Оглавление
- 3 Ники Лауда на Гран-при Германии в 1976 году
- По национальности водителя
- Карлос Сайнс
- Ссылки [ править ]
- Сергей Сироткин: Сочи-2018
- Даниэль Риккардо: Австралия 1000
- Гран-при Испании 1990: на пороге смерти
- Второй день
- Заметки [ править ]
- 2 Жюль Бьянки на Гран-при Японии в 2014 году
- Фернандо Алонсо
- Гран-при Германии 1976: Лауда в огне
- Феттель против загрязнения среды
- Алонсо против несправедливости
- Как отреагирует Ф1?
- Гран-при Венгрии 2009: пружина Фелипе Массы
- Столкновение эпох в 1991: бывший гонщик «Формулы-1» против будущей легенды
3 Ники Лауда на Гран-при Германии в 1976 году
Однако далеко не все аварии в истории «Формулы-1» заканчивались благополучно. Ники Лауда должен был поблагодарить четырех своих коллег-гонщиков за то, что они помогли ему выжить в аварии на Нюрбургринге.
Плохая погода и покрытие трассы привели к тому, что некоторые участки трассы Нюрбургринга во время Гран-при Германии были влажными, а другие оставались сухими.
Лауда потерял контроль над своим Ferrari в печально известном и опасном повороте «Шахта» и врезался в насыпь, в результате чего автомобиль загорелся и отскочил на трассу, где его затем ударил Бретт Лангер.
Американец бросился к Лауде, который был заперт в болиде, и вместе с Харальдом Эртльем, Артуро Мерцарио и Гаем Эдвардсом им удалось освободить Лауду через минуту. По дороге в больницу австриец впал в кому, получил сильные постоянные ожоги головы, потерял большую часть правого уха и век, но пропустил всего две гонки (!) и вернулся в Монцу шесть недель спустя, заняв четвертое место в сезоне.
На прошлой неделе Нико исполнилось 70 лет, и сейчас он занимает почетную должность неисполнительного директора команды «Формулы-1» Mercedes AMG и посещает практически все гонки.
По национальности водителя
Страна | Титулы | Драйверы | Времена года | По водителю (титулы) |
---|---|---|---|---|
Объединенное Королевство | 20 | 10 | , — , — , , , , , , — , — , — | Льюис Хэмилтон ( ) |
Джеки Стюарт ( ) | ||||
Джим Кларк ( ) | ||||
Грэм Хилл ( ) | ||||
Дженсон Баттон ( ) | ||||
Майк Хоторн ( ) | ||||
Дэймон Хилл ( ) | ||||
Джеймс Хант ( ) | ||||
Найджел Мэнселл ( ) | ||||
Джон Сёртиз ( ) | ||||
Германия | 12 | 3 | — , — , — , | Михаэль Шумахер ( ) |
Себастьян Феттель ( ) | ||||
Нико Росберг ( ) | ||||
Бразилия | 8 | 3 | , , , , — , — | Нельсон Пике ( ) |
Айртон Сенна ( ) | ||||
Эмерсон Фиттипальди ( ) | ||||
Аргентина | 5 | 1 | , — 1957 гг. | Хуан Мануэль Фанхио ( ) |
Финляндия | 4 | 3 | , — , | Мика Хаккинен ( ) |
Кими Райкконен ( ) | ||||
Кеке Росберг ( ) | ||||
Австралия | 4 | 2 | — , , 1980 гг. | Джек Брэбэм ( ) |
Алан Джонс ( ) | ||||
Австрия | 4 | 2 | , , , | Ники Лауда ( ) |
Йохен Риндт ( ) | ||||
Франция | 4 | 1 | — , , 1993 гг. | Ален Прост ( ) |
Италия | 3 | 2 | , — 1953 гг. | Альберто Аскари ( ) |
Джузеппе Фарина ( ) | ||||
Соединенные Штаты | 2 | 2 | , | Марио Андретти ( ) |
Фил Хилл ( ) | ||||
Испания | 2 | 1 | — 2006 гг. | Фернандо Алонсо ( ) |
Новая Зеландия | 1 | 1 | Денни Халм ( ) | |
Южная Африка | 1 | 1 | 1979 г. | Джоди Шектер ( ) |
Канада | 1 | 1 | 1997 г. | Жак Вильнёв ( ) |
Пилоты, выделенные жирным шрифтом, участвуют в чемпионате мира 2021 года.
Карлос Сайнс
Гран-при России 2015 года
https://youtube.com/watch?v=yqBTiIYTyyw
Карлос Сайнс-младший – сын легендарного раллийного пилота Карлоса Сайнса-старшего – смог, пожалуй, переплюнуть своего папу в серьезности аварии, из которой вышел без травм. В тренировке перед сочинским Гран-при он потерял управление, врезался в стену и улетел в защитный барьер, из которого его машину 20 минут буквально выковыривали, чтобы достать самого Сайнса.
Поскольку перегрузки составили огромные 46G (это значит, что в момент удара Сайнс весил 3,5 т вместо обычных 80 кг), его в экстренном порядке отправили в госпиталь, чтобы обследовать. К счастью, он отделался парой ушибов и поблагодарил персонал краевой больницы города Адлер, куда его привезли. На следующий день Сайнс-младший выписался и сразу отправился на трассу, чтобы выступить в гонке. К сожалению, в ней он так и не финишировал из-за технических неполадок.
Ссылки [ править ]
- . Международная автомобильная федерация (FIA). 15 ноября 2012 года . Проверено 31 октября 2008 года .
- Уильямсон, Мартин. . ESPN . Архивировано из на 6 апреля 2015 года . Проверено 23 декабря 2020 года .
- Хьюз, Марк ; Тремейн, Дэвид (2002). . Паррагон. С. 82–83. ISBN 0-75258-766-8.
- . Международная автомобильная федерация (FIA). 7 апреля 2020 г. с. 3–4. 12 апреля 2020 года . Проверено 15 апреля 2020 года .
- ^ . Формула 1. 28 августа 2012 года . Проверено 19 августа 2012 года .
- . Формула 1. 28 августа 2012 года . Проверено 19 августа 2012 года .
- . Формула 1. 28 августа 2012 года . Проверено 19 августа 2012 года .
- . Формула 1. 28 августа 2012 года . Проверено 19 августа 2012 года .
- . Формула 1. 27 августа 2012 года . Проверено 19 августа 2012 года .
- ^ ДиЗинно, Тони (17 июля 2015 г.). . NBC Sports . 6 сентября 2015 года.
- ^ Сэвилл, Ричард (26 июня 2000 г.). . Дейли телеграф . Лондон. 14 марта 2016 года.
- ^ . Motorsport.com . 16 июля 2002 года. 21 октября 2018 года.
- ^ . Автоспорт . 28 июля 2014 года. 21 октября 2018 года.
- ^ Бенсон, Эндрю (13 марта 2012 г.). . BBC Sport . 26 августа 2016 года.
- «Убит при испытании гоночной машины». The Times . Лондон. 19 июня 1952 г. с. 4.
- . F1.com . 21 октября 2018 года — через Racing News.
- ^ Уильямсон, Мартин. . ESPN UK . Архивировано из 7 -го апреля 2015 года . Проверено 14 сентября 2016 года .
- . ESPN UK . 25 декабря 2015 года.
- «XVI Гран-при де По». Автоспорт . Vol. XXXI нет. 5. Teesdale Publishing. Май 1955. С. 264–265.
- . Питтсбург Пресс . Юнайтед Пресс . 17 мая 1955 года. 23 декабря 2020 года . Проверено 1 ноября 2020 года .
- Diepraam, Mattijs; Муэлас, Феликс (2001). . 8Вт . 15 октября 2012 года — через Forix.com/8w.
- . Formula1.com . 6 июля 2010 года Архивировано из 29 октября 2013 года .
- «Гонщик умирает после аварии». The Times . Лондон. 2 июня 1961 г. с. 23.
- ^ «Четверо погибают в автокатастрофе в Италии». The Times . Лондон. 16 июня 1961 г. с. 13.
- Collantine, Keith (10 сентября 2011). . RaceFans . 27 октября 2015 года.
- Уильямс, Ричард (5 сентября 2011 г.). . TheGuardian.com . 30 октября 2013 года.
- . ESPN UK . 26 декабря 2015 года.
- Diepraam, Mattijs (24 мая 2000). . 8Вт . 7 марта 2016 года — через Forix.com/8w.
- ^ . ESPN UK . 22 декабря 2015 года.
- ^ . ESPN UK . 2 мая 2016 года.
- . ESPN UK . 25 декабря 2015 года.
- . ESPN UK . 15 февраля 2018 года.
- «Гоночная машина смерти». The Times . Лондон. 26 мая 1970 г. с. 2.
- . Мемориал автоспорта . Проверено 14 декабря 2011 года .
- Эдворти, Сара (19 июля 2003). . Дейли телеграф . Лондон. 10 сентября 2012 года.
- . ESPN UK . 24 декабря 2015 года.
- . ESPN UK . 15 июля 2015 года.
- . ESPN UK . 12 мая 2016 года.
- Кац, Майкл (7 октября 1974 г.). . Нью-Йорк Таймс . п. 45. 23 июля 2018 года.
- . Евгений Регистр-Страж . Ассошиэйтед Пресс . 20 августа 1975 года. 23 декабря 2020 года . Проверено 1 ноября 2020 года .
- ^ . BBC News Online . 11 июня 2009 года. 19 октября 2012 года.
- ^ «Коротко о новостях: в результате аварии Brands Hatch погибло 2 человека». The Times . Лондон. 30 августа 1977 г. с. 1.
- . ESPN UK . 22 июля 2015 года.
- . Автоспорт . Архивировано из 9 декабря 2012 года . Проверено 18 августа 2012 года .
- . ESPN UK . 15 июля 2015 года.
- Бенсон, Эндрю (4 июля 2012 г.). . BBC Sport . 26 августа 2016 года.
- . Новости Бока-Ратон . 16 мая 1986 года.
- . ESPN UK . 13 июля 2015 года.
- Бенсон, Эндрю (21 апреля 2004 г.). . BBC Sport . 24 ноября 2010 года.
- Хардинг, Томас (27 июня 2000 г.). . Дейли телеграф . Лондон. 14 февраля 2018 года.
- . Grandprix.com . 19 июля 2002 года. 21 октября 2018 года.
- ^ Пай, Маркус; Беньон, Джек (7 сентября 2017 г.). . Автоспорт . 12 октября 2018 года.
Сергей Сироткин: Сочи-2018
А вот другому нашему пилоту F1, Сергею Сироткину, годом ранее повезло больше. В 2018 ему разрешили использовать специальный дизайн шлема на Гран-при России. Собственно, его придумали сами болельщики.
Гоночная академия SMP и «Сочи Автодром» примерно за месяц до отечественного Гран-при запустили конкурс на лучший дизайн шлема для Сергея. В итоге победил немецкий дизайнер Энди Вернер. Сироткин объяснил выбор победителя просто: этот дизайн шлема ему понравился больше остальных.
Действительно, выглядит здорово! И является одним из самых оригинальных для истории России в Королевском автоспорте, ведь это неповторимый дизайн, созданный специально для российского пилота на российской гонке.
Даниэль Риккардо: Австралия 1000
Гран-при Китая 2019 года стал тысячной гонкой в истории «Формулы-1». Разумеется, многие гонщики подготовили оригинальные дизайны, но больше всех отличился пилот Renault на тот момент австралиец Даниэль Риккардо.
Победитель недавнего Гран-при Италии подготовил минималистический дизайн в стиле шестидесятых годов, в память о легендарном австралийском чемпионе Джеке Брэбэме. Шлем Дэна полностью повторял дизайн шлема Джека, при этом Риккардо даже попросил добавить желтые брызги на шлем, будто на него налетела каменная крошка.
Одним словом, Дэн полностью погрузился в ретро-стиль, и дизайнеры его не подвели, подготовив настоящее произведение искусства. В руках гонщика он действительно выглядит так, будто его достали с полки прямиком из 1966 года. Возможно, самый оригинальный дизайн последних лет.
Гран-при Испании 1990: на пороге смерти
В конце сентября 1990 года в Испании было все еще жарко. До квалификации проводились пятничные заезды, и пока журналисты внимательно следили за Айртоном Сенной, на трассе случилось страшное: пилот Lotus Мартин Доннелли сорвался с траектории, и на скорости 230 км/ч врезался в отбойник. Машину разломило надвое, а пилота вместе с сиденьем выбросило на трассу.
Мартин получил многочисленные переломы обеих ног, кистей рук, сотрясение мозга и повреждения легких, кроме того, во время операций Доннелли пережил две клинических смерти, потому что сердце не выдерживало вмешательство в организм. Мартин провел огромное количество времени на аппарате ИВЛ – искусственной вентиляции легких – прежде чем смог дышать самостоятельно. Виной тому стала травма грудной клетки.
Воспоминания Мартина Доннелли: – «Удивительно, до аварии мне часто снились сны, и иногда было ощущение «дежавю». После аварии я больше не вижу снов. Просто ложусь в постель, выключаю свет, потом открываю глаза – и уже утро. И между этим нет абсолютно ничего».
Как оказалось, всему виной стала неисправная подвеска Lotus, и авария произошла по вине механика, который в итоге более трех месяцев лечился от депрессии и суицидальных мыслей, но зато первый примчался в больницу к Мартину.
Сам Доннелли восстановился чуть больше, чем через год, и, хотя в «Формуле-1» участие больше не принимал, в настоящее время периодически выступает в показательных заездах и входит в состав автогоночных стюардов.
Второй день
Суббота началась с небольшой сенсации. На утренней тренировке Льюис Хэмилтон разбил свой болид. Машина вылетела за пределы трассы и застряла в ограждении из шин колёсами кверху. Эвакуация заняла определённое время, так что свободная сессия была фактически сокращена наполовину. Возникли серьёзные опасения, что лидер чемпионата не примет участия в квалификации и будет вынужден стартовать с задних рядов.
Впрочем, не попади Хэмилтон в аварию, ему всё равно было бы не угнаться за Ferrari. Доминирование итальянской конюшни продолжилось победой Леклера в заключительной свободной практике. Хоть Боттас и смог приблизиться к его показателям, но всё равно отставание составило полсекунды, а впереди финна по-прежнему был ещё и Феттель. Квят всё так же, не питая надежд на квалификацию, не радовал быстрыми секундами, хотя его напарник смог дотянуться до первой десятки.
Квалификация началась для Mercedes с хорошей новости — старт заездов пришлось отсрочить из-за проблем с двигателем Williams Роберта Кубицы. Этого времени как раз хватило, чтобы восстановить болид Хэмилтона. Он выехал на трассу вместе со всеми пилотами.
Леклер по-прежнему был недосягаем — ближайшего соперника из чужой команды он опережал на секунду. Хэмилтон всё-таки смог улучшить своё время на две десятые во второй сессии квалификации, но остался позади обеих машин Ferrari. Главным событием этой части соревнований стало то, что в финал прошёл только один болид Red Bull — Албон так и не успел освоиться в новой машине и совершить рывок вперёд.
Ferrari и раньше могла обыгрывать всех на протяжении определённого промежутка времени, а потом внезапно всё потерять. В третьем сегменте это едва не произошло с Феттелем — в первой попытке он допустил ошибку и много уступил своему напарнику. Впрочем, продолжения не последовало. Леклер всё-таки завоевал поул-позицию, а Феттель поднялся к нему на первый ряд стартовой решётки. Второй заняли пилоты Mercedes, дальше вслед за Ферстаппеном расположился Даниэль Риккардо из Renault.
Заметки [ править ]
- ^ С по году Индианаполис 500 была частью чемпионата мира по водителям.
- Ayulo умер 17 мая 1955 года, на следующий день после аварии.
- Льюис-Эванс умер от ожогов 25 октября 1958 года, через шесть дней после аварии.
- Унсер-младший умер от ожогов 17 мая 1959 года, через пятнадцать дней после аварии.
- Бристоу и Стейси погибли в разных несчастных случаях.
- Не имея возможности сбавить скорость из-за технической неисправности, Кабьянка проехал через открытые ворота на прилегающую дорогу общего пользования, где он сбил несколько автомобилей. Кабьянка был убит вместе с тремя другими людьми.
- Столкнувшись с Джимом Кларком , машина фон Трипса взлетела на берег вдоль дороги, ударилась о проволочную ограду и ударила нескольких человек, собравшихся за ней, пока она кружилась в воздухе. Фон Трипс, которого выбросило из машины, и пятнадцать зрителей погибли.
- Годен де Бофор умер 2 августа 1964 года, на следующий день после аварии.
- Тейлор умер от пятидесятипроцентных ожогов 8 сентября 1966 года, через тридцать два дня после аварии.
- Бандини умер 10 мая 1967 года, через три дня после аварии.
- После того, как шина лопнула, Донохью пролетел через множество ограждений и рекламных щитов, опорная стойка которых могла удариться о его шлем. Он и Манфред Шаллер, маршал трассы, который был сбит обломками, погибли 19 августа 1975 года, через два дня после аварии.
- Прайс и Фредерик Янсен ван Vuuren, подросток маршал безопасности добровольцев, были убиты после столкновения на высокой скоростикогда Янсен ван Vuuren пересекал трассучтобы потушить пожар.
- Испытав механическую неисправность на своей машине, Макгуайр не справился с управлением и врезался в пост маршалов. Он был убит вместе с маршалом следа Джоном Торпом.
- Петерсон скончался в больнице 11 сентября 1978 года, на следующий день после аварии, в результате жировой эмболии .
- Де Анжелис умер 15 мая 1986 года, на следующий день после аварии.
- Доусон-Дамер на финише врезался в деревянный мостик, убив при этом Эндрю Карпентера, маршала, и серьезно ранив другого. 59-летний водитель, возможно, перенес сердечный приступ со смертельным исходом, прежде чем потерял контроль над своей машиной.
- Бьянки оставался в коматозном состоянии в больнице, пока не скончался от травм 17 июля 2015 года, более чем через девять месяцев после аварии.
- Феррер умер 7 сентября 2017 года, через пять дней после аварии.
2 Жюль Бьянки на Гран-при Японии в 2014 году
Новые меры безопасности были настолько эффективными, что с 1994 года в «Формуле-1» не случилось ни одной смерти на трассе. Однако пять лет назад произошла страшная авария, которая спустя девять месяцев стала причиной гибели французского автоспортсмена Жюля Бьянки.
На 42-м круге Гран-при Японии под проливным дождем немецкий гонщик Адриан Сутиль потерял управление и разбил свой Sauber. Чтобы убрать его, на место аварии был вызван погрузчик.
Спустя один круг после этого Бьянки потерял управление на том же углу и со скоростью 126 км/ч врезался в эвакуатор весом 6500 килограммов и ударился головой о его противовес.
После продолжительного расследования FIA сочла, что смерти француза поспособствовало сразу несколько факторов, среди которых «полусухая гоночная линия» на повороте, где оба водителя потеряли контроль, шлем Бьянки, ударившийся о нижнюю сторону крана, и его неспособность достаточно замедлиться.
После расследования FIA ввела «четырехчасовое правило», означающее, что гонки, проводимые в течение дня, должны проходить не менее чем за четыре часа до захода солнца, а также внесли изменения в правила и систему безопасности.
Фернандо Алонсо
Гран-при Австралии 2016
https://youtube.com/watch?v=tPnwzedxMfI
Жуткая авария двукратного чемпиона мира «открыла» сезон 2016 года. Пытаясь обогнать мексиканца Эстебана Гутьерреса, Алонсо зацепил его болид колесом, после чего машина, не сбавляя скорости, отправила Фернандо в стену, перевернулась несколько раз и улетела в отбойник, где и остановилась вверх колесами.
Уже через несколько минут Алонсо описывал свои ощущения: «Ты летишь, ты скачешь, ты видишь небо, ты видишь землю, ты видишь небо, ты точно понимаешь, где ты находишься. Ты все продолжаешь лететь и лететь и хочешь остановиться. Наконец, машина останавливается, и я вижу небольшой просвет, через который я могу выбраться из нее. Я должен поскорее выбраться, потому что моя мама смотрит гонку и я хочу показать ей, что со мной все в порядке».
Гран-при Германии 1976: Лауда в огне
Вероятно, самая известная авария в нашем списке, где гонщику удалось выжить. Да, о ней известно каждому болельщику «Формулы-1». Да, этой аварии в рамках противостояния Ники Лауды и Джеймса Ханта в 1976 году посвящен целый фильм «Гонка» 2013 года. Но ведь вы всерьез не думали, что мы не напишем о ней?
К 1976 году всем гонщикам было очевидно – Нюрбургринг в своем первозданном виде уже не подходит для автоспорта. Скорости значительно выросли, а вслед за ними увеличилось количество серьезных аварий со смертельным исходом. Оборудовать 22 с половиной километра леса всеми необходимыми мерами безопасности не представлялось возможным. И даже запущенная трехлетняя программа реконструкции не гарантировала сохранение автодрома – по слухам, Нюрбургринг уже стоял «в очереди» на лишение лицензии по соображениям безопасности.
Тем более символично, что австрийский чемпион Ferrari Ники Лауда, который в 1975 году установил рекорд трассы, впервые в истории выйдя из 7 минут за один круг (6:58’6, рекорд остался непобитым), перед стартом 1976 года решительно голосовал за бойкот и отмену гонки.
Однако Ники никто не послушался – ходили слухи о том, что австриец просто хочет пропустить этап, чтобы приблизить свой чемпионский титул, ведь к тому моменту у него было двукратное преимущество перед гонщиком McLaren Джеймсом Хантом. А вечером того же дня по местному телевидению и вовсе передали, что «Лауда – трус».
Воспоминания Ники Лауды: – «Я включил телевизор. Там диктор ругал меня, на чем свет стоит. В двух словах тирада сводилась к следующему: если Лауда такой трус, если ему страшно, пусть убирается из «Формулы-1».
Последующие события вошли в анналы всех энциклопедий по автоспорту. Собственно, 1 августа 1976 года и родилась легенда Ники Лауды, его знаменитое обожженное лицо и привычка носить бейсболку до конца жизни.
После моста «Аденау» Ники ошибся (хотя сам Лауда до конца жизни считал, что в Ferrari была некая скрытая поломка, которая не дала вписаться в поворот), и на выходе с апекса машина ударяется об отбойник. Мгновенное возгорание, и Ники оказывается буквально запертым в горящей ловушке. Кажется, сейчас его спасут, но гонщик Брет Ланжер только в последний момент замечает огненную Ferrari, и буквально «таранит» Ники еще сильнее. Пламя охватывает машину полностью, Лауда начинает задыхаться и теряет сознание, погруженный в огонь.
В итоге, когда его вытащат из машины, врачи диагностируют ожоги лица третьей степени, а легкие австрийца вот-вот перестанут функционировать, обожженные парами бензина…
Более 48 часов в коме, реанимация, критическое состояние, отказ легкого, отказ почек, отчаянная борьба организма с последствиями аварии, и Ники одержит главную победу в своей жизни, чтобы через 42 дня вернуться в «Формулу-1», а в 1977 году стать вновь чемпионом мира. Сам австрийский гонщик не любил вспоминать ту аварию, признаваясь, что у него отпечаталась в памяти «лишь огромная чёрная дыра, вот я сажусь в машину перед стартом гонки, и вот я уже очнулся в реанимации».
Своей жизнью Ники обязан трем гонщикам, которые вытащили его из пламени: Гаю Эдвардсу, Харальду Эртлью и Артуро Мерцарио. Как они вспоминали, никто не хотел лезть в огонь, но смотреть на медленно умирающего Лауду желания было еще меньше. Они полезли руками в то, что осталось от машины в пламени, что-то нащупали, напоминающее тело, и резко рванули вверх – это оказался Ники.
Настоящее чудо, что спустя 40 лет пилот стоял на капитанском мостике Mercedes и давал советы Льюису Хэмилтону. К сожалению, 20 мая 2019 года Ники Лауда ушел из жизни – полученные травмы сказались на чемпионе мира, в 1997 и 2005 году австриец пережил пересадку почек, а в 2018 году у него начались проблемы с дыханием из-за отказа легких. Мы помним тебя, Ники.
Феттель против загрязнения среды
Кажется, пережив кризис в Ferrari, Себастьян Феттель решил, что ему нечего терять. И стал лупить по всем скользким темам. Себ был среди главных сторонников Хэмилтон в акциях против расизма. Он памятно выступил в Венгрии, надев радужную майку в знак борьбы с притеснениями сексуальных меньшинств. Но главной своей темой немец выбрал экологию.
Началось все, вроде бы, с умилительной работы с пчелами на ферме, но Феттель на этом не остановился. Теперь он призывает Ф1 лучше думать над регламентов и производить моторы, пригодные для серийных машин и экологичные одновременно. Себастьян считает, что без этого Ф1 станет бесполезной, и ей надо как можно скорее осваивать зеленые технологии.
«Если же изменений не будет, Формула 1 исчезнет. И поделом», – заявил Себ в недавнем интервью. Вряд ли от четырехкратных чемпионов ждут таких заявлений.
Алонсо против несправедливости
Пока два других ветерана разбираются с общественными проблемами, Фернандо решил навести порядок в самой Ф1. Причем испанец взялся за нее с той стороны, про которую вообще редко говорят – национальное неравенство.
По мнению Алонсо, Ф1 поражена англофилией и любые другие национальности в чемпионате принижаются. Испанец объясняет это тем, что большинство команд базируются в Британии, как и самые авторитетные автоспортивные издания.
В итоге, британским пилотам прощают то, за что других сжирает критика. Но ладно бы дело касалось только медиа. По мнению Алонсо, судьи тоже оценивают гонщиков исходя из их национальностей, и британцев наказывают менее жестко. А то и вовсе не наказывают.
Как отреагирует Ф1?
В спортивном кодексе чемпионата есть пункт, который запрещает гонщикам делать высказывания, которые могут нанести Формуле 1 вред. Понятно, что когда Льюис обвиняет чемпионат в системном расизме, Себ в антиэкологичности, а Нандо в неравенстве, это бьет по репутации. Формально, боссы чемпионата и FIA могли бы пилотов за такие слова наказать. Будь это другие пилоты.
Очевидно, что гонщиков с 13 чемпионскими титулами на троих нельзя просто заткнуть или выгнать из серии. С Хэмилтоном Ф1 согласилась, начав предпринимать какие-то шаги. С Феттелем, на словах, чемпионат тоже согласен и готов перейти на более экологичные моторы. Алонсо пока никто не ответил, но наверняка дойдет и до этого.
Смогут ли три пилота изменить всю систему? Вряд ли. Окажутся ли их голоса важны? Наверняка.
Гран-при Венгрии 2009: пружина Фелипе Массы
Сначала никто ничего не понял: пилот Ferrari Фелипе Масса, едва не выигравший в прошлом сезоне чемпионский титул, атаковал на Хунгароринге в квалификации, когда внезапно вместо того, чтобы повернуть в поворот, он поперек трассы по прямой линии неторопливо поехал точно в отбойник. Странности добавлял тот факт, что за спиной Массы не осталось никаких следов, и он вылетел на относительно небольшой скорости. На телеметрии не отражалось, что Фелипе пытался затормозить, или напротив его нога жала педаль газа до упора. Может быть, что-то стряслось с рулевым управлением? На команды из боксов бразильский пилот не реагировал, оставаясь неподвижно стоять у отбойника.
Сначала журналисты и сотрудники команд подумали, что у Фелипе случился солнечный удар или подскочило давление в кокпите от жары, и он просто потерял сознание. И только когда медицинские работники подоспели к месту аварии, они увидели – шлем пробит, а из-под левой брови сочится кровь…
Несчастный случай – как оказалось, впереди Массы ехал его соотечественник Рубенс Баррикелло на болиде Brawn GP, когда пружина от машины Рубенса отскочила назад, прямо в шлем Фелипе. Несколько сантиметров ниже – и Масса лишился бы глаза, или вовсе получил бы повреждения мозга, не сопоставимые с жизнью. Маленькая деталь на такой скорости превращается в страшное оружие – шлем Фелипе треснул от такого повреждения, а гонщик мгновенно потерял сознание, вжав педали газа и тормоза одновременно, от этого на месте вылета остался подобный странный след.
Фелипе пришел в сознание, но не мог разговаривать и вертеть шеей. Бразильский гонщик был срочно госпитализирован в Будапеште, и вечером того же дня введен в состояние искусственной комы – медицинская бригада констатировала пролом лобной части черепа. Масса был успешно прооперирован, но сезон 2009 года пропустил полностью. Мы не узнаем, повлияла ли авария на скорость пилота, но с тех пор Фелипе так и не смог одержать ни одной победы в «Формуле-1».
Столкновение эпох в 1991: бывший гонщик «Формулы-1» против будущей легенды
В 1990 году отличный гонщик Дерек Уорик, бывший пилот Renault, Arrows и Lotus (ныне стюард «Формулы-1») принял решение об окончании формульной карьеры, и в 1991 году перешел в гонки на выносливость. На этап на трассе Нюрбургринг Дерек приехал в депрессивном состоянии. Только десять дней прошло, как в «Формуле-3000» погиб его младший брат Пол Уорик, однако британский гонщик все равно вышел на старт. И противостоял ему молодой пилот программы Mercedes… Михаэль Шумахер. который в 1991 году лишь дебютировал в «Формуле-1» после инцидента в команде Jordan.
Так вышло, что в заезде Шумахер выбил Уорика с трассы, и Дерек, недолго думая, выскочил из машины на пит-лейн, собираясь хорошо «начистить лицо» будущему семикратному чемпиону мира. Михаэль убежал в свой гараж, однако Дерека, как представителя «старой школы», такими «фокусами» тяжело было остановить. Уорик локтем ударил одного из механиков, прибежал к трейлеру Михаэля и ногой выбил дверь! Ворвавшись внутрь, Дерек схватил за грудки молодого немецкого гонщика и повалил на массажный стол, намереваясь причинить телесные повреждения.
Остановил Уорика другой гонщик Mercedes, тоже бывший пилот «Формулы-1» в составе McLaren, Йохен Масс. Он буквально оттащил Дерека от Шумахера, взывая того к благоразумию. В конечном счете Шумахер извинится на следующий день перед Уориком, и судьи отнесутся с пониманием к инциденту, на будущее взяв за правило работать с гонщиками и в психологическом аспекте. Гоняться через десять дней после гибели родного брата – трудно пожелать даже злейшему врагу.