Мифы о шахматах

Оглавление

История шахмат. Кто придумал шахматы: краткая и понятная история возникновения

Игра в шахматы существует уже полторы тысячи лет. В неё играют в любом уголке земного шара, поэтому существует несколько вариантов игры. Они незначительно отличаются друг от друга, основные правила везде одни и те же, цель игры неизменна — поставить королю соперника мат.

Не забудьте ознакомиться с ещё одной интересной статьёй схожей тематики, рассказывающей о пользе и вреде шахмат для детей и взрослых . Приятного чтения!

Кто придумал шахматы: история происхождения

История происхождения шахмат – это большая загадка, точный ответ на которую не может дать ни один учёный, но все же работы и исследования на эту тему ведутся.

Шахматы получили своё название благодаря персидскому выражению «шах мат», что означает властитель побеждён.

Точный период возникновения шахмат не могут назвать, на эту тему ведутся многочисленные споры . Тем не менее некоторые учёные сходятся во мнениях и утверждают, что эта игра впервые появилась в первом веке нашей эры в Индии .

Предполагается, что шахматная игра была прообразом воин и битв, но без жертв. Именно поэтому многие правители проявляли интерес к этой игре, так как они могли решить все вопросы, не потеряв при этом ни одного воина.

Исследователи предполагают, что шахматы, дошедшие до наших времён, произошли от древней игры чатуранга. Все правила игры не сохранились, но известно, что в чатуранге использовались такие фигуры, как раджа (или король), ходы им осуществились таким же образом, как в современных шахматах. Разница лишь в том, что в древней игре не было рокировок.

Советник, он же ферзь, ходивший лишь на одно поле по горизонтали, конь и ладья, называемая колесницей, двигались аналогично современным правилам, пешки могли перемещаться только на одну клетку вперёд. Кроме того, в чатуранги присутствовала фигура слона, но о правилах ее перемещения сложно судить однозначно, так как разные источники описывают разные схемы.

Известно главное отличие древнеиндийской игры от современных шахмат. В чатуранги могли принимать участие четыре игрока, использовались чёрные, зелёные, красные и жёлтые фигуры. А также ходы генерировались не игроками, а игральными костями.

Первая версия

Существует интересная легенда о возникновении игры в шахматы. Однажды Раджа устал от походов и завоеваний и приказал придумать для него новую забаву, на что дал три дня и три ночи. Многие пытались удивить и заинтересовать Раджу, но все попытки были безуспешны. В один из дней во дворец пришёл брамин, он принёс с собой доску, разрисованную в клетку, и деревянные фигуры.

Игра очень понравилась правителю, а крестьянин попросил простую награду — зёрна пшеницы, но их количество должно увеличиваться вдвое с каждой клеткой. Если на первую клетку Раджа кладёт одно зёрнышко, то на вторую два, на третью — четыре и так пока не будет заполнена вся доска. Сначала правитель посмеялся над крестьянином, но позже понял, что такого количества зёрен нет на всём белом свете.

(Приложив немного усилий, можно посчитать, что всего получилось восемнадцать квинтиллионов четыреста сорок шесть квадриллионов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать зёрен или, говоря проще, примерно тысяча двести триллионов тонн). Не имея возможности отблагодарить брамина, как тот желал, раджа отдал ему все свои запасы пшеницы.

Вторая версия

Согласно другой версии этой же легенды, во дворец пришёл Шах с деревянными фигурками, чему Раджа возмутился, ведь все остальные приносили ему золото. Шах объяснил правителю, что в данном случае золото заключается в мудрости.

Игра понравилась Радже, в первой партии он потерпел поражение, но в последующих тщательно обдумывал каждый ход и побеждал. Раджа кричал «шах!», когда угрожал королю противника, что в переводе с персидского и означает «король», когда одерживал верх, он говорил «шах мат!», это можно перевести как «смерть королю», так и появилось название игры.

Как шахматы распространялись

Из Индии игра попала на запад и на восток. Были обнаружены персидские летописи, в которых рассказывается, как народ Индии преподнёс подарок в виде шахмат персидскому царю в шестом веке. Далее, игра дошла до стран Юго-Восточной Азии, где также претерпевала свои изменения. В восьмом века игра стала известна в завоёванной арабами Испании.

На Руси шахматы появились также в восьмом веке. Сначала об игре узнали на Кавказе от персов, а затем и во всём государстве.

Только в пятнадцатом веке шахматы приобрели тот вид, который известен нам сейчас. Но всё равно, в некоторых местах остались свои причудливые правила.

Шахматы интересные факты. Шахматы — интересные факты

Шахматы – одна из самых увлекательных стратегических игр на Земле. Эта игра может быть полезна для совершенствования памяти. Доктора рекомендуют её для лечения болезни Альцгеймера. Представляем интересные факты о шахматах.

История

Шахматы зародились в Индии 1,5 тыс. лет назад. Позже они попали на территорию Ирана. На Русь игра попала в VIII веке. Во многих городах на территории России, Украины и Белоруссии археологи находят шахматные фигурки, которые были созданы в древнерусское время.

В VI веке игра была распространена в Индии под названием “чатуранга”. В переводе с древнеиндийского это означает “Четыре подразделения войска” – пехота, кони, слоны и ладьи.

В Индии есть легенда об одном мудреце который, как считается у индусов, придумал шахматы. Легенда гласит – в древности правил один царь. Правитель очень любил сражаться. Народ сильно беспокоился из-за того, что их государство всё время находилась в военном положении. Тогда один из министров попросил избавить владыку от этой “вредной привычки”. Он взял с собой шахматную доску, шахматные фигуры и пошёл к царю. Мудрец обучил махараджу игре в шахматы. Царь заметил, что игра похожа на настоящий военный поход. В шахматном бою тоже использовались кони, пехота, верблюды и слоны, а ферзь был похож на его министра. Владыке так понравилась игра, что он решил вознаградить мудреца всем, что он попросит (наверное царь думал, что раз человек мудрый, он будет еще скромным). Мудрец попросил положить ему на каждую клетку доски одну крупинку риса, затем две, потом четыре и так далее. Сначала повелитель радостно согласился, но когда начал считать, сколько риса ему нужно отдать, ему стало не до смеха. Ведь с каждой клеткой число зёрен будет расти в два раза, и ему понадобится столько зёрен риса, что его невозможно вырастить, даже если засеять все поля а Земле. В конце концов, правитель решил назначить его министром финансов государства. Теперь же, когда царю хотелось повоевать, он делал это только на шахматной доске.

Томас Уилсон изобрел шахматные часы

5. Шахматные часы были изобретены Томасом Уилсоном в 1883 году, до этого времени использовались песочные часы. Современный вид шахматные часы приобрели к 1900 году, когда был придуман механизм переключения.


Без часов невозможно проведение шахматного турнира

4. В 1985 году Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира по шахматам в возрасте 22 лет и 210 дней. До сих пор тринадцатый чемпион мира признаётся многими экспертами величайшим шахматистом в истории.

Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира

3. Самый продолжительный по количеству ходов матч был сыгран между шахматистами Николичем и Арсовичем в Белграде в 1989 году. Партия продолжалась 20 часов 15 минут и завершилась ничьей. За игру было сделано 269 ходов. После этого матча ФИДЕ ввела правило 50 ходов: если за 100 ходов ни одна фигура не была взята, игроки не имеют права более затягивать игру и объявляется ничья.

Самый долгий матч в истории шахмат закончился ничьей

2. Однако теоретически в самой длинной шахматной партии может быть 5 949 ходов.


В шахматной партии возможно сделать более пяти тысяч ходов

1. Число возможных уникальных шахматных партий больше числа электронов во всей вселенной. Количество мельчайших частиц материи составляет около 10 в 79 степени, в то время как число неповторяющихся шахматных комбинаций более 10 в 120 степени.


Всевозможные партии в шахматах вряд ли когда-нибудь будут сыграны

Многие учёные не подвергают сомнению то, что шахматы оказывают крайне положительное воздействие на человека: развивают память, тренируют ум и не зря даже считаются спортом, а потому можно не сомневаться, что эта уникальная игра еще долгое время не уйдёт в историю.

Вопросы про шахматы. Квест-викторина «Знатоки шахматной грамоты»

Людмила Ревусова Квест-викторина «Знатоки шахматной грамоты»

Ревусова Л. П., воспитатель

МАДОУ ДС №5 «Росток»

г. Радужный, ХМАО-Югра

Цель: развивать у детей коммуникативные навыки, умение работать в команде; обобщить, полученные знания детей на занятиях по обучению игре в шахматы и в кружке «Юный шахматист » в процессе игровой практики.

Задачи:

1. Закрепить знания шахматных терминов , шахматных фигур , правил игры в шахматы ; умение решать простые шахматные задачи , ориентироваться на шахматной доске .

2

Развивать мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение

3. Воспитывать волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решении.

Место проведения: МАДОУ ДС №5 «Росток»

Продолжительность: 30 минут

Участники: обучающиеся, воспитатели, родители (законные представители)

Возраст обучающихся: от 6 – ти до 8 – ми лет

Оборудование и материалы:

оформление помещений (шары чёрного и белого цвета, шахматные фигуры ) ;

деревянные шахматные доски и фигуры , теннисные ракетки, мешочек для шахмат ;

мягкие модули (30 – 40 штук) разной формы, буквы слов «ладья» и «слон» , приклеенные на модули;

бочонок, капсулы (30 штук) с загадками по теме « Шахматы » ;

магнитная шахматная доска и фигуры , карточки с изображением шахматной фигуры и кодом расположения (10 штук) ;

5 конвертов, 5 пазл – картинок шахматных фигур ;

плоскостные изображения пешек (90 штук) ;

для награждения – 3 шахматные доски с фигурами .

Предварительная подготовка: беседы об истории шахмат , игры с шахматными фигурами , отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с шахматными партиями , раскрашивание шахматных фигур , решение простых шахматных задач , просмотр мультимедийных презентаций и развивающих мультфильмов по вопросу шахматной грамоты .

Ход квест — викторины

Под торжественный марш дети в костюмах белого и черного цвета проходят в музыкальный зал, показывают различные перестроения.

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители и дети! Вот уже более восьми месяцев ребята познают азы гениальной шахматной игры . Дети прикоснулись к чарующему волшебному миру деревянных фигур, крепко и надолго подружились с игрой мудрецов. И мы надеемся, что наши юные шахматисты пронесут эту любовь и привязанность через всю жизнь.

Дети читают стихотворение

Эта древняя игра

Так коварна и хитра,

Что без знания секретов

Не придёт побед пора.

Чтобы в шахматы играть

Нужно всё о них узнать ,

Как различные фигуры

Перед боем расставлять.

Помнить, как их называть

И куда переставлять.

Строго правила игры

Соблюдать и уважать.

Так, по шахматным законам

Белым отдан первый ход.

Его сделать можно пешкой,

Либо конь идёт вперёд.

Короткая партия в шахматы. Самые короткие партии

Очень короткие подлинные партии.

Наверное все, кто играет в шахматы, учится играть в шахматы или просто знает про эту игру, знают, что такое «детский мат». Освежу память, тем кто знает, и просвещу тех, кто не знает.

1. е2 — е4 е7 — е5

2. Фd1 — h5 Kb8 — c6

3. Cf1 — c4 Kg8 — f6??

4. Фh5 : f7 ++

Замысел игрока, стремящегося дать сопернику «детский мат» понятен — атака слабого места в первоначальной позиции — это поле f7 для черных и поле f2 для белых. Но упрямое стремление добраться в дебюте до этого слабого пункта (f2 или f7) обычно приводит упрямых игроков к плохим для него последствиям, если соперник — опытный игрок. Помните: «Игра на «детский мат» в дебюте подобно спуску на дырявом парашюте!»

Приведенная выше партия могла закончиться еще быстрее, если бы черные сделали «самый плохой ход». Смотрите сами.

1. е2 — е4 е7 — е5

2. Фd1 — h5 Kре8 — е7 ??

3. Фh5 : e5 ++

Хотите верьте, хотите нет, но это подлинная партия из реального турнира. Просто … , да просто черные хотели сделать ход ферзем, чтобы защитить пешку, но притронулись к королю. По правилу «тронул — ходи», пришлось им делать «самый плохой ход» королем Kре8 — е7.

Вы думаете, что это самая короткая партия, которую можно сыграть до матовой ситуации? А нет, есть еще короче партия. Только теперь мат дают черные фигуры.

1. f2 — f4 e7 — e5

2. g2 — g4 Фd1 — h4++

И это тоже реальная партия, сыгранная на сеансе одновременной игры. Игрок, игравший против мастера, очень волновался и постоянно советовался с окружающими. Ну один гость турнира в задумчивости и «подсказал» гениальный ход белым. На самом деле подсказчик имел виду, что g2 — g4 он никогда бы не пошел за белых.

Выудив данную информацию из безбрежных просторов Интернета, я прикинул, а можно ли ее применить в своей игровой практике? Основная идея — поставить мат ферзем или слоном по короткой диагонали вкупе с небрежной игрой соперника в дебюте. Пример такой партии привожу.

(белые) (черные)

Партия началась и не предвещала своей суперскоротечности.

1. е2 — е4 Kg8 — f6

2. Kb1 — c3 …

Дебютный ход черных в стиле великого Александра Алехина (Защита Алехина). Конь черных смело нападает на пешку, но сам же подвергается атаке. Правда, дальше последовали ходы черных из другой «оперы».

2. … g7 — g5

3. e4 — e5 Kf6 — g8

Тут и комментировать за черных нечего. Просто нельзя так играть и все. «Полное не знание дебютов не смягчает наказание», а даже наоборот, ведет к неминуемой быстрой гибели. Далее последовало

4. d2 — d4 f7 — f6

5. Фd1 — h5 ++

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Претворение идеи, заложенной в самой короткой партии , удалось с блеском — мат ферзем по короткой диагонали.

Особенности игры

Игра появилась полторы тысячи лет назад в Индии, хотя сейчас китайцы оспаривают данное первенство. Шахматы смогли завоевать весь мир и обрести миллионы поклонников. В этом нет ничего удивительного, так как в этой бесконечно мудрой игре каждый обретет желаемое и найдет свое направление. 

Ведутся неутихающие споры по поводу того, чем являются шахматы: наукой, искусством или спортом? Каждый шахматист в той или иной степени художник, ученый и спортсмен. Замечательно, не правда ли?! К этому можно еще добавить: психолог, юрист, дипломат.

Крутые шахматные принты

Особенность этой игры заключается в том, что двое соперников ведут борьбу на строго определенном участке шахматной доски по установленным правилам за ограниченное время. В распоряжении того и другого находится армия из шестнадцати фигур, передвигающихся по вертикалям, горизонталям и диагоналям с целью дальнейшего взаимодействия между собой и фигурами противника для того, чтобы добиться победы, поставив мат королю соперника. 

Для незнающего человека все это звучит несколько загадочно, но это только подогревает интерес к древней игре. Шахматную партию можно записывать, чтобы в дальнейшем подвергнуть ее глубокому анализу с целью совершенствования собственного мастерства. Кроме того, сам процесс игры, участие в соревнованиях позволяют развивать навыки и способности, заложенные в каждом индивидууме.

Интересные факты о шахматистов. 25 интересных фактов о шахматах

Вам захотелось стать гроссмейстером по шахматам? Честно скажем, для достижения цели вам понадобится знать чуточку больше, чем приведённые ниже факты. Однако шахматы — это одна из самых известных стратегических игр на на нашей планете, их история насчитывает несколько столетий и чрезвычайна интересна сама по себе.

1

Родиной шахмат считается Индия, эпоха государства Гуптов (около 1400 лет назад). Оттуда игра попала в Эраншахр (территория современных Ирана и Ирака), затем на Ближний Восток, в Европу и Россию.

Возможно, так выглядели первые шахматные партии

2

Первый ход пешки на две клетки вместо одной был придуман в Испании в 1280 году.

Исключительное право пешки на первый ход

3

Китайский император Суй Вэнь-ди однажды казнил двух заморских шахматистов, услышав, как они называли одну из фигур императором. Ярость Суй Вэнь-ди вызвало упоминание высокого титула правителя Поднебесной в простой игре.

Император Суй Вэнь-ди, по-видимому, не одобрял шахматы

4

Первое упоминание шахмат в Америке относится к 1641 году и связано с городом Эстер Синглтон, где в то время жили голландские поселенцы. А первый шахматный турнир в США состоялся в Нью-Йорке в 1857 году.

Литографии участников первого шахматного турнира в США

5

Самый долгий по времени ход принадлежит бразильцу Франсиско Троису: на его обдумывание шахматист потратил два часа и двадцать минут.

Больше двух часов понадобилось бразильскому шахматисту на обдумывание хода (на фото в чёрном жилете)

6

Первая партия «Космос — Земля» состоялась 9 июня 1970 года. Её сыграли экипаж космического корабля Союз-9 и представители центра подготовки космонавтов на Земле. Игра закончилась вничью.

Матч космонавтов с Землей закончился вничью

7

Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Изабелла Испанская не приказала сделать ферзя (а в Европе его называют королевой) самой сильной фигурой на доске.

Из самой слабой фигуры ферзь стал самой сильной

8

Самая старая из записанных шахматных партий относится к 900 году – это была игра между багдадским летописцем и его учеником.

Иллюстрация к старейшей из шахматных партий

9

Легендарный учёный Алан Тьюринг написал первую в мире компьютерную программу для игры в шахматы в 1951 году. Так как в то время не было машины, способной обработать эту программу, для тестовой игры Тьюрингу пришлось самому выполнять алгоритмические вычисления, делая в несколько минут один ход.

Тьюринг интересовался и шахматами

10

«Deep Blue» стала первой программой, проигравшей гроссмейстеру в ноябре 1988 года. Однако девять лет спустя она же выиграл две партии в матче с Гарри Каспаровым в 1997 году и стал также первой машиной, теперь уже обыгравшей человека.

Компьютер научился играть в шахматы не хуже человека

11

Самый старый из сохранившихся наборов шахмат был найден на острове Льюис в Северной Шотландии. Он датируется XII веком нашей эры, и предположительно создан в Исландии или Норвегии. Его оригинальное исполение послужило образцом для волшебных шахматных фигур в фильме «Гарри Поттер и философский камень».

Самый старый шахматный набор сыграл свою роль в кино о Гарри Поттере

12

Эммануэль Ласкер оставался чемпионом мира по шахматам дольше всех в истории: 26 лет и 337 дней, с 1894 по 1921 годы.

Эммануэль Ласкер много лет оставался непобедимым

Первая партия «Космос — Земля»

20. Первая партия «Космос — Земля» состоялась 9 июня 1970 года. Её сыграли экипаж космического корабля Союз-9 и представители центра подготовки космонавтов на Земле. Игра закончилась вничью.


Матч космонавтов с Землей закончился вничью

19. Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Изабелла Испанская не приказала сделать ферзя (а в Европе его называют королевой) самой сильной фигурой на доске.


Из самой слабой фигуры ферзь стал самой сильной

18. Самая старая из записанных шахматных партий относится к 900 году – это была игра между багдадским летописцем и его учеником.


Иллюстрация к старейшей из шахматных партий

17. Легендарный учёный Алан Тьюринг написал первую в мире компьютерную программу для игры в шахматы в 1951 году. Так как в то время не было машины, способной обработать эту программу, для тестовой игры Тьюрингу пришлось самому выполнять алгоритмические вычисления, делая в несколько минут один ход.


Тьюринг интересовался и шахматами

16. «Deep Blue» стала первой программой, проигравшей гроссмейстеру в ноябре 1988 года. Однако девять лет спустя она же выиграл две партии в матче с Гарри Каспаровым в 1997 году и стал также первой машиной, теперь уже обыгравшей человека.


Компьютер научился играть в шахматы не хуже человека

Мистические шахматы.

Картина входит в серию работ «Шахматы и Мультивёрс». ТЕХНИКА: тушь, воск. Холст 60*80

Немного поэзии на тему шахмат и множественности миров). Полная версия — https://www.proza.ru/2010/11/25/4

Узор шахматной доски- это более сложная версия креста ,продолжение принципа, естественным образом возникающего при соединении ряда энергий различной интенсивности в зависимости от местонахождения и удалённости от центра- центрального креста.

Чему посвящена сегодня эта игра?Каковы её составляющие?Как она влияет на нас?

Есть предположжение ,что это игровая форма воспитания осознанности , а доска изображает поле бытия, нейтральное игровое поле энергии, поддерживающее и расширяющее сознание; её присутствие подсказывает и напоминает нам , что все мы « на игровом поле бытия».Она напоминает нам ,что основная цель нашего присутствия на земле, обучение управлению энергией расширяющегося сознания.

Может быть в этом есть истина?Разве не основа сознания – отмечать всё ,что мы наблюдаем ,определяем ,оцениваем, дабы применить текущую информацию к решению более трудной головоломки в хитросплетениях текущей реальности.

Каждый день нашего бытия электролизуется явными и неявными символами.Знаками.Более наблюдательные и тонкие их чувствуют.Некоторые не отмечают их вообще.

Может быть шахматы существуют рядом с человеком для воспитания тонких настроек души и выдана человечеству она и выдана?

Чтобы полноценнее осознавать значение символов, настроить настоящее функционирование души, чтобы поднять наше понимание окружающего мира на более высокий уровень.

Игра как бы постоянно напоминает нам о том ,что окружающий мир состоит из тёмных и светлых сил.Что он многомерен.И напоминает об истине ,которую каждый не имеет право преступать- Главное сохранить во имя гармонии равновесии между чёрными и светлыми силами, взаимодействовуя с ними.

Появление шахмат у человечества ,как бы напоминание — « Вы в игре»?

А шахматная доска – инструмент , конспект, метафора в трёхмерной реальности двумерной модели Мультиверсума.Это простой трамплин ,батут, побуждающий человека вспомнить о сложности «всего сущего».

У шахмат можно учиться в возможности выбора и применения по направлению энергии к тому , что хочется создать.

Появление в жизни шахматной доски ,это оповещение различного уровня сознания и разума, напоминание о символе –о невидимом энергетическом импульсе.О Воле и Свободном Выборе.Ибо в основе шахмат именно они.Расчёт и интуиция.Скрытность замысла и Спокойствие.Ложность жертвы и отточенность и резкость атаки возмездия.Шахматы – сама Жизнь.Это Космос вариантов , и напоминание Человеку о постоянстве в тренировке чувства импульса Энергии Мультиверсума.Его постоянное присутствие.Подготовки к нему личности, чтобы без собственной осмысленной осознанности не стать пешкой в чужой игре в своём временном интервале жизни?

Может быть ….Шахматы-это по сути древняя композиция , мощный инструмент, напоминающая нам о безбрежности поля бытия и что самое главное о способе ориентации в нём.Эта модель взаимосвязей похоже представляет многоуровневое учение , с кодом хитросплетений Мультиверсума.

Каждая точка пересечения шахматной сетки -это соприкосновение и слияние реальности , каждый квадрат –символ качества энергии,; чёрный для негативной. Белый для позитивной.Подобно отрицательным и положительным зарядам в электричестве.

А шахматная доска- символ, зафиксировавший предельную сложность бытия пронизанную многими уровнями символического значения, но предстающей в крайней простоте- в виде невинного предмета культуры, который кажется не более чем игрой.Но служащая совсем иной задаче .

По уверениям эзотериков в эпоху ускорения с 1987года по 2012 годы ,амплитуда энергии возрастает с каждым годом и будет продолжать свой рост,и каждый должен иметь возможность понять игру осознания.Эта задача прогрывается на всех уровнях во времени на множестве уровней с целью модуляцией человеческим сознанием.

Может быть шахматы напоминанием Человеку о том ,что его жизнь -это энергия взаимосвязанная с Энергией Мультиверсума?

Что каждый его шаг, движение его энергии , имеет пследствия?Что всё в мире взаимосвязано и отнюдь не так уж примитивно просто?Что цели и задачи каждого -это фигуры на доске бытия для каждого из нас?Различного веса,влияния и возможностей, разной энергетической силы?Что за всё в жизни нужно нести ответственность?За каждый шаг?За направленность своей энергии ,ибо сделав шаг, следует задумываться,как он отзовётся по отношению к энергии Космоса?Что все мы со своей энергией не более, чем шахматы на мировой сетке энергетического поля?Всё в жизни возвращается сторицей.

Шахматы история возникновения для детей. «История возникновения шахмат». Конспект занятия в подготовительной группе

Наталья Сурмина «История возникновения шахмат». Конспект занятия в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе на тему

«Что за игра – шахматы ? Сказка про великого царя и про появление шахмат .»

Цели и задачи:

1. Воспитывать у детей интерес к шахматам .

2. Воспитывать у детей целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость.

3. Обогащать словарный запас детей.

4. Развивать связную речь.

5. Расширять кругозор, учить ориентироваться на плоскости.

6. Упражнять в составлении рассказов по моделям связно, образно.

7. Развивать образное, логическое и ассоциативное мышление.

8

Развивать внимание, память

9. Формировать познавательную активность детей.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: мудрецы, чародеи, шахматная доска , шахматные фигуры ,партнеры.

Материал:

1. Компьютер.

2. Компьютерное сопровождение совместной деятельности.

3. Шахматы .

4. Музыка В. Зубкова. А. Горохова « Шахматная королева »

Предварительная работа:

1.Разработка проекта на тему: « Шахматное королевство »

2. Рассматривание и чтение книг о шахматах :

« Шахматы для самых маленьких » , «Приключения в шахматной стране »

И. Г. Сухин;

«Приключение пешки» Е. Ильин;

« Шахматная азбука или первые шаги по шахматной доске »

В. Гришин, Е. Ильин.

3. Беседа с детьми об истории шахмат в России .

4. Просмотр DVD из серии Советы тетушки совы « Шахматы » .

5. Зарисовки, обводки по данной теме.

6. Аппликация « Шахматная доска » ,рисование на тему: « Шахматное королевство »

7. Разучивание и чтение стихов, отгадывание и составление загадок про шахматные фигуры .

8. Обучение правилам игры в шахматы .

Ход ЗАНЯТИЯ.

Звучит сказочная музыка. Дети рассаживаются по местам.

Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в сказку.

Вы любите сказки? А какие сказки вы знаете?

Рассматривание картинок из сказки.

1. Что вы видите на картинке? (обсуждение картинок из сказки)

Физкультминутка.

(под музыку « Шахматные кони )

Вся в квадратах – белых, черных,

Деревянная доска.

Шахматы. Как играть в шахматы на интернете бесплатно?

Создатели сайта позаботились о том, чтобы пользовательский интерфейс игры был интуитивно понятным, а навигация по сайту – простой и удобной. Ниже мы предлагаем Вам краткое описание пользовательского интерфейса, элементов управления и их функции.

Главная страница

Главная страница разделена на следующие части:

  1. Шахматная доска – на ней отображается случайно выбранная текущая партия
  2. Список предлагаемых партий – справа от шахматной доски представлен список партий, в которых игроки могут принять участие. Кроме того, здесь каждый пользователь может опубликовать своё собственное предложение игры с помощью кнопки Создать игру
  3. кнопки управления
    • ИГРАТЬ СЕЙЧАС – после нажатия этой кнопки из списка предлагаемых партий случайным образом выбирается одна из партий. В случае если список игр пуст, система сформирует предложение за пользователя.
    • Пригласить друга – кнопка служит для вызова на игру соперника по электронной почте или через социальную сеть. Вы можете сами определять параметры игры: выбрать классические шахматы или Шахматы-960 (случайные шахматы Фишера), играть на время и установить свой темп игры, выбрать цвет Ваших фигур, а также решить, если партия будет учитываться в рейтинге игроков или нет. В партиях на рейтинг могут принимать участие только зарегистрированные пользователи. Нажмите кнопку Пригласить друга , в предложенном меню выберите желаемые параметры партии, после чего нажмите кнопку Создать игру . Появится окошко с уникальной ссылкой на партию и первый, кто перейдёт по этой ссылке, будут играть против Вас.
    • Создать игру – после выбора параметров (аналогично функции Пригласить друга ) Ваш вызов будет опубликован в списке предлагаемых партий. Остальные пользователи сайта смогут, нажав на партию с Вашим именем, принять Ваш вызов.
    • Против компьютера – если Вы не хотите играть против реального человека, то у Вас есть возможность играть шахматную партию против компьютера. Кроме обычных параметров настройки партии (например, цвет фигур или темп игры) Вы также можете выбрать один из 8 уровней силы компьютерного соперника (1 – самый слабый, 8 – самый сильный).
  4. Область уведомлений – служит для отображения пользовательской информации, например, о получении вызова от другого пользователя, о предложении ничьи и т.п.

Изначально не существовало ограничений по времени

Вначале шахматные партии не имели ограничений по времени. Вскоре эта игра стала настолько популярной, что начали проводить турниры со зрителями, а между тем они могли длиться от нескольких часов до суток. Причем, слабые игроки нарочно тянули время, чтобы их противник устал и проявил невнимательность.

Однажды произошел такой случай, когда участники соревнования уснули во время процесса. Тогда ввели первые ограничения, для этого использовали песочные часы. В 1883 году Томас Уилсон создал механические шахматные часы.

В настоящее время стандартный лимит (классика) – 2 часа (40 ходов), потом дается еще один час на 20 ходов + 30 минут до конца партии. Есть и менее продолжительные варианты. Например, блиц-турниры длятся от 5 до 15 минут на партию.

Чем старше шахматист, тем он сильнее

Распространенное заблуждение, основанное на предположении о том, что игроки старшего возраста обладают значительным опытом. Несколько десятилетий назад подобные утверждения были логичны. Но сейчас, в век цифровых технологий, титул гроссмейстера получают тринадцатилетние юноши и девушки. Возраст перестал определять силу шахматистов.

Современные реалии таковы, что даже десятилетний ребенок может получить рейтинг Эло в 2200 единиц. Юный игрок с таким потенциалом окажется сильнее 99% остальных шахматистов мира. Не следует забывать и о том, что существуют семидесятилетние гроссмейстеры. В определенном возрасте мужчины и женщины теряют способность к быстрому обдумыванию ходов, а качество игры постепенно снижается. Но угасание шахматных навыков признанных мастеров становится заметным только на фоне их более молодых коллег.

По этой причине количество прожитых лет не стоит рассматривать как показатель силы или слабости шахматиста. Средний возраст первой десятки рейтинг-листа ФИДЕ составляет 30 лет, титул чемпиона мира завоевывается гроссмейстерами в 24-25 лет.

Факты про шахматы на английском. Основные шахматные термины на английском и русском

Шахматы (chess) – это настольная игра (board game), в которую играют два игрока (players) на специальной шахматной доске (chess board) фигурами (pieces) и пешками (pawns). Отмечу, что на русском языке пешки не принято называть фигурами. Фигуры – это король (king ♔, ♚), ферзь (queen ♕, ♛), слон (bishop ♗, ♝), конь (knight ♘, ♞), ладья (rook ♖, ♜), а пешки (pawns ♙, ♟) – это пешки. На английском и те, и другие называют pieces. Шахматная доска состоит из 8 вертикальных рядов (files) и 8 горизонтальных (ranks), которые образуют 64 поля (squares).

Партия делится на три этапа. На русском языке их традиционно называют немецкими терминами, а вот на английском – английскими.

  • Начало игры: дебют – opening. Дебют, в котором одна сторона жертвует пешку ради достижения преимущества называется гамбит (gambit), от итальянского gambetto – подножка.
  • Середина игры: миттельшпиль – middlegame.
  • Конец игры: эндшпиль – endgame.

Цель игры – поставить королю соперника мат (checkmate), то есть нанести королю удар (шах – check), от которого нельзя защититься. Другим итогом игры может быть ничья (draw). Стороны могут согласиться на ничью (to agree the draw) либо ничейная позиция может возникнуть в процессе игры, например – пат (stalemate), ситуация, при которой одна сторона не может сделать ход, но ей не нанесено поражение, не поставлен мат.

Опрокинуть короля – жест, обозначающий сдачу партии. На практике так делают редко.

В большинстве случаев неизбежное поражение одной из сторон заметно уже за несколько ходов то того, как оно должно произойти. У шахматистов считается неприличным продолжать игру, если в этом нет смысла, поэтому проигрывающая сторона, как правило, сдается (to resign). По этой причине среди опытных игроков партии обычно заканчиваются сдачей одной из сторон или ничьей.

На соревнованиях в шахматы играют с ограничением времени. Если у игрока закончилось время, ему тоже засчитывают поражение. Ситуацию, когда у игрока остается мало времени называют “цейтнот” (от нем. Zeit (цайт) — время и нем. Not (нот) — нужда), по английски: time pressure, time pressure или тоже Zeitnot .

Игра заключается в том, что стороны, их называют “белыми” (White) и “черными” (Black) делают ходы (moves). Большинство ходов заключаются в перемещении фигуры или пешки на другое поле либо во взятии фигуры или пешки противника (capture).

Также есть три нестандартных хода:

  • Рокировка (castling) – при определенных условиях король и ладья могут одновременно сменить позиции. По сути это два хода в одном.
  • Взятие на проходе (en passent, от фр. “на проходе”) – когда пешка “прыгает” через поле, находящееся по ударом пешки противника, ответным ходом она может быть взята этой пешкой противника. На практике взятие на проходе случается довольно редко.
  • Превращение пешки (promotion) . Пешка, дойдя до восьмой горизонтали, может превратиться в любую фигуру по выбору. На практике ее превращают либо в ферзя, либо в коня, так как иногда в конце партии конь бывает нужнее, а ферзь не умеет ходить, как конь. На английском превращение пешки не в ферзя называют underpromotion.

Примечание: произношение слова ‘en passent’ приведено в