Оглавление
- Техника пилотирования
- Определение
- Страшное слово “апекс”
- Виды картинга
- Силовая установка
- Как управлять картингом без ошибок
- Что требуется учесть при проектировании трасс?
- Изменяющийся радиус
- Маркетинг
- Устройство карта
- Персонал
- Техника пилотирования
- Со скольки лет можно кататься на картинге
- Детский картинг
- Проект картинга
- С чего начать организацию картодрома
Техника пилотирования
Цели гонки на картах:
- поддерживать максимально возможную скорость аппарата и максимально высокие обороты двигателя;
- свести к минимуму торможения;
- занимать выгодную позицию на трассе для осуществления поворотов с минимальными потерями времени и скорости.
Разгон
Здесь проблемы нет. Жми на газ, и в зависимости от типа гонки и модели карта, аппарат резво разгонится до 100 км/ч за несколько секунд. Несмотря на то, что мощность картов начального уровня не превышает 10 л.с., а спортивного – 40 л.с., небольшая масса делает их проворнее, чем большинство легковых автомобилей с существенным превосходством по лошадиным силам.
Торможение
Тормозная система представлена механическими или гидравлическими тормозами на задние или на все колеса.
Карт тормозит резко. Чем дольше торможение, тем больше времени требуется на последующий разгон. По этой причине педаль тормоза используется редко: для остановки и при осуществлении маневра (вхождении в поворот). При этом техника езды предполагает, что до последнего выдерживается газ, и далее выжимается тормоз с той продолжительностью, с которой это необходимо для осуществления виража.
Повороты
Технически поворот состоит из 3 этапов:
- вхождение в поворот;
- апекс;
- выход из поворота.
Принципиально важно начать вхождение в поворот в нужном месте и иметь на тот момент нужную скорость. Правильный расчет этих двух параметров и составляет основное мастерство гонщика
Здесь может помочь только практика. В теории это выглядит следующим образом:
- гонщик следует по внешней стороне трассы;
- в самый последний момент притормаживает и делает РЕЗКИЙ ВХОД в дугу так, чтобы, в повороте оказаться на внутренней стороне трассы (апекс);
- ПЛАВНЫЙ ВЫХОД из дуги на внешнюю сторону трассы.
Важные правила:
- Тормоз выжимается слегка, чтобы обороты двигателя не упали существенно.
- Входя в поворот, руль не выворачивают, а лишь слегка подруливают.
- Точку апекса на внутренней стороне трассы стараются отодвинуть как можно дальше так, чтобы дуга выхода из поворота была более прямой.
- Достигнув апекса, плавно выдавливают газ.
Несмотря на то, что повороты бывают разными, описанная техника с небольшими корректировками работает на любом из них.
Естественно, что на трассе идеальный поворот мешают выполнять другие гонщики и поэтому не всегда можно войти в поворот в нужном месте. В реальной жизни исходят из имеющихся обстоятельств. Но нужно помнить, что правильный поворот – всегда плавный с минимальной перегрузкой для гонщика.
Траектория
Для того чтобы безошибочно ездить, следует руководствоваться 2 правилами:
- Любой маневр нужно совершать, держа в уме трассу целиком. Входя в поворот, пилот должен представлять, как он из него выйдет и поедет дальше с минимальной потерей времени и скорости.
- При совершении маневров траектория должна быть наиболее «выпрямленной».
Практикуясь, вы поймете, что никакого «расчета» траектории нет, а любой гонщик проходит повороты на автомате, абсолютно не думая о траектории.
Определение
Карт – это миниатюрный автомобиль, способный быстро развивать скорость, обладающий только лишь водительским креслом и мотором, которые установлены на раму.
Процесс перемещения на данном гоночном агрегате заслуженно является одним из культовых разновидностей соревнований. Существует два вида картинга. Он может быть как соревновательным, так и использоваться разово, на время.
Карт данного вида специально улучшают, устанавливают коробку передач и мотор, работающий в двух тактах. Так же стоит отметить, что данный вид отдыха актуален и в зимнюю пору, а не только лишь в тёплые летние деньки.
Многие спортсмены, знаменитые и посей день, стартовали в развитии своей карьеры именно с картинга. Одним из приятных моментов является то, что данный вид спорта (развлечений) не придаёт значения полу водителя, простыми словами, и стар и млад, и парень, и девушка, — для всех условия равны.
Второй вид картинга – прокатный. Тут уже всем понятно, что означает слово, стоит лишь уточнить, что данный вид является любительским.
Карты строятся на более массивных рамах, оборудованы не таким мощным двигателем и не обладают КПП. С управлением справится и ребёнок, самое страшное в данном виде – это возможность застрять. При покупке сеанса, он как правило, длиться 10-15 минут, вам выдаётся экипировка и проводится инструктаж.
Страшное слово “апекс”
В отношении любого поворота необходимо определить для себя три ориентира – точку входа, апекс и точку выхода. Каждая из них по-своему важна, однако главная задача – собрать их все в единую плавную дугу. Очевидно, что вход – наиболее важная точка. От нее зависит то, как мы проедем остальную часть поворота – апекс и выход на прямую. Точка входа подразумевает тот участок трассы, где мы поворачиваем руль, а определяется она тем, где мы видим апекс конкретного поворота.
Апекс – это точка или часть поворота, где внутренние колеса максимально приближаются к краю трассы. Кроме того, апекс – та часть поворота, где мы начинаем “распускать” карт наружу, одновременно ускоряясь. Апекс может быть ранним, средним и поздним. Если на выходе из поворота вы вынуждены довернуть руль, чтобы не вылететь с трассы, значит апекс был слишком ранним. Узкий выход из поворота говорит о том, что вы выбрали слишком поздний апекс. В том случае, когда вы выбрали правильный апекс, карт на выходе из поворота устремится к точке выхода из поворота. По сути, правильное прохождение поворота предполагает использование всей ширины трека. Благодаря этому мы получим на выходе из поворота максимально сбалансированный и быстрый карт.
Виды картинга
Поскольку картинг это не только развлечение, но еще и вид спорта, поэтому принято его разделять на два вида: любительский и спортивный. Так, спортивный картинг относится к гоночным видам спорта. Занимаются им только подготовленные участники, причем пол значения не имеет. При этом автомобили оборудуются двухтактным мощным двигателем Есть в таких авто и коробка переключения передач. Спортивный картинг может быть летним или зимним. Также делится на классы: международный, национальный и любительский. Интересен тот факт, что немецкие гонщики из «Формулы-1» Себастьян Феттель и Михаэль Шумахер начинали именно из картинга карьеру и постепенно перешли в большой спорт.
Прокатный кратинг принято еще называть любительским. Он подходит для развлечения и активного отдыха. Автомобили не такие мощные (двигатель четырехтактный), имеют крепкую раму и считаются абсолютно безопасными. Управлять такими машинами удобно и просто. Обычно один сеанс катания на карте рассчитан на 15-20 минут. Даже если авто столкнется с другим ни пассажир, ни водитель травм не получат. Если авто застрянет, нужно дождаться инструктора.
Силовая установка
Силовой установкой карта является карбюраторный бензиновый двигатель воздушного или водяного охлаждения; двухтактный на спортивных картах и четырёхтактный на прокатных. Двигатель можно перемещать вперёд-назад (чтобы обеспечить нужное натяжение цепи). Удельная мощность спортивного карта может быть выше, чем у автомобиля. Карты начального уровня характеризуются мощностью 6—9л.с. Спортивные карты обладают мощностью в 15—40л.с., что при массе карта с водителем менее 180 кг даёт мощность в пределах 4 — 12 кг/лс У Audi TT — 6,5кг/л.с., у КАМАЗа — 100кг/л.с. При этом количество оборотов в минуту может достигать 15 000 — 17 000 (у двухтактных двигателей). За счет своей малой массы наиболее мощные классы могут разгоняться до 100 км/ч за 3 — 4 секудны. При этом перегрузки, испытываемые пилотом, очень велики, поэтому для удачного участия в соревнованиях требуется хорошая физическая подготовка. Для всех картов действует ограничение на уровень шума.
Как управлять картингом без ошибок
Самые распространенные ошибки начинающих:
- · неправильное положение рук на руле;
- · мягкое торможение;
- · сильно ранний вход в поворот и использование не всей ширины трассы;
- · агрессивный стиль вождения;
- · недостаточно далекий обзор трассы;
- · попытки уступать дорогу другим картам.
Карт, в отличие от обычных автомобилей, крайне чувствителен к каждому движению руля. Руки на нем нужно держать на 3 и 9 часов. При этом ни на миг нельзя отрывать их. Так карт всегда находится под контролем, а пилот может мгновенно реагировать на любую ситуацию. Слишком мягкое торможение при вхождении в неровности трассы приводит к потере скорости. Оптимальная методика в картинге такова: резкое нажать на педаль тормоза почти до блокировки колес, медленно отпускать по мере приближения к апексу поворота. Если в поворотах теряется скорость или заносит карт на выходе, сильнее замедляйтесь перед изгибом. При правильном прохождении неровностей снижение скорости компенсируется разгоном на выходе. Для этого нужно эффективно использовать геометрию трека. Чем шире гонщик входит в поворот, тем прямее траектория карта и тем меньше теряется скорости на прохождение извивов трассы. Плавные и точные движения в картинге позволяют пилоту все время контролировать движение и не терять управление. Резкие повороты рулевого колеса максимально способствуют заносам. Одной из наиболее распространенных ошибок новичков выступает неверный выбор участка для обзора водителем. Дело в том, что низкое положение гонщика повышает ощущение скорости. Эффект дополнительно усиливается, если новичок смотрит на малый участок перед машиной. Неправильно выбранная дистанция для обзора приводит к быстрой сенсорной перегрузке. Профессионалы рекомендуют смотреть «на шаг дальше». То есть, если карт входит в поворот, пилот должен видеть апекс, в апексе – выход. Так можно не только снизить нагрузку на органы чувств, но и вовремя принимать решения, заранее видеть проблемы на трассе, оценивать траекторию. Первая поездка на карте вызывает бурю эмоций. А проезжающие мимо опытные пилоты могут усугубить ситуацию. Не стоит обращать внимания на них, сосредоточьтесь на вождении. Они сами выберут траекторию, не задев других участников заезда, и позаботятся о безопасности. Ну, вот и все. Готовы на старт? Мы ждем вас на нашем картодроме. Пора опробовать теорию на практике.
Что требуется учесть при проектировании трасс?
Трасса – это то, что должно иметься в любом картинг-центре. В ней должно быть воплощено единство противоположностей. С одной позиции трасса должна быть организована интересно, а с другой — никто не должен пострадать во время гонок. Крутые виражи, мосты, узкие повороты – с помощью всего этого можно сделать маршрут более увлекательным и интересным.
Но не надо увлекаться экстримом во время построения трассы. Потребуется предусмотреть все так, чтобы потенциальные клиенты не получили травму. Стоит также предусмотреть и то, что угол подъема такого сооружения на трассе, как мост, должен составлять около пяти градусов.
На трассе обычно разгоняются на транспортном средстве до 70 километров в час. Но следует понимать, что дух соревнований, а также мощность стальной машины способны стать хорошим стимулом для достижения более высоких скоростей. Поэтому при проектировании картинг-центра необходимо сделать так, чтобы на трассах не было слишком затяжных прямых участков. Все это требуется учесть, составляя бизнес-план картинг-клуба.
Изменяющийся радиус
Повороты с изменяющимся радиусом можно разделить на открытые и закрытые. Во втором случае вам необходимо противостоять искушению повернуть в сторону центра трека, где он начинает изгибаться, и, вместо этого, проследовать наружу для позднего и резкого входа. Это позволит вам раньше выйти на газ, как только вы коснетесь апекса, и выйти по широкой быстрой траектории. В случаях, когда поворот сперва резкий, используйте более ранний и аккуратный вход, коснитесь апекса раньше, чем если бы это был 90-градусный поворот, и воспользуйтесь естественным расширением поворота на выходе для достижения максимального ускорения.
Маркетинг
Чтобы ваши финансовые вложения окупились как можно раньше нужно привлечь новых посетителей. Для этого воспользуйтесь всеми доступными способами современной рекламы:
Если в вашем регионе уже есть некоторая конкуренция по данному виду развлечений, то для продвижения и привлечения большего числа посетителей желательно продумать грамотную стратегию:
- Создайте интересную трассу.
- Приобретайте современные модели картов.
- Имейте в штате опытных тренеров, способных не только научить простому управлению, но и развивать специализированные навыки.
- Используйте гибкую систему скидок для постоянных и корпоративных клиентов.
- Умело варьируйте ценами на развлечения и услуги.
- Можно создать на территории удобные кафе, продавать сувениры или другие сопутствующие товары.
- Проводите мастер-классы и соревнования.
Устройство карта
Эти небольшие машинки могут развивать очень большую скорость. Все зависит от типа установленного двигателя и массы карта. Легкие модели могут набирать скорость свыше 120 км/ч.
Они состоят из рамы, рулевого управления, сиденья и двигателя, который соединен с колесами. Задние больше по диаметру, чем передние. Рама должна быть из прочного материала, обладающего магнитными свойствами. Дюралюминий, титан и карбон здесь запрещены.
Спортивные карты конструкционно отличаются от обыкновенных. В прокатном двигатель находится сзади, а не справа. Также в спортивном используется карбюраторный двигатель и установлена определенная трансмиссия.
Персонал
Мы уже упоминали ранее, что очень важным сотрудником является механик. Даже если вы купите новые карты, они всё равно будут переодически ломаться, поэтому он обязательно нужен.
Помимо механика важную роль играет тренер. Он должен не только уметь быстро ездить, но и обучать детей. Такого человека найти очень сложно, поэтому открытие школы картинга у вас может затянуться. Также, понадобится инструктор, который будет объяснять технику безопасности и правила на трассе пришедшим клиентам в прокат.
Администраторы будут заниматься приемом оплаты, отвечать на звонки, а уборщицы, соответственно, будут убираться. Бухгалтерию можно отдать на аутсорс.
В целом весь штат сотрудников будет выглядеть следующим образом:
Должность | Количество | Зарплата в сумме |
Механик | 1 | 27.000 руб. |
Тренер | 1 | 27.000 руб. |
Инструктор | 1 | 24.000 руб. |
Администратор | 2 | 42.000 руб. |
Уборщица | 2 | 28.000 руб. |
Бухгалтер | 1 | 5.000 руб. |
Итого: | 153.000 руб. |
Техника пилотирования
Цели гонки на картах:
- поддерживать максимально возможную скорость аппарата и максимально высокие обороты двигателя;
- свести к минимуму торможения;
- занимать выгодную позицию на трассе для осуществления поворотов с минимальными потерями времени и скорости.
Разгон
Здесь проблемы нет. Жми на газ, и в зависимости от типа гонки и модели карта, аппарат резво разгонится до 100 км/ч за несколько секунд. Несмотря на то, что мощность картов начального уровня не превышает 10 л.с., а спортивного – 40 л.с., небольшая масса делает их проворнее, чем большинство легковых автомобилей с существенным превосходством по лошадиным силам.
Торможение
Тормозная система представлена механическими или гидравлическими тормозами на задние или на все колеса.
Карт тормозит резко. Чем дольше торможение, тем больше времени требуется на последующий разгон. По этой причине педаль тормоза используется редко: для остановки и при осуществлении маневра (вхождении в поворот). При этом техника езды предполагает, что до последнего выдерживается газ, и далее выжимается тормоз с той продолжительностью, с которой это необходимо для осуществления виража.
Повороты
Технически поворот состоит из 3 этапов:
- вхождение в поворот;
- апекс;
- выход из поворота.
Принципиально важно начать вхождение в поворот в нужном месте и иметь на тот момент нужную скорость. Правильный расчет этих двух параметров и составляет основное мастерство гонщика
Здесь может помочь только практика. В теории это выглядит следующим образом:
- гонщик следует по внешней стороне трассы;
- в самый последний момент притормаживает и делает РЕЗКИЙ ВХОД в дугу так, чтобы, в повороте оказаться на внутренней стороне трассы (апекс);
- ПЛАВНЫЙ ВЫХОД из дуги на внешнюю сторону трассы.
Важные правила:
- Тормоз выжимается слегка, чтобы обороты двигателя не упали существенно.
- Входя в поворот, руль не выворачивают, а лишь слегка подруливают.
- Точку апекса на внутренней стороне трассы стараются отодвинуть как можно дальше так, чтобы дуга выхода из поворота была более прямой.
- Достигнув апекса, плавно выдавливают газ.
Несмотря на то, что повороты бывают разными, описанная техника с небольшими корректировками работает на любом из них.
Естественно, что на трассе идеальный поворот мешают выполнять другие гонщики и поэтому не всегда можно войти в поворот в нужном месте. В реальной жизни исходят из имеющихся обстоятельств. Но нужно помнить, что правильный поворот – всегда плавный с минимальной перегрузкой для гонщика.
Траектория
Для того чтобы безошибочно ездить, следует руководствоваться 2 правилами:
- Любой маневр нужно совершать, держа в уме трассу целиком. Входя в поворот, пилот должен представлять, как он из него выйдет и поедет дальше с минимальной потерей времени и скорости.
- При совершении маневров траектория должна быть наиболее «выпрямленной».
Практикуясь, вы поймете, что никакого «расчета» траектории нет, а любой гонщик проходит повороты на автомате, абсолютно не думая о траектории.
Со скольки лет можно кататься на картинге
И все же, с какого возраста можно сажать ребенка самого в карт? На самом деле четко установленного правила в этом вопросе нет. Чаще всего в школу картинга принимают с 5 лет. Но известны случаи, когда на картах ездят детки и поменьше. Некоторым удается справиться с машиной уже в 4 и даже 3 года. Большее значение при определении, готов ли малыш, имеет физическое развитие. Главным ограничителем выступает то, что ребенок должен доставать до педалей. Значит важен не сколько возрастной критерий, сколько рост. Как правило школы картинга принимают детей ростом от 115-120 см. Но несмотря на то, что бывают довольно рослые дети в 3-4 года, профессионалы и опытные тренеры не рекомендуют до пятилетнего возраста заниматься картингом. Ведь даже детский карт способен развивать немалую скорость, резко тормозить, ударяться. А это все провоцирует значительные перегрузки для детского организма. Поэтому, приобщая ребенка к занятию картингом, со скольки лет стартовать решают родители. И основываться нужно на таких критериях:
- · рост (достаточный, чтобы малыш справился с машиной);
- · физическая зрелость для нагрузок.
По общему правилу, пятилетний ребенок уже вполне соответствует этим параметрам.
Детский картинг
Если родители замечают, что их ребенок интересуется автомобилями, мало проводит времени за компьютером, то, возможно, стоит привести его на специальную гоночную площадку. Ограничений по годам не существует, а единственным условием должен быть достаточный рост, чтобы достать до педалей.
Картинг для детей получил широкое распространение и не стоит на месте. На основе некоторых клубов создаются специальные школы с обучающими занятиями. Картинг – это возможность почувствовать себя взрослым, ощутить запах железа и горячей резины. Опытные инструкторы научат управлять машинкой, принимать правильные решения, чувствовать скорость и воспитают стремление к победе. Кроме того, происходит тренировка всех мышц тела — от шеи до ног.
Картинг для детей так же безопасен, как и футбол или другой вид спорта. Конечно, здесь будут появляться царапины и синяки, но в любых динамичных видах проведения досуга они также присутствуют. Сначала все мышцы будут ныть и болеть, но после пары тренировок тело начнет приспосабливаться.
Микроавтомобили и трасса соответствуют требованиям безопасности, а экипировка защищает от ушибов. Детский карт не такой мощный, оборудован специальными сиденьями и педалями. Существует возможность родителям кататься вместе со своим ребенком. Это увеличит комфорт и безопасность, а также придаст изюминку тренировкам. Картинг – вид спорта, который подойдет как детям, так и взрослым.
Проект картинга
Материалы, которые понадобятся для сборки мини машины можно купить по дешевке на авторазборе или купить новые.
Понадобятся следующие детали:
- руль (для удобства лучше купить готовую сделать самому оплетку на руль из кожи, меха или проволоки);
- кресло;
- педали;
- рулевая колонка (вал);
- поворотные кулаки;
- рулевые тяги;
- шкворни;
- полуоси;
- блок крепления педалей;
- главный и рабочие цилиндры дисковых тормозов;
- колеса.
Кресло лучше поставить от иномарки, чтобы было более удобно ездить. Такие вращающиеся старые детали, как шкворня и поворотные кулаки надо проверить на работоспособность, чтобы не заедало. Тормозные цилиндры, трубки и шланги проверить на герметичность. Остальные детали, желательно, чтобы были не ржавые.
-
- металлические листы, полоски, трубки;
- подшипники;
- шестеренки;
- цепи;
- колеса;
- мотор.
Для представления устройства карта, желательно иметь схему или чертеж проекта картинга. Для любительских машин нет четких размеров. Каждый делает по своему усмотрению, выбирает размеры под себя. Основной критерий проектирования картинга — это рост человека, который будет ездить. А лучше, установить кресло с салазками, чтобы регулировать длину до педалей.
Чем составлять с нуля схему, лучше скачать готовый проект в интернете и доработать, изменить некоторые размеры.
Для рулевой тяги самодельных картингов обычно используют стальные прутки диаметром от 8 до 15 мм. Из металлической пластины толщиной 5-7 мм делается маятник руля.
Общий готовый чертеж выглядит так:
Размеры можно менять, но лучше придерживаться стандартных размеров, чтобы не изменились динамические и технические характеристики.
- Обычные габаритные размеры картинга для подростка: длина — 1,3 метра; ширина — 0,76 метра.
- Габаритные размеры спортивной мини машины для взрослого: длина — 1,8 метра; ширина — 1 метр.
При длине карта 1,32 метра продольное расстояние между передней и задней осью находится в пределах от 1,00 до 1,22 метров.
С чего начать организацию картодрома
Для постройки трассы, протяженностью 700 м, понадобится земельный участок, площадью 3-4 тыс. кв.м. Дорога для машин должна быть проложена с правильными поворотами и достаточным количеством прямых участков. Обычно картинговый любительский или спортивный клуб строят подальше от жилых домов и центра города. В качестве крытой площадки подойдет старое производственное помещение или невостребованный склад.
Количество персонала в клубе зависит от их профессионализма и умений. Идеально найти таких людей, которые будут разбираться в технике, смогут починить карт и одновременно инструктировать клиентов. Если открывается детский картинг, то хорошо, чтобы инструкторы умели ладить с детьми.
Из дополнительных, но обязательных атрибутов, нужно будет приобрести спецодежду для работников и шлемы для посетителей. Красивые одинаковые комбинезоны персонала создадут положительный имидж, а корпоративная символика позволит узнавать клуб на соревнованиях. В дни обычных занятий форма позволяет посетителям быстрее находить сотрудника, чтобы обратиться за помощью. Качественный шлем производства Италии стоит около 60 долларов, но существуют и дешевые китайские варианты.
Взрослый и детский картинг
До укладки покрытия желательно оснастить картинг хронометражем. Это устройство позволяет фиксировать время заезда, результаты и высвечивать их на табло. С таким атрибутом клиенту будет намного интересней посещать картинг-клуб. Можно устраивать импровизированные соревнования и наблюдать динамику собственных результатов. На полное обустройство трассы, с покрытием и всеми атрибутами понадобится около 80 тыс. долларов.
Карты – покупаем или делаем сами?
Картинг обязательно нужно укомплектовать машинами. Новая машина стоит от 1,5 до 4 тыс. долларов, в зависимости от мощности. Основная и самая дорогостоящая деталь автомобиля – это мотор. Рамы на картинг также можно купить отечественного или импортного производства. Однако многие любители и профессионалы изготавливают картинг своими руками. Это намного дешевле и надежней.
Прежде чем приступать к изготовлению, нужно определить, каким будет будущий картинг. Основой каждого технического изделия является чертеж, по нему нужно рассчитать количество необходимых материалов. Для рам используются металлические трубы, их нарезают на детали, сгибают и сваривают. После изготовления основного каркаса можно приступать к конструированию моторной рамы, педального управления и рулевого узла. Все эти части изготавливаются по одной схеме, но размеры их можно корректировать в зависимости от роста человека, который будет управлять машиной.
Мастерская, которая изготавливает картинг своими руками, наличие шикарной трассы и внимательного персонала, все это может стать излюбленным местом отдыха, как взрослых, так и детей. Именно эти составляющие станут залогом вашего уникального и прибыльного бизнеса, с шикарным названием – картинг.