Самые главные элементы в данном виде спорта

Зубцовые прыжки

Тулуп

Для профессионального спортсмена — это самый простой элемент. Название прыжка не имеет отношения к одежде и образуется от слов toe loop, что с английского переводится как «Петля на носке». Элемент попал в обязательную программу благодаря Брюсу Мэйпсу — американскому спортсмену.

Заход на тулуп достаточно короткий. Спортсмен после скольжения отталкивается, меняет свое положение на 180 градусов и уже на другой ноге продолжает двигаться назад. По завершению подскока фигурист оказывается на льду на ребре конька. Элемент признан одним из самых простых за счет смены ног.

Как отличить прыжок тулуп от других в фигурном катании:

толчок всегда с правой ноги.

Количество оборотов / баллы:

  • IV — 10,3;
  • III — 4,1;
  • II — 1,3;
  • I — 0,4.

Флип

Это следующий по сложности реализации после тулупа элемент. Он получил свое название от английского слова lip, что в переводе означает «щелчок». В момент исполнения флипа действительно слышится необычный звук.

Подскок стартует с отхода назад, после чего левый конек фиксируется на ребре и происходит отталкивание. Затем спортсмен ускоряется и вместе с тем начинает вращение. Прыжок заканчивается приземлением на лед правого конька. Далее левая нога и рука перемещается за корпус.

Как отличить флип от других элементов:

  • старт исключительно с левого конька на манер лутца;
  • перед флипом фигурист скользит спиной вперед.

Количество оборотов / баллы:

  • IV — 12,3;
  • III — 5,3;
  • II — 1,8;
  • I — 0,5.

Лутц

Это сложный зубцовый подскок, получивший свое название в честь спортсмена Алоиза Лутца из Австрии. Элемент достаточно зрелищный, эффектный и имеет привычное для фигурного катания определение: одинарный, двойной и т.д. Четвертной прыжок покорился американскому спортсмену Брендону Мрозу в 2011 году.

Старт происходит с наружного ребра левого конька подачей тела назад и далее по дуговой траектории без последующей смены ног. Фигурист отталкивается правым коньком, раскручивает корпус и расправляет руки, после чего касается правой ногой льда. Траектория движения спортсмена чем-то похожи на литеру S.

Иногда фигуристы совершают промах, переходя на внутреннее ребро в момент выполнения элемента. В этом случае подскок становится похожим на флип. Подобные ошибки на спортивном сленге называют «флутц».

Как отличить прыжок лутц в фигурном катании:

  • старт с левого конька наружного ребра;
  • подскок выполняется по продолжительной дуге лицом назад;
  • траектория вращения спортсмена против часовой стрелки.

Количество оборотов / баллы:

  • IV — 13,6;
  • III — 6,0;
  • II — 2,1;
  • I — 0,6.

Техника исполнения

Перед непосредственным вращением тела, спортсмен выполняет разворот. Одноименные рука и нога медленно заводятся назад. После чего фигурист совершает отталкивание с внутреннего ребра левой ноги, ударяет зубцом конька правой ноги по льду. Вследствие чего происходит вращение.

При толчке опорная нога сгибается в суставах, свободная — тянется за ней. Как только происходит удар зубцами, верхняя часть корпуса скручивается против часовой стрелки. Во время вращения руки плотно сжаты в кулаках, прижаты к груди.

https://youtube.com/watch?v=mspPmgdzf0o%3F

Приземление фигуриста осуществляется на правую ногу, руки разведены по сторонам. Перед прикосновением носка скорость нужно замедлять, чтобы избежать нарушение координации движений. Флип может начинаться переступанием с ноги на ногу, но характерной его особенностью является наличие плоских дуг, в отличие от сальхова, с которым он очень похож.

Типичные ошибки флипа связаны с нарушением основных этапов прыжка:

  1. Низкая скорость разбега приводит к малой высоте, высокая скорость — к дисбалансу спортсмена при выполнении следующих фаз.
  2. При приземлении на весь конек возникает большая нагрузка на голеностопный сустав, из-за чего теряется баланс, фигурист падает назад.
  3. Сильный наклон корпуса, который происходит при касании конька о лед приводит к наклонению и падению вперед.

Современная литература отводит значительной место методике обучения прыжкам фигурного катания. Поэтому, благодаря книге можно пополнить свои знания относительно техники исполнения различных элементов фигурного катания. Специальная прыжковая подготовка фигуриста решит многие проблемы и воспитает спортсменов, которые покорят не одну олимпиаду.

Спортивные танцы


Фигурное катание: Людмила Пахомова и Александр Горшков

Основное отличие от предыдущего вида — в спортивных танцах нет поддержек и выбросов, в нем ключевую роль играет постановка. Соревнования проводятся по двум программам. Пара исполняет короткий и произвольный танец.

В 1976 году, на первой для спортивных танцев Олимпиаде в Австрии, победу одержали советские фигуристы: Людмила Пахомова и Александр Горшков, неоднократные чемпионы мира, навсегда изменившие стиль спортивных танцев. Спортсмены исполняют элементы под танцевальную мелодию с четким ритмом. Во время произвольного танца темп музыке хотя бы один раз должен поменяться.

Основные элементы:

  • дорожки шагов;
  • серии твизлов;
  • поддержки;
  • танцевальные вращения.

Самые известные российские пары: Ирина Лобачева и Илья Авербух, Татьяна Навка и Роман Костомаров, Оксана Домнина и Максим Шабалин. Прекрасные и технически сложные постановки, столь популярные в России, делает Илья Авербух. Однако, несмотря на творчество, спортивные танцы нельзя назвать простым видом спорта.

Виды соревнований

Фигурное катание очень зрелищный и артистичный вид спорта, телевизионные трансляции мероприятий собирают огромное количество зрителей, а сами фигуристы становятся звездами. Соревнования по фигурному катанию делятся на личные, командные и лично-командные.

Существуют классификационные турниры (проводятся в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации) и неклассификационные (проводятся по специальным программам). Но самые известные спортивные мероприятия это, конечно: Чемпионат мира, Чемпионат Европы, Чемпионат четырех континентов, Командный чемпионат мира (проходит один раз в два года).

Гран-при по фигурному катанию — это серия соревнований, отличительной чертой которого является участие спортсменов в соответствии с индивидуальным рейтингом. Страна, проводящая этап имеет право выставить до трех участников в каждой дисциплине.

Аналогом взрослого турнира является Гран-при по фигурному катанию среди юниоров. Однако фигуристы, которые будут принимать участие, выбираются национальной федерацией. Возраст участников от 13 до 19 лет.

Техника исполнения разных видов прыжков: как их научиться делать?

В фигурном катании есть много разных видов прыжков. Все надо выполнять по определенной технике.

Как выполнять аксель и перекидной прыжок?

Аксель – это прыжок, на который заходят лицом вперед, что отличает его от других. Его считают самым сложным.

Осуществляется аксель после хорошего набора скорости. Спортсмен движется на правой ноге назад-наружу, после чего делает выпад – разворачивается вперёд и начинает двигаться на левой ноге, в это же время проседая на ней.

Затем спортсмен выпрыгивает в воздух, группируется, после чего приземляется на маховую ногу на ход назад-наружу.

Сделав большие маховые движения, фигурист достигает наибольшей высоты и длины полета, благодаря чему аксель считают эффектным прыжком.

Он был назван в честь фигуриста Акселя Паульсена из Норвегии, который выполнил его в 1882 году.

Перекидной прыжок – это тот же аксель, только в 0,5 оборота

Важно, чтобы прыжок не стал похож на переступание. В процессе его исполнения нужно задержаться на несколько секунд в воздухе

Толчковая нога должна быть прямой при полете. Он совершается по одной линии.

Сальхов

Относится к самым легким прыжкам. Зачастую с него фигуристы-новички осваивают прыжки.

При его осуществлении легко добиться большого количества оборотов. Спортсмен совершает разбег, завершающийся движением назад, он делает тройку вперед-наружу – назад-внутрь. Свободную ногу и одноименную руку фигурист отводит назад, что делает дальнейшее маховое движение легче.

Фото 1. Схема техники исполнения прыжка Сальхов, освоив ее, можно научиться делать большое количество оборотов.

Отрыв ото льда совершается с дуги назад-внутрь и продолжается маховым движением свободной ноги и руки. Приземление происходит на внешнюю часть ребра правой ноги.

Ноги перед прыжком не перекрещиваются, поэтому он осуществляется как бы с двух ног сразу.

Прыжок получил название в честь спортсмена Ульриха Сальхова из Швеции, который его исполнил впервые в 1909 году.

Лутц

Один из самых сложных прыжков из зубцовых.

Спортсмен движется назад-наружу по пологой дуге. Ногу, которой будет отталкиваться, ставит на лед сзади опорной ноги. Вращательное движение может быть сделано с помощью двух способов: вращения верхней части тела и стопорящим движением зубцов конька толчковой ноги.

Для того, чтобы вращение плеч и стопорящее движение состыковывались, нужно достичь ярко выраженного отрицательного разворота верхней части тела.

Прыжок назвали в честь спортсмена Алоиза Лутца из Австрии, выполнившего его в 1913 году.

Флип

Считается вторым по сложности зубцовым прыжком.

Зачастую его делают после тройки вперед-наружу – назад-внутрь. Совершая толчок, к первоначальному присоединяется вращение, которое появляется в результате стопорящего движения зубцами конька толчковой ноги. Приземляется спортсмен на правую ногу на ход назад-наружу.

Название прыжка произошло от английского слова flip, что значит щелчок – то есть тот звук, который был слышен в 30-х годах ХХ века спортсменами, начинавшими выполнять флип. Имя человека, который первым сделал тройной флип, не сохранилось, но произошло это в середине 70-х годов.

Тулуп

Самый простой прыжок. Толчок происходит после разворота тройкой вперед-внутрь – назад-наружу, после этого спортсмен ставит носок конька толчковой ноги назад. Фигурист ударяет зубцом конька левой ноги об лед, чем содействует своему отталкиванию. Приземление выполняется на правую ногу.

Фото 2. Схема простого прыжка Тулуп, в основе которого необходимо выполнять петлю в носке.

Название произошло от двух слов toe loop, которые означают «петля на носке». Он получил название в честь американского спортсмена Брюса Мэйпсома, исполнившего тулуп в 1920 году.

Тулуп

Базовые оценки за исполнение по правилам ISU: 0,4 (одинарный) — 1,3 (двойной) — 4,2 (тройной) — 9,5 (четверной).

Самым простым зубцовым прыжком повсеместно признаётся тулуп, чьё название никак не связано с зимней одеждой, а означает в переводе с английского «петля на носке». Так что его принято считать «родственником» риттбергера. Разница между ними состоит только в том, что в тулупе толчок происходит не с ребра, а с зубца конька.

Также по теме

«Идёт тотальная проверка наших тренерских возможностей»: Зуева о работе с фигуристами в удалённом режиме из-за COVID-19

В любых обстоятельствах необходимо быть готовым перейти на новую форму работы с фигуристами. Такое мнение в интервью RT высказала…

Тулуп является самым молодым прыжком — американец Брюс Мэйпс придумал его только в 1920 году. Примечательно, что его же иногда признают и создателем флипа, однако оба прыжка получили нарицательные названия, так как Мэйпс не достиг никаких успехов как спортсмен. Впрочем, в фигурном катании на роликовых коньках тулуп всё-таки называется в честь его создателя.

Дальнейшее развитие тулупа получилось противоречивым. В 1964 году американец Томас Литц впервые показал прыжок в три оборота — значительно позже всех других, за исключением акселя. Однако эпоха четверных прыжков началась как раз с тулупа, причём с фальстарта. На ЧЕ-1986 первопроходцем стал чех Йозеф Сабовчик, однако его прыжок вскоре был лишён ратификации из-за касания льда второй ногой. Понадобилось два года, прежде чем канадец Курт Браунинг всё-таки исполнил революционный элемент чисто.

Погоня женщин за тулупом в истории не отразилась — два и три оборота вошли в обиход слишком быстро, чтобы имя автора осталось зафиксированным. Зато первая исполнительница четверного тулупа является общепризнанной. Это Александра Трусова, показавшая прыжок на юниорском ЧМ-2018 одновременно с четверным сальховом. Кроме неё, исполнить четверной тулуп чисто пока что удавалось только Камиле Валиевой. А вот с недокрутом прыжок несколько раз демонстрировала француженка Сурия Бонали ещё в начале 1990-х.

«Четверной прыжок»

Чтобы научиться делать многооборотный прыжок, спортсмены долго тренируются и набивают синяки. Техника состоит в том, что фигурист набирает скорость и делает разворот, чтобы двигаться быстрее. Затем он входит в фазу амортизации, когда до конца приседает на одной ноге. Фигурист делает толчок и в полете совершает круговые движения. Исполнение этого элемента одинаково травмоопасно при одиночном и парном катании. Спортсмены страдают из-за проблем с коленями и тазобедренной частью.

В 1988 году канадский фигурист Курт Браунинг совершил прыжок из четырех оборотов и попал в Книгу рекордов Гиннеса. В 2000-х на соревнованиях противниками были российские спортсмены Алексей Ягудин и Евгений Плющенко. Они оба делали «четверной тулуп» блестяще, поэтому у американского «короля» квадов Гейбла не было и шанса их обогнать. Плющенко сделал более 100 четверных оборотов и до 2013 года ему не было равных. Обогнал его французский фигурист Брайан Жубер.

Элементы прыжков

В подготовительные и связующие прыжки объединяют три группы элементов: вращения, скольжение и спирали.

Вращения, иначе пируэты, один из основополагающих элементов фигурного катания. Выполняются чаще всего на одной ноге. Однако, в период тренировок, в качестве упражнений, всегда начинают с пируэтов на двух ногах. При правильном исполнении вращения конек скользит вдоль небольшой окружности. Для пируэтов необходима хорошая подготовка и натренированный вестибулярный аппарат. Среди основных выделяют:

  • Бабочку. Стремительное вращение с перекрестными ногами и постепенно поднимающимися от груди к голове руками.
  • Волчка. Это вращение не под силу новичкам, так как требует большой физической подготовки. Выполняется оно сидя, опорная нога должна быть прямо параллельна полу, а вторая, точно так же параллельно выставляется вперед, с натянутым носком флекс. Есть множество вариаций, в которых свободная нога не вытянута вперед, а устремляется в сторону, или же кладется на опорную ногу.

Скольжение прием фигурного катания, позволяющий фигуристам отдохнуть после выполнения элемента и подготовиться к следующему. С возрастанием опыта у фигуристов в их программе скольжений становится все меньше. Падений на скольжении практически не бывает (разве только на тренировочных занятиях). Это обязательный элемент программы в женском и парном фигурном катании.

Спирали это частные случаи скольжения, исполняемые на одной ноге, в которых колено свободной ноги должно находиться выше бедра опорной. Многие элементы, придуманные на заре становления фигурного катания, отходят от этого правила, так как изначально спиралью назывались все фигуры, оставляющие на льду этот след. Среди основных выделяются:

  • Ласточка. Движение на одной ноге, корпус параллельно наклонен к полу, свободная нога максимально поднимается назад прямая. Руки чаще всего раскрыты для равновесия. Данную спираль часто осваивают самостоятельно, на дворовых катках, так как она не представляет большой сложности. Она является элементом фигурного катания для начинающих спортсменов.
  • Пистолетик. Подготовительное упражнение к вращению волчком. Чаще всего используется в детских программах. Спираль на одной ноге, с приседом и выставлением свободной параллельно ледовому покрытию.
  • Флажок. Для исполнения этой спирали необходима хорошая растяжка. Происходит движение на опорной ноге, вторая же поднимается в сторону, образуя поперечный шпагат. Одноименная с поднятой ногой рука держит первую за пятку.
  • Циркуль. Происходит скольжение на ребре одной ноги, с постановкой второй на зубец в центре образовываемой окружности.

«Бильманн»

Элемент получил название в честь швейцарской фигуристки Денизе Бильманн. Она впервые выступила с номером, включающим эту технику, в 1976 году. Но не она была его первооткрывательницей, за 2 года до нее фигуристка Карин Итен уже демонстрировала ее судьям. После выступления Бильманн, было отмечено, что фигуристка выполняла элемент с максимальной растяжкой.

Фото: кадр из видео на YouTube

Техника представляет собой захват конька руками наверху, и вращение в этом положении. Судьи дают высший балл, если происходит это на высокой скорости и с большим количеством оборотов. В 1981 году Денизе сделала 105 вращений по 1,8 в секунду. Скорость была предельной. Это был ее рекорд. С тех пор для Швейцарии «Бильманн» — это визитная карточка.

90% женских программ составлены с учетом этой базовой техники. Российская фигуристка Елена Родионова выполняла «Бильманн» со слегка согнутой ногой, а у Юлии Липницкой он получается с идеальным шпагатом. Делал его и Евгений Плющенко, но его растяжка оставляет желать лучшего, в отличие от японского спортсмена Ханю Юдзуру, которого судьи назвали «пластилиновым».

Зубцовые прыжки

Зубцовый (или носковый) – чтобы его выполнить нужно носком свободной ноги оттолкнуться от поверхности льда, т.к. на носке конька имеются специальные зубцы, то поэтому его называют зубцовым.

Тулуп

Тулуп (по английский toe loop) самый легкий зубцовый прыжок. Он сильно напоминает риттбергер и разница между ними в том, что в тулупе нужно толкаться зубцом конька, а в риттбергере ребром. Поэтому и название такое, в переводе с английского loop – петля (риттбергер по англ. loop), а toe loop петля на носке. Прыгая тулуп, спортсмен должен оттолкнуться зубцом конька, левой ноги и опустится на наружное ребро правой ноги.

Оценки за тулуп, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,4;
  2. 1,3;
  3. 4,3;
  4. 10,3.

Тулуп в четыре оборота первый раз прыгнул Курт Браунинг в 1988 году.

Флип

Флип (по англ. flip «щелчок») выполняется при скольжении фигуриста, назад на внутреннем ребре. После этого он, отталкивается от поверхности льда зубцами правой ноги и опускается на наружное ребро той же ноги с помощью которой толкался от поверхности льда.

Оценки за флип, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,5;
  2. 1,9;
  3. 5,3;
  4. 12,3.

Флип в четыре оборота первый раз прыгнул Сёма Уно в 2016 году.

Лутц

Лутц – самый трудный зубцовый прыжок. Среди всех прыжков он стоит на втором месте по сложности после акселя. Назван он в честь Алоиза Лутца, австрийского фигуриста, который выполнил его в 1913 году. Для выполнения данного прыжка спортсмен катится на внешнем ребре левой ноги, по длинной дуге, приседая на левую ногу он одновременно с этим толкается носком правой ноги и опускается на внешнее ребро правой ноги.

Оценки за лутц, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,6;
  2. 2,1;
  3. 6,0;
  4. 13,6.

Лутц в четыре оборота первый раз прыгнул Брендон Мроз в 2011 году.

Все выше перечисленные прыжки составляют основу и являются самостоятельными элементами, официально принятыми в фигурном катании.

Многооборотные перекидные прыжки

Пройдет не один урок с тренером, пока спортсмен добьется безукоризненного исполнения элемента. Тогда можно переходить к разучиванию более сложных прыжков.

В конце ХIХ века произошла сенсация — Аксель Паульсен впервые в истории фигурного катания прыгнул перекидной прыжок в полтора оборота. В дальнейшем его назвали в честь норвежского фигуриста. Сейчас на соревнованиях с успехом исполняется аксель в 2,5 (двойной) и 3,5 (тройной) оборота.

Сейчас аксель входит в число обязательных элементов в мужском одиночном катании. Судьи оценивают не только умение фигуриста красиво кататься. Баллы начисляются за дорожки шагов, вращения, техническое мастерство

Поэтому начинающему спортсмену очень важно освоить перекидной прыжок и другие базовые элементы фигурного катания

Прыжки во вращение

Элементы, где после приземления спортсмена он продолжает следовать круговой траектории называют прыжками во вращение. В этом случае фигурист не ставит перед собой задачу выполнить максимальное количество оборотов в воздухе. Здесь важны высота прыжка и устойчивое последующее вращение на льду.

Различаются элементы характером приземления и фигурой. Можно вращаться на толчковом коньке или на ноге выполняющей мах. Есть прыжки в волчок, ласточку, оллером, петлей и т. п. Качество и форма итогового элемента во многом зависит от позы фигуриста в момент полета.

Способ толчка также влияет на техническую часть прыжка во вращение. Многие программы профессиональных спортсменов включают в себя толчки сальховым, петлей и акселем. Все эти элементы отличаются разными углами поворота корпуса при нахождении фигуриста в воздухе.

Так же как и в случае с каскадами судьи чаще всего закрывают глаза на зрелищность прыжков во вращение, оценивая технику исполнения по базовым нормам. Наибольшие оценки получают программы, где финальные пируэты состоят из нескольких комбинаций вращения.

Описание прыжка

Каждый прыжок фигурного катания имеет свою особенную технику, без которой справиться с таким сложным элементом невозможно.

Характерной чертой является удар правой ногой о лед. При осуществлении флипа фигурист не меняет ногу. Непосредственно перед выполнением элемента, спортсмен отводит одинаковые руку и ногу назад, что облегчает выполнение прыжка. После чего разворачивается корпус и добавляется вращение всего тела, основанное на ударе зубцами конька о лед.

При выполнении элемента спортсмен должен стремиться к стремительному разгибанию как толчковой, так и опорной ноги. Иначе тело фигуриста может наклониться вперед, и спортсмен потеряет равновесие.

https://youtube.com/watch?v=qTj58tpVTjg%3F

Названия основные элементов в фигурном катании

В первую очередь, это шаги. Они подразделяются на базовые и технические. К базовым относятся:

  • Дуга. Ему обучаются с самого начала. Это скольжение вперед или назад попеременно на одной ноге. Можно катиться как на наружном, так и на внутреннем ребре. В результате след должен образовывать окружность.
  • Елочка. Шаг очень похож на одноименный лыжный. Называется он так по причине оставляемого следа, похожего на хвойную тезку.
  • Фонарик. Шаг выполняется на двух ногах. Приседая, ноги находятся вместе, при подъеме они скользят в разные стороны. Посмотрев на след, оставляемый коньками, можно разглядеть китайские фонарики.
  • Змейка. Данный шаг выполняется на двух ногах, максимально близко расположенных друг к другу. Фигурист плавно перемещается слева направо, и наоборот, оставляя параллельные линии.

Основные технические шаги это:

  • Тройка. Самый простой поворот на одной ноге. Резко изменяется направление движения и ребро скольжения. Шаг назван так, потому что по следу своему очень напоминает слишком широкую цифру «3».
  • Твизл. Поворот на ноге, один из 6-ти видов, включенных в обязательную программу фигуристов-одиночек. Как правило, поворот этот один полный. Во время поворота происходит смещение по направлению движения фигуриста. Существуют «серии твизлов», выполняемые для более высокой оценки программы спортсмена.
  • Петля. На одной ноге фигурист резко делает поворот на 360 градусов и продолжает движение в том же направлении. На льду же запечатлеется петля, в честь которой и назван весь шаг.
  • Тройка вальсовая. Поворотный шаг на одной ноге, во время которого свободная нога двигается вперед и наружу, подобно вальсовому шагу.

В фигурном катании огромное разнообразие прыжков, от элементарных до сложно выполнимых, требующих наличия определенной техники. Среди самых часто исполняемых можно выделить такие, как:

  • Козлик. Элементарная подпрыжка, которая выполняется с опорной ноги на зубец той же ноги, с резким переходом на ребро противоположного конька.
  • Лутц. Чаще всего этот прыжок исполняется после длинной дуги назад-наружу. Это полный оборот в воздухе, с перекрестом ног и рук. Отталкивание происходит с зубца, приземление на полную стопу.
  • Аксель. Единственный прыжок в фигурном катании, исполняемый с движения вперед. Происходит широкий замах одной ногой, отталкивание с ребра опорной ноги, поворот на 360 градусов и приземление на носок, с последующим переходом на полную стопу противоположной ноги.
  • Тулуп. Прыжок, очень похожий на лутц, исполняется с замаха и толчка с зубца опорной ноги. В воздухе положение тела такое же, как и у прыжка «Лутц». Приземление происходит на зубец опорной ноги, с последующим переходом на полную стопу.
  • Риппон. Прыжок назван в честь современного фигуриста. При его исполнении, во время элементарного прыжка обе руки должны подниматься вверх.

Прыжки, следующие друг за другом без остановок и промежуточных шагов, были названы каскадом. Их сделали обязательными для исполнения в короткой программе на Олимпиаде.

Самый сложный прыжок называется аксель

Аксель (Axel jump) признан самым сложным в плане технического исполнения элементом в фигурном катании.

Фото 1. Схема правильного выполнение одинарного акселя: все фазы от разбега до приземления.

Спортсмены выполняют: одинарный (1,5 оборота), двойной (2,5 оборота) и тройной (3,5 оборота) аксель, также известен «перекидной» или «вальсовый» аксель в половину оборота, который используется в прыжках при базовых вращениях и в качестве связующего элемента.

Важно! Аксель — последний из всех прыжков, который до сих пор никто из фигуристов не исполнял четверным на соревнованиях

История: год первого исполнения

Впервые прыжок исполнил норвежский фигурист Аксель Паульсен в 1882 году в Вене. Данный элемент был выполнен в конькобежных коньках и включал полтора оборота. Несмотря на введение новаторского элемента, Паульсен занял только третье место.

Долгое время аксель был исключительно прерогативой мужчин, лишь в 20-е годы ХХ века прыжок пришел в женский спорт. Первой фигуристкой, исполнившей элемент, была американка норвежского происхождения Соня Хени.

Двойной аксель впервые сделал американский фигурист Дик Баттон на зимних Олимпийских играх 1948 года. В 1953 г. соотечественница Баттона Кэрол Хейсс — также сделала 2,5 оборота в женских соревнованиях.

В 1981 г. на чемпионате Европы советский фигурист Александр Фадеев выполнил тройной аксель без помарок, затем в 1983 г. повторил его в каскаде. Первой среди женщин его взяла японская спортсменка Мидори Ито в 1988 г.

Справка. После 1988 года только семь женщин-фигуристок смогли исполнить тройной аксель на международных соревнованиях.

Техника исполнения: почему считается трудным

Аксель относится к реберным прыжкам. Сложность и уникальность заключается в том, что он исполняется с движения вперед, из-за чего получается неполное число оборотов.

Традиционное исполнение с левым вращением предполагает следующие фазы:

  • наружное разминочное скольжение на правой ноге для набора скорости, после которого следует выпад, разворот и переход на левую ногу с проседанием на ней;
  • скольжение идет вперед и наружу на левой ноге, правая — выбрасывается назад;
  • перед выпрыгиванием в воздух конек опорной ноги поворачивается относительно траектории скольжения и производит стопор наружным ребром конька;
  • одновременно с торможением правая нога выбрасывается вперед;
  • в воздухе осуществляется быстрая группировка и выполняется оборот;
  • приземление происходит на маховую (правую) ногу.

Важно! В закрутке участвуют торможение и мах, доворот туловищем квалифицируется как ошибка

Какие допускаются варианты

Исполнение прыжка допускается с вариациями:

  • можно комбинировать стопор ребром, в последний момент переводя его на зубец (за счет чего достигается большая высота прыжка);
  • фигуристы-левши часто выполняют подсечку по часовой стрелке, за счет смены маховой и опорной ноги;
  • практикуются нетрадиционные заходы на прыжок: со скольжения на двух коньках («кораблик») или с поворота на одной ноге со сменой ребра вперед-назад («тройки»).

Особенности выполнения:

  • требуется мощный разбег;
  • сохранение устойчивого положения тела в независимости от его перемещения в пространстве;
  • освоение нескольких вариантов стопора и их комбинация;
  • быстрая группировка тела во время вращения;
  • при приземлении корпус подается вперед, слегка наклоняется.

Справка. Существует так называемый одноногий аксель, с приземлением на опорную, а не на маховую ногу. До 2011 года данная разновидность не засчитывалась судьями, теперь такую вариацию оценивают значительно ниже, чем традиционный элемент.

Система оценивания

Согласно новой системе судейства (ISU) аксель оценивается в зависимости от оборота и качества исполнения:

  • 1,5 оборота — 1,1 очка;
  • 2,5 оборота — 3,3;
  • 3,5 оборота — 8,5.

Баллы снижаются за:

  • заход на прыжок с двух ног;
  • выход на прыжок не с того ребра;
  • недостаточную амплитуду или недоворот прыжка;
  • помарки в приземлении (приземление на две ноги, касание льда рукой) или падение.

На данный момент в стандарт (обязательное исполнение) для мужчин входит тройной аксель, а для женщин двойной.

Оценка движений в фигурном катании

Сейчас в фигурном катании используется новая судейская система, которая пришла на место шести бального порядка. Она была введена Международным союзом конькобежцев в 2004 году.

Новая система позволяет оценивать выступление фигуристов более тщательно и разборчиво, даёт возможность понять, за что присуждают больше или меньше баллов.

В отличие от старого порядка, где выставлялись всего две оценки за технику и артистизм, в новой системе каждый элемент оценивают отдельно.

Всего в процессе оценивания участвуют:

Главный судья, который управляет всей организацией, следит за временем, приглашает на лёд спортсменов.
Технический специалист с помощником — следят за качеством выполнения элементов, учитывают и подмечают недокруты, падения, мелкие ошибки и в итоге ставят баллы исходя из таблицы, в которой зафиксированы оценки за исполнение того или иного компонента программы.
Технический контролёр — следит за действиями технического специалиста и его помощника. В случае возникших рассогласований между ними, решение принимает именно этот специалист. Оператор ввода информации. Оператор видеоповтора.
Девять судей, которые оценивают качество выполнения элементов. Так, они могут либо добавить, либо вычесть три балла от изначальной стоимости элемента

Судьи принимают во внимание высоту, амплитуду, чистоту приземления прыжков, сложность и качество прыжков в каскаде, количество оборотов во вращениях, быстроту, креативность выполнения дорожки шагов

Получается, что при выполнении этих особенностей, фигуристу максимально могут добавить 3 балла, в противоположном случае — вычесть 3 балла.

Внимание! Один раз за выступление имеющийся креативный элемент или связка может быть удостоен прибавлением двух баллов. Для того чтобы можно было сравнивать фигуристов между собой, новая система судейства регламентирует наличие различных элементов в программе

К примеру, в произвольной технике у мужчин максимальное количество прыжков равняется восьми, три из которых будут каскадами и комбинациями

Для того чтобы можно было сравнивать фигуристов между собой, новая система судейства регламентирует наличие различных элементов в программе. К примеру, в произвольной технике у мужчин максимальное количество прыжков равняется восьми, три из которых будут каскадами и комбинациями.

Девять судей оценивают программу спортсмена по следующим пяти компонентам:

  • уровень катания;
  • связующие элементы;
  • артистизм;
  • хореография;
  • передача музыки и образа программы.

Эти части оцениваются по 10-балльной шкале с шагом 0,25. Где, балл меньше 3 свидетельствует о слабом катании, 5—7 баллов — о среднем и 9 баллов — о высшем уровне катания.

Из выставленных оценок убирается самый низкий и самый высокий, а затем вычисляется среднее значение, округлённое до двух цифр.

Далее, эта оценка умножается на установленный коэффициент уровня соревнования и получается итоговый балл за общее впечатление программы.

Новая система предусматривает следующие штрафы:

  • за первое и второе падение вычитается 1 балл; за третье и четвёртое — 2 балла;
  • за каждую нехватку или избыток 5 секунд в музыке снимается 1 балл;
  • за использование музыкальной фонограммы со словами, кроме танцевальных пар, вычитается 1 балл;
  • за выполнение запрещённых элементов;
  • за использование декораций и посторонних предметов;
  • за несвоевременный выход на лёд до 3 минут снимается 5 баллов.

Конечная оценка выставляется сложением баллов короткой и произвольной программ.