Шпицберген

Пирамиду обнаружил шведский путешественник в начале XX века

В начале XX в Швеции была создана компания AB Isfjorden Belsund (позже переименованная в Spetsbergen Svenska Kolfölt) для поиска месторождений угля.

В 1910 году компания отправила на архипелаг Шпицберген экспедицию под руководством Бертиля Хёгбома. Они нашли и выкупили несколько мест с большими залежами угля.

Позже на Шпицберген обратила внимание компания «Англо-Русский Грумант» и выкупила земельные участки у Spetsbergens Svenska Kolfalt. В 1927 году владельцем земель стал трест «Северолес», а в 1931 году — трест «Арктикуголь»

Параллельно с этими событиями, 9 февраля 1920 года, в Париже был подписан Шпицбергенский трактат, который определил международно-правовой статус архипелага Шпицберген. С этого дня он официально стал территорией Норвегии.

Строительство шахты возле горы Пирамида началось в 1939 году . В августе 1941 года все жители и строители были эвакуированы в связи с началом войны.

К этому моменту были построены помещения для дизельной станции и технический склад, общежитие и баня, начато строительство жилого дома, столовой, радиостанции и котельной.

В августе 1946 года в Пирамиду приехало 609 полярников, чтобы продолжить строительство рудника.

В 1947 году норвежский парламент признал, что СССР имеет равные права с Норвегией на архипелаг Шпицберген. Таким образом, СССР могла не только владеть компаниями на Шпицбергене, но и создавать свои поселения, а также эксплуатировать земельные и водные ресурсы.

В этом же году в Пирамиде появилась первая улица. Она начиналась в строящемся порту и вела в посёлок.

Дальнейшее исследование

Исследование архипелага началось в 1610-х годах, когда китобойные компании отправляли небольшие корабли, чтобы найти новые районы для освоения. К 1650 году было установлено, что Шпицберген — это остров, не связанный с Гренландией. Китобои постепенно накопили хорошие географические знания о береговой линии, но внутренние районы остались неизведанными. Первой научной экспедицией на Шпицберген была русская экспедиция Чичагова между 1764 и 1766 годами, которая прошла через Шпицберген в безуспешной попытке найти Северный морской путь. Сделано среди замеров воды и рельефа . Вторая экспедиция была организована Королевским флотом под руководством Константина Фиппса в 1773 году. Два его корабля, Racehorse и Carcass, застряли во льдах вокруг Sjuøyane, прежде чем вернуться. Они собрали зоологические и ботанические образцы и измерили температуру воды, среди прочего.

Norge в Ню-Олесунне в 1926 году

Научные исследования увеличились в течение 18 века, наиболее обширные исследования были проведены Уильямом Скорсби , опубликовавшим несколько статей об Арктике, и Балтазаром Матиасом Кейлхау . Последний первым провел экспедиции в глубь страны, отказавшись от крупномасштабных операций, проводимых англичанами и русскими. За исключением британцев, нормой стали более мелкие целевые экспедиции. Наука также стала доминирующей мотивацией для экспедиций до конца 19 века. Заметным исключением была французская экспедиция Recherche 1838–39, результатом которой стали многочисленные публикации в различных областях и строительство обсерватории . Шведские исследования начались со Свена Ловена в 1837 году, и во второй половине столетия ведущие научные исследования были в Швеции. В частности, Отто Торелл и Адольф Эрик Норденшельд посвятили большую часть своих исследований архипелагу. Мартин Конвей был первым, кто составил карту внутренних районов Шпицбергена.

Свальбард использовался как отправная точка для нескольких экспедиций, которые достигли Северного полюса по воздуху. Арктическая экспедиция С. А. Андрея на воздушном шаре потерпела неудачу в 1897 году. Ню-Олесунн послужил основой для четырех попыток в период с 1925 по 1928 год, включая первую попытку Роальда Амундсена с летающей лодкой ; Флойд Беннетт и Ричард Э. Берд заявили, что им это удалось в 1926 году, но с тех пор это было отвергнуто. Дирижабль Амундсена Norge теперь считается первым на полюсе. Дирижабль Умберто Нобиле » Италия» потерпел крушение в 1928 году, что привело к крупнейшим поискам в полярной истории.

использованная литература

Библиография

  • Арлов, Тор Б. (1996). История Свальбарда (на норвежском языке). Осло: Ашехуг. ISBN 82-03-22171-8.
  • Арлов, Тор Б. и Арне О. Холм (2001). Fra company town til folkestyre (на норвежском языке). Лонгйир: Шпицберген Самфуннсдрифт. ISBN 82-996168-0-8.
  • Флёгстад, Кьяртан (2007). Пирамида: portrett av ein forlaten utopi (на норвежском языке). Осло: Спартак . ISBN 978-82-430-0398-9.
  • Tjomsland, Audun & Wilsberg, Kjell (1995). Braathens SAFE 50 евро: все шансы . Осло. ISBN 82-990400-1-9.
  • Торкильдсен, Торбьёрн; и другие. (1984). Шпицберген: vårt nordligste Norge (на норвежском языке). Осло: Forlaget Det Beste. ISBN 82-7010-167-2.
  • Umbreit, Андреас (2005). Путеводитель по Шпицбергену . Бакс: Брэдт. ISBN 1-84162-092-0.

Баренцбург

Рекомендовать место

13

4

Баренцбург — это горнопромышленный поселок на норвежском острове Западный Шпицберген,в архипелаге Шпицберген. Он был назван в честь голландского мореплавателя В.Баренца. Сейчас в этом поселении живут и работают более 300 русских и украинцев.

Поселок является обособленным, с автономным жизнеобеспечением. Производственно-социальный комплекс Баренцбурга включает в себя шахту, теплоэлектростанцию, больницу, детский сад и другие объекты. Жилой поселок, жилищно-коммунальное и подсобное хозяйство содержится компанией «Арктикуголь». Уголь, добываемый в шахте, используется для собственных нужд поселка, а также идет на экспорт. Для туристов в поселке открыта гостиница с баром и сувенирным магазином.

Здесь можно посетить музей «Помор», основанный в 1995 году. В музее, рассказывающем об истории архипелага Шпицберген с древнейших времен до наших дней, находится геологическая экспозиция,содержащая более 33 видов минералов и горных пород, возраст которых колеблется от 1-2 миллиардов лет до 5-6 тысяч лет.

Домашние животные на Шпицбергене

Попытки содержать на Шпицбергене домашних животный начались со времени освоения архипелага. Уже в 20-х годах существовало несколько ферм на которых содержали домашнюю скотину и птицу. Эти фермы были хорошим подспорьем для разнообразия продуктов питания. И хотя во время войны фермы были уничтожены, в 1949 году была построена новая ферма для содержания молочного скота, свиней и кур. Однако в 1960-х годах её закрыли. В русских поселках тоже пытались разводить скот и первую очередь свиней. Интересно то что в эти свинарники иногда забредали белые медведи, и ели то что давали свиньям, часто даже вместе с ними. Как ни странно, медведи их почему то не трогали, может принимали за своих?

Сегодня практически все продукты животного происхождения доставляют с материка. Так что из домашних животных здесь остались только собаки.

Собаки — первые домашние животные которых люди завезли на Шпицберген. Это была необходимость, так как ездовые собаки были единственным средством передвижения зимой. С временем на Шпицбергене появился механический транспорт: автомобили, тягачи и снегоходы, которые и обеспечивают все передвижение и перевозки грузов. Но собаки остались. Кончено в меньшем количестве, их используют в основном для развлечения туристов. Ездовых собак содержат на окраине населенных пунктов, где их содержат в отдельных собачьих поселках, для каждой своя будка на которой написано её кличка и они на полном довольствии.

Комнатные собачки — не распространены на Шпицбергене, гдесь содержат только ездовых собак. Но некоторые жители не отказываются от своих питомцев, тем более что это не запрещено.

Кошки — это те которых содержать на Шпицбергене запрещено. Местные власти считают что кошки могут разносить инфекции. К тому же так как здесь нет деревьев, птицы устраивают свои гнезда прямо на земле, и кошки их бы разоряли. Хотя это с успехом делают песцы, которых здесь довольно много. Но в поселке Баренцбург долгое время жил один рыжий кот по кличке Кеша.

Как это кот оказался здесь доподлинно не известно. То ли его кто то привез нелегально, то ли или он потерялся с одного из туристических лайнеров — вышел погулять на суше и отстал от своего парохода, ни кто не знает. Но долгое время он был настоящей знаменитостью.

Это практически все животные Шпицбергена которых вы сможете увидеть воочию побывав на этом на этом архипелаге за полярным кругом. А мы надеемся что эта статья была для вас интересна и познавательна.

Шпицберген или Свальбард?

Открытие архипелага оспаривается Россией, Норвегией и Нидерландами, и каждому из трех нарративов соответствует свой топоним. В то время как Договор 1920 г. закрепил в качестве названия слово «Шпицберген», норвежцы предпочитают называть архипелаг «Свальбард», используя наименование некоего северного острова из скандинавских саг 1194 г. Именно под названием «Свальбард» архипелаг в настоящее время известен в англоязычном сообществе. За этим наименованием стоит признание норвежского суверенитета над архипелагом: в мире постмодерна тот, кто называет объект, имеет над ним власть.

Нельзя сказать, что Норвегия беспочвенно считает Шпицберген-Свальбард своей территорией: в норвежском Лонгйире, неофициальной столице архипелага, проживает 2 379 человек, а во втором по населению российском Баренцбурге — около 500. Норвегию можно назвать гегемоном Шпицбергена, который создает общие блага в рамках международного режима. На скандинавской стране лежит бремя поддержания инфраструктуры, которую используют и другие страны, участвующие в Договоре.

«Свальбардизация» Шпицбергена началась достаточно давно: ещё в 1925 г. Норвегией был принят закон «О Свальбарде». Постепенно, что особенно заметно с 1970-х гг., Норвегию всё больше тяготили накладываемые международным правом ограничения. «Свальбардизация» — это попытка доказать остальным игрокам, что никто, кроме Норвегии не может решать будущее Шпицбергена и устанавливать там свои правила.

Андрей Криворотов:Рогозин и Шпицберген — разжигая Арктику

Норвежцы называют Шпицбергеном крупнейший остров архипелага, который в российской топонимике фигурирует как Западный Шпицберген. Однако Вильям Баренц, посетивший архипелаг в 1596 г. [], дал ему название «Шпицберген», которое переводится с нидерландского как «острые горы». Это наименование, используемое в официальной риторике российского МИД, соответствует восприятию архипелага как уникального международного пространства.

У архипелага есть и третье название, которое практически не встречается на английском языке — Грумант. Оно возникло, потому что на право первооткрывателей претендуют и российские поморы. Некоторые датируют открытие Шпицбергена поморами X в., другие — XIII в., но большее подтверждение имеют сведения об открытии «большого острова Грутланда» в Арктике, который перешел под покровительство московского князя в 1492 г. (переписка португальского короля Хуана II и немецкого ученого И. Мюнцера). Впрочем, исключительно российским архипелаг в обозримой перспективе не будет, и об этой истории напоминает только одноименное название советского законсервированного поселка и российской туристической фирмы.

Интерпретация истории, как это часто бывает, стала причиной противостояния. Можно наблюдать, как конкурируют между собой три нарратива. Так, после заявления российского МИД о том, что когда-то архипелаг называли Грумант, вспомнили и в ключевых российских СМИ с зарубежной аудиторией — RT и Sputnik.

Помимо Нидерландов, России и Норвегии (Дании), в разное время хозяйственной деятельностью на Шпицбергене занимались Великобритания, США, Германия, Исландия и испанские баски. Почти все они претендовали на участие в решении политической судьбы архипелага. Такое многообразие «стейкхолдеров» предопределило особый международный статус архипелага, который стал реальностью в условиях, когда проект «кондоминиума» России и Норвегии ушел в небытие по причине революции 1917 г. и последовавшей гражданской войны.

Россия, таким образом, не участвовала в выработке Договора о Шпицбергене, однако, учитывая её особую историческую роль в освоении архипелага, страна удостоилась особого упоминания в тексте: даже без подписания договора Россией (в условиях неопределенности того, кто выиграет гражданскую войну), русские граждане и предприятия имели право вести хозяйственную деятельность наравне с лицами из стран-подписантов. Особые интересы СССР на Шпицбергене в 1947 г. официально признал и парламент Норвегии.

На чем передвигаться

На Шпицбергене имеется единственная «цивилизованная» дорога — шоссе, ведущее от аэропорта Лонгйира в город и далее, до так называемой шахты № 7. Впрочем, и она не может похвастать асфальтовым покрытием. Улицы Лонгйира ничем не отличаются от улиц европейских городов, и практически каждый местный житель имеет машину. Зимой все разъезжают на снегоходах. Между островами летом курсируют паромы, а зимой — ещё и рейсы лёгкомоторных самолётов. Океан вокруг Шпицбергена не замерзает, поэтому суда здесь ходят круглый год.

Автобус-шаттл встречает каждый рейс в аэропорту и развозит туристов по отелям Лонгйира. Аналогичным образом он собирает отъезжающих.

Англичане против голландцев

Пока голландцы собирали экспедицию, свое открытие Шпицбергена совершили англичане. В 1607 году архипелаг созерцал Генри Гудзон, который тогда работал на британскую Muscovy Company (Московская компания), получившую от русских монархов монополию на торговлю с Россией. Гудзон также отметил большую популяцию китов в прибрежных водах, о чем доложил по возвращении в Британию. А через 3 года «невероятное китовое изобилие» в водах Шпицбергена отметил еще один сотрудник Muscovy Company — капитан Джон Пуль.

Почувствовав золотую жилу, британская корпорация с русским названием в 1611 году отправляет первую китобойную экспедицию, усиленную басками-гарпунерами. Однако два корабля терпят катастрофу. Но английские «москвичи» не сдаются, и уже в следующем году снаряжается новая экспедиция к Шпицбергену. И здесь британских моряков ждет сюрприз: в акватории архипелага они встречают голландское и французское китобойные судна. В 1613 году Muscovy Company решает покончить с конкуренцией раз и навсегда, отправив к берегам Шпицбергена 7 боевых судов, которые разогнали несколько десятков голландских, испанских и французских кораблей. Это привело к международному политическому конфликту. Голландцы, испанцы, французы настаивали на том, что акватория Шпицбергена (все участники называли его Гренландией) является нейтральными водами, и англичане не имеют никакого права на монополию. Кроме того, представители Нидерландов заявляли даже о своем преимуществе, поскольку именно Баренц открыл Шпицберген. Представители Muscovy Company в свою очередь утверждали, что исключительные права они получили от «московского государя». Дескать, еще с конца XV века эта земля принадлежит русским, которые даже там организовали поселения.

Действительно, есть даже письмо немецкого географа Иеронима Мюнцера к португальскому королю Жуану II, написанное в конце XV веке, в котором говорится о недавно открытом острове Грумланд (так русские поморы называли Шпицберген), который входит в состав владений великого князя Московского. О Грумланде, который принадлежит Василию III, докладывал королю Кристиану II датский адмирал Северин Норби, посетивший Москву в 1525 и 1528 годах.

Но в спор включился король Дании и Норвегии Кристиан IV, который говорил, что эти арктические территории испокон веков принадлежали норвежцам и назывались Свальбард. В качестве аргумента приводилась выжимка из старой норвежской хроники, что в 1194 году недалеко от Исландии скандинавские мореплаватели открыли землю, которую назвали «Свальбард» («холодные берега»).

Уже в XX веке исследователи поставят под сомнение этот факт. Возможно, кто-то и плыл из Исландии в конце XII века и наткнулся на какие-то «холодные берега», однако, вероятней всего, Свальбардом отважные моряки тогда назвали местность на востоке Гренландии или остров Ян-Майен, которые не имеют никакого отношения к Шпицбергену.

Неизвестно, поверили ли англичане в норвежскую легенду, но в 1614 году они предлагают монарху датско-норвежского государство выкупить монопольное право на остров. Кристиан IV отвергает предложение, и в 1615 году на Шпицбергене высаживаются 3 скандинавских воина с целью собрать дань с обосновавшихся там интернациональных китобоев. Правда, труженики гарпуна отправляют норвежцев восвояси.

К этому моменту голландская китобойная Северная Гренландская компания договорилась с британскими «москвичами» о делении архипелага на две сферы влияния. Незначительные «куски» достались также французам и датчанам. Голландцы взялись за освоение Шпицбергена с максимальной интенсивностью. Вскоре на острове Амстердам выросло поселение китобоев Смееренбург, где трудилось в сезон до 200 человек. Англичане осваивались более вяло, а потом Muscovy company попало в тяжелое финансовое положение, что позволило голландцам фактически установить монополию за промыслом. А после того, как царь Алексей Михайлович лишил «москвичей» всех привилегий в России, англичан на архипелаге остались единицы.

Ну а потом киты кончились… Вместе с ними испарились и англичане с голландцами. Архипелаг пришел в запустение.

Преимущества международного режима

Flickr / Tim Ellis CC BY-NC 2.0
Баренцбург

Договор о Шпицбергене был подписан Советским Союзом в 1935 г. СССР таким образом признавал норвежский суверенитет над Шпицбергеном. В те годы были вложены значительные суммы в покупку территории и организацию советской угледобычи на архипелаге. В период холодной войны, несмотря на шпиономанию [] и общую напряженность в отношениях, Шпицберген оставался во всех смыслах этого слова островком сотрудничества, где совершались столь редкие для эпохи железного занавеса культурные обмены []. Много было написано и сказано о возросшей роли Арктики в XXI в. Регион вызывает повышенный интерес как у держав региона, так и у так называемых близких к Арктике или субарктических держав (ещё один пример битвы нарративов), к которым себя относит Китай. Для многих стран, которые не имеют прямого доступа к региону, Шпицберген стал точкой входа в Арктику.

Свои научные изыскания на архипелаге проводят Польша (третья после Норвегии и России страна, имеющая собственную инфраструктуру на острове — небольшую научно-исследовательскую станцию), Китай, Германия, Япония, Индия и др. Ученых интересует уникальное географическое положение самого северного архипелага, климат которого пригоден для хозяйственной деятельности. Как ни странно, международный режим архипелага и его основополагающие принципы сейчас не менее актуальны, чем сто лет назад

Поэтому так важно добиться его эффективной имплементации.

Все эти страны пользуются норвежской инфраструктурой. Большая часть исследователей работает в самом северном поселке архипелага — норвежском Ню-Олесунне и в университетском центре UNIS в Лонгйире. Нужно признать, что свою ведущую роль на Шпицбергене Норвегия в целом выполняет неплохо. Функционирует аэропорт в Лонгйире (пассажиропоток в 2019 г. составил 185 449 человек) и в Ню-Олесунне, ученые получают возможность пользоваться базовой и научной инфраструктурой, а также высокоскоростным интернетом (с 2003 г. на архипелаг протянут оптоволоконный кабель) [].

Шпицберген стал базой для нескольких проектов планетарного значения. Самым известным из них является так называемое «Хранилище Судного дня». Под этим названием скрывается международное стратегическое хранилище семян, которое финансируется правительством Норвегии. Шпицберген идеально подходит в качестве места для такого хранилища по техническим (вечная мерзлота позволяет тратить меньше энергии на охлаждение) и политическим (архипелаг давно стал базой международной научной кооперации) причинам.

Хранилище уже доказало целесообразность своего создания. Его вскрывали в 2015 г. из-за необходимости восстановить образцы семян, утраченные в ходе войны в Сирии. В 2017 г. сирийские ученые отправили в хранилище новые образцы. В том же 2017 г. хранилище было дополнено цифровым компонентом — создан «Мировой арктический архив» для резервного «холодного» хранения данных. В феврале 2020 г. Github решил разместить резервную копию основных данных в архиве Шпицбергена. Эти проекты не были бы возможны без особого международного режима на архипелаге.

Ворвань. Свет из Гренландии

В водах Шпицбергена курсировали корабли из Франции, Испании, Дании, Швеции, немецких государств, не говоря уже о норвежцах и поморах. Порой в акватории архипелага одновременно находилось четыре сотни судов.

Спрашивается, что им было нужно в этом Богом забытом регионе? Ворвань! Китовый жир, который с начала XVII века стал одним из самых востребованных товаров в Европе. Ворвань была, по сути, тогдашней нефтью. Она была главным осветительным материалом для ламп почти до конца XIX века, пока ее не заменил керосин. Зажиточные европейцы отказывались от пожароопасных восковых свечей и переходили на более «продвинутые» в технологическом смысле лампы. Удивительно, но этот факт повлиял прямым образом на образ жизни европейцев. Благодаря добытой в далекой Арктике ворвани, они стали позднее ложиться спать, больше читать, а главное больше работать, поскольку освещение в артелях с помощью китового жира было дешевле «воскового» освещения.

Интересно, что распространение ворвани в Европе было крайне невыгодно Московскому государству, которая была одним из главных экспортеров воска. Однако на Руси тогда было мало чиновников, которые бы могли мыслить категориями глобальной экономической стратегии.

А началось все с Виллема Баренца, который летом 1596 года обнаружил в арктических водах скалистый берег, который назвал Шпицберген («острые горы»). Любопытно, что тогда голландские моряки посчитали, что земля является частью Гренландии, поэтому не претендовали на «великое географическое открытие». Вероятно, название «Шпицберген» так и «уснуло» бы в судовом журнале Баренца, если бы в прибрежной акватории голландцы не обнаружили огромную стаю гренландских китов. Это было открытие на миллиард! И вот почему…

Китобойный промысел в Европе к тому времени процветал в Бискайском заливе. Главными китобоями Европы считались баски, которые научились орудовать гарпуном еще в раннем средневековье. Когда китовый жир, во второй половине XVI века, получил массовый спрос в Европе, промысел бискайских китов превратился в массовое истребление. В результате за несколько десятилетий популяция этих морских млекопитающих оказалась на грани вымирания. И вот Баренц открывает новое богатое «месторождение». Возвратившись на родину (правда, без трагически погибшего Виллема Баренца), участники экспедиции находят инвесторов, и через некоторое время в арктические воды направляется первая голландская китобойная экспедиция.

Возрождение интереса

Интерес к архипелагу получил новое направление, когда в 1800 году шкипер промыслового судна Сëрен Цахариассен, вернувшись из плавания, привез из района Исфьорда уголь самого высокого качества. Стало понятно, что на Шпицбергене могут быть огромные запасы высококалорийного каменного угля. Тогда бороться за архипелаг начали шведы, норвежцы, американцы и русские. Активная добыча «черного золота» выдвигалась как законное право на владение территорией.

Россия, чтобы закрепить свое присутствие в Арктике, наметила такой механизм: сначала развернуть хозяйственную деятельность, подкрепить ее научным изучением интересующего района, и лишь затем предпринимать политические меры. И когда в 1871 году Шведско-Норвежское правительство захотело монополии на архипелаг, Россия ответила однозначно против. Этого принципиального положения  в вопросе о принадлежности Шпицбергена МИД России придерживался постоянно: «архипелаг не может быть объектом исключительного владения какого-либо государства, а подданные и компании всех государств имеют здесь равные права в социально-экономической и научной деятельности, которая должна носить исключительно мирный характер».

Активно отстаивать свои права на Шпицберген Россия начала лишь в 1905 году. Тогда МИД России принял решение: «организовать на архипелаге какое-нибудь русское предприятие, формально не принадлежащее государству, которое продемонстрировало бы нашу деятельность на Шпицбергене и помогло бы русскому правительству отстаивать наше старинное право на эту территорию».

С этой целью была организована экспедиция во главе с исследователем Арктики Владимиром Русановым. В 1912 году он обнаружил ряд угольных месторождений, которые впоследствии помогли защитить интересы России на архипелаге. В результате, на международных собраниях всегда признавали преимущественные права на Шпицберген трех стран — России, Норвегии и Швеции.

Пока в России бушевала сначала Первая мировая война, а затем Гражданская, Норвегия воспользовалась «занятостью» своего главного конкурента, чтобы добиться суверенитета над Шпицбергеном. Для этого Совет десяти Парижской мирной конференции образовал специальный комитет в составе представителей Великобритании, Франции, США и Италии. И в 1920 году они подписали Шпицбергенский трактат, согласно которому Норвегия официально «получила» архипелаг.

В договор внесли уточнение о равных правах между Советским государством и другими странами-участницами договора. Однако Россию не только не пригласили на Парижскую конференцию, но даже не известили о намерениях Норвегии относительно Шпицбергена. Интересно, что на тот момент никто из участников договора не вел какой-либо экономической активности на архипелаге.

Пересмотр Парижского договора российскому правительству казался маловероятным. Но у Советской России была более важная цель — дипломатическое признание и заключение торгового договора. Поэтому в том же 1920 году Россия заявила, что «ни одно международное соглашение, в котором она не участвовала, не обладает для нее обязательностью или силою политическою или юридическою»:

«С глубочайшим изумлением узнало Российское Советское Правительство из парижской радиограммы от 11 февраля о том, что Правительства Великобритании, Франции, Италии, Японии, Северо-Американских Соединенных Штатов, Дании, Нидерландов, Швеции и Норвегии заключили между собой договор, постановляющий присоединение Шпицбергенских островов к Норвегии».
Норвегия понимала, что если Россия не признает Парижский договор, документ не будет иметь юридическую силу. Поэтому заручиться согласием СССР Норвегии было необходимо, и в 1924 году она признала Советское государство. После этого Россия подписала Парижский договор.

Российский Шпицберген сегодня

<ins>Всё разом рухнуло в 90-х годах после перестройки, кризиса и распада Союза. На Шпицберген стали обращать меньше внимания, ухудшилось снабжение, многие шахтеры начали съезжать на материк. Масла в огонь подлила авиакатастрофа российского самолета Ту-154 «Внуковских авиалиний» 29 августа 1996 года, выполнявшего чартерный рейс из Москвы в Лонгьир. В самолете были в основном шахтеры со своими семьями, возвращавшиеся из отпуска на работу. На борту было 141 человек, ни кто не остался в живых. В память о погибших, В Баренцбурге построена часовня.</ins>

 

<ins>«Арктикуголь» начал сокращать объемы добычи, в 1998 году закрыли шахту Пирамида, построенную в 1956 году. Было остановлено и самое старейшее предприятие Грумант,  опустел поселок с угольным складом и портом в бухте Колсбей.</ins>

<ins>Действующим в настоящее время остался только рудник Баренцбург. Сохранился и инфраструктура поселка, которая включает саму шахту, жилой массив, электростанцию, порт, мехмастерские, автотранспортный парк, складское и жилищно-коммунальное хозяйство, библиотеку и больницу, спорткомплекс, отель и др. Добыча угля держится на уровне порядка 120 тыс. тонн в год. Весь уголь идет на экспорт.</ins>

 

<ins>В 2014 году в Баренбурге создан новый научный центр, в котором работают представители 12 научно-исследовательских организаций. По последним данным, на начало 2017 года на российской части Шпицбергена проживает порядка 600 человека.</ins>

<ins>Руководство «Арктикуголь» сейчас делает попытки перепрофилировать всю российскую часть Шпицбергена с добычи угля на туризм, пользующийся большой популярностью последние несколько лет. Создан арктический центра туризма «Грумант» в котором уже сейчас работают более 100 человек. За прошлый 2016 год «Арктикуголь» от туризма получил больше средств, чем от добычи угля. Есть надежда, что Российская часть Шпицбергена станет одним из популярных мест туризма в северной Европе, а Россия продолжит своё присутствие на архипелаге, но уже в новом качестве.</ins>

 

<ins>ГДЕ НАХОДИТСЯ ШПИЦБЕРГЕН?</ins>

<ins>Карта Шпицбергена Вот так выглядит Шпицберген на карте. Здесь можно увидеть основные острова архипелага, высотные отметки суши, проливы и фьорды, а так же крупные населенные пункты. Описание, природа и климат Архипелаг…</ins>

<ins>БАРЕНЦБУРГ</ins>

<ins>Баренцбург — российский шахтерский поселок на норвежском архипелаге Шпицберген. Как такое может быть? Оказывается может. И если внимательно ознакомиться с историей этого поселка, то становится понятно, почему русские там оказались, и…</ins>

<ins>ПОСЕЛОК ПИРАМИДА, ШПИЦБЕРГЕН</ins>

<ins>Пирамида была несбыточной мечтой советских шахтеров которые не боялись тяжелой и опасной работы под землей, получая за это приличные, по тем временам, деньги. Труд шахтеров всегда основывался на выносливости и физическом…</ins>

<ins>ФОТО ШПИЦБЕРГЕНА</ins>

<ins>Фото Шпицбергена — архипелага расположенного между Атлантическим и Северным Ледовитым Океаном, которые вы увидите в этом альбоме, покажут вам всю красоту этого удивительного северного края, часть которого принадлежит России. Российские поселки…</ins>