Андрей ослябя

Источники, литература

  • ПСРЛ, т. 4, ч. 1, вып. 1-2; 6; 15; 18.
  • Повести о Куликовской битве, М., 1959.
  • Повесть о Куликовской битве: Текст и миниатюры Лицевого свода XVI в., Л., 1984
  • Памятники Куликовского цикла, М., 1998.
  • Добролюбов, И., свящ., Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, Рязань, 1885, т. 2, 242.
  • Иероним (Алякринский), архим., Рязанские достопамятности, Рязань, 1889, 27, прим. 246.
  • Токмаков, И. Ф., Историческое и археологическое описание московского ставропигиального первоклассного Симонова монастыря, М., 1892, вып. 1, 48.
  • Димитрий (Самбикин), Месяцеслов, вып. 1: сент., 64-65.
  • Барсуков, Источники агиографии, стб. 430-431.
  • Троицкий патерик, Серг. П., 1896 (репринт 1992), 11-12.
  • Куликовская битва и подъем национального самосознания, Л., 1979 (ТОДРЛ, т. 34).
  • Куликовская битва в литературе и искусстве, М., 1980.
  • Моисеев, Н. , «600 лет победы на Куликовом поле: Библиогр.,» БТ, 1981, сб. 22, 178-237.
  • Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины, М., 1983.
  • Минея (МП), июль, ч. 1, 339-360.
  • Дмитриев, Л. А., «Сказание о Мамаевом побоище,» СККДР, вып. 2, ч. 2, 371-374.
  • Салмина, М. А., «Повесть о Куликовской битве летописная,» СККДР, вып. 2, ч. 2, 244-246.
  • Шахматов, А. А., , СбОРЯС, СПб., 1910, т. 81, № 7, «Отчет о 12-м присуждении Академией наук премий митрополита Макария в 1907 г.,» 79-204.

Андре́й Ослябя, воин

Ан­дрей Ра­до­неж­ский, в ми­ру Ос­ля­бя, был лю­бут­ским бо­яри­ном, опыт­ным рат­ни­ком. Он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Ан­дрей.

18 ав­гу­ста 1380 го­да бла­го­вер­ный князь Мос­ков­ский Ди­мит­рий ис­про­сил у пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го бла­го­сло­ве­ние на Ку­ли­ков­скую бит­ву и про­сил так­же дать ему в под­креп­ле­ние двух во­и­нов – бра­тьев Алек­сандра-Пе­ре­све­та и Ан­дрея-Ос­ля­бю. При­зва­ние мо­на­хов-бой­цов име­ло в первую оче­редь ду­хов­ное зна­че­ние. Пре­по­доб­ный Сер­гий дал им «вме­сто тлен­но­го ору­жия нетлен­ное – крест Хри­стов, на­ши­тый на схи­мах, и ве­лел вме­сто зо­ло­че­ных шле­мов воз­ло­жить на се­бя». Пе­ре­дав во­и­нов-схим­ни­ков в рас­по­ря­же­ние кня­зя, пре­по­доб­ный Сер­гий ска­зал им: «Мир вам, бра­тья мои, креп­ко сра­жай­тесь с по­га­ны­ми та­та­ра­ми, как доб­рые во­и­ны, за ве­ру Хри­сто­ву и за все пра­во­слав­ное хри­сти­ан­ство».

Во­ин-схим­ник Ан­дрей при­нял уча­стие в ис­то­ри­че­ской бит­ве в день Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Воз­мож­но, что он пал в бою.

Од­на­ко по дру­гой вер­сии, он остал­ся в жи­вых и слу­жил Все­рос­сий­ским мит­ро­по­ли­там. В до­ку­мен­тах 1390–1393 го­дов встре­ча­ют­ся упо­ми­на­ния «чер­не­ца Ан­дрея Ос­ля­би» в чис­ле бо­яр мит­ро­по­ли­та всея Ру­си свя­ти­те­ля Ки­при­а­на, «чер­нец Ро­ди­он Ос­ля­бя» на­зван в чис­ле по­слов от ве­ли­ко­го кня­зя в Ца­рь­град в 1398 го­ду, а его сын Ак­инф – в чис­ле бо­яр у свя­ти­те­ля Ки­ев­ско­го Фо­тия в 1425 го­ду. Эти упо­ми­на­ния мо­гут от­но­сить­ся к нему, а мо­гут ука­зы­вать на его род­ствен­ни­ков, тра­ди­ци­он­но нёс­ших служ­бу у мит­ро­по­ли­тов.

Те­ло пре­по­доб­но­го Ан­дрея-Ос­ля­би бы­ло по­гре­бе­но близ церк­ви в честь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы «на ста­ром Си­мо­но­ве», ря­дом с те­лом пре­по­доб­но­го Алек­сандра-Пе­ре­све­та.

Ес­ли по­двиг Пе­ре­све­та ста­ли сра­зу ста­ли про­слав­лять в по­вест­во­ва­ни­ях о Ку­ли­ков­ской бит­ве, древ­ней­шие из­вест­ные рас­ска­зы о ней умал­чи­ва­ют об Ос­ля­бе. Его имя не во­шло и в боль­шин­ство ле­то­пис­ных спис­ков уби­ен­ных на Ку­ли­ко­вом по­ле, не на­хо­дит­ся оно и в си­но­ди­ках пав­ших. Лишь «За­дон­щи­на», изо­бра­жа­ю­щая ино­ков-во­и­нов как бы­лин­ных бо­га­ты­рей, го­во­рит о смер­ти в бит­ве не толь­ко Алек­сандра-Пе­ре­све­та, но и Ан­дрея-Ос­ля­би, а так­же его сы­на Иа­ко­ва. О смер­ти в бит­ве Пе­ре­све­та и Ос­ля­би так­же го­во­рит «По­весть о Ма­ма­е­вом по­бо­и­ще».

Вре­мя мест­ной ка­но­ни­за­ции пре­по­доб­ных Алек­сандра и Ан­дрея неиз­вест­но. В XVII ве­ке их име­на бы­ли вне­се­ны в свят­цы. В ме­ся­це­сло­ве Си­мо­на (Аза­рьи­на) се­ре­ди­ны 1650-х го­дов ска­за­но: «Пре­по­доб­нии стар­цы Алек­сандр и Ро­ди­он, на­ри­ца­е­мии Пе­ре­свет и Ос­ля­бя, иж на Ма­ма­е­ве по­бо­и­щи уби­е­ни бы­ша». В кон­це то­го же ве­ка их име­на как пре­по­доб­но­му­че­ни­ков Мос­ков­ских бы­ли вклю­че­ны в «Опи­са­ние о рос­сий­ских свя­тых». В 1896 го­ду их име­на бы­ли по­ме­ще­ны так­же в «Тро­иц­ком па­те­ри­ке» (в чис­ле «уче­ни­ков и спо­движ­ни­ков прп. Сер­гия, в ме­ся­це­сло­вах не озна­чен­ных»).

Со вре­ме­нем над остан­ка­ми пре­по­доб­ных Алек­сандра и Ан­дрея бы­ли устро­е­ны над­гро­бия, ока­зав­ши­е­ся в «па­лат­ке ка­мен­ной под ко­ло­коль­ней». По­сле раз­бор­ки ко­ло­коль­ни над­гро­бия бы­ли уни­что­же­ны, в 1794 го­ду вновь со­ору­же­ны и в XIX ве­ке обу­стро­е­ны при­де­лом.

В 1928 го­ду Бо­го­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ский храм был за­крыт и ока­зал­ся на тер­ри­то­рии за­во­да «Ди­на­мо». Над­гро­бия бы­ли вновь уни­что­же­ны и сно­ва вос­ста­нов­ле­ны толь­ко по­сле воз­рож­де­ния хра­ма в 1989 го­ду по ини­ци­а­ти­ве из­вест­но­го ху­дож­ни­ка П.Д. Ко­ри­на. Сей­час в хра­ме устро­е­на сень над дву­мя над­гро­би­я­ми, но са­ми остан­ки во вре­мя вос­ста­но­ви­тель­ных ра­бот не на­шли, так как это ме­сто бы­ло на мно­го мет­ров за­бе­то­ни­ро­ва­но.

В 1981 го­ду име­на свя­тых мо­на­хов-во­и­нов бы­ли вклю­че­ны в со­став Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых. Их па­мять бы­ло опре­де­ле­но от­ме­чать на­ка­нуне празд­ни­ка Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы (дня Ку­ли­ков­ской бит­вы) – 7 сен­тяб­ря. 

Поединок Пересвета с Челубеем кратко. Правда о схватке Пересвета и Челубея

То, что не написано в житиях

Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета»

На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.

Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.

Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.

Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.

Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.

На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.

И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.

Авторы Гайдпарка

  • Андрей Нестерон

    Как сказку сделать былью. Города-миллионники от Сергея Шойгу вырастут сами, как грибы

    Читать полностью

  • Мiкалай Паддубiцкi

    Смерть Армате придет не от Абрамса и Леопарда, а от чучхетанка

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Международное сотрудничество в целях недопущения проявления фашизма в любой форме

    Читать полностью

  • Валерий Н.

    Нелюди

    Читать полностью

  • Светлана Юдина Юрьевна

    Отношения между Россией и Чехией под угрозой: коалиция «Вместе» победила в парламентских выборах

    Читать полностью

  • Светлана Никитина

    Когда нам сообщат о 100% вакцинации Государственной думы и Совета Федерации?

    Читать полностью

  • Мiкалай Паддубiцкi

    Вот ведь гады-норвеги. Историю 2МВ фальсифицируют, а памятник советским летчикам открывают

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Мистическая книга

    Читать полностью

  • Александр Матвеев Александрович

    Как вы голосовали на прошедших выборах в Государственную думу

    Читать полностью

  • ФеофанПрокопович ЗлобныйИноагент Прокопович

    Удобства и зависимость

    Читать полностью

  • Goshaperfect

    Российское электричество стало «яблоком раздора» между странами Прибалтики

    Читать полностью

  • Валерий Патюк-Истомин

    Государственный конвейер пыток и извращений

    Читать полностью

Небольшое предисловие

Поскольку «Ослябя» погиб в бою, никто, разумеется, не мог хоть сколько-то всеобъемлюще изучить и систематизировать калибры попавших в него снарядов, количество и время попаданий. Если повреждения эскадренного броненосца «Пересвет», полученные им в бою 28 июля 1904 г. в Желтом море скрупулезно зафиксированы и описаны, то по «Ослябе» исследователям будущего достались лишь весьма отрывочные сведения из рапортов русских и японских моряков. При этом имеющиеся свидетельства можно разделить на 3 основные категории.

Категория 1-я — это, разумеется, свидетельства членов экипажа «Осляби». Они являются наиболее ценными и достоверными, поскольку эти люди были на броненосце и видели происходящее с ним своими глазами. Тем не менее, это не делает такие свидетельства истиной в последней инстанции – с учетом суматошности боя и сильной психологической травмы, вызванной гибелью броненосца, их свидетельства могут быть в чем-то путанными или же содержать примерную оценку того или иного события (например, калибр попавшего снаряда).

Категория 2-я — свидетельства русских моряков с «соседних» боевых кораблей, которые имели возможность наблюдать расстрел «Осляби» со сравнительно небольшого расстояния. С учетом того, что З. П. Рожественский установил интервалы между броненосными кораблями в 2 кабельтова, с «Сисоя Великого» и «Орла» могли видеть «Ослябю» с расстояния не более 350 метров, а у с учетом скученности русских кораблей в начала сражения – так и менее указанной величины. Но все же тут путаницы и ошибок наблюдения может быть заметно больше. Праздношатающихся среди наших моряков не имелось, каждый был занят своим делом, и, очевидно, постоянно наблюдать за «Ослябей» матросы и офицеры других кораблей не могли, да и не имели такой обязанности. Соответственно, их свидетельства могли быть существенно искажены и во многом ошибочны.

Наконец, в 3-ю категорию следует включить свидетельства японских моряков. Они, разумеется, хорошо знали, что делали сами, но вот о том, что происходило с «Ослябей», имели лишь приблизительное представление, просто потому что «Ослябя» находился от них на значительном удалении.

Икос 9

Ветии многовещаннии, яко рыбы
безгласныя, не возмогут возрещи высоту подвига вашего,
для пределов русских знаменнаго, мы же, окамененнии,
Духа Божиего просим и с покаянием сердечным восклицаем:

Радуйтеся, в битве духовней победу земную одержавшии.

радуйтеся, за веру Христовую пострадавшии.

Радуйтеся, воини победители.

радуйтеся, от страстей омытии.

Радуйтеся, скорбями иноческими очищеннии.

радуйтеся, Христовым Духом просвещеннии.

Радуйтеся, небеснии послушницы.

радуйтеся, за Россию святии заступницы.

радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Преподобный Сергий благословляет преподобных
Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).
Миниатюра Лицевого Летописного свода, XVI в

Где находится куликово поле.

Место исторической битвы русских полков с ордынцами в 1380 году в месте впадения реки Непрядвы в Дон. Считается первым (из трех) ратных полей России.

Важный объект познавательного и исторического туризма, связанного с русским национальным единением и становлением государственности. В последние годы объект получил возрождение и ощутимое развитие.

Кулико́во поле, как место исторической битвы, имеет площадь в несколько квадратных километров. При этом некоторые исторические объекты, например Прощенный колодец, удалены на десяток километров, а организационно в музейный комплекс, в том числе, включены объекты Епифани.
На самом Куликовом поле для организованного посещения открыты три локации:

2    Центр приема посетителей в селе Монастырщино ( Музейно-мемориальный комплекс героям Куликовской битвы ).   авг 2019

Никаких ограничений по перемещению по полю, по крайней мере пешком, не существует.

Ближайшие железнодорожные станции: Узловая , Товарковский, Бобрик-Донской в посёлке Донской , Кимовск и Куликово поле в посёлке Куркино. Удобнее ехать через Кимовск, в который идут частые автобусы и маршрутки из Новомосковска через Донской. Далее можно ехать автобусом (прямой автобус в Монастырщино привезёт вас почти прямо к мемориалу), или автостопом. Мемориал расположен в 3 км в сторону от трассы.

В Кимовск также ходят прямые автобусы из Москвы .

Памятник на Красном Холме, установленный в 1848 году по инициативе исследователя Куликовской битвы С.Д.Нечаева, находится в 5км дальше по трассе. Добраться либо на автобусе, либо попутками.

При движении на машине лучше свернуть с М4 на повороте на Товарковский и ехать по Р142 до Крестов, далее свернуть на Р145 .

Между ключевыми объектами Куликова поля организованное транспортное сообщение отсутствует, и при определенной сноровке путь может быть проделан пешком.

Лучшим способом перемещения между объектами является личный автомобиль, в Монастырщино парковка небольшая, у музейного комплекса площади активно расширяются. На Красном холме места достаточно, парковки с двух сторон от мемориального комплекса, более «живая», та которая ближе к храму.

  • Место впадения Непрядвы в Дон
  • Экологическая тропа
  • Урочище Зеленая Дубрава
  • Храм Рождества пресвятой Богородицы
  • Аллея Памяти и Единства
  • Камень-следовик
  • Памятник-колонна Дмитрию Донскому на Красном холме
  • Храм-памятник во имя преподобного Сергия Радонежского на Красном холме.

1    Святой источник «Прощенный колодец» , Тульская обл., Кимовский р-н, с. Грибоедово . Родник, в котором по преданию омывал свои раны Дмитрий Донской после битвы. На месте колодца установлена купель. Находится в 12 км к востоку от мемориала на Красном Холме. При движении на попутках — основная их часть уходит на юг по Данковской трассе, от развилки до родника 2,5 км; есть поток машин непосредственно к роднику.  

2    Музейно-мемориальный комплекс в селе Монастырщино , с. Монастырщино .   +7 (48735) 315 46. В селе находится православный храм Рождества Богородицы. Также аллея памяти городов участников Битвы и памятник Дмитрию Донскому. По преданию, на месте села был разбит лагерь Дмитрия Донского, так же захоронены павшие в битве русские войны. Накануне празднования годовщины Куликовской битвы на берегу реки Дон проходят ежегодный военно-исторический фестиваль.  

3    Мемориал на Красном холме , д. Ивановка .   +7 (48743) 312 44.  Экскурсии: 26 апреля — 30 сентября: с 10.00 до 19.00 (без выходных), 01 — 31 октября: с 10.00 до 17.00 (выходной день — вторник), 01 ноября – 31 декабря, 01 января – 31 марта: с 10.00 до 16.00 (выходной день — вторник), 01 — 25 апреля: с 10.00 до 17.00 (выходной день — вторник ) . Мемориал на Красном холме Куликова поля представляет собой старейший монумент воинской славы России. Мемориал включает: памятник-колонна Дмитрию Донскому и храм-памятник во имя преподобного Сергия Радонежского.  

Сувенирные магазины есть во всех трех локациях.

Продуктовый магазин есть в с.Монастырщино работает до 5 вечера, есть также магазин в с.Ивановка в 1 км от мемориала на Красном холме.

Гибель «Осляби»

Согласно показаниям мичмана Щербачева 4-го (эскадренный броненосец «Орел»), к моменту выхода «Осляби» из строя в 14.20 корабль имел сильный крен на левый борт и сидел носом по самые клюзы. Данному суждению автор склонен доверять, так как наблюдение велось на крайне малом расстоянии, с которого сложно было бы ошибиться, и оно вполне подтверждается свидетельствами других очевидцев. В таком положении корабля порта его батарейной палубы оказались в непосредственной близости от воды.

М. П. Саблин писал:

«Когда крен был очень велик и вода начала вливаться в жилую палубу чрез люки и вентилятор из батареи, я поднялся в батарейную палубу и увидел, что вода льется в орудийные порта батареи… Тогда я подозвал несколько человек команды и хотел задраить соседний порт, но скоро убедился, что это невозможно. Полупортики были перебиты, а при волне, вода вкатывалась струей во весь порт, выбивала чемоданы и покрывала нас с головой».

Очевидно, что, находясь в подобном положении, эскадренный броненосец «Ослябя» уже не мог рассчитывать на спасение. Он был обречен по той простой причине, что поступление воды в его корпус приняло окончательно-неконтролируемый характер – батарейную палубу сильно топило, и аварийные партии уже ничего не могли сделать с этим

Но обращает на себя внимание весьма интересный нюанс – М.П. Саблин указывает на поступление воды именно через порта батареи, а отнюдь не через пробоины в корпусе «Осляби»

Спустя еще 20 минут, в 14.40. «Ослябя» перевернулся.

Странности и нестыковки в различных источниках о Куликовской битве

Если идти с конца, то нужно заметить, что идея такого экзотического поведения Пересвета была подсказана монахам Кирилло-Белозерского монастыря (это, кстати, на Вологодчине, то есть, прямо скажем, от Куликова поля далековато) европейским средневековым эпосом. Похожий сюжет потом позаимствует и Томас Мэлори. Он, правда, таким способом убьёт не отрицательного, а положительного героя – короля Артура.

Размеры Челубея даже не нуждаются в объяснении – это типичная для Средневековья (только ли для него?!) тенденция преувеличивать силу и численность врагов, чтобы придать собственному успеху значимость. Хотя с пятью саженями авторы, конечно, погорячились – в зависимости от выбранной единицы (простая, косая, маховая) рост Челубея получится от 7 с небольшим до почти 11 метров.

Обилие различных пересказов обстоятельств поединка объясняется не только тем, что живых свидетелей сражения к моменту написания «Сказания о Мамаевом побоище» не осталось, но и тем, что ни в одном из предыдущих свидетельств о Куликовской битве такого эпизода не записано.

Более того, «Задонщина», созданная минимум на полвека раньше, содержит прелюбопытный фрагмент «Поскакивает Пересвет на своем борзом коне, золоченым доспехом сверкая, а уже многие лежат посечены у Дона великого на берегу». Иными словами, бой в разгаре, а наш герой живёхонек (и, конечно, защищён не только монашеской ризой). Про Челубея же в «Задонщине» нет ничего. Ну а его печенежское происхождение и вовсе странность – от этого народа к XIV веку и следа не осталось. Сначала половцы, а затем и монголы здорово изменили этнический состав Дикого Поля.

Имя у татарского богатыря тоже странное, таких у его соотечественников не было. При этом чётко выделяется корень «бей» — правитель, властитель. Обычно его добавляли к имени собственному, но «Челу» — тоже не встречается у монголов. Зато есть слово «чело», которым в русской военной традиции обозначался «большой полк», главные силы войска. Выходит, Челубей – это и не имя вовсе, а наименование воеводы большого полка.

Ну и в заключение, самое первое свидетельство о Куликовской битве «О побоище иже на Дону…», составленное прямо по горячим следам, конечно тоже не содержит никакой информации о поединке, предварявшем сражение. Оно и неудивительно, ведь такой традиции ни у русичей, ни у монголов в последние века не водилось.

Похоже, правда, об этом поединке заключается в том, что его никогда не было. Впрочем, это нисколько не умаляет подвига того же Пересвета, который действительно сражался и погиб на Куликовом поле, и тысяч его соотечественников, возродивших великие военные традиции Руси.

Еще больше фактов по теме публикации смотрите в ролике ниже.

&t=1s

Источники

Александр Пересвет и Андрей Ослябя были монахами Троице-Сергиевского монастыря. Именно этим и объясняются, по всей видимости, их двойные имена. Пересветом и Ослябей их звали до монашества, а при постриге им дали христианские имена. Поскольку оба они были прославлены в лике святых, одним из важнейших источников для нас являются церковные жития. Кроме того, о Пересвете и Ослябе упоминают «Краткая летописная повесть» и «Пространная летописная повесть» — главные источники о Куликовской битве — а так же такие произведения древнерусской литературы, как «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».

Накануне Куликовской битвы

Все источники повествуют о том, что перед тем как выступить в сторону Дона на битву с Мамаем, князь Дмитрий Иванович посетил известного подвижника преподобного Сергия Радонежского, игумена Троицкого монастыря. Сергий благословил князя на сражение и предрек ему победу. Дмитрий Иванович попросил, чтобы преподобный Сергий отправил с ним двух монахов – Пересвета и Ослябю. Тот немедленно призвал обоих и повелел им ехать с князем. Далее в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что «дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя». Один из вариантов прочтения этого места таков: преподобный Сергий тут же и совершил над Переветом и Ослябей постриг в великую схиму, но гораздо правдоподобнее версия, что оба они уже были схимниками, а игумен лишь указал им на необходимость полагаться более на Бога, чем на доспехи.

Икос 8

Вси святии дивятся, яко архангели
небеснии отсупников диаволских низвергосте, тако воини
преподобнии сразисте языков неправедних, с Именем Божиим
на устах, Его заступничество призывающе.
И мы, недостоинии и грешнии, с замиранием сердечным молим:

Радуйтеся, ратницы непобедимии.

радуйтеся, человецы, духовною скверною неопалимии.

Радуйтеся, Богородице молитвенницы.

радуйтеся, Христа ученицы.

радуйтеся, войнам Христовым пристанище.

радуйтеся, воинам ратным прибежище.

Радуйтеся, молитвенницы знаменнии.

радуйтеся, схимницы праведнии.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.