Оглавление
Введение ↑
Мазурка – танец польского происхождения, он был популярен в России на протяжении почти всего XIX века. Мазурка имела очень яркий, экспрессивный характер и требовала от танцоров большого исполнительского мастерства. В бальных залах XIX века мазурка танцевалась как котильон или кадриль – пары по очереди выполняли фигуры, либо выбранные ведущей парой (в котильоне), либо расписанные заранее для кадрили. При танцевании мазурки как котильона, обычно вначале пара шла променадом (promenade) кругом по залу, затем танцующие исполняли определенную фигуру. Вернувшись на свое место, пара делала круг на месте (tour sur place), дама и кавалер садилась на свои места, затем ту же фигуру исполняла вторая пара, и за ней все остальные . Фигуры котильонной мазурки весьма разнообразны, как и вальсовых и полечных котильонов, и их рассмотрение выходит за рамки этой статьи
Важно отметить, что для мазурочных кадрилей сохраняется та же базовая структура – promenade и tour sur place. Променад танцевался парой на любых мазурочных шагах – каждый был волен импровизировать в меру собственного мастерства и желания
Кавалер и дама на променаде, как правило, исполняли разные шаги. При этом кавалер, также как и в других парных танцах XIX века, вел даму, подсказывая ей скорость и направление продвижения . На tour sur place использовался меньший набор шагов, но и здесь оставалась возможность для импровизации. Современные исследования мазурки XIX века, как правило, неглубоки. На их фоне выделяется работа Raymond Cwieka “Mazur-Mazurka: The Brilliant Glorious Dance” , в которой проанализировано большое количество источников по мазурке и наиболее полно, на сегодняшний день, раскрыта история этого танца.
Список мазурок
Серия номер | Ключ | Сочиненный | Опубликовано | Опус No. | коричневый | Кобылянская | Хоминский | Преданность | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
— | G, B ♭ | 1826 г. | 1826 г. | — | В. 16 | KK IIa / 2-3 | S 1/2 | Исправленные версии (оригинальные версии опубликованы в 1875 году) | |
1–4 | F ♯ м, C ♯ м, Е, Е ♭ м | 1830 г. | 1832 г. | Соч. 6 | Б. 60 | С. 51–54 | Графиня Полина Плятер | ||
5–9 | B ♭ , Am, Fm, A ♭ , C | 1830–31 | 1832 г. | Соч. 7 | В. 61 | С. 55–59 | М. Джонс де ла Нувель-Орлеан | №№ 2 и 4 — это исправленные версии; Первоначальная версия № 4 была опубликована в 1902 г. | |
10–13 | B ♭ , Em, A ♭ , Am | 1832–33 | 1834 г. | Соч. 17 | Б. 77 | С. 60–63 | Mlle. Лина Фреппа | ||
14–17 | Gm, C, A ♭ , B ♭ m | 1834–35 | 1836 г. | Соч. 24 | В. 89 | С. 64–67 | Граф де Пертюи | ||
18–21 | Cm, Bm, D ♭ , C ♯ m | 1836–37 | 1837 г. | Соч. 30 | Б. 105 | С. 65–71 | Принцесса Мария Чарторыйска де Вюртемберг | ||
22–25 | G ♯ m, D, C, Bm | 1837–38 | 1838 г. | Соч. 33 | Б. 115 | С. 72–75 | Графиня Роза Мостовская | № 3 из Четырех Мазурок; в ABRSM Piano Exam Pieces 6 класс (программа 2015 и 2016) | |
27 | Эм | 1838 (28 ноября) | 1840 г. | Соч. 41/2 | Б. 122 | С. 77 | Этьен Витвики | ||
26, 28, 29 | C ♯ m, B, A ♭ | 1839 (июль) | 1840 г. | Соч. 41/1, 3, 4 | Б. 126 | С. 76, 78, 79 | |||
50 | Являюсь | 1840 (лето) | 1841 г. | — | Б. 134 | KK IIb / 4 | S 2/4 | Notre Temps ; в «Six Morceaux de Salon» | |
51 | Являюсь | 1840 г. | 1841 г. | — | Б. 140 | KK IIb / 5 | S 2/5 | Эмиль Гайяр | В «Альбоме польских пианистов» |
30–32 | G, A ♭ , C ♯ m | 1841–42 | 1842 г. | Соч. 50 | Б. 145 | С. 80–82 | Леон Шмитковски | ||
33–35 | В, С, См | 1843 г. | 1844 г. | Соч. 56 | Б. 153 | С. 83–85 | Кэтрин Маберли | ||
36–38 | Am, A ♭ , F ♯ m | 1845 г. (июнь – июль) | 1846 г. | Соч. 59 | Б. 157 | С. 86–88 | |||
39–41 | B, Fm, C ♯ m | 1846 г. (начало осени) | 1847 г. | Соч. 63 | Б. 162 | С. 89–91 | Графиня Лаура Чосновская | ||
42, 44 | G, C | 1835 г. | 1855 г. | Соч. posth. 67/1, 3 | Б. 93 | С. 92, 94 | Анна Млокосевич | ||
45 | Являюсь | 1846 г. | 1855 г. | Соч. posth. 67/4 | Б. 163 | С. 95 | |||
43 год | Gm | 1849 (лето) | 1855 г. | Соч. posth. 67/2 | Б. 167 | С. 93 | |||
47 | Являюсь | 1827 г. | 1855 г. | Соч. posth. 68/2 | В. 18 | С. 97 | |||
48 | F | 1829 г. | 1855 г. | Соч. posth. 68/3 | В. 34 | С. 98 | Цитирует народную мелодию «Ой, Магдалино». | ||
46 | C | 1829 г. | 1855 г. | Соч. posth. 68/1 | В. 38 | С. 96 | |||
49 | FM | 1849 (лето) | 1855 г. | Соч. posth. 68/4 | Б. 168 | С. 99 | «Последнее сочинение Шопена»; впервые опубликовано в неполной форме 1855 г. | ||
— | C | 1833 г. | 1870 г. | — | В. 82 | KK IVb / 3 | П 2/3 | ||
— | D | 1829 г. | 1875 г. | — | В. 31 | KK IVa / 7 | П 1/7 | Сильно переработано 1832 г. (см. B. 71, KK IVb / 2; rev. Vers. Pub. 1880) | |
— | D | 1832 г. | 1880 г. | — | В. 71 | KK IVb / 2 | П 1/7 | Сильно переработанная версия B.31, KK IVa / 7 | |
— | B ♭ | 1832 г. (24 июня) | 1909 г. | — | В. 73 | KK IVb / 1 | П 2/1 | Александрин Воловска | |
— | D | 1820 (?) | 1910 (20 февраля) | — | В. 4 | KK Anh. Ia / 1 | А 1/1 | «Мазурек»; сомнительный | |
— | А ♭ | 1834 (июль) | 1930 г. | — | В. 85 | KK IVb / 4 | Найдено в альбоме Марии Шимановской. | ||
— | ? | «рано» | — | — | — | KK Vf | «Несколько мазурок»; потерянный | ||
— | D | 1826 (?) | — | — | — | KK Ve / 5 | Упоминается в литературе; MS неизвестно | ||
— | грамм | 1829 г. (22 августа) | ? | — | — | — | Постановка стихотворения Игнака Мацейовского | ||
— | ? | 1832 г. | — | — | KK Vc / 2 | Упоминается в письме Шопена от 10 сентября 1832 г. | |||
— | ? | 1832 г. (14 сентября) | — | — | KK Ve / 7 | Участие в аукционе, Париж, 1906 г. | |||
— | B ♭ | 1835 г. | — | — | KK Ve / 4 | MS продан в Париже, 20 июня 1977 г. | |||
— | ? | 1846 г. (к декабрю) | — | — | — | KK Vc / 4 | Упоминается в письме Шопена | ||
— | А, Дм | ? | — | — | — | KK VIIb / 7-8 | Аллегретто и Мазурка; MS продана в Париже 21 ноября 1974 г. | ||
— | Б ♭ м | ? | — | — | — | KK Anh. Ib | Сомнительный | ||
— | ? | ? | — | — | — | KK Ve / 8 | Упоминается в переписке 1878 года между Брейткопфом и Хартелем и Изабелой Барчинской. | ||
— | ? | ? | — | — | — | KK Ve / 6 | Мадам Николаи | Упоминается в записке Оженера для CA Spina 21 мая 1884 г. |
Вращения↑
Вращением на месте (tour sur place) обычно завершается променад – после исполнения променада или мазурочной фигуры пара выполняла tour sur place и садилась на свои местах . Tour sur place в мазурке описывается в двух основных вариантах – в закрытой и открытой позиции. Описывая шаги, употребляемые для вращения, авторы разделяют их на шаги вперед и назад. При закрытом вращении оба партнера исполняют шаги вперед, при открытом – один партнер идет вперед, другой назад. В описании позиции на tour sur place Де Колиньяр и Дунина-Барковская практически дословно повторяют описание Целлариуса . Петровский описывает как закрытый поворот, так и открытый, причем только такой, когда кавалер идет назад. Целлариус и Ф. Гавликовский говорят о вращении только в открытой позиции, указывая, что вначале дама идет назад, а кавалер вперед 4 такта, затем кавалер – назад, а дама вперед 4 такта, при этом дама вначале располагается на левой руке кавалера, а затем на правой. Линдрот , Стуколкин и Чистяков описывают только закрытый поворот. Петровский и Целлариус также кратко упоминают о других способах исполнения этого оборота.
Шаг вперед
При вращении в закрытой позиции партнеры располагаются лицом друг к другу, кавалер удерживает даму рукой за талию. Кавалер и дама используют для вращения одинаковые шаги. Как было упомянуто выше, согласно это вращение исполняется на голубцах. Стуколкин пишет о возможности использования голубцов в tour sur place. У Целлариуса и Ф. Гавликовского от этого исполнения tour sur place остается только название l’holubiec. Закрытый поворот они не описывают, а шаг вперед у них – tombé в IV позицию вперед, поворот на носках и поднятие задней ноги. См. описание Ф. Гавликовского: “Dans cette position, il commence l’holubiec en laissant tomber et en portant la jambe droite à la quatrième position devant; puis il pivote et fait un changement de pied sur les deux pointes (1er et 2e temps); il relève aussi la jambe droite en arrière, en la tenant assez éloignée (3e temps)./ Из этой позиции он начинает голубец, позволяя упасть (tomber) и перенося правую ногу в четвертую позицию спереди; потом он поворачивается и делает смену ног (changement de pied) на носочках (1-й и 2-й счеты); он поднимает также правую ногу сзади, держа ее достаточно далеко (3-й счет).“ Линдрот описывает этот шаг очень похожим образом, но вместо падения (tombé) у него “…бросают ногу в четвертую позицию…“ В учебниках конца века этот шаг еще раз видоизменяется – вместо tomber и поворота исполняется шаг и прыжок (jeté) с оставлением второй ноги в IV позиции сзади на воздухе (у Цорна в IV позиции впереди). Чистяков описывает этот шаг так: “…выдвинуть правую ногу на носке вперед в четвертую позицию (счет: раз-два), прыгнуть на левую вперед, а правую убрать за левую и держать на весу в третьей позиции (счет три).“ У некоторых российских авторов этот шаг носит название pas boiteux (pas boité), а шаг с подбивкой в променаде называется у них pas chassé coupé и pas coupé poussé, но у Н. Гавликовского вращения вообще не описаны, а этот шаг, судя по всему, предназначен для променада.
Шаг назад
При вращении в открытой позиции партнеры располагаются лицом в одну сторону, кавалер рукой удерживает даму за талию. Один из партнеров продвигается вперед, второй – назад. Для продвижения дамы вперед Петровский рекомендует использовать pas de basque и pas chassé, Целлариус – шаг вперед, описанный выше. Шаг назад на вращении подробно описан только у Петровского , Целлариуса и Ф. Гавликовского . Все три учебника похоже характеризуют этот шаг – assemblé назад в пятую, поворот на носках и sissoné tendu. Вот описание этого шага из учебника Петровского : “…назад, когда выделывается левой ногой, прискакивая на plié, к 5-й позиции и отскакивая, дабы оставить ее на воздух (tendu).“
Полонез — танец аристократов
Рассмотрим все особенности знаменитого польского полонеза.
Танец не такой быстрый, как краковяк, основные движения имеют характер хождения.
Шаги в полонезе — плавные, скользящие.
Движения не требуют резких переходов — это немного вальяжный танец в нём много достоинства. Из-за этого его полюбила знать — полонез являлся излюбленным танцем польских богатеев.
Изначально полонез являлся свадебным танцем. Позже его стали использовать на других торжествах.
Музыкальный размер — ¾.
Девушки надевали венки. В качестве украшения танца использовались свечи.
Полонез переплетается с другими танцами: чтобы разнообразить его, использовали слияние нескольких танцев. С полонезом часто смешивали мазурку и оберек.
Танец стал популярен среди знати лишь к концу 18 века. А в народе он существовал с начала 15 века.
Один из самых массовых танцев.
Происхождение мазурки
Легкий и изящный танец мазурка также происходит из Польши. Он зародился в провинции Мазовия, где жил особый народ — мазуры. Крестьяне очень любили свою землю и прославляли ее в песнях. А в праздники они проводили время в танцах. Легкие движения развлекали их и в будние дни, когда по вечерам после тяжелой работы хотелось отдохнуть и повеселиться.
В 18 столетии мазурка распространилась по всей Польше. А затем про нее узнали и в других странах Европы. И уже в следующем веке танец стал обязательным при королевских дворах и на балах в домах знатных семей. Аристократам, чей вкус был довольно сдержанным, понравились грациозные и простые движения.
Своей популярностью мазурка обязана Фредерику Шопену. Композитор настолько любил свою родину, что в мелодиях отобразил героизм, напористость и искренность соотечественников. Великий музыкант создал около 60 мазурок, которые можно разделить на 3 вида:
- сельские;
- городские;
- лирические или вальсовые.
Описание движений
Мазуры создали довольно быстрый танец. Исполнять его нужно задорно и горделиво, но при этом требуется сохранять элегантность и изящество. Трехдольный музыкальный размер, четкий ритм и подвижный темп словно заставляют быстрее двигаться.
В танце есть 2 основных движения — подскок со скольжением и «голубец». Первое считается основным. Оба партнера по очереди подскакивают и скользят по полу вперед. А кавалеры исполняют «голубец». Так называется невысокий прыжок, при котором в воздухе ударяют ногами, пристукивая каблуками. Офицеры во время танца звенели шпорами.
Дамы переходили на плавный, скользящий бег. А кавалеры преклоняли перед ними одно колено и предлагали руку, чтобы партнерша могла грациозно оббежать вокруг мужчины. Во время любого движения танцоры сохраняют гордую осанку, отклоняя корпус назад. При этом они держат голову приподнятой. Руками нужно двигать смело, но изящно.
Мазурка чаще всего завершала первую часть бала, после нее подавали ужин. А также ее танцевали последней, перед отъездом гостей. Хореография довольно интересная, ведь пары могли составлять любые фигуры — линии, кресты, цепочки, круги. Танцоры расходились, менялись партнерами, даже разговаривали во время движений. Такая свобода была далеко не у каждой пляски при дворах.
Основные виды
Мазурка — это парный танец, в котором кавалер играет роль ведущего. Он обращается со своей дамой вежливо, во время движений немного выставляет ее впереди себя. Лидер в паре — мужчина, он и задает темп, первым выполняет па и меняет фигуры. Свою партнершу он гордо демонстрирует залу, возвеличивает ее красоту и изящность.
В основу танца легло 3 вида хореографии:
- мазур;
- куявяк;
- оберек.
Все эти варианты зародились в Польше, а мазурка взяла от каждого понемногу. В первом проявляются народные черты — гордость, честность, открытость. Они отражаются в каждом движении, фигурах, осанке танцоров. Куявяк больше похож на вальс. Это медленный танец, который исполняют под проникновенную лирическую музыку. В Польше его называют «воспоминанием» или «мечтой». А оберек — это быстрая хореография, передающая задорный характер и страсть партнеров.
У мазурки контрастный характер, часто веселые ноты переходят в драматургию и наоборот. Исполнять ее могут партнеры с горячим и гордым нравом. Более нежным и романтичным натурам такая хореография тоже понравится, она поможет им раскрыть внутреннюю силу
Важно показать все детали танца — характер польского народа и его способность веселиться, сохраняя достоинство.
История
Народное происхождение мазурека — это три польских народных танца:
- мазур , наиболее характерный из-за непоследовательных ритмических акцентов,
- медленный и меланхоличный куявяк ,
- быстрый оберек .
Мазур всегда установлено, что либо триплет, трель, Восьмая нота (дрожь) пару, или обычная восьмая пару до двух четвертей (вывертов). В 19 веке форма стала популярной во многих бальных залах в разных частях Европы.
На польском языке эта музыкальная форма называется mazurek — уменьшительное от слова mazur , которое до девятнадцатого века обозначало жителей Мазовецкого региона Польши , а также стало корнем для слова Mazuria . В польском, мазурка является фактически родительными и винительными случаями из Мазурека .
Мазурек — это также сельский танец, который некоторые называют обереком . Говорят, что оберек — это танцевальная вариация спетого мазурека , последний также имеет более заметные акценты на второй и третьей доле и менее плавный ритмический поток, что так характерно для оберека.
Несколько композиторов- классиков написали мазурки, самая известная из которых — 59, сочиненная Фредериком Шопеном для фортепиано соло. В 1825 году Мария Шимановская написала крупнейшее собрание фортепианных мазурок, изданных до Шопена. Генрик Венявский также написал две для скрипки с фортепиано (популярный «Обертас», соч. 19), Джулиан Кокран составил сборник из пяти мазурок для сольного фортепиано с оркестром, а в 1920-х годах Кароль Шимановский написал набор из двадцати для фортепиано и оркестра. Завершил свою композиторскую карьеру последней парой в 1934 году. Александр Скрябин , поначалу сознававший себя последователем Шопена, написал 24 мазурки.
Шопен впервые начал сочинять мазурки в 1824 году, но его сочинение не стало серьезным до 1830 года, года Ноябрьского восстания , польского восстания против русского царя. Шопен продолжал их сочинять до 1849 года, года своей смерти. Стилистические и музыкальные характеристики мазурок Шопена отличаются от традиционного разнообразия, потому что Шопен фактически создал совершенно отдельный и новый жанр мазурок. Например, в своих мазурках он использовал классические техники, в том числе контрапункт и фугу . Включив в мазурки больше цветности и гармонии, он сделал их технически более интересными, чем традиционные танцы. Шопен также пытался составить свои мазурки таким образом, чтобы их нельзя было использовать для танцев, чтобы отделить их от первоначальной формы.
Однако, хотя Шопен изменил некоторые аспекты первоначальной мазурки, он сохранил другие. Его мазурки, как и традиционные танцы, содержат много повторений: повторение определенных мер или групп мер; целых разделов; и исходной темы. Ритм его мазурок также очень похож на ритм более ранних мазурок. Однако Шопен также включил ритмические элементы двух других польских форм, упомянутых выше, куявяка и оберека ; его мазурки обычно содержат ритмы более чем одной из этих трех форм ( мазурек , куявяк и оберек ). Такое использование ритма предполагает, что Шопен пытался создать жанр, который был связан с первоначальной формой, но все же был чем-то новым и другим.
Мазурка начиналась как танец для четырех или восьми пар. В конце концов, Мишель Фокин создал женский сольный танец мазурка, в котором преобладали летающие grandes jetés , чередование второй и третьей позиций арабески и кульминационные позы с разделенными ногами.
Внешние ссылки
Французские традиционные танцы |
|
---|---|
Баскские танцы | Фанданго · Mutxiko |
Медвежьи и гасконские танцы | Конго · Рондо |
Бретонские танцы | УЦИ · До двух · хитрой · Gavottes · Hanter-ДРО · Jabadao · Kas-Барх · Кость ар Hoad · Laridae · Maraîchine · Паспье · меню свайных · Plinn · Круглый LOUDEAC · Круглый Сент — Винсент · Круглый paludier · Trihori |
Танцы Центрального массива | Бурре · фаршированный Овернь · фаршированный руэрг · Сотеер |
Пуату танцы | Перед двумя · Fradan · Guimbarde · Maraîchine · Marchoise · Polaïe · Sabotière |
Прованские танцы | Бранле Сен-Эльмо · Танцевальная композиция · Танцевальные решетки · Фарандоль · Корделли · Li-chivau frus · Ригадун · Volte |
Танцы распространились по всей Франции | Движение · Круг цирк · chapelloise · Контраданс · Текущий · Мазурка · полька · Кадриль · Шотландский · Waltz |
- Танцевальный портал
- Польша портал
Аннотация↑
Мазурка считается самым сложным и красивым общественным танцем XIX века. Этот танец во многом строится на импровизации – “лишь часть мазурки можно выучить, остальное изобретается…“ Тем не менее, практически все авторы танцевальных учебников XIX века описывают сходный набор шагов – pas de basque, pas glissé, coup de talon, tour sur place. При этом существует достаточно много различий, как небольших, так и довольно существенных в описаниях различных шагов, а также их наименовании. В настоящей статье проанализированы несколько танцевальных учебников с 1825 по 1913 года, описывающих шаги мазурки. Разобраны сходства и отличия в описанных шагах и используемой терминологии.
Куявяк
Это один из любимых танцев у поляков. Рассмотрим основные его черты.
Родина танца — Куявия, отсюда и название.
Музыкальный размер ¾.
Парный танец.
Для составления рисунка танца необходимо чётное количество пар.
Песнопения, сопровождавшие танец, имели направленность: молодые парни звали девушек танцевать, а те благодарили родителей за то, что научили их этому искусству.
Танец чередует плавные и резкие движения, смотрится очень красиво.
Парни во время исполнения поднимают девушек и переносят их.
Пары кружатся в ритме, схожем с вальсом.
Движения имеют строгую симметрию.
Первые упоминания о куявяке датируются 1827 годом.
Описание танцев
Полька мазурка из Германии
В «Справочнике немецкого народного танца» содержится следующая форма мазурки Энне Гольдшмидт с пометкой: «Эта одноступенчатая Варшава ‘имеет форму так называемой польки-мазурки’, поскольку раньше в городе были распространены бальные танцы ». Энне Гольдшмидт дает следующее описание танца:
- 1 с
- 1 внешней ногой с половину
Повторяющаяся фигура начинается в противоположных направлениях. Вращение может поддерживать направление вращения.
Схема ритма:
Танцовщица: lrr lrl rll rlr
Танцовщица: rll rlr lrr lrl
Goldschmidt, Aenne: Справочник немецкого народного танца. Textband, Berlin 1966 (4-е издание, Heinrichshofen 1981.), стр. 208
Mazurka de Samatan (французская мазурка)
Форма мазурки родом из Гаскони, называемая Mazurka de Samatan , также часто танцуется как французская мазурка в Германии на сцене BalFolk (и за ее пределами) . Он состоит из четырех частей:
- 1 слева от танцора, легко перепрыгивает, в котором 3 шаг
- шаг вальса с четверть оборота влево
- 2-я с поворотом направо и напрямую связанная
- с полным поворотом направо.
Особенность этой мазурки в том, что во время ее движения пара танцует на четверть оборота влево, а затем на 5/4 оборота вправо.
Есть похожие формы из Шварцвальда.
сказка
Название танца Мазурек впервые упоминается в 1345 году. Получил выгоду от личной унии Саксония-Польша (1697-1763) при Августе Сильном и Августе III. Польские танцы были продвинуты в Саксонии. Эти танцы очень редко проникали в крестьянское население.
С 1840 года мазурка снова появилась в Германии, на этот раз через Париж, как бальный танец в салонах буржуазии, а теперь быстро распространилась в городе и деревне. Политическая подоплека была такой: Польша боролась за свою национальную независимость. Примерно в то же время распространилась Варшовинна (Варшава). Ближе к концу XIX века мазурка появилась в танцевальных сборниках альпийских музыкантов, а с 1900 года она стала более распространенной.
Договоренности
Сопрано и композитор Полина Виардо была близким другом Шопена и его возлюбленной Жорж Санд , и она с его полного согласия сделала ряд аранжировок его мазурок как песен. Он дал Виардо профессиональные советы по этим аранжировкам, а также по ее игре на фортепиано и другим вокальным сочинениям. Шопен, в свою очередь, получил от нее не понаслышке знакомство с испанской музыкой .
Несколько аранжировок были сделаны для фортепиано и виолончели Огюстом Франкомом , другом Шопена, который сотрудничал с ним, чтобы составить концерт для Большого дуэта , а также посвятил его Сонату для виолончели .
Традиционный репертуар
Он прошел в каталоге дансинге в конце XIX — го века. Как и многие бальные танцы, мазурка также использовалась в народных танцах , особенно в бретонских танцах , танцах из центральной Франции и гайанских карнавальных танцах . Это компонент традиционной музыки и танцев Мартиники, принадлежащий к так называемой музыке « Сен-Пьер », названной в честь этого города, бывшей столицы Мартиники . По терруарам ступени различаются. В прошлом мелодии были довольно единообразными, но народные музыканты меняют репертуар, и это стало довольно плавным танцем, допускающим множество вариаций (раскачивание, повешение, повороты и т. Мы находим мазурку вплоть до Пуэрто-Рико, где Cuarteto Puerto Rico записал Mazurka Maria в 1956 году, которая имеет сильное ритмическое и мелодическое сходство с песней Les Amoureux des bancs publics, сочиненной и записанной Жоржем Брассенсом тремя годами ранее.
Мазурка обычно исполняется более 12 долей (дважды по шесть долей — дважды шаг мазурки и три маленьких шага), но есть девятитактные варианты (добавляется «свинг», как в 5-дольном вальсе).
Возрождение
Тенденция возрождения породила 8- и 11-тактные мазурки, известные как асимметричные или нечетные. Их главная особенность и интерес для танцоров заключается в смене опоры для каждой музыкальной фразы (2 шага последнего такта позволяют это изменение).
Мазурка в 8 раз. Описание баз (для всадника; ферзь переворачивает опоры):
- такт 1 (1-2-3), 2 шага (Л — П), приподнять левую ступню;
- такт 2 (1-2-3), 3 ступени (Л — П — Л);
- такт 3 (1-2), 2 ступени (Д — Л);
- такт 1а (1-2-3), 2 шага (правая — левая), приподнять правую ступню;
- такт 2а (1-2-3), 3 ступени (D — L — D);
- такт 3а (1-2), 2 ступени (Л — П);
- и т.п. (свобода танцоров выбирать направление и амплитуду своих поворотов).
Мазурка в 11 раз. Описание баз (для всадника; ферзь переворачивает опоры):
- такт 1 (1-2-3): 2 шага (левая — правая), подъем левой стопы;
- такт 2 (1-2-3): 3 шага (Л — П — Л);
- такт 3 (1-2-3): 2 шага (правая — левая), поднять правую ступню;
- такт 4 (1-2): 2 ступени (D — L);
- такт 1бис (1-2-3): 2 шага (правая — левая), поднять правую ступню;
- такт 2bis (1-2-3): 3 шага (П — Л — П);
- такт 3bis (1-2-3): 2 шага (левая — правая), подъем левой ступни;
- такт 4bis (1-2): 2 шага (L — R);
- и т.п. (свобода танцоров выбирать направление и амплитуду своих поворотов).
Гасконская Мазурка
Эта форма была собрана в Савесе, в основном на Саматане (Жере), в 1970–1978 годах Пьером Корбефеном. Это эволюция мазурки, которая стала одним из самых популярных танцев в народном бале.
Он танцуется как пара, в позе современного танца, два партнера лицом к лицу. Правая рука мальчика на спине девочки, то же самое для левой руки девочки на спине мальчика; левая рука мальчика в правой руке девочки, руки горизонтальные, гибкие. Танцуется на 4 тактах 3 раза. Танцоры должны следовать ритму музыкантов. Детали танца: на доле 1 мальчик начинает левой ногой, а девочка правой ногой, они шагают боком. Для каждого L (слева) или R (справа) без комментариев это означает, что танцоры переносят вес своего тела на эту ногу, делая небольшой шаг. В конце рисунка танцоры начинают все сначала.
Описание для всадника, королева переворачивает опоры:
- меры 1 и 3 соответствуют шагу мазурки,
- такты 2 и 4 с шагом вальса .
- такт 1 (1-2-3), 2 шага (Л — П), приподнять левую ступню;
- такт 2 (1-2-3), 3 ступени (Л — П — Л);
- отмерьте 3 (1-2-3), 2 шага (П — Л), поднимите ногу D.
- такт 4 (1-2-3), 3 ступени (П — Л — П).
В шаге мазурки подъем соответствует возвышению тела, это может быть достигнуто прыжком (народный стиль, когда темп быстрый и музыка очень заметна) или с едва заметным подъемом пятки (стиль томный ). В такте 1 пара выполняет 1/4 оборота против часовой стрелки (всадник движется назад, а всадник движется вперед). В тактах 3 и 4 пара делает полный оборот по часовой стрелке (всадник движется вперед, а всадник движется назад).
Из этого варианта, рассматриваемого как базовый шаг (это не единственная форма мазурки, собранная в Гаскони), возрожденческая практика мазурки превратилась во множество фигур и вариантов, в частности, последовательность шагов мазурки и никакой вальс не может быть больше. сложный. Это танец без хореографии, поэтому опоры указывают на руководство.
История
Его название происходит от Mazur и Мазурека (маленький Мазур ) в XVIII — го века. Вопреки распространенному мнению, мазурка происходит не из Мазурского воеводства ( прусское, затем немецкое с 1640 по 1945 год), а происходит от мазурцев, живущих на мазовецких равнинах вокруг Варшавы . Отвергнутый в цикле вариаций ( мазур или умеренный мазурек , обертас или быстрый оберек , куявяк из Куявы , медленнее), ему всегда предшествовал и / или за ним следовал ходячий танец : ходзоны, предок польского языка .
Мазурека Dąbrowskiego ( Домбровский «S Мазурка), составленная в 1797 году, является национальным гимном из Польши . Автор мелодии неизвестен.
Музыка
Обычно мазурка бывает в 3/4 раза. Особой отличительной чертой с музыкальной точки зрения является, с одной стороны, разделение первой доли (например, восьмые ноты с точками или тройки восьмых нот ), а с другой стороны (в результате этого) смещение акцента на вторую долю.
Дополнительные функции — это типичный вальсовый аккомпанемент с низкой четвертью (бас) и двумя последующими более высокими четвертными нотами (аккорд). Также характерно частое повторение отдельных мотивов и тем вплоть до повторения целых частей, которые разделены контрастной средней частью. Эти различия касаются аккомпанемента (часто в форме гудка), динамики (в основном фортепиано) и тональности (за счет исключения случайностей).
Мазурка стала всемирно известной благодаря Фредерику Шопену , который написал 51 мазурку для фортепиано и тем самым ввел этот танец в художественную музыку. Другие фортепианные мазурки были созданы Александром Скрябиным , позже также Каролем Шимановским . Члены Венской династии Штраусов сочинили множество оркестровых мазурок, в основном называемых полька-мазур — например, Б. Одно сердце, один ум! op.323 Иоганна Штрауса (сына) . Кроме того, сочинили Александр Тансман и основоположник современной гитарной техники Франсиско Таррега Мазуркас. В Эйтор Вилла-Лобос » Люкс Populaire brésilienne для гитары, первое движение является Хоро , мазурка.
Гимн Польши Mazurek Dąbrowskiego также является мазуркой.
Мелодия изначально часто находится в минорной тональности. Однако в альпийском народном танце мелодии чаще всего встречаются в мажоре, как, например, в Швейцарии, хотя вторая часть трехчастных пьес иногда является минорной.
Оберек
Особенности танца:
Является народным танцем польской культуры.
Некоторые его элементы использовались в мазурке.
Название происходит не от города-родоначальника, как у других польских танцев. Оберек — это оборот. В танце часто используются кружения, обороты.
Парный, массовый танец.
Быстрый, им разбавляли другие, более медленные народные танцы.
Музыкальный размер двух видов: ¾ и 3/8.
Зародился в народе, но весёлым нравом привлёк внимание знати. Стал популярен повсеместно в Польше ближе к концу 14 века
Стал популярен повсеместно в Польше ближе к концу 14 века.
В танце использовались выкрики и притопывание.
Польские танцы — яркие и самобытные. Все они создавались, как молодёжные игры того времени, но вскоре стали настоящим искусством. Сегодня они являются красивейшими массовыми танцами, используются повсеместно.
Стать частью польского танца — значит, приобщиться к их культуре, окунуться в неё, проникнуться духом того времени, когда весёлые поляки беззаботно кружили девушек в быстром ритме под открытым небом.
Музыкальный стиль
Поскольку мазурки Шопена связаны с уже установившейся традиционной польской мазуркой, некоторые характеристики жанра остаются неизменными в его интерпретации. Например, и традиционная мазурка, и версия Шопена содержат много повторений. Это может означать повторение одной меры или небольшой группы мер, повторение темы или даже повторение всего раздела. Это повторение имеет смысл в традиционном танце для повторения определенной части настоящего танца; хотя Шопен сочинял свои мазурки не для того, чтобы их можно было танцевать, ясно, что Шопен помнил их первоначальную форму. Кроме того, многие из ритмических узоров традиционной мазурки также присутствуют в композициях Шопена, поэтому они по-прежнему передают идею танца, но более «самодостаточного, стилизованного танцевального произведения». В соответствии с этой идеей Шопен действительно пытался сделать свои мазурки более технически интересными, способствуя их хроматичности и гармонии, наряду с использованием классических техник, таких как контрапункт и фуги . Фактически, Шопен использовал в своих мазурках больше классических приемов, чем в любом другом своем жанре. Одна из этих техник — четырехчастная гармония в стиле хорала .
Заключение↑
Как очевидно из статьи, на протяжении XIX века характер мазурочных шагов существенно не менялся. Большинство авторов описывает одни и те же шаги с небольшими вариациями, довольно разнообразными, что подтверждает свободный и импровизационный характер мазурки. Особенное значение имеет книга Целлариуса “La danse des salons” , описания шагов из нее дословно перепечатываются до начала XX века. Это, учитывая ошибку в описании pas glissé, также может свидетельствовать о том, что многие авторы включали в свои книги описания мазурки скорее для престижа и полноты книги, а не как материал для обучения танцу. Также следует отметить книгу Цорна “Грамматика танцевального искусства” . Она содержит наиболее полное и подробное описание шагов мазурки. Можно надеяться, что эта работа поможет современным исследователям и реконструкторам танцев XIX века разобраться в запутанной терминологии и противоречивых описаниях шагов мазурки.
Литература
1. Правила для благородных общественных танцов. Петровский, Людвиг. Харьков, 1825.
2. The drawing-room dances. Cellarius, Henri. London, 1847.
2a. La danse des salons. 2. éd. Cellarius, Henri. Paris, 1849.
3.Guide complet de la danse. Gawlikowski, Philippe. Paris, 1858.
4. Первоначальные правила для изучения бальных танцев. Линдрот, Николай Петрович. Москва, 1871.
5. Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев. Петрова М.Ю. Санкт-Петербург, 1878.
6. Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев. Клемм, Бернхардт. Санкт-Петербург, 1884.
7. Грамматика танцевального искусства и хореографии. Цорн, Альберт Яковлевич. Одесса, 1890.
8. Руководство для изучения танцев.Гавликовский, Николай Людвигович. Санкт-Петербург, 1902.
9. Практический самоучитель бальных танцев для обоего пола. Колиньяр, Де. Москва, 1890.
10. Новейший учебник и самоучитель танцев. Дунин-Барковская В.С. Тифлис, 1890.
11. Преподаватель и распорядитель бальных танцев. Стуколкин, Лев Петрович. Санкт-Петербург, 1890.
12. Методическое руководство к обучению танцам в средне-учебных заведениях. Чистяков, Александр Дмитриевич. Санкт-Петербург, 1893.
13. Новейший самоучитель бальных танцев. Иванов И.И. Москва, 1908.
14. Бальные и балетные танцы. Практический самоучитель. Шухмин, Христофор Алексеевич. Москва, 1913
15. Raymond Cwieka, “Polish Dances”, не опубликовано, доступно в электронном виде по адресу: http://jason.chuang.ca/social-dance/mazur-mazurka/
Автор благодарит Евгению Соленикову, Анастасию Базарову, Алексея Мачехина, Дмитрия Филимонова, Наталью Михаленко и Виктора Лапшина за помощь в исследовании и подготовке этой статьи.
H. Cellarius, The Drawing Room Dances, London, 1847, с. 52
Полный список ссылок см. в конце статьи.
Здесь приведены оригинальные названия первого издания и фамилии авторов на русском языке, так, как они далее используются в тексте.
Л. Петровский. Правила для благородных общественных танцов. Харьков, 1825. с. 88
Де Колиньяр. Практический самоучитель бальных танцев для обоего пола. Москва, 1890. с. 196
Де Колиньяр. Практический самоучитель бальных танцев для обоего пола. Москва, 1890. с 196
Л. Петровский. Правила для благородных общественных танцов. Харьков, 1825. с. 87
Н.Л. Гавликовский.Руководство для изучения танцев. Санкт-Петербург, 1902. с. 34
Напр. М.Ю. Петрова. Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев. Санкт-Петербург, 1878. с 84
H.Cellarius. La danse des salons. 2. éd. Paris, 1849. с. 70
В.С. Дунина-Барковская. Новейший учебник и самоучитель танцев. Тифлис, 1890. с. 24-25
P. Gawlikowski, Guide complet de la danse. Paris, 1858. с. 42-43
Н. Линдрот, Первоначальные правила для изучения бальных танцев. Москва, 1871, с. 11
А.Д. Чистяков. Методическое руководство к обучению танцам в средне-учебных заведениях. Санкт-Петербург, 1893. с. 117
Л. Петровский. Правила для благородных общественных танцов. Харьков, 1825. с. 91