые полусапожки.»— «Отцы и дети». Глава 28

«Он все делает добро, сколько может; он все еще шумит понемножку: недаром же был он некогда львом; но жить ему тяжело..

тяжелей, чем он сам подозревает… Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься…»— «Отцы и дети». Глава 28

Вариант 2

Роман Ивана Сергеевича Тургенева является мировой классикой в литературе. В романе описывается конфликт поколений и жизненных принципов.

Молодой и целеустремленный студент Евгений при знакомстве с аристократом и консерватором Павлом Петровичем уже проявили друг к другу некую неприязнь. Они даже не пожали друг другу руку, потому что Кирсанов посчитал ниже своего достоинства протягивать руку человеку, который одет как простак.

Базарова пригласил в гости его друг Аркадий, только он мог понять амбициозного и высокомерного молодого человека. Парень сразу вступил в спор с Кирсановым старшим, ему не нравилось, что Павел Петрович пытался навязать свою мысль.

Кирсанов старший даже с некоторым пренебрежением отнёсся к Базарову. Ему не нравились нигилисты, а Базарову не нравились аристократы. Находясь в одном помещении, они обязательно находили повод поругаться друг с другом. Каждый из них жестко высказывал свое мнение по отношению к другому.

Павел Петрович Кирсанов был утонченным человеком, и ему нравилось окружать себя духовными вещами. Базаров же напротив грубый и замкнутый в себе больше возлагал надежды на науку. Базарову нравилось задевать богатого Кирсанова, который то и дело вставлял в свою речь английские слова.

Эти два персонажа прям, ненавидели друг друга и никогда не скрывали своей неприязни. Они всегда находили повод для спора. Через какое-то время их пыл поутих, но напряжение между Кирсановым старшим и Базаровым все же оставалось. В один прекрасный момент это должно было найти выход и нашло.

Павел Петрович был сильно влюблен в Фенечку, но стеснялся на показ говорить о своих чувствах к ней. В один из дней Кирсанов старший видит поцелуй своего заядлого врага Базарова и возлюбленной Фенечки. Тогда для Кирсанова наступил пик их конфликта. Он негодовал от злости и поэтому, схватив палку, сказал Базарову, что изобьет его сильно, если тот не согласится на дуэль с ним.

Базаров попытался успокоить ревнивца, говоря ему о том, что дуэль это ерунда и совсем нет смысла ее проводить. Кирсанов не отступал, и Базаров все же испугавшись, что его изобьют, согласился на проведение дуэли.

Они никому не сказали о том, что рано утром они собираются на дуэль. С собой они взяли лишь Петра, и когда дуэль состоялась, Базаров ранил Кирсанова. Павел Петрович был ранен в ногу, а Базаров и тут показал свое неуважение, придя на помощь Кирсанову, он расценил это как помощь старику. Базаров попросил позвать на помощь, а когда помощь была оказана, эти двое решили не говорить основную причину их дуэли. Всем они сказали, что их взгляды разошлись в политике, ведь Павлу Петровичу было тяжело признать, что это из-за ревности и любви к Фенечке.

Их такая глупость не уменьшила неприязни между собой, но немного успокоила их. Была выбрана тактика или хорошего отношения или полного игнора друг друга. Сказать, что Базаров в этой дуэли был абсолютным победителем нельзя, скорее всего удача ему улыбнулась.

После всех этих событий они стали вести себя по отношению друг к другу лучше, но каждый остался при своем мнении и своих принципах.

Сочинение 4

Поединок между героями подготовлен развитие конфликта между поколениями «отцов» и «детей», который описан в романе. Показательно, что дуэль происходит между персонажами, стоящими на крайних позициях каждый в своем лагере.

Нигилист Базаров, посвятивший всю свою жизнь без остатка построению нового общества, и в этом эпизоде романа сохраняет свою внешнюю невозмутимость. Даже перед лицом возможной смерти он все же сохраняет позу и уничтожает письмо своему отцу, в котором он выражает нормальные человеческие чувства.

Павлом Петровичем Кирсановым владеет ненависть к злейшему врагу его мира. Поцелуй Базарова и Фенечки – это всего лишь повод, которым отставной гвардейский офицер решил воспользоваться, чтобы уничтожить вирус, разлагающий общество.

В ходе дуэли оба противника показывают свою внутреннюю слабость. Бравада нигилиста не помогает ему полностью скрыть от окружающих свое внутреннее напряжение. С другой стороны и гвардеец, получив рану от Базарова, теряет сознание, хотя рана неопасна и не должна вызвать такого эффекта.

Тургенев подчеркивает, что ни идейный фанатизм, ни аристократический кодекс чести и военное прошлое, не превратили дуэлянтов в машины, готовые идти до конца. Евгений Базаров, повинуясь врачебному долгу, бросается на помощь раненному врагу (хотя тот и отказывается от нее). Гордость Кирсанова берет верх и он и в дальнейшем не желает примирения, хотя ему и несколько стыдно резкости своего поведения.

Показательно, что, несмотря на личную неприязнь и глубокий антагонизм Павла Петровича и Базарова, дело оканчивается ничем. Конечно, оба подверглись смертельному риску, примирения не состоялось, но они просто холодно пожимают друг другу руки при прощании.

Писатель здесь образно показывает, что напряжение между старым и новым в то время еще не достигло крайней точки и все ограничивается выпадами, терпимыми в дворянской среде, из которой оба происходят. Понятно, почему Кирсанов не готов ломать принятые нормы поведения, именно защищая их, он столкнулся с Базаровым. Однако и его оппонент, олицетворяющий нигилизм не полностью отрекся от ценностей старого мира, не считает, что врага надо непременно уничтожить, спровоцировав дуэль повторно.

Портрет Павла Петровича Кирсанова

Павел Кирсанов − типичный дворянин, представитель поколения «отцов». Он − изнеженный аристократ и убежденный консерватор, который придерживается либеральных политических взглядов. Одевается изысканно и аккуратно, носит строгие костюмы на английский манер и крахмалит воротнички. Оппонент Базарова внешне очень ухожен, изящен в манерах. Он всем видом показывает свою «породу».

С его точки зрения, устоявшиеся традиции и принципы должны оставаться незыблемыми. Спор Базарова и Кирсанова подкреплен тем, что Павел Петрович все новое воспринимает негативно и даже враждебно. Здесь дает знать о себе врожденный консерватизм. Кирсанов преклоняется перед старыми авторитетами, только они являются для него истинными.