Оглавление
- Боевые искусства оружием
- БУЗА — БОЕВОЙ ПЛЯС!
- Система Кадочникова
- Русские ногами не били, русские ногами убивали
- В чем суть техники и чем отличается от восточных БИ?
- Почему русские занимаются бузой?
- А. В. Суворов
- Техника и направление
- Драки в школе, как этап познания правил кулачного боя на улице
- О Русском боевом искусстве «Извор»
- Но бойцы есть бойцы.
- Техника системы самозащиты
- Фаза первая: подготовка тела
- Становление спортивного рукопашного боя в России
Боевые искусства оружием
Еще более опасны боевые искусства с применением оружия: Кобудо, Кендо, Иайдо, Краби-крабонг, Калари паятту, Пенчак Силат, Арнис, Эскрима и Кали, Дог Бразерс, Фехтование, многочисленные Виды Ушу с оружием.
Единственный минус большинства современных БИ с оружием в том, что на сегодняшний день ходить по улицу с мечом или тем более копьем будет более чем подозрительно.
Внутренние стили боевых искусств
Также БИ традиционно на востоке принято делить на внешние и внутренние стили. Внешние стили боевых искусств — это почти все известные нам стили, направленные на знание приемов, скорость и силу бойцов.
А вот внутренние стили боевых искусств — это скорее искусства управлять своей внутренней жизненной энергией, говорят, что с помощью внутренней энергии (Ки, Чи или Ци) можно как вылечить человека, так и убить просто положив ему на плечо руку.
А всем известные монахи монастыря Шаолинь делают свое тело практически неуязвимым для ударов и даже для оружия с помощью искусства называемого «железная рубашка».
Самые известные внутренние боевые искусстваЦигун, Тай чи, Багуа Джан, Синьицюань, Шаолиньцюань (боевые искусства монахов Шаолинь).
Национальные виды боевых искусств
Также БИ иногда делят на произошедшие у какой-нибудь определенной нации и уже потом распространившиеся по миру. Вот далеко не полный пример известных стилей, придуманных на территории бывшего союза со славянскими принципами боя.
Славянские боевые искусства: система Кадочникова, СлавСтС, пластун, стенка на стенку, Русский стиль, Русский Армейский рукопашный бой, Спас, Любки, РОСС (Российская Отечественная Система Самозащиты), казачий бой, буза, сибирский вьюн, славяно-горицкая борьба, боевой гопак, Стрела, ФРБМ (русское боевое многоборье), боевое и спортивное Самбо, ШКВАЛ, оперативное карате и УКАДО.
Но и других спортивных единоборств очень много так как существуют еще отдельно национальные малоизвестные единоборства и виды боевых искусств, которые почти не известны за территорией своей родной страны, например: Чидаоба в Грузии, Кошти в Иране, Кох в Армении.
Народная борьба якутов Хапсагай, Куреш у татар, борьба нанайцев Вачамачи, Барилдаан в Монголии, Корнуолльская борьба в Великобритании, Кураш в России, Ссирум в Корее, Гурен во Франции.
И это только малая часть более-менее известных видов борцовских спортивных искусств различных стран мира, а не борцовских еще представляете сколько.
Какие бывают боевые искусства
Кроме того, боевые искусства еще можно делить по основным используемым приемам:
Удары чаще руками: Вин чун, Бокс.
Удары ногамиКапоэйра, Тхэквондо.
Отвлекающие и обманные удары: Капоэйра, Айкидо.
Разрешены любые удары: Армейские боевые системы, Вале тудо, Бирманский бокс.
В основном Броски: Дзюдо
Укладывание на лопатки: Вольная борьба и Дзюдо.
Болевые и удушения: Бразильское джиу джитсу.
Фитнес боевые искусства вообще без контакта: Тай бо.
Необычные боевые искусства
Существуют искусства которые вообще не считаются боевыми искусствами в привычном смысле слова, это очень комплексные системы саморазвития, включающие в себя вообще всю систему восприятия мира в том числе и со своей религией и прочим. Такой можно назвать капоэйру, где даже люди, тренирующиеся многими десятками и лет не всегда могут с уверенность объяснить, чем они вообще занимаются.
А бывают и очень узкоспециализированные редко изучаемые отдельно искусства: Ходзедзюцу (искусство связывания противника), Киай дзюцу (искусство боевого крика), Цинна (Искусство работы с болевыми точками), Иайдо (искусство очень быстро доставать меч) и т.д.
Также можно по субъективным предпочтениям выделять более предпочтительные боевые искусства для женщин, для детей, для инвалидов и разделения по прочим критериям, а также есть очень много других менее известных БИ или просто случайно не попавших в наш перечень, об этом мы поговорим еще в следующих статьях.
Но сегодня не стояла цель назвать абсолютно все стили, мы всего лишь попытались их хоть как-то сгруппировать, а в следующей части мы порассуждаем о самых лучших боевых искусствах и даже составим портрет самого лучшего — идеального бойца, если бы у него было время изучать все, то чем ему бы стоило заняться в первую очередь и какую технику применять в настоящем бою. Но еще лучше прочитайте мою целую небольшую энциклопедию о видах боевых искусств, а также их преимуществах и недостатках, ну и конечно, читайте как вообще правильно выбирать виды спорта для себя и своих детей, а также о том, какое боевое искусство самое лучшее и какое боевое искусство выбрать для тренировок именно вам.
БУЗА — БОЕВОЙ ПЛЯС!
https://youtube.com/watch?v=74KGH0KyoZw
Видео: Буза – техника боя
ЧТОБЫ группа немного развеялась и отдохнула, а также для поднятия боевого духа после отработки приемов в парах тренер предложил сплясать. Ученики встретили его предложение бурной овацией. Построившись в круг, под звуки русских народных инструментов мужики затянули песню, в это время в центре, сменяя друг друга, по очереди начали танцевать вприсядку.
Боевой пляс вприсядку был распространен по всей Руси. Изначально техника приседаний существовала в двух проявлениях: как способ боя и как боевой танец. Способы боя вприсядку были широко распространены среди всадников и применялись пехотинцами в столкновениях с конницей. В пеших схватках бой вприсядку был актуален для воина, упавшего на землю, оказавшегося в одиночку против многих противников, в тесноте или в темноте. В уличных драках на укатанном снегу бойцы часто поскальзываются и оказываются на уровне “ползунка”, откуда удобно бить и особенно подсекать стоящего на скользком противника. Такая манера боя требовала хорошей физической подготовки и была очень энергоёмкой, поэтому её применяли как тактический элемент боя, чередуя с экономной техникой, хорошо известной сейчас по современным (не выдуманным) системам русской борьбы.
Необходимые специфические для такой манеры боя двигательные навыки, особенно выносливость и тренированность, мужчины вырабатывали, постоянно практикуясь в плясе и бойцовских состязаниях. Обычно состязания проходили в виде парной и одиночной пляски в форме перепляса. Переплясывая, один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее, для ловкости и координации. Поскольку боевой пляс был информационным носителем боевого искусства и способом тренировки прикладных движений, естественно, что наибольшее распространение он получил в среде воинов: казаков, солдат, матросов, офицеров, большой популярностью он пользовался в артелях кулачных бойцов. Стоя удары наносились преимущественно ногами, так как руки были заняты холодным или огнестрельным оружием (его, безусловно, тоже пускали в ход). Именно поэтому в пляске вприсядку работе ногами уделяется больше внимания.
Боевой пляс вприсядку был унаследован и Красной Армией. Правила смотров и состязаний остались неизменными, правда, движения были сильно “причёсаны”. Другое дело — пляски на праздниках и на фронте. Это была не только тренировка тела и повторение способов боя, трудно переоценить воздействие музыки и пляски на боевой дух бойцов. Прадедовская традиция превращала измученных солдат в чудо-богатырей, зажигала в сердцах бесстрашие и задор. Не случайно Твардовский посвятил целую главу гармони и пляске на фронте в повествовании о Василии Теркине.
Видео: Буза – Документальный фильм
Безусловно, когда плясать приходилось в снегу или грязи, то прыжки и “ползунки” не делали, оставались лишь приемлемые для обстановки коленца, но дух боевого пляса, воинский задор не убывали. Пляской разминали затёкшие в окопах ноги, грелись на морозе, снимали предбоевое напряжение.
…После пляса настроение в группе стало совсем другим. Во-первых, все немного растряслись, раззадорились и были готовы к новым испытаниям. Во-вторых, по словам ребят, после таких танцев многочасовая усталость прошла мгновенно, как будто ее и не было.
Следующим этапом подготовки был спарринг. Вот здесь-то каждый и смог показать, на что он способен. В принципе это был тот же самый боевой пляс, только не в одиночном исполнении, а в парах. Снова зазвучала музыка, и бойцы схватились в борьбе. Только движения не были такими медленными, но и не стали грубее. Плавно делая одно движение за другим, удар за ударом спарринг-партнеры продолжали драться, сменяя друг друга. Так же, как много лет назад на фронте и в тылу, в деревнях и станицах это делали настоящие русские мужики.
Система Кадочникова
Нельзя забывать, что рукопашный бой лишь одна составная часть системы выживания человека в экстремальных условиях. И порой можно победить в единоборстве, лишь избежав физического конфликта. Оценка ситуации местности, времени суток и года необходимы в «русском стиле». В этом, наверное, и заключается основное отличие рукопашного боя от видов спорта, во многом потерявших связь с настоящим боевым искусством. Эксперименты показали, что, если человек сожмет руку в кулак даже вполсилы и будет держать ее так, то через 74 секунды иссякнет вся его энергия. Так какой же после этого он боец? В русском же стиле сила используется всего на четверть, тогда как представители других видов боевых единоборств вкладывают в прием, удар максимум усилий. Это только в кино они бесконечно долго бьются – в жизни их ненадолго хватает. Владея русским стилем, даже обессиленные, раненые могут побеждать противника. В школе Кадочникова старики «заваливают» здоровых молодцев. Используя энергию, силу самих нападающих, а своей расходуют минимум.
Все приемы стиля Кадочникова основаны, в первую очередь, на законах механики, знаниях системы рычагов, устойчивости стержней и тому подобных понятиях. В ходе тренировок ученики постигают, как с помощью легкого движения обратить себе на пользу усилия соперника.
Стиль Кадочникова предполагает сугубо индивидуальный подход к каждому человеку, при котором учитываются его особенности. Ведь каждый из нас – это уникальное явление в природе, и поэтому стиль борьбы каждого бойца неповторим. Все приёмы борьбы основываются на действии величайшего изобретения – рычага. Кадочников говорит о том, что все части тела человека действуют как рычаги, и, зная свойства этого изобретения, намного легче выполнять приёмы.
Сам Кадочников считает, что по природным законам русский человек должен заниматься русским видом борьбы. Ведь боевое искусство – это часть культурного наследия нашего народа: оно имеет свою историю, давние традиции, опирается на менталитет русского человека. Кадочников считает себя частью русской земли: «Я – русский, живу на русской земле, которая меня учит, кормит и лелеет. Я есть ее часть. Я обязан ее поднимать». Традиция использования собственного тела как оружия, средства защиты известна с очень давних времен. Сохранилась памятка славянскому воину, которая гласила, что слон – у арабов, яд – у аваров, конь – у хазар, терновник – у булгар, корабль – у варягов, панцирь – у фрягов, сам – у славян.
Можно сказать, что по своей сути система Кадочникова является системой подготовки древних воинов. Основываясь на целостном восприятии мира и человека, опираясь на знания различных наук, система позволяет достигать максимального результата при минимальных затратах энергии. Используя знания о технике рукопашного боя стиля Кадочникова, справиться со здоровым взрослым мужчиной сможет и старик, и женщина. Вот такие чудеса!
Все вышеописанное касается подготовки к рукопашной схватке. А уж про подготовку к бою и говорить нечего. Когда Кадочников начинает рассказывать о плотности воздуха, морских течениях и температуре вод, цвете листвы и травы, то становится ясно, что русским стилем нельзя заниматься на досуге – это образ жизни, образ мышления. И как жаль, что традиции практически потеряны. И как хорошо, что есть в краснодарском ракетном училище человек, который помогает его возродить.
У меня есть своя земля, я стараюсь быть со своим народом. Мы живем на Руси. Мы выросли в наших семьях. Основы заложены нашими предками. Нужно было использовать подаренный нам инструмент, мы его выбросили, сказали: «Мы лучше с голыми руками пойдем». Знание требует от человека: не выбрасывай, помни то, что прошел в школе. Говорят, мы прошли, как по коридору. А ты прошел, взял, вооружившись. Наша философия – защита земли русской.»
Русские ногами не били, русские ногами убивали
Можно говорить о том, что русские ногами не били, русские ногами убивали. На Руси была и есть своя высокоразвитая техника боя ногами. В этой технике удар выполняется обутой ногой, такой удар в случае попадания приводил либо к тяжелой травме, либо к смерти. Я напомню одно из правил кулачного боя: биться по любви, т.е. биться так чтобы друг друга не уродовать. Поэтому удары ногами и были запрещены в кулачном бою. Из-за своей эффективности в деле поражения противника, удары ногами на Руси приравнивались к применению оружия, ноги пускали в ход тогда же, когда и оружие, когда хотели уничтожить или покалечить противника, к бою “по любви” это, само собой, никакого отношения не имеет.
Это особое отношение к применению ударов ногами у русских сохранилось в уголовной культуре. Уголовная культура, а также армейская традиция в искаженной форме сохранила элементы традиционной мужской культуры. В российских тюрьмах и на “зонах” (за исключением “красных” и “беспредельных”) принято придерживаться определенного свода правил поведения, регламентирующего абсолютно все, вплоть до “поединков” (хотя они считаются крайностью). Так вот согласно этим правилам ударить ногой можно только отнесенных к категории “гадов”. Совершивший подобное действие по отношению к кому-либо не из этой малочисленной и живущей обособленно касты, рискует заиметь глобальные неприятности в стенах соответствующего заведения. Размахивания ногами в русской тюрьме “не катит”. А причина тому та же. Как известно, на “зоне” не в кроссовках ходят, удар кирзовым сапогом это почти наверняка травма, которая в тех условиях жизни может иметь очень серьезные последствия для здоровья.
Показателями потенциальных возможностей русского боя ногами являются русские народные танцы. Танцоры демонстрируют потрясающую технику владения ногами. Но все это, скажем так, косвенные доказательства существования у русских развитой техники боя ногами. Есть ли прямые? Есть, это традиционные русские воинские системы, сохранившие эту технику: Буза, система князя Голицина, Спас. Для сравнения, в каратэ известно два способа выполнения ударов ногами это кеаге (выхлест) и кэкоми (толчок), а в Бузе кроме этих двух еще один и того три.
В чем суть техники и чем отличается от восточных БИ?
Траектории почти всех движений проходят по кругу на первых стадиях обучения, на восьмерках — в дальнейшем. Универсальность этой техники заключается в том, что нет разделения на блоки, удары, захваты. Каждое движение может служить любой из этих целей, а также подходом к каким-либо броскам.
Все эти действия называются набором движений, но не завершенными приемами, как это принято на Востоке, потому что каждое движение вне зависимости от его результативности продолжается в следующем, не прерывая рисунок боя.
Основные из них составляют комплекс «КРУГ», или «КОЛО», с которого и следует начинать изучение нашего стиля.
Почему русские занимаются бузой?
Теперь хочу ответить на вопрос, почему бойцы, занимающиеся Бузой, не участвуют в соревнованиях вне своей системы. Буза – это не спортивное единоборство, это чисто боевая система, боевое искусство. Боевое искусство и спорт, это очень разные явления, каждое из которых живет по своим собственным законам. Часто то, что хорошо в боевом искусстве не пригодно в спорте и наоборот. В Бузе существует запрет на сдерживание удара, т.е. обозначать удар нельзя, каждый удар должен доводиться до конца. В противном случае искажается и техника и сама структура боя. Работают только голыми руками, потому что используется очень тонкая работа кистью, невозможная в перчатке.
В Бузе, как боевом искусстве, основными целями для поражения на теле противника являются глаза, горло, пах, шея, суставы. Это те точки, воздействие на которые запрещено во всех видах спортивных единоборств. Техника Бузы оптимизирована для поражения именно этих целей, в этом и упражняются бойцы. Так в каких соревнованиях сможет принять участие бузник, если технику, которой он учился, применять запрещено?
Можно заявить, что в “боях без правил”, там разрешено почти все. Но, даже в соревнованиях по “боям без правил” бьются босиком, а техника Бузы оптимизирована под удар ногой в тяжелой обуви. Если бузник сработает так, как его учат, для противника это закончится травмой или еще хуже. Нет таких открытых законных соревнований, в которых бузник мог бы выступить и работать по своей технике, по своей системе ведения боя.
На это я отвечу следующее, ради чьего-то удовольствия во что-то верить или нет никто своих бойцов подставлять не станет, ведь соревнования незаконные и результаты в них такие же, плюс надо иметь дело с очень особенными людьми, это во-первых. Во-вторых, Буза это не просто боевое искусство, это православное боевое искусство и это очень серьезно. Никто, никогда не станет, даже ради престижа школы, посылать бойца на членовредительство, а возможно даже убийство, ведь ответственность за этот грех будет нести и тот, кто послал. Кроме того, что может воспитать в человеке участие или даже победа в таких соревнованиях? Только тщеславие и дурь, культивирование этих качеств чуждо нашей системе.
А. В. Суворов
Что такое русский рукопашный бой?
Русский рукопашный бой – это комплекс дисциплин:
- ударная техника (классическая боксёрская/кикбоксёрская техника);
- борьба (традиционная бросковая техника, удержания, болевые и удушающие приёмы);
- самооборона (защита от вооружённых противников, использование при нападении подручных средств, применение холодного и огнестрельного оружия в рукопашной схватке, основы личной безопасности).
По сути русский рукопашный бой — это ММА* + запрещённое в спорте + приёмы с оружием/против вооружённых.
На тренировках отрабатываются различные боевые ситуации по выведению противника из строя в режиме неопределённости и сопротивления. Это значит, что значительную часть учебного времени рукопашник Центра Суворова проводит в сражениях с условным противником в ситуациях, приближенным к боевым. Соответственно, отрабатываются реальные, распространённые атаки, защиты и контратаки.
Для опыта, освоения материала и психологической готовности почти на каждой тренировке проводятся аккуратные (разумные) рукопашные схватки (спарринги).
Аккуратные (разумные) рукопашные схватки проходят под контролем тренеров Центра Суворова. Тренеры задают такие параметры, при которых обучающиеся максимально эффективно осваивают все техники и стремятся не получить травм.
* Смешанные боевые искусства (также MMA — от англ. Mixed Martial Arts) — боевые искусства (часто неверно называемые «боями без правил»), представляющие собой сочетание множества техник, школ и направлений единоборств. ММА является полноконтактным боем с применением ударной техники и борьбы как в стойке (клинч), так и на полу (партер).
Центр Суворова самостоятельная организация, не имеющая отношения к системам, направлениям, стилям Кадочникова, Банникова, Рябко.
Дорогие друзья!
Центр русского рукопашного боя им. А. В. Суворова приглашает на занятия по рукопашному бою, самообороне и прикладной стрельбе. Занятия проходят в четырёх возрастных группах (4-6 лет, 7-9 лет, 10-15 лет, 16-60 лет) в будни и выходные. Можно выбрать удобный режим посещения тренировок.
На занятиях дети и взрослые научатся защищать себя и своих близких, улучшат свою физическую подготовку, приобретут элементарные навыки обращения с оружием, получат опыт командной работы в ходе проведения военно-тактических игр. Для взрослой группы предусмотрена более серьёзная подготовка по ударной и борцовской технике.
В новом учебном году особое внимание будет уделено занятиям по личной безопасности, которые будут проходить по специальной программе «Академия безопасности». Занятия проводят опытные тренеры Центра Суворова, имеющие профессиональное педагогическое образование и многолетний опыт работы с детьми и взрослыми
В своей деятельности преподаватели Центра Суворова опираются на суворовский подход в воспитании и обучении. Это отеческий (родительский, заботливый) подход, помогающий развивать в людях лучшие качества для достижения побед в трудных жизненных ситуациях.
За 15 лет работы рукопашники Центра Суворова неоднократно становились победителями и призёрами соревнований по военно-прикладным видам спорта.
Летом рукопашники выезжают в Костромскую область – в учебно-тренировочный лагерь «Академия безопасности».
В течение года проводятся открытые занятия для родителей и аттестация учащихся. Набор обучающихся в группы свободный: могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, независимо от физических данных, но без медицинских противопоказаний. Занятия групповые, проводятся 2-3 раза в неделю на платной основе. В Центр принимаются дети (с 4 лет) и взрослые.
Техника и направление
Блок “работы с хода” позволяет “разобраться” с нападающим на тебя с любой стороны противником в то время, когда ты идешь по улице. Блок против всех видов захватов имеет по 10-15 противодействий. Специальная подготовка проводится как против уличной драки, так и спецударов (бокса, каратэ). Существует блок работы лежа (в том случае, если тебя захватили в постели или сбили с ног) и сидя. Далее разрабатывается система боя в ограниченном пространстве: комнате, коридоре, лифте, автобусе, самолете, автомобиле (кстати, моя собственная разработка) и т.д. Следующие блоки подготовки направлены против вооруженных соперников: можно защищаться голыми руками, при помощи сподручных средств (использовать все – от камня на дороге до частей твоей же одежды), холодным и огнестрельным оружием (стрельба из всех положений)…
У нас получается какое-то пособие для террористов…
– Вот мы и подошли к главному – зачем я приехал. “Русский стиль” в том виде, в каком он существует в органах госбезопасности, имеет чисто прикладное значение (подобным способом тренируются спецназы, отряд охраны правительства). Но ведь “русский стиль” может быть отличным видом спорта, который особенно близок именно русскому человеку. Ведь это прежде всего стиль защищающегося человека, выманивающего соперника на себя. Здесь и просматривается основная черта русского характера. Русский человек терпелив, но уж если его затронут, то держись…
Александр, а вы не боитесь, что выдаете государственную тайну? Ведь и вы когда-то давали подписку…
Да какая это государственная тайна… Это традиция. К сожалению, прерванная. “Русский стиль” известен теперь лишь единицам. Знаю это по себе, поскольку именно меня вот уже который раз приглашают тренировать “омоновцев”. В миллионном Свердловске других инструкторов, знающих “русский стиль”, просто нет. А в это время по стране распространяются совершенно чуждые нам виды единоборств с их подпольными сэнсэями.
Насколько травмоопасен вид спорта, который вы предлагаете?
Совершенно безопасен. Ведь в отличие от тех же каратэ, ушу, кунг-фу здесь не требуется постоянной растяжки. Кроме того, в нем нет различных “набивок”, сверхнапряжений, сокрушающих ударов. Он, напротив, разрабатывает естественную гибкость и подвижность суставов. Навыки “русского стиля” остаются на всю жизнь, и вы сможете защищаться и в шестидесятилетнем возрасте.
Очень ценное замечание. По улицам становится ходить все опаснее. А каково бедным женщинам…
Видео: Система русского боевого искусства
Драки в школе, как этап познания правил кулачного боя на улице
Я помню, в то время, даже в обычных драках мы строго соблюдали правила кулачного боя. Я до 4 класса школы не бил в лицо, просто не мог этого делать, потому что было как табу, с 4 класса все изменилось. Горбунов пишет, что кулачные бои были элементами инициации, я, когда об этом прочитал, вспомнил случай произошедший со мной в 4 классе. Тогда я повздорил со своим одноклассником, и он мне врезал по зубам. Он был слабее меня, и я мог бы его прибить, но удар в лицо ввел меня в шоковое состояние, до этого никто меня специально в лицо из одногодок не бил и я тоже не бил. Помню, меня это очень сильно обидело, стою слизываю кровь с губы и осознаю, что мое младшее детство уже закончилось, теперь я живу в другом мире с другими законами. Еще где-то сутки или двое шла у меня перестройка сознания, после чего я стал другим человеком, в морду стал бить совершенно запросто. Того парня я так и не побил, он успел вовремя попросить прощения.
С 4-го класса была уже другая возрастная группа, мы уже дрались по другим правилам. В лицо били, но драку сразу останавливали, если шла кровь. Было два способа драться: до первой крови или до сдачи. Обычно бились до крови, так было быстрее. Если дрались, пока кто-то не сдастся, то это часто продолжалось до тех пор, пока кто-нибудь не разнимет, сдаваться никто не хотел. В этом возрасте лежачего ногами мы не били. Бить лежачего я стал где-то с 8 класса, когда мы стали участвовать в драках вместе с взрослыми. С 8 класса до армии это была уже другая возрастная группа. Тут тоже была типа инициация, жестокое мероприятие. Обычно это происходило так, во время очередной драки отлавливали кого-нибудь из “врагов” и заставляли инициируемого его избивать, “врагу” сопротивляться не давали. Такую “инициацию” проходили не все, а только те из своих, кто не проявлял активности в драках.
Если кулачную традицию я застал только в остаточном виде, то с борьбой было все по-другому, отход борцовской традиции происходил на моих глазах. Когда я был младшим школьником, у нас боролась вся доармейская молодежь, хотя конечно, старшие боролись меньше. Зато они периодически устраивали соревнования среди младших, иногда сами участвовали. Когда я учился в 5 классе, старшие уже больше не боролись, считали это детской забавой, боролись ребята 12-13 лет и младше. Когда я заканчивал школу, боролись только младшие школьники, при этом не столько боролись, сколько возились. Хотя делали это довольно часто, обычно, в сочетании с другими своими играми. А лет через 5, бороться перестали даже малыши, борьба прекратилась вместе с народными играми.
О Русском боевом искусстве «Извор»
Я несколько лет назад серьёзно задумался именно о боевом искусстве, потому что во главу угла ставлю не состязания, а выполнение определенных для себя задач.
В большей степени, изучая не приемы свойственные рукопашному бою, а рефлексы позволяющие приспособиться к различным ситуациям.
Именно поэтому спектр обучаемости в Извор очень широк: мы должны уметь бороться, наносить различные удары, защищаться от вооруженного человека, уметь пользоваться оружием и подручными предметами в качестве оружия, вести бой с несколькими противниками и у меть взаимодействовать в команде…
И всё это — ОДНОВРЕМЕННО!
Мало того, мы должны уметь:
- падать на твердую поверхность,
- переносить тяжелые предметы,
- выполнять изнурительную работу, сохраняя свои силы,
- владеть своим балансом,
- быть ловким в движениях,
- уметь просчитывать ситуацию на перёд,
- быть коммуникабельным в общении,
- приспосабливаться к специфическим движениям и быстро обучаться,
- своевременно принимать правильное решение и уверенно действовать,
- иметь власть над собственными эмоциями и поступать рассудительно.
Наша культура движений включает в себя:
- эргономику,
- простоту,
- рациональность,
- своевременность,
- точность,
- свободу в движениях,
- действиях и поступках,
- приспособляемость,
- текучесть…
И всё это не восточная философия, а наше Русское понимание!
Да, мы на наших тренировках очень много боремся, проводим много спаррингов и всё это потому, чтобы воспитать в себе не только технику движений, но и морально-волевые качества. Всё это пригодится в жизни.
Но бойцы есть бойцы.
Наши ребята очень хотели проверить свою систему во взаимодействии с представителями различных видов единоборств. Поэтому в 1996 году в Новосибирске было проведено открытое первенство по нашей борьбе, где были представители многих видов единоборств: бокса, кик-боксинга, боевого самбо, вольной и греко-римской борьбы, каратэ, джиу-джитсу, дзюдо. Соревнования проходили по следующим правилам: как эффективное действие, приносящее победу, приравнивался нокдаун, сбив дыхания, удушающий, болевой. Были запрещены броски за голову захватом двумя руками, болевые на пальцы, воздействие на глаза, волосы, укусы, царапанья, удары в горло, пах, локтем в голову по суставам (толчки можно). Бои проходили без защиты, в очень легких накладках на руки, прикрывавших только костяшки кулаков. В партере, если не было активных действий, сразу происходила остановка. Удары в партере разрешались. Из стойки можно было добивать ногами в корпус, руками везде. Бой длился четыре минуты, форма любая.
Я описал некоторые лежащие на поверхности причины, почему бузники не участвуют в соревнованиях по “мордобою”. Есть и еще одна, гораздо более важная причина. Ее я коснусь в другом своем материале, в котором постараюсь объяснить, почему Бузу я называю боевым искусством и что это вообще такое – боевое искусство. Абсолютное большинство людей, употребляющее это словосочетание, понятия не имеют о том, что это такое. Боевое искусство это то, чему нельзя научиться, это можно получить только от своего учителя, и оно кому попало, не раздается. Восток своего искусства не отдал. Отечественные мастера-восточники, добились высоких результатов не столько благодаря помощи азиатов, сколько своему таланту, трудолюбию, умению собирать, анализировать и использовать информацию.
Большая часть того, что во всем мире изучается под названием восточные единоборства, ничего общего с боевым искусством не имеет. Да, собственно говоря, и хрен с ними, с восточными единоборствами, у нас есть мастера русских боевых искусств, носители традиции. Но обо всем этом будет отдельный, я постараюсь, чтобы он был достаточно подробный, разговор.
Техника системы самозащиты
Разнообразие техники РОСС позволяет любому единоборцу восполнить пробелы своей техники. Система является стержнем, на котором может базироваться любая техника. Система призывает не переучивать, а дополнять и совершенствовать.
В РОСС отсутствует такое понятие как приём. Варианты базовых движений зависят от обстоятельств и условий их применения. Это исключает повторяемость вариаций, что не даёт противнику возможности провести заранее подготовленный контрприём. При ведении боя базовые движения проводятся непрерывно до полного поражения или задержания противника, причём, каждое предыдущее движение является началом последующего.
Простота и доступность, значительная экономия сил и энергии, непредсказуемость проведения защитных действий, информативность вариантов боевой подготовки укрепляют психологическую и устойчивость бойца в экстремальных ситуациях, развивают интуитивное предвидение опасности. Всё это позволяет вести бой достаточно длительное время, даже при ослабленном состоянии организма (дефицит кислорода в крови, ранение, истощение организма и т.д.) и при явном превосходстве противника.
Фаза первая: подготовка тела
Выполнение комплекса является первой ступенью в изучении стиля «Лесной Воин». Все почти без исключения движения комплекса могут быть использованы как боевые элементы. Однако комплекс может преобразоваться в боевой, лишь когда боец овладеет «Ключом», понятие о котором читатели почерпнут в последующих номерах «РСБИ».
На первой фазе он является оздоровительным и подготовительным. Упражнения подобраны таким образом, что при их выполнении улучшается не только координация движении, укрепляются сухожилия, повышается выносливость, но и тело приучается к круговой работе, которая и есть начало обучения технике данного стиля.
Становление спортивного рукопашного боя в России
Из выше приведенного материала, обратите внимание на три способа, в смысле правил, ведения драки в трех описанных мною возрастных группах. А теперь расскажу, как проходило становление спортивного рукопашного боя в нашей стране
Оно прошло также три этапа. Первоначально бои в спортивной рукопашке представляли собой сочетание техники кик-боксинга и самбо. После броска разрешалось только бороться, наносить удары в партнера было запрещено. Затем в правила были внесены изменения. Разрешили удары руками в партере, бить ногами лежачего запрещалось. И, наконец, появился армейский рукопашный бой, в нем разрешены любые удары всеми частями тела (кроме головы), броски и болевые приемы из самбо и можно совершенно спокойно, с небольшими ограничениями, бить лежащего как руками, так и ногами, т.е. русская драка в спортивном варианте.
Надеюсь, что читатели уже заметили, спортивный рукопашный бой в своем развитии прошел те же этапы, что и ранее мной описанные правила драки у русской молодежи. Что это такое? Можно сказать, что это сила традиции, а можно – это заложено в нас генетически. Спортивный рукопашный бой создавался в основном русскими, прошедшими школу восточных единоборств, в результате получилось очень русское спортивное единоборство, порода взяла свое.
Почему это произошло? В качестве пояснения приведу еще выдержку из книги Горбунова:
Это я привожу еще и для того, чтобы некоторые любители восточных единоборств, заявляющие, что прямой удар он и в Африке прямой удар и то, что у нас и у азиатов по две руки и по две ноги, поняли, мы с ними не только ходим, но и кулаки сжимаем по-разному. У каждого народа свое единоборство, соответствующее его природе. Именно по этому в международных соревнованиях по бесконтактному карате-до наши спортсмены не имеют практически никаких успехов, так как в этих соревнованиях надо побеждать, строго следуя чуждой нам японской традиции. В контактном карате наши бойцы лидеры, потому что хотя они и занимаются карате, на соревнованиях бьются, даже того не осознавая по-русски.
В качестве примера приведу отрывок из статьи “Двойной удар российского косики карате” опубликованной в журнале “Черный пояс”, ?1, 2000 г. Эта статья посвящена победам наших спортсменов в соревнованиях по косике карате. В этом виде карате, где бои проходят в полный контакт россияне держат абсолютное первенство, выиграв все, что можно было выиграть.
Круговые удары для русских являются архитипичными, т.е. заложенными в нас генетически, поэтому русские бойцы каратисты, несмотря на многолетнюю практику занятий карате, в экстремальной ситуации полноконтактных соревновательных боев, стали вырубать своих противников круговыми ударами.