Масутацу ояма: боролся с быками, создал жесткий стиль карате, стал героем аниме

Однажды Ояма дрался против огромного бойца — и победил его тремя ударами

О послужном списке боев с реальными противниками мастера Оямы ходят легенды — ему приписывается 270 реальных боев и победа во всех. Однако доподлинно известно лишь о четырех боях против боксеров и борцов. А цифра 270 появилась из неправильно понятой цитаты из книги Оямы «Динамика каратэ», где он говорит о 270 показательных выступлениях и трех реальных поединках, завершившихся победами. Один же бой — против Дика Рила — Оямой не упоминается, поэтому можно сделать вывод, что он мог быть договорным.

Этот бой описывается в книге американца Джека Глюка Zen Combat. По словам автора, однажды во время поездки по США мастер Ояма попал на выступление огромного борца по имени Дик Рил. Ростом больше двух метров, он вызывал любого зрителя на поединок по боям без правил, обещая приз в 1000 долларов. Вышел Ояма, ростом 170 см и весом 77 кг. 

Начав поединок, Масутацу заметил, что противник хорошо защищается. Тогда он провел обманный финт и когда Дик вскинул руки для защиты — нанес сокрушительный удар кулаком в грудину, после чего ударил еще два раза туда же, отправив противника в нокаут. 

Следующий, уже точно реальный поединок произошел в городке Десмон. Во время выступления по разбиванию кирпичей, огромный, весом сто тридцать килограмм полицейский вызвался повторить трюк Оямы. Несмотря на дан по дзюдо, кирпичи он явно не умел разбивать, поэтому повредил руку и в ярости вызвал на поединок японца. 

Дальше сведения Глюка и самого мастера Оямы разнятся. Американец пишет, что, закрывшись от бокового удара, японец сломал ребра полицейскому и так победил. Масутацу же в своем интервью говорил, что ударил противника в пах, чем вывел публику из себя, да так, что японца от расправы спасла только прибывшая вскоре полиция.

Следующий бой прошел в Чикаго против 120-килограммового борца Дена Календара. В статье Алексея Горбылева «Вызов бросает Ояма (бои с боксерами и борцами)» со слов Оямы описывается поединок , который закончился за 10 секунд, после того как он, блокировав боковой, подпрыгнул и ударил два раза противника в шею и висок. Реально ли в одном прыжке нанести сразу два эффективных удара одной рукой — вопрос открытый.

Последний из поединков Оямы в США был против боксера по фамилии Бекер. Он был сопоставим по габаритам с Оямой и отлично пользовался своей ловкостью и легкостью на ногах, не давая противнику себя атаковать. Он был настолько неудобен для японца, что тот даже выпал с ринга во время одной из своих атак. И все-таки Ояма подобрал ключ к победе — за несколько секунд до окончания боя он отпрыгнул назад, озадачив противника, а затем, на длинном затяжном прыжке пробил противнику кулаком в солнечное сплетение, вырубив его. 

Тренировки

Специальный физический тренинг предназначен для созидания сильного, ловкого, выносливого, закаленного тела. Это бег вверх и вниз по склонам холмов, ходьба и бег с отягощениями на теле, разнообразные прыжки с места и с разбега, перетаскивание и метание бревен и тяжелых камней, упражнения с тяжелой дубиной, лазание по деревьям, закалка конечностей и всего тела жестким массажем, «обстукивание» его кулаком и палкой, разламывание досок, разбивание камней.

Что касается препаратов, то речь идет об употреблении различных отваров, настоек, пилюль, мазей, приготовленных из продуктов растительного или животного происхождения. Самые популярные среди них, это женьшень, пантокрин, хвойный настой, стоголовник, сосновая смола, но есть еще сотни других, менее известных. Прием этих снадобий внутрь, втирание их через кожу делают организм устойчивым к переохлаждению, повышают выносливость и работоспособность, снимают усталость, устраняют последствия травм. Многие такие препараты обладают поистине чудодейственным эффектом.

Ояма дважды уходил отшельником в горы, чтобы тренироваться

Гора Минобу

В первый раз Ояма ушел в горы от людей в 1946 году — в небольшой буддийский храм у горы Минобу в префектуре Тибо. Правда, отшельничество нельзя считать полным — мастер общался с местными жителями, регулярно покупал еду и получал деньги от своего спонсора. Но и легким его тоже нельзя назвать — его ученик по имени Ясиро, отправившийся вместе с учителем в отшельничество, сбежал через полгода, не выдержав испытаний. 

После этого Ояма еще полгода тренировался уже в одиночестве, пока не кончились деньги на еду. После отшельничества мастер вернулся в мир, но тот не был рад его видеть. Япония переживала послевоенный кризис — зал, где Ояма начинал свой путь как учитель каратэ, закрылся.

Мастер Ояма разбивает камни

После нескольких драк с хулиганами и американской военной полицией мастер попал в тюрьму, а по выходу из нее в апреле 1948 года он удалился на гору Куёсуми в той же префектуре Тибо и там жил и тренировался в полном одиночестве 18 месяцев. Когда Ояме становилось совсем невмоготу, он выбривал себе одну бровь, как научил его делать корейский мастер Со Нэй Чу — в таком виде было стыдно возвращаться к людям.

Как вернуться к природе через Чхарёк

Установлено, что за «культуру» (понимаемую как систему условных понятий) в человеческом мозгу «отвечает» левое полушарие, осуществляющее словесно-логическое мышление (напомним, что животные не владеют ни речью, ни логикой). В то же время правое полушарие обеспечивает ориентацию в пространстве, моторику и моторную память, образное восприятие действительности и реакцию на нее посредством эмоций, мимики и движений. Говоря языком современной науки, правое полушарие «заведует» наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением.

Но преобразование часоджа в чонсо у современных людей гораздо быстрее происходит в левом полушарии, чем в правом. Отсюда — дисгармония между телом и разумом, столь характерная для мира цивилизации.

Следовательно, для «возврата к природе» необходимо снизить активность левой части головного мозга и усилить деятельность правой. Занятия рукопашным боем, развивающие способность к пространственно-ситуативной ориентации, двигательные качества, а также целостное восприятие окружающей обстановки и мгновенное реагирование на любые изменения в ней, весьма способствуют усилению активности правого полушария.

В соответствии с вековыми традициями, практика рукопашного боя дополняется в чхарёк медитациями, «опустошающими» сознание, «убирающими» из него все мысли, что объективно влечет за собой снижение активности левого полушария. Таким образом, есть глубокий смысл в том, что путь совершенствования начинается с рукопашного боя.

Основатель школы Ёк Бальсана

Еще один источник сведений о системе чхарёк — книга Ёк Бальсана (или Пальсана) «Рукопашный бой по системе чхарёк», изданная в Южной Корее в 1985 г.

Автор родился в 1922 г. в провинции Чхунчхон, в 1946 г. на какое-то время удалился в горы, желая постичь чхарёк. Кто был его наставником — неизвестно. В 1959 г. Ёк Бальсан открыл свой зал в городе Тэджон (провинция Чхунчхон). В 1972 г. он побывал в США и в Таиланде, где выступал перед публикой с демонстрацией своих возможностей, а также одержал несколько побед в поединках с мастерами тайского бокса (муай-тай).

Согласно ЁК Бальсану, смысл занятий по этой системе — развитие психофизических способностей человека, пробуждение его внутренних резервов.

По мнению Бальсана, Вселенная состоит из мельчайщих частиц, называемых им «часоджа». Каждая из них во столько раз меньше нейтрино, во сколько раз нейтрино меньше атомного ядра. Непрерывное взаимодействие этих частиц между собой по неведомым нам законам внешне воспринимается как превращение одних химических элементов и видов энергии в другие. В человеческом организме часоджа превращается в чонсо — психическую энергию. Этот процесс осуществляется в клетках адаптации, расположенных в среднем мозге.

Боевое искусство хварандо в современности

Современное боевое искусство хварандо создали братья Ли Банджу и Ли Санджу. В 1940-м году еще детьми их отдали в монастырь Согванса. Под руководством монаха Суам Доса они изучали буддизм, а также традиционные боевые искусства, которые практиковали некоторые монахи. После восьмилетнего обучения братья покинули монастырь.

В 1950-е годы братья Ли изучали хапкидо у Ким Мухёна — ученика Чхве Ёнсоля. Ким Мухён тоже изучал боевые искусства в монастырях, именно с его подачи в хапкидо появились многочисленные удары ногами, которые хорошо освоили братья Ли. В 1962-м году учитель Ким был призван в армию. В связи с этим Ли Банджу, обладатель 5-го дана, пошел учиться к мастеру куксуль Со Инхёку, у которого перенял приемы боя раскрытой кистью.

В 1968г. Ли Санджу переехал в США и открыл там первую школу хапкидо. В 1969г., после смерти Суам Доса, Ли Банджу основал Всемирную ассоциацию хварандо. В 1972 г. он тоже переехал в США, и уговорил брата сменить название преподаваемого искусства на хварандо.

Таким образом, факты свидетельствуют, что хварандо — это типичный «новодел», эклектичное боевое искусство, соединившее в себе приемы хапкидо, куксуль, пульмудо и хёльдо. Поэтому там есть как «мягкие», так и «жесткие» приемы; прямолинейные и круговые движения, которые можно использовать и в атаке, и в защите.

О жизни мастера Оямы сняли несколько фильмов и аниме

В 1971 году Дзиро Цунода и Джой Кадзивара нарисовали мангу, сюжет которой вдохновлялся историей жизни мастера Оямы и назвали ее «Karate Baka Ichidai» или «Мастер каратэ». Одноименный аниме-сериал появился в 1973 году и насчитывал в общей сложности 47 эпизодов. 

Как видно, в общих чертах аниме следовало биографии Оямы — бои с быками на месте!

Позже, в 1975 году  манга была перенесена режиссером Кадзухико Ямагути на экран в виде фильма с названием «Кэнка каратэ. Кёкусинкэн» («Прикладное каратэ. Кулак абсолютной истины»). У нас название перевели как «Обреченный на одиночество». Фильм как и манга представляют собой вольную трактовку жизни мастера Оямы, его становления как бойца и наполнен режиссерскими доработками, добавляющими драмы. Ну и конечно, в те годы поединки на экране умели ставить не так хорошо, поэтому смотреть на них без слез невозможно.

В 1977 году вышел второй фильм Ямагути про Ояму — «Кэнка каратэ. Кёкусин бурайкэн» («Прикладное каратэ. Хулиганский кулак абсолютной истины»). В отечественном переводе он был назван «Обреченный на одиночество 2». В фильме продолжаются приключения мастера Оямы, отдаленно похожие на реальную биографию. В нем даже показали поединок мастера с медведем, чего в жизни никогда не было.

В том же году выходит третья часть приключений Оямы от режиссера Ямагути под названием «Каратэ бака итидай» или «Жизнь посвященная каратэ». Он был назван в отечественном переводе «Обреченный на одиночество 3.  Жизнь ради каратэ». Из интересного в фильме можно отметить отсылку к реальным поединкам Оямы с американскими борцами в США. Правда тут действие происходит на Окинаве.

В 2003 и 2004 годах были выпущены две части фильма Shin karate baka ichidai режиссера Такеши Миясаки по книге Хисао Маки, повествующей о жизни мастера Оямы. В 2004 году вышел южнокорейский фильм «Воин ветра», режиссера Ян Юн-хо. За основу сценария также взят аниме-сериал Karate Baka Ichidai. Если отбросить историческую достоверность, фильм отлично смотрится как драма о человеке, борющемся с судьбой и самим собой. Что уж говорить о том, что бои там поставлены в разы лучше фильмов Ямагути. 

«Воин ветра»

Образ Масутацу Оямы послужил для создания персонажа Ороти Доппо, в анимационном сериале «Боец Баки», о сыне лучшего бойца в мире, который тренируется, чтобы превзойти отца.

Types

There are different ways that Charyeok manifests and is used, those various ways being divided into 7 classes, which are:

Weapon Summoning and Reinforcement: As the name suggests this is when Charyeok is manifested as a force that the user summoned as their weapon and/or uses to bolsters their current weapon. A prime example for this is Na Hanseong’s Aegis Shield. It is a weapon in its own right and can be used to increase the power of his sword. Other examples include Jang Jangmi’s Bastard and Jin Pumgwang’s Hammer.

Hero Summoning: This is when Charyeok is manifested as a distinct entity or object which the user can control, usually based on a deity, hero or beast with a significance in human history. These entities/objects can also be ‘equipped’ to the user, altering their appearance and increasing their natural skills. These Charyeok may be invisible to all but the user, unless they choose to reveal it. Examples include King of the Earth and Haetae.

Parasitic: This type of Charyeok manifests itself as an entity that lives on a part of the user’s body, spreading and growing more powerful with every use. It is currently unknown what will happen if it completely spreads, but it is assumed that the user will gain vast power or be consumed by the entity. Examples of this type of Charyeok are Greed and Yamatano Orochi.

Intuitive: This type of Charyeok is not based on existing objects or legends, but purely on the imagination of the user. It can be affected by the user’s psychological state and relationships with others. Examples include Above and Beneath the Heavens, I Alone am the Great One and Dungeon Master – King of Babel.

  • Direct Contract: As the name implies this is a contract in which a person is directly infused with power by the god, usually by contacting them within their own Realm. Direct contracts also allow the user to more efficiently communicate with the god who gives them power. It is the next level of current Charyeok widely used. Nine-Tails Guardian, Oxen King, Haetae, and Yeo-Po Bong-Seon

    Power Lender-ization/Lineal Descendant: A more advanced form of a direct contract, in which the individual receiving power becomes an avatar of the god and assumes their form, as well as gaining access to the full range of that god’s power. This is only possible because the person receiving power is a lineal descendant of that god. Samuel Rosinante, Jose Natasha Violeta Alexandors, and Judge Q are all lineal descendants of a God with there ancestors being Heracles, Philip II, and Joker respectively.

    are prime examples of this.

Key: A key is a rare and very powerful type of Charyeok which can seal and awaken abilities in mortals and gods alike. Aptly described as «the existence that will drag the gods from heaven», Keys are Charyeok born from intense hatred and wrath. The gods whose power is channelled are powerful entities that oppose the gods of heaven and seek vengeance against them. This hatred is one of the reasons why these particular Charyeok are so powerful. Pandora and Nine-Tails Guardian are prime examples of this.

The Original Way Of Borrowing Power: A type of Charyeok that can only be used by those who break the Taboo. This is one of the most powerful type of Charyeok to exist because the godsThe «Gods» in this context are the Heavenly Realm’s gods, with demons or Human ghosts not included. directly infuse their godly energy into their contractor’s body, with noticeable drawbacks such as the human who uses this type of Charyeok will either get older or younger. An example of the Charyeok in this category is Trinity: The Gods of the Wind, the Rain, and the Clouds

Prayer Awakening

Prayer Awakening is a rare offshoot ability of Charyeok. While Charyeok is activated by the user concentrating their will in an attempt to draw power from the Realm of Gods that will warp reality through a mindset similar to praying, in the case of a Prayer Awakener that power originates from him/herself, allowing his/her greatest wish to be subconsciously manifested.Yun Taesu and Sakura Yui are examples of Prayer Awakeners.

Что такое Чхарёк?

Эзотерическое боевое искусство, созданное в старину корейскими мастерами боевых искусств.

По мнению Масутацу Ояма, основателя стиля каратэ Кёкусин-рю, данный термин означает «заимствование силы» (напомним, что Ояма по своему происхождению был чистокровный кореец). Речь идет о заимствовании силы у природы и прибавлении ее к уже имеющимся человеческим возможностям.

Сущность Чхарек

Сущность чхарёк заключается в интенсивном психофизическом тренинге, осуществляемом по трем направлениям, дополняющим друг друга. Это дыхательно-медитативные упражнения, специальная физическая тренировка, использование особых препаратов. Все это рекомендуется практиковать в условиях дикой природы, в полном одиночестве (как известно, Ояма с этой целью уединился в горах на 18 месяцев).

History

Long ago, humans, monsters, and gods lived on the ancient Earth, where landmasses were still forming and civilization had not yet arisen. The monsters sought to rule over the humans, whom were far weaker than they, and had not yet developed technology on a level to hurt them (humans were living in what would be considered the Stone Age). Mankind was divided and scattered, living in isolated clans, each trying to fend for themselves.

Eventually, a chieftess of a human clan named Ungnyeo appealed to the distant gods to lend them their power. They agreed after much deliberation, and thus Power Borrowing was born, giving the humans the power to defeat the monsters. However, this initial method of power borrowing had noticeable drawbacks eliciting Hwanung to eventually abolish the original power borrowing system, forever changing it into the Charyeok system that is currently present. Breaking the Taboo allows a Charyeok user to revert to the original method of Power Borrowing.

Мастер умер, но его дело живет

В 1994 году в возрасте семидесяти лет мастер Ояма ушел из жизни, оставив после себя один из наиболее жестких стилей каратэ, которым увлекаются миллионы людей в мире. Сейчас его характерными особенностями стали всевозможные удары ногами, особенно в голову, так как удары руками в эту часть тела запрещены. Также бойцов в Кёкусинкай отличает «набитый» корпус, ибо вырубающие удары голым кулаком по печени и солнечному сплетению — классика стиля.

Красота нокаутов в кёкусинкай

Многие известные ныне бойцы вышли именно из этого стиля, среди них — Энди Хуг, Сем Греко, Майк Бернардо, Франциско Филио, Жорж Сен-Пьер. И даже небезызвестный актер Дольф Лундгрен не только занимался кёкусинкай, но и участвовал в соревнованиях.

И хоть постепенно правила гуманизируются, все равно, кёкусинкай остается одним из самых жестких боевых искусств в мире. Чего только стоит испытание хякунин-кумитэ — это добровольный экзамен, когда мастер поочередно бьется по две минуты со ста противниками. Бои в полный контакт, а спортсмен должен победить в половине поединков, чтобы считаться прошедшим тест. Все схватки проходят в один день.

Алексей Горбылев и Олег Артеменко в своей статье «Хякунин-кумитэ — испытание для сильнейших» пишут, что Ояма прошел три раза по сотне боев за три дня. Правда, есть версия, что это миф.

Мастер Ояма не зря выбрал такое имя. Он действительно возвышается как гора на фоне мира единоборств, как один из величайших бойцов, создавший один из крутейших стилей каратэ.

Trivia

  • It was hinted that it was Kim Ungnyeo and Hwanung’s child that spread Charyeok among humans, in order to create a better world for humanity to live in, as per the wish of Hwanung.

    In the original myth, Hwanung’s son with Ungnyeo is Dangun, the legendary founder of Gojoseon, the first Kingdom in Korea. If one were to go by this myth, it would greatly infer that Dangun was the one who spread Charyeok all over the world in the God of High School series.

  • The history of how Charyeok came to be is a political reference to how the USA, using North Korea as a bogeyman, blackmailed South Korea into purchasing US weaponry at outrageous prices through exorbitant sales contracts and unequal military treaties.

Ояма бился с быками ради рекламы

Спустившись с горы Куёсуми в 1949 году, Ояма решил проверить свое мастерство. Для этого он задумал побороться с быком. Нельзя сказать, что до этого такого не делали — например, в соседнем Китае у народности хуэй это было национальным видом спорта. 

Тем не менее, противоборство с пятисоткилограммовой машиной из мышц, копыт и рогов — жесткое испытание для бойца, сама мысль о таком может привести в трепет.

Мастер Ояма начал с того, что нашел знакомого на скотобойне и попытался убить там привязанного быка ударом кулака в лоб — именно в это место его умерщвляли забойщики ударом кувалды. Но бык, несмотря на трещину в черепе и кровь из носа, только взъярился. Как пишет в своей статье «Ояма Масутацу. Смертельная коррида» Олег Артеменко, Ояма не до конца разобрался с технологией забоя быков: позже выяснилось, что на кувалде забойщиков есть специальный шип, который убивал быка, поражая мозг. В той же статье сказано, что, проведя множество схваток, мастер по разным версиям победил 47, 49 или 50 быков. При этом трое животных погибло. 

Слухи о борьбе мастера с быками облетели всю Японию, и он получил прозвище «Ояма — убийца быков». Это был отличный рекламный ход, и известность мастера начала расти все больше и больше.

В 1953 году был проведен первый поединок мастера Оямы с быком, записанный на пленку. Киношники сняли тридцатиминутный фильм, дальнейшая история которого, к сожалению, неизвестна.

Но, мы все-таки можем увидеть кадры противостояния Масутацу Оямы и быка. В 1954 году был снят фильм «Каратэ против свирепого быка» режиссера Хара Тиаки. И часть этого фильма дожила до наших дней. В коротком фрагменте можно видеть, как Ояма борется с быком, хватает его за рога и валит на землю. Правда, в процессе борьбы он пользуется еще и веревкой, вдетой через кольцо в нос животного. Это место очень чувствительно и любые манипуляции с ним заставляют быка слушаться противника. Тем не менее, бык умудрился полоснуть по животу Оямы, оставив рану. Пройди рог на пять миллиметров глубже, он зацепил бы внутренние органы.

https://youtube.com/watch?v=TjZAJBVMuLA

Заканчивается поединок тем, что мастер валит быка на землю и якобы отбивает ему рог ударом руки: видны замах и удар, а затем только как рог уже катится по земле. 

Перед боем с быком была и специальная тренировка. Во время занятий ученики часто брали доски с клиньями, изображающие рога быка и набегали на Ояму по очереди с разных сторон. Он же уворачивался. В другом упражнении бралась строительная тележка, на нее клали мешки с песком и устанавливали имитацию рогов. Ученики толкали тележку на мастера, он хватался за ее «рога» и пытался перевернуть.

Проводил поединки с быками Ояма и за границей. И если в США защитники животных запретили ему такие бои, то в Мексике в 1957 году мастер чуть не погиб: завистливые местные тореадоры накачали быка стимуляторами и тот повредил Ояме колено. Об этом поединке известно из книги ученика мастера Маки Хисао «Масутацу Ояма. 10 смертельных поединков».

По утверждениям самого Оямы, он хотел биться также и с тигром, медведем и гориллой. Но, к счастью для всех, эти поединки запретили.

Стив Арнейл с мастером Оямой

Ояма не только сам боролся с животными, но и хотел того же от учеников. Однажды мастер обратился к своему ученику из Африки, Стиву Арнейлу, с просьбой победить крокодила, чтобы прорекламировать школу. Стив сначала пытался отговорить мастера от затеи, но в конце концов сдался.

Приехав к другу на крокодилью ферму, он рассказал о своем желании, на что тот предложил для начала просто подойти к животному. Как только Стив двинулся к крокодилу, тот в ярости раскрыл пасть и бросился на него. По словам Арнейла, никогда он так быстро не бегал и так громко не визжал.  

Цель тренинга

Тренинг по системе чхарёк направлен на то, чтобы человек мог все большее количество протекающей сквозь него энергии часоджа превращать в чонсо, все в большем объеме хранить чонсо в своих нервных клетках и все более рационально использовать в различных целях. В свою очередь, это существенно расширяет возможности тела, так как резко возрастает скорость передачи сигналов по нервам, а мозг значительно эффективнее управляет любыми участками организма. Мышцы при этом не увеличиваются в объеме, но становятся более «качественными».

Ёк Бальсан указывает, что психофизический тренинг по системе чхарёк предусматривает достижение трех уровней знаний и умений, называемых соответственно «Земля», «Воздух» и «Небо». В свою очередь, каждый из этих уровней включает десять этапов, или «шагов» совершенствования.

В свою очередь, первый раздел включает четыре группы технических приемов:

  • Вэ гон, или удары руками и ногами, блоки, захваты, броски, болевые рычаги и выкручивания, удушения, нажимы на болевые точки. Иными словами, это бой голыми руками;
  • Муё гон, или техника работы с традиционным корейским оружием. Основные виды — шест, копье, дубинка, меч, нож;
  • Нэ гон, или приемы накопления внутренней энергии и управления ею через дыхательно-медитативные упражнения;
  •  Син гон, или работа с сознанием. Сюда входят: техника гипноза, вхождение в транс, прикладная психодиагностика, а также искусство маскировки и скрытного проникновения, восходящее к «сульса» — тайным лазутчикам, элите древних хваранов.

Раздел ин суль включает в себя траволечение, костоправство, акупунктуру (иглоукалывание) и акупрессуру (лечебный точечный массаж).

Не менее важным считается изучение корейской истории, обычаев, литературы, философии, поскольку для лучшего понимания любой традиционной системы любого народа требуется Знание ее традиционной культуры.

В полном соответствии с принципами хварандо, братья Ли открыли в США школу для детей корейского происхождения, где они находятся на полном пансионе, совмещая учебу по американским учебным программам с занятиями хварандо в рамках указанных разделов, а также с изучением корейского языка, истории и культуры.