Что такое субъект российской федерации простыми словами для школьников

Депортация народов СССР

Правовой статус республик Российской Федерации изменялся на протяжении их истории. Наиболее значительный удар по автономии народов Кавказа был нанесен после снятия нацистской оккупации и возвращения в регион советской власти.

В 1944 году была упразднены Чечено-Ингушская Республика, ликвидирована национальная автономия балкарцев и карачаевцев, а сами представители народов были депортированы в Сибирь и Центральную Азию, где проживали до 1957 года, когда были реабилитированы.

Однако депортации подверглись не только народы Северного Кавказа, но и крымские татары, которые также были репрессированы во внесудебном порядке.

Законодательная власть

Федеральное Собрание

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции Российской Федерации). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции Российской Федерации).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия палат российского парламента описаны в ст. 94-109 Конституции Российской Федерации 1993 года.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции они неоднократно менялись.

Порядок формирования Совета Федерации

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерациименялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.

В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

Порядок избрания Государственной Думы

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет. Политическая реформа 2012 г. внесла новые изменения: была возвращена смешанная избирательная система, по которой прошли выборы в Государственную Думу РФ в 2016 г.

Вопросы законодательства

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы). Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Округа автономного характера

Уникальной особенностью данных округов является не только автономность, но и способ их формирования. Как правило, в составе России все субъекты разделены по определенным характеристикам. То же самое касается и автономных округов. Они формируются по национальному составу граждан, проживающих на данных территориях. Всего в России 4 округа автономного типа:

  1. Ханты-Мансийский. Административным центром этого округа является одноименный город Ханты-Мансийск.
  2. Центром Ненецкого автономного округа является город Нарьян-Мар.
  3. Во главе Чукотского округа стоит город Анадырь.
  4. Ямало-Ненецким округом управляет административный центр в роли Салехарда.

Автономные округа обладают:

  • Собственным законодательством, которое может выражаться в нормативно-правовых актах, созданных органами самоуправления, чья власть распространяется именно на этой территории.
  • Собственной территорией, которая не может изменяться в размерах без воли на то субъекта, и населением.
  • Правом на самостоятельное принятие решений, касающихся определенных вопросов. Однако эта самостоятельность может распространяться только в полномочных рамках.
  • Правом на самостоятельное заключение договоров и соглашений даже на международном уровне.

Список субъектов РФ

Субъект федерации Флаг Герб Территория (км²) Население (На 01.01.2019) Административный центр Федеральный округ
1 Республика Адыгея 7 792 454 744 Майкоп
2 Республика Алтай 92 903 218 866 Горно-Алтайск
3 Алтайский край 167 996 2 332 813 Барнаул
4 Амурская область 361 913 793 194 Благовещенск
5 Архангельская область 589 913 1 144 119 Архангельск
6 Астраханская область 49 024 1 014 065 Астрахань
7 Республика Башкортостан 142 947 4 051 005 Уфа
8 Белгородская область 27 134 1 547 418 Белгород
9 Брянская область 34 857 1 200 187 Брянск
10 Республика Бурятия 351 334 983 273 Улан-Удэ
11 Владимирская область 29 084 1 365 805 Владимир
12 Волгоградская область 112 877 2 521 276 Волгоград
13 Вологодская область 144 527 1 167 713 Вологда
14 Воронежская область 52 216 2 327 821 Воронеж
15 Республика Дагестан 45x45px 50 270 3 086 126 Махачкала
16 Еврейская автономная область 36 266 159 913 Биробиджан
17 Забайкальский край 431 892 1 065 785 Чита
18 Ивановская область 21 437 1 004 180 Иваново
19 Республика Ингушетия 3 628 497 393 Магас
20 Иркутская область 774 846 2 397 763 Иркутск
21 Кабардино-Балкарская Республика 12 470 866 219 Нальчик
22 Калининградская область 15 125 1 002 187 Калининград
23 Республика Калмыкия 74 731 272 647 Элиста
24 Калужская область 29 777 1 009 380 Калуга
25 Камчатский край 464 275 314 723 Петропавловск-Камчатский
26 Карачаево-Черкесская Республика 14 277 465 563 Черкесск
27 Республика Карелия 180 520 618 056 Петрозаводск
28 Кемеровская область 95 725 2 674 256 Кемерово
29 Кировская область 120 374 1 272 109 Киров
30 Республика Коми 416 774 830 235 Сыктывкар
31 Костромская область 60 211 637 267 Кострома
32 Краснодарский край 75 485 5 648 235 Краснодар
33 Красноярский край 2 366 797 2 874 026 Красноярск
34 Республика Крым 26 081 1 911 818 Симферополь
35 Курганская область 71 488 834 701 Курган
36 Курская область 29 997 1 107 041 Курск
37 Ленинградская область 83 908 1 847 867 Санкт-Петербург
38 Липецкая область 24 047 1 144 035 Липецк
39 Магаданская область 462 464 141 234 Магадан
40 Республика Марий Эл 23 375 680 380 Йошкар-Ола
41 Республика Мордовия 26 128 795 504 Саранск
42 Москва 2 511 12 615 279 Москва
43 Московская область 44 379 7 599 647 Москва (офиц.)/Красногорск (факт.)
44 Мурманская область 144 902 748 056 Мурманск
45 Ненецкий автономный округ 176 810 43 829 Нарьян-Мар
46 Нижегородская область 76 624 3 214 623 Нижний Новгород
47 Новгородская область 54 501 600 296 Великий Новгород
48 Новосибирская область 177 756 2 793 384 Новосибирск
49 Омская область 141 140 1 944 195 Омск
50 Оренбургская область 123 702 1 963 007 Оренбург
51 Орловская область 24 652 739 467 Орёл
52 Пензенская область 43 352 1 318 103 Пенза
53 Пермский край 160 236 2 610 800 Пермь
54 Приморский край 164 673 1 902 718 Владивосток
55 Псковская область 55 399 629 651 Псков
56 Ростовская область 100 967 4 202 320 Ростов-на-Дону
57 Рязанская область 39 605 1 114 137 Рязань
58 Самарская область 53 565 3 183 038 Самара
59 Саратовская область 101 240 2 440 815 Саратов
60 Санкт-Петербург 1 439 5 383 890 Санкт-Петербург
61 Республика Саха — Якутия 3 083 523 967 009 Якутск
62 Сахалинская область 87 101 489 638 Южно-Сахалинск
63 Свердловская область 194 307 4 315 699 Екатеринбург
64 Севастополь 1 080 443 212 Севастополь
65 Смоленская область 49 779 942 363 Смоленск
66 Республика Северная Осетия — Алания 7987 699 253 Владикавказ
67 Ставропольский край 66 160 2 795 243 Ставрополь
68 Тамбовская область 34 462 1 015 966 Тамбов
69 Республика Татарстан 67 847 3 898 628 Казань
70 Тверская область 84 201 1 269 636 Тверь
71 Томская область 314 391 1 077 442 Томск
72 Тульская область 25 679 1 478 818 Тула
73 Республика Тыва 168 604 324 423 Кызыл
74 Тюменская область 1 464 173 3 723 969 Тюмень
75 Удмуртская республика 42 061 1 507 390 Ижевск
76 Ульяновская область 37 181 1 238 416 Ульяновск
77 Хабаровский край 787 633 1 321 473 Хабаровск
78 Республика Хакасия 61 569 536 167 Абакан
79 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 534 801 1 663 795 Ханты-Мансийск
80 Челябинская область 88 529 3 475 753 Челябинск
81 Чеченская Республика 15 647 1 456 951 Грозный
82 Чувашская Республика 18 343 1 223 395 Чебоксары
83 Чукотский автономный округ 721 481 49 663 Анадырь
84 Ямало-Ненецкий автономный округ 769 250 541 479 Салехард
85 Ярославская область 36 177 1 259 612 Ярославль

Статистика субъектов федерации

  • Список субъектов РФ по ВРП
  • Герб России (Герб субъектов РФ)
  • Список субъектов федерации России по уровню злоупотребления психоактивными веществами
  • Список субъектов федерации России по ВВП на душу населения
  • Список субъектов федерации России по уровню убийств
  • Список субъектов РФ по продолжительности жизни
  • Список субъектов федерации России по численности населения
  • Список субъектов РФ по общему коэффициенту рождаемости
  • Список субъектов РФ по индексу человеческого развития
  • Список субъектов РФ по уровню безработицы
  • Региональные парламенты России
  • Список действующих глав субъектов РФ
  • Лесной покров по субъектам Федерации в России
  • ISO 3166-2: RU

Похожие термины:

  • второе звено системы судов общей юрисдикции. Суды субъектов федерации — это Верховный суд республики в составе РФ, краевой, областной суд, суд автономной области, суд автономного округа. Деятельн

  • это основной закон субъекта Федерации, определяющий его статус, устанавливающий систему органов государственной власти, разграничивающий полномочия между ними, определяющий экономические и фин

  • закон, принимаемый законодательным органом субъекта федерации — штата, провинции, кантона и др., в России — законодательным органом республики в составе РФ, края, области, городов федерального зн

  • входящие в состав единого суверенного федеративного государства (Российская Федерация) его автономные части (государства и государственные образования), находящиеся с федеративным государством

  • согласно ГОСТ Р 6.30–2003 УСД «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», – реквизит 02. Помещают на бланках документов в соответств

  • основной закон государственного образования (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), закрепляющий в соответствии с Конституцией Российской Федераци

  • принятый органом законодательной власти субъекта Российской Федерации в рамках его компетенции или на региональном референдуме первичный нормативный правовой акт, обладающий высшей юридическо

  • К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федера

  • форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Понятия «бюджет субъекта Россий

  • нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта Федерации и по предметам

  • региональные налоги, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов

  • форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государственной власти и исполнения расходных обязательств соответ

  • голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, по важным вопросам государственного значения, которое проводит

  • круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения. В федеративных государствах конституци

Восточный макрорегион России

Самый большой по площади макрорегион занимает около 70% от площади страны и в состав входят такие районы России:

  1. Западно-Сибирский район исключительно богат природными ресурсами, и занимает одно из первых мест по добыче нефти и газа. Кроме этого, развита угольная, металлургическая промышленность, машиностроение, а также топливная промышленность и химическая индустрия.
  2. Восточно-Сибирский регион – это в основном горнодобывающая и лесная промышленность. К сожалению, географическое положение неблагоприятно, так как часть района находится за Полярным кругом, и она мало изучена, что затрудняет освоение территории.
  3. Дальний Восток России – третий регион, в состав которого входят 10 субъектов. Особенное географическое положение и специфические климатические условия оказывают влияние на развитие региона. С одной стороны, удаленность от индустриальных районов страны тормозят развитие, а с другой стороны – соседство с Японией, Китаем, США и близостью Тихого океана позволяют пойти по иному пути изучения и освоения территории.

Какие регионы есть в России

Россия – федеративное государство, которое состоит из 85 субъектов

. Еще не так давно их было 83 – до всем известных событий, а совсем недавно из двух хотели сделать один, но жители оказались против. Но особенность государственного устройства России в том, что разные регионы имеют разный статус, и называются по-разному.

Итак, в составе России есть:

  • 22 республики. Формально республика в составе РФ – в Конституции России республики называются государствами, хотя по факту не имеют государственного суверенитета и не ведут самостоятельную внешнюю политику. Республики в России – скорее национальные (о чем, кстати, неоднократно напоминают противники такого типа регионов). Тем не менее, республики имеют гораздо больше прав, чем другие субъекты;
  • 9 краев и 49 областей. С точки зрения Конституции, край не отличается от области ничем (хотя в советском основном законе отличия были – в состав края могли входить автономные области, а в состав обычной области – нет). Статус таких регионов определяется Конституцией РФ и уставом региона, полномочий у них меньше всего. Стоит отметить, что край не всегда граничит с другими государствами (то есть, является «краем» страны) – как, например, Ставропольский край;
  • 3 города федерального значения. Формально имеет те же полномочия, что и область, Москва и Санкт-Петербург в разное время были столицами (что объясняет статус), а статус Севастополя, вероятно, просто сохранился после Украины (где город тоже не входил в состав Крыма). Город Байконур, который находится внутри Казахстана, считается российской территорией, но не имеет статуса субъекта;
  • 1 автономная область (Еврейская АО). Ее статус определяется федеральным законом, который, однако, все еще не принят – поэтому статус Еврейской АО пока существует только в Конституции;
  • 4 автономных округа. Отличие от других субъектов в том, что автономный округ может входить в состав другого региона, сохраняя при этом самостоятельность. ХМАО и ЯНАО входят в состав Тюменской области, а НАО – в состав Архангельской. Чукотский АО не входит в другой регион. Тем не менее, все автономные округа являются полностью самостоятельными субъектами, а вхождение их в состав других регионов не отражается на степени самостоятельности.

Несмотря на то, что вопросы статуса регионов в современной России не вызывают бурных споров и дискуссий, наличие некоторых неурегулированных вопросов иногда становится причиной конфликта. Например, недавно был инициирован процесс объединения Ненецкого АО и Архангельской области, но жители НАО высказались категорически против – создав единственный в стране случай протестного голосования

по Конституции.

Другой пример – продолжающийся скрытый конфликт между Татарстаном и федеральным центром, причем проблемы есть и в финансовых, и в культурных вопросах.

Полномочия федеральной власти и субъектов РФ

Лучше всего для разбора этой темы привести соответствующие положения Конституции РФ:

В ведении Российской Федерации находятся (статья 71 Конституции РФ):

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (статья 72 Конституции РФ):

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Поделиться в соц. сетях

Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ

  1. Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения).
  2. Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством.
  3. Право выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает.
  4. Изменение статуса субъекта Федерации теоретически может быть реализовано в трех направлениях: повышение статуса, понижение статуса, выход из состава Федерации.
  5. Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.
  6. Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти.
  7. система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционногостроя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
  8. Каждый субъект РФ имеет свою правовую систему, которая включает конституцию (устав) этого субъекта Федерации, принятые имзаконы и другие нормативные акты, изданные в пределах его компетенции, договоры и соглашения субъекта Федерации с Российской Федерацией, другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий.
  9. Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) и центры других субъектов Федерации.

Особенности правового статуса республик

    • Конституция РФ признает государствами только республики;
    • только республики вправе принимать свои конституции;
    • только республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Предоставление республикам более широких прав, чем другим субъектам РФ, обычно обосновывается тем, что в республиках образующими их нациями являются народы, отличающиеся от русского народа языком, традициями, историческим прошлым и иными особенностями.

Между тем с правовой точки зрения такое обоснование не может быть принято, поскольку общепризнано, что все люди равноправны независимо от расы, национальности, языка и иных обстоятельств, определяющих их принадлежность к тому или иному конкретному народу. Более того, как уже говорилось, в российской Конституции установлено, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность и никто не

Население

По состоянию на 1 января года по данным Федеральной службы государственной статистики население составляет 146 748 590 человек. Женщин несколько больше, чем мужчин. Около 81 % населения — русские. Среди других более 180 национальностей — численностью более 1 млн: татары (ок. 4 % — 5,3 млн), украинцы и башкиры (неск. более 1 % — соотв. 1,9 и 1,6 млн), а также чуваши, чеченцы и армяне (ок. 1 % — 1,4, 1,4, 1,1 млн).

Религии: христианство (православие, протестантизм, католицизм), ислам, буддизм, иудаизм, другие.

На 2017 год 94% взрослого населения России получило как минимум полное среднее образование, тогда как, например, в целом в странах «Большой двадцатки» этот показатель составляет порядка 60%. Среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в России самая высокая доля населения с высшим профессиональным образованием (53%). Согласно признанным данным, по качеству начального образования страна находится в числе мировых лидеров, по качеству среднего — на уровне не лучших, но все же развитых стран. А вот с высшим ситуация много хуже: качество отстает, хотя формально число студентов на душу населения одно из самых высоких.

Как регионы отличаются полномочиями?

Прежде всего, стоит сказать о распределении власти согласно Конституции России. Формально все полномочия четко делятся по уровням власти – есть то, за что отвечает федеральный центр, за что отвечают субъекты, и за что они отвечают совместно.

Например, за оборону и безопасность, федеральный бюджет, внешнюю политику, судоустройство, прокуратуру, границы, выпуск денег, защиту прав человека и многое другое отвечает исключительно Российская Федерация. Это означает, что власти региона в принципе не могут вмешиваться в вопросы обороны или работу прокуратуры (хотя и могут содействовать в этом другими способами). А если какую-то часть работ выполняет регион, он обязательно получает на это субсидии из федерального бюджета.

Отдельный блок полномочий находится в совместном ведении федерального центра и регионов, например, владение землей, вопросы образования, здравоохранения, борьба с катастрофами, налогообложение, сельское хозяйство, и т.д. На практике это означает, что на борьбу со стихийными бедствиями регион будет тратить и свои деньги, и полученные от федерального бюджета.

Все, что не входит в соответствующие статьи Конституции, регулируется на уровне региона – и, соответственно, оплачивается региональным бюджетом (хотя некоторые полномочия не связаны с финансовой стороной).

Больше всего прав у республик – Конституция РФ даже определяет республику как государство. Правда, все юристы подчеркивают – такие республики не являются самостоятельными государствами, иначе РФ имела бы статус конфедерации, а не федерации. Кроме этого, ключевое отличие республики от других субъектов – наличие у нее собственной Конституции. Да, формально это тот же устав региона, но по статусу Конституция все же выше. Республиканская Конституция и законы не могут противоречить федеральным законам (в такой ситуации применяется именно федеральный закон).

Еще одно право республики – устанавливать государственный язык, помимо русского. Эти языки могут использоваться в официальных документах, но требовать их знания от жителей региона (например, чтобы получить избирательное право) власти республики не вправе. Также республика может иметь свой флаг, герб, гимн, она владеет землей, лесами, недрами и другими природными ресурсами на своей территории, и т.д.

Но и это еще не все. Из всех республик есть одна, которая имеет еще больше полномочий – это Татарстан. История тянется еще с 1992 года, когда все субъекты, кроме Татарстана и Чечни, подписали Федеративный договор. Власти Татарстана потребовали подписать отдельный документ – и в 1994-м получили его. Договор о разграничении полномочий действует до сих пор (хоть и в урезанном виде), но все равно – в Татарстане есть свой президент, обязательные 2 языка и право на часть доходов от нефти.

Полномочия других регионов скромнее, и не особо отличаются между собой. Край, область и город федерального значения имеют одинаковый правовой статус, но Москва выполняет функции столицы, и получает за это дополнительные деньги от других регионов.

Отдельно стоят автономные области и округа – они отличаются тем, что создаются по национальному признаку, поэтому отличаются национальным составом и бытом населения. Кроме того, как минимум 2 автономных округа в России – ХМАО и ЯНАО – основные доноры федерального бюджета, они суммарно дают порядка 40% его доходов.

Правовой статус

Многочисленные межнациональные столкновения, происходившие на постсоветской территории, вынудили руководство России изменить подход к отношениям между регионами и центром и ввести систему федеральных договоров, которые и стали правовой основой, определяющей статус республик в РФ.

В современной федерации республики являются правовыми демократическими государствами, а их устройство определяется Конституцией России и самой республики. Полномочия между республиками и федеральным центром, а также межбюджетные отношения и налоги регулируются соответствующими законами и федеральными договорами. Например, в рамках федеральных договоров принимаются решения о количестве часов, которые школы могут отвести на преподавание национального языка республики.

Что это

Под субъектом Российской Федерации (или, как еще встречается в официальных документах – Федерации, России или РФ) понимаются составные части страны, выраженные в виде локальных единиц, обладающих своей площадью и границами.

На сегодняшний день в состав РФ входят 85 элементов, выраженных следующими административно-территориальными единицами со своими собственными центрами:

  • Республики.
  • Краевые единицы.
  • Областные структуры.
  • Автономные области.
  • Округа.
  • Автономные округа.
  • Города фед. значения.

Важно понимать, что каждый из перечисленных субъектов имеет свое руководство в виде губернатора или главы, а также парламент регионального значения, формирующий законодательную власть. Интересен также тот факт, что все виды субъектов Российской Федерации на сегодня имеют индивидуальный устав или даже, в некоторых случаях, конституцию

Принимается она и зарегистрирована на уровне региональных (местных) законодательных органов. Ими же и вносятся определенные изменения или дополнения в такой устав.

Несмотря на то, что столица государства Москва, у каждого субъекта Российской Федерации имеется своя собственная столица или так называемый региональный центр.

Если рассматривать обязанности каждой структурной единицы и их взаимоотношения с федеральным центром, необходимо выделить следующие основные моменты в устройстве субъектов РФ:

  • Между отдельными структурными элементами наблюдается равноправие.
  • Все они подчиняются федеральному центру.
  • Местные власти вправе решать определенные вопросы, которые конституционно им разрешено реализовывать самостоятельно.
  • Бюджеты формируются двояко, за счет собственных производств, предприятий и других видов экономической деятельности, так и за счет финансирования из центра.
  • Выходить из состава государства и не имеют права

Сестры по Конституции

Созданию Российской Федерации в ее нынешнем виде предшествовали тысячелетия, в ходе которых перекраивались карты и изменялись статусы субъектов РФ. Двадцатый век в этом плане стал знаковым для территориальных субъектов.

В первые же годы после окончания революции некоторые бывшие губернии стали превращаться в республики. Касалось это преимущественно областей, и ранее обладавших автономией, но входивших в состав империи. Точно также они стали частью РСФСР.

Помимо уже существовавших образовались и новые республиканские субъекты, отделившиеся от других субъектов, например, Аджария и Абхазия выделились от Грузии. Последней в тот период образовалась Тувинская республика. Сколько республик в тот момент входило в состав государства? Принято было говорить о 15 союзных, однако на самом деле их было больше. Просто объявлять о статусе других территорий было не принято, а Россия считалась единым субъектом, входящим в СССР.

Важно! Конец двадцатого столетия ознаменовался новым разделом страны и образованием новых субъектов РФ. В это время многие территории смогли добиться для себя определенных привилегий, а некоторые вовсе отделились от России

В результате состав республик России и их столиц изменился.