Футбольный клуб пахтакор: подробности авиакатастрофы

Исчезновение Эмилиано Салы

21 января 2019 года над Ла-Маншем исчез небольшой самолет Piper Malibu. На его борту, кроме пилота, был лишь один пассажир – новичок клуба «Кардифф Сити» Эмилиано Сала. Он летел из Франции. Над проливом пилот запросил экстренную посадку. Однако впоследствии связь с самолетом прервалась. Поэтому была начата поисково-спасательная операция.

Незадолго до исчезновения Эмилиано Сала написал несколько сообщений. В том числе о том, что ему страшно из-за проблемы с самолетом.

Вскоре спасатели нашли обломки металла в месте возможной авиакатастрофы. Однако принадлежат ли они самолету – пока неизвестно. Тел пока обнаружили. При этом полиция не исключает возможности того, что пилот и футболист выжили.

В Кардиффе и Нанте (за местный клуб выступал Эмилиано Сала и именно оттуда он вылетел в тот вечер) люди начали нести цветы и зажигать свечи в память о футболисте.

В память о погибших в Кыргызстане ежегодно проводят международный чемпионат по баскетболу среди юношей. Фото: Sport AKIpress

Одна из крупнейших авиакатастроф в истории Кыргызстана произошла 24 августа 2008 года. Под Бишкеком в селе Жаны-Жер упал пассажирский «Боинг 747».

Из 83 пассажиров и семи членов экипажа выжили 25 человек. Среди пассажиров самолета были и члены молодежной сборной Кыргызстана по баскетболу. Из 17 ребят выжили только семеро.

После взлета командир экипажа запросил разрешение вернуться на взлетно-посадочную полосу в связи с разгерметизацией кабины. При попытке сесть самолет рухнул на землю и загорелся.

Фото: Бектур Искендер

Причиной падения самолета эксперты назвали ошибку пилотов. Двое выживших членов экипажа – командир и второй пилот были признаны виновными и приговорены к пяти годам лишения свободы.

Самолет выполнял рейс Бишкек-Тегеран. Юношеская сборная летела в Иран на чемпионат Азии.

Возглавлявший делегацию директор гимназии №29 Бахтияр Кадыров, вместе с оставшимися в сознании спортсменами, сразу после крушения бросился спасать из огня пассажиров.

Братья Байыш и Жаныш Адиевы выжили в той страшной авиакатастрофе. Байыш выступает за местную баскетбольную команду, Жаныш играет в казахском «Каспие», оба представляют сборную Кыргызстана. Фото: Facebook Байыша Адиева

В 2009 году ребята, выжившие в страшной катастрофе, полетели на соревнования в США. Там они смогли посетить игры НБА и сыграть против команд местных колледжей.

Эта поездка была призвана помочь им реабилитироваться, оправиться от психологической травмы. Позже Федерация баскетбола Кыргызстана посвятила памяти погибших баскетболистов турнир.

Известные игроки

Бывшие игроки

Были международные ограничения для своих стран. Игроки, имена которых выделены жирным шрифтом, представляли свои страны, играя за «Пахтакор».

СССР / Узбекистан
  • Геннадий Красницкий
  • Берадор Абдураимов
  • Юрий Пшеничников
  • Алим Аширов
  • Манучар Мачаидзе
  • Михаил Ан
  • Владимир Макаров
  • Александр Яновский
  • Владимир Федоров
  • Андрей Якубик
  • Марат Кабаев
  • Сергей Бондаренко
  • Василис Хаципанагис
  • Эдгар Гесс
  • Хорен Оганесян
  • Валерий Кечинов
  • Андрей Пятницкий
  • Мирджалол Косимов
  • Геннадий Денисов
  • Ильхом Шарипов
  • Игорь Шквырин
  • Азамат Абдураимов
  • Кайрат Утабаев
  • Рёвшен Мухадов
  • Игнатий Нестеров
  • Андрей Акопянц
  • Бахтиёр Ашурматов
  • Сервер Джепаров
  • Тимур Кападзе
  • Зайнитдин Таджиев
  • Александр Гейнрих
  • Анваржон Солиев
  • Одил Ахмедов
  • Олег Шацких
  • Джафар Ирисметов
  • Анзур Исмаилов
  • Павел Бугало
  • Егор Кримец
  • Игорь Сергеев
Страны бывшего СССР
  • Жора Оганесян
  • Ираклий Климиашвили
  • Кахи Махарадзе
  • Александр Крохмаль
  • Виргиниюс Балтушникас
  • Гинтарас Квиткаускас
  • Акмал Холматов
  • Артур Геворкян
  • Максим Белых
  • Goçguly Goçgulyýew
  • Владислав Лутий
  • Константин Сосенко
Европа
  • Юрица Булят
  • Гиди Канюк
  • Душан Савич
  • Санибал Ораховац
  • Аднан Ораховац
  • Марко Симич
  • Дарко Маркович
  • Милан Николич
  • Драган Шеран
  • Боян Миладинович
  • Милорад Янюш
  • Эрен Дердийок
Южная Америка
  • Андерсон
  • Фабио Пинто
  • Тьяго Безерра
Африке
  • Эсмаэль Гонсалвеш
  • Уче Ихеруоме
Азия
  • Ростин Гриффитс
  • Наоя Шибамура

Возрождение «Пахтакора»

Почти все погибшие футболисты были похоронены в Ташкенте. На прощальную церемонию, состоявшуюся 17 августа, собрался практически весь город.

  • Мемориал на месте гибели футболистов «Пахтакора» в деревне Куриловка

Участи товарищей по команде чудом избежал защитник Анатолий Могильный. По одной из версий, он опоздал на самолёт в Минск, по другой — за несколько дней до вылета получил травму и был вынужден остаться дома. Вратарь Анатолий Яновский вылетел в столицу Белоруссии на день раньше вместе с дублирующим составом. Тренер Базилевич решил воспользоваться свободным временем и отправился в Сочи, где в санатории отдыхали его жена и сын.

Именно им предстояло начать строительство нового «Пахтакора».

Целый ряд ведущих команд приняли решение делегировать в Ташкент своих игроков. Из «Спартака» приехал Валерий Глушаков, из ЦСКА — Михаил Бондарев, из московского «Динамо» — Андрей Якубик. Базилевич лично встречался с руководством клубов, чтобы уладить все формальности. Уже 23 августа «Пахтакор» в новом составе вышел на матч с ереванским «Араратом».

Навстречу обескровленной команде пошло и руководство первенства СССР. «Пахтакор» в течение трёх сезонов был защищён от вылета из Высшей лиги.

В сезоне 1979 года ташкентцы заняли девятое место, но затем дела пошли не лучшим образом, и им пришлось бросить все силы на то, чтобы остаться в элитном дивизионе.

В межсезонье «Пахтакор» покинул Базилевич. Следующим местом работы специалиста стал московский ЦСКА.

«Изначально подразумевалось, что направление на работу в Узбекистан — лишь временная командировка для оказания методической помощи команде, оказавшейся в трудном положении, и в сезоне 1980 года я должен был возглавить один из московских клубов. А мне на самом деле уже не хотелось покидать «Пахтакор». Я уже полюбил и этот город, и этих чудесных людей, которые тогда меня окружали и во всём помогали. И самое главное — дело пошло! Но моей команды, этих замечательных ребят в Ташкенте уже не было, и я внутренне, наверное, до сих пор так и не смог с этим смириться», — признавался Базилевич.

В сезоне 1981 года «Пахтакор» оказался на последней строчке турнирной таблицы, и именно тогда единственный раз пришлось применить правило о сохранении места в Высшем дивизионе. Уже в следующем году команда взлетела на шестую позицию, а Андрей Якубик был признан лучшим бомбардиром первенства страны. Этот результат стал самым большим достижением команды за остававшиеся 12 лет существования первенства СССР.

Со дня авиакатастрофы над Днепродзержинском сменилось несколько поколений болельщиков «Пахтакора». В постсоветское время команда 11 раз становилась чемпионом Узбекистана и выходила в полуфинал Лиги чемпионов АФК — азиатского аналога главного европейского турнира. Однако по-прежнему «Пахтакор» ассоциируется с командой, разбившейся в авиакатастрофе в 1979 году.

Другие версии

Позже по поводу причин катастрофы выдвигалось несколько версий. По одной из них, трагедия случилась по вине первого лица государства: якобы воздушное пространство в тот день «расчищалось» из-за того, что Брежнев летел на юг. Но, как выяснилось, на тот момент он уже несколько дней находился в Крыму. Незадолго до катастрофы действительно проследовал «литерный» рейс, как называли перевозку высокопоставленных лиц. Для него освободили эшелоны движения, однако никаких дополнительных сложностей это не создало – столкновение произошло через полтора часа после этого.

Тренер Олег Базилевич позже высказал такую версию: «Мне кажется, «Пахтакор» погиб из-за безалаберности наших ПВО, стал их очередной жертвой. Самолет, я считаю, сбили там, где ему нельзя было появляться… Просто из-за ошибки диспетчера борт с футболистами залетел в воздушное пространство над каким-то оборонным объектом…». Этой версии придерживались и некоторые родственники погибших футболистов. Однако в это время военных учений на этой территории не проводили, а рассмотреть оборонные объекты с высоты 8400 метров в условиях облачности вряд ли возможно. К тому же характер повреждений от взрыва существенно отличается от повреждений при столкновении и падении.

Очевидно, все же причиной столкновения послужила ошибка диспетчера: получив невнятный ответ от пилота, он должен был продублировать команду и потребовать повторного подтверждения ее получения (именно это на суде назвали «грубым нарушением фразеологии радиообмена»).

Итальянский клуб «Торино». Фото: Externa

Совсем чуть-чуть не долетев до Турина, 4 мая 1949 года разбился самолет с итальянским футбольным клубом «Торино». Все находившиеся на борту, а это 31 человек, 18 из которых — игроки клуба, погибли.

Специалисты назвали причиной авиакатастрофы плохую видимость при подлете к Турину. Пилот не смог сориентироваться, самолет зацепился крылом за ограду построенной на холме базилики Суперга, и на большой скорости врезался в землю.

Фото с места трагедии.

Клуб летел из Лиссабона после матча против «Бенфики», самолет сделал промежуточную остановку в Барселоне. Там туринцы повстречали товарищей по итальянскому чемпионату из «Милана», которые, в свою очередь, летели в Мадрид и стали последними, кто видел игроков «Торино» живыми.

В тот год «Торино» лидировал в итальянском чемпионате с отрывом в четыре очка от ближайшего преследователя. До финиша чемпионата оставалось всего четыре тура. Молодым игрокам, наспех собранным из молодежной, дублирующей и юношеской команд, удалось выиграть все оставшиеся матчи.

В знак уважения все клубы-соперники «Торино» выставляли в стартовом составе свою молодежку. Игроки, погибшие в авиакатастрофе, были посмертно названы чемпионами Италии.

Управленческая история

Год Менеджер
1956 г. Валентин Бахтенев
1957 г. Юрий Ходотов
1957–1959 гг. Лев Ольшанский
1960-1963 гг. Александр Келлер
1963 г. Гавриил Качалин
1964 г. Александр Абрамов
1965-1966 гг. Михаил Якушин
1967 Борис Аркадьев
1968 г. Евгений Елисеев
1969—1970 гг. Михаил Якушин
1971 г. Александр Келлер
1972–1975 гг. Вячеслав Соловьев
1975 г. Гавриил Качалин
1976 г. Анатолий Башашкин
1976 г. Геннадий Красницкий
1977–1979 Александр Кочетков
1979 г. Олег Базилевич
Год Менеджер
1980 г. Сергей Мосягин
1981–1985 Иштван Секеч
1986 г. Виктор Тихонов
1987-1988 гг. Берадар Абдураимов
1989 г. Виктор Носов
1990–1991 Фёдор Новиков
1991–1992 гг. Александр Тарханов
1992 г. Ахрал Инаятов
1993 г. Бахадир Ибрагимов
1994 г. Рустам Акрамов
1994 г. Ахрал Инаятов
1995–1996 Ганс Верель
1996–1997 Александр Иваньков
1998–1999 Убирахара Вейга да Силва
2000 г. Александр Иваньков
2001–2002 гг. Сергей Бутенко
2002 г. Виктор Джалилов
Год Менеджер
2002 г. Равшан Хайдаров
2003–2006 гг. Тачмурад Агамурадов
2006 г. Валерий Непомнящий
2006–2007 гг. Равшан Хайдаров
2008–2009 гг. Виктор Джалилов
2010 г. Миодраг Радулович
2010–2011 гг. Равшан Хайдаров
2011 г. Мурад Исмаилов
2012 г. Деян Дурдевич
2012–2014 гг. Мурад Исмаилов
2014–2015 гг. Самвел Бабаян
2015 г. Александр Григорян
2015–2016 гг. Нуман Гасанов
2016–2017 гг. Григорий Колосовский
2017 г. Равшан Хайдаров
2017 г. Джасур Абдураимов
2017—2020 гг. Шота Арвеладзе
2021— Питер Уистра

Гибель владельца «Лестера»

27 октября 2018 года после матча «Лестера» против «Вест Хэма» разбился вертолет, на борту которого находился владелец «лис» Вешай Шривадданапрабха. Вертолет, который взлетел с центра поля вскоре после окончания матча, упал вблизи стадиона на парковку. Ни один из пяти человек на борту не выжил. К счастью, на земле никто не пострадал.

Видео падения вертолета владельца «Лестера»

Причиной трагедии стало отключение педалей от кокпита ротора в хвосте вертолета, после чего пилот потерял контроль над управлением.

К слову, трагедия могла иметь значительно худшие последствия, так как перед падением пилот вертолета сумел отвести его от людного места, что позволило избежать многочисленных жертв.

Шривадданапрабха, который погиб в результате катастрофы, приобрел «Лестер» в 2010 году. В сезоне 2015/16 команда под руководством Клаудио Раньери сенсационно стала чемпионом Англии.

Трагедия в воздухе

Авиакатастрофа произошла 11 августа 1979 года под Днепродзержинском. Футболисты летели из Ташкента в Минск на очередную игру чемпионата СССР. Вскоре после вылета из Донецка их самолёт столкнулся в воздухе с однотипным Ту-134А, летевшим из Челябинска в Кишинёв. Трагедия унесла жизни 178 человек.

Версии произошедшего

Официальная версия причины катастрофы — действия диспетчеров Харьковского центра управления воздушным движением Николая Жуковского и его руководителя Владимира Сумского, которые не удостоверились в том, что пилот правильно понял команду с земли. Журналист еженедельника «Футбол» Евгений Панкратов в 2008 году провёл собственное расследование обстоятельств трагедии. Он отметил некоторые ошибки в выводах комиссии, но в целом пришёл к тем же результатам. По мнению Панкратова, пилоты рейса, летевшего в Минск, не услышали команду на набор высоты из-за помех, вызванных загруженностью эфира.

Телеканал «Россия» в 2008 году показал документальный фильм, в котором упор делается на то, что самолёты были сбиты во время военных учений. Схожую версию сразу после катастрофы озвучивал Олег Базилевич, главный тренер команды, чудом избежавший полёта на злосчастном Ту-134. По его мнению, самолёт был сбит ракетой ПВО, когда нарушил воздушное пространство над режимным объектом. Критики же говорят о малой вероятности того, что два самолёта могли быть поражены одной ракетой. Да и даты, и районы всех крупных учений на территории СССР сейчас хорошо известны. Не соответствует этой версии и характер повреждений самолётов.

Существовала и политическая версия. В тот день через этот район пролетал «литерный» рейс и сложная воздушная обстановка могла быть спровоцирована тем, что диспетчеры специально освобождали коридор для высокопоставленного чиновника. Некоторые даже считали, что летел сам Леонид Ильич Брежнев. 11 августа действительно расчистили эшелон на высоте 10000 м для правительственного самолёта, но он пролетел над Днепродзержинском за полтора часа до аварии.

Хроника событий

Самолёт на Минск (рейс 7880) вылетел из донецкого аэропорта в 13 часов 11 минут. Через 14 минут после взлёта он оказался в зоне ответственности диспетчеров Харьковского районного центра УВД, где в тот день дежурил неопытный Николай Жуковский. Его действия контролировал Владимир Сумской, хотя по инструкции это входило в обязанности начальника смены Сергея Сергеева. Этот район всегда отличался высокой интенсивностью движения самолётов. В момент трагедии в воздухе находилось более десятка самолётов.

Немногим ранее в эту же зону вошёл рейс на Кишинёв (7628), следовавший на высоте 8400 м. Его экипаж неоднократно связывался с диспетчером и запрашивал подъём на эшелон 9600 м, но каждый раз получал отказ. В 13 часов 34 минут высоту 8400 м занял и ташкентский рейс, пилоты которого доложили диспетчеру о пролёте Днепропетровска, хотя на самом деле были уже далеко за ним.

В этот момент Жуковский допустил ошибку и неправильно опознал метку самолёта на радаре. По его расчётам, время расхождения рейсов должно было составить около трёх минут. Оба самолёта продолжали сближение на одной высоте, когда ошибку заметил Сумской. Он попытался исправить ситуацию и отдал команду рейсу 7880 занять высоту 9000 м, которую ранее освободил другой самолёт. Ответ пилота был неразборчив, но Сумской не запросил у него повторное подтверждение получения команды. Оба самолёта продолжали лететь пересекающимися курсами. В 13 часов 35 минут произошло столкновение.

Рейс 7628 развалился на части в воздухе. Пилоты второго самолёта, потерявшего двигатель, часть крыла и хвост, пытались совершить аварийную посадку. На высоте 4000 м они потеряли управление, лайнер вошёл в пике и рухнул на землю.

Нераскрытые тайны

Сразу после крушения все документы были засекречены. Поначалу скрыли информацию и от общественности. В газетах информация об авиакатастрофе появилась только через неделю. Если бы не погибли футболисты, то все обстоятельства случившегося так и остались бы тайной.

Главный тренер команды Олег Базилевич по семейным обстоятельствам отправился в Минск раньше команды.

Самые крупные авиакатастрофы с футбольными командами

«Торино»

  • Дата: 4 мая 1949 года.
  • Количество погибших: 32 человека.

«Торино» был сильнейшим клубом Италии и одним из лучших в Европе. Команда возвращалась из Лиссабона, где играла с «Бенфикой». Катастрофа произошла под Турином, все находившиеся на борту, включая экипаж, погибли, в их числе – 18 футболистов.

От последствий данной трагедии «Торино» не оправился до сих пор. За 60 с лишним лет клуб лишь однажды завоевал чемпионство и дважды побеждал в Кубке Италии, при этом 11 сезонов провел в серии «В».

«Манчестер Юнайтед»

  • Дата: 6 февраля 1958 года.
  • Количество погибших: 23 человека.

Легендарная команда Мэтта Басби возвращалась из Белграда с ответного четвертьфинального матча Кубка чемпионов против «Црвены звезды». Самолет сел для дозаправки в Мюнхене, а после пытался взлететь, но две попытки вышли неудачными.

Тем не менее, была предпринята третья попытка, во время которой самолет на скорости выехал за пределы взлетной полосы и врезался в дом. В результате удара и возникшего пожара погибли 23 человека, из них 8 «малышей Басби».

«Пахтакор»

  • Дата: 11 августа 1979 года.
  • Количество погибших: 178 человек.

Страшная катастрофа произошла над Днепродзержинском (ныне – Каменское) Днепропетровской области Украины. Большое количество жертв объясняется тем, что в небе столкнулись два самолета «ТУ-134».

Среди погибших оказались 14 игроков «Пахтакора», врач, администратор и второй тренер команды, летевших в Минск на календарный матч чемпионата. После трагедии узбекский клуб получил усиление из других команд, а Федерация футбола СССР на три года «застраховала» «Пахтакор» от вылета из высшей лиги.

«Альянса Лима»

  • Дата: 7 декабря 1987 года.
  • Количество погибших:  43 человека.

Команда одного из самых именитых футбольных клубов погибла при загадочных обстоятельствах – по непонятным причинам самолет  развалился во время полета на море. Единственный выживший – пилот воздушного судна не помог прояснить причины трагедии.

В итоге «Альянса Лима» заканчивала чемпионат юношеским составом, так как вся основа летела тем злополучным рейсом.

Голландцы из Суринама

  • Дата: 7 июня 1989 года.
  • Количество погибших:  176 человек.

Эти ребята играли в разных клубах и отправились на свою историческую Родину, дабы принять участие в местном турнире этакой сборной солянкой – своего рода дань земле предков. Всего в команде было 23 игрока.

Из-за ошибки пилотов при посадке самолет задел крылом дерево. Выжило всего 11 человек, но футболистов среди них не оказалось. А на этот турнир должны были лететь Рууд Гуллит и Франк Райкард, но их в последний момент не отпустили клубы.

Сборная Замбии

  • Дата: 27 апреля 1993 года.
  • Количество погибших:  26 человек.

Сборная Замбии летела на отборочный матч чемпионата мира 1994 года, причем перелет был организован военно-воздушными силами страны. В полете загорелся двигатель и самолет рухнул в воду.

Выживших в этой катастрофе не было, среди погибших оказались 18 игроков сборной, два тренера, президент футбольной федерации и 5 членов экипажа.

«Шапекоэнсе»

  • Дата: 28 ноября 2016 года.
  • Количество погибших:  86 человек.

Бразильская команда летела в Колумбию на первый финальный матч Южноамериканского Кубка против «Атлетико Насьоналя». На подлете к аэропорту Медельина самолет врезался в гору. В катастрофе выжило всего шесть человек, из которых один – голкипер Данило позже умер в больнице.

По предложению «Атлетико Насьональ» КОМНЕБОЛ объявила «Шапекоэнсе» победителем Южноамериканского Кубка.

Две последние трагедии разделяют между собой без малого четверть века. Пусть же следующий перерыв будет вечным.

Фото: AFP

В самолете, летевшем из Боливии в Колумбию, находились 72 пассажира и девять членов экипажа. Он разбился 28 ноября 2016 года в колумбийской провинции Антиокия в районе города Ла Уньон. Во время падения самолет раскололся пополам.

В самолете находились игроки бразильского футбольного клуба «Шапекоэнсе». Они летели в Колумбию для того, чтобы сыграть в финале Кубка Южной Америки против «Атлетико Насьональ».

Среди шести выживших в этой катастрофе оказались три футболиста «Шапекоэнсе», журналист и два члена экипажа – авиамеханик и стюардесса. Один из футболистов клуба скончался в больнице.

Фото: AP

Причинами катастрофы были названы недостаток топлива, отказ оборудования, а также нелетная погода – в горах Колумбии шел ливень.

«Шапекоэнсе», который занимал 9-е место в чемпионате Бразилии, летел на самый большой и важный матч в своей истории. Бразильский клуб впервые вышел в финал континентального кубка.

После трагедии футболисты «Атлетико Насьональ» приняли решение отдать Южноамериканский кубок «Шапекоэнсе». За что позже были награждены ФИФА специальной наградой «За честную игру».

Это не все авиакатастрофы, которые уносили жизни молодых спортсменов.

В разные годы в авиакатастрофах разбивались:

Сборная Дании по футболу – 16 июля 1960 года
Чилийский футбольный клуб «Грин Кросс» – 3 апреля 1961 года
Футбольный клуб «Стронгест» из Боливии – 26 сентября 1969 года
Алжирский футбольный клуб «Эйр Ликвид» – 31 декабря 1970 года
Футбольный клуб из Перу «Альянса Лима» – 8 декабря 1987 года
Голландские футболисты – 7 июня 1987 года
Сборная Замбии по футболу – 27 апреля 1993 года

По теме:

«Ювентус», «Реал» и «Арсенал»: Девять самых известных беспроигрышных серий в футболе
Футболисты, творящие добро. Шесть прекрасных историй
Обзор прессы США: визит баскетболистов из Кыргызстана

Погибли лучший вратарь страны и супертройка нападающих

В авикатастрофе погиб, возможно, лучший вратарь страны на тот момент Харийс Меллупс. Все советские хоккеисты на тот момент занимались каким-то другим видом спорта («канадскому» хоккею было на момент катастрофы ВВС всего три года). Меллупс начинал карьеру как футболист, но еще был отличным боксером – выиграл первое послевоенное первенство Латвии. Именно он играл в сборной Москвы (а фактически сборной СССР) в матчах 1948 года против пражского ЛТЦ.

Вот что писал о Меллупсе в своей книге Анатолий Тарасов: «Его смелости, стойкости в любой ситуации не грех поучиться и нынешним стражам ворот, как и умению вселять спокойствие, уверенность в партнеров. Вратарская техника была доведена у Меллупса до автоматизма. Правда, со стороны следя за тренировками рижан, мы отмечали, что Харий не слишком быстр. Но это – со стороны. В игре же четкость, экономичность в исполнении технических приемов позволяли Меллупсу выигрывать у куда более быстрых нападающих.

О его умении работать даже в официальных встречах следует сказать особо. Пропустив шайбу, он не хватался за голову, не набрасывался с претензиями на защитников, как это делают сейчас иные вратари. Он просто тут же на льду, не стесняясь тысяч зрителей, повторял неудавшийся прием, выясняя для себя, в чем же он ошибся».

В ВВС играла и одна из лучших троек раннего советского хоккея: Зденек Зикмунд – Иван Новиков Юрий Тарасов, которая тоже в 1948-м играла против ЛТЦ. Зикмунд (чех по происхождению, но выросший в России) и Новиков отлично играли в теннис: Зденек в 1948-м был вторым теннисистом страны, выиграл шесть чемпионатов СССР в паре (а его партнером был Николай Озеров). А Новиков играл с Зикмундом в профсоюзных соревнованиях.

Снова слово Тарасову: «В хоккее Зденек был душой тройки, организатором атак. Рядом с ним на льду действовали Иван Новиков, быстрый, с броском, которому тогда могли позавидовать многие, и бесстрашный, всегда с увлечением сражавшийся до последней секунды игры младший брат мой – Юрий. Но, увы, недолгой была их жизнь».

Младшего брата Тарасова современники считали отличным игроком. «Юрий выглядел мощнее Анатолия, играл прямолинейнее. Быстрый, техничный, он, как и брат, был азартным, считался к тому же резким», – писал Владимир Пахомов, который и был первым журналистом, написавшим о трагедии ВВС.

Юрий Тарасов с братом Анатолием

Он же приводит цитату Анатолия Кострюкова, который тогда играл в «Крыльях Советов»: «Когда Тарасовы, играя в разных командах, становились соперниками и сходились в поединках, это было захватывающее зрелище. Они буквально сражались друг против друга, не щадя сил». Однажды Юрий опоздал на собрание команды, которую тренировал его брат – и Анатолий устроил выволочку младшему.

Смерть Юрия Жибуртовича пытались скрыть: в то время дикторы называли игроков только по фамилиям, поэтому в ВВС был экстренно вызван его брат, Павел, который служил в войсках ПВО и до этого играл в хоккей лишь один раз. Первый матч младший брат сыграл тогда, когда старший еще не был похоронен – но при этом его карьера продлилась 14 лет, и он вошел в состав первой сборной СССР.
Юрий тоже мог не полететь. Биограф Всеволода Боброва описывает это так: «Жил Жибуртович в одном из домов за стадионом «Динамо», неподалеку от Центрального аэродрома, располагавшегося на Ленинградском шоссе, откуда должен был взлететь самолет с командой ВВС. И тем не менее Юрий явно опаздывал к вылету – такое, впрочем, с ним случалось весьма часто, это знали все, его даже звали «копушником». Чтобы поспеть на самолет, Жибуртович изо всех сил припустил бегом через Петровский парк и на сей раз хотя и взмыленный, но прибыл вовремя».

До 1979-го и гибели «Пахтакора» эта катастрофа оставалась самой страшной, связанной со спортсменами. К сожалению, если гибель узбекской команды замолчать было уже невозможно и их проводили достойно, то игроков, которых знал весь Советский Союз, даже не смогли почтить сразу после их гибели. Как в том же интервью сказал Виктор Шувалов: «Странное было время. К примеру, наших инвалидов приглашают на соревнования, а из Советского Союза ответ: «У нас нет инвалидов». Ну не бред?».

Увы, для потомков погибшие тоже долго оставались малоизвестными – сборная СССР к моменту катастрофы еще не существовала, а внешние успехи все-таки значили для истории намного больше внутренних. Меллупс, Жибуртович, Зикмунд, Тарасов-младший и многие другие как будто испарились на долгое время, и их имена вернулись только в 70-80-х – и лишь для того, чтобы их снова забыли еще через десяток лет.

Фото: agesmystery.ru; РИА Новости/В. Козлов, Андрей Соломонов; ru.wikipedia.org/RuthAS; ru.wikipedia.org; spartak.ru; dynamo-history.ru; wikimapia.org/Ekater

Странные совпадения

Начнем с того, что в Советском Союзе было не принято афишировать столь «громкие» трагические события. Возможно, никто бы и не узнал о трагедии, если бы среди погибших не оказались члены перспективного узбекского футбольного клуба. Событие получило широкий общественный резонанс, в результате чего появилось множество версий о причинах авиакатастрофы.

Многие связывали трагедию с именами политической верхушки СССР — председателя ЦК КПСС Украины Владимира Щербицкого и лидера Узбекистана Шарафа Рашидова. Известно, что у них была взаимная неприязнь. Началось все с того, что Щербицкий запретил публиковать на Украине книги Рашидова. Усугубилась неприязнь после того, как украинский политический деятель стал членом Политбюро, а узбекский — так и остался кандидатом на данный пост. К тому же, любимая команда Рашидова «Пахтакор» вылетела из Высшей лиги, а киевское «Динамо» стало обладателем чемпионского титула. Лидер Узбекистана попытался собрать новую команду, которая смогла бы побеждать в знаковых матчах, и ему это удалось. Но авиакатастрофа 11 августа 1979 года навсегда лишила Узбекистан шансов на чемпионство. Удивительно, но произошла она в день открытия стадиона «Пахтакорн», только спустя 23 года. К тому же, самолет с футболистами упал на территории Украины. Это вызывало еще больше подозрений с узбекской стороны. Но теория о причастности Щербицкого так и не подтвердилась.

Более убедительно тогда выглядела версия о том, что в районе трагедии проходили военные ученья «Днепр». Причиной авиакатастрофы могла стать выпущенная ракета. Но почему тогда потерпели крушение сразу два самолета?

Фото: The Red Devils

На борту самолета, совершавшего рейс Белград-Мюнхен-Манчестер 6 февраля 1959 года, находились 44 человека. В авиакатастрофе 21 человек погиб мгновенно, еще двое скончались в больнице, остальные получили ранения разной степени тяжести. Погибли восемь футболистов «Манчестер Юнайтед», два члена экипажа, три члена тренерского штаба клуба, восемь журналистов и два пассажира.

Самолет разбился в аэропорту Мюнхена после третьей неудачной попытки взлететь. Следствие пришло к выводу, что катастрофа произошла из-за скопившейся снежной каши в конце взлетной полосы.

Самолет не смог набрать достаточную скорость для того, чтобы взлететь, зацепился за ограждения и упал на жилой дом. Семья, которая проживала в том доме, успела выбежать на улицу и спастись.

Фото: Klaus Heiler

«Манчестер Юнайтед» летел из Белграда после матча Кубка европейских чемпионов против «Црвены Звезды». В Мюнхене самолет приземлился для дозаправки.

Пилоты предприняли две неудачные попытки поднять самолет в воздух. В какой-то момент было решено отложить рейс, но командир экипажа не захотел выбиваться из графика и решил во что бы то ни стало подняться в воздух.

После катастрофы шли разговоры о расформировании клуба. Спас ситуацию Джимми Мерфи – ассистент главного тренера Мэтта Басби. Он встал у руля клуба, пока Басби лечился и проходил курс реабилитации.

Мерфи собрал команду заново, помогли ему в этом молодежка клуба и коллеги по чемпионату Англии, которые готовы были бесплатно отдать игроков в «Манчестер Юнайтед».

Легендарный состав за год до гибели. Фото: Notey

После катастрофы клуб сумел дойти до финала Кубка Англии, где проиграл «Болтону» со счетом 0:2. В следующем сезоне Мэтт Басби вернулся на пост главного тренера команды и начал воспитывать новое поколение «малышей Басби». Десять лет спустя «Манчестер Юнайтед» выиграл Кубок европейских чемпионов.

В 2008 году «Манчестер Юнайтед» выиграл в финале Лиги чемпионов. На награждение команду вывел сэр Бобби Чарльтон – легенда клуба, один из выживших в катастрофе игроков. Победа была посвящена памяти погибших в Мюнхене.

В 2011 году вышел фильм об этой авиакатастрофе – «Юнайтед. Мюнхенская трагедия»

Кто на самом деле виновен?

Через 11 месяцев после авиакатастрофы состоялся суд. Диспетчер Жуковский обвинил Сумского, что он его должным образом не подготовил к работе. Поэтому вину признал частично. Сумской попросил прощение у близких погибших. Он также рассказал, что 11 августа 1979 года в диспетчерскую поступило сообщение об ожидании литерного рейса. Для его пролета все воздушное пространство должно было быть расчищено, что и привело к столпотворению самолетов и неразберихе. Несмотря на данный факт, суд приговорил Сумского и Жуковского к 15 годам лишения свободы в колонии общего режима. Владимир отсидел в тюрьме 6,5 лет и за хорошее поведение был отпущен раньше срока. Жуковский, не выдержав мук совести, совершил самоубийство.

Но на самом деле, в трагедии виновны не только диспетчеры, но и пилоты белорусского самолета. По словам судьи Леонида Чайковского, который вел данное дело, распечатки черных ящиков это подтвердили. Оказывается, члены экипажа самолета, который летел в Минск в воздухе выпивали. Они праздновали присутствие на борту известных футболистов. Пилоты не расслышали команд диспетчеров и совершили роковую ошибку.