Оглавление
Кто такие «малыши Басби»
В пятидесятых годах 20 столетия большинство британских клубов делало ставку на опытных футболистов. Бытовало мнение, что невозможно выиграть чемпионат с недавними юниорами. С таким утверждением категорически не соглашались легендарный Мэтт Басби и его ассистент Джимми Мерфи.
В сезонах 1955/56 и 1956/57 годов «Манчестер Юнайтед» под руководством Басби дважды выиграл чемпионат Англии.
Средний возраст чемпионов колебался в районе 21-22 лет. Молодая команда тут же получила звонкое прозвище – «малыши Басби».
После такого успеха им предрекали доминирование в английском футболе в течение ближайшего десятилетия. При этом лидера и главную звезду команды Данкана Эдвардса называли как минимум лучшим игроком своего поколения.
Предыстория трагедии
Пожалуй, отсчет в трагической цепочке событий, приведших к катастрофе, стоит вести с апреля 1955 года, когда УЕФА объявило о создании нового турнира – Кубка европейских чемпионов. Изначально Футбольная лига Англии запретила участие в соревнованиях действующему чемпиону «Челси». Чиновники считали, что участие в еврокубках нанесет непоправимый вред английскому футболу.
«Манчестер Юнайтед» в лице Мэтта Басби, после взятия первого чемпионства, пошел на конфликт с Футбольной лигой и принял участие в КЕЧ, дойдя с первой попытки до полуфинала. Из-за такой дерзости команда лишилась поддержки чиновников, что в дальнейшем сыграло ключевую роль в трагедии. Чтобы успевать добираться домой и вовремя восстанавливаться, «МЮ» вынужденно пользовался авиаперелетами, не отличавшимися особой надежностью.
Авиакатастрофа в Мюнхене
6 февраля 1958 года «Манчестер Юнайтед» чартерным рейсом возвращался домой из Белграда, после ответного матча четвертьфинала КЕЧ против «Црвены Звезды». По сумме двух матчей югославы были повержены с суммарным счетом 5-4, что гарантировало выход в полуфинал турнира.
Из-за недостаточной емкости топливных баков самолет приземлился на дозаправку в Мюнхене. После наполнения баков горючим были предприняты две безуспешные попытки взлететь (помешали неполадки в левом двигателе). Команду, тренеров и сопровождающих журналистов попросили покинуть борт, пока экипаж разбирался с возникшими проблемами.
Многие посчитали, что придется ночевать в Мюнхене, но тут пассажиров пригласили вернуться на борт самолета. Надо сказать, усилившийся снегопад не способствовал продолжению полета, но первый пилот принял решение предпринять третью попытку взлета, не желая отклоняться от заданного графика.
Самолет не смог набрать нужную скорость для взлета из-за снежной каши в конце взлетной полосы, вылетел за ее пределы и врезался левым крылом в близлежащий дом. 21 из 44 пассажиров погибли мгновенно, еще двое скончались в больнице по причине травм, не совместимых с жизнью. В том числе и главная надежда британского футбола Данкан Эдвардс.
«Манчестер Юнайтед» потерял восемь игроков и двух тренеров основного состава, а также секретаря клуба. Еще двое не смогли продолжить карьеру из-за полученных повреждений. Мэтт Басби получил серьезные травмы и долго боролся за свою жизнь. Тяжелое восстановление и чувство вины за случившееся на протяжении длительного времени не позволяли ему вернуться в команду.
Восстание из пепла
Авиакатастрофа стала трагедией не только для города Манчестера, но и для всего футбольного сообщества, поставив легендарный клуб на грань исчезновения. К счастью, желанию руководства приостановить выступления команды воспротивился ассистент Басби, Джимми Мерфи, лишь по счастливой случайности не оказавшийся в самолете. Он в кратчайшие сроки набрал команду из игроков молодежного состава и всех, кто не пригодился другим клубам.
Уже через пару недель после трагедии «МЮ» вышел на поле в матче чемпионата Англии и обыграл «Шеффилд Юнайтед» со счетом 3:0. В итоге эта победа стала единственной до окончания турнира.
Лишь двое игроков основы «малышей Басби» вышли на первый матч новой эпохи.
Позже к ним присоединился небезызвестный Бобби Чарльтон, изначально решивший завязать с футболом из-за случившегося. В том же сезоне ослабленная команда умудрилась дойти до финала Кубка Англии, но проиграла «Болтону».
После возвращения на тренерский мостик Мэтт Басби в компании верного ассистента Мерфи принялся за воспитание нового поколения молодых футболистов, с которыми все-таки выиграл Кубок европейских чемпионов в 1968 году. В составе той команды играли два свидетеля мюнхенской трагедии: Бобби Чарльтон и Билл Фоулкс.
7 февраля 1958
После катастрофы Элизабетан (Elizabethan – название самолета) был практически неузнаваемым. Самолет задел дом, который сразу загорелся. В его центре лежало то, что совсем недавно было его серединой. Фюзеляжем задело дерево. Взорвались, находившиеся рядом с домом бочки с горючим.
Билл Фоулкс помнит все это: «Задняя часть самолета просто пропала. Я выбежал так быстро, как смог. Я просто бежал и бежал. Затем я развернулся и осознал, что самолет не будет взрываться и вернулся. На той дистанции я мог видеть горящие остатки самолета. Я побежал назад. Роджер Берн был пристегнут к своему креслу, Бобби Чарльтон лежал неподвижно в другом сиденье. Затем появился Гари Грегг и мы начали искать тех, кому еще можно было помочь».
Два одноклубника помогли Мэту Басби, который был тяжело ранен, Бобби Чарльтон поднялся и пошел помогать нам. Всех раненых отвезли в больницу Rechts de Isar в Мюнхене. Это было за день до того, как мы осознали величину трагедии.
Мы зашли в палату и увидели Мэта Басби с кислородной маской, и Дункана Эдвардса, который был очень тяжело ранен, и Бобби Чарльтона с перевязанной головой, Джеки Бланчфлауэра с перевязанной рукой и порезанным лицом. Альберт Сканлон лежал с закрытыми глазами. У Рэя Вууда была контузия, Кен Морганс и Джонни Берри просто лежали в своих постелях. Я поговорил с медсестрой и она сказала, что у Дункана больше шансов выжить, чему у Джонни…
Мы подошли к постели Фрэнка Тейлора – он был единственным журналистом в палате. Он спросил, не хотим ли мы выпить с ним пива. Как и мы, он не до конца понимал, что случилось вчерашней ночью. Когда мы уже хотели уходить, я спросил медсестру о том, где можно увидеть остальных ребят. Она выглядела смущенной, поэтому я снова спросил: «Где остальные уцелевшие?». Она ответила: «Остальные? Нет никаких остальных, они все здесь. Только тогда мы осознали чудовищность произошедшего. Детей Басби больше не существовало».
Роджер Берн, Геофф Бент, Марк Джонс, Дэвид Плегг, Лиам Вилан, Эдди Колман и Томми Тейлор погибли сразу. Секретарь Клуба Волтер Крикмер тоже погиб вместе с тренером Томом Карри и еще одним тренером Бертом Воллей.
Дункан Эдвардс и Джонни Берри были смертельно ранены и боролись за свои жизни. Мэт Басби получил многочисленные ранения и был единственным служащим Клуба, кто выжил.
Восемь из девятерых спортивных журналистов погибли: Альф Кларк, Дон Дэвис, Джордж Фолоуз, Том Джексон, Арчи Лидбрук, Хенри Роуз, Эрик Томпсон и Фрэнк Свифт. Погиб один из капитанов самолета. Еще два пассажира погибли: туристический агент и болельщик. Девять игроков выжили, но двое из них: Джонни Берри и Джеки Бланчфлауэр никогда больше не играли в футбол.
Два фотографа, жена турагента и два югославских пассажира (один с грудным ребенком) выжили. 21 человек погиб, 20 выжили. Из четырех, боровшихся за свои жизни, выжили только двое. Три недели спустя, Дункан Эдвардс и Кенетт Рэймент скончались в больнице.
6 февраля 1958
Все, кто был на борту, находились в хорошем и расслабленном состоянии, когда самолет прибыл на германскую землю. Кто-то играл в карты, кто-то болтал о последних новостях, кто-то читал книги и журналы, которых было полно вокруг. Атмосфера была обычной перед полетом: немного нервной, но игра в карты и болтовня расслабляли. Некоторые даже спали.
Около 14-00 G-ALZU AS 57 со своим капитаном Кенетом Рейментом (Kenneth Rayment) был готов к очередному взлету. Его партнер капитан Джеймс Тейн (James Thain), управлял самолетом до этого, так что теперь они поменялись ролями.
В 14-31 вышке аэропорта сказали, что 609 ZULU тронулся и капитан Джеймс Тейн, уже позже после катастрофы, описал, что произошло дальше: «Кен открыл дроссели, которые были между нами, в позицию «полностью открыты» и мы синхронно нажали на необходимые рычаги, открыв дроссели до конца. Я скомандовал: «Полный вперед!» Двигатели зазвучали, но мы сразу почувствовали, что что-то не так. Двигатели работали очень неровно. Самолет уже начал разгоняться, но Кен нажал на тормоз. Спустя 40 секунд самолет уже стоял на месте».
Дункан Эдвардс послал телеграмму своей домохозяйке в Манчестер. В ней он говорил о задержке. Телеграмма была доставлена уже после катастрофы в 17-00. «Все вылеты запрещены, возвращаемся домой завтра».
«Когда мы начали второй разгон, то решили, что откроем дроссели чуть раньше, чтобы раньше запустить двигатели. Итак, мы получили разрешение на вторую попытку, но и во второй раз случилась та же проблема – двигатели глохли. Пока самолет дозаправляли, пассажиры пошли выпить немного кофе».
Вспоминает защитник Билл Фоулкс: «Мы играли в карты почти всю дорогу от Белграда до Мюнхена, и я помню, что когда мы вышли из самолета, было очень холодно. После первой неудачной попытки взлета я заметил, что некоторые из пассажиров начали немного волноваться, когда же не удалась вторая попытка, то все смолкли. Через четверть часа нас опять попросили зайти в самолет. Мы зашли в самолет, но уже никто не играл в карты … Я положил колоду в карман и откинулся назад в ожидании третьей попытки. Я сидел примерно в середине самолета рядом с окном. Мэтт Басби и Берт Волей (Bert Whalley) сидели вместе позади нас, и я помню, что Марк Джонс, Томми Тейлор, Дункан Эдвардс и Эдди Колман сидели позади».
Дэвид Пегг встал и сказал: «Мне не нравится здесь, здесь не безопасно» и ушел назад к остальным игрокам. Я видел, как Фрэнк Свифт тоже ушел назад. Остальные сидели неподалеку от меня».
Капитаны обсуждали проблему с техническим служащим аэропорта, и в 15-03 609 ZULU начал третью попытку. Капитан Тейн так описывает ее: «Я сказал Кену, что нам исправили двигатели, и что я контролирую дроссели. Кен открыл их на 28 позиций. Двигатели работали устойчиво, и мы тронулись вперед. Он продолжал открывать дроссели, я помогал ему, пока они не стали полностью открыты. Он сказал: «Полный вперед!», я проверил показатели и подтвердил команду».
«Затем я снова заметил проблему с двигателями и сказал об этом ему. Он закрыл дроссели. Я взглянул на спидометр и увидел цифру 105 и она была нестабильна. Когда она добралась до отметки 117, я сказал в рацию: «Велосити 1! Наш полет в опасности!». Внезапно скорость упала до 112, а затем до 105. Кен закричал: «Боже! Мы не справляемся!». Я взглянул вперед и увидел снег, дом и дерево рядом с аэродромом».
Спортивные Новости
14 октября
- 09:27
- Брендан Роджерс отказал Ньюкаслу
- 09:12
- Доротея Вирер: Не думаю, что буду бороться за медаль на Олимпиаде-2022
- 08:53
- Креспо покинул Сан-Паулу
- 08:38
- Интер интересует форвардом Генка, который забил Шахтеру
- 08:25
- Чемпионки Украины уступили ПСЖ в матче ЛЧ
- 08:12
- Яремчук попал в Команду четвертой недели FIFA 22
- 08:00
- Донбасс победой завершил выступления в хоккейной Лиге чемпионов
13 октября
- 21:55
- Игрок молодежки Украины: Нас могли казнить за пижонский пенальти с Фарерами
- 19:58
- Ветеран МЮ считает, что у Гвардиолы есть разногласия со Стерлингом
- 19:44
- Барселона опасается интереса Ньюкасла к нападающему клуба
- 19:29
- Изгой Арсенала интересен Фенербахче
- 19:15
- Реал охотится за Погба, чтобы быстрее получить Мбаппе
- 18:59
- Фоден ведет переговоры о новом контракте с Манчестер Сити
- 18:45
- Президент Барселоны надеется навязать Коутиньо Ньюкаслу
- 18:40
- ПСЖ — Жилстрой-1: смотреть онлайн видеотрансляцию матча женской Лиги чемпионов
- 18:29
- МанСити стремится зимой договориться о летнем трансфере Холанда
- 18:21
- Севилья не продала Кунде Челси, хотя могла рассчитаться с долгами
- 17:58
- Отбор ЧМ-2022: венгерские болельщики устроили переполох на Уэмбли
- 17:45
- Милан потерял основного вратаря на два месяца
- 17:29
- Франция сокращает Лигу 1 до 18-ти команд, Серия А следующая
- 17:20
- BLAST Premier Fall Showdown. Решающая битва за финал
- 17:15
- Бэйл надеется восстановиться к середине ноября
- 17:08
- Матвиенко: Ничья вообще нас не устраивает
- 16:59
- 16:45
- Президент ФИФА: Почему чемпионат мира не провести в Израиле?
- 16:35
- Ротань: Это неуважение к сопернику
- 16:30
- Агент Пирло намекает на переговоры с Барселоной
- 16:14
- На матче с Динамо Барселона может заполнить Камп Ноу на 100%
- 15:59
- Барселона потеряла основного защитника перед киевским Динамо и Эль-Класико
- 15:44
- Игрок Милана вернулся из сборной Франции с коронавирусом
- 15:29
- Нойер перебрался в бывшую квартиру Анчелотти
- 15:15
- Макгрегор чудит за рулем роскошного авто
- 14:59
- Неймар нарвался на критику ветерана ПСЖ
- 14:45
- Рамос готов дебютировать за ПСЖ
- 14:29
- Манчестер Юнайтед нацелился на игрока сборной Франции
- 14:15
- Форвард соперников сборной Украины установил национальный рекорд
- 14:00
- Сан-Марино — Андорра — 0:3: смотреть голы отбора ЧМ-2022
- 13:30
- Израиль — Молдова — 2:1: смотреть голы отбора ЧМ-2022
- 12:56
- Рух свалил коронавирус — матч с Ингульцом перенесен
- 12:42
- Свитолина: Очень обидно, что во время матча усугубилась травма