Оглавление
- Как стать комментатором
- Интересные факты
- Личная жизнь
- Личная жизнь
- Детство и юность
- Комментаторская школа Васи Уткина, «навальный футбол» и «Матч ТВ»
- Как подготовиться к матчу
- 7 Екатерина Андреева
- Комментатор
- 6 Елена Винник
- Своих телеведущих надо знать в лицо.
- Официальные страницы и социальные сети
- Биография и личная жизнь
- Биография
- Личная жизнь и интересные факты
- Зарплата, график работы и ставки
- Телевидение
- Зачем рассказывать истории и молчать в эфире
- Рабочее место и комментаторские штампы
Как стать комментатором
Футболом я увлекся в раннем детстве. Мои первые смутные воспоминания с ним датированы где-то 1988–1989 годами, когда отец с дедушкой смотрели чемпионат Союза и болели за одесский «Черноморец». Гораздо лучше я помню 1990 год, когда мне было восемь лет и я смотрел чемпионат мира по футболу в Италии. Когда сборная СССР обыграла Камерун со счетом 4:0, но все равно вылетела, я плакал.
Я сходил с ума по футболу и, конечно, мечтал стать футболистом. Вел тетрадки с таблицами, расписанием крупных турниров и составами команд. Отец научил меня играть в футбол пластилиновыми футболистами. Соревнования я проводил на подоконнике, имена и фамилии игроков, а также названия команд были выдуманными. В тетрадках записывал результаты матчей, вел статистику, даже какие-то отчеты вроде сочинял. Конечно, порой подтасовывал результаты в пользу моих любимых команд.
С товарищами мы играли в футбол почти каждый день. Я тогда еще учился в музыкальной школе, и меня подбешивало, что, когда все шли на поле, мне надо было понуро брести в музыкалку на сольфеджио. Уже в старших классах, когда я жил и учился в физико-технической школе-интернате, мы с друзьями поставили температурный рекорд — играли часа полтора при минус 22 градусах. Воспитательница смотрела на нас как на полоумных.
Интересные факты
- Девушка не стремится поднять себе популярность женскими хитростями (короткие юбки, смелые блузки). «Нет», – краткий ее ответ на вопрос, не хотела бы она заняться монетизацией профилей в соц. сетях за счет «женских штучек».
- «Не обсуждайте со мной футбол! У меня его столько на работе, что на отдыхе я от него отключаюсь!» – ее просьба к тем, кто сначала пишет в ПМ с желанием познакомиться, а потом переключается на спорт. Любимый ее отдых – рыбалка, но рыбу она отпускает: «Только спортивное рыболовство!»
- О личной жизни Наташи Юриной неизвестно ничего. Может, она и замужем, но ни в одном ее профиле не найти фото предполагаемого супруга. Зато у нее в Инстаграме и ВК – масса фотографий с большой компанией любимых племянников.
Личная жизнь
На такую завидную невесту — спортсменку и просто красавицу — нельзя было не обратить внимание. Поклонники были, но Нина все время уделяла спорту, а параллельно училась (она закончила институт текстильной и легкой промышленности в Москве). . Нина Еремина с мужем
Нина Еремина с мужем
В 26 лет судьба и работа свела ее с Андреем Новиковым, который был на два года ее младше. Он уже был заслуженным мастером спорта по теннису, работал комментатором в ИТАР-ТАСС. Общие интересы и любовь к спорту сблизили пару. Через некоторое время Андрей и Нина сыграли свадьбу. Это был единственный брак баскетболистки. Детей у пары не было.
Личная жизнь
На такую завидную невесту — спортсменку и просто красавицу — нельзя было не обратить внимание. Поклонники были, но Нина все время уделяла спорту, а параллельно училась (она закончила институт текстильной и легкой промышленности в Москве). . Нина Еремина с мужем
Нина Еремина с мужем
В 26 лет судьба и работа свела ее с Андреем Новиковым, который был на два года ее младше. Он уже был заслуженным мастером спорта по теннису, работал комментатором в ИТАР-ТАСС. Общие интересы и любовь к спорту сблизили пару. Через некоторое время Андрей и Нина сыграли свадьбу. Это был единственный брак баскетболистки. Детей у пары не было.
Детство и юность
Родилась Нина Еремина 2 ноября 1933 года в Москве. Девочка стала третьим ребенком в семье: у Нины была старшая сестра Надя и ее ровесница, сестра-близнец Люда. Мама девочек занималась их воспитанием и ведением домашнего хозяйства, а папа был уважаемый человек — врач-хирург «с золотыми руками».
Нина Еремина и ее сестра-близнец Людмила
Часть школьных лет Нины пришлась на военные годы. Как и другим советским гражданам, семье Ереминых жилось тяжело. С окончанием Великой Отечественной войны Нина с сестрами помимо учебы смогли заняться и другими увлечениями.
Когда близняшкам было по 14 лет, Нина и Люда отправились в спортивную школу и записались в секцию баскетбола. Как признавалась сама Нина Алексеевна, ее сестра показывала лучшие результаты на игровом поле, но спустя время, ближе к окончанию школы, Людмила по стопам отца увлеклась медициной. Так она ушла из спорта и всю жизнь трудилась хирургом-онкологом, стала профессором. А Нину баскетбол очаровал настолько, что она продолжила спортивную карьеру.
Комментаторская школа Васи Уткина, «навальный футбол» и «Матч ТВ»
Если в России и есть комментаторская школа, то это школа Василия Уткина, который воспитал подавляющее большинство современных футбольных комментаторов. При этом никто, конечно, не может комментировать так же, как Уткин. Недавно Вася начал вести канал на ютьюбе, в котором практически нет видео — только фотографии и Уткин, который что-то рассказывает. И эти программы вызывают у меня мощнейшие ностальгические чувства, потому что это формат старого «Футбольного клуба». Он привязывает к футболу миллион культурных ассоциаций: сказки, книжки, политику, все что угодно. Это феерически круто.
Жестких принципов в комментаторской школе Уткина нет и быть не может. Да, конечно, это полный отказ от штампов, хороший литературный язык, а также умение рассказывать истории про футбол. Конечно же, ирония и юмор. Уткин умеет шутить в одиночку, он может сделать стендап без подготовки на любую тему. Юмор, шутки и каламбуры — это самое сложное. Каламбур всегда балансирует на грани пропасти. «Совспорт» во время чемпионата мира пару раз такие каламбурные заголовки выдавал, что стыдно становилось. Я много упражнялся в каламбурах, когда придумывал заголовки в Esquire, но сейчас стараюсь использовать их дозированно.
Как подготовиться к матчу
Хороший комментатор готовится к матчам более-менее постоянно: смотрит очень много футбола, читает о нем. Кроме того, полезно следить и за массовой культурой, чтобы разговаривать со зрителями на одном языке: смотреть сериалы, слушать музыку, следить за новостями и даже мемами. Например, недавно мои коллеги во время репортажа сказали, что какой-то футболист играет как «сын маминой подруги» — интернет взорвался.
Что касается непосредственной подготовки к матчу, то все зависит от того, матч какого чемпионата я комментирую. В последнее время я работаю на играх РФПЛ, Бундеслиги, еврокубков, а иногда и Английской премьер-лиги. Если надо комментировать матч с участием совершенно незнакомой команды, то начинаю с того, что открываю состав, лезу в англоязычную «Википедию» и изучаю биографии футболистов. Обычно я узнаю о том, на каком матче мне предстоит работать, за семь-десять дней.
Если я комментирую матч РФПЛ, то читаю клубные сайты, наши диджитал-ресурсы Matchtv.ru и Sportbox.ru, а также Sports.ru, потому что у них работают авторы, которые мне нравятся и которым я доверяю. Я зарегистрировался на «Спортсе» сто лет назад, у меня там даже был блог. Кроме того, когда комментируешь наш футбол, можно позвонить пресс-атташе клубов — многие из них очень здорово помогают подготовиться к игре.
Все, что мне может пригодиться, я собираю в вордовский документ, а потом его распечатываю. Там может быть много всего: кто травмирован, кто дисквалифицирован, кто подрался с тренером, а кого выгнали на хер, как команды провели последние пару месяцев, кто забивал, у кого какие серии, как команды сыграли последние матчи друг с другом и какие у них дальше матчи. Это может быть от трех до пяти страниц, а иногда больше.
У меня еще с 20 лет есть привычка, которая стала похожа на ритуал и над которой некоторые коллеги иногда ржут. Понятно, что все это есть в интернете, но я всегда перед матчем рисую на листе бумаги от руки расстановки команд, а у некоторых фамилий игроков делаю какие-то важные для меня пометки.
Вообще, все комментаторы готовятся к матчам по-разному: у кого-то есть тетрадка, кто-то с ноутбуком сидит, у кого-то открыт миллион вкладок на мониторе и так далее. Я стараюсь меньше отвлекаться на интернет, потому что это чревато пропущенными моментами в игре. В компьютере всегда открываю сайт с лайв-статистикой, где я вижу процент владения мячом, количество ударов, перехватов мяча и другую информацию.
7 Екатерина Андреева
Екатерина Андреева — легендарная ведущая программы «Время» на «Первом канале», начиная с 1997 года. Свою карьеру в Останкино она начала еще раньше — в 1991 году, начав работать диктором, а также ведущей программы «Утро».
Несмотря на поддержку линии действующей власти, не так давно Андреева заявила, что не смотрит телевидение из-за высокого уровня агрессии, транслируемой на главных телеканалах страны.
«Я объясню, почему я не смотрю телевидение. Потому что уровень агрессии, который сейчас льется с экранов, опасен для здоровья. Я себя очень люблю, для того чтобы не давать разрушать свои нейроны, связи в мозге тем, кто агрессивен очень с экрана», — заявила она в интервью изданию BBC News.
Долгое время образ Екатерины формировался исключительно новостными передачами на «Первом», однако не так давно ведущая завела инстаграм, куда начала постить фотографии своего лайфстайла.
Этот жест растопил сердца многих критиков ведущей, которые придерживаются оппозиционных взглядов. И действительно, ее профиль напоминает аккаунт инфлюенсерши, которая путешествует по миру и всегда стильно одевается. Сейчас, кстати, у Андреевой больше 460 тысяч подписчиков.
Комментатор
Первый свой репортаж Нина Еремина провела еще, будучи действующей спортсменкой.
Вместе с комментатором Борисом Валовым она вела радиотрансляцию об игре родной команды «Динамо».
Вскоре после окончания спортивной карьеры ей предложили место спортивного комментатора на Всесоюзном радио. После недолгого раздумья она приняла это предложение.
Конечно, многому пришлось учиться. Хитростям профессии её обучали, такие мэтры как Юрий Левитан и Ольга Высоцкая, непревзойденный мастер спортивного репортажа Вадим Синявский и молодой, но уже набирающий популярность Николай Озеров.
Кроме баскетбола, в котором для неё не было секретов, она также вела репортажи о волейболе и гандболе.
Будучи уже признанным профессионалом, с 1974 года Нина Еремина стала первой женщиной в нашей стране, которой доверили вести спортивную рубрику в главной информационной телепередаче программе «Время».
В качестве комментатора она работала на четырех Олимпиадах, первой из которых стала Мюнхенская 1972 года.
Уважаемые читатели и подписчики, я думаю, что многие из вас после просмотра фильма «Движение вверх» посмотрели запись того исторического матча между сборными СССР и США, но все же не могу удержаться и не вставить в статью запись заключительного момента игры с живым голосом Нины Ереминой
В фильме её роль исполнила актриса Наталия Курдюбова.
На центральном телевидение Нина Алексеевна Ерёмина работала до марта 1992 года. С 1997 по 2000 год вела спортивную программу «Спорт-курьер» на телеканале REN-TV, работала спортивным комментатором этого телеканала.
Последние годы Нина Еремина вела замкнутый образ жизни. Практически все время проводила на даче в Подмосковье, где и скончалась 24 августа 2016 года в возрасте 82 лет.
Похоронена в Москве на Пятницком кладбище.
Вот такая история человека всю жизнь отдавшую служению спорту.
6 Елена Винник
В детстве Елена хотела освоить профессию ветеринара и лечить животных, однако двигалась больше по спортивной линии и уже в школе стала мастером спорта по художественной гимнастике.
После школы она поступила в Академию народного хозяйства на юридический факультет, а потом получила грант от Фонда Сороса на дополнительное обучение в Университете Манчестера. Оттуда она вернулась магистром в области международного семейного права, однако решила связать свою жизнь с телевидением.
Сначала она работала на псковском ТВ корреспондентом, а потом диктором. Затем в 2000 году девушка перебралась в столицу и попала в команду «НТВ» (не путать с КВН), где была ведущей программы «Сегодня».
Только спустя пять лет Винник пошла работать на «Первый канал», где стала вести «Вечерние новости», обозревая актуальные события в стране и мире.
Своих телеведущих надо знать в лицо.
Наверняка тебе не раз в голову приходил вопрос: «Какие женщины-ведущие есть на «Первом канале», кроме Екатерины Андреевой и Елены Малышевой?». Вряд ли ты бы мог прямо сейчас назвать хотя бы еще одно имя, не обратившись при этом к поисковику.
Независимо от того, смотришь ли ты телевизор или привык получать все новости из интернета, тебе, вероятно, будет любопытно узнать, кто на данный момент является ключевыми лицами главного федерального телеканала страны.
Чтобы заполнить пробел в твоих знаниях, мы составили список из восьми ведущих «Первого канала», которые на данный момент вещают на всю страну.
Официальные страницы и социальные сети
Инстаграм:
instagram.com/y_maslac…
Биография и личная жизнь
Юлия Маслаченко – красивая и эрудированная российская спортивная журналистка и телеведущая. Родилась Юлия в Москве осенью 1989 года. Телеведущая приходится внучкой известному вратарю и капитану сборной «Спартак», а также спортивному комментатору Владимиру Маслаченко.
Биография
Родители девочки кроме Юлии также воспитывали её сестру Алису. Отец девочек работает на сегодняшний день тренером по теннису. Когда Юлия была маленькой, она любила играть вместе со знаменитым дедушкой в настольный теннис и кататься на лыжах. В 13 лет Юлия отдыхала в детском лагере в Болгарии.
В 2006 году Юлия Маслаченко окончила общеобразовательную школу. На ЕГЭ Юлия решила сдавать русский язык и получила 93 балла. Девушке после таких результатов предложили без экзаменов поступать в МГУ.
Высшее образование девушка получила в известном и престижном Московском государственном университете, где она обучалась по специальности журналист. В период учёбы в вузе Юлия была упитанной девушкой, потому решила привести себя в форму и за полгода похудела на девять килограмм. С 2007 года Юлия работала на телеканале НТВ-Плюс, где в разные периоды трудилась редактором, корреспондентом, а также телеведущей передач.
С осени 2015 года по сегодняшний день журналистка работает на спортивном телеканале «Матч ТВ». Юлия является телеведущей программы «Все на матч», а также выпуска новостей. На работу в Останкино Юлия приходит к четырём часам утра. В течение дня после утренних эфиров Юлия отсыпается. Всегда из-за ранних подъёмов на работу боится проспать.
Как журналистка Юлия Маслаченко провела много матчей в разных городах России, а также была ведущей большого ледового шоу Ильи Авербуха, где на проекте присутствовало более пяти тысяч гостей. Ежегодно на канале «Матч ТВ» Юлия не только ведёт утренние эфиры, но и новогодние. Соведущим Юлии является Илья Юдин.
Журналистка написала книгу о своём известном дедушке под названием «Владимир Маслаченко. Спорт – это искусство, спорт – это жизнь».
Личная жизнь и интересные факты
- Юлия замужем. О своей личной жизни ведущая рассказывать коллегам-журналистам не любит. Известно, что молодая семья воспитывает дочь, которую зовут Машей.
- Журналистка пьёт много кофе. Из еды предпочитает мясо в разном виде.
- Любит в свободное время посещать спектакли, особенно в Театре имени Вахтангова.
- Часто путешествует, катается на горных лыжах, велосипеде, регулярно совершает пробежки.
- Юлии нравятся экстремальные развлечения. Журналистка каталась на аттракционе «Drop of Doom» в Лос-Анджелесе, где на башне свободного падения желающих поднимают на высоту 120 метров, а потом они летят со скоростью 137 км/ч вниз. На таком же аттракционе Юлия каталась в Порт Авентуре. Также журналистка обожает американские горки в парке Нью-Джерси.
- Иногда ведущая посещает салоны красоты и периодически ходит на спа-процедуры.
- Со своей бабушкой Юлия любит на досуге играть в нарды. Имеет водительские права и свой автомобиль. Ведущая прокалывала два раза в жизни язык (делала пирсинг). В 17 лет Юлия поехала с подругами в Испанию и вернулась оттуда с татуировками и пирсингом. На сегодняшний день журналистка убрала серёжку с языка и больше не одевает, так как она мешает ей во время работы. Ведущая не имеет музыкального слуха, но при этом самой любимой песней Юлии является «Катюша», которую она часто поёт. Журналистке очень нравится Германия, где она хотела бы пожить примерно 2-3 года. В свободное время ведущая любит читать книги и смотреть кино.
- Осенью 2019 года Юлия отметила свой юбилей – 30 лет. В январе 2021 года Юлия провела активный отпуск в Дубае.
- Телеведущая активно ведёт аккаунт в популярном Инстаграме, где на журналистку подписано около 17 тысяч человек.
Зарплата, график работы и ставки
В среднем каждый комментатор работает от двух до четырех-пяти матчей в неделю, и это совершенно не в тягость. Плюс может добавиться обзор или превью немецкого чемпионата. Но эфиров вообще может быть намного больше, потому что нас регулярно зовут в студию разных программ канала. На канале нет никаких прямых запретов — только, само собой, на мат в эфире. Разглашать зарплату я не имею права. Она довольно неплохая, но в нашей профессии бывает и больше.
Почему мы делаем прогнозы для букмекерских компаний? Как-то раз в программе «Школа злословия» Сергея Шнурова спросили, зачем он снялся в рекламе какого-то средства для повышения потенции. Он сказал: «Ну конечно же, ради искусства!» Вот и мы так же, ради чистого искусства, делаем видеопрогнозы на предстоящие матчи. При этом сам процесс мне интересен, хотя я не очень азартный человек. Если я даю прогноз на матч и говорю, что будет забито меньше двух с половиной мячей, я обязательно делаю такую ставку — чтобы отвечать за базар. Не буду говорить, сколько ставлю: иногда тысячу рублей, порой больше. Я практически не выигрываю на ставках, в среднем выхожу в ноль.
Телевидение
За всю свою спортивную карьеру Еремина заслужила звания чемпиона СССР, Европы и мира. В 1961 году баскетболистка ушла «с игрового поля», но недалеко — переместилась в комментаторскую кабину. Сначала, будучи еще действующим игроком сборной, она вместе с комментатором Борисом Валовым вела передачу об игре команды «Динамо», за которую играла сама. А потом ей предложили заняться комментированием матчей профессионально и посвятить себя этой работе. Еремина предложение приняла.
Комментатор Нина Еремина
Как и в любой профессии, комментированию нужно учиться. Наставниками Ереминой в этом новом для нее деле были мастера Николай Озеров, Юрий Левитан, Вадим Синявский и Ольга Высоцкая. Еремина стала вести репортажи на «Всесоюзном радио», а позже и на телевидении.
Будучи уже профессионалом, с 1974 года Нина Еремина работала на «Гостелерадио» и в «Останкино», где освещала новости спорта в программе «Время». Что касается телевидения, Еремина стала первой женщиной, которой доверили вести спортивную рубрику. Специализацией комментатора были «родной» баскетбол, волейбол и гандбол.
Также Нине Алексеевне поручали и другие ответственные задания — вести репортажи с баскетбольных матчей, проводимых в рамках Олимпийских игр. На ее комментаторском счету 4 Олимпиады, но более всего запомнилась первая. Она проходила в 1972 году в немецком Мюнхене. Шли игры мужской сборной. Предстоял финал, в котором за звание олимпийских чемпионов должны были бороться два сильных противника: сборная СССР и сборная США.
Игра была накаленная, а финал драматический. После ошибочного присуждения победы американцам выяснилось, что до конца матча остается еще 3 секунды. В спортивной карьере Ереминой это «значимое» время, ведь именно за 3 секунды до окончания игры она забила победный гол на чемпионате Европы в 1960 году. Нашим баскетболистам тоже хватило этих трех секунд, чтобы стать олимпийскими чемпионами. В комментаторской кабинке не скрывали радости и восторгов.
Наталия Курдюбова сыграла Нину Еремину в фильме «Движение вверх»
В честь такого легендарного матча с победным для страны финалом в 2017 году в российском кинопрокате вышел фильм «Движение вверх». Роль комментатора Нины Ереминой в картине сыграла актриса театра и кино Наталия Курдюбова.
Играла в баскетбол Нина Алексеевна за всю свою жизнь в общей сложности 14 лет, а вот комментаторской работе посвятила более 40.
Зачем рассказывать истории и молчать в эфире
Я стараюсь делать репортаж интереснее, рассказывая разные истории, которые создают вокруг матча контекст — например, о героях: о футболистах и тренерах. Ведь футбол похож на сериал: в каждой игре, как в отдельной серии, сталкиваются разные характеры, переплетаются интриги, сюжетные линии — все это создает драматургию матча и всего сезона. Мне хочется втянуть в процесс зрителя так, чтобы ему захотелось посмотреть и следующий матч, чтобы узнать, а что дальше случится с тем или иным персонажем, будет ли он вознагражден в конце концов, случится ли хеппи-энд или, напротив, концовка будет трагической?
Например, я комментирую матч немецкого клуба «Фрайбург», на который в России, понятное дело, всем положить. Но я могу рассказать вам, что «Фрайбург» — это очень интересная и необычная команда, которую еще в 90-е годы называли «бразильцами из Брайсгау», потому что она всегда старалась играть в красивый футбол. Еще в конце 80-х президент этого клуба сам приносил на игры кофемашину для журналистов, а после матча мог взять в руки метлу и подметать дорожки у стадиона.
Сейчас тренер этой команды — Кристиан Штрайх, на пресс-конференции которого ходят как в кино: он очень остроумен и никогда не отвечает на вопросы стандартными фразами. Местная газета даже делала рубрику «Штрайх недели», выбирая самую яркую цитату этого тренера. Он жжет в каждом интервью и считает, что футболисты — это в первую очередь люди, а не тупые исполнители. Поэтому он с ними беседует о политике, о Дональде Трампе, мигрантах в Германии и так далее.
В «Фрайбурге» играет один из моих любимых персонажей в Бундеслиге — Нильс Петерсен. Пусть он никогда не станет суперзвездой, но он забивает красивейшие голы, он очень умный парень и недавно дал мегакрутое интервью, в котором заявил, что, играя в футбол последние десять лет, он сильно деградировал: «У футболистов до хрена свободного времени, поэтому я решил получить высшее образование». А еще он говорил, что не понимает, почему футболисты зарабатывают так много денег, ведь они, в отличие от учителей и врачей, не делают ничего полезного для общества.
Я рассказываю все эти истории и надеюсь, что это зацепит зрителей и им станет интересно следить за этими командами и персонажами. Иногда это срабатывает. У меня есть друзья, которые вообще не интересовались футболом, но после общения со мной не просто стали смотреть его по телевизору, а специально ездили в Дортмунд на матчи «Боруссии». Пользуясь случаем, хотел бы извиниться перед ними. Простите, что исковеркал вам жизнь.
Конечно, существует опасность увлечься историей и не успеть за важным эпизодом. Например, защитники владеют мячом на своей половине поля, одного из них показывают крупным планом, и кажется, что у тебя есть 15 секунд, чтобы рассказать историю о том, как этого защитника в детстве бабушка била лопатой. Но он вдруг делает длинную передачу в штрафную, там нападающий скидывает мяч под удар, и возникает опасный момент. В итоге приходится комкать историю, чтобы успеть прокомментировать хотя бы концовку атаки. К счастью, с опытом таких моментов становится меньше: комментаторы начинают чувствовать, когда можно уходить в лирические отступления, а когда этого лучше не делать.
Разные истории нужны и для того, чтобы украсить скучный матч. Кроме того, конечно, помогают ирония и юмор. Классический пример — репортаж с ужасного матча Англия — Тринидад и Тобаго, который феноменально круто прокомментировал Василий Уткин. На прошедшем чемпионате мире нам с Романом Нагучевым достался самый убогий матч турнира — Франция — Дания. Мне кажется, игрокам за ту игру должно быть стыдно перед 80 тысячами болельщиков, которые пришли в «Лужники». Обе команды устраивала ничья, и они просто валяли дурака, поэтому в какой-то момент нам с Нагучевым ничего не оставалось, как стебаться над происходящим.
Рабочее место и комментаторские штампы
Если я комментирую в «Останкино», то сижу в кабинке, где стоит компьютер и еще два монитора с одинаковой картинкой — такой же, какую видят зрители. Пару раз в жизни я просил режиссера включить на втором мониторе другой матч, чтобы краем глаза смотреть, что там происходит. Например, это было, когда я комментировал в последнем туре группового этапа Лиги чемпионов не имевший никакого значения матч, а параллельно «ЦСКА» бился за выход из группы.
На любом стадионе все устроено так же. Звуковой пульт, монитор, наушники. Но когда работаешь на стадионе, то на экран практически не смотришь, потому что на поле ты видишь гораздо больше, ведь далеко не все попадает в кадр. Комментировать в будке в «Останкино» — это более рутинная работа, чем выезд на стадион: я люблю приезжать часа за два до матча, чтобы пообщаться с пресс-секретарями и перекинуться парой слов со знакомыми футболистами, тренерами.
Я свои матчи не пересматриваю и не анализирую. Как правило, я уже во время трансляции знаю, что я сделал не так, а что было неплохо. Мне кажется, я не использую штампы. Вряд ли я скажу «гол в раздевалку», если только не обыграю такую фразу иронически. Но вообще комментаторы работают на очень высокой скорости, и иногда можно случайно ляпнуть какой-нибудь штамп. Произнесешь случайно и тут же думаешь: «Блин, зачем я это сказал».