Технические характеристики болида формулы-1

Фатальный случай

Подобное произошло с трехкратным чемпионом мира Айртоном Сенной в 1994 году, когда он на скорости более трехсот километров в час не справился с управлением и врезался в бетонную стену.

Руководство FIA регулярно предлагает меры по повышению безопасности соревнований «Формулы-1», однако технические просчеты, погода, человеческий фактор и другие обстоятельства время от времени приводят к авариям. Особенно напряженная ситуация возникает во время старта, когда свыше десятка болидов одновременно берут с места в карьер. Каждый гонщик старается на первой секунде выйти вперед и занять крайний правый ряд, наиболее удобный для дальнейшего движения. Вот тут-то и происходят столкновения, оторванные колеса улетают на десятки метров, в пострадавшую машину врезаются идущие следом, возникает хаос и гонка останавливается, чтобы через полчаса начаться заново.

Болид Формулы-1 характеристики

Ниже приведены основные технические данные гоночной машины :

  • Двигатель. Рекомендуемая мощность — 750-770 л. с. при объеме до 3,0 литра, число цилиндров — 10, расположение V-образное.
  • Шасси — длина 4,8 метра, ширина — не более 1,8 метра, высота — не более 525 миллиметров.
  • Минимальный вес болида «Формулы-1» вместе с гонщиком — 702 килограмма.
  • Тормозная система — гидравлическая, высокого давления, любые усилители, а также применение антиблокировочных механизмов запрещены.
  • Электроника — применение ограничено с целью придания большей функциональности гонщику. Электронные средства используются только для телеметрии — передачи контрольных данных о состоянии всех систем болида, находящегося на трассе, информация поступает на мониторы в инженерном секторе команды. Обратная связь по телеметрическим каналам запрещена.
  • Шины — допускаются резиновые, полиэстеровые и нейлоновые. Чем мягче протектор, тем лучше его сцепление с дорогой, но тем быстрее он изнашивается. Гонщики стараются не злоупотреблять мягкой резиной, так как может сложиться ситуация, когда придется использовать дополнительный пит-стоп, а заезд для смены покрышек — это потерянное время.
  • Горючее — болид «Формулы-1» заправляется обычным высокооктановым бензином АИ-98 тройной очистки. В баки попадает уже кристально чистое горючее, и все-таки бывают случаи, когда мотор глохнет. Также нередки случаи возгорания двигателя.
  • Скорость болида. Максимально допустимая — 363 км/час, в соответствии с техническим регламентом FIA.
  • Управление. Штурвал болида «Формулы-1» — это сложное устройство, связанное с реечным поворотным механизмом высокой чувствительности. С рулевого колеса также передаются команды на трансмиссию для переключения скоростей. На обратной стороне штурвала установлены лепестковые сенсоры, которые активируются легким касанием пальцев гонщика. Акселератор находится на полу кокпита, педаль тормоза расположена там же.

Противоаварийные устройства

Меры безопасности, применяемые к болидам «Формулы-1», достаточно радикальны: кокпит оснащается специальными дугами, которые защищают гонщика от травм при переворачивании. Если машина осталась на колесах, но загорелась, то у него есть несколько секунд, чтобы снять рулевое колесо, отстегнуть ремни и покинуть машину. Комбинезон гонщика «Формулы-1» сделан по специальным технологиям, между слоями ткани проложен огнеупорный композит, который позволяет находиться в огне в течение 17 секунд и при этом не пострадать. При аварии на место происшествия немедленно прибывают бригада техников и служба неотложной медицинской помощи.

Правила Формулы-1

«Королева автоспорта» предполагает три этапа:

  • свободный заезд;
  • квалификация;
  • непосредственно гонки.

На ее проведение отводится три дня. Обычно это пятница и два последующих выходных. Бывают, что отдельные соревнования вводят дополнительные правила. Например, в Монако Гран-При предполагает четверг.

Сезон состоит в среднем из 7-19 гонок, на которые отводится временный период с начала весны по конец осени. Каждый участвующий коллектив имеет право выставить всего двух пилотов для квалификации и гонки. «Свободный заезд» допускает участие третьего пилота, но болидов непосредственно в гонке будет два.

1970: The Blue Flame – 1001 км/ч

1000 км/ч пройдено!

Американские гонщики, ясное дело, были раздражены длительным британским доминированием в скоростных заездах. Рекорды скорости сыпались словно из рога изобилия, но янки в них не было место. Чтобы изменить расстановку сил, компания Reaction Dynamics из Милуоки начала разработку своего ракетного автомобиля в 1965 году. В автомобиле использовалась комбинация топлива на основе перекиси высокой очистки и сжиженного природного газа, сжатого в газообразный гелий.

Забег в Солончаках Бонневилля в штате Юта с Гэри Габеличом за рулем, показал, что разработчики «Голубого пламени» пошли абсолютно верным путем. 1001 км/ч в октябре 1970 года стали тому доказательством.

Шасси

Болид Формулы-1 представляет собой монокок из углепластика с четырьмя расположенными вне корпуса колёсами. Задние колёса являются приводными, а передние ведомыми. Пилот размещается в узкой кабине (кокпите) в передней части болида. Управление болидом осуществляется с помощью педалей тормоза и газа, и рулевого колеса.

Ширина болида в целом не должна превышать 2 метров, а максимальная высота 525 см.

Хоть машины Формулы-1 зачастую превосходят скорость 300 км/ч., согласно абсолютной скорости Формула-1 никак не может считаться самой быстрой гоночной серией, так как почти все параметры двигателей в ней значительно урезаны. Тем не менее по средней скорости на круге из числа шоссейно-кольцевых автогонок, Формуле-1 нет равных. Это становится возможным благодаря весьма эффективной тормозной системе и аэродинамике, благодаря которым повороты проходятся на больших скоростях. Тормозные усилители и антиблокировочная тормозная система запрещены.

Начиная с 2014 года разрешено использовать систему распределения тормозного усилия на задних колёсах Brake-by-Wire. Похожие по принципу действия системы применяются на гибридных автомобилях, где при нажатии на тормоз часть скорости гасится за счёт перевода электромотора в режим генератора, а часть — за счёт штатных тормозов.

MotoGP

  • Максимальная скорость: 357 км/ч
  • Время разгона 0-100 км/ч: 2,6 секунды

Рекорд максимальной скорости серии MotoGP принадлежит гонщику Андреа Довициозо и датируется прошлым годом. В тренировке перед домашним Гран При на трассе в Муджелло (чемпионат Формулы 1 впервые приедет на этот автодром лишь в этом году) итальянец разогнался до 356,7 км/ч.

Младшие «двухколесные» категории Moto2 и Moto3 значительно медленнее: скоростной потолок составляет 295 и 245 км/ч соответственно.

Кстати, если в броске до сотни байки MotoGP ничуть не уступают болидам Формулы 1, разгон до 300 км/ч занимает на 1,2 секунды больше – 11,8 с.

Противоаварийные устройства

Меры безопасности, применяемые к болидам «Формулы-1», достаточно радикальны: кокпит оснащается специальными дугами, которые защищают гонщика от травм при переворачивании. Если машина осталась на колесах, но загорелась, то у него есть несколько секунд, чтобы снять рулевое колесо, отстегнуть ремни и покинуть машину. Комбинезон гонщика «Формулы-1» сделан по специальным технологиям, между слоями ткани проложен огнеупорный композит, который позволяет находиться в огне в течение 17 секунд и при этом не пострадать. При аварии на место происшествия немедленно прибывают бригада техников и служба неотложной медицинской помощи.

Шины

Шины в Формуле-1 имеют огромное значение. В отличие от дорожных автомашин, шины для болидов Формулы-1 не рассчитаны на долговечность — 1 набор рассчитан на 200 километров. Главными особенностями считаются прочность, небольшой вес и сцепление с трассой.

Ключевые составляющие шин — резина, нейлон и полиэстер. С целью изменения жёсткости резины регулируются соотношения добавляемых в неё частей: углерода, серы и нефти.

Размер передних и задних шин в процессе эволюции гоночных автомобилей Формулы постоянно изменялся, теперь передние и задние шины различные, величина передних шин ограничена по ширине от 305 до 355 мм, задних от 365 до 380 мм.

При этом полный диаметр колеса не может превышать 660 мм для шин для сухой погоды и 670 мм для влажной. Замеры выполняют при давлении в шине равном 1.4 Бар. В соответствии с Техническим регламентом Формулы-1, шины могут быть наполнены только воздухом либо азотом.

Используются 3 вида шин: слики для сухой трассы, микст («промежуточная резина») для слегка влажной и дождевая для мокрой.

Средние технические характеристики болида Формулы-1:

  • Разгон с места до 100 км/ч.: 1.7 сек.
  • Разгон с места до 200 км/ч.: 3.8 сек.
  • Разгон с места до 300 км/ч.: 8.6 сек.
  • Максимальная скорость: около 360 км/ч.
  • Торможение со 100 км/ч.: 1.4 сек и 17 метров дистанции.
  • Торможение с 200 км/ч.: 2.9 сек и 55 метров дистанции.
  • Торможение с 300 км/ч.: 4 сек.
  • Перегрузка пилота при торможении: около 5G.
  • Прижимная сила равная весу болида достигается на скорости около 180 км/ч.
  • Максимальная прижимная сила (настройка максимум) при 300 км/ч: приблизительно 3000 килограмм.
  • Расход горючего в режиме соревнований: около 75 л./100км.
  • Стоимость каждого пройденного километра: около 500$.

Основной характерной чертой болида Формулы-1 безусловно считается наличие большой прижимной силы. Именно она дает возможность проходить повороты на скоростях, недостижимых любым иным спортивным авто.

Тут имеется один примечательный момент: почти все повороты пилотам просто необходимо проходить на весьма большой скорости, чтобы прижимная сила могла удерживать автомобиль на трассе, если же скорость скинуть то можно вылететь с трассы так как прижимная сила станет мала.

А вы хотели бы прокатиться на болиде Формула-1
Мечтаю об этом! 78.76%

Боюсь! Это слишком страшно. 5.72%

Я — пилот! Гоняю постоянно. 15.52%

НравитсяНе нравится

Структура

В гонках Гран-при участвуют от десяти до двенадцати команд. Самая многоопытная — это «Феррари» (с 1950 года), затем идут «МакЛарен» (с 1966 года), «Тайрелл» (1970), «Вильямс» (1977), «Минарди» (1985), «Джордан» (1991), «Заубер» (1993), Red Bull (2005).

У каждой команды свои болиды и свои гонщики, собственная база и дислокация, а также многочисленный аппарат служащих. Стоимость содержания одной команды доходит до нескольких десятков миллионов долларов. «Формула-1» — это самый дорогой и затратный вид спорта во всем мире.

Болид «Формулы-1», характеристики которого являются результатом применения самых последних достижений в области тонких технологий машиностроения, — своеобразный плацдарм для испытания новейших систем двигателей, ходовых агрегатов и аэродинамических научных изысканий. Ведь именно эти «три кита» предопределяют успешное участие машины в соревнованиях «Формула-1».

С физической точки зрения.

С другой стороны Брандл утверждает, физические нагрузки связанные с пилотированием нынешних болидов резко уменьшились по сравнению с теми, что были у пилотов минувших лет. Ссылаясь на свой недавний опыт пилотирования болида Форс Индия VJM08 Брандл сказал: «Я проехал на болиде Форс Индии 100 км, по сухой трассе на сликах. Я знал, что могу остановить болид в любой момент – но я не сделал этого, потому что моя шея не болела. Мне 56 лет, я не могу быть физически подготовлен к езде на подобного рода автомобилях!»

Скорее всего самой сложной с точки зрения нагрузок на пилота была эпоха на исходе 3-го десятилетия истории Формулы 1 в середине 80-х с квалификационными шинами и квалификационными двигателями турбо эры, которую можно считать эталонной. Классический здоровяк Ф1 Дерек Уорик, ныне стюард Ф1, утверждает, что физические усилия, которые прикладывали пилоты к рулевому колесу, отличают нынешние болиды с усилителем руля, от зверских турбо монстров 1980-х годов.

«Автомобили, которыми я управлял были более мощными. Вы были помещены в эту ракету, в которой таилось 1350 л.с. От нагрузки вы просто не могли переключить скорость достаточно быстро. Я всегда был одним из самых сильных парней на трассе, но я думал, что нужно быть очень сильным, чтобы управлять этими машинами. Жёсткие из-за прижимной силы, жёсткие из-за того, что вы всё время должны были переключать передачу, но в основном жёсткие из-за того что мощность болида была очень велика.»

«Мог ли пилот типа Макса Верстаппена т.е. подросток, сесть в подобный автомобиль и сразу показать результат»

«Я думаю, что он смог бы побороться. Я не говорю, что делать это сейчас не сложно, я говорю что то, что делается сейчас очень отличается от того, что было раньше. Однако великие пилоты – будут великими в любую эпоху. Мы говорим о лучших пилотах в мире. Они бы приспособились бы.»

Средства автоматизации и диспетчеризации

Учет ресурсов, а также мониторинг систем управления можно производить с помощью ПО и контроллеров. Организация «Болид» выпускает такие средства диспетчеризации и автоматизации:

  • Интегрированная система контроля и диспетчерского управления SCADA «Алгоритм» (работает при установленной операционной системе Windows);
  • Контроллер технологический С2000-Т.

Контроллер технологический Болид С2000-Т

Предназначение:

  1. регулировка параметров заданных режимов;
  2. контроль температур в отопительных системах и комплексах снабжения горячей водой;
  3. настройка влажности и температуры окружающей среды в зданиях, где размещены устройства приточно-вытяжной вентиляции;
  4. поддержка алгоритмов сбережения электроэнергии и т. д.

Система АСКУЭ «РЕСУРС» производит учет потребляемых ресурсов.

Болид «Формулы-1»: характеристики

Ниже приведены основные технические данные гоночной машины:

  • Двигатель. Рекомендуемая мощность — 750-770 л. с. при объеме до 3,0 литра, число цилиндров — 10, расположение V-образное.
  • Шасси — длина 4,8 метра, ширина — не более 1,8 метра, высота — не более 525 миллиметров.
  • Минимальный вес болида «Формулы-1» вместе с гонщиком — 702 килограмма.
  • Тормозная система — гидравлическая, высокого давления, любые усилители, а также применение антиблокировочных механизмов запрещены.
  • Электроника — применение ограничено с целью придания большей функциональности гонщику. Электронные средства используются только для телеметрии — передачи контрольных данных о состоянии всех систем болида, находящегося на трассе, информация поступает на мониторы в инженерном секторе команды. Обратная связь по телеметрическим каналам запрещена.
  • Шины — допускаются резиновые, полиэстеровые и нейлоновые. Чем мягче протектор, тем лучше его сцепление с дорогой, но тем быстрее он изнашивается. Гонщики стараются не злоупотреблять мягкой резиной, так как может сложиться ситуация, когда придется использовать дополнительный пит-стоп, а заезд для смены покрышек — это потерянное время.
  • Горючее — болид «Формулы-1» заправляется обычным высокооктановым бензином АИ-98 тройной очистки. В баки попадает уже кристально чистое горючее, и все-таки бывают случаи, когда мотор глохнет. Также нередки случаи возгорания двигателя.
  • Скорость болида. Максимально допустимая — 363 км/час, в соответствии с техническим регламентом FIA.
  • Управление. Штурвал болида «Формулы-1» — это сложное устройство, связанное с реечным поворотным механизмом высокой чувствительности. С рулевого колеса также передаются команды на трансмиссию для переключения скоростей. На обратной стороне штурвала установлены лепестковые сенсоры, которые активируются легким касанием пальцев гонщика. Акселератор находится на полу кокпита, педаль тормоза расположена там же.

Устройства централизованной охраны

Компания «Болид» выпускает различные комплексы охранных устройств. Они обеспечивают охрану территорий, передачу оповещений и защиту рабочего оборудования. Виды охранных комплексов:

  • программный комплекс АРМ ПЦО «Эгида» применяется для наблюдения и контроля над объектами из дежурного охранного пункта;
  • устройство «УОП 3» GSM применяется в составе прочих элементов для передачи извещений, где происходит их обработка. Такие оповещения проходят по нескольким связывающим линиям стационарной телефонной сети. Также для передачи применяется сеть GSM. События отображаются на мониторе в текстовом виде;
  • технический набор средств РСПИ «Орион Радио», применяемый для передачи по радиоканалу сообщений на базовую многоканальную панель управления, которая корректно функционирует в совокупности с АРМ ПЦО «Эгида» исп.03.

Болид «Формулы-1» – цена

По техническим характеристикам мы прошлись, а это значит, что разобраться в причинах высокой стоимости болида будет намного легче.

В отдельном материале мы рассказали об итогах последнего Гран-при Венгрии.

Очевидно, что машины в «Ф-1» очень дорогие, что и объясняет невероятные денежные активы ведущих и не только команд высшего класса автогонок.

А теперь по порядку. Разберемся, сколько стоит болид «Формулы-1»:

· Электроника и софт: 4 млн + до 150 тысяч долларов.

· Рычаги передней и задней подвесок: 220 тысяч долларов.

· Бак топлива для всех Гран-при одного сезона: 1 млн долларов.

· Трансмиссия: 2,2 млн долларов.

· Двигатель: 2,77 млн долларов.

· Корпус: 3,3 млн долларов.

Кроме того, существует масса деталей и элементов болида «Ф-1», без которых машина функционировать не будет. Их стоимость слишком несущественна на фоне вышеупомянутых автозапчастей. К примеру, руль или кресло пилота.

Подпишись, если не жадный!

Идея

В таком случае каждая квалификация для нас превращается в набор парных сравнений скорости пилотов в рамках каждой команды. К счастью, мир формульных гонок довольно мал, и «большие» пилоты успевают поездить сразу с несколькими напарниками в рамках разных команд. Таким образом, мы сможем получить сравнение 2 пилотов, никогда не выступавших в рамках одной команды, «через третьего» — пилота, с которым оба в разное время оказывались в одном коллективе. Тут так же есть очень серьезные допущения, которые портят малину. Это и допущение, что уровень пилота остается стабильным несколько лет подряд, и допущение, что машина всегда идеально подходит пилоту.

Еще один неприятный момент. Сравнить так уж прям всех пилотов за всю историю, к сожалению, не удастся. Даже используя все «попарные» мостики, не удастся добраться до всех пилотов, выступавших в Ф1. Возможны как отдельные пары пилотов, всю карьеру выступавшие только в одной команде друг с другом, так и более сложные закрытые кластера пилотов, не пилотировавшие ни с кем из общего кластера одновременно в одной команде.

Первое, что приходит в голову для решения этой задачи в очень упрощенном виде, что каждому пилоту в соответствие можно сопоставить некий коэффициент скорости kp, который проявляется в каждой квалификации.

Т.о. скорость прохождения круга в квалификации V = V*kp*kc*Tr, где kc – такой же коэффициент скорости болида конкретной команды в конкретной гонке, а Tr – некая константа, характерная для трассы в конкретных условиях.

После серии преобразований можно вывести, что в каждой квалификации ln(ki)-ln(kj)=ln(tj)-ln(ti) для болидов гонщиков одной команды.

Получаем систему линейных уравнений. Систему довольно просто представить как матрицу m*(n+1), где n – число пилотов, m – суммарное число гонщиков в квалификациях. В каждой строке есть коэффициенты 1 и -1 в столбцах, соответствующих пилотам, и логарифм обратного отношения их времен в столбце свободных коэффициентов.

В отличие от специалистов AWS, мы посчитаем коэффициент динамически, считая, что он остается стабильным только в течение одного-двух лет. Для того, чтобы прокинуть мостик между соседними годами, искусственно внесем в таблицу результаты «из прошлого» — поменяем лишь год для пилота на предыдущий, остальные столбцы оставив неизменными. Т.о. мы получим «замыленные» на перспективу 2 лет данные для каждого пилота и поставим его прошлого к ему теперешнему в напарники с 0 разницей в скорости.

Более того, по похожей схеме посчитаем и рейтинг болидов F1. Год от года в связи с изменением правил и техническим прогрессом машины меняются. Последние годы регламент составляется так, что в начале года команда выставляет новую машину, большую часть года ее дорабатывает, а на следующий год вынуждена делать машину, подходящую под новый регламент. Понять, насколько прогрессирует машина по ходу году довольно сложно, поэтому допустим, что она более-менее стабильна.

 Здесь мы будем фиксировать пилота и трассу и смотреть, насколько на одной машине он прошел ее быстрее, чем на другой в перспективе 2 лет. У этого подхода есть 3 больших минуса. 1 – машина может быть быстрой, но не подходить пилоту. Мы же увидим, что она «хуже». Второй – трассы постоянно ротируются. Добавляются новые, уходят либо перестраиваются старые. Нам же для этого подхода нужен некоторый набор стабильных трасс. И третий – дождь. Если в один год он был, а в другой нет, то мы можем списать это на скорость машины.

Новый поворот

Современный гоночный болид представляет собой монокок из углепастика с колесами, расположенными вне корпуса. Вес автомобиля вместе с гонщиком — не менее семисот килограммов. Сам пилот находится в тесной кабине, где есть сложная приборная панель, спортивный руль и педали. Антиблокировочная система (АБС) и тормозной усилитель запрещены. Объем мотора и количество цилиндров в двигателе согласуются с техническим регламентом, который обновляется чуть ли не каждый год, но «Формула» — это не гонка моторов и даже не самая быстрая автогоночная серия.

Очки во время гонки набирает не только пилот, но и остальная команда, ведь борьба идет не только за титул чемпиона мира, но еще и за Кубок конструкторов. Кроме того, есть еще и неофициальные призы и титулы: «Лучшая трасса», «Лучший гонщик», «Лучший новичок», «Выбор гонщиков».


Лейла Ломбарди — одна из немногих женщин-пилотов в «Формуле-1»

Исторически сложилось, что «Формула-1» — это, в отличие от других видов спорта, мужская стихия. За всю историю гонки в ней приняло участие всего пять женщин, и лишь одна из них, Лейла Ломбарди, смогла набрать очки: это было на Гран-при Испании в 1975-м. На финише Ломбарди была шестой.

Любопытно, что команды «Формулы-1» до сих пор называются конюшнями (или скудериями, от итальянского Scuderia — «конюшня»), совсем как на скачках. Из скачек в чемпионат пришли и некоторые другие термины: например, человека, который следит за всеми этапами сезона и помогает принять решение в случае возникновения разногласий, тут называют стюардом.

Посмотреть на современную «Формулу-1» в объективе столетней фотокамеры

Помимо дуг безопасности, сегодня гонщиков защищают специальные комбинезоны, которые выдерживают открытое пламя в течение 14 секунд, а также перчатки из негорючих материалов. Разумеется, у каждого пилота есть шлем, а конструкция автомобиля позволяет покинуть кабину в течение нескольких секунд. Впрочем, для этого нужно расстегнуть ремни безопасности и снять руль.

В последние годы регламент «Формулы-1» то и дело меняется, в частности постоянно ужесточаются требования к моторам. И все для того, чтобы в целях безопасности скорость была меньше, а обгонов по ходу гонки больше. Ведь так гораздо зрелищнее.

Фото: WIN-Initiative / Neleman / Getty Images, Keystone / Stringer / Getty Images, Victor Blackman / Stringer / Getty Images, Keystone / Stringer / Getty Images, Pascal Rondeau / Staff / Getty Images, Tony Duffy / Staff / Getty Images

АСКУЭ Ресурс

Автоматизированная система представляет собой комплекс устройств и ПО, применяемых для фиксации затрат всевозможных ресурсов, например, тепла, электричества, газа, воды и т.п. АСКУЭ удобна для дистанционного контроля над счетчиками и их показаниями. Прибор дает возможность производить такие действия с данными, взятыми со счетчиков:

  • проводить анализ;
  • передавать;
  • хранить;
  • производить обработку.

АСКУЭ «Ресурс» – автоматизированная система удаленного учета расхода ресурсов

Всё это происходит в режиме реального времени. Корректность предоставляемых данных подтверждается сертификатами. Ресурс АСКУЭ дает также возможность избирательно влиять на потребителей, имеющих долги по воде или другим ресурсам, отключая от общей системы. Автоматизированное устройство контроля и учёта ресурсов позволяет пересылать информацию об используемых ресурсах в ТСЖ, УК, СНТ и т. д.

  • низкая стоимость;
  • ПО размещается на ПК клиента;
  • нет фиксированных платежей, которые устанавливает оператор;
  • может функционировать с различными учетными приборами, оснащенными цифровым либо импульсным стабилизатором напряжения.

Параметры:

  • разделение степеней доступа пользователей к системе;
  • отправка квитанций на электронную почту клиентов;
  • доступ к данным открыт как администраторам, так и абонентам;
  • контроль над расходованием ресурсов;
  • формирование квитанций по оплате в формате Microsoft Word;
  • присваивание счетчиков абонентам с регистрацией лицевых счетов и т. д.

Что для вас предпочтительней: живое общение, или любимый мессенджер?

Общение — это когда видишь собеседника лично. Все остальное — иллюзия общения. 357 ( 30.7 % )

Не люблю общаться с людьми в живую, написать сообщение мне прозе и удобней. 102 ( 8.77 % )

Общаюсь и в живую, и в соц сетях. Один способ вовсе не исключает другой. 704 ( 60.53 % )

Такие характеристики привлекают новых пользователей системы и свидетельствуют об удобстве эксплуатации АСКУЭ «Ресурс».

Резина «Формулы-1» сегодня

Автор статьи сразу предупреждает: разумеется, никто не пытается преуменьшить роль двигателя или аэродинамики. Очевидно, что важным фактором является мастерство пилота, да и плохая машина даже на лучшей и прогретой резине никогда не угонится за лидерами…

Стоп. Или угонится?

Когда в квалификации «Формулы-1» проходит дождь, и затем начинает подсыхать трасса, гонщики улучшают времена с каждым кругом

При этом не важно, на какой машине едет пилот — просто условия становятся все более подходящими для резины с каждым кругом. И тут мы вспоминаем единственный поул в карьере пилота команды Racing Point (Aston Martin с 2021) Лэнса Стролла

И он взял поул… благодаря работе резины в меняющихся условиях.

Автор статьи также делает подробные разборы после каждого Гран-при. В том числе, разумеется, разбирает шинную стратегию. Например, Гран-при Австрии 2021.

Пилоты, которые стартовали на более твердых комплектах, оказались на финише впереди тех пилотов, которые стартовали на более мягких. Оказалось, что мягкий комплект резины слишком быстро изнашивается, приходится проводить на один пит-стоп больше, и гоночный темп в гонке — ниже. Характерно, что испанский пилот Карлос Сайнс за рулем машины Ferrari, не блиставшей весь уик-энд, занял высокое четвертое место, стартовав на Hard. Он смог опередить даже Серхио Переса, пилота топовой команды Red Bull.

Получается, только от резины и работы с ней зависит успех в F1? Мы раскрыли главный секрет автоспорта? Ответ разочарует вас, как в конце интересного фильма: и да, и нет.

Если мы возьмем приближенные к идеалу две совершенно идентичных машины, то, действительно, от фактора резины может решаться судьба того или иного заезда. Однако в реальных условиях резина становится лишь одним из факторов, меняя причинно-следственные связи.

Допустим, машина Mercedes лучше работает с твердой резиной. Это может быть причиной того, что они находятся впереди остальных на трассе. С другой стороны, меняется дорожное покрытие и температура трассы (в частности, на последней гонке Льюис Хэмилтон и команда сетовали на то, что с наступлением жары шины стали работать хуже), и уже как следствие, резина работает не так эффективно.

Или команда Red Bull, которая из-за своего уникального диффузора и high-rake концепции испытывает проблемы с задней резиной на определенных этапах. Можно ли сказать, что шины были фактором их успеха или провала? Можно. Как и справедливо сказать, что настройки их машины и в целом техническая форма определяли эффективность работы покрышек.

Лишь одно можно утверждать с абсолютной уверенностью: резина в «Формуле-1» — важный элемент скорости машины, ее прижимной силы и устойчивости в поворотах. Как следствие, резина в «Формуле-1» — это фактор скорости. А что может быть важнее скорости в автоспорте?

Решать только вам. Берегите себя и выбирайте правильную резину на все случаи жизни.

05.07.2016

08.10.2020

01.10.2016

06.05.2021

03.11.2016

06.11.2017

16.03.2018

02.09.2016

09.04.2018

10.06.2019

08.07.2017

05.03.2019

05.10.2021

13.03.2018

20.08.2018

11.10.2021

18.01.2018

21.07.2021

Автоновости

Результаты

Прежде чем подводить итоги по тому методу, по которому считал я, хочу все же показать результаты «карьерного» измерения, т.е. то, что презентовали F1 и Amazon.

Немного поигравшись с параметрами запуска, на тех же данных удалось получить следующую таблицу:

Последний столбец пересчитал исходя из того, чтобы точкой отсчета был Сенна

Это 18 первых пилотов, если составлять рейтинг без учета динамики по ходу карьеры. Опять же, параметров довольно много + ошибки парсинга + оговорки, какое время брать в многоуровневых квалификациях. Серым я затемнил пилотов, которых нет в официальной лучшей 10. Если их не учитывать, то рейтинги очень похожи. Все те же люди на похожих расстояниях. Ниже Ферстаппен, выше Феттель.

Самое интересное здесь – как в топе появился перспективный дебютант Рассел. Появился за счет 2019 года, в котором разнес вернувшегося после кучи пропущенных лет и тяжелейшей травмы некогда быстрого поляка Роберта Кубицу. Роберт весь год жаловался на машину, воевал с командой и на следующий год ушел из Ф1.

Сравнивать с ним Рассела – некорректно. Столь длинное отсутствие не могло не сказаться на форме Кубицы. В сравнении же мы считаем, что это одинаково быстрый пилот. Видимо, так же посчитали аналитики Ф1 и подчистили рейтинг. Как из него исчезли сверстабильные Боттас и Риккьярдо для меня загадка. Много лет в Ф1, точно пересекались с Хэмильтоном и Ферстаппеным и смотрелись/смотрятся на их фоне отлично.

А вот что получается, если построить рейтинг год к году:

N

Driver

Total min

1

Ayrton Senna

—     0,435

2

Michael Schumacher

—     0,408

3

Alain Prost

—     0,289

4

Damon Hill

—     0,037

5

Lewis Hamilton

—     0,037

6

Charles Leclerc

       0,016

7

Rubens Barrichello

       0,024

8

Fernando Alonso

       0,067

9

Nico Rosberg

       0,081

10

Nigel Mansell

       0,102

11

Carlos Pace

       0,117

12

Mika Häkkinen

       0,145

13

Max Verstappen

       0,147

14

Valtteri Bottas

       0,153

15

Elio de Angelis

       0,164

16

Daniel Ricciardo

       0,165

17

Jarno Trulli

       0,172

18

Giancarlo Fisichella

       0,184

 И расширить его в перспективе времени (для всех пилотов здесь первый отмеченный год предваряет дебют или возвращение после перерыва, т.е. фактически в Ф1 пилота еще не было):

 Можно в разрезе каждого года выступлений смотреть, какой гонщик был в наибольшей квалификационной форме.

И такой же рейтинг для машин:

Мерседес 2020 года – быстрейшая машина не только чемпионата, но и за всю историю (формально – с 1979 года, дальше проследить связи между конкретными машинами тяжело ввиду изменений в календаре).

На графике бросается в глаза, как Renault сбросило секунду за счет нового двигателя не только на заводских машинах, но и на клиентах. Невероятно быстрый Racing Point, сбросивший почти 2 сек за межсезонье, Alpha Tauri 2020, неприлично похожая на Red Bull 2019 и провал двигателя Ferrari 2020, из-за которого команда откатилась на уровень 2018 года вместе со своими клиентами.

Интересно, что по этой графике быстрейшей машиной 2019 года была не Mercedes, которая взяла 10 поулов, а Red Bull и только более быстрый Хэмилтон позволял команде завоевывать поулы и титул. Леклер же, который взял поулов больше, чем Хэмилтон и Боттас каждый, творил просто чудеса, не вписывающиеся в модель.

Здесь во всей красе проявляется несовершенство самого метода попарных сравнений. Если у пилота есть длительные периоды стабильных выступлений с одним и тем же сокомандником, построить по нему статистику крайне тяжело. Сравнения получаются через много-много лет и пилотов, а каждое лишнее звено добавляет неточности. То же самое касается рейтинга машин. Чудо, что он вообще строится и выглядит адекватно.

Поскольку абсурдность и низкое качество полученной модели уже понятны, приложу ее предсказания на предстоящий этап в Имоле (результаты Уильямсов предсказать не получится, т.к. в команде 2 молодых пилота, не пересекавшихся с остальными пилотами в Ф1):

Driver

Car

 Time_predicted_sec

Lewis Hamilton

Mercedes

                        77,711

Valtteri Bottas

Mercedes

                        77,850

Max Verstappen

Red Bull Racing-Honda

                        78,252

Lando Norris

McLaren-Renault

                        78,324

Sergio Pérez

Racing Point-BWT Mercedes

                        78,345

Lance Stroll

Racing Point-BWT Mercedes

                        78,439

Daniel Ricciardo

Renault

                        78,451

Carlos Sainz Jr.

McLaren-Renault

                        78,549

Esteban Ocon

Renault

                        78,665

Alexander Albon

Red Bull Racing-Honda

                        78,878

Pierre Gasly

AlphaTauri-Honda

                        78,985

Daniil Kvyat

AlphaTauri-Honda

                        79,108

Charles Leclerc

Ferrari

                        79,116

Sebastian Vettel

Ferrari

                        79,531

Romain Grosjean

Haas-Ferrari

                        79,656

Kevin Magnussen

Haas-Ferrari

                        79,738

Kimi Räikkönen

Alfa Romeo Racing-Ferrari

                        80,399

Antonio Giovinazzi

Alfa Romeo Racing-Ferrari

                        80,658

Фатальный случай

Подобное произошло с трехкратным чемпионом мира Айртоном Сенной в 1994 году, когда он на скорости более трехсот километров в час не справился с управлением и врезался в бетонную стену.

Руководство FIA регулярно предлагает меры по повышению безопасности соревнований «Формулы-1», однако технические просчеты, погода, человеческий фактор и другие обстоятельства время от времени приводят к авариям. Особенно напряженная ситуация возникает во время старта, когда свыше десятка болидов одновременно берут с места в карьер. Каждый гонщик старается на первой секунде выйти вперед и занять крайний правый ряд, наиболее удобный для дальнейшего движения. Вот тут-то и происходят столкновения, оторванные колеса улетают на десятки метров, в пострадавшую машину врезаются идущие следом, возникает хаос и гонка останавливается, чтобы через полчаса начаться заново.