Оглавление
- Вверх и вниз
- Полная таблица результатов[править | править код]
- Formula One Career[]
- Авария
- Болезнь и смерть
- День сегодняшний
- Formula One Statistical Overview[]
- Вторая жена Ники Лауды — Биргит Ветцингер
- Отражение в искусстве
- Детство и юность
- Ранние годы
- Ссылки
- Причина смерти Ники Лауда
- Карьера в Феррари[править | править код]
- Результаты чемпионата мира Формулы-1
- Гонки
- Похороны Ники Лауды
- Life after Formula One[]
- Достижения Ники Лауда в автоспорте
Вверх и вниз
Лауда пришел в Ferrari в 1974 году и уже в 1975 году принес команде победу в Кубке конструкторов, а сам 5 раз в 14 гонках занял верхнюю ступень пьедестала. Контракт с «Феррари» помог гонщику наконец-то рассчитаться с долгами.
Следующий год Ники начал с уверенной заявки на первое место. После первых шести гонок у него было четыре победы и два вторых места. Именно тогда и случилась авария на Нюрбургринге. На втором круге машину Лауды вынесло с трассы (по предположениям – из-за неисправности в задней подвеске). Болид сильно ударился об ограждения и снова отлетел на асфальт, где в него на большой скорости въехал автомобиль соперника. Ferrari Ники сразу же загорелась, ситуацию усугубил почти полный бак горючего.
Другие гонщики начали останавливаться и помогать Лауде выбраться из машины, но сделать это удалось не сразу, так как его зажало обломками. В результате у Ники сильно обгорела голова, а также он надышался токсичными продуктами горения. Вынутый из болида, он оставался в сознании, но в больнице впал в кому, и доктора склонялись к тому, что гонщик умрет.
Однако это был Лауда, и он не только выжил, но и через 6 недель вернулся на трассу. В чемпионате 1976 года Ники из-за аварии пропустил лишь две гонки. Он сохранял все шансы набрать достаточное количество очков для повторного чемпионства. Все решилось на последнем этапе в Японии. Лауда был фаворитом турнирной таблицы, но гонка на трассе Фудзи началась при сильном дожде. Проехав два круга, Ники остановил машину и отказался продолжать заезд, потому что посчитал условия слишком опасными для себя. Именно тогда Хант обошел его всего на одно очко и стал чемпионом. Не удивительно, что столь напряженная история из Формулы-1 сезона 1976 года стала основой для отличного фильма.
В Ferrari решение добровольно уйти с трассы не поддержали, и отношения с Лаудой были испорчены. Это не помешало ему выиграть для команды чемпионат 1977 года, хотя еще до его завершения было известно, что Ники покидает «Конюшню Феррари».
Ники Лауда и Джеймс Хант
Полная таблица результатов[править | править код]
Как читать таблицу результатов пилота Формулы-1
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот.
Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы Гран-при.
В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат гонщика, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример | Расшифровка |
---|---|
1 | Победитель |
2 | Подиум (2-е или 3-е место) |
5 | Финиш в очках |
12 | Финиш вне очковой зоны |
14 | Не финишировал, но классифицирован |
Сход | Не финишировал и не классифицирован |
ДСК | Дисквалифицирован |
НК | Участвовал в Гран-при в качестве боевого пилота, но не смог квалифицироваться |
НС | Участвовал в Гран-при в качестве боевого пилота, но не стартовал в гонке (в том числе, из-за механических проблем) |
Т | Травмирован |
Не участвовал в Гран-при по иным причинам | |
Искл | Исключён из протокола |
Тест | Тест-пилот по пятницам |
Жирным шрифтом обозначены этапы, на которых гонщик стартовал с поула.
Год | Команда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | Местов чимпионате | Очкив чемпионате |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Марч | ЮЖН | ИСП | МОН | НИД | ФРА | ВЕЛ | ГЕР | АВТСход | ИТА | КАН | СОЕ | Нет | ||||||||
Марч | АРГ11 | ЮЖН7 | ИСПСход | МОН16 | БЕЛ12 | ФРАСход | ВЕЛ9 | ГЕРСход | АВТ10 | ИТА13 | КАНДСК | СОЕСход | 23 | |||||||
БРМ | АРГСход | БРА8 | ЮЖНСход | ИСПСход | БЕЛ5 | МОНСход | ШВЕ13 | ФРА9 | ВЕЛ12 | НИДСход | ГЕРСход | АВТНС | ИТАСход | КАНСход | СОЕСход | 18 | 2 | |||
Феррари | АРГ2 | БРАСход | ЮЖН16 | ИСП1 | БЕЛ2 | МОНСход | ШВЕСход | НИД1 | ФРА2 | ВЕЛ5 | ГЕРСход | АВТСход | ИТАСход | КАНСход | СОЕСход | 4 | 38 | |||
Феррари | АРГ6 | БРА5 | ЮЖН5 | ИСПСход | МОН1 | БЕЛ1 | ШВЕ1 | НИД2 | ФРА1 | ВЕЛ8 | ГЕР3 | АВТ6 | ИТА3 | СОЕ1 | 1 | 64.5 | ||||
Феррари | БРА1 | ЮЖН1 | СОЕW2 | ИСП2 | БЕЛ1 | МОН1 | ШВЕ3 | ФРАСход | ВЕЛ1 | ГЕРСход | АВТТ | НИДТ | ИТА4 | КАН8 | СОЕ3 | ЯПОСход | 2 | 68 | ||
Феррари | АРГСход | БРА3 | ЮЖН1 | СОЕW2 | ИСПНС | МОН2 | БЕЛ2 | ШВЕСход | ФРА5 | ВЕЛ2 | ГЕР1 | АВТ2 | НИД1 | ИТА2 | СОЕ4 | КАН | ЯПО | 1 | 72 | |
Брэбхем | АРГ2 | БРА3 | ЮЖНСход | СОЕWСход | МОН2 | БЕЛСход | ИСПСход | ШВЕ1 | ФРАСход | ВЕЛ2 | ГЕРСход | АВТСход | НИД3 | ИТА1 | СОЕСход | КАНСход | 4 | 44 | ||
Брэбхем | АРГСход | БРАСход | ЮЖН6 | СОЕWСход | ИСПСход | БЕЛСход | МОНСход | ФРАСход | ВЕЛСход | ГЕРСход | АВТСход | НИДСход | ИТА4 | КАН | СОЕ | 20 | 4 | |||
Макларен | ЮЖН4 | БРАСход | СОЕW1 | САН | БЕЛДСК | МОНСход | СОЕEСход | КАНСход | НИД4 | ВЕЛ1 | ФРА8 | ГЕРНС | АВТ5 | ШВА3 | ИТАСход | ЛВГСход | 5 | 30 | ||
Макларен | БРА3 | СОЕW2 | ФРАСход | САНСход | МОННК | БЕЛСход | СОЕEСход | КАНСход | ВЕЛ6 | ГЕРДСК | АВТ6 | НИДСход | ИТАСход | ЕВРСход | ЮЖН11 | 10 | 12 | |||
Макларен | БРАСход | ЮЖН1 | БЕЛСход | САНСход | ФРА1 | МОНСход | КАН2 | СОЕEСход | СОЕ9 | ВЕЛ1 | ГЕР2 | АВТ1 | НИД2 | ИТА1 | ЕВР4 | ПОР2 | 1 | 72 | ||
Макларен | БРАСход | ПОРСход | САН4 | МОНСход | КАНСход | СОЕEСход | ФРАСход | ВЕЛСход | ГЕР5 | АВТСход | НИД1 | ИТАСход | БЕЛНС | ЕВРТ | ЮЖНСход | АВССход | 10 | 14 |
Чемпионы Мира по автогонкам в классе Формула-1
Семикратные: Михаэль Шумахер (, , , , , , )
Пятикратные: Хуан Мануэль Фанхио (, , , , )
Четырехкратные: Ален Прост (, , , )
Трёхкратные: Джек Брэбэм (, , ); Джеки Стюарт (, , ); Ники Лауда (, , ); Нельсон Пике (, , ); Айртон Сенна (, , )
Двукратные: Альберто Аскари (, ); (, ); (, ); Эмерсон Фиттипальди (, ); Мика Хаккинен (, ); Фернандо Алонсо (, )
Однократные: Нино Фарина (); (); (); (); (); Йохен Риндт (); (); Марио Андретти (); Джоди Шектер (); Ален Джонс (); Кеке Росберг (); Найджел Мэнселл (); Деймон Хилл (); Жак Вильнёв ()
Formula One Career[]
Born into a wealthy family, Lauda was considered one of Formula One’s first pay drivers, but his family heavily disapproved him of racing, so he therefore entered his way into F1 with a bank loan. However, he was found to be good, and managed to find a drive with the March team in both F1 and Formula 2, making his debut at his home race in . In , he tested for the declining BRM team, and despite proving his speed, only scored two points in the season.
In , his career changed. BRM teammate, Clay Regazzoni, moved back to Ferrari, and as Ferrari did not have a second driver, they inquired about Lauda to Regazzoni. Regazzoni thought highly of Lauda’s ability and Ferrari signed him, allowing Lauda to pay his bank loans. A good first season followed, starting off with a second place, and despite ending the season with five consecutive retirements, Lauda scored two wins and nine pole positions. The next season was even better, Lauda calling it «the unbelievable year». The season started slowly, with five points after four races, but then the next five races included four victories and a second place. Lauda also won the last race to take his first championship. The championship looked in the bag after Lauda started the season very strongly, scoring podiums in the first seven races. However, Lauda had a massive crash at the Nürburgring, in which he nearly died in his burning car. His chances of survival were so slim that he was given last rites. It was later discovered that Lauda had been wearing a helmet that did not meet the regulations. The helmet was wider and contained more padded foam for extra comfort. In the impact, the foam compressed and allowed the helmet to slip from Lauda’s head. Had he been wearing a regulation helmet, the helmet would have had a greater chance of staying on his head and prevented facial damage from burns. Unbelievably though, Lauda returned after just 39 days, having missed two races, and he almost won the championship, being beaten by James Hunt after withdrawing (on safety grounds) in the extreme wet conditions at the Japanese Grand Prix.
Lauda’s recovery was such that he dominated the season, taking three wins and six second places, and not bothering to drive the last two races after Ferrari wanted to give Gilles Villeneuve a go in a third car. However, after the three glorious years with Ferrari, Lauda quit the team to join Brabham in . He drove strongly, scoring just seven podiums but retiring in every other race. In , the Brabham car was poor, notching up retirement after retirement, and Lauda only scored four points, and he retired from F1 before the Canadian Grand Prix, tired of driving in circles.
Lauda surprisingly returned in with the McLaren team, after being convinced by then team principal Ron Dennis for a $3 million salary. He enjoyed a good first season on his comeback, winning twice, and coming fifth in the championship. was even worse, as after scoring ten points in the first two races, he only scored two more in the remaining thirteen, even failing to qualify at the Monaco Grand Prix.
was a much better year, as Lauda took the championship from Alain Prost by just half a point, the smallest margin on record, taking five wins and four second places in the process. After a weak (with a win), Lauda retired for the second and final time.
Авария
Из-за погодных условий многие пилоты «переобулись» в дождевые покрышки. Трасса быстро высохла, поэтому после первого круга Лауда в числе других спортсменов снова вынужден был менять покрышки. На втором круге его заносит, он сталкивается с отбойником, и горящий болид выбрасывает на трассу. Проезжающие пилоты помогли Лауде выбраться и тем самым спасли ему жизнь. Эти события были положены в основу сюжета фильма «Гонка», снятого в 2013 году.
Ники Лауда после аварии
В результате аварии он получил ожоги, травму головы и впал в кому. Пройдет всего лишь полтора месяца, и отважный гонщик с окровавленной повязкой на голове вновь ринется в бой, финишируя четвертым. Следующей победой становится место на подиуме в США. На последнем этапе, который состоялся в Японии, соревнования проходили под проливным дождем, что и определило чемпиона.
Лауда по собственной инициативе прекращает гонку на втором круге. Свой поступок объясняет тем, что жизнь для него дороже любых титулов. С этой минуты в глазах фанатов он превращается в труса. Болельщики соревнуются в остроте высказываний, забывая о том, что совсем недавно спортсмен пострадал от аварии, находясь на грани жизни и смерти.
Болезнь и смерть
Из-за аварии на Нюрбургринге в 76 году, Лауда вдохнул много токсичных материалов, что привело к осложнению лёгких, тогда эта ситуация не выглядела столь критичной и гонщик продолжал жить обычной жизнью, но это оставило свой отпечаток на последующих событиях.
В 1997 и 2005-м Лауда перенёс операции по пересадке почек.
В 2018 году в начале июля после завершения Гран-при Австрии Лауда вместе с семьёй проводит несколько дней на Ибице, где простужается и начинает кашлять. В результате болезни, в августе 2018 года Лауде проводят операцию по трансплантации лёгких.
После операции по трансплантации Ники Лауда в большом количестве принимал иммунодепрессанты, чтобы избежать отторжения лёгких. В результате лекарства подавили работу иммунной системы, что сделало организм Лауды более уязвимым к различным инфекциям и привело к заболеванию гриппом.
8 января 2019 года сообщается о том что у Ники Лауды осложнения из-за гриппа.
17 января 2019 года по информации австрийской прессы, Ники Лауда покинул венский госпиталь, где проходил лечение от гриппа, чтобы не допустить осложнений, связанных с недавней трансплантацией лёгких.
25 февраля 2019 года Вальтер Клепетко, лечащий врач Ники Лауды, прокомментировал состояние здоровья трёхкратного чемпиона мира: «Сейчас с Ники всё в порядке, худшее позади, но ему нужно окрепнуть физически
Важно избежать заражений. Большое стечение зрителей представляет опасность, так что на публике будет правильно носить защитную маску
Лауда не сможет присутствовать на всех гонках, особенно на первом этапе сезона в Мельбурне — он не получил разрешения на трансатлантический перелёт».
17 мая 2019 года появилась информация, что Лауда проходил лечение в Швейцарии и не появился на Гран-при Испании, где его ожидали в паддоке.
20 мая 2019 года Лауда умер из-за осложнений после болезни.
У Лауды остались двое сыновей от первого брака — Маттиас и Лукас, и восьмилетние двойняшки Макс и Миа, рождённые его супругой Биргит.
День сегодняшний
За многие годы Ники Лауда не растерял свой авторитет в автоспорте – его экспертные высказывания до сих пор широко цитируются профильной прессой. Продолжает он заниматься и предпринимательством, в первую очередь, авиаперевозками. С 25 марта должны начаться полеты новой авиакомпании Лауды, которую он традиционно для себя назвал Laudamotion. Это уже 4-я попытка Ники закрепиться на рынке воздушных перевозок. Laudamotion будет выполнять бюджетные перелеты внутри Европы.
В июле 2018 года Лауда был госпитализирован в Вене с диагнозом грипп, но позже незначительная болезнь переросла в пневмонию. Когда-то пораженные из-за аварии и пожара легкие не справились с болезнью, и врачам срочно пришлось трансплантировать Ники новые легкие. Операция прошла успешно.
20 мая 2019 в кругу семьи Лауда скончался во сне.
«В глубокой печали мы объявляем, что наш любимый Ники мирно уснул в понедельник, 20 мая 2019 года, находясь в окружении родных. Его уникальные достижения в спорте не останутся забытыми. Его неутомимый интерес к работе, его прямолинейность и мужество будут служить образцом для подражания и стандартом для всех нас. Вдали от публики он был любящим и заботливым мужем, отцом и дедушкой, мы очень будем скучать по нему », — из письма родственников Ники Лауды.
Formula One Statistical Overview[]
Formula One Record
Year | Entrant | Team | WDC Points | WDC Pos. | Report |
---|---|---|---|---|---|
STP March Racing Team | March-Ford Cosworth | NC | Report | ||
STP March Racing Team | March-Ford Cosworth | 23rd | Report | ||
Marlboro-BRM | BRM | 2 | 17th | Report | |
Scuderia Ferrari SpA | Ferrari | 38 | 4th | Report | |
Scuderia Ferrari SpA | Ferrari | 64.5 | 1st | Report | |
Scuderia Ferrari SpA | Ferrari | 68 | 2nd | Report | |
Scuderia Ferrari SpA | Ferrari | 72 | 1st | Report | |
Parmalat Racing Team | Brabham-Alfa Romeo | 44 | 4th | Report | |
Parmalat Racing Team | Brabham-Alfa Romeo | 4 | 14th | Report | |
Brabham-Ford Cosworth | |||||
– | Retired | ||||
Marlboro McLaren International | McLaren-Ford Cosworth | 30 | 5th | Report | |
Marlboro McLaren International | McLaren-Ford Cosworth | 12 | 10th | Report | |
McLaren-TAG | |||||
Marlboro McLaren International | McLaren-TAG | 72 | 1st | Report | |
Marlboro McLaren International | McLaren-TAG | 14 | 10th | Report |
Non-Racing Formula One Career
Year | Role | Employer |
---|---|---|
Consultant | Scuderia Ferrari | |
Consultant | Scuderia Ferrari | |
Consultant | Scuderia Ferrari | |
Consultant | Scuderia Ferrari | |
Commentator | RTL-F1 | |
Commentator | RTL-F1 | |
Commentator | RTL-F1 | |
Commentator | RTL-F1 | |
Commentator | RTL-F1 | |
Chief Executive Officer | Jaguar Racing | |
Commentator | RTL-F1 | |
Chief Executive Officer | Jaguar Racing | |
Commentator | RTL-F1 | |
Commentator | RTL-F1 | |
Commentator | RTL-F1 | |
Commentator | RTL-F1 | |
Commentator | RTL-F1 | |
Commentator | RTL-F1 | |
Commentator | RTL-F1 | |
Commentator | RTL-F1 | |
Commentator | RTL-F1 | |
Commentator | RTL-F1 | |
Commentator | RTL-F1 | |
Commentator | RTL-F1 | |
Non-executive Chairman | Mercedes AMG Petronas F1 Team | |
Non-executive Chairman | Mercedes AMG Petronas F1 Team | |
Non-executive Chairman | Mercedes AMG Petronas F1 Team | |
Non-executive Chairman | Mercedes AMG Petronas F1 Team | |
Non-executive Chairman | Mercedes AMG Petronas F1 Team | |
Non-executive Chairman | Mercedes AMG Petronas F1 Team | |
Non-executive Chairman | Mercedes AMG Petronas F1 Team |
Career Statistics
Entries | 178 |
Starts | 170 |
Pole Positions | 24 |
Front Row Starts | 31 |
Race Wins | 25 |
Podiums | 54 |
Fastest laps | 24 |
Points | 420.5 |
Laps Raced | 8218 |
Distance Raced | 37521.140 km (23315 mi) |
Races Led | 41 |
Laps Led | 1591 |
Doubles | 9 |
Hat-Tricks | 3 |
Grand Chelems | 1 |
Race Wins
Win Number | Grand Prix |
---|---|
1 | 1974 Spanish Grand Prix |
2 | 1974 Dutch Grand Prix |
3 | 1975 Monaco Grand Prix |
4 | 1975 Belgian Grand Prix |
5 | 1975 Swedish Grand Prix |
6 | 1975 French Grand Prix |
7 | 1975 United States Grand Prix |
8 | 1976 Brazilian Grand Prix |
9 | 1976 South African Grand Prix |
10 | 1976 Belgian Grand Prix |
11 | 1976 Monaco Grand Prix |
12 | 1976 British Grand Prix |
13 | 1977 South African Grand Prix |
14 | 1977 German Grand Prix |
15 | 1977 Dutch Grand Prix |
16 | 1978 Swedish Grand Prix |
17 | 1978 Italian Grand Prix |
18 | 1982 United States Grand Prix West |
19 | 1982 British Grand Prix |
20 | 1982 South African Grand Prix |
21 | 1984 French Grand Prix |
22 | 1984 British Grand Prix |
23 | 1984 Austrian Grand Prix |
24 | 1984 Italian Grand Prix |
25 | 1985 Dutch Grand Prix |
Career Results
Complete Formula One results | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Year | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | Pts | Pos |
NC | |||||||||||||||||||
Ret | |||||||||||||||||||
NC | |||||||||||||||||||
11th | 7th | Ret | 16th | 12th | Ret | 9th | Ret | 10th | 13th | DSQ | NC | ||||||||
2 | 18th | ||||||||||||||||||
Ret | 8th | Ret | Ret | 5th | Ret | 13th | 9th | 12th | Ret | Ret | DNS | Ret | Ret | Ret | |||||
38 | 4th | ||||||||||||||||||
2nd | Ret | 16th | 1st | 2nd | Ret | Ret | 1st | 2nd | 5th | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | |||||
64.5 | 1st | ||||||||||||||||||
6th | 5th | 5th | Ret | 1st | 1st | 1st | 2nd | 1st | 8th | 3rd | 6th | 3rd | 1st | ||||||
68 | 2nd | ||||||||||||||||||
1st | 1st | 2nd | 2nd | 1st | 1st | 3rd | Ret | 1st | Ret | INJ | INJ | 4th | 8th | 3rd | Ret | ||||
72 | 1st | ||||||||||||||||||
Ret | 3rd | 1st | 2nd | DNS | 2nd | 2nd | Ret | 5th | 2nd | 1st | 2nd | 1st | 2nd | 4th | |||||
44 | 4th | ||||||||||||||||||
2nd | 3rd | Ret | Ret | 2nd | Ret | Ret | 1st | Ret | 2nd | Ret | Ret | 3rd | 1st | Ret | Ret | ||||
4 | 14th | ||||||||||||||||||
Ret | Ret | 6th | Ret | Ret | Ret | Ret | C | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 4th | DNP | |||||
Did not compete | |||||||||||||||||||
30 | 5th | ||||||||||||||||||
4th | Ret | 1st | DSQ | Ret | Ret | Ret | 4th | 1st | 8th | DNS | 5th | 3rd | Ret | Ret | |||||
12 | 10th | ||||||||||||||||||
3rd | 2nd | Ret | Ret | DNQ | Ret | Ret | Ret | 6th | DSQ | 6th | Ret | Ret | Ret | 11th | |||||
72 | 1st | ||||||||||||||||||
Ret | 1st | Ret | Ret | 1st | Ret | 2nd | Ret | Ret | 1st | 2nd | 1st | 2nd | 1st | 4th | 2nd | ||||
14 | 10th | ||||||||||||||||||
Ret | Ret | 4th | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 5th | Ret | 1st | Ret | DNS | INJ | Ret | Ret | ||||
Key | ||||
---|---|---|---|---|
Symbol | Meaning | Symbol | Meaning | |
1st | Winner | Ret | Retired | |
2nd | Podium finish | DSQ | Disqualified | |
3rd | DNQ | Did not qualify | ||
5th | Points finish | DNPQ | Did not pre-qualify | |
14th | Non-points finish | TD | Test driver | |
NC | Non-classified finish (<90% race distance) | DNS | Did not start | |
Italics | Scored point(s) for Fastest Lap | More Symbols |
Вторая жена Ники Лауды — Биргит Ветцингер
В 2008 году Ники женился на Биргит Ветцингер (род. 1979 г.), с которой они до этого встречались. Биргит была стюардессой в авиакомпании Ники Лауды. В одном из своих интервью гонщик признался, что вторая жена в корне изменила его жизнь. Биргит спасла Нику Лауду, отдав ему собственную почку.
Биргит Ветцингер и Ники Лауда
Ники трудно было осознать, что женщина отдала свою почку человеку, которого любила. Супруга бывшего пилота Формулы-1, Биргит Ветцингер, стала для него не только женой, но и другом. Раньше, в семидесятых годах прошлого столетия, гоночной карьеры, как таковой, не существовало. И когда стоял вопрос выбора, то гонщику не с кем было посоветоваться. Он должен был решать все сам.
Ники Лауда с женой Биргит и детьми — Макс и Миа
Сейчас Биргит Лауда — его лучший друг, с которым он может посоветоваться по любому вопросу. «Я женился на этой прекрасной женщине вовсе не потому, что она отдала мне свою почку. Просто я ее полюбил искренне, всем сердцем, а в 2009 у нас появились близнецы — Макс и Миа. Мне действительно в жизни очень повезло», — признается Лауда.
Отражение в искусстве
В документальном кино
Лауда: Невероятная история (Lauda: The Untold Story; Австрия, Великобритания, 2014). Участники фильма — Ники Лауда, Mark Webber, Йохен Масс, Hans Joachim Stuck, Daniel Audetto, Дэвид Култхард, Льюис Хэмилтон, Джеймс Хант, Нико Росберг, Джеки Стюарт — рассказывают о мире автогонок, её истории и проблемах, о событиях связанных с катастрофой Ники Лауды в Нюрбургринге в 1976 году, что произошло в этот роковой день, какой мужественный путь прошёл Ники Лауда до выздоровления.
В игровом кино
- 1999 — в итало-американской кинокомедии Svitati (Screw Loose), в российском прокате — «Без царя в голове», Н. Лауда — камео. Убегающий из монастыря в Ницце от полицейских главный герой (Эцио Греджо) прыгает в такси и через 4 минуты оказывается в аэропорту Монако. За рулём такси — Ники Лауда.
- 2013 год — фильм «Гонка» о противостоянии Джеймса Ханта и Ники Лауды. Роль Лауды сыграл немецко-испанский актёр Даниэль Брюль.
Детство и юность
Николас Андреас Лауда родился в Вене 22 февраля 1949 г. Родители будущего гонщика были успешными банкирами и серьезными участниками финансового рынка. Семья была обеспеченной, владела бумажной индустрией Австрии, а дедушка Николаса, доктор Ганс Лауда, был крупным промышленником. Ни у кого из семьи не было сомнений, что Ники будет продолжателем дела своего отца.
Ники Лауда в детстве
Жизнь знаменитого австрийца сложилась так, что стать участником финансового рынка ему пришлось как клиенту банковских услуг. Уже в 12 лет ему доверяли парковку автомобилей и разрешали прокатиться вокруг дома. В 14 лет Ники управляет большим грузовиком, принадлежащим компании, в которой он работает. Заработав денег, он покупает себе старенький «Фольксваген».
Ранние годы
Ники Лауда родился в Вене в богатой семье. Рано увлёкшись автогонками, он дебютировал в европейской серии «Мини», затем стал выступать в Формуле Ви, затем в сериях Порше и Шеврон. Семья Ники не разделяла его увлечения автоспортом и отказала ему в финансовой поддержке. Его карьера развивалась не очень успешно, внятных перспектив выступления в более высоких гоночных сериях у него не было. Осознав, что нужно что-то резко менять, Лауда взял большой кредит в банке и смог купить себе место в команде «Марч», выступавшей в Формуле-2, на сезон 1971 года. После успешных выступлений в Формуле-2 талант Ники был замечен владельцем команды Робином Хердом, и Лауда был приглашён выступать также в Формуле-1 (команда «Марч» выступала в двух сериях сразу). В сезоне года Ники участвовал в гонках и Формулы-2, и Формулы-1. Однако, хотя в Формуле-2 команда имела вполне конкурентоспособную машину, сезон 1972 года в Формуле-1 получился катастрофическим. Лауда был в отчаянии и хотел всё бросить, однако затем взял ещё один банковский кредит и купил себе место в команде BRM на сезон года. Он был быстр и в отдельных эпизодах показывал высокие результаты, но команду преследовали неудачи.
Талант Лауды проявился по-настоящему лишь тогда, когда его партнёр по команде BRM Клей Регаццони перешёл в 1974 году в команду Феррари, и её владелец Энцо Феррари поинтересовался у него, что он думает о Ники Лауде. Регаццони высказался положительно, и Феррари подписала контракт с Лаудой на сезон года. Это был первый сезон, когда Ники стали платить достаточную сумму, чтобы он мог расплачиваться со своими долгами.
Ссылки
Награды | ||
---|---|---|
Предшественник:Франц Кламмер | Австрийский спортсмен года | Преемник:Зепп Вальхер |
Предшественник:Нельсон Пике | AutosportInternational Racing Driver Award | Преемник:Ален Прост |
Спортивные достижения | ||
Предшественник:Джеймс Хант | Победитель BRDC International Trophy | Преемник:Джеймс Хант |
Предшественник:Эмерсон Фиттипальди | Чемпион мира Формулы-1 | Преемник:Джеймс Хант |
Предшественник:Джеймс Хант | Чемпион мира Формулы-1 | Преемник:Марио Андретти |
Предшественник:Никто | Чемпион Procar BMW M11979 | Преемник:Нельсон Пике |
Предшественник:Нельсон Пике | Чемпион мира Формулы-1 | Преемник:Ален Прост |
Причина смерти Ники Лауда
Умер Ники Лауда 20 мая, мирно оставив этот мир в кругу своей семьи на семидесятом году жизни.
Проблемы со здоровьем преследовали легенду на протяжении нескольких лет. В прошлом году Ники перенес трансплантацию легкого после тяжело перенесенной пневмонии. Пересадка органов прошла хорошо, но бывшему гонщику потребовалось провести в больнице несколько месяцев.
После выписки Лауда быстро шел на поправку, пока в начале 2019 года не заболел гриппом, который повлек за собой осложнения. Подробностей о состоянии здоровья известно не было, однако поступала информация о возникших проблемах с почками.
Карьера в Феррари[править | править код]
Команда Феррари после неудачных выступлений в начале 1970-х годов, кульминацией которых стал провальный сезон 1973 года, была в году сформирована практически заново под руководством Луки ди Монтедземоло. Доверие, которое проявила команда к не очень известному Ники Лауде, стало быстро оправдываться — уже в своей дебютной гонке за Феррари, Гран-при Аргентины, Лауда занял второе место. Первая победа в Формуле-1, которая была также первой для Феррари с года, была завоёвана им спустя лишь три гонки, на Гран-при Испании
Однако, хотя Лауда привлёк всеобщее внимание в сезоне 1974 года, завоевав, в частности, восемь поулов (из них шесть подряд), недостаток опыта и недостаточная надёжность машин Феррари привели к тому, что он смог победить ещё только один раз, на Гран-при Нидерландов, и по итогам сезона занял в чемпионате четвёртое место. В ходе чемпионата он продемонстрировал также большое усердие в тестировании и совершенствовании машин Феррари.
Сезон года начался для Лауды не очень хорошо — в первых четырёх гонках он не смог подняться выше пятого места. Но затем, начав выступать на новой машине Феррари 312Т, он выиграл четыре гонки из следующих пяти. Выиграв также последнюю гонку сезона, Гран-при США, Ники Лауда в первый раз стал чемпионом мира.
Лауда на Ferrari 312 T2.
В сезоне года Лауда, напротив, сразу захватил лидерство — в первых шести гонках он одержал четыре победы и два раза занял второе место. Когда Ники одержал пятую победу на Гран-при Великобритании, он более чем в два раза опережал по количеству очков ближайшего соперника Джоди Шектера, и казалось, что ничто не может помешать ему завоевать второй чемпионский титул. Это было бы достижением, которого никто не добивался с 1960 года, когда Джек Брэбхем завоевал второй подряд чемпионский титул. Но в следующей гонке, Гран-при Германии, проходившем на длинной трассе в Нюрбурге, Ники Лауда попал в серьёзную аварию.
На втором круге гонки машина Лауды сорвалась с трассы, предположительно из-за неисправной задней подвески, ударилась в ограждение и вылетела обратно на трассу, где оказалась на пути ехавшего сзади Бретта Лунгера, который на высокой скорости врезался в машину Лауды. Обе машины загорелись, но Лунгер смог быстро выбраться из своей машины, а Лауда оказался зажат между обломками. Лунгер, а также подъехавшие к месту аварии немного позже Артуро Мерцарио и Гай Эдвардс пытались достать Лауду из горящей машины, но смогли это сделать не сразу, и Лауда получил обширные ожоги головы и, кроме того, некоторое время вынужден был вдыхать токсичные продукты горения. Хотя он был в сознании и даже пытался встать после того, как его извлекли из машины, позже в больнице Ники впал в кому, и врачи сомневались в том, что он выживет.
Однако Лауда не только выжил, но и вернулся в гонки спустя всего шесть недель после аварии, пропустив только две гонки. После аварии у него осталось множество шрамов на голове, и он постоянно ходил в красной кепке Parmalat, которая стала одним из узнаваемых прессой и публикой атрибутов. Лауда сделал только одну пластическую операцию, чтобы полностью восстановить веки глаз, а остальные повреждения, по его словам, не очень тяготили его.
В первой же гонке после возвращения, Гран-при Италии, Лауда выступил достаточно хорошо и занял четвёртое место. Но в двух гонках в отсутствие Лауды пилот Макларена Джеймс Хант смог сократить отставание в чемпионате, а затем выиграл ещё две гонки — Гран-при Канады и США — и перед последней гонкой сезона, Гран-при Японии, отставал от Лауды лишь на три очка. В Японии Лауда квалифицировался третьим, всего на одну позицию ниже Ханта, однако гонка началась при очень сильном дожде. После двух кругов Лауда остановил свою машину и выбыл из гонки, объяснив, что продолжать её в таких условиях было слишком опасно. Джеймс Хант лидировал в течение большинства кругов, затем проколол колесо и откатился назад, но смог вновь прорваться наверх и закончил гонку на третьем месте. В результате Хант выиграл чемпионат, опередив Ники Лауду всего на одно очко.
Это решение Лауды прекратить гонку испортило его отношения с командой Феррари, которые были до этого очень хорошими. Из-за этого сезон года получился трудным для Лауды, хотя выиграть чемпионат для него не составило труда — громких побед он не одерживал, но выступал очень стабильно. В середине сезона он объявил о своём намерении покинуть Феррари после конца сезона, но сделал это даже раньше, после того, как на Гран-при Канады Феррари объявила о выступлении на третьей машине неизвестного тогда Жиля Вильнёва. В двух последних гонках сезона Ники Лауда не участвовал, но, несмотря на это, набранных очков ему хватило для того, чтобы второй раз стать чемпионом.
Результаты чемпионата мира Формулы-1
- 13 сезонов в чемпионате мира Формула-1
- 171 Чемпионат мира Формулы-1 стартует
- Чемпион мира , и 1984 годов.
- 42 Гран-при на вершине чемпионата мира
- 25 побед
- 24 поул-позиции
- 24 самых быстрых круга в гонке
- 3 хет-трика
- 1 удар
- 54 подиума
- 73 раза в баллах
- 420,5 очков набрано
- 41 раз выигрывал Гран-при
- 1593 круга впереди
- 80 выводов
Время года | Стабильный | Рамка | Двигатель | Шины | GP оспаривается | Побед | Поул- позиции | Лучшие круги | Очки вписаны | Рейтинг |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1971 г. | Гоночная команда STP March | 711 | Форд DFV V8 | Firestone | 1 | NC | ||||
1972 г. | Гоночная команда STP March | 721 721X 721 г | Форд DFV V8 | Firestone | 12 | NC | ||||
Мальборо BRM | P160C P160D P160E | BRM P142 V12 | Firestone | 14 | 2 | 17 чт | ||||
1974 г. | Scuderia Ferrari SpA SEFAC | 312 B3 | Феррари 001/11 F12 | Хороший год | 15 | 2 | 9 | 3 | 38 | 4 чт |
1975 г. | Scuderia Ferrari SpA SEFAC | 312 B3 312 т | Феррари 001/11 F12 Феррари 015 F12 | Хороший год | 14 | 5 | 9 | 2 | 64,5 | Чемпион |
1976 г. | Scuderia Ferrari SpA SEFAC | 312 т 312 т2 | Феррари 015 F12 | Хороший год | 14 | 5 | 3 | 4 | 68 | 2- й |
1977 г. | Scuderia Ferrari SpA SEFAC | 312 Т2 | Феррари 015 F12 | Хороший год | 14 | 3 | 2 | 3 | 72 | Чемпион |
1978 г. | Parmalat Racing Team | BT45C BT46A BT46B | Альфа Ромео 115-12 F12 | Хороший год | 16 | 2 | 1 | 4 | 44 год | 4 чт |
1979 г. | Parmalat Racing Team | BT48 BT49 | Альфа Ромео 1260 V12 Ford DFV V8 | Хороший год | 13 | 4 | 14 чт | |||
1982 г. | Мальборо Макларен Интернэшнл | MP4 / 1 MP4 / 1B | Форд DFV V8 | Мишлен | 14 | 2 | 1 | 30 | 5 чт | |
1983 г. | Мальборо Макларен Интернэшнл | MP4 / 1C MP4 / 1E | Ford DFV V8 TAG P01 V6 Turbo | Мишлен | 14 | 1 | 12 | 10 чт | ||
1984 г. | Мальборо Макларен Интернэшнл | MP4 / 2 | TAG P01 V6 Turbo | Мишлен | 16 | 5 | 5 | 72 | Чемпион | |
1985 г. | Мальборо Макларен Интернэшнл | MP4 / 2B | TAG P01 V6 Turbo | Хороший год | 14 | 1 | 1 | 14 | 10 чт | |
Общее | 171 | 25 | 24 | 24 | 420,5 |
Гонки
Первое время увлечение сына не вызывало беспокойства. Позже, когда в 19 лет юноша стартует в гонках на Купере, отец бьет тревогу, но изменить уже ничего не может. Карьера юного венского гонщика быстро пошла вверх, но строил он ее самостоятельно, без материальной поддержки отца, который выступал ее противником.
Страсть к гонкам неоднократно приводила молодого австрийца к авариям. Первой была разбитая им «Austin Cooper S1300», которую он угонял из отцовского гаража. Не раз он набивает шишки на гонках «Формулы-3», на соревнованиях в Асперне, где его эффектный переворот показали по телевидению. В Зольдере на его пути оказалась машина «скорой помощи».
Ники Лауда в последние годы
Осознавая неоправданность риска, в 1971 году переходит в «Формулу-2». До королевских гонок остается один шаг. Свою карьеру спортсмен финансирует самостоятельно. Для этого ему приходится брать кредиты, которые он легко получает благодаря финансовому положению семьи. Чтобы взять кредит на пять лет, размещает на своем шлеме рекламу банка.
Первый кредит был взят в 1970 г, чтобы купить гоночный «Порше 908». С каждым годом ссуды растут, ему удается добиться незначительных, но прогрессирующих результатов. Ради карьеры приходилось голодать, экономить и наращивать долги. Труд и упорство, с которым Ники идет к своей цели, сделают из него одного из самых высокооплачиваемых гонщиков.
Похороны Ники Лауды
Прощание с легендарным чемпионом состоялось 29 мая в Вене. В Собор Святого Стефана пришли сотни людей, чтобы проводить в последний путь великого автогонщика. Могила Ники Лауды находится на Хайлигенштадтском кладбище. Панихиду было решено отложить на 29 число, поскольку в период с 22 по 26 мая проходило Гран-при. В результате у коллег Лауды появилась возможность проститься с ним.
Похороны Ники Лауды
На похоронах Ники присутствовали звёзды мировой величины, многие автогонщики, знаменитые чемпионы, актёр Арнольд Шварценеггер и даже президент Австрии.
В общей сложности 500 человек получили приглашение на церемонию прощания и погребения. В течение трёх часов (с 9 до 12) каждый желающий мог зайти в собор и сказать последние слова своему кумиру. Таких людей собралось очень много, даже дождливая погода не спугнула почитателей, желавших попрощаться с легендой «Формулы-1».
Попрощаться с легендой пришли сотни человек
На крышку гроба Лауды положили шлем чемпиона. Родственники приняли решение не открывать гроб, но сказали, что Ники отправился в последний путь в гоночном костюме «Феррари».
Life after Formula One[]
Lauda founded his first airline, Lauda Air, in April 1979. In 2000, he was ousted from the Lauda Air board. In late 2003, Lauda acquired the former Aero Lloyd Austria operation and set up a new airline, Niki. He held a commercial pilot’s license and occasionally acted as captain on his airline.
While he was airline manager at Lauda Air, he was appointed consultant at Ferrari by Luca di Montezemolo in an effort to rejuvenate the team. In mid-, he was appointed Chairman of Jaguar, but was removed from his position after the season.
In , he was appointed the chairman of Mercedes Grand Prix.
Lauda died on 20 May 2019 at University Hospital Zürich at the age of 70 following a period of ill health.
Достижения Ники Лауда в автоспорте
Автоспорт, в частности Формула 1, неразрывно связан с Ники. Австрийский гонщик не единожды становился победителем самых престижных гонок. Лауда всегда упорно шел к своей цели, не обращая внимания на трудности. В доказательство этому достаточно вспомнить Гран-при в Германии 1976 года, когда гонщик попал в серьезную аварию. Лауда не мог выбраться из загоревшегося болида, в результате чего получил немало травм, сильные ожоги головы и отравление токсичными газами. В больнице впал в кому, а врачи сомневались, что он сможет из нее выйти.
Думаете, 76-й год стал последним в спортивной карьере гонщика? Как бы не так! В 1977 году Лауда выиграл Формулу 1 с командой Феррари, а спустя семь лет – в составе McLaren. Более того, спортсмен с легкостью отнесся к полученным травмам и нашел плюсы в потере части уха, сославшись на то, что без него стало удобнее пользоваться телефоном.
Карьера гонщика завершилась в 1985 году, однако завязывать с автоспортом Ники не планировал. Несколько лет спортсмен занимался управлением собственной компанией. В последние годы жизни занимал пост неисполнительного председателя совета директоров Mercedes AMG.
Несмотря на множество достижений и огромный вклад в популяризацию автоспорта, Лауда относился к своим трофеям с иронией. Например, когда гонщик впервые стал чемпионом, кубки он отдал своему соседу и хозяину гаража по совместительству. Единственное, что получил Ники от этой сделки – бесплатную мойку машины.
Напоминаем, следить за автоспортом можно не только в нашем разделе Новости, но и в букмекерской конторе 1win. Используйте при регистрации промокод 1win vip1win и получите до 50 000 в подарок.
Мне нравитсяНе нравится
Вам будет интересно
Будапешт Трофи 2021: участники, расписание
Чемпионат мира по боксу 2021 среди мужчин
Ставки на НХЛ 2021-2022
Finlandia Trophy 2021: участники, расписание, трансляции
Ставки на фаворита сезона НБА 2021-2022
Лучшие игры на айфон 2021: топ 5