Как правильно написать слово не знаю слитно или раздельно

Оглавление

Грамматика

Выражение «не знаю» состоит из частицы «не» и глагола несовершенного вида «знать» в настоящем времени единственного числа 1-го лица; соответствующий совершенный глагол – «узнать». Постановка ударения не зна́ю. Вариантов переноса нет, так как частицы, в отличие от предлогов, от слов не отрываются, а однобуквенные слоги из строки в строку не переносятся. Варианты переноса морф (словоформ) появляются при спряжении и приведены ниже:

Первое лицо:

(Я) не зна́ю (настоящ.)/ не зна́л (прошедш. муж.)/ не зна́ла (прош. жен.).

(Мы) не зна́ем (настоящ.)/ не зна́ли (прошедш.)/ (Мне/нам) не зна́ть или не зна́ть (сослагательн.). Переносы: не зна́-ем; не зна́-ли.

Второе лицо:

  • (Ты) не зна́ешь (настоящ.)/ не зна́л(а) (прошедш.)/ <бы> не зна́л(а) или не зна́л(а) <бы> (сослагательн.)/ не зна́й (повелительн.). Перенос: не зна́-ешь.
  • (Вы) не зна́ете (настоящ.)/ не зна́ли (прошедш.)/<бы> не зна́ли или не зна́ли <бы> (сослагательн.)/ не зна́йте (повелительн.). Переносы: не зна́-ете; не зна́е-те; не зна́-ли.

Третье лицо:

  • (Он) не зна́ет (настоящ.)/ не зна́л (прошедш.)/<бы> не зна́л или не зна́л <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> не зна́ет (повелительн.). Перенос: не зна́-ет.
  • (Она) не зна́ет (настоящ.)/ не зна́ла (прошедш.)/<бы> не зна́ла или не зна́ла <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> не зна́ет (повелительн.). Переносы: не зна́-ет; не зна́-ла.
  • (Оно) не зна́ет (настоящ.)/ не зна́ло (прошедш.)/<бы> не зна́ло или не зна́ло <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> не зна́ет (повелительн.). Переносы: не зна́-ет; не зна́-ло.

(Они) не зна́ют (настоящ.)/ не зна́ли (прошедш.)/ не зна́ли или не зна́ли (сослагательн.)/ не зна́ют (повелительн.). Переносы: не зна́-ют; не зна́-ли.

Действительное причастие настоящего времени не зна́ющий; прошедшего не зна́вший. Страдательное причастие настоящего времени не зна́емый; наречие от него незна́емый. Страдательное причастие прошедшего времени – архаизм не зна́мый. Деепричастия: настоящего времени не зна́я, не зна́ючи; прошедшего не зна́в, не зна́вши.

Будущее время

Будущее время производных от «не знать» образуется вставкой морф будущего времени глагола «быть» после «не»: «Я не буду знать»; «Вы не будете знать», «Они не будут знать», и т.п. Однако для гладкости речи желательнее употреблять соответствующие формы совершенного вида того же глагола: «Я не узнаю»; «Ты не узнаешь», «Она не узнает», и т.д.

Слитное написание глаголов

Правила существуют, чтобы их нарушать. Расхожее выражение неоднократно служило оправданием нежелательных действий. Казалось бы, для русского языка приведенное поведение недопустимо. Если «незнаешь» как пишется слитно или раздельно, написать неправильно плохо. В лучшем случае учитель просто снизит балл. В худшем — читатели не поймут написанного и придется подробнее объяснять собственные мысли.

Несмотря на это, даже в русском языке есть слова, которые отказываются подчиняться даже основным правилам. Как будто нарушители протаскивают в язык собственные нормы и правила. Среди «шпионов» встречаются отрицающие старое пожелание писать частицу «не» отдельно от глагола.

Например, если глагол уже содержит «не» в начале слова и буквенное сочетание превратилось в часть приставки или корня. Главная особенность описываемых слов —не употребляются без «не». Перечислим основные слова:

«негодовать, ненавидеть, недоумевать»

Вряд ли грамотный человек может сказать «я доумеваю» или «я годую». Разве что в порядке юмора.

Проверим, относится ли наше слово к исключениям. Можно сказать и «знаю» и «не знаю». Вопрос как правильно «незнаю или не знаю» имеет вполне объективный и очевидный ответ.

Приставка недо

В русском языке существует еще одна, очень схожая приставка «недо». Как правило, часть слова указывает на неполноту или недостаточность. Например

«недосмотрел, недоговаривать»

Правда, более правильно говорить не об одно приставке «недо», а о двух приставках сразу в одном слове. Здесь равноправная приставка «не» соседствует с другой равноправной приставкой «до». Главная особенность описываемых глаголов — приобретение нового лексического значения в сравнении с аналогичным словом без приставки.

Недопустимо путать разные слова и писать неправильно.

О чем говорил Сократ

…Когда я присмотрелся к этому человеку — называть его по имени нет никакой надобности (…) то мне показалось, что этот муж только кажется мудрым и многим другим, и особенно самому себе, а чтобы в самом деле он был мудрым, этого нет; и я старался доказать ему, что он только считает себя мудрым, а на самом деле не мудр. От этого и сам он, и многие из присутствовавших возненавидели меня. Уходя оттуда, я рассуждал сам с собою, что этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю. На такую-то малость, думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, и не воображаю, что знаю эту вещь.

Но не самое ли это позорное невежество — думать, что знаешь то, чего не знаешь? Что же меня касается, о мужи, то, пожалуй, я и тут отличаюсь от большинства людей только одним: если я кому-нибудь и кажусь мудрее других, то разве только тем, что, недостаточно зная об Аиде, так и думаю, что не знаю. А что нарушать закон и не слушаться того, кто лучше меня, будь это бог или человек, нехорошо и постыдно — это вот я знаю.

Почти во всех своих беседах , которые подробнейшим образом были записаны его учениками, он строил свои рассуждения таким образом, что сам ничего не утверждал, а лишь опровергал других и говорил, что он ничего не знает, кроме самого этого незнания, и что он тем и превосходит остальных, что они полагают, будто знают то, чего на самом деле не знают, сам же он знает только то, что ничего не знает, и именно поэтому, как он считает, Аполлон назвал его мудрейшим из людей, ибо вся мудрость и заключена только в одном: не думать, что ты знаешь то, чего не знаешь. И хотя говорил он это постоянно, неизменно придерживаясь этого взгляда, все его беседы всегда сводились к восхвалению добродетели, возбуждая в людях стремление к ней, как это можно понять из сочинений сократиков и прежде всего Платона.— Цицерон, «Учение академиков», XI, 16

Фрагмент 304 Дильса

304. — 42 Д. Сказал: Я знаю что ничего не знаю. (hat gesagt: Ich allein weiβ, daβ ich nichts weiβ.)Ср.Vaticanum e codice Vaticano Graeco 743 n. 56 6 он сказал: «Я знаю только то, что ничего не знаю.(ό αύτός είπεν: ‘έν μόνον οΐδα, ότι ούκ οίδα.) Vgl, 57 B 1.

267) Cod. Vat. Gre. 1144 f. 217. Socratis est effatum celeberrimum quod singulis verbis plus minusve variatis referunt Cicero Academ. prior II 23, 74 (cl. 39, 123), poster. I 4, 16 (cl. 12, 44)

…Socrates, liber Aristo Chius 410, qui nihil istorum sciriНу, а ты, Эпикур? Скажи, ты полагаешь, что солнце столь мало? А я так думаю, что оно даже в два раза не превышает то, что мы видим. И он насмехается над вами, да и вы в свою очередь осмеиваете его. Сократ же свободен от подобных насмешек, свободен от них хиосец Аристон, считающий, что ничего такого знать невозможно.

Утверждение и отрицание

Выше читатель выяснил, что существует самостоятельная форма глагола от первого лица «я знаю». Живое утверждение, которое может быть легко превращено в отрицание добавлением простой частицей «не».

Давайте посмотрим, что получится:

«Я пока не знаю, что посоветовать другу для решения проблемы»

или

«Я не знаю, как мне выполнить задания вечером»

Уже на первом этапе можно остановиться, потому слово «не знаю» как пишется известно. Вспомним знакомое всем правило, что не с глаголом пишется раздельно.

Но давайте не будем торопиться.

Почему «не» пишется раздельно?

Пытливый ум не будет уверен в слове «не знаю», как пишется непонятно. Вдруг, читатель столкнулся вовсе не с частицей, а приставкой? Писатель совершит ужасную ошибку, если приставку напишет отдельно от основного слова.

Чтобы выяснить приставка «не» или частица, следует взглянуть на лексическое значение слова.

Частица «не» служит для отрицания. Например:

«Плохо не помнить смысл частицы «не». Даже не смешно. Если не знать предмет, не придется вставать, а ученик не сможет ответить»

Но хитрое слово «не знаю» как пишется выясняется с трудом. Ведь, существуют и приставки, предназначенные для отрицания. Например,

«Неправда, что отрицает только частица «не». Неслышные овации учителя не раздаются для ученика, не сделавшего урок»

В чем разница и как узнать как пишется «не знаю»?

Приставка и частица

Сказанное выше действительно правда. Но пытливый ум мог пропустить другую важную особенность рассматриваемого слова — принадлежность к конкретной части речи. Ведь, слово «неслышно» это не глагол. Да и «неправда» вряд ли может быть отнесена к этой части речи. Разве что по человеческому незнанию.

Перед читателем наречие, а эта часть речи вполне может существовать вместе с приставкой «не». Чему большинство из нас может быть свидетелем буквально каждый день. Наречие любит приставки. Но можно очень серьезно ошибиться, если перепутать наречие с глаголом!

Не знаю пишется в два слова — «не» и «знаю».

Так что, читатель выяснил как пишется слово «не знаю» и можно закрывать вопрос? Почти. Встречается еще парочка нюансов.

Математическое обоснование эффекта Даннинга-Крюгера

Давайте разберемся что происходит с человеком в процессе познания и как это связано с эффектом Даннинга-Крюгера.

Обозначения

  • К1 = Я знаю.
  • К2 = Я знаю, что я не знаю. Осознанное непознанное.
  • К3 = Я не знаю, что я не знаю. Это все знание человечества.
  • К4 = Абсолютное знание.

К1 очень маленький. K2 чуть больше, чем К1.

В процессе познания К1 растет быстрее, чем К2.

Долина отчаяния

К2 очень сильно вырастает. Такое бывает после перехода на крупные проекты с очень маленьких, посещения конференций или начала прослушиваний подкастов.

К1 не успевает за увеличением К2.

Сразу становится понятно что нужно делать, чтобы выбраться из Долины Отчаяния. Нужно прокачивать существующие знания (К1). Можно ограничить рост К2. Такое стоит осознанно делать если вам абсолютно некомфортно в Долине Отчаяния. Лично мне комфортно ссылаться на Сократа и оставаться в Долине Отчаяния.

Нужно понимать, что даже в этой долине нет стагнации. Объем ваших знаний все равно растет. Но растет и осознанное непознанное (К2). По ощущениям вы остаетесь в этой долине. Однако продолжайте свое развитие. И тогда К1 начнет догонять К2 и выберетесь на Склон Просветления.

Склон Просветления

К1 растет быстрее чем К2.

Вот что нужно сделать, чтобы рост К1 опережал рост К2:

  1. Начать более интенсивно изучать свою область.
  2. Выбрать более узкую специализацию.
  3. Ограничить рост К2
    • перестать слушать подкасты;
    • перестать посещать конференции;
    • downshifting.

Способы 1-2 хороши. Способ 3 стоит применять при наличии психологических проблем.

Плато Стабильности

К1 догоняет К2. Такое уже было с нами на Пике Глупости.

Плато Стабильности от Пика Глупости отличается только соотношением К2 и К3. На Плато Стабильности К2 должно быть очень близким к К3. Однако распознать это непросто. Ведь на предыдущем этапе у нас рост К2 был очень сильно ограничен. Посмотрите внимательно вокруг.

«Незнаю» или «не знаю» — как правильно пишется, слитно или раздельно?

Образование Грамота

«Не знаю» или «незнаю»? Может быть, «низнаю» или «ни знаю»? Как должно писаться это слово? Разбираемся!

В повседневной речи мы довольно часто употребляем слово «не знаю», но вот когда дело доходит до его написания, сталкиваемся с рядом проблем. Дело в том, что произношение частицы «не» с другими лексемами обладает особенностями: кажется, будто бы это вовсе не частица, а полноценная приставка. И для того, чтобы разобраться, пишется ли «не» слитно или раздельно с последующим словом, необходимо понять, какая часть речи перед нами.

«Не знаю» — это глагол. Как это проверить? Возьмем просто предложение «Я не знаю, куда идти». В данном случае интересующая нас словоформа отвечает на вопрос «что делаю?», обозначая действие или состояние человека. Отрицательная частица «не» всегда пишется отдельно от глаголов, вне зависимости от их формы, за исключением слов, не употребляемых без «не» (недолюбливать, несдобровать, негодовать, недоумевать, ненавидеть, невзлюбить). Слово «не знаю» не относится к исключениям, а потому пишется раздельно.

Давайте рассмотрим несколько примеров корректного написания этого слова:

  • Не знаю, уместно ли начинать разговор с такой смелой просьбы.
  • Я еще не знаю, где проведу отпуск в этом году.
  • Может, я не знаю законов физики, но законы доброты, взаимопонимания и уважения мне известны очень хорошо.

Важно: производные лексемы, образованные от сочетания слов «не знаю», пишутся слитно. Например, «Незнайка», «незнание»

В данном случае следует руководствоваться правилами написания существительных с «не».

«Не знаю» или «ни знаю»?

Из-за созвучности частиц «не» и «ни», а также их чередования в разных частях речи может показаться, что следует писать именно «ни знаю». Однако, если речь идет о глаголах, «ни» фигурирует лишь в устойчивых речевых оборотах (ни дать ни взять). Со всеми другими глаголами используется частица «не».

Источник статьи: http://kto-chto-gde.ru/story/neznayu-ili-ne-znayu-kak-pravilno-pishetsya-slitno-ili-razdelno/

Частица НЕ с разными частями речи

С существительными и прилагательными

НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.

НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.

С наречиями

НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).

Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.

С местоимениями

НЕ с местоимениями пишется раздельно.

С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.

С причастиями

НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.

НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.

С деепричастиями

НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).

Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.

По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.

Правило

«Не» с глаголами пишется всегда отдельно.

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Значения

«Не знать», ясное дело, по существу прямо противоположно «знать». Слово это очень богатое, употребляется в самых разных смыслах (в том числе и с отрицанием), имея при том множество синонимов, общих и специфических:

  1. Не осознавать, не понимать, не ведать: «Как ни печально, но множество людей и в зрелом возрасте не знают своего предназначения в жизни»; «Да не знаю я, отчего у нас обмерзает холодильник! Вызови мастера». Синонимы: «не разуметь»; «не уразумевать».
  2. Не иметь определённых познаний, данных, сведений, не быть осведомлённым (сведущим), не владеть информацией: «Мы ещё не знаем всех деталей механизма взрывов сверхновых звёзд»; «Не знаю, подойдёт ли нам в кухню вот эта вытяжка». Синонимы: «не представлять»; «без понятия»; «вне понятия». Частичный синоним – «плавать <в>», применительно к образованию по части точных, естественных и гуманитарных наук: «Он плавает в географии».
  3. Не иметь специальных знаний, не разбираться: «Я не знаю всех способов прочистки засорившихся труб». Синонимы: «не обучен (обучена, обучены, обучено)»; «не сведущ (сведуща, сведущи, сведуще) <в/во>». Частичный: «без понятия <о>»; то же, в эмоциональных высказываниях, устойчивое словосочетание: «знать не знаю и ведать не ведаю».
  4. Не уметь, не владеть навыками: «Он не знает, как ездить на велосипеде»; «Ты не знаешь, как вести себя за столом!». Синонимы: «не иметь понятия», «не соображать». Частичный: «невдомёк».
  5. Не быть знакомым, не водиться, не поддерживать отношений: «После такого бессовестного обмана я тебя не знаю!». Синонимическое устойчивое словосочетание (эмоциональное): «знать не знаю и знать не желаю»
  6. Не узнавать, не выделять из совокупности подобных: «Я толком не знаю, кто наши соседи сверху». Синоним: «не иметь понятия». Частичные: «не догадываться», «не представлять», «не понимать» – «Кто был тот прохожий, я не знаю (не представляю), но он всё видел».
  7. Не испытывать, не переживать, не претерпевать: «Она на своём веку не знала сколько-нибудь серьёзных потрясений». Синоним: «не изведать».
  8. Испытывать недостаток (не в вещах и пр. материальных средствах), быть морально или эмоционально ограниченным в чём-то: «Весной на даче мы не знаем ни покоя, ни отдыха». Синоним «не располагать».
  9. Не блюсти (не соблюдать), не держаться в рамках, не учитывать обстоятельств и/или последствий: «Дорвётся мой благоверный до шашлыка – не знает удержу!» Синоним: «не признавать».
  10. Справляться о чём-либо, выражать нужду в информационной помощи (вопросительное): «Простите, а не знаете ли вы, где здесь ближайший продовольственный магазин?» Синонимы: «не подскажете», «не покажете», «не объясните», «не разъясните».

Не и ни

Некоторые могут перепутать две частицы. Напомним, что частичка «не» служит для отрицания. Она как бы выступает против глагола, сражается с ним и одним своим видом отрицает более сильную часть речи.

Ее можно сравнить с человеком, который отказывается следовать правилам, отрицает и ни с чем не соглашается. Как видим, в русском языке есть похожие части речи. Непослушные слова нужны русскому языку как обществом востребованы ни с чем не соглашающиеся люди.

В обоих случаях выполняется важная функция — отрицание. Невозможно регулярно соглашаться. Главное — уметь правильно выразить свое несогласие. Не кричать о нем в грубой форме на площади, а быть как частичка «не». Высший уровень владения русским языком состоит в нарушении правил следуя… установленным правилам!

Тогда никто не сможет сказать человеку, что он поступает неправильно.

Мы уже выяснили как пишется «не знаю» слитно или раздельно и узнали, что правильно использовать частичку «не».

Часть глаголов буквально жить не могут без другой созвучной им частички «ни». Правда, встречается исключительное поведение преимущественно в устойчивых выражениях. Например,

«ни дать ни взять»

По правилам русского языка, казалось бы, следует писать «не» вместо «ни». Но здесь нормы не работают. Устойчивые выражения, сформировавшиеся много лет назад диктуют свои правила и нормы написания.

Правописание слова «никакой»

Следующий шаг в опре­де­ле­нии слит­но­го или раз­дель­но­го напи­са­ния рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва пред­при­мем, разо­брав его по составу:

никакой — приставка/корень/окончание

Эта лек­се­ма обра­зо­ва­на с помо­щью при­став­ки ни- от одно­ко­рен­но­го отно­си­тель­но­го место­име­ния «какой»:

какой → никакой.

Все эти иссле­до­ва­ния поз­во­лят с уве­рен­но­стью утверждать:

Слово «ника­кой» пишет­ся слит­но с при­став­кой ни-.

Раздельное написание слова «ни какой»

Это отри­ца­тель­ное место­име­ние может быть напи­са­но раз­дель­но, если в падеж­ной фор­ме появит­ся пред­лог меж­ду началь­ным «ни» и сло­вом, например:

  • ни с какой про­бле­мой не встретились;
  • ни в какую не соглашаться;
  • ни о каком пред­ло­же­нии нет и речи;
  • ни у како­го дома не видно.

Отличаем так­же раз­дель­ное напи­са­ние сочи­ни­тель­но­го повто­ря­ю­ще­го­ся сою­за «ни…ни» с отно­си­тель­ным место­име­ни­ем «какой», кото­рое исполь­зу­ет­ся в каче­стве союз­но­го сло­ва в при­да­точ­ной части слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния, например:

Склонение слова «никакой»

Слово «ника­кой» может обо­зна­чать место­име­ние в фор­ме муж­ско­го или жен­ско­го рода един­ствен­но­го чис­ла в зави­си­мо­сти от падежа.

Понаблюдаем за изме­не­ни­ем по паде­жам, чис­лам и родам дан­но­го отри­ца­тель­но­го местоимения.

  • и. п. никако́й, никака́я, никако́е, никаки́е
  • р. п. никако́го, никако́й, никако́го, никаки́х
  • д. п. никако́му, никако́й, никако́му, никаки́м
  • в. п. никако́й, никака́я, никако́й, никаки́е
  • т. п. никаки́м, никако́й, никаки́м, никаки́ми
  • п. п. о никако́м,  никако́й, никако́м, никаки́х

Сделаем вывод, что неза­ви­си­мо от родо­вой при­над­леж­но­сти ана­ли­зи­ру­е­мая сло­во­фор­ма пишет­ся слитно.

Отметим еще одно наблю­де­ние, что в пред­ло­же­нии обя­за­тель­но име­ет­ся ска­зу­е­мое с отри­ца­тель­ной части­цей «не» или выра­жен­ное сло­ва­ми «нет», «нель­зя» и пр. Это дока­зы­ва­ет, что место­име­ние «ника­кой» уси­ли­ва­ет это отри­ца­ние и пишет­ся с без­удар­ной при­став­кой ни-, а не с не-.

Сравним, как пишут­ся сло­ва «нико­му́ и не́кому».

Аналогично пра­виль­но выбе­рем слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние слов:

  • ниче­го или ни чего;
  • нико­му или ни кому;

Скачать ста­тью: PDF

Рубинчик Людмила Ивановна

Слитное написание не с глаголами

Существует исключение общепринятого правила: написание вместе отрицательной частицы, глагола. В устном разговоре есть понятия, которые не применяются без не-. Например, ненавидеть, неймется, невзлюбить.

Причины такой практики понятны, объяснимы. Разбор слова по составу свидетельствует: элемент афазии оказывается морфемой (приставка, элемент корня). Лексемы без не- (негодовать – годовать, невзвидеть – взвидеть) в речи отсутствуют.

Для образования новых слов в русской риторике используются аффиксы. Морфа, стоящая перед корнем, называется приставкой. Обособленный разряд – смысловые префиксы, компиляция каково определяется словесным толкованием. Указывают на неполное действие, которое реализуется ниже установленной меры.

Неделимо не в составе недо-. Условие: указанный сегмент слова можно заменить пере- с полярным подтекстом.

Грамотное употребление

  • Когда человеку нездоровится, старается уединиться, прилечь, отдохнуть.
  • Интересный случай: рассчитываясь на кассе, незнакомец недоплатил тридцать рублей.
  • Показатели производства, которые в первом полугодии недовыполнили, в конце года – перевыполнили.
  • Не выучив основ детской психологии, работать педагогом трудно.

Чем отличаются частицы НЕ и НИ?

Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.

НЕ, НИ: правило, примеры

Частица «НЕ» используется:

В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.

В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.

В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)

В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.

В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).

В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.

Частица «НИ» используется:

Для усиления отрицания.

При повторении, приобретая значение союза.

В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.

В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.

В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.

Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!

Часть речи слова не знаю

Установить категории слов несложно. Написание регулируется морфологическими, синтаксическими признаками.

Не – частица, которая добавляет лексеме дополнительный смысл. Служебный компонент речи без лексического значения, не выражает глагольного деяния. Постановка вопроса невозможна. Назначение – логическая связь предложений, словосочетаний.

Знать – глагол-инфинитив, обозначающий состояние предмета. Считается самостоятельной секцией речевого контента с неизменными характеристиками залога, переходности, возвратности, спряжения. Функция – одна из составляющих языковой единицы синтаксиса, чаще всего — сказуемое.