Субъекты российской федерации

Какие регионы есть в России

Россия – федеративное государство, которое состоит из 85 субъектов. Еще не так давно их было 83 – до всем известных событий, а совсем недавно из двух хотели сделать один, но жители оказались против. Но особенность государственного устройства России в том, что разные регионы имеют разный статус, и называются по-разному.

Итак, в составе России есть:

  • 22 республики. Формально республика в составе РФ – в Конституции России республики называются государствами, хотя по факту не имеют государственного суверенитета и не ведут самостоятельную внешнюю политику. Республики в России – скорее национальные (о чем, кстати, неоднократно напоминают противники такого типа регионов). Тем не менее, республики имеют гораздо больше прав, чем другие субъекты;
  • 9 краев и 49 областей. С точки зрения Конституции, край не отличается от области ничем (хотя в советском основном законе отличия были – в состав края могли входить автономные области, а в состав обычной области – нет). Статус таких регионов определяется Конституцией РФ и уставом региона, полномочий у них меньше всего. Стоит отметить, что край не всегда граничит с другими государствами (то есть, является «краем» страны) – как, например, Ставропольский край;
  • 3 города федерального значения. Формально имеет те же полномочия, что и область, Москва и Санкт-Петербург в разное время были столицами (что объясняет статус), а статус Севастополя, вероятно, просто сохранился после Украины (где город тоже не входил в состав Крыма). Город Байконур, который находится внутри Казахстана, считается российской территорией, но не имеет статуса субъекта;
  • 1 автономная область (Еврейская АО). Ее статус определяется федеральным законом, который, однако, все еще не принят – поэтому статус Еврейской АО пока существует только в Конституции;
  • 4 автономных округа. Отличие от других субъектов в том, что автономный округ может входить в состав другого региона, сохраняя при этом самостоятельность. ХМАО и ЯНАО входят в состав Тюменской области, а НАО – в состав Архангельской. Чукотский АО не входит в другой регион. Тем не менее, все автономные округа являются полностью самостоятельными субъектами, а вхождение их в состав других регионов не отражается на степени самостоятельности.

Несмотря на то, что вопросы статуса регионов в современной России не вызывают бурных споров и дискуссий, наличие некоторых неурегулированных вопросов иногда становится причиной конфликта. Например, недавно был инициирован процесс объединения Ненецкого АО и Архангельской области, но жители НАО высказались категорически против – создав единственный в стране случай протестного голосования по Конституции.

Другой пример – продолжающийся скрытый конфликт между Татарстаном и федеральным центром, причем проблемы есть и в финансовых, и в культурных вопросах.

Республика Хакасия

Хакасия располагается в Южной Сибири, включена в Сибирский округ и занимает площадь в 61 тыс. кв. км. Климат этой местности характеризуется как резко континентальный, поэтому здесь бывают морозные зимы с небольшим снежным покровом и знойное сухое лето.

На территории данной республики РФ имеются горы и равнинные участки. Горы покрыты таежной темнохвойной и кедровой растительностью, а равнины – степной и луговой. В лесах Хакасии произрастают:

  • береза;
  • серая ива;
  • жимолость;
  • багульник;
  • ольха;
  • брусника;
  • бадан;
  • кедр;
  • пихта;
  • герань сибирская;
  • черника.

Животный мир представлен лисами, рысями, оленями, маралами, бурыми медведями, росомахами и множеством других видов животных. Население Хакасии составляет свыше 500 тыс. человек и состоит преимущественно из русских и хакасов.

Союзы республик.

Чаще всего республика – это единое суверенное государство. Однако в некоторых случаях субсуверенные государства объявляются республиканскими по своему характеру. Каждому из штатов США гарантируется «республиканская форма правления» Конституцией Соединенных Штатов. Советский Союз – еще один пример субсуверенных республик. 15 отдельных стран, находившихся под советским влиянием, считались Союзом Советских Социалистических Республик (Армения, Азербайджан, Белоруссия (ныне Беларусь), Эстония, Грузия, Казахстан, Киргизия (ныне Киргизтан), Латвия, Литва, Молдавия (теперь Молдова), Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина и Узбекистан. Столицей была Москва, тогда и сейчас столица России. Крах советского коммунизма привел к развалу Советского Союза, истощенному идеологическим, политическим и экономическим кризисом. Это, в свою очередь, ускорило распад империи. Организации, относящиеся к «советскому федерализму», ускорили распад Советского Союза, несмотря на то, что в первую очередь предназначались для его консолидации. Одна за другой когда-то союзные Советские Социалистические Республики (ССР) провозгласили свой суверенитет летом 1991 года. В декабре того же года некоторые из этих стран, которые к тому времени стали независимыми республиками, пересмотрели свои соответствующие связи, создав Содружество Независимых Государств (СНГ).

Рекомендации по заполнению анкеты

Региональный хозяйственный комплекс. Экономическое пространство России. Экономическая территория. Политико-административное устройство России.

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов, число которых начиная с года составляет Также есть одна автономная область.

В системе КонсультантПлюс появился информационный банк с нормативными актами Чеченской Республики, и сегодня пользователям КонсультантПлюс доступны нормативные правовые акты всех 83 субъектов РФ, всего – свыше 2 документов. Документы различных субъектов РФ включаются в соответствующие информационные банки – Региональные выпуски. Они содержат:. В Региональных выпусках в системе КонсультантПлюс специалисты найдут информацию о порядке уплаты региональных и местных налогов и сборов, о налоговых льготах, о вопросах собственности, о земельных отношениях, о поддержке предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также о многих других вопросах, которые отнесены к компетенции региональных органов власти и управления, а также органов местного самоуправления. В зависимости от региона информационные банки с региональными выпусками содержат от 2 до 52 документов. Исключение составляют банки по Москве и Санкт-Петербургу, каждый из которых содержит более 80 документов. Правовые акты поступают в систему КонсультантПлюс на основе прямых договоров об информационном обмене с региональными органами власти и местного самоуправления. В рамках Программы информационного сотрудничества КонсультантПлюс с органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления заключено более договоров. В Сети КонсультантПлюс действуют гибкие условия на поставку банков с региональными правовыми актами.

Рекомендации по заполению анкеты кандидата. При поступлении на государственную гражданскую службу РФ каждый человек в соответствии с требованиями ст. Ниже поясняется в каком порядке она должна быть заполнена. Анкета должна быть заполнена в печатном виде гражданином, поступающим на государственную службу. Не допускается в анкете ставить прочерки, ответы “да” или “нет”, необходимо на все вопросы дать развернутые ответы.

Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Проверка слова:. Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;. Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;.

В списке перечислены все регионы России. Каждый субъект Российской Федерации имеет определенный статус: область, республика, край, автономная область, автономный округ или город федерального значения. Общее количество регионов в России – По численности населения самым большим регионом России является город федерального значения Москва, там проживает свыше 12 миллионов человек, а неофициально – еще больше. При этом Москва – один из самых маленьких регионов по площади, меньше лишь другие два города федерального значения – Севастополь и Санкт-Петербург. Самый же крупный регион по размеру своей территории – Республика Саха Якутия. Причем Якутия настолько велика, что превосходит почти все страны мира и могла бы втиснуться по данному показателю вслед за Индией 7 место из

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ЕГЭ НА СОТКУ. Федеральные и региональные полномочия

{SOURCE}

Может ли измениться статус у региона

Если статус республики дает так много полномочий, то почему все регионы еще не стали ими? Ответ на этот вопрос частично кроется в экономической статистике (приведенной выше) – самостоятельность региона редко становится причиной его успехов в экономике и социальной сфере.

С другой стороны, есть статья 66 Конституции РФ, которая определяет, нормативным актом какого уровня регулируются отношения между федеральным центром и субъектами федерации. И статья 5 гласит следующее:

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

То есть, для изменения статуса субъекта РФ мало желания самого субъекта (даже с референдумом, как это часто было в 90-е), главное в данной ситуации – заручиться поддержкой федеральных властей. А учитывая, что политика современной РФ во многом направлена на централизацию управления, получить согласие на смену статуса будет практически невозможно.

Примерно об этом же говорит и постановление Конституционного суда от 1992 года – из него следует, что процесс изменения статуса субъекта федерации – не односторонний, а переговорный процесс, который должен идти в соответствии с ФКЗ.

И здесь кроется еще одна уловка – за 27 лет после принятия Конституции РФ, соответствующий федеральный конституционный закон все еще не принят.

Кроме того, недавние поправки к Конституции вводят местное самоуправление в вертикаль публичной власти (тогда как до этого местные власти находились под влиянием властей регионов). Такое перераспределение полномочий в очередной раз показывает, что политика федерального центра – исключительно централизация управления.

Сестры по Конституции

Созданию Российской Федерации в ее нынешнем виде предшествовали тысячелетия, в ходе которых перекраивались карты и изменялись статусы субъектов РФ. Двадцатый век в этом плане стал знаковым для территориальных субъектов.

В первые же годы после окончания революции некоторые бывшие губернии стали превращаться в республики. Касалось это преимущественно областей, и ранее обладавших автономией, но входивших в состав империи. Точно также они стали частью РСФСР.

Помимо уже существовавших образовались и новые республиканские субъекты, отделившиеся от других субъектов, например, Аджария и Абхазия выделились от Грузии. Последней в тот период образовалась Тувинская республика. Сколько республик в тот момент входило в состав государства? Принято было говорить о 15 союзных, однако на самом деле их было больше. Просто объявлять о статусе других территорий было не принято, а Россия считалась единым субъектом, входящим в СССР.

Важно! Конец двадцатого столетия ознаменовался новым разделом страны и образованием новых субъектов РФ. В это время многие территории смогли добиться для себя определенных привилегий, а некоторые вовсе отделились от России

В результате состав республик России и их столиц изменился.

Слияния, разделения и внутренние территориальные изменения

Карта субъектов федерации России с выделением тех, которые объединились в первом десятилетии XXI века (желтым цветом), и тех, слияние которых обсуждалось в том же десятилетии (оранжевым цветом)

Начиная с 2005 г., некоторые субъекты федерации были объединены в более крупные территории. В этом процессе шесть очень малонаселенных субъектов (составляющих в общей сложности 0,3% населения России) были интегрированы в более густонаселенные субъекты в надежде, что экономическое развитие этих территорий выиграет от гораздо более крупных средств их соседей. Процесс слияния завершился 1 марта 2008 года. С марта 2008 года никаких новых слияний не планировалось. Шесть территорий стали «административно-территориальными районами с особым статусом». В них значительная доля меньшинств, при этом русские составляют большинство только в трех из них. Четыре из этих территорий имеют второй официальный язык помимо русского: бурятский (на двух из объединенных территорий), коми-пермский , корякский . Это исключение: все другие официальные языки России (кроме русского) установлены Конституциями входящих в нее республик ( Мордовия , Чечня , Дагестан и др.). Статус «административно-территориальных округов с особым статусом» подвергался критике, поскольку не фигурирует в Конституции Российской Федерации.

Дата референдума Дата слияния Оригинальные сущности Оригинальные коды Новый код Оригинальные сущности Новая сущность
2003-12-07 2005-12-01 1, 1а 59 (1), 81 (1а) 90 Пермская область (1) + Коми-Пермяцкий автономный округ (1а) Пермский край
2005-04-17 2007-01-01 2, 2а, 2б 24 (2), 88 (2a), 84 (2b) 24 Красноярский край (2) + Эвенкийский автономный округ (2a) + Таймырский автономный округ (2b) Красноярский край
2005-10-23 2007-07-01 3, 3а 41 (3), 82 (3а) 91 Камчатская область (3) + Корякский автономный округ (3a) Камчатский край
2006-04-16 2008-01-01 4, 4а 38 (4), 85 (4а) 38 Иркутская область (4) + Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (4а) Иркутская обл.
2007-03-11 2008-03-01 5, 5а 75 (5), 80 (5а) 92 Читинская область (5) + Агинский Бурятский автономный округ (5а) Забайкальский край

Помимо тех шести территорий, которые полностью перестали быть субъектами Российской Федерации и были отнесены к территориям с особым статусом, еще три субъекта имеют статус субъекта, но одновременно являются частью более населенного субъекта:

  • Ненецкий автономный округ (население 2010 г. — 42090 человек) является субъектом с 1993 г., но также согласно Конституции входит в состав Архангельской области.
  • Ханты-Мансийский автономный округ получил автономию в 1977 году, но одновременно входит в состав Тюменской области.
  • Ямало-Ненецкий автономный округ получил статус субъекта в 1992 году (после получения автономии в 1977 году), но также входит в состав Тюменской области.

С расчетным населением в 49348 человек по состоянию на 2018 год, Чукотка в настоящее время является наименее населенным субъектом России, который не входит в состав более густонаселенного субъекта. Он был отделен от Магаданской области в 1993 году. Чукотка — один из самых богатых субъектов России (с ВРП на душу населения, эквивалентным Австралийскому), и поэтому не вписывается в схему объединения субъектов, чтобы получить выгоду от экономического динамизма страны. сосед.

В 1992 году Ингушетия отделилась от Чечни как для того, чтобы держаться подальше от растущего насилия в Чечне, так и для того, чтобы получить восточную часть Северной Осетии (это не сработало: чеченский конфликт распространил насилие на Ингушетию, а Северная Осетия сохранила свой Пригородный район). Район ). Эти две мусульманские республики, населенные в подавляющем большинстве (95% +) близкородственными вайнахцами , говорящими на вайнахском языке , остаются двумя беднейшими субъектами России, при этом ВРП на душу населения в Ингушетии эквивалентен ВРП Ирака. Однако, согласно статистике 2016 года, они также являются самыми безопасными регионами России, а также имеют самое низкое потребление алкоголя, причем уровень отравлений алкоголем как минимум в 40 раз ниже, чем в среднем по стране.

До 1994 года Сокольский район Нижегородской области входил в состав Ивановской области .

В 2011–2012 годах территория Москвы увеличилась на 140% (до 2 511 км 2 (970 квадратных миль)) за счет приобретения части Московской области .

13 мая 2020 года губернаторы Архангельской области и Ненецкого автономного округа объявили о своем плане слияния после обвала цен на нефть из -за пандемии COVID-19 . 2 июля процесс был отменен из-за непопулярности среди населения.

Законодательная власть

Федеральное Собрание

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции Российской Федерации). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции Российской Федерации).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия палат российского парламента описаны в ст. 94-109 Конституции Российской Федерации 1993 года.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции они неоднократно менялись.

Порядок формирования Совета Федерации

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерациименялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.

В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

Порядок избрания Государственной Думы

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет. Политическая реформа 2012 г. внесла новые изменения: была возвращена смешанная избирательная система, по которой прошли выборы в Государственную Думу РФ в 2016 г.

Вопросы законодательства

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы). Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Государственно-правовые признаки образований

Практически каждый субъект является государством, об этом говорит присутствие законодательной власти, способности самостоятельно принимать конституцию, определяющую дальнейшую организацию на территории образования. Однако, все законодательные акты не должны отличаться от положений Конституции Российской Федерации. Органы власти в субъектах образуются в результате выборов среди народов и народностей, живущих на их территории. А также республика является гарантом государственности всех национальностей, проживающих там.

Одним из признаков государственности является наличие своих территорий и границ, которые считаются открытыми между всеми образованиями на территории Российской Федерации. Принятое законодательство субъекта действует только в пределах её территории. У каждого образования есть свой флаг, свой герб и свой гимн и, естественно, своя столица. А также, у каждой республики есть свой президент, Верховный суд, прокурор, который подчиняется Генеральному прокурору России, свой Конституционный суд.

Какие регионы есть в России

Россия – федеративное государство, которое состоит из 85 субъектов

. Еще не так давно их было 83 – до всем известных событий, а совсем недавно из двух хотели сделать один, но жители оказались против. Но особенность государственного устройства России в том, что разные регионы имеют разный статус, и называются по-разному.

Итак, в составе России есть:

  • 22 республики. Формально республика в составе РФ – в Конституции России республики называются государствами, хотя по факту не имеют государственного суверенитета и не ведут самостоятельную внешнюю политику. Республики в России – скорее национальные (о чем, кстати, неоднократно напоминают противники такого типа регионов). Тем не менее, республики имеют гораздо больше прав, чем другие субъекты;
  • 9 краев и 49 областей. С точки зрения Конституции, край не отличается от области ничем (хотя в советском основном законе отличия были – в состав края могли входить автономные области, а в состав обычной области – нет). Статус таких регионов определяется Конституцией РФ и уставом региона, полномочий у них меньше всего. Стоит отметить, что край не всегда граничит с другими государствами (то есть, является «краем» страны) – как, например, Ставропольский край;
  • 3 города федерального значения. Формально имеет те же полномочия, что и область, Москва и Санкт-Петербург в разное время были столицами (что объясняет статус), а статус Севастополя, вероятно, просто сохранился после Украины (где город тоже не входил в состав Крыма). Город Байконур, который находится внутри Казахстана, считается российской территорией, но не имеет статуса субъекта;
  • 1 автономная область (Еврейская АО). Ее статус определяется федеральным законом, который, однако, все еще не принят – поэтому статус Еврейской АО пока существует только в Конституции;
  • 4 автономных округа. Отличие от других субъектов в том, что автономный округ может входить в состав другого региона, сохраняя при этом самостоятельность. ХМАО и ЯНАО входят в состав Тюменской области, а НАО – в состав Архангельской. Чукотский АО не входит в другой регион. Тем не менее, все автономные округа являются полностью самостоятельными субъектами, а вхождение их в состав других регионов не отражается на степени самостоятельности.

Несмотря на то, что вопросы статуса регионов в современной России не вызывают бурных споров и дискуссий, наличие некоторых неурегулированных вопросов иногда становится причиной конфликта. Например, недавно был инициирован процесс объединения Ненецкого АО и Архангельской области, но жители НАО высказались категорически против – создав единственный в стране случай протестного голосования

по Конституции.

Другой пример – продолжающийся скрытый конфликт между Татарстаном и федеральным центром, причем проблемы есть и в финансовых, и в культурных вопросах.

Национальный состав российских республик

народ титульный (%) русские (%) второй титульный/другие (%)
республика в 1979 г. в 1989 г. в 2002 г. в 2010 г. в 1979 г. в 1989 г. в 2002 г. в 2010 г. в 1979 г. в 1989 г. в 2002 г. в 2010 г.
Адыгея 21,3 ▲ 22,1 ▲ 24,1 ▲ 25,2 70,8 ▼ 68,0 ▼ 64,4 ▼ 63,6
Алтай ▲ 29,1 ▲ 31,0 ▲ 33,4 ▲ 33,9 ▲ 63,3 ▼ 60,4 ▼ 57,4 ▼ 56,6 5,6 ▲ 5,9 ▲ 6,2
Башкортостан 24,3 ▼ 21,9 ▲ 29,7 ▼ 29,5 40,3 ▼ 39,2 ▼ 36,3 ▼ 36,1 24,5 ▲ 28,4 ▼ 24,1 ▲ 25,4
Бурятия ▲ 23,0 ▲ 24,0 ▲ 27,8 ▲ 30 ▼ 72,1 ▼ 69,9 ▼ 67,8 ▼ 66,1
Дагестан 86,0 11,0 ▼ 9,2 ▼ 4,6 ▼ 3,6
Ингушетия ▼ 11,7 ▲ 12,9 ▲ 77,2 ▲ 94,1 ▼ 31,7 ▼ 23,1 ▼ 1,1 ▼ 0,8
Кабардино-Балкария 45,6 ▲ 52,2 ▲ 55,3 ▲ 57,2 35,1 ▼ 31,9 ▼ 25,1 ▼ 22,5 9,0 ▲ 9,4 ▲ 11,6 ▲ 12,7
Калмыкия ▲ 41,4 ▲ 45,3 ▲ 53,3 ▲ 57,4 ▼ 42,7 ▼ 37,6 ▼ 33,5 ▼ 30,2
Карачаево-Черкесия 29,7 ▲ 31,2 ▲ 38,5 ▲ 41 45,0 ▼ 42,4 ▼ 33,6 ▼ 31,6 9,3 ▲ 9,7 ▲ 11,2 ▲ 11,9
Карелия ▼ 11,1 ▼ 10,0 ▼ 9,2 ▼ 7,4 ▲ 71,3 ▲ 73,6 ▲ 76,6 ▲ 82,2
Коми ▼ 25,3 ▼ 23,3 ▲ 25,1 ▼ 23,7 ▲ 56,7 ▲ 57,7 ▲ 59,5 ▲ 65,1
Марий Эл ▼ 43,6 ▼ 43,3 ▼ 42,8 ▲ 43,9 ▼ 47,6 ▼ 47,4 ▲ 47,5 ▼ 47,4
Мордовия ▼ 34,2 ▼ 32,5 ▼ 31,9 ▲ 40 ▲ 59,7 ▲ 60,83 ▲ 60,84 ▼ 53,4
Саха ▲ 36,9 ▼ 33,4 ▲ 45,5 ▲ 49,9 ▲ 50,5 ▼ 50,3 ▼ 41,1 ▼ 37,8
Северная Осетия ▲ 50,5 ▲ 52,9 ▲ 62,7 ▲ 65,1 ▼ 34,0 ▼ 29,9 ▼ 23,1 ▼ 20,8
Татарстан ▼ 47,7 ▲ 48,4 ▲ 52,9 ▲ 53,2 ▲ 44,0 ▼ 43,2 ▼ 39,4 ▲ 39,7
Тыва ▲ 60,4 ▲ 64,3 ▲ 77,0 ▲ 82 ▼ 36,2 ▼ 32,0 ▼ 20,1 ▼ 16,3
Удмуртия ▼ 32,2 ▼ 30,9 ▼ 29,3 ▼ 28 ▲ 58,3 ▲ 58,9 ▲ 60,1 ▲ 62,2
Хакасия ▼ 11,4 ▼ 11,1 ▲ 11,9 ▲ 12,1 ▲ 79,5 ▼ 79,4 ▲ 80,2 ▲ 81,7
Чечня 52,9 ▲ 57,8 ▲ 93,4 ▲ 95,3 31,7 ▼ 23,1 ▼ 3,6 ▼ 1,9
Чувашия ▼ 68,4 ▼ 67,7 ▼ 67,6 ▲ 67,7 ▲ 26,0 ▼ 26,6 ▼ 26,5 ▲ 26,9

Примечание: В столбце «Другие» указаны народы, являющиеся вторыми по численности коренными народами в двусоставных республиках.

  1. Казахи
  2. Татары

Социальная республика.

Термин «социальная республика» стал особенно популярным среди радикалов во время революций 1848 года. Он составлял половину популярного лозунга «Демократическая и Социальная Республика (la République démocratique et sociale)», который стал сплоченным кличем социалистов и республиканцев, борющихся за республику, которая одновременно установит всеобщее избирательное право для мужчин, выйдет за рамки политических реформ и будет направлена на защиту прав человека.

Карл Маркс вводит понятие «социальной республики», ссылаясь на революции 1848 года и Парижскую коммуну 1871 года. Он объясняет, что в социальной республике рабочий класс обладает политической властью. В контексте революций 1848 г. он обозначает социальную республику как государство, в котором рабочий класс берет на себя ответственность за буржуазную республику. В контексте Парижской коммуны он добавляет идею о том, что рабочий класс трансформирует политические институты буржуазной республики, чтобы они стали подходящим средством достижения социальной эмансипации.

Другие термины, используемые Марксом для отличия предпочитаемой им социальной республики от буржуазной республики, включают «республику труда» и «красную республику». Все эти термины следует рассматривать как примерно эквивалент более известной фразы «диктатура пролетариата».

Депортация народов СССР

Правовой статус республик Российской Федерации изменялся на протяжении их истории. Наиболее значительный удар по автономии народов Кавказа был нанесен после снятия нацистской оккупации и возвращения в регион советской власти.

В 1944 году была упразднены Чечено-Ингушская Республика, ликвидирована национальная автономия балкарцев и карачаевцев, а сами представители народов были депортированы в Сибирь и Центральную Азию, где проживали до 1957 года, когда были реабилитированы.

Однако депортации подверглись не только народы Северного Кавказа, но и крымские татары, которые также были репрессированы во внесудебном порядке.