Что значит киберспорт? как стать профессиональным геймером

Оглавление

Что такое киберспорт?

Киберспорт, как и традиционный, может быть двух видов:

  • Командным – в этом случае соревнуются две или более команды;
  • Индивидуальным – каждый игрок играет сам за себя.

Представьте, что мы живем в момент зарождения футбола: люди не понимают правил, которые постоянно меняются, считают забаву с мячом пустой тратой времени, а противники кричат о регби, как о единственно правильном виде спорта. Однако фанатов становится слишком много, и это вынуждает государство вмешаться и сделать футбол легальным видом спорта. И вот, футбол за 50 лет проходит путь от никому непонятного явления до международных матчей с профессиональными игроками.

Это напоминает киберспорт сегодня, только на похожий сценарий ему потребовалось менее 20 лет и в условиях жесточайшей конкуренции за каждую секунду времени потенциального или уже существующего потребителя. Крупнейшие мировые бренды и государственные институты все активнее штурмуют киберспортивную индустрию.

Федерация Компьютерного спорта России

ФКС РФ уполномочена создавать сборную России по ежегодным результатам выступлений на главных соревнованиях года, рейтингам спортсменов и представлению Президентского совета ФКС. Целью сборной является завоевания первенства в дисциплинах и укрепление престижа России, а также патриотическое воспитание.

Кроме прочих регламентов и положений ФКС выпустила методологические рекомендации по обучению компьютерного спорта. Кроме этого, регламентируется настройка компьютера, просмотр игр, разработка тактик, совершенствование техник игры, а также специальная подготовка к важным соревнованиям.

Это настоящий спорт: описание дисциплины

Начнем разбираться, что это – киберспорт. Далеко не все люди понимают, что это не глупые игры, а настоящая командная или одиночная профессиональная работа.

Вам будет интересно узнать, что в 2001 году киберспорт уже был официально признан – тогда Россия стала первой страной, принявшей подобное решение. В 2006 году его исключили из реестра, и вернули обратно уже в 2016 – остальное вы знаете. Скорее всего вы знаете стримера Simple на Twitch, он настоящий пример киберспортсмена! В 2016 году он вступил в один из самых крутых клубов  NaVi и занимал победные места в турнирах по CS:GO!

Попробуем подробнее разобраться, что это за вид спорта – киберспорт. Он был признан официальной дисциплиной согласно приказу Минспорту РФ № 702 и соответствует заявленным в нем требованиям:

  • Способствует интеллектуальному развитию способностей человека;
  • Имеет отличительные признаки, в числе которых основные принципы, используемое оборудование и регулярное проведение соревнований;
  • Наименование соответствует содержанию дисциплины.

При этом существуют требования о непризнании спортивной дисциплины, если:

  • Отсутствует состязательность;
  • Правилами не создаются равные условия для всех участников;
  • Допускается жестокость, неуважительное отношение или насилие, унижение достоинства личности и прочие проявления неприязни и нарушения закона.

Киберспорт – это профессия, это командное или одиночное соревнование за победу в определенной игре. Мы познакомили вас с определением и убедились, что это настоящий и признанный вид спорта. Как он таковым стал, когда появился? Немного углубимся в прошлое!

Киберспорт – это спорт. Даже федерация есть

Компьютерный спорт официально признан Министерством спорта РФ. Кстати, Россия стала первой страной, которая официально признала киберспорт спортом в 2001 году, но уже в 2006 году его исключили из реестра из-за несоответствия критериям. На то, чтобы снова официально признать киберспорт ушло 10 лет. С 2016 года киберспортсмены могут получить спортивные разряды на основании рейтинга, а Федерация компьютерного спорта проводит Кубок России по киберспорту и разрабатывает образовательные программы по подготовке судей и тренеров.

 

Профессиональные игроки могут получить звания «Мастер спорта России», «Мастер спорта международного класса» и «Заслуженный мастер спорта России» благодаря участию в турнирах ФКС. Новосибирское отделение ФКС России уже присвоило Рамзесу и Соло 1-й спортивный разряд.

Киберспорт определили во второй раздел — «виды спорта, развиваемые на общероссийском уровне», наряду с хоккеем, футболом и другими популярными дисциплинами.

Counter-Strike: Global Offensive

Counter-Strike: Global Offensive — одна из самых популярных киберспортивных игр. Благодаря своей давней истории и прошлым играм серии, CS: GO привлекает не только школьников и студентов, но и геймеров под 30 и старше.

По Counter-Strike: Global Offensive проходит много турниров, лиг и чемпионатов. Главным из них считается World Electronic Sports Games. В 2017 году его призовой фонд составил 1,5 млн долларов США.

Кроме него из крупных чемпионатов выделяются Intel Extreme Masters World Championship, где разыгрывают полмиллиона долларов. Не стоит забывать о европейской киберспортивной лиге Electronic Sports League, SL i-League StarSeries, ELEAGUE Major и десятках мелких спонсорских лиг.

В конце 2019 года состоялся турнир StarLadder Berlin Major 2019 с призовым фондом в $1 млн, а в начале января 2021 PGL анонсировали Major уже с выигрышем в $2 млн.

В CS: GO часто рулят команды из стран СНГ. В фаворитах украинская Natus Vincere и российская Virtus.pro. В 2017 году российская сборная Russian Forces выиграла WESG 2017 среди женщин.

Особенности профессии

В этом спорте могут проявить себя те, кто ни при каких обстоятельствах не победил бы в беге, плавании или даже гольфе. Больше того, это, видимо, единственный вид спорта, где не имеет значения гендерная принадлежность: хрупкая девушка может сразиться с любым монстром, примерив на себя образ непобедимого рыцаря.

На первый взгляд, кибернетика и спорт – вещи совершенно несочетаемые. Но человек так устроен, что ему тесно в утилитарных рамках – помимо пользы всегда хочется ещё чего-то, необязательного и легкомысленного. Поэтому вершина современного прагматизма – вычислительная техника – стала основой для компьютерных игр. Однако и простое развлечение тоже не имеет особого смысла, если в нём нет места достижениям и состязательности. В результате компьютерные игрушки очень скоро превратились в площадку для спортивных баталий.

Как можно догадаться, онлайн-игры появились, когда появился и начал стремительно развиваться интернет. Считается, что всё началось с сетевой игры Doom, действовавшей в локальной вычислительной сети. А первая лига киберспортсменов появилась в США в 1997 г. благодаря популярной игре Quake. Однако самой популярной сетевой игрой, превратившей киберспорт в явление мирового порядка, знатоки считают Counter-strike.

Современные сетевые видеоигры делятся на командные и одиночные

В командные игры играют те, для кого важно чувствовать себя частью команды. Командные игроки считают, что в случае победы торжество не уменьшается, дробясь на всех членов команды, а наоборот, умножается

Одиночные игры выбирают честолюбивые игроки, которым хочется самостоятельно отвечать за свои триумфы и провалы. Они полагают, что ничто не сравнится с чувством личной победы, если ты одержал её в трудном поединке.

Как правило, у каждого киберигрока есть своя любимая игра, в которую он бывает погружён годами. Заядлый сетевой игрок не переключается на другие игры. Все обновления, которые ему интересны, касаются только его любимой игры: изменения, новые карты, патчи и т.п.

Киберспортсмены участвуют в турнирах, которые проводятся через Интернет (онлайн-соревнования) или в компьютерных клубах (оффлайн-, LAN-турниры). Онлайн-соревнования хороши тем, что игрок может участвовать, не выходя из дома, причем в нескольких соревнованиях одновременно.

LAN-турниры (от Local Area Network, т.е. локальная сеть) позволяют создать равные условия для всех участников. А во-вторых, позволяют спортсменам пообщаться друг с другом напрямую. На такие состязания съезжаются игроки со всего мира.

Будь ты командный игрок или убежденный одиночник, компьютерные игры расширяют твоё жизненное пространство и помогают найти друзей в разных странах.

Киберспортсменов не готовят в специальных учебных заведениях. Свой профессионализм они оттачивают в виртуальных битвах, а лучшие из них зарабатывают вполне реальные деньги. Денежные призы (каждый серьёзный турнир имеет свой призовой фонд), поддержка спонсоров и рекламодателей – таковы источники доходов успешного киберспортсмена.

Жизнь после киберспорта

Практика показывает, что киберкарьера завершается в 25-26 лет – это тот возраст, когда время реакции ухудшается и тебя обыгрывают юные школьники; в играх, где от реакции ничего не зависит, можно поиграть на топ-уровне и в 30-35 лет.

Потом у игроков два варианта – стать либо комментаторами, либо стримерами. Как правило, выбирают второе, это удобнее: у игрока уже есть наработанная аудитория, которая приносит деньги с донатов, рекламы и подписок на сервисах трансляций.

Иногда стримерство даже более выгодно, чем участие в турнирах – ведь если твоя команда не заняла первое место, много денег тебе не достанется.

Еще можно стать тренером, но их очень мало. К тому же роль тренера заключается в контроле времени, проведенном игроком за компьютером. Проще говоря, тренер это человек, который периодически заставляет игроков сделать передышку от игры, встать, размяться. Тренеру можно даже не уметь играть, в принципе.

Ставки на киберспорт

Помимо возможности попасть в комьютерный спорт многих людей, которые хорошо разбираются в той или иной игре, привлекает возможность ставить ставки на киберспорт.

Некоторые на этом также зарабатывают неплохие деньги, которые можно сравнить с тем, сколько зарабатывают киберспортсмены в тир-2 коллективах топовых дисциплин.

Как ставить ставки на киберспорт

Сделать кибер ставки сегодня предлагает множество БК с локализацией на русский язык. 

Достаточно просто зарегистрироваться на одном из букмекерских сайтов.

Далее останется просто пополнить баланс и выбрать событие для ставки.

Виды ставок

Есть множество вариантов, как делать ставки на киберспорт.

В первую очередь, это, конечно, победитель встречи, но, помимо этого, есть ряд других:

  • Фора. Ставка на победу команды с форой по картам, фрагам или другим показателям.
  • Тоталы. Сколько будет сыграно карт/сделано фрагов/убито существ и т.д. Обычно это ставки на «больше/меньше» значения, выставленного букмекером.
  • Первое убийство. Кто первым убьет противника в матче.
  • Лайв. Такие же ставки, как и стандартные, но делаются во время проведения матча, а не до его начала. 

Это только краткий перечень возможных ставок.

Точный список всегда зависит от того, какого букмекера вы выбрали.

Где делать ставки на киберспорт

На специальных букмекерских сайтах.

Обратите внимание, что некоторые из них блокируются провайдерами в различных государствах, в связи с чем приходится пользоваться VPN-клиентами и другими программами для обхода блокировок. Блокировка не говорит о недобросовестности сайта, а только о том, что в вашей стране его деятельность считается незаконной

Блокировка не говорит о недобросовестности сайта, а только о том, что в вашей стране его деятельность считается незаконной.

Как стать киберспортсменом?

Отличие киберспортсмена от игрока-любителя в наличие заработка. Любители играют для получения удовольствия, а для компьютерного атлета каждая игра — работа. Именно поэтому профессионалы тренируются от восьми до 15 часов в день, чтобы поддерживать себя в форме и удерживать позиции в общем рейтинге. Переход любителя в разряд профессиональных игроков проходит в несколько этапов.

  1. Определение дисциплины, в которой любитель хочет играть. Лучше выбрать ту, где достижение успехов более вероятно, а не ту, которая нравится.
  2. Определение состава — начать индивидуальную карьеру или в составе команды.
  3. Если выбор пал на командные соревнования, то необходимо мониторить предложения на специальных игровых форумах. Даже при хороших навыках шанс, что возьмут в профессиональную команду, очень мал.
  4. При желании и уверенности в своих силах можно создать собственную команду.
  5. Не переставать совершенствоваться, оттачивать навыки и мастерство, реакцию и стратегическое мышление, если это подразумевает выбранная дисциплина.
  6. Принимать участье в онлайн-турнирах.
  7. Смотреть и анализировать матчи.
  8. Следить за последними новостями в сфере киберспорта.

Фото: www.pexels.com

Отметим, что путь киберспортсмена сложный и занимает время. В популярных играх большая конкуренция. Наилучший возраст для профессиональной деятельности — от 18 до 29 лет.

Трансляции

Имеются и там, и там. В спорте трансляции есть в основном в рейтинговых матчах наиболее популярных дисциплин. В киберспорте трансляции и вовсе представлены практически в каждом матче, поэтому здесь выигрышнее смотрится все же киберспорт.

Но, опять же, только на первый взгляд. Суть в том, что обычный спорт, особенно его популярные представители, вроде футбола и тенниса транслируются по центральным телеканалам и найти их бесплатную трансляцию обычно не составляет труда. Тогда как киберспорт чаще транслируется только на профильных ресурсах в сети, вроде Twitch. Немного эту ситуацию сглаживают трансляции от букмекерских контор, что еще раз подчеркивает преимущества создания аккаунтов сразу в нескольких БК.

Перспективы

Киберспорт для детей и взрослых будет развиваться семимильными шагами и дальше.

Несмотря на то, что в последнее время рынок мобильных игр забирает большую часть аудитории, призовые в киберспортивных соревнованиях по-прежнему увеличиваются, и неизвестно, когда этот рост прекратится.

Пока все больше людей приобщается к профессиональному геймингу, интересуется матчами и различными игровыми девайсами, поэтому многие компании по-прежнему заинтересованы в организации чемпионатов.

Киберспорт и Олимпийские игры 2024 года

На данный момент неизвестно, будет ли киберспорт участвовать в предстоящей Олимпиаде, но Тони Естангнет, занимающий пост председателя Парижского конкурсного комитета, заявил, что собирался обсудить такую возможность после Олимпиады в Токио.

Разновидности

В киберспорте существуют киберспортивные же дисциплины – их множество, выделить все не представляется возможным. Каждая дисциплина – это одноименная игра, в которой между собой сражаются участники соревнований.

Приведем небольшой ТОП самых популярных, высокооплачиваемых и востребованных дисциплин. Учтите – это далеко не все возможные разновидности, лишь небольшая часть их!

  1. Counter-Strike: Global Offensive;
  2. Dota 2;
  3. Hearthstone;
  4. Overwatch;
  5. League of Legends;
  6. FIFA;
  7. World of Tanks;
  8. StarCraf;
  9. PUBG;
  10. Call of Duty.

Четыре однозначно ведущие киберспортивные дисциплины, собирающие стадионы зрителей, проходящие невероятно массово и зрилищно – это командные стратегии League of Legends и Dota 2, новая модификация шутера Counter Strike под названием CS:GO и карточная игра Hearthstone.

Киберспорт – это спорт, настоящий и официально зарегистрированный. Поэтому он имеет определенные дисциплины – выделить все не удастся, но можно определить основные категории игр! Официального деления пока нет, но мы воспользуемся следующей классификацией:

  1. Шутеры (Counter Strike);
  2. Стратегии (Dota 2);
  3. Файтеры (Mortal Kombat);
  4. Симуляторы (FIFA).

Само понятие киберспорта не означает, что любая игра может стать дисциплиной – отнюдь. Вспомните любую простенькую сетевую игру из «Одноклассников» или знаменитую «Ферму» ВКонтакте – поверьте, такие игрушки никогда не попадут в турнирную таблицу. По каким же критериям отбираются игры для внесения в список киберспортивных дисциплин?

Таких параметров несколько – рекомендуем обратить внимание:

  • Определенные правила и цель;
  • Факт соревновательности – между командами или игроками по отдельности;
  • Существование игровой механики – нужно сделать определенные действия, чтобы получить определенный результат;
  • Невозможность заплатить за упрощение игрового процесса.

Насколько успешной станет дисциплина, зависит от количества зрителей, профессиональных команд и проводимых соревнований.

Очень многие задумываются о том, что такое киберспорт и как туда попасть, не в последнюю очередь из-за денежных выигрышей. Ошибочным является мнение, что киберспортсмены зарабатывают меньше обычных спортсменов – призовые ставки могут достигать нескольких сотен тысяч долларов.

Киберспорт лишен зрелищности

Можно встретить и такое утверждение. Действительно, соревнования не проходят на стадионах и не собирают десятки тысяч зрителей. Постороннему человеку вообще тяжело понять, что же происходит на экранах. Но можно попробовать посадить девушку смотреть матч по американскому футболу, не объясняя правил. Через пять минут она начнет жаловаться на скуку. Что интересного в бессмысленной беготне по полю? А если комментируют происходящее неопытные специалисты, то даже любители этого вида спорта постараются выключить звук. Аналогичная ситуация складывается в киберспорте, который довольно зрелищен, но нуждается в профессиональных пояснениях. У игры есть много нюансов, в которых неподготовленному зрителю не разобраться. Стоит понимать, что именно происходит на экране, почему игрок предпринимает те или иные действия, как становится намного интереснее. Некоторые люди даже скачивают потом видео с соревнований, просматривая их дома. Чем не шоу?

Примечательные дисциплины

В данную категорию попали игры на 19-25 местах. Это в основном достаточно локальные проекты, которые не имеют огромной популярности по миру, но имеют своё сообщество игроков и болельщиков, которые следят за данными дисциплинами.

25. Age of Empire II

Впервые появляется данная дисциплина в нашем рейтинге, при том что сама игра вышла ещё в 1999, а её ремастер в 2013. В основном это произошло за счёт общего падения уровня призовых, из-за чего она теперь, имея те же данные что и до этого, смогла забраться в наш список. Но всё равно она имеет вполне неплохие показатели и как минимум по самому числу зрителей заслужила место в топе.

24. Clash Royale

Первая мобильная игра в нашем топе, но далеко не последняя. Вновь за счёт упавших призовых игра по самой границе смогла пройти в наш топ и очень неплохо себя показала, ведь числа по зрителям у неё вполне себе серьезные и довольно большие. По нашим подсчётам игра в сравнении с остальными дисциплинами испытывает некоторый недостаток призовых на турнирах и с такой зрительской аудиторией достойна была бы большего.

23. Clash of Clans

А вот старший брат нашего предыдущего претендента уже во второй раз попадает в рейтинг и вновь на том же 23 месте, что и раньше. Но в сравнении с прошлым годом тут и разыграли на пол миллиона больше, и цифры зрителей стали более существенными. Но это не помогло данному проекту. А смотря на все показатели вместе, видно, что тут как раз наблюдается избыток призовых и, по нашему мнению, supercell было бы неплохо их разделить между играми в другой пропорции.

22. Super Smash Bros. Ultimate

Единственный файтинг, который смог в этом году пробраться в наш рейтинг. Но при том всё равно потеряв огромные значения в каждом из показателей. Призовые уменьшились почти в 5 раз. Аудитории стало в 2 раза меньше. Это очень существенное падения для данной дисциплины, и, похоже, всех файтингов вместе. Печально, что из-за странных скандалов в этом году данный жанр так много потерял. Он, конечно, всегда был нишевым, но такой удар как в этом году может и не пережить.

21. TeamFight Tactics

Единственный и последний живой представитель жанра Auto Chess в нашем рейтинге. В сравнении с прошлым годом игра не сильно опустилась по позициям, но потеряла довольно большой процент аудитории зрителей. Интересно что несмотря на это мы всё ещё можем констатировать тот факт, что игре определённо не хватает призовых для её уровня зрительского внимания.

20. Magic the Gathering: Arena

Классическая карточная игра очень здорово зашла аудитории в прошлом году, но в этом провалилась по всем фронтам. В два раза меньше призовых, в 2 раза меньше постоянных зрителей и в 3 раза меньше нерегулярных зрителей. Полный провал по всем показателям и падение сразу на 5 позиций в топе. При всём этом мы всё ещё констатируем избыток призовых, но видимо забрасывание игры деньгами не особо помогло и на второй год жизни она сильно упала.

19. StarCraft II

И последней нашей примечательной дисциплиной становится Starcraft. Единственная RTS в рейтинге. Как уже и много лет до этого, игра имеет свою преданную базу фанатов, но с каждым годом она становиться всё меньше. В этом году у нас не было традиционной турнира на Blizzcon и в связи с этим призовые упали на миллион, а падение в зрителях могло бы компенсироваться этим турниром. Но не судьба и итог мы видим. Падение на несколько позиций и статус игры с переизбытком призовых. Печальная судьба для игры и всего жанра.

Как понять, что вы талантливы и готовы к киберспорту?

В любой игре выбирайте онлайн-режим, где вы сможете играть с незнакомыми пользователями. Потренировавшись несколько дней, оцените, насколько у вас получается, насколько вы скилловый (как бы сказали киберспортсмены). Если вы «выносите» всех в своем подъезде, доме или классе, то пора сходить на какой-нибудь локальный турнир вашего района, округа или университета на 12−15 участников и с призовым фондом около 5−10 тысяч рублей (вдруг в качестве подарка будет еще геймпад?). Попробуйте выиграть его.

Получилось? Можно думать об отборе на всероссийские турниры, которые организуют спонсоры, букмекеры и другие большие компании. Так я попал на финал киберспортивного турнира в Казани, куда приехали лучшие со всей страны. Я занял третье место и удивился: изначально я относился к происходящему легко — «О, прикольно сыграл пару матчей!», но по факту я был внутри Yota Arena с девяти утра до трех часов ночи и раз в час играл по одному-два матча. Нервы, напряжение — в общем, сложно.

В качестве подготовки смотрите на профессионалов: почитайте их биографии, узнайте, с каких игр и на каких устройствах они начинали. Все это необходимо не только для кайфа от процесса игры, но и для изучения

Киберспорт похож на шахматы — важно не нервничать и выстраивать свою стратегию

Если видите у себя предпосылки к киберспорту — для вас есть много гайдов на YouTube и курсов от профессиональных киберспортсменов, которые раскрывают секреты игры. С ними легче превратиться из плохого игрока в среднего, а из среднего — в очень крутого. Тренировки + онлайн-гайды — этого достаточно.

В FIFA мой проводник — это Антон Klenoff, просто царь, сильный игрок. Он участвует как раз в киберспортивных турнирах и из года в год на стримах и в видео рассказывает о лайфхаках, где и как лучше двигаться и нажимать на кнопки. Совсем недавно он создал интересный курс «Как прокачать скилл в FIFA». Я слежу, мне интересно — особенно после вылета из «Кубка Фиферов» (медийного турнира, рассчитанного на блогеров, снимающих FIFA). Тогда я загорелся идеей: «Надо срочно пойти на курс от Клена».

Киберспорт вредит здоровью

Если даже предположить, что такие занятия действительно вредны, то стоит их сравнить с другими видами спорта. Бокс можно в расчет не брать, уместно будет сравнить с любимой игрой миллионов — футболом. Есть немало шокирующих видео, как игрокам ломают ноги. Большинство видов профессионального спорта приносят людям вреда больше, чем пользы. Глядя на легких воздушных гимнасток, не стоит забывать, сколько переломов и растяжений им пришлось перенести, и как это сказалось на их физиологическом развитии. Прыжки с трамплинов и автогонки также безопасными не назовешь. Сами по себе занятия спортом полезны, но когда речь заходит о профессиональном росте и улучшении показателей, то это всегда сопровождается повышенным травматизмом, перенапряжениями, психологическими срывами.

Игровая индустрия и киберспортсмены

Но вернёмся к более приземлённым вещам и попробуем объяснить, кем является киберспортсмен. Киберспортсмен — это профессиональный игрок в определённых дисциплинах (будь то многопользовательский «шутер» от первого лица или мультиплеерная онлайновая боевая арена MOBA), участвующий в тематических турнирах и соревнованиях в борьбе за денежный приз. Для каждой киберспортивной дисциплины нужны различные умения, среди которых и скорость реакции, и отточенное мастерство стрельбы, и стратегическое мышление.

Киберспортсмены могут быть как одиночками, так и командными игроками. По понятным причинам, кибератлеты довольно молоды (18−30 лет), однако почти все они начинали свою карьеру на любительских и полупрофессиональных ресурсах ещё с 13-летнего возраста. Чем отличается любитель от профессионала?

Любитель не получает никакого гонорара за игру, а чаще всего даже тратит на неё деньги, приобретая внутриигровые скины и лутбоксы за реальные деньги. А вот у профи совершенно обратная ситуация: видеоигра для него является главным источником заработка.

Ежедневные виртуальные тренировки позволяют киберспортсмену оттачивать игровые навыки, лучше понимать нюансы геймплея и набираться опыта. В киберспорте конкуренция очень жёсткая, поэтому одни чемпионы раз за разом сменяют друг друга.

Возвращаясь к теме любительских киберспортивных соревнований, упомянем актуальную инициативу университета «Синергия», в котором есть уникальный Факультет игровой индустрии и киберспорта

Так вот, при факультете создана студенческая киберспортивная лига, где будут соревноваться несколько команд киберспорта. Команда университета «Синергия» намерена бороться со своими соперниками за победу в следующих дисциплинах:

  • Dota 2 (многопользовательская онлайновая боевая арена);
  • Counter-Strike: Global Offensive (мультиплеерный командный «шутер» от первого лица);
  • Hearthstone (коллекционная карточная онлайн-игра);
  • StarCraft (стратегия в реальном времени).

Участие в турнире бесплатное, без ограничений по возрасту и региону. Прямая трансляция происходящего будет вестись на игровой платформе для проведения киберспортивных матчей Faceit.

О времени проведения турнира, наградах за призовые места, а также о всех новостях тех, кто решил учиться на киберспортсмена, следите на YouTube-канале Факультета игровой индустрии и киберспорта. Подписывайтесь, будьте в курсе.

Резюмируем: аудитории хоть и похожи, но с ключевыми отличиями

Между геймерами и киберспортсменами немало общего, однако существенные различия напрямую сказываются на том, что, кому и как стоит предлагать: одних скорее зацепит дизайн с картинками из популярных игр, других — изображения сильнейших игроков и команд; одни тратят деньги на покупку игр, другие — на оборудование и фанатскую атрибутику.

На практике работа с аудиторией геймеров — это интеграция продукта в шоу, которое делает на своём канале видеоблогер или летсплейщик, а работа с фанатами киберспорта — интеграция или в трансляции про-игроков и популярных стримеров, или в турниры, которые они могут посмотреть, а ещё лучше — поучаствовать.

Само собой, реклама геймерских продуктов в киберспортивной аудитории (и наоборот) не лишена смысла полностью, ведь среди зрителей киберспортивных турниров наверняка найдутся и любители обычных игр. Однако, как Андрей Иващенко в книге «Маркетинговые игры» со ссылкой на исследования BrandAsset Evaluator, наиболее успешные рекламные кампании основаны на том, что их позиционирование чётко соответствует какому-то определённому психологическому архетипу.

При этом на сегодняшний день не существует исследований психотипов игровой и киберспортивной аудитории — не получится открыть Google и узнать, кто следит за турнирами по Counter-Strike: интроверты-сенсорики или экстраверты-рационалы? Так что обойтись общепринятыми методами при входе на игровой и киберспортивный рынок не получится — так или иначе, чтобы правильно предложить этой аудитории свой продукт (или тем более разработать под неё новый), придётся или как следует познакомиться с аудиторией, или привлечь консультанта с хорошим опытом и пониманием именно в этой сфере.

Киберспортсмены

Если на этом этапе прочтения ты твердо решил все бросить и наконец-то понял, что твое призвание играть в контру за бешенные деньги – расслабься; ведь чтобы стать профессиональным киберспортсменом, нужно для начала стать лучшим на любительском уровне. Главное здесь – время реакции, которое измеряется на специальном приборе.

У профессионального киберспортсмена – это 0,13-0,15 секунды. Чтобы достичь таких показателей, нужно играть как минимум 8-10 часов в день. Кроме того, нужно любить то, во что ты играешь, иначе ничего не получится.

К тому же, русским труднее всех в силу менталитета; если играть в одно и то же больше 5-ти часов, эта игра нам надоедает и нужно буквально заставлять себя играть дальше. Появляется рассеяность и как следствие – показатель реакции неуклонно увеличивается.

Исследования показывают, что пик формы приходится на возрастной промежуток 21-24 года. Если тебе уже за 27 – путь в международный киберспорт закрыт. Чистая физиология, ничего личного.

Да, если ты полон сил, реакция хоть куда и тащишь соло на миде как Бог, тебя подстерегает еще одна проблема: работа в команде. Ты должен быть коммуникабельным и покладистым, ведь Российские команды самые неуравновешенные и недисциплинированные, поэтому в мировом масштабе их меньше, чем команд из других стран.

Переход в онлайн и кибертурниры вместо живого футбола — это выход для спорта во время карантина? Как заинтересовать людей онлайн-полем?

Изначальная идея «Амкала» и вообще футбольных блогеров — показывать внутряк футбольной команды. Понятно, что ролики с играми набирают больше просмотров и лайков, но мы показываем абсолютно все. Кто-то не пришел на тренировку или с кем-то поругался — показываем. Что говорит тренер в раздевалке — показываем. Показываем всех после побед и после поражений. Вне зависимости от того, какой у нас эмоциональный настрой, что у кого случилось и вообще как мы живем в команде — мы показываем все от и до.

Во время карантина не было ни матчей, ни тренировок, ни встреч. Поэтому здорово зашел проект #Hometeam от adidas, когда я и другие представители бренда играли в FIFA: развлекали запертых дома людей, поднимали настроение себе и аудитории, не давали им заскучать. Так что да — карантин точно сделал киберспорт более актуальным, а конкретно меня — еще и более решительным.

Я понял, что теперь нужно следить не только за офлайном, но и за онлайном. Как показала самоизоляция, не всегда есть возможность выйти на поле, но при этом нужно сохранять зрительский интерес. Так что необходимо делать интересный контент даже из разговора по скайпу и киберспортивных матчей. Звучит сумбурно, но я мыслил именно так.

Сохранять этот интерес — самое сложное. За годы зритель уже привык к качественному контенту, который снят масштабно: на хороших стадионах, с профессиональной техникой, с кучей людей. Когда таких возможностей вдруг больше нет, ты снимаешь с другом на одну камеру на штативе — качество сразу теряется, а у зрителя появляется ощущение, что ты ему продаешь более тяжелый контент.

С другой стороны, были и хорошие моменты. На карантине проходило много благотворительных кибертурниров: деньги на помощь врачам собирали звезды мирового футбола (Агуэро и Хамес), а фанаты ЦСКА рубились в CS: GO. «Амкал» это вдохновило на благотворительный матч (мы придумали и договорились с российским футбольным союзом РФС): мы играли в настоящий футбол со сборной врачей и сделали донатную ссылку, с помощью которой собирали деньги и отправляли в Русфонд на помощь врачам и региональным клиникам.

Наш матч состоял из достаточно жесткой борьбы на поле — эти фрагменты попали в ролик. Подписчики отреагировали так: «Ага, вот там один врач прыгнул в ноги, поэтому жертвовать мы не хотим». Мы пытались донести до зрителей, что донаты с матча «Амкала» и сборной врачей достанутся не конкретно врачам, с которыми мы играем, а в целом пойдут на помощь российским больницам, особенно в регионах.

Так или иначе, мы собрали не очень большую и не очень маленькую сумму. До нас в фонд поступило всего 60 тысяч рублей. С нами — плюс 40.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

К достоинствам такого способа заработка можно отнести поездки по всему миру, широкое общение с единомышленниками и любовь почитателей.

Минусы

Как и любой другой спорт, киберспорт требует от игроков жертв. Прежде чем добиться приличных результатов,  игрок должен много времени посвятить игре. Кроме того, приходится немало денег тратить на оборудование: компьютер достаточной мощности с хорошей видеокартой, хороший монитор, мышку, микрофон, наушники и т.д. Деньги требуются и для поездок на лан-соревнования, которые проводятся по всему миру.

И ещё один минус карьеры киберспортсмена – хроническая гиподинамия. Правда, как уверяют сами профессионалы, многие из них увлекаются активными видами спорта. Хроническое сидение у компьютера не приведёт к победе, если повредит здоровью. Так что время, посвященное движению, можно считать частью спортивной дисциплины игрока.

Как и в любом другом спорте, спортсмен рано или поздно, решает завершить карьеру. Однако привычка к игре может воплотиться в другой форме. Примечательно, что многие киберигроки, оставив виртуальные игры, переключаются на игральные карты. В частности, среди игроков в покер (а он считается очень азартной и интеллектуальной игрой), можно встретить немало бывших кибер-спортсменов.