Как пишется «незнаю» или «не знаю», слитно или раздельно?

Оглавление

Правописание слова «никакой»

Следующий шаг в опре­де­ле­нии слит­но­го или раз­дель­но­го напи­са­ния рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва пред­при­мем, разо­брав его по составу:

никакой — приставка/корень/окончание

Эта лек­се­ма обра­зо­ва­на с помо­щью при­став­ки ни- от одно­ко­рен­но­го отно­си­тель­но­го место­име­ния «какой»:

какой → никакой.

Все эти иссле­до­ва­ния поз­во­лят с уве­рен­но­стью утверждать:

Слово «ника­кой» пишет­ся слит­но с при­став­кой ни-.

Раздельное написание слова «ни какой»

Это отри­ца­тель­ное место­име­ние может быть напи­са­но раз­дель­но, если в падеж­ной фор­ме появит­ся пред­лог меж­ду началь­ным «ни» и сло­вом, например:

  • ни с какой про­бле­мой не встретились;
  • ни в какую не соглашаться;
  • ни о каком пред­ло­же­нии нет и речи;
  • ни у како­го дома не видно.

Отличаем так­же раз­дель­ное напи­са­ние сочи­ни­тель­но­го повто­ря­ю­ще­го­ся сою­за «ни…ни» с отно­си­тель­ным место­име­ни­ем «какой», кото­рое исполь­зу­ет­ся в каче­стве союз­но­го сло­ва в при­да­точ­ной части слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния, например:

Склонение слова «никакой»

Слово «ника­кой» может обо­зна­чать место­име­ние в фор­ме муж­ско­го или жен­ско­го рода един­ствен­но­го чис­ла в зави­си­мо­сти от падежа.

Понаблюдаем за изме­не­ни­ем по паде­жам, чис­лам и родам дан­но­го отри­ца­тель­но­го местоимения.

  • и. п. никако́й, никака́я, никако́е, никаки́е
  • р. п. никако́го, никако́й, никако́го, никаки́х
  • д. п. никако́му, никако́й, никако́му, никаки́м
  • в. п. никако́й, никака́я, никако́й, никаки́е
  • т. п. никаки́м, никако́й, никаки́м, никаки́ми
  • п. п. о никако́м,  никако́й, никако́м, никаки́х

Сделаем вывод, что неза­ви­си­мо от родо­вой при­над­леж­но­сти ана­ли­зи­ру­е­мая сло­во­фор­ма пишет­ся слитно.

Отметим еще одно наблю­де­ние, что в пред­ло­же­нии обя­за­тель­но име­ет­ся ска­зу­е­мое с отри­ца­тель­ной части­цей «не» или выра­жен­ное сло­ва­ми «нет», «нель­зя» и пр. Это дока­зы­ва­ет, что место­име­ние «ника­кой» уси­ли­ва­ет это отри­ца­ние и пишет­ся с без­удар­ной при­став­кой ни-, а не с не-.

Сравним, как пишут­ся сло­ва «нико­му́ и не́кому».

Аналогично пра­виль­но выбе­рем слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние слов:

  • ниче­го или ни чего;
  • нико­му или ни кому;

Скачать ста­тью: PDF

Рубинчик Людмила Ивановна

Внутренние чувства человека

Сердечный червь

Отношения или дружба, которые вы не можете выкинуть из головы, о которых вы думали, что они давно затухли, но которые до сих пор живы и не закончены, как покинутый лагерь, чьи тлеющие угольки все еще могут разжечь огонь в лесу.

Анемоия

Ностальгия по временам, о которых вы никогда не знали.

Представьте, что вы переступили через рамку в коричневый туман, где вы можете сидеть в стороне дороги и наблюдать, как проходят местные жители, жившие и умершие до того, как кто-либо из нас прибыл сюда, кто спит в тех же домах, что и мы, смотрят на ту же Луну, дышат тем же воздухом, чувствуют ту же кровь по венам и живут в совершенно другом мире.

Мал де Куку

Явление, при котором у вас активная социальная жизнь, но очень мало близких друзей — людей, которым вы можете доверять, с которыми вы можете быть собой, которые могут избавить вас от всех психологических токсинов, накапливающихся со временем.

Это форма острого социального недоедания, при котором даже если вы съедите все в буфете, у вас все равно будут приступы голода.

Болезненное желание

Когда вы считаете человека настолько привлекательным, что это в своем роде вас раздражает.

Кайросклероз

Момент, когда вы понимаете, что вы сейчас счастливы, сознательно пытаясь насладиться ощущением.

Полуночник

Повторяющаяся мысль, которая настигает вас поздно ночью.

Просроченная задача, назойливое чувство вины, надвигающееся и бесформенное будущее – которая крутится над вами в течение дня, клюет ваше подсознание, пока вы пытаетесь уснуть, которую вы можете игнорировать неделями, только чтобы почувствовать ее присутствие парения за окном, ожидающую, пока вы не закончите пить кофе, тихо вьющую гнездо.

Паро

Чувство, что, что бы вы не делали, это всегда неправильно, что любая попытка комфортно пройти через этот мир, закончится пересечением невидимого табу.

Середина лета

Праздник, который отмечается в день вашего 26-летия, который знаменует момент, когда молодость официально уже не является уважительной причиной.

Когда вам нужно начать собирать урожай, даже если он едва пустил корни, момент, когда чувствуется, что дни становятся короче, когда даже пыльца в воздухе напоминает вам о приближающемся снеге.

Ригор Самса

Психологический экзоскелет, который может защитить вас от боли и сдержать ваши тревоги, но всегда трескается под давлением или опустошается временем, и снова вырастает, пока вы не выработаете более умную эмоциональную структуру.

Гноссиен

Момент осознания, что у кто-то, кого вы знали годами, все еще есть личная и загадочная внутренняя жизнь, и где-то в коридорах его личности есть дверь, запертая изнутри, лестница, ведущая в крыло дома, которое вы никогда полностью не исследовали.

Катоптрик Тристессе

Печаль, что вы никогда по-настоящему не узнаете, что другие люди думают о вас, будь-то хорошее или плохое.

Мимеомиа

Разочарование от понимания того, как легко вы совпадаете со стереотипом, даже если не хотите этого, даже если это несправедливо, даже если каждый чувствует также.

Семафоризм

Подсказка в разговоре, когда вы хотите сказать что-то личное на тему, но не идете дальше – сопереживающий кивок, недосказанный анекдот, таинственное «я знаю это чувство», которое вы вставляете в разговор, как маленькие флажки, предупреждающие, что что-то зарыто под поверхностью.

Фата органа

Вспышка настоящей эмоции, промелькнувшей у кого-то сидящего в комнате.

Исступленный шок

Всплеск энергии, когда вы ловите взгляд того, кто вам нравится.

Ксено

Самая маленькая измеряемая единица человеческой связи, обычно обмениваемая между проходящими незнакомцами. 

Флиртующий взгляд, сочувствующий кивок, совместный смех, связанный со странным совпадением – беглые и случайные моменты, которые все же содержат сильные эмоциональные составляющие, которые смягчают симптомы одиночества.

Авенуа

Желание, чтобы воспоминание протекало в обратном направлении.

Математическое обоснование эффекта Даннинга-Крюгера

Давайте разберемся что происходит с человеком в процессе познания и как это связано с эффектом Даннинга-Крюгера.

Обозначения

  • К1 = Я знаю.
  • К2 = Я знаю, что я не знаю. Осознанное непознанное.
  • К3 = Я не знаю, что я не знаю. Это все знание человечества.
  • К4 = Абсолютное знание.

К1 очень маленький. K2 чуть больше, чем К1.

В процессе познания К1 растет быстрее, чем К2.

Долина отчаяния

К2 очень сильно вырастает. Такое бывает после перехода на крупные проекты с очень маленьких, посещения конференций или начала прослушиваний подкастов.

К1 не успевает за увеличением К2.

Сразу становится понятно что нужно делать, чтобы выбраться из Долины Отчаяния. Нужно прокачивать существующие знания (К1). Можно ограничить рост К2. Такое стоит осознанно делать если вам абсолютно некомфортно в Долине Отчаяния. Лично мне комфортно ссылаться на Сократа и оставаться в Долине Отчаяния.

Нужно понимать, что даже в этой долине нет стагнации. Объем ваших знаний все равно растет. Но растет и осознанное непознанное (К2). По ощущениям вы остаетесь в этой долине. Однако продолжайте свое развитие. И тогда К1 начнет догонять К2 и выберетесь на Склон Просветления.

Склон Просветления

К1 растет быстрее чем К2.

Вот что нужно сделать, чтобы рост К1 опережал рост К2:

  1. Начать более интенсивно изучать свою область.
  2. Выбрать более узкую специализацию.
  3. Ограничить рост К2
    • перестать слушать подкасты;
    • перестать посещать конференции;
    • downshifting.

Способы 1-2 хороши. Способ 3 стоит применять при наличии психологических проблем.

Плато Стабильности

К1 догоняет К2. Такое уже было с нами на Пике Глупости.

Плато Стабильности от Пика Глупости отличается только соотношением К2 и К3. На Плато Стабильности К2 должно быть очень близким к К3. Однако распознать это непросто. Ведь на предыдущем этапе у нас рост К2 был очень сильно ограничен. Посмотрите внимательно вокруг.

Слово «незнающий» пишется слитно

Чтобы понять, когда сло­во «незна­ю­щий» пишет­ся слит­но, сна­ча­ла выяс­ним часть речи и спо­соб его обра­зо­ва­ния.

Глагол «знать» обра­зу­ет дей­стви­тель­ное при­ча­стие насто­я­ще­го вре­ме­ни:

знать — (что дела­ю­щий?) знающий.

Если это при­ча­стие поте­ря­ет при­знак дей­ствия, то оно ста­нет при­ла­га­тель­ным.

«Знающий» — это зна­чит «опыт­ный», «ком­пе­тент­ный», «эру­ди­ро­ван­ный», «про­све­щён­ный». Чаще все­го это сло­во упо­треб­ля­ет­ся в зна­че­нии при­ла­га­тель­но­го.

С помо­щью при­став­ки не- оно обра­зу­ет сло­во с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем:

зна­ю­щий → незна­ю­щий.

Незнающий чело­век непра­виль­но ука­зал в анке­те адрес учре­жде­ния.

Выбираем слит­ное напи­са­ние в соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфо­гра­фии.

Слово «незна­ю­щий» пишет­ся слит­но с при­став­кой не-, если оно име­ет про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние и его мож­но заме­нить сино­ни­мом без этой при­став­ки.

Понаблюдаем, как пишут­ся с при­став­кой не- сло­ва раз­ных частей речи:

  • непри­я­тель — враг,
  • неболь­шой — малень­кий,
  • нечасто — ред­ко.

Отметим, что это сло­во мож­но заме­нить сино­ни­мом без при­став­ки «мало­све­ду­щий». Оно упо­треб­ля­ет­ся в пред­ло­же­нии с утвер­жде­ни­ем

Немаловажно, что у это­го при­ла­га­тель­но­го нет зави­си­мо­го сло­ва. Рядом с ним могут быть наре­чия меры и сте­пе­ни (совер­шен­но, абсо­лют­но)

Они не вли­я­ют на его слит­ное напи­са­ние. Также обра­тим вни­ма­ние, что в пред­ло­же­нии отсут­ству­ют про­ти­во­по­став­ле­ние, части­цы «дале­ко», «вовсе», «отнюдь» и отри­ца­тель­ные сло­ва с началь­ным ни-.

Примеры

На уро­ке незна­ю­щий уче­ник не смог про­чи­тать сти­хо­тво­ре­ние о зиме.

Об этой акции незна­ю­щий сотруд­ник не про­ин­фор­ми­ро­вал нас.

В нашем отде­ле не нужен совер­шен­но незна­ю­щий чело­век.

Чем отличаются частицы НЕ и НИ?

Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.

НЕ, НИ: правило, примеры

Частица «НЕ» используется:

В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.

В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.

В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)

В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.

В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).

В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.

Частица «НИ» используется:

Для усиления отрицания.

При повторении, приобретая значение союза.

В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.

В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.

В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.

Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!

Правило

«Не» с глаголами пишется всегда отдельно.

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Почему полезно быть разносторонним

Люди ограничивают себя и не изучают новое, потому что боятся неизвестности. Их мысли выглядят примерно так: «А вдруг информация, которую я буду изучать, окажется недостоверной. А если эти знания мне не пригодятся, зачем вообще заниматься их изучением?». Чтобы перенаправить мышление, нужно знать о преимуществах разностороннего человека.

  • Более широкий кругозор. У всесторонне развитого человека есть возможность смотреть на ситуации с разных углов. А это помогает принимать правильные решения.
  • Большое количество друзей. Тот, кто многое изучал, является очень интересным собеседником. Люди к нему тянутся сами.
  • Жизнь становится ярче. Если вы каждый день занимаетесь одними и теми же делами, жизнь становится скучной и однообразной. А изучение чего–нибудь нового добавляет красок.
  • Повышается мотивация. Чтобы быть разносторонним, нужно окружать себя такими же людьми. С них можно брать пример и заряжаться.
  • Развивается креативность. Разносторонний человек может генерировать идеи, используя несколько областей знаний. Так они становятся более интересными и необычными.

Также можно почитать: Для чего нужна мотивация

Что сказать, когда в голове будто пустота

Бывает, что вы попадаете в такое состояние, когда кажется, будто разум не может нормально работать, чтобы вести беседу. Это происходит из-за некоторых мыслей и чувств.

Лучше, конечно, не попадать в такое состояние. Для этого не нужно постоянно сомневаться, критиковать или задаваться вопросом, что о вас думают другие. Эта регулярная неуверенность в себе — пустая трата энергии. Она вас эмоционально подавляет и заставляет терять способность общаться.

Попробуйте просто подвигаться, походить туда-сюда, погулять. Не нужно бороться с неуверенностью в себе, иначе проиграешь. Вместо этого, прервите эту неуверенность, и отвлекитесь от неё.

Мысленно скажите себе, что вы побеспокоитесь об этом позже, когда вернетесь домой. 

Отвлекаясь от неуверенности в себе, ваши разговорные навыки со временем будут улучшаться, и ваш ум больше не будет пустым.

Часть речи слова не знаю

Установить категории слов несложно. Написание регулируется морфологическими, синтаксическими признаками.

Не – частица, которая добавляет лексеме дополнительный смысл. Служебный компонент речи без лексического значения, не выражает глагольного деяния. Постановка вопроса невозможна. Назначение – логическая связь предложений, словосочетаний.

Знать – глагол-инфинитив, обозначающий состояние предмета. Считается самостоятельной секцией речевого контента с неизменными характеристиками залога, переходности, возвратности, спряжения. Функция – одна из составляющих языковой единицы синтаксиса, чаще всего — сказуемое.

Примеры эффекта Даннинга-Крюгера

Если у вас нет склонностей к изучению иностранных языков, вам может быть непросто осознать это. Дело в том, что вам не хватает нужных навыков, чтобы отличить настоящего носителя языка от ненастоящего. Если вы не воспринимаете на слух разницу между двумя разными фонемами, то как вы определите, у кого правильное произношение? Если бы вы знали лишь несколько слов на иностранном языке, то как бы оценили свой словарный запас по сравнению с другими людьми?

Или, быть может, вы уже не раз слышали, как кто-то постоянно говорит о вещах, о которых не имеет ни малейшего понятия, а те, кто обладает необходимыми знаниями, молчат. Примеры данного эффекта можно заметить и в масс-медиа

Так, люди обращают внимание на тех, кто говорит с уверенностью в голосе, пускай и неправду

Часть речи слова «не знаю»

Чтобы опре­де­лить часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит инте­ре­су­ю­щая нас сло­во­фор­ма, вос­поль­зу­ем­ся выска­зы­ва­ни­ем:

Анализируемое сло­во обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка. Значит, это гла­гол, началь­ной фор­мой кото­ро­го явля­ет­ся сло­во «знать».

Понаблюдаем, как он изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам в фор­мах насто­я­ще­го вре­ме­ни:

  • 1 лицо я знаю — мы зна­ем
  • 2 лицо ты зна­ешь — вы зна­е­те
  • 3 лицо он зна­ет — они зна­ют.

Выяснено, что суще­ству­ет само­сто­я­тель­ная сло­во­фор­ма гла­го­ла 1 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни «знаю», кото­рая обла­да­ет утвер­ди­тель­ным зна­че­ни­ем:

И вот в этой гла­голь­ной фор­ме появ­ля­ет­ся «не». Что это за ком­по­нент, при­став­ка или нечто иное?

«Не» — это части­ца, кото­рая, напро­тив, созда­ет отри­ца­тель­ный смысл любо­го выска­зы­ва­ния:

Слитное написание глаголов

Правила существуют, чтобы их нарушать. Расхожее выражение неоднократно служило оправданием нежелательных действий. Казалось бы, для русского языка приведенное поведение недопустимо. Если «незнаешь» как пишется слитно или раздельно, написать неправильно плохо. В лучшем случае учитель просто снизит балл. В худшем — читатели не поймут написанного и придется подробнее объяснять собственные мысли.

Несмотря на это, даже в русском языке есть слова, которые отказываются подчиняться даже основным правилам. Как будто нарушители протаскивают в язык собственные нормы и правила. Среди «шпионов» встречаются отрицающие старое пожелание писать частицу «не» отдельно от глагола.

Например, если глагол уже содержит «не» в начале слова и буквенное сочетание превратилось в часть приставки или корня. Главная особенность описываемых слов —не употребляются без «не». Перечислим основные слова:

«негодовать, ненавидеть, недоумевать»

Вряд ли грамотный человек может сказать «я доумеваю» или «я годую». Разве что в порядке юмора.

Проверим, относится ли наше слово к исключениям. Можно сказать и «знаю» и «не знаю». Вопрос как правильно «незнаю или не знаю» имеет вполне объективный и очевидный ответ.

Приставка недо

В русском языке существует еще одна, очень схожая приставка «недо». Как правило, часть слова указывает на неполноту или недостаточность. Например

Правда, более правильно говорить не об одно приставке «недо», а о двух приставках сразу в одном слове. Здесь равноправная приставка «не» соседствует с другой равноправной приставкой «до». Главная особенность описываемых глаголов — приобретение нового лексического значения в сравнении с аналогичным словом без приставки.

Недопустимо путать разные слова и писать неправильно.

Частица НЕ с разными частями речи

С существительными и прилагательными

НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.

НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.

С наречиями

НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).

Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.

С местоимениями

НЕ с местоимениями пишется раздельно.

С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.

С причастиями

НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.

НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.

С деепричастиями

НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).

Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.

По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.

Как пишется слово «не знаю»

Давайте совместными усилиями выясним как пишется слово «не знаю». Читателю предстоит провести небольшое исследование и определить часть речи для искомого слова. Напишем или произнесем предложение:

«Я не знаю, что будет завтра»

«Я не знаю, что посоветовать моему другу для разрешения недоразумения»

Мы написали предложение чтобы узнать, что означает само выражение «я не знаю». Для упрощения было специально использовано местоимение «я», с которым в паре работает искомое «не знаю». Получается, что слово обозначает состояние человека или действие. Часть речи глагол!

Попробуем теперь выяснить начальную форму. Придется побыть своеобразными ищейками, где истинное сокровище — правильно подобранное слово. Начальная форма звучит «знать». Форма глагола удовлетворяет всем признакам начальной формы. Читатель, конечно, знает искомые нормы.

Возьмем глагол в настоящем времени, и пронаблюдаем изменения по лицам:

  • Первое лицо. Я знаю.
  • Второе лицо. Ты знаешь. Допускается произносить «вы знаете». Верно, если используется уважительное обращение, либо человек обращается к группе лиц.
  • Третье лицо. Он знает. Допускается произносить «они знают». Верно, если человек обращается к группе лиц, а вот для уважительного обращения достаточно использовать первый вариант.

Утверждение и отрицание

Выше читатель выяснил, что существует самостоятельная форма глагола от первого лица «я знаю». Живое утверждение, которое может быть легко превращено в отрицание добавлением простой частицей «не».

Давайте посмотрим, что получится:

«Я пока не знаю, что посоветовать другу для решения проблемы»

«Я не знаю, как мне выполнить задания вечером»

Но давайте не будем торопиться.

Почему «не» пишется раздельно?

Пытливый ум не будет уверен в слове «не знаю», как пишется непонятно. Вдруг, читатель столкнулся вовсе не с частицей, а приставкой? Писатель совершит ужасную ошибку, если приставку напишет отдельно от основного слова.

Чтобы выяснить приставка «не» или частица, следует взглянуть на лексическое значение слова.

Частица «не» служит для отрицания. Например:

«Плохо не помнить смысл частицы «не». Даже не смешно. Если не знать предмет, не придется вставать, а ученик не сможет ответить»

Но хитрое слово «не знаю» как пишется выясняется с трудом. Ведь, существуют и приставки, предназначенные для отрицания. Например,

«Неправда, что отрицает только частица «не». Неслышные овации учителя не раздаются для ученика, не сделавшего урок»

В чем разница и как узнать как пишется «не знаю»?

Приставка и частица

Сказанное выше действительно правда. Но пытливый ум мог пропустить другую важную особенность рассматриваемого слова — принадлежность к конкретной части речи. Ведь, слово «неслышно» это не глагол. Да и «неправда» вряд ли может быть отнесена к этой части речи. Разве что по человеческому незнанию.

Перед читателем наречие, а эта часть речи вполне может существовать вместе с приставкой «не». Чему большинство из нас может быть свидетелем буквально каждый день. Наречие любит приставки. Но можно очень серьезно ошибиться, если перепутать наречие с глаголом!

Так что, читатель выяснил как пишется слово «не знаю» и можно закрывать вопрос? Почти. Встречается еще парочка нюансов.

О пользе скептицизма

И тут нам на помощь приходит философия скептицизма, зародившаяся еще в IV веке до н.э. В её основе лежит сомнение в существовании надёжного критерия истины. Иными словами, древнегреческие скептики утверждали, что мы никогда не можем быть полностью уверены в том, что знаем. Это положение спустя два тысячелетия легло в основу теории Монтеня. Он утверждал, что любые общие правила, догмы и традиции должны быть подвергнуты критическому анализу. Что ничто нельзя принимать на веру. Французский мыслитель был убеждён в опасности общепринятого знания, ведь его никто никогда не проверяет, не добирается «до основания, где коренится ошибка или слабое место».

«Именно в ситуации, когда нечто разумеется «само собой», следует пойти и посмотреть. Чтобы обнаружить, что это «само собой» состоит из огромного числа вопросов, оставленных без ответа», — вторил ему через несколько столетий другой западноевропейский философ Ролан Барт. Аналогичный подход занимает центральное место и в восточной практике дзен, где именуется «сознание начинающего».

«Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно — он-то и делает открытие».Альберт Эйнштейн

Специалист уверен, что глубоко разбирается в вопросе, но убеждения и знания зачастую лишь ограничивают его обзор, мешая увидеть новые пути и возможности. Новичок же смотрит на проблему свежим, незамутненным взглядом. Именно поэтому ему под силу найти нестандартные варианты её решения. Дзен культивирует «мудрость начинающего», помогая избавиться от привычных шаблонов мышления и посмотреть на мир под другим углом.

Эта практика перекликается с правилом пяти «почему», изобретённым Сакити Тоёда для поиска первопричины проблем. Столкнувшись с определённым убеждением, следует спросить себя, почему вы так думаете, а затем, получив ответ, снова задать себе вопрос «почему?». Техника «почемучки» позволяет добраться до первопричины суждения, которая нередко оказывается уже неактуальной, навязанной вам извне или просто-напросто неверной.

Суть скептицизма и «сознания новичка» не в том, чтобы избавиться от мудрости, которую мы приобретаем с годами. Суть в том, чтобы накопленный опыт не заслонял собой новые перспективы. Наращивая свою экспертизу и компетентность, необходимо оставлять в сознании свободное место для креативных идей и регулярно проводить «инвентаризацию» существующего знания, очищая его от клише и устаревших стереотипов. Учиться удерживать в фокусе внимания и то, что мы знаем, и то, чего не знаем, чтобы видеть картину целиком.


Agnes Martin «Untitled Study for the Egg» (1960)

Значения

«Не знать», ясное дело, по существу прямо противоположно «знать». Слово это очень богатое, употребляется в самых разных смыслах (в том числе и с отрицанием), имея при том множество синонимов, общих и специфических:

  1. Не осознавать, не понимать, не ведать: «Как ни печально, но множество людей и в зрелом возрасте не знают своего предназначения в жизни»; «Да не знаю я, отчего у нас обмерзает холодильник! Вызови мастера». Синонимы: «не разуметь»; «не уразумевать».
  2. Не иметь определённых познаний, данных, сведений, не быть осведомлённым (сведущим), не владеть информацией: «Мы ещё не знаем всех деталей механизма взрывов сверхновых звёзд»; «Не знаю, подойдёт ли нам в кухню вот эта вытяжка». Синонимы: «не представлять»; «без понятия»; «вне понятия». Частичный синоним – «плавать <в>», применительно к образованию по части точных, естественных и гуманитарных наук: «Он плавает в географии».
  3. Не иметь специальных знаний, не разбираться: «Я не знаю всех способов прочистки засорившихся труб». Синонимы: «не обучен (обучена, обучены, обучено)»; «не сведущ (сведуща, сведущи, сведуще) <в/во>». Частичный: «без понятия <о>»; то же, в эмоциональных высказываниях, устойчивое словосочетание: «знать не знаю и ведать не ведаю».
  4. Не уметь, не владеть навыками: «Он не знает, как ездить на велосипеде»; «Ты не знаешь, как вести себя за столом!». Синонимы: «не иметь понятия», «не соображать». Частичный: «невдомёк».
  5. Не быть знакомым, не водиться, не поддерживать отношений: «После такого бессовестного обмана я тебя не знаю!». Синонимическое устойчивое словосочетание (эмоциональное): «знать не знаю и знать не желаю»
  6. Не узнавать, не выделять из совокупности подобных: «Я толком не знаю, кто наши соседи сверху». Синоним: «не иметь понятия». Частичные: «не догадываться», «не представлять», «не понимать» – «Кто был тот прохожий, я не знаю (не представляю), но он всё видел».
  7. Не испытывать, не переживать, не претерпевать: «Она на своём веку не знала сколько-нибудь серьёзных потрясений». Синоним: «не изведать».
  8. Испытывать недостаток (не в вещах и пр. материальных средствах), быть морально или эмоционально ограниченным в чём-то: «Весной на даче мы не знаем ни покоя, ни отдыха». Синоним «не располагать».
  9. Не блюсти (не соблюдать), не держаться в рамках, не учитывать обстоятельств и/или последствий: «Дорвётся мой благоверный до шашлыка – не знает удержу!» Синоним: «не признавать».
  10. Справляться о чём-либо, выражать нужду в информационной помощи (вопросительное): «Простите, а не знаете ли вы, где здесь ближайший продовольственный магазин?» Синонимы: «не подскажете», «не покажете», «не объясните», «не разъясните».