Для чего детей учить игре в шахматы

Оглавление

Не забываем про другие увлечения

Теперь вы понимаете, какая польза от шахмат, насколько положительно эта игра влияет на наш мозг. Но и вред, к сожалению, тоже присутствует. Партия может длиться несколько часов, за это время игрок должен максимально сконцентрироваться на доске, продумывать ходы и каждый последующий шаг. Естественно, что часто шахматисты ведут малоподвижный образ жизни, что негативно сказывается на здоровье. Более того, не все люди способны извлекать пользу от проигрыша. Они могут скрывать свое разочарование, впасть в уныние. Это не всегда заметно, но люди со слабой нервной системой могут даже дойти до апатии и депрессии, особенно, если человек проиграл несколько партий подряд. Если ребенок сильно увлекся шахматами, то он может забыть про остальные увлечения, проводить время только за шахматной доской. Такой образ жизни породил стереотип, что шахматист – это худой молодой человек в очках, который не способен дать отпор в драке, не может защитить себя.

Чтобы минимизировать вредное влияние шахмат, стоит помнить, что всего хорошо в меру

Шахматы не должны заполнять всю вашу жизнь, стоит уделять внимание и физической активности, и другим увлечениям

Что развивают шахматы

Логика – все ходы игрока взаимосвязаны и подчиняются общему плану. Ходы могут меняться в процессе игры, так как необходимо ориентироваться на существующее положение дел и динамичность развития партии. Логическое мышление в данном случае развивается само собой, без необходимости прилагать усилия. Игра сама обеспечивает способность использовать логические конструкции постоянно, даже после окончания партии;

Анализ – способность оценить ситуацию на игровой доске и на ее основе построить план действий. Достичь поставленных целей в жизни без проведения анализа и работой над ошибками невозможно;

Память – к главным преимуществам шахмат, безусловно, относится развитие памяти. Игроку необходимо запомнить свои шаги наперед, рассчитать множество вариантов развития событий от противника, запоминание типовых позиций – все это заставляет человеческий мозг выкладываться на максимум;

Концентрация внимания – успех в шахматах невозможен без внимательности

Ведь неосторожно переместив фигуру без прикрытия, ее можно попросту потерять. Даже если Вы не отличаетесь усидчивостью – не беда, регулярные занятия помогут развить эту черту

Прогресс наступает не сразу, но от партии к партии возможность полного сосредоточения и внимания будет открываться и расти;

Выработка характера – единственной целью партии является победа над противником, поэтому волевая борьба неизбежна. Поиск лучшего пути решения, умение отразить внезапную атаку, возможность сохранить хладнокровие в самые критические этапы партии и продолжить сражение – все это закаляет и формирует характер;

Развитие целеустремленности – любой план на время игры имеет свою цель, к которой стремятся оба участника. Шахматы учат Вас достигать намеченных целей, встречая сопротивление противника. Шахматы позволяют участникам научиться находить самые краткие пути достижения желаемого, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты игры;

Повышение обучаемости – никому не нравится проигрывать в игре, поэтому рано или поздно человек обратится к дополнительным материалам в книгах или интернете. Но это далеко не все, ведь в учебниках дается поверхностный обзор и рекомендации. Человеку необходимо самостоятельно проанализировать полученные данные и научиться их применять в различных партиях. Используя рекомендации в каждой уникальной партии;

Развитие творческих задатков – человек, практикующий игру в шахматы, достаточно часто испытывает прилив вдохновения. Это является парадоксальным явлением, ведь шахматы – это интеллектуальная игра. Несмотря на это, она способна развивать творческие навыки и нестандартное мышление;

Системное мышление – многие люди не умеют мыслить организовано. Шахматы приучают человека к дисциплине, учат выстраивать логические цепочки ходов с учетом имеющихся обстоятельств. Шахматы так же способны выводить игроков за очерченные рамки, раздвигать горизонты и проделывать сложные комбинированные ходы.

Методики обучения шахматам

Обучение игре в шахматы – это трудоемкий процесс, требующий настойчивости, упорства, привычки к самостоятельным занятиям и к аналитической работе. Помочь этому процессу призваны следующие методы:

  1. Регулярные учебные и тренировочные игры. Рекомендуется найти себе партнера по шахматной игре и устраивать с ним регулярные поединки, отрабатывая технику игры. Этот способ будет более эффективным, если соперник окажется опытным игроком и сможет сразу показывать тонкости, нюансы игры. Полезно разбирать только что сыгранные партии, обмениваться с соперником мнениями и впечатлениями от игры, находить ошибки и обсуждать планы по их исправлению.
  2. Решение опубликованных шахматных задач и этюдов. Игры нужно чередовать с решением красивых шахматных комбинаций, взятых из практики профессиональных шахматистов, а также специальных упражнений. Сначала решаются этюды на простые темы, например, как поставить мат в три хода, а затем задачи постепенно усложняются. С помощью составленных более опытным шахматистом подборок таких задач и этюдов можно отработать любые элементы игры.
  3. Анализ собственных и чужих партий. Через каждые 4 партии делается перерыв для того, чтобы проанализировать сыгранное и записанное с помощью шахматной нотации в отдельную тетрадку. Наиболее оптимальный метод анализа – по записям восстанавливать игру на доске, разбираться в своих ошибках, продумывать новые шахматные стратегии.
  4. Изучение шахматной литературы. Самостоятельное обучение игре невозможно без чтения учебных пособий и качественных книг по шахматам. Например, книги «Путешествие в шахматное королевство» Ю. Авербаха и М. Бейлина, «Шахматы» И. Майзелиса – классика для начинающих шахматистов. Если сложно изучать книги для взрослых, то можно овладевать азами по детским учебникам. Правила игры едины для всех.
  5. По возможности нужно получить хотя бы несколько уроков у профессионального тренера по шахматам или записаться в шахматную секцию для детей и взрослых. Кроме того, участие в соревнованиях различного уровня и сеансах одновременной игры, проводимых опытными шахматистами, окажет большое значение в отработке практических навыков.

Лучшие самоучители по шахматам

В настоящий момент существует большое количество самоучителей и пособий для игры в шахматы. Мы решили выбрать для вас достойные материалы, которые в самом деле принесут пользу, позволят овладеть теорией и необходимыми навыками, помогут решать типовые задачи на шахматной доске. Вот лучшие самоучители по шахматам по мнению редакции (переходите по ссылкам в описании, чтобы скачивать книги):

Авербах, Бейлин. «Путешествие в шахматное королевство»

Хорошо структурированное пособие для начинающих, которое особенно понравится детям. Материал изложен просто и доступно. Помогает быстро овладеть теорией и необходимыми знаниями, чтобы сразу их применить на практике. Есть раздел, посвященный истории шахмат. Самоучитель подойдет для самостоятельного овладения искусством шахматной игры.

Василий Панов. «Первая книга шахматиста»

Эта книга является одним из лучших пособий для новичков и игроков среднего уровня. Удобство изучения материала дополняется наглядными графиками и диаграммами. У постигающего искусство игры формируется правильное понимание логики. Попеременное сочетание текста с рисунками делает усвоение материала удобным, эффективным и увлекательным.

Фишер, Гуфельд. «Бобби Фишер учит играть в шахматы»

Эта книга состоит из двух частей. Первая посвящена самому знаменитому шахматисту, игра которого вызывает восхищение, а вторая погружает в саму суть и правила шахмат. Пособие написано в соавторстве. Его можно использовать в качестве учебника для начинающих.

Александр Котов. «Как стать гроссмейстером»

Когда игрок овладеет игрой в шахматы на начальном уровне и решит продвинуться дальше, ему стоит познакомиться с книгой Александра Котова «Как стать гроссмейстером». Автор книги сам выдающийся шахматист середины XX века и талантливый писатель. Он был очень неординарной личностью, и это нашло отражение в пособии. Данный самоучитель формирует у читателя особый взгляд на игру, как на определенную систему, где происходит взаимодействие ее элементов.

Помогает предотвратить болезнь Альцгеймера

Так как ваш мозг работает подобно мышцам, ему, как и любой мышце, требуются нагрузки, чтобы избежать травм и истощения. Во время недавнего исследования 75 человек, принявших в нем участие, постоянно занимались мозговой активностью, в том числе и играли в шахматы. И это привело к значительному снижению вероятности развития слабоумия. Собственно, как мышцы, которые не получают физических нагрузок, теряют силу, так и неиспользование мозга ведет к потере его мощности. Это еще одна причина, по которой вам стоит начать играть в шахматы.

Перенесшая коронавирус Алёна Бабенко, дала совет тем, кто его подхватил

Дети обожают овсяные кексы с бананом и шоколадом: простой рецепт с фото

Козерог и не только. Астролог назвала знаки, которые в июне начнут новую жизнь

Формирование характера

Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития — как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Шахматы помогают избавиться от застенчивости: дети, которые начинают занятия «тихонями» и боятся лишнее слово сказать, быстро раскрываются: становятся общительными, проявляют настойчивость и целеустремлённость.

Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Разница во взятиях

   В шахматах взятие вражеской фигуры полностью исключает эту фигуру из игры. Вместе с этим наиболее созидательным отличием сёги является то, что все захватываемые фигуры становятся фигурами захватчика (неперевёрнутыми, но могущими перевернуться), которые могут быть применены против соперника «сбросом» их на доску на любое свободное поле в соответствии с правилами (вместо хода фигурой, уже стоящей на доске). Поэтому в сёги все фигуры остаются в игре до самого конца. Такие взятия весьма усложняют позиции в сёги (сильно увеличивая число возможных ходов и делая практически каждую игру решающей) и упрощают позиции в шахматах (у которых есть свои преимущества и недостатки). Однако необходимой сравнительной компенсацией за это является то, что в целом сила ходов фигур на доске в шахматах гораздо больше, чем в сёги.

6 Ты станешь человеком более широких взглядов

«С помощью шахмат вы можете начать общаться с людьми по всему миру новым, уникальным способом, — делится опытом Асария. — Я ездил в Боливию на турнир и играл в уличные шахматы с детьми, которые не говорили по-английски».

Шахматы — это универсальная игра, которая выходит за рамки языковых или культурных различий и объединяет людей уже более 1500 лет.

В то время как игра в шахматы для удовольствия не может привести к дальним путешествиям сама по себе, возможность вытащить доску, чтобы сыграть в любой точке мира, или присоединиться к международным виртуальным чемпионатам по шахматам — отличный способ разрушить культурные барьеры и узнать больше о наших соседях из других стран.

Шахматные нотации

Если вы когда-либо играли в морской бой на бумаге, то сложностей у вас не возникнет. Шахматная нотация – система записи процесса шахматной партии. С помощью записи можно отобразить весь процесс на доске и детально его проанализировать.

На шахматной доске нанесены цифры (слева 1-8) и буквы в количестве 8 шт. (на латыни или кириллице). Соответственно, если взять любую клетку на карте, у нее будут координаты в формате цифра и буква, нужно от клетки провести условную прямую к цифре и букве, это и будет название поля.

Кроме координат, у каждой фигуры есть свое сокращенное обозначение:

Фигура

Русское сокращение

Английское сокращение

Король

Кр

K (king)

Ферзь

Ф

Q (queen)

Ладья

Л

R (rook)

Конь

К

N (kNight)

Слон

С

B (bishop)

Пешка

п или ничего

p (pawn) или ничего

Процесс записи хода выглядит следующим образом (последовательность):

  1. Тип фигуры, в буквенном обозначении, которая ходит.
  2. Координаты стартового поля.
  3. Для простого передвижения «–», для взятия «×» или буква «x».
  4. Координаты поля на которое сделан ход.
  5. Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
  6. Для взятия на проходе — знак «e.p.» (фр. en passant).
  7. Для шаха — знак плюс «+». Для мата — решётка «#» или два плюса «++». Для ничьей встречается знак «=».
  8. Комментарии к ходу« !» или «!!» для сильного хода, «?» или «??» для слабого, «?!» для рискованного, «!?» для интересного хода.
  9. Рокировка в длинную сторону записывается как «0—0—0», в короткую как «0—0». Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.

В википедии можно посмотреть символику (комментарии) про дополнительные записи к ходам. Шахматные нотации на начальном этапе обучения вовсе не обязательны, новичок и тем более ребенок должен понять основу игры и только потом, по мере роста навыка погружаться в анализ и нотацию шахматных партий. Не стоит с самого начала пытаться освоить огромный массив информации, начинайте с элементарного и у вас все получится.

Шахматы это не та игра, в которую можно научиться играть быстро, конечно, кому-то дается легче, кому-то сложнее, но так или иначе потребуется сыграть сотни партий, прежде чем садиться за стол с профессионалом.

История шахмат, когда были изобретены

Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.

Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.

Мышление человека

Привычка, как известно, —  вторая натура. Наша личность формируется во многом из тех привычек, которые мы приобретаем в детстве.

Важно, чтобы жизненное пространство ребенка было занято чем-то светлым – хорошими людьми, полезными занятиями. Последние формируют хорошие привычки

Привычка думать – одна из самых полезных. Особенно, если думать правильно, рационально, и в конечном итоге эффективно.

Если ребенок занимается чем-то полезным, меньше вероятность, что он «свяжется с плохой компанией».

Рациональность  

Очень важно научиться мыслить рационально. Думание — именно то, чем все мы занимаемся в жизни едва ли не каждую минуту

В процессе игры в шахматы ребенок постоянно решает одну и туже задачу – выбор лучшего решения. Лучший тренажер, чем шахматы, трудно даже себе представить.

Еще один важнейший параметр нашей жизни – время.

Шахматисту дается определённое время на обдумывание. И это заставляет его рационально распределять, чтобы банально не просрочить время, что равносильно поражению.

Внимание

Жил человек рассеянный на улице Бассейной…

Детям рассказывают эту забавную историю для того, чтобы они понимали, что рассеянность – качество проблемное.

Важно учиться внимательности, самоконтролю, умению концентрироваться на главном. Рассказывать все это ребенку можно, но поймет ли он, запомнит ли…. Гораздо полезнее приобщить ребенка к шахматам

И в процессе игры внимательность, концентрация внимания, будут развиваться сами собой

Гораздо полезнее приобщить ребенка к шахматам. И в процессе игры внимательность, концентрация внимания, будут развиваться сами собой.

Развитие интуиции

В шахматах рассчитать все «от корки до корки» не способен даже современный суперкомпьютер.

А человек и подавно. Нам остается полагаться на какую-то общую оценку, основанную на уже имеющихся у нас опыте и знаниях.

И руководствоваться тем, что мы называем интуицией.

Интуиция – штука загадочная, но во многом основывается на опыте, часто неосознанном.

Часто и в жизни мы полагаемся на интуицию тогда, когда трудно принять решение на основе логики.

Шахматы – прекрасный тренажер для развития интуиции.

Анализ

Приобщаться к шахматной игре, ребенок начинает понимать, что выигрыш никто не преподнесёт на блюдечке с голубой каемочкой. Необходимо прилагать умственные усилия.

Неосознанно ребенок использует логическое мышление, развивает аналитический аппарат.

Учится находить главное, анализировать данные и находить решения на основе обобщения.

Бесплатные уроки

Для первичного ознакомления подойдут и бесплатные уроки. Если вы просто хотите научиться играть и вам не нужно углубляться в особенности игры, стратегию и тактические приемы, то бесплатные видеоматериалы и текстовые лекции станут отличным выбором.

Советую также ознакомиться с книгами по шахматам, из которых можно почерпнуть много полезного и интересного.

Пора играть – Chess.com

Пора играть – это сборник из 12 уроков и 60 заданий для начинающих шахматистов. Студентов обучают основам и правилам, рассказывают о фигурах, их ценности, расстановке и возможностях.

Вы узнаете:

  • что такое шах и мат, в чем разница между этими понятиями;
  • что такое пат;
  • основы стратегии и тактики;
  • как делать рокировку, взятие на проходе и т. д.

Другие онлайн-программы от Chess.com:

  • Как ходят фигуры
  • Введение в теорию дебютов
  • Стратегия для продолжающих

Шахматы для малышей – YouTube-канал “Шахматная Страна”

Шахматы для малышей – это небольшие видеоуроки для самых маленьких. Лекции проводит анимированная пешка, чтобы ребенку было интересно смотреть и учиться. Она все объясняет и показывает на экране.

За 8 уроков можно узнать самые базовые понятия и правила: знакомство с шахматной доской, какие есть фигуры, как они ходят, в чем их ценность, как их расставлять, что такое шах, мат и пат.

Лекции в среднем длятся 5 минут. Все рассказано понятным языком, так что разобраться ребенок сможет и сам.

Уроки по шахматам для начинающих на YouTube-канале “Шахматы. Уроки. Обучение”

Уроки по шахматам для начинающих – это сборник видеоуроков для шахматистов-новичков.

Какие темы разбираются лектором:

  • основные правила;
  • рокировка;
  • как сделать ничью;
  • как и какими фигурами ставить мат;
  • дебютные правила;
  • шахматные ловушки;
  • миттельшпиль;
  • эндшпиль;
  • связка в шахматах.

На канале есть и видеоуроки для более опытных игроков. Там раскрыты секреты стратегии и тактики, которые помогут выиграть на соревнованиях. Можно стать спонсором канала и получить доступ к дополнительным урокам по шахматам.

Интерактивные уроки шахмат – Chess Lessons

Интерактивные уроки шахмат будут интересны и взрослым, и детям. Все занятия разбиты на группы:

  • знакомство с шахматной доской, фигурами и правилами;
  • уроки для начинающих;
  • игры для игроков с небольшим опытом;
  • занятия для уверенных шахматистов.

Во время обучения студенты играют с другими участниками онлайн-программы и при выигрыше получают баллы. Они нужны, чтобы открыть самые последние уроки для продвинутых игроков.

Шахматные онлайн-уроки – ChessDeti.Ru

Шахматные онлайн-уроки подойдут взрослым и маленьким начинающим шахматистам. Это книга, удобно разделенная на 30 уроков. К тексту прилагаются иллюстрации, наглядно показывающие о чем говорилось в лекции.

Темы, рассматриваемые в главах:

  • базовые правила;
  • шахматная доска и шахматная нотация;
  • разбор каждой фигуры;
  • шах, мат и пат;
  • начало шахматной партии;
  • что такое рокировка;
  • законы дебюта;
  • ловушки;
  • как поставить мат;
  • шахматные комбинации;
  • связка и ее виды;
  • история появления шахмат на Руси.

Интересные факты об игре в шахматы

Короткие и интересные факты про шахматы для детей и взрослых. Некоторые из них могут показаться невероятными, а некоторые даже занесены в Книгу рекордов Гиннесса.

Изнуряющие игры

До использования шахматных часов, которые были сконструированы английским инженером Томасом Брайтом Уилсоном, партии могли занимать очень много времени. Случалось так, что игрок, имевший проигрышную позицию, доводил соперника до полного истощения сил, просто тянув время.

В 1851 году на первом международном турнире по шахматам состоялась ничья, но не потому, что закончились ходы, а из-за того, что шахматисты уснули. Бывало и такое.

Долго думать невредно, вредно не думать

2 часа 20 минут – именно такую продолжительность имеет самый долгий ход в истории шахмат. Необычный рекорд принадлежит бразильцу Франциско Троису, он думал больше 2 часов, прежде чем совершить 7 ход в шахматной партии против испанца Луиса Сантоса.

Шахматисты с характером

Продолжаем радовать фактами из рубрики «долгие ожидания». Самая долгая шахматная партия состоялась в Белграде в 1989 между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем

Гроссмейстеры играли 20 часов 15 минут, совершив 269 ходов и, внимание, итоговый результат – ничья

После этого матча Международная шахматная федерация (ФИДЕ) ввела новое правило, согласному которому, если за 100 ходов не было взято ни одной фигуры, объявляется ничья.

Самый долгий чемпион

Вам что-то говорит имя Эммануэль Ласкер? Именно он является рекордсменом по сохранению звания чемпиона мира по шахматам. Немецкий шахматист оставался непобедимым 26 лет и 337 дней (с 1894 по 1921).

Изобретатель от бога

Складная шахматная доска появилась не сразу и очень интересным образом. В XI-XII веках служителям церкви было запрещено играть в шахматы, но этот запрет поставил в тупик не всех.

Нашёлся изобретательный священник, который впервые начал использовать складную шахматную доску, так она была похожа на лежащие друг на друге книги. Как говорится, не пойман – не шахматист.

Самый молодой чемпион

Гарри Каспаров – этого человека знает, наверное, каждый. Восьмикратный победитель Всемирных Шахматных олимпиад, 13-й чемпион мира по шахматам, один из самых известных шахматистов мира.

Начал победный путь великий гроссмейстер в 1985 году, став самым молодым чемпионом мира по шахматам, на тот момент ему было 22 года и 210 дней.

Аль-ферза, а не ферзь

Ферзь, оказывается, не всегда был ферзём, да и королевой тоже. Раньше эта фигура называлась аль-ферза, что в переводе с персидского означает помощник. Он стоял рядом с королём, совершал ходы и бил фигуры соперника также, как король.

При королеве Изабелле Кастильской фигура приобрела привычное для нас прозвище – «королева», а также была наделена боевыми качествами, которые позволяют ей свободно бродить во всех направлениях.

Плюсы

У шахмат есть свои очевидные плюсы. Среди них:

  • Гармоничное развитие мозга. Во время игры активно работают оба полушария. Благодаря этому ребенок развивает как логику, так и интуицию.
  • Благоприятное воздействие на нервную систему. Если у ребенка нет серьезных болезней нервной системы, то шахматы пойдут ему на пользу. Во время игры развивается и тренируется логика, концентрация, память, а также абстрактное мышление. Давно замечено, что дети, которые занимаются шахматами быстрее развиваются и демонстрируют показатели успеваемости выше чем у сверстников.
  • Положительные эмоции. Когда ребенок разберется в игре, он начнет получать от нее истинное удовольствие, а значит хорошее настроение ему обеспечено.
  • Дисциплина. Из-за того, что во время игры необходимо постоянно концентрироваться, обдумывать каждый ход, развивается выдержка и дисциплина. Благодаря этим качествам ребенок-шахматист вряд ли совершит необдуманный, опрометчивый поступок. Он вероятнее всего вырастет целеустремленным и взвешенным человеком.

С какого возраста

Шахматы — интеллектуальный спорт. Он воспитывает в ребенке внимательность, усидчивость и упорство. Чем раньше начать заниматься, тем выше положительный эффект.

Вопреки общепринятому мнению, что в шахматы нужно отдавать в начальной или средней школе, знакомиться с ними можно уже в 3-3,5 года. В этом возрасте мозг ребенка пластичен и легко воспринимает новое. В секции по шахматам детей берут с 4 лет. Те ребята, которые начали заниматься ими в раннем возрасте, чаще других достигают успеха в этом виде спорта. Например, Гарри Каспаров в 4 года уже умел играть в шахматы.

Родителям может показаться, что их неусидчивый малыш вряд ли справиться с таким серьезным спортом

Но как показывает практика развитие детей дошкольного возраста позволяет им подолгу концентрировать внимание на одном виде деятельности. К тому же в этом возрасте у деток формируется образное мышление, они учатся устанавливать связь между действием и явлением

Занятия шахматами помогут ускорить развитие вашего ребенка.

Надо ли учиться играть вслепую?

На одном из шахматных форумов, один из участников утверждал, что игра вслепую несет вред для здоровья. Чтобы ответить на поставленный один вопрос, попробуем найти ответ на другой «Все ли сильнейшие шахматисты планеты могут играть вслепую?». По нашим данным, игра вслепую обыденное дело не только для топовых шахматистов типа Александра Морозовеча, но и для шахматистов уровня КМС (кандидат в мастера спорта). В подтверждение наших слов, предлагаем посмотреть небольшой сюжет, в котором КМС Михаил Стровский (г. Екатеринбург) проводит сеанс одновременной игры вслепую на 8 досках.

Справедливости ради надо заметить, что судя по сюжету, Михаил Стровский сам вел запись партий и мог видеть записи всех ходов.

Двенадцатая чемпионка мира по шахматам среди женщин Александра Костенюк, в своей книге «Как стать гроссмейстером в 14 лет», рассказывает, как она со своей младшей сестрой, решали шахматные задачи в уме.

Минусы

Минусы шахмат можно разделить на две группы:

  • Необходимость долго сидеть отрицательно сказывается на осанке, позвоночнике и опорно-двигательном аппарате. Но плохих последствий можно избежать. Во-первых, не стоит забывать о том, что во время партии игроки могут вставать и ходить. Во-вторых, можно добавить активности в обычную жизнь, как минимум делать зарядку по утрам и больше гулять на улице.
  • Зацикленность на результате. Когда ребенок начинает понимать игру, одерживает первые победы, его может охватить эйфория. На ее фоне юный шахматист может настолько погрузиться в игру и достижение новых вершин, что забудет обо всем на свете. Такое случается не со всеми, но вычеркивать этот пункт нельзя. Необходимо следить за кругом интересов ребенка и вовремя реагировать если он сужается. В таких ситуациях хороший инструктор поможет ребенку и родителям избежать ненормального погружения в шахматы.

Как правильно играть в шахматы?

Вы научились ходить шахматными фигурами по отдельности. Но если все фигуры стоят на шахматной доске, и одна фигура преграждает путь другой, как здесь правильно играть? Тогда следует поступить следующим образом: если на пути стоит ваша фигура, то путь закрыт. Если же стоит фигура другого цвета, путь можно освободить, взяв (побив) ее. Это происходит следующим образом: «вражескую» фигуру вы снимаете с доски и на ее клетку ставите свою бьющую фигуру. Это делается за один ход. Однако брать фигуры необязательно.

Давайте рассмотрим пример:

В этом примере путь черной пешке преградила белая, но черная пешка может побить ладью. Сделав такой ход, она переходит на новую вертикаль и может продолжать по ней движение вперед. Черная пешка, стоящая на «e7» может пройти на восьмую горизонталь двумя путями: просто вперед, или взять коня. И в том, и в другом случае, пешка прошла все шахматное поле и может превратиться в любую фигуру.

Во время игры все фигуры передвигаются по доске, нападают друг на друга, снимаются с доски. Все, кроме одной — короля. Короля сбить нельзя. Ему можно только объявить «шах», то есть предупреждение. Если король получает «шах», нужно немедленно отреагировать, обезопасить его. Это можно сделать, сбив нападающую фигуру, защитив короля другой фигурой, уйдя на безопасное поле. Если нет возможности защитить короля, значит, король получил «мат». Партия проиграна. При записи «шах» правильно будет обозначается +, «мат» — x.

Есть еще два исключения из правил шахмат для начинающих:

  1. Вы знаете, что за один ход можно передвинуть только одну фигуру, однако за время игры каждому игроку разрешается один раз сделать двойной ход — одновременно переставить короля и ладью. Этот ход называется «рокировка». Рокировка делается следующим образом: ладью надо придвинуть к королю, король перепрыгивает через нее и становится с другой стороны. Нельзя делать рокировку, если: король и ладья уже делали ход; королю объявлен шах; после рокировки король и ладья не должны остаться под боем.
  2. Это касается только пешек. Можно побить пешку на проходе, когда она делает двойной ход. Как только пешка противника сделала двойной ход, вы можете снять ее с доски, поставив свою пешку на поле так, будто пешка противника сделала простой ход. Взять пешку на проходе можно только сразу после двойного хода пешки. Не взял сразу — возможность пропадает. Посмотрите на пример. Белая пешка c2 сделала двойной ход и стала на c4. Черная пешка с!4 может снять белую пешку с c4 и стать на cЗ, как будто белая пешка сделала простой ход.

При игре соблюдайте основное правило шахмат и учитесь сразу играть правильно: тронул фигуру — ходи ею. Поэтому пока вы не продумали как следует ход — не прикасайтесь к фигуре.

Вы познакомились с основными правилами шахматной игры и можете попробовать сыграть свою первую шахматную партию.

Если у вас появилось желание научиться хорошо и правильно играть в шахматы, изучить это искусство поглубже, воспользуйтесь специальными сайтами «Шахматы для начинающих», «Как научиться играть в шахматы», шахматной литературой для детей, книгами, журналами, поиграйте в шахматные симуляторы .

Заключение

   Шахматы можно считать игрой более структурированной (из-за взаимно блокирующихся пешек) и более материалистичной (из-за исчезновения фигур при взятии); сёги же можно считать более текучими (из-за «сбросов»!). В этом, возможно, состоит основная техническая причина в разнице при реализации шахмат и сёги на компьютерах. Одна или две шахматные программы на момент написания этой книги (1995) уже играли на уровне гроссмейстера (а вскоре после этого программа Deep Blue победила чемпиона мира по шахматам). В то же время программы, играющие в сёги, не достигли уровня сильного любителя ни к моменту написания этой книги, ни к моменту её перевода на русский язык.

   Одна из последних точек пересечения истории: современная Японская ассоциация сёги была основана в том же году (1924) что и современная международная шахматная федерация FIDE.

   Сёги и шахматы расположены очень близко, и игра в каждую из этих игр может повысить уровень игры в другой.    

   Наслаждайтесь игрой в каждую из этих игр — очарование и красота таятся в каждой из них!

   (Фото:   Цукада (слева) — Кимура, пятая игра восьмого матча Мэйдзин, 1949. Фото любезно предоставлено журналом «Сёги Сэкай».)

Продолжение >> ГЛАВА 5: ВВЕДЕНИЕ В СТРАТЕГИЮ И ТАКТИКУ СЁГИ

Предыдущая глава<< ГЛАВА 3. ПРАВИЛА ХОДОВ