10 самых известных оперных певцов и певиц

Лина Мкртчян

Советская и российская певица армянского происхождения. Училась вокалу в Гнесинке и Московской консерватории им. П. И. Чайковского, откуда по разным причинам была отчислена. Позже поступила и стала выпускницей вокального факультета ГИТИСа. Обладательница «Пушкинской премии» петербургских поэтов «За бескорыстное и беззаветное служение отечественной культуре». С самого детства Лина (урождённая Елена — в дальнейшем певица взяла псевдоним) выступала в церковном хоре, духовная музыка занимала её и впоследствии стала главной темой всего её творчества. Богатый, сильный голос девушки позволял ей исполнять сложнейшие произведения, и вдохновлял композиторов на написание произведений индивидуально для её исполнения. Диапазон Лины настолько широк, что вместе с блестящими партиями контральто она ничуть не хуже справляется с партиями сопрано. Певица всегда желанный гость за границей, французское телевидение даже сняло документальный фильм о ней и в Париже была издана антология её творчества, которая была удостоена высших оценок критиков. По приглашению папы Римского выступала в Ватикане, став первой певицей, выступавшей там с русским духовным репертуаром. Лина Мкртчян автор одной телевизионной и двух радиопередач, с 1999 года она является автором и ведущей духовно-просветительского цикла «Возвращение на Родину», в котором рассказывается о жизни святых, от древности и до наших современников. О Лине написано множество биографических статей с очень красноречивыми заголовками, не оставляющими сомнений в том, что эта певица и её голос по-настоящему уникальное явление на российской оперной сцене.

Мариан Андерсон

Американская певица оперы, камерной музыки и спиричуэлса, посол доброй воли ООН и обладательница именной звезды на Голливудской аллее славы. С детства проявляла талант к исполнению, а начиная с шести лет начала петь в хоре баптистской церкви. К сожалению, это была единственная возможность для малышки Марион творчески выражаться, ведь в те годы (начало 1900-х) темнокожим приходилось нелегко — несмотря на отмену рабства, в обществе процветала расовая сегрегация, которая делала недоступными вполне обыденные вещи. По этой причине будущая звезда попросту не имела возможности получать высшее образование, в свободное время беря частные уроки. В 1928-м году Марион посчастливилось выступить в Карнеги-холле — престижном концертном зале в Нью-Йорке, и с этого выступления её жизнь круто изменилась. Певица начала активные гастроли по Европе, в том числе посещая СССР. Но несмотря на успех и признание, расовые предрассудки одной из американских общественных организаций помешали Андерсон выступить на праздничном концерте. Этот факт крайне возмутил супругу президента США Элеонору Рузвельт, которая незамедлительно покинула организацию после этого решения, выражая своё несогласие с общим мнением. Несмотря на преграды, Мариан выступила в другом месте — на ступенях Мемориала Линкольну, и это её выступление услышали 75 тысяч человек, собравшихся послушать её чарующее исполнение. 75 тысяч — приблизительное количество, ведь это выступение, ставшее поворотным в её карьере, также транслировалось по радио и было снято на плёнку

Во время этого выступления на Мариан обратил внимание знаменитый импрессарио Сол Юрок, выходец из СССР еврейского происхождения. Позже Андерсон одна из первых среди темнокожих артистов выступит в Метрополитен-опере, несмотря на формальный запрет

Всю жизнь она боролась за права темнокожих, совмещая активную творческую деятельность с общественной, и это не осталось незамеченным — в 1991 году певица была удостоена премии «Грэмми», «За жизнь в искусстве». Через два года, 8 апреля 1993 года, Мариан Андерсон ушла из жизни. Ей было 96 лет.

Анатолий Королев

  эстрадный певец

 1 ноября 1942, Саратов – 24 октября 1991, Санкт-Петербург | Эстрадный певец | Репертуар: «Не заставляйте женщин плакать», «Одиннадцатый маршрут», «Ты для меня одна»

«Ленинградец Анатолий Королёв, — писала газета «Неделя», — певец большого гражданского темперамента. Все его песни социальны, страстны, полны мужественного и непримиримого пафоса. Такой пафос неизменно передаётся залу, потому что в основе его – не абстрактная декларация, а жизненная правда-выстраданная, обдуманная, осознанная». В репертуаре Анатолия вы найдете не только песни гражданского звучания, но и лирические композиции. Королев поет их в своеобразной манере, которая очень нравится молодежи, да и песни, что он исполняет, также обращены к юному поколению.Отсюда и большой успех его выступлений, и переполненные залы.

Анна Нетребко

Анна Нетребко родилась в Краснодаре и там же начала выходить на сцену. Однако юная певица мечтала о театрах Санкт-Петербурга — и мечту свою осуществила. Она с легкостью поступила в музыкальное училище, вскоре перепорхнула в консерваторию, в класс Тамары Новиченко. Еще студенткой Анна Нетребко блеснула на прослушивании молодых певцов в Мариинском театре, и Валерий Гергиев предложил ей дебютировать в партии Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» Моцарта. После этого на сцене легендарной Мариинки совсем юная Анна исполнила партии куртизанки Виолетты («Травиата» Верди), Людмилы («Руслан и Людмила» Глинки), нежной Джильды («Риголетто» Верди) и многие другие роли.

В 2002 году она выступила в Нью-Йорке — в роли Наташи Ростовой («Война и мир» Сергея Прокофьева), а вскоре после этого — в Зальцбурге исполнила партию Донны Анны в моцартовском «Дон Жуане».

Со временем голос Анны Нетребко приобрел новые краски, и на смену хрупким героиням пришли совсем другие образы — к примеру, кровожадная леди Макбет в опере Верди. Об этой роли певица сказала: «В образе леди Макбет я наконец-то смогла быть сама собой». А вот с Татьяной в «Евгении Онегине» Нетребко, по ее словам, «настрадалась»: «По своей натуре я была и есть ее прямая противоположность».

Легендарные оперные певцы 20-го века

Во многих рейтингах, посвященным звездам оперы, имя итальянского тенора Лучано Паваротти занимает первое место. Его карьера пришлась на период 1961–2004 годов, а мировой известности способствовало выступление на открытии Чемпионата мира по футболу в Италии в 1990. Паваротти исполнил тогда арию Nessun Dorma из оперы «Турандот», и эта композиция надолго осталась его визитной карточкой. Одно из выступлений тенора в «Метрополитен Опера» попало в Книгу рекордов Гиннесса, поскольку восторженная публика после завершения концерта вызывала его на сцену 165 раз. Паваротти многое сделал для популяризации оперной музыки. Широко известен его проект «Три тенора», созданный совместно с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом.

Андреа Бочелли — еще один легендарный тенор из Италии. Из-за проблем с глазами он лишился зрения в 12 лет. Его крестным отцом на сцене стал Лучано Паваротти, когда пригласил участвовать в концерте у себя на родине. Помимо исполнения оперных партий, Бочелли много работает в эстрадном жанре. Его альбомы получают статус платиновых, а концерты собирают неизменные аншлаги. Тенор одинаково популярен как в США, так и в Европе.

Пласидо Доминго — лирический тенор из Испании, рекордсмен по количеству исполненных оперных партий (их у него больше 150). Его карьера началась в Мексике, где он жил с родителями с 8 лет. Затем Доминго перебрался в США. С 1968 года он более 20 раз удостаивался чести открывать сезон в «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке, обогнав по этому показателю легендарного Энрико Карузо. Студийные альбомы тенора получали статус золотых и платиновых, а также принесли ему 11 премий «Грэмми».

Хосе Каррерас родом из Испании. Он известен не только оперными выступлениями, но и благотворительной деятельностью. После того, как в 33 года Каррерас заболел лейкемией и сумел победить страшный недуг, он организовал фонд, который занимается изучением данного заболевания и поиском его эффективного лечения. В 2009 году тенор принял решение завершить свою блистательную карьеру.

Энрико Карузо — знаменитый тенор начала 20 века. Начинал карьеру в родной Италии, но наибольший его успех связан с «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке. Карузо стал одним из первых, кто записал свой уникальный голос на граммофонных пластинках, благодаря чему и сейчас можно насладиться его пением. Жизнь тенора оборвалась в 48 лет из-за осложнений, вызванных воспалением легких.

Юсси Бьерлинг — тенор из Швеции, которого также называют одной из легенд 20 века. Вслед за отцом он стал продолжателем династии оперных певцов. В родной стране за особые заслуги в этом виде искусства в 1944 году его наградили почетным званием «Придворный певец». После успешных концертных туров по Европе Бьерлинг продолжительное время пел в Нью-Йорке. Последние годы жизни его беспокоили проблемы с сердцем, которые и привели к преждевременной смерти тенора в возрасте 49 лет.

Федор Шаляпин — самый известный русский оперный исполнитель (бас). В 1919 году он первым получил от советского правительства звание Народного артиста. Творческая биография исполнителя тесно связана с Мариинским, а также Большим театрами. Современники отмечали редкий артистический талант Шаляпина. К исполнению оперных арий он умел добавить свой неистовый темперамент и удивительно точные интонации, которые преображали каждое его выступление.

Кирстен Флагстад (1895-1962)

Кирстен Флагстад — норвежская оперная певица, обладащая драматическим сопрано, экспертами признана одной из лучших вокалисток, исполняющих партии в музыкальных драмах Вагнера. Её прекрасный голос отличался невероятной силой, пластичностью, тембровым наполнением насыщенностью и редким лиризмом.

Ее сценическим образам был чужд внешний пафос. Нескольких фраз, пропетых Флагстад, хватало, чтобы воображение зрителя нарисовало четкий характер ее героини.

Каждая взятая артисткой нота поражала слушателей полнотой, округлостью, а ее тембр, будто впитавший в себя свойственную северным женщинам элегичность, придавал вокалу оперной дивы невыразимое очарование.

Борис Рудак

Родился в Беларуси. Не имея музыкального образования, сначала поступил в Минскую Академию музыки, а после двух лет обучения в Санкт-Петербургскую консерваторию, выпускников которой стал. Уже во время учёбы активно выступал в различных постановках, преимущественно авторства Римского-Корсакова, выступал в Норвегии и Ирландии в опере «Сказка о попе и работнике его Балде», исполняя партии Звонаря и Чертёнка. Принимал участие в гастролях Большого театра в Польше и Германии, где исполнил партию Альмерика в опере «Иоланта». В 2013-м году стал солистом Пермского Академического театра оперы и балета им. П.И.Чайковского, где исполнил множество партий в различных постановках. В настоящее время Борис солист театра «Новая опера», часто выступает на сцене других театров в качестве приглашённого солиста.

Детство и юность

Родился будущий музыкант и дирижер 12 апреля 1962 года. Произошло это в Москве. Борис Борисович Эпштейн – отец мальчика — всячески отговаривал свою жену от рождения второго ребенка, аргументируя это тяжелыми временами, немолодым возрастом и болезненным первенцем Александром. Но его жена Белла Семеновна настояла на своем решении. Так маленький Миша Турецкий (это его настоящая фамилия по матери, а не псевдоним) и появился на свет.

Михаил Турецкий

Родители Миши дни напролет проводили на работе, а воспитанием мальчика занимался брат, который был старше на пятнадцать лет. Однако Саше такое занятие было не в радость, поэтому он частенько оставлял Мишу с включенным радио или телевизором. Позже родители узнали об этом, но не стали наказывать Сашу, поскольку заметили, как легко их младший сын подпевает песням, звучащим в эфире. Хитом был «Сиреневый туман».

Михаил Турецкий в детстве вместе с родителями

Борис Борисович работал мастером цеха, а Белла Семеновна – воспитательницей детского сада. Получали они мало, но со временем им удалось накопить денег, чтобы выкупить еще одну комнату в коммуналке около станции метро «Белорусская», в которой они проживали, а также приобрести старое фортепиано. Сделано это было для того, чтобы Миша мог заниматься с приглашенным учителем музыки. Спустя полгода репетитор отказался продолжать обучение, заявив, что у малыша нет слуха.

Подобное заявление расстроило родителей, но Миша сумел их убедить дать ему еще один шанс. Так он поступил в музыкальную школу на курс флейты-пикколо, потому что обучение на этом инструменте было самым дешевым вариантом.

Михаил Турецкий в молодости

В 1973 году произошло важное для мальчика событие. В гости к отцу приехал кузен, с которым Борис Борисович виделся крайне редко

Этого кузена звали Рудольф Баршай, и был он альтистом и дирижером с мировым именем. Узнав о том, что Миша учится в музыкальной школе, а также неплохо поет, Баршай попросил его что-нибудь исполнить. Восхищенный вокалом мальчика, через знакомых Рудольф Борисович сумел пристроить Мишу в хоровое училище имени Александра Васильевича Свешникова.

После окончания училища Михаил поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных, которую окончил в 1985 году с отличием. К этому моменту парень уже успел жениться, обзавестись дочерью, а также принять участие в нескольких крупных выступлениях под руководством Мравинского и Шерлинга.

Галина Вишневская

Великая советская оперная певица, Народная Артистка СССР. Обладала чистым и редчайшим меццо-сопрано. Кроме певческой деятельности являлась педагогом, театральным режиссером и актрисой. Выступала в хоре Ленинградского областного театра оперетты, а позже начала работать в Ленинградской филармонии, совмещая работу с занятиями вокалом на частных уроках. Благодаря уникальному, от природы поставленному голосу и работой над ним поступила в Большой театр без классического музыкального образования. Уже будучи известной артисткой, экстерном окончила Московскую консерваторию. Стала одной из всмеирно призанных российских оперных певиц. Исполняла главные партии в «Аиде», «Евгении Онегине», и «Войне и Мире». Прославленная прима Большого Театра пела в лондонском «Ковент-Гарден», миланском «Ла-Скала» и парижском «Гранд-опера». Певица имеет огромное количество наград и званий. Последнее её выступление пришлось на 1982 год, после которого она приняла решение оставить сцену и заняться преподавательской деятельностью. Галина Вишневская скончалась в 2012 году.

Пласидо Доминго (1941-)

Испанский певец Пласидо Доминго является одним из самых знаменитых ныне живущих оперных вокалистов. Его потрясающий лирико-драматический тенор завораживал не одно поколение благодарных слушателей.

За свою почти полувековую творческую карьеру Доминго исполнил более 150 ведущих оперных партий на самых знаменитых сценах мира. Вместе с не менее известными певцами – Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом – Доминго входит в тройку самых узнаваемых в мире теноров.

Громкая слава пришла к Доминго в 60-х годах прошлого столетия, когда он начал выступать на сценах “Метрополитен-опера”.

В 1968 году пригласили исполнять оперную партию на открытии сезона в легендарном “Ла Скала”. С того момента, он считается одним из лучших “украшений” этого театра.

Помимо того, Доминго продолжает выступать на всех известных оперных площадках мирового масштаба.

Валентина Левко

Советская и российская оперная и камерная певица. Заслуженная и народная артистка РСФСР. Выпускница Музыкально-педагогического института им. Гнесиных по классу «артистка оркестра» и педагог альта. Увлечение девочки музыкой проявилось довольно рано, но поначалу в качестве музыканта — Валентина с 8 лет начала посещать занятия по скрипке, а позже закончила муз. училище им. Гнесиных. Во время учёбы выступала в составе оркестра двух довольно известных театров. Немногим позже девушка решает связать свою карьеру непосредственно с вокальным мастерством, начиная свой путь в качестве певицы со сцены Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, с успехом пройдя конкурс. Начиная с 1960-го года, Валентина в составе труппы Большого театра активно гастролирует по России и за рубежом. Занимательный факт: дебютной ролью для Левко стала мужская партия князя Ратмира в опере «Руслан и Людмила», предложенная Сергеем Лемешевым. С 1963 года певица становится выпускницей Московской консерватории по классу вокала, которую она окончила экстерном. Все критики отмечали бархатный и «благородный» тембр её голоса, говоря что именно так поют великие. После 25 лет работы в Большом театре Валентина приняла решение сделать упор на свою преподавательскую деятельность и вернулась в стены родной «Гнесинки» в качестве профессора — заведующей кафедрой сольного пения, попутно давая множество мастер-классов в России и за рубежом. В 2008 году был открыт Центр вокального искусства Валентины Левко, который функционирует и по сей день. После продолжительной болезни, летом 2018-го великой певицы не стало.

Николай Гедда (1925-)

Николай Гедда — известный шведский тенор. Более 20 лет, начиная с середины 1950-х годов прошлого века, Гедда был ведущим солистом театра Метрополитен Опера в Нью-Йорке.

За весь этот период он исполнил почти весь теноровый репертуар как в классических музыкальных произведениях (Герцог в “Риголетто”, Эльвино в “Сомнамбуле”и др.), так и современных постановках (например, Менотти в “Последнем дикаре”).

Его виртуозное исполнение оперных партий самого разного репертуара, начиная оперными ариями и заканчивая мелодичными романсами или русскими народными песнями, заслуженно снискало ему репутацию универсального вокального мастера.

Расцвет карьеры

После «Дона Жуана» жизнь оперной дивы кардинально изменилась. В 2003 году она блистала на сцене Мюнхенской оперы в «Травиате» Верди (роль Виолетты) и на сцене лондонского Ковент-Гардена в роли Донны Анны. Тогда же был выпущен первый студийный альбом с партиями в исполнении Анны («Opera Arias»). Анна пела в сопровождении оркестра Венской филармонии. Она меняет менеджмент, и отныне за билетами на ее концерты выстраиваются очереди из сотен, а то и тысяч человек.

Певица в 2003 году

В следующем году оперная дива появилась с камео в голливудском фильме «Дневники принцессы» с Энн Хэтэуэй, представила слушателям новый альбом «Sempre Libera» («Быть свободной, быть беспечной» – это выражение вполне могло стать кредо певицы) и спела дуэтом со звездой мексиканской оперы Роландо Вильясоном в «Ромео и Джульетте». В партнерстве с ним же она выпустила компакт-диск «Дуэты». Анна Нетребко в «Дневниках принцессы» В 2005 году Анна получила Государственную премию из рук Владимира Путина в Кремлевском дворце. Нетребко не афишировала этот факт, но ее отец как-то рассказал журналистам, что все деньги от Госпремии (а это порядка 5 миллионов рублей) певица перечислила детскому ортопедическому институту Турнера.

Анна Нетребко и Роландо Вильясон

В 2006 году Анна Нетребко стала хлопотать о получении австрийского гражданства. Певица планировала переехать в Зальцбург. Правительство Австрии с радостью удовлетворило ее просьбу. Гражданство России также сохранилось за Нетребко. Жюри премии Classic Brit Awards называет ее вокалисткой года.

Рост Анны Нетребко – 171 см

В 2007 году издание Time опубликовало ежегодный рейтинг из ста самых влиятельных людей мира. В том году в него впервые вошла оперная певица – Анна Нетребко. «Потрясающая внешность и чарующее обаяние поразительная красота и сила голоса», – резюмировали составители рейтинга. Анна Нетребко – Sempre libera С 2008 года Анна Нетребко носит звание Народной артистки РФ. Кроме того, в личной коллекции наград певицы есть такие награды как «Золотой софит», German Media Award, «Золотой граммофон» (за песню «Голос»), премия «Casta diva», а также Classical BRIT Awards и многие другие.

В 2009 году Анна спела дуэтом с Элиной Гаранчей, меццо-сопрано из Риги, баркароллу Оффенбаха из «Сказок Гофмана». Затем «женский оперный дуэт мечты», как их прозвали в прессе, выступили в «Капулетти и Монтекки» Беллини.

Нетребко и Гаранча

Год спустя, на конкурсе «Новая волна», Анна удивляет неожиданным дуэтом с Филиппом Киркоровым. Песню «Голос» они записали по инициативе российского «поп-короля». Композиция имела большой успех в России, получила «Золотой граммофон», а Анна – интересный и веселый опыт. Но, как призналась оперная дива, вряд ли этот опыт получит продолжение. Возможно, виной тому поведение Киркорова, который избил журналистку во время премии, а Нетребко пришлось отвечать на неудобные вопросы журналистов. Филипп Киркоров и Анна Нетребко – Голос В 2013 году певица начала работать над новым репертуаром, в котором вскоре появились Дездемона из «Отелло» и Жанна Д’Арк из одноименной оперы Верди. В июне на новой сцене Мариинского театра она исполнила сопрано-партию на латыни из антимилитаристического «Военного реквиема» Бенджамина Бриттена. Сложный интеллектуальный проект не сулил коммерческой выгоды, но имя Анны Нетребко на афишах исправило ситуацию.

«Военный реквием» в Зальцбурге

Кто, как не Анна Нетребко, самый узнаваемый за рубежом голос России и одно из лучших сопрано планеты, мог открывать Олимпиаду в Сочи олимпийским гимном! В пышном платье небесно-голубого цвета она напоминала Снежную королеву.

Анна Нетребко на открытии Олимпиады в Сочи

Людей по всему миру покоряла ее энергия, обусловленная цыганской кровью, и внутренняя свобода, явно доставшаяся в наследство от предков-казаков. Она была далека от всех закулисных интриг, могла вести себя на сцене неподобающим образом – расцеловать музыкантов, сбросить обувь и плясать по сцене босиком, как это произошло на концерте «Три звезды в Берлине» в 2014 году. Анна Нетребко – Ария Джудитты

Валерий Ободзинский

  тенор

24 января 1942, Одесса — 26 апреля 1997, Москва | Репертуар: «Восточная песня», «Девушка», «Листопад», «Играет орган»,«Мираж», «Сколько девчонок на свете», «Песня о первом прыжке», «Марш десантников» и др.

Валерий Ободзинский был одним из самых популярных певцов ХХ столетия. Феномен Ободзинского заключался в своеобразной, такой самобытной манере пения, чрезвычайно востребованной в 1970-е годы. Ободзинский серьёзно не учился пению – по существу, он самородок с чрезвычайно развитым от природы музыкальным чутьём и слухом. В его репертуаре семь десятков популярных песен, но даже если бы он исполнил только несколько из них, то всё равно остался бы в народной памяти. Голос Ободзинского — мягкий, приятный, ласковый тенор. Репертуар — в основном любовная лирика. Пение Ободзинского всегда прочувствованное, страстное, горячее, порой до гротеска. Наряду с песнями Д. Тухманова («Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Листопад», «Играет орган»), А. Зацепина («Мираж», «Сколько девчонок на свете», «Песня о первом прыжке», «Марш десантников») Ободзинский знакомил советского слушателя с творчеством Леса Рида, Тома Джонса, Джо Дассена, Карела Готта, Демиса Руссоса, The Beatles. Всё это, а также высокая трудоспособность, сделало Ободзинского кумиром советской публики, особенно женщин. Миллионные тиражи его грампластинок раскупались полностью и в короткие сроки после выпуска.

https://youtube.com/watch?v=4g_ineC3Q5U

Мария Каллас (1923-1977)

Мария Каллас – одна из величайших оперных певиц XX века. В начале своего творческого пути она выступала в качестве драматической колоратуры, а впоследствии — как лирико-драматическое сопрано. В конце певческой карьеры Каллам стала исполнять партии меццо-сопрано.

Певица не ограничивалась одними лишь виртуозными колоратурами в операх Беллини, Россини и Доницетти, а смогла превратить свои связки в отлаженный выразительный инструмент.

Своим трудом она добилась практически абсолютной универсальности своих профессиональных возможностей. Ее диапазон вмещал классические партии типа “Весталки” Спонтини и последние оперы Верди.

Мария Гулегина

Карьера Марии Гулегиной началась в оперном театре в Минске. Молодая певица успешно выступала и была популярна у публики. В 1987 году по приглашению руководства Ла Скала Мария дебютировала на ее сцене в партии Амелии («Бал-маскарад» Джузеппе Верди). К тому времени голос певицы превратился из меццо-сопрано в драматическое сопрано, которому подвластны все «кровавые» партии итальянского репертуара. Выступая в операх Верди и Пуччини, Чилеа и Джордано, она покорила меломанов всего мира. Партию Тоски в опере Пуччини концертмейстер и педагог Лариса Гергиева называла самой великой в репертуаре певицы.

Спустя два года в родном оперном театре Мария Гулегина решила исполнять оперы на языке оригинала, однако коллеги ее не поддержали.

Позже она переехала в Гамбург. Мария Гулегина выступала в Метрополитен-опера в Нью-Йорке и лондонском Ковент-Гардене, в Вене и Лос-Анджелесе, Мюнхене и Цюрихе. В 2000-х годах певица появилась перед российской публикой — на сцене Мариинского театра. Также она дает мастер-классы и участвует в благотворительных акциях.

Фрагмент выступления Марии Гулегиной на сцене Мариинского театра:

«Линия жизни» с Марией Гулегиной:

https://youtube.com/watch?v=1E0bQTPP9bk

Галина Вишневская

Музыкальная карьера Галины Вишневской начиналась в Кронштадте: сначала юная певица выступала перед бабушкой и ее гостями, потом — на всех концертах в школе. Ее называли «Галька-артистка». Вишневская чудом спаслась от голодной смерти в блокадном Ленинграде, записалась в отряд противовоздушной обороны — и снова пела: для моряков на вечерах.

В 1944 году Галина Вишневская с легкостью поступила в Ленинградский областной театр оперетты, ездила с концертами по маленьким городкам, селам. C 1947 года, уже в статусе солистки Ленинградской областной филармонии, певица выступала с эстрадными программами. А вскоре в жизни Вишневской появилась педагог вокала Вера Гарина. Об этой встрече певица писала в своей книге «Галина»: «Не знаю, как бы сложилась без нее моя дальнейшая творческая судьба, но оперной певицей я никогда бы не стала».

Гарина, имевшая огромный сценический опыт, открыла в новой ученице настоящее оперное сопрано. Двух лет занятий Вишневской хватило, чтобы в 1952 году поступить в стажерскую группу Большого теата СССР.

Среди первых партий, исполненных на главной сцене страны, — Татьяна в «Евгении Онегине» П. И.Чайковского Купава в «Снегурочке» Нколая Римского-Корсакого. Однако стажерка Вишневская мечтала о роли Аиды в одноименной опере Джузеппе Верди. Она подготовила ее под руководством маэстро Александра Мелик-Пашаева и покорила не только советскую, но и западную публику.

Корреспондент «Нью-Йорк таймс» писал: «Вишневская — нокаут в глаза и в уши».

Однако все творческие достижения оперной певицы перечеркнул ее «политически неблагонадежный» поступок. В 1969 году Галина Вишневская и ее муж  Мстислав Ростропович приютили у себя на даче под Москвой опального писателя А. Солженицына. В 1974 году, после многочисленных испытаний, супруги решили бросить друзей, дом, любимую публику и уехать за границу. А в марте 1978 года Галина Вишневская и Мстислав Ростропович были лишены советского гражданства и государственных наград.

За границей оперная певица продолжала выступать в театрах до 1982 года. Потом, простившись со сценой, Галина Вишневская давала концерты и мастер-классы. В 1990 году Вишневская и Ростропович вернулись в СССР. В 2002 году в Москве открылся Центр оперного пения Галины Вишневской, выпускники которого поют сегодня в лучших театрах мира.Программа «Линия жизни» с участием Вишневской:

https://youtube.com/watch?v=TwlsPUub6mA

Документальный фильм о жизни Галины Вишневской:

Эдуард Хиль (1934 — 2012)

Народный артист РСФСР. Имел способности к рисованию, но начал заниматься вокалом с 18 лет, брал уроки в оперной студии Дворца культуры им. Кирова, а спустя несколько лет закончил Ленинградскую консерваторию и стал солистом Ленконцерта. За исполнение партии графа Эльфора в «Чёрном домино» стал лауреатом фестиваля «Белые ночи». В дальнейшем Хиль стал уделять больше времени эстрадной песне, и улыбчивый и харизматичный юноша с выразительной мимикой довольно быстро полюбился публике. Можно сказать, что популярность ему принесла песня «О друге», которая часто транслировалась по телевизору. Много гастролировал за рубежом, его талант признавали такие мэтры как Шарль Азнавур и Мирей Матье, приходившие на сборные концерты ради номеров в исполнении Хиля. В 2010-м году Эдуард Хиль прославился в интернете как «мистер Трололо» и стал популярным у молодёжи и западной публики благодаря вырезке с фрагментом исполнения «Вокализа» Аркадия Островского. Сам певец отнёсся к своей неожиданной волне популярности в свойственной ему манере, с юмором, и даже заявил, что рассматривает вариант с выступлениями под псевдонимом «Mr. Trololo».

Бехзод Давронов

Родился в Узбекистане, в городе Самарканд. Выпускник Государственной консерватории Узбекистана, солист оперной труппы Большого театра. В оперной студии консерватории исполнял партии Герцога в опере «Риголетто», Тамино из «Волшебной флейты». В 2016 г. начал стажировку в Государственном академическом Большом театре оперы и балета им. Алишера Навои, где состоялся его дебют в роли Молодого цыгана из оперы «Алеко». Также выдающимся было его исполнение партии Лыкова в «Царской невесте» на сцене того же театра. В 2020-м году стал лауреатом нововведённой в рамках сотрудничества Большого театра и банка Credit Suisse премии молодым оперным певцам, и получил поддержку известного русского баса — Ильдара Абдразакова. Бехзод Давронов обладает природным обаянием, по-настоящему интересной и яркой внешностью, что также способствует его популярности и востребованности в различных постановках.

Пласидо Доминго (1941-)


Испанский певец Пласидо Доминго является одним из самых знаменитых ныне живущих оперных вокалистов. Его потрясающий лирико-драматический тенор завораживал не одно поколение благодарных слушателей.

За свою почти полувековую творческую карьеру Доминго исполнил более 150 ведущих оперных партий на самых знаменитых сценах мира. Вместе с не менее известными певцами – Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом – Доминго входит в тройку самых узнаваемых в мире теноров.

Громкая слава пришла к Доминго в 60-х годах прошлого столетия, когда он начал выступать на сценах “Метрополитен-опера”.

В 1968 году пригласили исполнять оперную партию на открытии сезона в легендарном “Ла Скала”. С того момента, он считается одним из лучших “украшений” этого театра.

Помимо того, Доминго продолжает выступать на всех известных оперных площадках мирового масштаба.

Сергей Лемешев

  лирический тенор

27 июня 1902, село Старое Князево, Тверская губерния — 26 июня 1977, Москва | Оперный певец и оперный режиссёр, педагог | Репертуар: Левко «Майская ночь», Звездочёт «Золотой петушок», Водемон «Иоланта» П. И. Чайковского, Ленский «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, Ромео «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно и др.

Природная музыкальность, виртуозное владение вокальной палитрой, непосредственность и благородная простота – вот несколько ёмких описаний исполнения Сергея Лемешева. Творчество Сергея Яковлевича Лемешева вписано одну из самых ярких страниц в истории советского вокального искусства. Его манера исполнения оказывала огромное эстетическое воздействие на слушателей, которое даже в эпоху маршей и отчеканенных речей находило себе место, как лиричное противопоставление этим явлениям жизни. Его мягкое, льющееся пение задевает, “карамельный” голос с серебристыми верхами напоминает природный перезвон. В дополнение к этому Сергей Лемешев – обладатель прекрасной дикции, с бережными отношением подходил к слову и всегда знал чувство меры при исполнении.

Лемешев собрал самые лучшие творения композиторов и поэтов XIX века, представил их широчайшей советской аудитории, популяризовал русское и советское оперное искусство. Кроме пения в оперных спектаклях, Лемешев много и плодотворно трудился над исполнением камерного репертуара. С гордостью он отмечал, что ему удалось спеть все 100 романсов П. И. Чайковского.

https://youtube.com/watch?v=ocEduk4Hqak