Оглавление
- Государственная власть
- Государственные органы власти в России
- Особенности платёжной системы России
- Конституционные основы государственности РФ
- Законодательная власть
- Форма правления
- Общая характеристика федеративного устройства России
- Как устроена НПС
- Форма политико-территориального устройства
- Административное деление
- Классификации
- Законодательная власть
- Понятие механизма государства
- Законодательная власть
- Судебная власть
- Другие нормативные правовые акты
- Отличия в системах налогообложения
- “Эволюция” госстроя
- Судебная власть
- Государственный механизм
- Демократизм устройства Российской Федерации
- Особенности российской правовой системы
- Военные округа
- Особенности федеративного устройства РФ
Государственная власть
Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание принципа разделения властей.
В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:
- Президент Российской Федерации,
- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),
- Правительство Российской Федерации,
- Суды Российской Федерации.
Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации де-юре осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.
Государственные органы власти в России
Любая страна представляет собой сложный механизм, каждая деталь которого должна безупречно работать для того, чтобы сохранялась работоспособность всей системы. Государственная деятельность основана на работе органов государственной власти, каждый из которых обладает определёнными полномочиями. При этом деятельность органов власти не может расходиться с задачами, поставленными перед ними государством. Все государственные органы власти в РФ делятся на федеральные и субъектные. Федеральные законы обязательны для исполнения на территории всей Российской Федерации, а субъектные – только на территории своего субъекта, при этом они не могут противоречить федеральным законам.
Таблица органов государственной власти в России
Важнейшими государственными органами власти в России являются президент, правительство и Федеральное собрание. Огромное значение имеет также Государственная дума, объединяющая представителей всех субъектов федерации
Такая система позволяет добиться равноправия интересов, что важно для любого государства, особенно для такого огромного и разнообразного, как Россия
Крымская война. Героическая оборона Севастополя 1854-1855 годов.
Этапы Первой мировой войны кратко. Таблица.
Особенности платёжной системы России
Несмотря на то, что НПС является российской платёжной системой, она не является изолированной от внешнего мира. Так, через неё осуществляются внутрироссийские транзакции по картам международных систем Visa и Mastercard, которые создали процессинговые центры на территории России. НСПК МИР и Mastercard заключили соглашение о выпуске кобейджинговых карт МИР-Maestro, пригодных для использования как внутри России, так и за её пределами.
Государство проводит активную политику по поддержке и развитию платёжной системы РФ, однако некоторые эксперты обозначают такой подход «навязыванием» и ограничением свободы потребителей (пользователей). Так, предполагается, что на обслуживание через НПС будут переведены работники бюджетной сферы и пенсионеры, первые — до 1 июля 2018 года, вторые – до 1 июля 2020 года.
Конституционные основы государственности РФ
Рисунок 1. Конституционные основы российской государственности
В нашей стране президент наделен и другими довольно объемными полномочиями. Это обусловлено многими факторами, в частностями, историческими традициями, общенациональной идеей, необходимостью стабилизации отношений в обществе, сложившимся менталитетом населения.
Парламент в России представлен Федеральным собранием, он также наделен рядом полномочий. Так, Государственная Дума контролирует вопрос о доверии Правительству, дает согласие Президенту касательно назначения председателя Правительства, выступает с обвинениями в адрес Президента Российской Федерации для его возможного отрешения от поста, принимает годовые отчеты Правительства об итогах его работы, в том числе по задачам, поставленным Государственной Думой.
Замечание 2
Исходя из всего этого, специалисты-политологи делают предположения о целесообразности введения в России в качестве формы правления президентско-парламентской республики, которая характерна сильным и самостоятельным правительством, которое формируется и президентом и парламентом, при участии ведущих политических партий страны, под контролем парламента и президента.
Президентско-парламентский строй позволит укрепить возможности государственной власти в деле управления страной, упрочит роль коллегиальных органов – Правительства РФ, судов и парламента, но при этом сохранит разумные существенные позиции президента.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Законодательная власть
Законодательная власть включает в себя двухпалатное Федеральное Собрание. Оно, в свою очередь, подразумевает под собой Государственную Думу и Совет Федераций. Во главе каждого из них стоит председатель.Законодательная власть является верховной в стране только в том случае, если форма правления государством называется парламентской. В основные функции данной власти входят:
- Разработка законов.
- Их принятие.
- Представление на утверждение президенту.
Помимо этого, законодательная власть занимается разработкой различных актов правового поведения, которые позволяют контролировать не только гражданское население, но и поведение высоких чинов в целом.
Рис. 3. Структура органов исполнительной власти Российской Федерации
Форма правления
Прежде всего узнаем, каково устройство политической системы России. Согласно Конституции, РФ имеет форму республиканского правления. Но это довольно расплывчатое понятие, так как у республиканской модели — множество различных подвидов.
Если быть точнее, то форма политического устройства России смешанная. Но это также ещё не полная характеристика. Учитывая, что на политику страны оказывает значительное влияние как президент, так и Государственная дума (с превалированием первого), можно охарактеризовать государственно-политическое устройство России как смешанную президентско-парламентскую республику. Это довольно сложная по структуре, но тем не менее популярная в мире форма правления. Естественно, в российской парламентско-президентской республике имеются свои нюансы.
Общая характеристика федеративного устройства России
Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации.
Федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством. Экономико-географический федерализм в будущем, несомненно, испытает влияние интеграционных процессов развития рыночных отношений, подгонять которые политическими методами нельзя.
Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-государственных основ российского федерализма, особенно в отношении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Можно сделать три важных правовых вывода:
- Россия — это многонациональное государство;
- республики — субъекты Федерации признаются национальными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения;
- русская нация не имеет в составе РФ собственно национальной государственности, из чего следует, что русская нация видит воплощение своих национальных интересов в создании многонационального демократического правового государства — РФ.
Как устроена НПС
Ключевую роль в национальной платёжной системе играет оператор (НСПК), устанавливающий правила работы системы и контролирующий их исполнение участниками.
Субъектами НПС являются расчётные, операционные, клиринговые и платёжные отделы. Расчётные отделы реализуют платёжные распоряжения участников НПС, производят списание / зачисление денежных средств со счетов / на счета. Также на них возлагаются функции оператора управления рисками, обеспечения безопасности денежных переводов и штатной эксплуатации всей структуры. Операционные отделы осуществляют взаимодействие между банками для своевременной передачи информации. Клиринговые отделы отвечают за проведения безналичных межбанковских расчётов. Функции операторов денежных переводов выполняют уполномоченные банки, ЦБ РФ и ВЭБ.
Главная цель создания НПС – обеспечение независимости обработки операций по банковским картам от западных процессинговых центров. Полноценная работа НПС началась в 2015 году. Через неё начали совершаться все транзакции по картам МИР, к выпуску которых приступили некоторые российские банки.
Форма политико-территориального устройства
Современная Россия по форме территориального устройства объединяет в себе федеративные и конфедеративные начала. Отметим, что в Российской Федерации существуют как национально-государственные образования, к которым относится республика, автономная область, автономный округ, так и административно-территориальные образования, которые представляют край, область. Все они обладают равным статусом субъектов (таких в РФ на сегодняшний день насчитывается 83), однако, различаются по собственным возможностям, а поэтому и объем полномочий центра и субъектов в каждой конкретной ситуации различный.
Отношения центра с большинством национально-государственных образований строятся на основании 2-сторонних договоров, которые закрепляют разделение компетенций.
Пример 2
Таким образом, строятся взаимоотношения центра с Башкортостаном, Татарстаном, Якутией и некоторыми другими областями.
Поэтому в России выстраивается федерация с асимметричными отношениями между федеральными органами и органами субъектов Федерации союзной страны. Подобные образования могут быть эффективными в случае, если в их основе заложена экономическая и другая заинтересованность обоих участников в сотрудничестве и строгая вертикаль власти, которая способна выполнять федеральные программы. Но в современных условиях многие регионы (70) получают дотации, и не могут сами решать свои проблемы.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Административное деление
Административно-политическое устройство России имеет несколько уровней. Высшим из них является уровень субъектов Федерации. Данные образования принято ещё называть регионами. Согласно Конституции, Россия имеет федеративное устройство, а её субъекты являются составными частями государства, имеющими равные права.
Вместе с тем регионы России неоднородны по своей сущности. Из 85 субъектов Федерации 22 региона имеют республиканский статус, 9 – краевой, 46 – областной. Кроме того, в число субъектов входит 4 автономных округа, 1 автономная область и 3 города федерального значения. Из всех вышеперечисленных регионов наибольшие возможности в самоуправлении имеют республики, которые по сути являются государствами внутри государства. У них имеется собственная Конституция, государственные языки, правительство и т. д. Но влияние республик на общую политику России не больше, чем у других регионов страны.
Три из четырёх автономных округов являются одновременно составными частями других субъектов РФ. Исключение составляет Чукотский АО, который не входит в состав других регионов страны.
Классификации
В науке существует деление всех федераций на виды, причем не по одному основанию. Первым рассмотрим критерий правового статуса субъектов. Так, части государства могут обладать равным объемом правомочий. В таком случае речь идет о симметричной федерации, в которой все субъекты имеют равный статус. Если же одни части занимают более высокое положение, чем другие, а, соответственно, и наделены большими полномочиями, то в этом случае имеет место асимметричный вид этого территориального устройства.
Если же в составе федерации имеются какие-либо автономии, то такие государства нельзя относить ко второй категории. Они составляют собой отдельный вид – симметричные федерации с элементами асимметрии. Второй критерий классификации – это объем полномочий всего государства и его субъектов. В зависимости от этого признака выделяют централизованные и децентрализованные федерации. В первых именно центральные, общие органы власти обладают привилегиями, преимущественным положением, большим объемом полномочий по сравнению с субъектами. Во вторых же круг прав частей государства довольно подробно очерчен, а федеральным органам остаются подвластны лишь остаточные возможности.
Законодательная власть
Органом законодательной власти РФ является парламент, который носит название «Федеральное собрание». Оно включает в себя две палаты – Совет Федерации и Государственную думу.
Совет Федерации – это верхняя палата парламента. Данный орган обладает обширными полномочиями, которые оговорены в 102-й статье Конституции. Среди них — утверждение распоряжения президента об объявлении чрезвычайного положения, утверждение границ субъектов Федерации в пределах России, объявление выборов президента и т. д. Но основной функцией данной структуры является представительство регионов в законодательной власти.
Общая численность членов Совета Федерации, или, как их ещё называют, сенаторов, составляет 170 человек. Они формируются путем делегирования двух представителей от каждого субъекта Федерации: одного — от законодательного органа, а другого — от административного. Кроме того, президент также вправе назначать сенаторов, но не более 10 % от общей их численности. За основу берется представительство не по партийному, а по территориальному принципу.
Государственная дума – нижняя палата парламента. Именно на неё возложена основная задача по принятию законов Российской Федерации. В отличие от Совета Федерации она формируется по политическому признаку. Данный орган состоит из 450 депутатов, которые избираются методом прямого голосования граждан по смешанному принципу раз в пять лет. Смешанный принцип предполагает избрание одной половины депутатов по мажоритарной системе (выдвижение конкретного депутата в избирательном округе), а другой половины – пропорциональным способом (по спискам партий).
Понятие механизма государства
Определение 1
Механизм государства или государственный аппарат представляет собой систему органов или институтов, которые объединены с помощью общих принципов и целей государственных органов, профессионально осуществляющих властные полномочия и государственные функции в рамках собственных полномочий.
Механизм российского государства создан и действует в зависимости от современных конституционных принципов, которые включают демократизм, федерализм, законность, разделение власти, разграничение предметов ведения и полномочий между властными органами регионов и федерального уровня.
Что касается общих целей механизма государства, то они состоят в положениях и определены преамбулой Конституции РФ. Они включают обеспечение благополучия и процветания России. Задачи и цели определенных органов государства могут определяться содержанием и функциональной направленностью их работы.
Законодательная власть
Федеральное Собрание
Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции Российской Федерации). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции Российской Федерации).
Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Полномочия палат российского парламента описаны в ст. 94-109 Конституции Российской Федерации 1993 года.
Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции они неоднократно менялись.
Порядок формирования Совета Федерации
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерациименялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.
В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.
Порядок избрания Государственной Думы
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).
С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет. Политическая реформа 2012 г. внесла новые изменения: была возвращена смешанная избирательная система, по которой прошли выборы в Государственную Думу РФ в 2016 г.
Вопросы законодательства
Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы). Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
Судебная власть
Следующей ветвью, которая составляет политическое устройство России, является судебная власть. Её структура состоит из судов различных инстанций, которые подразделяются на Конституционный суд, суды общей юрисдикции (уголовный, административный, гражданский, военный), арбитражный суд, а также специальный дисциплинарный орган для судей. Кроме того, особняком стоит Верховный суд РФ.
Судьи назначаются на свои должности различными органами власти, в зависимости от того, какого типа суд они представляют. Но в то же время судебная власть считается независимой от других ветвей.
Другие нормативные правовые акты
Локальный правовой акт — тоже источник права. К ним относятся договоры с их общеобязательным характером исполнения для каждой стороны.
Также разделяют «нетипичные» источники права. К ним относятся:
- судебные прецеденты;
- правовые обычаи.
Судебный прецедент
Судебный прецедент — это конкретное решение суда по определенному делу. В современной России он применяется как источник права только в тех случаях, если рассматриваются судебные акты, влияющие на содержание норм уже принятых законов. Правовые прецеденты получили широкое распространение в англо-саксонской системе.
Правовой обычай
Правовым обычаем признается правило поведения, сложившееся в правовой практике и получившее широкое распространение. Оно не установлено прямо в законе РФ, но его применение может быть регламентировано международными договорами или актами внутригосударственного характера. Является самым древним источником права.
Отличия в системах налогообложения
Кроме того, даже если человек отказывается от американского гражданства, то это не освобождает его от уплаты подоходного налога в государственный бюджет на протяжении еще 10 лет. Что же касается российских граждан, то они платят налоги исключительно по факту, то есть приживая на территории государства либо в другой стране, с которой имеется соответствующий договор. Освобождается от уплаты налога с прибыли, полученной за границами США, только то физические лицо, которое выплачивает его в стране, заключившей договор с США об исключении двойной уплаты налогов. Между США и РФ такой договор заключен, где оговорено, с каких видов прибыли взимается подоходный налог в России, а с каких — в Америке.
В США подоходным налогом облагаются физические лица, имеющие американское гражданство, а в РФ обязанность уплаты подоходного налога зависит от реального пребывания на территории России физического лица в течение календарного года.
Еще одним отличием является: в РФ ставка налога устанавливается в зависимости от вида объекта, который подлежит налогообложению, а в США налог берется с каждого вида прибыли отдельно от суммы каждого дохода. Кроме того, имеют отличия и сами объекты, которые облагаются налогом. В Америке, облагаемыми доходами являются: заработная плата; прибыль от бизнеса; пособия и пенсии (превышающие установленные суммы), которые выплачивают государственные органы либо частные фонды; прибыль, получаемая от ценных бумаг либо от недвижимости; алименты, призы и т.д.
“Эволюция” госстроя
В первых государствах, которые возникли на базе первобытно-общинного строя, политическое устройство стало рабовладельческим. Наряду с государственной властью, в них появилось и право — выражение воли класса, господствующего над остальными. Вслед за рабовладельческим строем возникли следующие типы государства и права: феодальный (ое) и буржуазный (ое). При этом государства, принадлежащие к одному типу, имели одинаковые формы устройства правления, политического режима. Ведь это указывает на то, как организованы право и государства, какие функции они выполняют. Ученые-политологи смогли определить, что каждому из данных типов общества были присущи как общие, так и специфические характеристики. И тем не менее формы государственно-политического устройства во всех из них включали следующие элементы:
- верховную власть (определение того, кто управляет государством);
- соотношение между управлением государством в целом и в его отдельных, периферических частей;
- политическое устройство или режим, то есть совокупность способов и методов осуществления гос. власти и управления.
Судебная власть
Высшими судебными органами в России являются Конституционный Суд, Верховный Суд. Судьи высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высшие и подведомственные им суды составляют систему федеральных судов. В субъектах Федерации имеются свои конституционные или уставные суды, не входящие в федеральную систему. Недавно введенные мировые судьи также не считаются федеральными судьями.
В главе Конституции о судебной власти упоминается также Прокуратура Российской Федерации. Однако Прокуратура не входит в судебную систему и является независимой от всех ветвей власти. Систему Прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура Российской Федерации во главе с Генеральным прокурором. Он назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента.
21 ноября 2013 года Госдума приняла законопроект об объединении Высшего Арбитражного Суда РФ с Верховным судом РФ. 6 февраля 2014 года одобренный субъектами РФ закон об объединении судов был подписан Президентом РФ Владимиром Путиным.
Государственный механизм
Существующий гос. механизм, который слабо реагирует на меняющиеся потребности общества, отличается крайней неэффективностью. Это ярко было выражено в процессе рыночных реформ 90-х гг. XX столетия. Из процедуры реформ почти было исключено 60 миллионов людей, которые оказались за чертой нищеты. Данное обстоятельство не способствовало становлению зрелого гражданского общества, наоборот, происходила его маргинализация. Благодаря административным реформам 1996-1998-х гг. не повышалась его эффективность, так как не было такой цели.
С 2000-го г. неэффективность госаппарата компенсировалась финансовым потоком «дешевых денег» от реализации нефти и газа по высоким мировым расценкам. Мировой финансовый кризис 2008-2009-го гг. снова обострил этот вопрос. В результате в 2009-м г. ниже черты бедности жило свыше 40 миллионов людей (а это 1/3 населения), хоть порог ее существенно увеличился.
Демократизм устройства Российской Федерации
Высшими ценностями в РФ провозглашены человек, свобода личности и права личности, и Россия является демократическим государством. Источником власти является народ, который избирает органы государственной власти, и именно государство является гарантом прав и свобод для своих граждан. Политика социальных направлений изменения России утверждена в Конституции, а основы конституционного строя призваны создать такие условия, в которых каждый гражданин будет обеспечен возможностями к дальнейшему развитию и к достойной жизни. Различные законы защищают права на труд, на свободу слова, на неприкосновенность личности и другие ценности.
Краткая характеристика государственного устройства России
При этом демократичность России, как и любой другой страны, не является константой. Она постоянно изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов, что влечёт за собой изменения уровня жизни, реальной действительности и её содержания. Иногда демократия в РФ критикуется другими государствами и российскими государственными деятелями, но критика в области международной и внутренней политики – нормальное явление.
Особенности российской правовой системы
Правовая система России представляет собой совокупность различных элементов: традиций, правовых основ, социальных и психологических норм, правосознания.
В обобщенном смысле правовая система РФ — это целый организованный правовой мир с источниками, юридической основой и перспективой, нацеленной на будущее.
Существует мнение, что отечественная правовая система представляет собой уникальную культурную идентификацию. Однако данный вопрос вызывает множество споров и мнений из-за неоднозначности природы происхождения российского права.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- происходит из романо-германской правовой семьи;
- является представителем социалистического права;
- принадлежит к системе славянского законодательства.
Военные округа
Точно так же, как и федеральные округа с экономическими районами, военные округа считаются частью территориального деления России. Они являются фактическим объединением конкретных военных соединений, расположенных на определенной территории. Деление на округа было принято для более удобного взаимодействия между ними по разным вопросам, включая снабжение и призыв населения в ряды армии. Также данная структуризация должна обеспечить более надежную оборону регионов России в случае вторжения вражеских войск на территорию страны.
В настоящее время (с 2010 года) насчитывается четыре военных округа: Южный, Восточный, Западный и Центральный. Но так было не всегда. В 1991 году их насчитывалось девять, но постепенно численность уменьшалась путем укрупнения округов. Это способствует оптимизации распределения военных ресурсов, а также сокращению расходов на административный аппарат воинских сил страны.
Особенности федеративного устройства РФ
На практике вопрос территориального разделения власти в стране и государственного строительства является актуальной и острой проблемой. Требуется найти конструктивный баланс между действиями федеральной власти, направленными на поддержание целостности, единства страны, и стремлением регионов к усилению своей автономности, самостоятельности.
Нарушение требуемого баланса чревато значимыми негативными последствиями. Если федеральная власть злоупотребляет своими полномочиями, осуществляет неправомерные действия по рассматриваемому вопросу, это закономерно приведет к централизации власти и возврату к унитаризму. Напротив, излишняя самостоятельность регионов чревата сепаратизмом, слабостью и неустойчивостью государственности.
Замечание 2
Данные угрозы, собственно, и порождают ключевую задачу в этой сфере: определить такую структуру устройства государства, которая позволит и сохранить целостность страны, и в безопасных условиях реализовать естественное желание регионов иметь определенную самостоятельность. Основы решения этой задачи были заложены при разработке и принятии Конституции Российской Федерации и Федеративного договора.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Форма государственного устройства РФ, само государство обладает в некотором роде уникальностью, фундаментом которой является договорно-конституционное право. Инструментами регулирования федеративных отношений в данном случае служат двусторонние договорные взаимоотношения между органами государственной власти и субъектами РФ (к примеру, с республикой Башкортостан); объектом таких договоров является определение границ полномочий и областей приложения федеральной или региональной власти.
Изначально устройство РФ основывалось на двух, в определенной степени конфликтующих принципах:
- национально-территориальном (республика, автономный округ и т.д.);
- административно-территориальном (край, область и т.д.).
Несомненно, данное противоречие порождает специфику федеративного взаимодействия, служит источником многих проблем. В частности, вновь приходится говорить о необходимости организации разумного баланса: чтобы ни республики не растеряли этнические особенности и не стали просто административно-территориальными единицами, ни отдельные области или города не оказались возведенными в ранг государства.
Мировая статистика ставит Российскую Федерацию на лидирующую позицию относительно количества субъектов в составе государства, что чревато снижением их качества ввиду сложностей управления. С этим связана тенденция последних лет по объединению несколько малых субъектов в один, тем самым сокращая их общее количество.
Основополагающие принципы, на которых построена Конституция РФ, в том числе, служат инструментом сдерживания и уравновешивания возникающей децентрализации власти и усиливающейся независимости регионов. Эти принципы являются гарантией:
- нерушимости целостности государственных территорий;
- равных прав субъектов РФ во взаимодействии между собой и с органами федеральной власти;
- применения единых основ государственного строя;
- свободы перемещения людей;
- свободы распространения информации;
- свободы товарооборота и финансового оборота на всей территории России;
- недопустимости одностороннего изменения статуса субъектов России.
Разграничение полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов России отражено в Конституции РФ, где все сферы управления и полномочия разделены на три группы:
- подлежащие управлению федеральной властью;
- подлежащие совместному управлению федеральной и региональными властями;
- подлежащие управлению региональными властями.
Замечание 3
Существует довольно популярное мнение, что на практике задуманная форма государственного устройства России до сих пор не реализована, поскольку фактически регионы владеют властными полномочиями управлять только теми вопросами, которые не имеют решающего значения в основных областях жизни страны, как то: экономика, внешняя и внутренняя политика и пр. Детальное исследование Конституции РФ, в частности, статей 71-73, является подтверждением данной точки зрения.