Йоханнес тинес бё

Детство и юность

Йоханнес Тиннес Бё родился 16 мая 1993 года в небольшом городке Стрюн, находящейся в административном районе Согн-ог-Фьюране, центральной части Норвегии. Так как Йоханнес Бё родился в середине мая, знак зодиака спортсмена – Телец. Семья Бё большая, у Йоханнеса три брата и сестра: старшие братья Расмус и Тарьей, сестра Мартина и младший брат Гёте.

Отец будущего олимпийского чемпиона Клемент Бё работал в сфере фермерского хозяйства, а позднее вышел на пенсию. Аслауг Тиннес, мать Йоханнеса Бё, работала в больнице физиотерапевтом. Семья придерживалась здорового образа жизни, тем самым подавая детям хороший пример, повлиявший на дальнейшую жизнь.

Йоханнес Бе и его брат Тарьей Бё

Брат Тарьей Бё – гордость Норвегии, 9-кратный чемпион мира, олимпийский чемпион, обладатель Кубка мира. Кем еще должен стать младший Йоханнес, когда перед глазами такой образец для подражания, вопрос не стоял.

В детстве Йоханнес поначалу выбрал футбольную школу, за день до начала занятий родители убедили мальчика испытать удачу в биатлоне – зимнем виде спорта, сочетающим езду на лыжах и стрельбу из винтовки. Спустя 2 месяца сын похвастался двумя золотыми медалями летнего чемпионата по биатлону. Йосе, как зовут спортсмена близкие, тогда только исполнилось 16 лет.

Восемь тысяч метров под килем

Бе-200 может использоваться на аэродромах класса B и водоемах глубиной не менее 2,6 м. В шторм посадить его на воду не удастся, но при легком волнении в три балла и высоте волны до 1,2 м самолет чувствует себя уверенно. Максимальная высота полета  − 8100 м, максимальная скорость − 700 км/ч,  перегоночная дальность полета − 3500 км. 

Самолет Бе-200 успешно эксплуатируется с аэродромов класса B с длиной ВПП 1800 м, а также с любых пресноводных либо морских водоемов глубиной 2,6 м и высотой волны до 1,2 м (волнение – 3 балла). Забор воды на Бе-200 производится через два откидывающихся «уха» в днище. Сброс воды может производиться целиком или дозированно из отделений бака. 

Бе-200 может забрать 12 т воды за 12-15 секунд. Для точного сброса воды пилоты должны обладать определенными снайперскими навыками, делать поправку на ветер и тому подобное – никакой автоматики здесь не предусмотрено.  

Фото: Александр Маркин / wikimedia.org

По сравнению с сухопутными самолетами для тушения лесных пожаров, которые могут брать большой объем воды и которым каждый раз приходится возвращаться на аэродром для пополнения баков, Бе-200 может выполнить примерно в десять раз больше циклов «забор-сброс» за то же время. 

Для спасения людей на водах на фюзеляже самолета открывается большой люк, через который можно не только попасть на борт своим ходом, но и загрузить раненых. Спасательная модификация Бе-200 оснащается четырьмя надувными плотами, при помощи которых можно спасать людей из воды. Мобильный госпиталь на борту позволяет медикам оказывать первую помощь пострадавшим.

Бе-200 способен, подобно обычному автонавигатору, запоминать маршрут и автоматически перемещаться между водоемом и очагом пожара. Эта способность очень важна при работе в большом задымлении, когда отсутствуют визуальные ориентиры.  

Летающая лодка может при незначительном переоборудовании превращаться в поисково-спасательный, грузовой, пассажирский, санитарный или патрульный самолет. При этом основная функция Бе-200 − тушение пожаров − сохраняется.
 

«Альтаир», брат «Альбатроса»

Летающая лодка Бе-200 умеет производить эффект. Впечатляет, когда видишь, как эта громада приземляется на воду или, легко глиссируя по глади водоема, за считаные секунды набирает в баки тонны воды. И если для обычного самолета посадка на воду – экстренный случай, то для самолета-амфибии − это привычный рабочий момент. Не меньший восторг вызывает зрелище, когда Бе-200 раз за разом прицельно обрушивает воду на горящий лес. 

История Бе-200 началась в 1980-е годы, когда в Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г.М. Бериева (ТАНТК) шла работа над противолодочным самолетом-амфибией А-40 «Альбатрос» для военных. Он впервые поднялся в воздух в 1986 году и стал самым крупным реактивным самолетом-амфибией в мире. Параллельно рассматривалась и его гражданская модификация, актуальная в период перестройки и расширения конверсии.  


Советский самолет-амфибия А-40 «Альбатрос» на Парижском авиасалоне 1991 года

Однако внушительные размеры и взлетная масса «Альбатроса» в 86 тонн не позволяли эффективно использовать его на гражданской службе, и выйти на рынок с таким гигантом было довольно непросто. Так появился проект младшего брата «Альбатроса». Новый самолет-амфибия разрабатывался под шифром А-200, который впоследствии трансформировался в знаменитый Бе-200 «Альтаир». Важным решением в судьбе самолета стала идея сделать его многофункциональным, способным в полной мере воспользоваться преимуществами аэрогидродинамической схемы для различных целей. Для упрощения работы в Бе-200 были использованы многие успешные решения, найденные при создании А-40. 

Постройка самолета была организована на Иркутском авиазаводе. В воздух первый опытный Бе-200 поднялся в 1998 году, а первый полет с воды состоялся в 1999 году. В 2001 году самолет получил российский сертификат типа ограниченной категории для противопожарного варианта, а в 2003-м получен сертификат типа согласно российским стандартам АП-25 для многоцелевого использования.  
  
 

Личная жизнь

Сейчас спортсмен постоянно живет и тренируется в Лиллехаммере.

Тарьей пока не женат и уклоняется от вопросов о личной жизни, однако от отсутствия внимания высокий (рост Бё – 185 см, вес – 76 кг) голубоглазый блондин не страдает. С 2012 года подругой спортсмена считалась Кристин Шантель Гримстад.

Осенью 2017 года в Сеть просочилась новость о новой девушке Бё – продюсере и радиоведущей Гите Симонсен. Пара романтично объявила о своих отношениях в соцсетях. Биатлонист выложил фото теней обнимающихся влюбленных, создав интригу, а Симонсен на своей странице в «Инстаграме» разместила селфи с Тарьеем и сообщила, что познакомила молодого человека с семьей.

На вопрос о детях Бё пошутил, что ждет, когда закончит карьеру в биатлоне дочь его кумира Уле-Эйнара Бьорндалена и 3-кратной олимпийской чемпионки Дарьи Домрачевой. Девочка родилась в 2016 году, и ей уже прочат звездное будущее при таких-то родителях.

Тарьей Бё и Гита Симонсен

О чувстве юмора братьев Бё, как и норвежской сборной в целом, ходят легенды, поступки быстро тиражируются новостными лентами. Так, на одном из чемпионатов мира Тарьей вместе с другом по команде Эмилем Хегле Свендсеном в шутку угнал автомобиль российской спортсменки Светланы Слепцовой, который та на время оставила открытым. После норвежец даже выучил на русском фразу:

Позже биатлонист пустил слух, что приезжает в Москву, но не на соревнования, а чтобы жениться на Светлане. По собственному признанию Тарьея, именно русские лучше всех реагируют на приколы норвежцев.

Доставила головную боль тренерскому штабу и вечеринка по поводу золотой победы на Олимпиаде. Тогда Тарьей и товарищи, пребывая в отличном настроении, спустили колеса автомобилей, принадлежащих шведам и великому Бьорндалену.

Самой известной шуткой в журналистской, и не только, среде считается стриптиз для Туры Бергер на этапе Кубка мира 2012/2013. Однако обладательница Кубка мира шутку не оценила.

У знаменитого норвежца есть личные странички в «Инстаграме» и «Фейсбуке», на которых он выкладывает фото с тренировок, соревнований и отдыха.

Вымышленные персонажи по имени Йоханнес

  • Йоханнес Кабал, главный герой серии фантастических романов и рассказов Джонатана Л. Ховарда о сверхъестественном . Среди романов: Некромант Йоханнес Кабал (2009), Детектив Йоханнес Кабал (2010), Йоханнес Кабал: Институт страха (2011). Рассказы: «Иоганнес Кабал и бурный день» (2004 г.), «Уходящий король демонов» (2006 г.), «Работа Эрешклига» (2010 г.) и «Дом Механизмов» (2011 г.).
  • Йоханнес (Предатель) — главный антагонист в видеоигре Rogue Legacy . В конце игры выясняется, что он предал короля и его семью и обнаружил Фонтан молодости. Он предок игрока.
  • Йоханнес «Джоджо» Бецлер, главный персонаж фильма « Кролик Джоджо»

Крылатый огнеборец

После создания первых моделей ТАНТК продолжил развитие гражданского самолета-амфибии. В 2002 году в небо впервые поднялся модифицированный Бе-200ЧС (Be-200ES-E в экспортной версии). Эта модель самолета максимально адаптирована под требования основного заказчика − МЧС − и отличается от базовой рядом деталей. На самолете установлены модернизированный бортовой пилотажно-навигационный комплекс АРИА-200М, новые системы ЭДСУ и СПУ-200ЧС, бортовая система наблюдения AOS, система внешнего звукового оповещения SGU-600 и прожектор SX-5. Грузовая кабина оборудована двумя местами для наблюдателей, которые через специальные куполообразные иллюминаторы−блистеры могут проводить визуальный мониторинг местности. 

Бе-200ЧС может использоваться для доставки спасателей, оборудования и грузов в районы стихийных бедствий, эвакуации пострадавших, поиска и обнаружения кораблей и судов, терпящих бедствие, выявления очагов чрезвычайной ситуации и других целей. 


Фото: Дмитрий Терехов / wikimedia.org

С 2004 года самолеты Бе-200 участвуют в спасательных операциях и тушении пожаров в России и по всему миру. Летающая лодка уже помогала пожарным во Франции, Португалии, Италии, Греции, Индонезии и Израиле, а с 16 июня этого года два российских самолета-амфибии несут противопожарную вахту на территории Турции.     

В 2010 году Бе-200 получил сертификат Европейского агентства по безопасности полетов (EASA). Специалисты уверены, что за минувшие 20 лет у Бе-200 не появилось достойных отечественных и зарубежных конкурентов. По ряду летно-технических характеристик российская амфибия до сих пор не имеет аналогов в мире.

Биатлон

Спортивная биография Бё – как американские горки: победный триумф сменяется разочарованием, за которым вновь следует подъем.

Мир услышал о новой звезде биатлона на юниорском чемпионате мира в Преск-Айле, США, на котором Тарьей завоевал золото в индивидуальной гонке и серебро – в гонке преследования. В следующем году в Италии норвежцу достались 2 серебра – в гонке преследования и в эстафете. Несколько сдал позиции Бё на чемпионате 2009 года в канадском Канморе: оттуда биатлонист привез 2 бронзовые награды, индивидуальный зачет сдал на 23-м месте.

Реабилитировался Тарьей на первенстве континента, проводимом в России, где завоевал золотые медали в 3 категориях – индивидуальной гонке, спринте и пасьюте. По результатам сезона 2009/2010 тренеры норвежской сборной сделали вывод, что Бё гарантированно едет на Олимпийские игры в Ванкувер. Из Канады биатлонист привез золотую медаль, добытую в эстафете, и оказался самым молодым норвежцем, завоевавшим олимпийское золото.

Тарьей Бё и его брат Йоханнес Бё

Сезон 2010/2011 оказался поистине золотым в жизни Бё. Счастливой стала трасса чемпионата мира в Ханты-Мансийске, которая принесла спортсмену золото в смешанной эстафете, эстафете мужчин и индивидуальной гонке, а также бронзу в спринте и гонке преследования. Под конец сезона биатлонист выиграл Кубок мира.

Всего за сезон 2010/2011 он завоевал 8 золотых и еще 8 серебряных и бронзовых медалей и стал обладателем двух малых «хрустальных глобусов» в спринте и гонке преследования.

В 2013 году Тарьей, восстановившись после болезни, выиграл «всего лишь» 3 золотые медали мирового первенства. На Кубке мира Бё-старшему пришлось соревноваться уже с младшим братом Йоханнесом. Затем опять начались проблемы со здоровьем, что сказалось на выступлении на Олимпиаде в Сочи. Тогда биатлонисту досталось только 4-е место в эстафете.

2015 год сложился без высшей ступени пьедестала, однако Бё выиграл 3 индивидуальные бронзы, серебро в эстафете и бронзу в смешанной эстафете.

Весь следующий сезон Тарьея кидало по турнирной таблице с неподобающего 54-го места в спринте до побед в мужской эстафете и бронзы в смешанной. В общем зачете Кубка мира спортсмен остановился на 5-й позиции.

Биатлонист Тарьей Бё

Сезон 2016/2017 спортсмен назвал худшим в своей жизни. Тарьею пришлось долго восстанавливаться после болезни и бороться за прежнюю форму. Хотя весной его включили в состав сборной Норвегии для участия в Кубке мира и чемпионате мира в австрийском Хохфильцене, осенью руководство заявило, что биатлонист пропустит старт сезона. В общем зачете Кубка мира Бё опустился на 36-е место.

Бё не из тех, кто опускает руки и пасует перед трудностями. Спорт для него – и работа, и хобби. Вот и в сезоне 2017/2018 биатлонист собрал волю в кулак и выиграл спринт 1-го этапа Кубка мира в шведском Эстерсунде.

Но, по всей видимости, напряженная гонка отняла у Бё много сил, потому что на норвежском этапе спортсмен оказался лишь 5-м в гонке преследования, а на оставшихся этапах и вовсе не попал в десятку сильнейших.

Результатами сезона 2018/2019 стали серебро в дебютной индивидуальной гонке на чемпионате Европы в Беларуси. Также норвежец стал победителем спринта и выиграл в гонке преследования. Эти результаты позволили Бё стал 2-кратным чемпионом Европы.

30 ноября 2019 года стартовал Кубок мира по биатлону 2019/2020. Тарьей показал 2-й результат в спринте и смешанной эстафете, а также получил золото в эстафете на 1-м этапе в Эстерсунде.

На 2-м этапе Кубка мира в Хохфильцене в копилку Бё пошло золото в эстафете, в Анси спортсмен получил серебро в спринте и бронзу в масс-старте.

В Рупольдинге норвежец завоевал серебро в эстафете, а в Поклюке продемонстрировал 2-й результат в смешанной эстафете.

Итогом выступления в Нове-Месте стало 3-е место в спринте и лидерство в эстафете.

Йоханнес Бе сейчас

В сезоне 2017/2018 поклонники наблюдают захватывающий поединок двух ярчайших спортсменов последних пяти лет – Йоханнеса Бё и Мартена Фуркада. Шведский этап принес Йоханнесу две победы. На этапе Кубка мира в Хохфильцене Бё выиграл гонку преследования, его принципиальный соперник пришел третьим. В гонке с масс-старта на этапе в Анси победа досталась французу, норвежец занял второе место.

Йоханнес Бе в 2017 году

Йоханнес Бё — в числе немногих именитых спортсменов, не побоявшихся высказаться в защиту сборной России на фоне допингового скандала. В интервью для норвежского канала NRK Бё заявил, что любой спортсмен невиновен, пока нет подтверждений обратному. Россия, в силу высокого интереса в стране к биатлону, должна присутствовать на соревнованиях, и мировое спортивное сообщество обязано её в этом поддерживать. 

Хотя у многих в памяти свежи резкие слова Йоханнеса в адрес российского лыжника Александра Логинова, уличенного в употреблении допинга. И перед чемпионатом мира в Хохфильцене в феврале 2017-го Бё не пожелал разводить дискуссию по поводу возвращения Логинова в спорт, просто сказав, что вызов того в сборную – это глупость.

«Мы столкнулись с серьёзными коммуникационными проблемами»

Для установления истины представители IBU взяли паузу и внимательно пересмотрели видео и фото записи прошедшей гонки. После чего, документально подтвердив факт нарушения, вынесли наказание — лишили Бё-младшего 43 очков.

Спортивный директор IBU Феликс Биттерлинг объяснил столь долгое рассмотрение дела тем, что специалистам пришлось столкнуться с серьёзными коммуникационными проблемами.

Помимо очков в итоговом зачёте Кубка мира норвежец отказался и от призовых за гонку. За четвёртое место в Солт-Лейк-Сити Йоханнес получил €7 тысяч.

Также по теме


Опоздание Гараничева, промахи Бё и недовольство Васнецовой: итоги этапа Кубка мира по биатлону в США

В американском Солт-Лейк-Сити завершился 8-й этап Кубка мира по биатлону. Лидер общего зачёта турнира Йоханнес Бё не сумел завоевать…

Однако несмотря на позитивную реакцию со стороны самого Йоханнеса, один из норвежских экспертов Ула Лунде подверг критике действия Международного союза биатлонистов и заявил, что в организации частично нарушают регламент.

«Выстрелы на стрельбище измеряются электронным способом, и ответственное лицо должно немедленно сообщить главному судье, если что-то пошло не так. Более того, этот же человек должен уведомить и проверяющего оружие, после того как стрельба завершена. Только в этом случае дело можно открывать и рассматривать», — уверен специалист.

Потеря 43 очков не слишком сильно отразилась на результатах Йоханнеса Бё в общем зачёте Кубка мира. Он продолжает удерживать лидерство, опережая на 291 очко ближайшего преследователя — Александра Логинова. В зачёте же гонок преследования отрыв норвежца от россиянина сократился до 22 очков.

Люди по имени Йоханнес

  • Ален Йоханнес , урожденный Ален Йоханнес Mociulski, американский мультиинструменталист
  • Йоханнес Аавик (1880–1973), эстонский филолог и феннофил
  • Йоханнес Асбьёрнссон , исландский радио и телеведущий
  • Йоханнес Биттер (1982 г.р.), немецкий вратарь по гандболу
  • Йоханнес Бьельке-Петерсен , бывший премьер Квинсленда
  • Иоганнес Брамс , немецкий композитор-романтик
  • Йоханнес Брост (1946–2018), шведский актер
  • Джоаннес Корвус , фламандский художник
  • Йоханнес Эдфельт , шведский писатель
  • Йоханнес Гейс , немецкий футболист
  • Иоганн Гутенберг (1400–1468), немецкий печатник.
  • Йоханнес Хассебрук (1910–1977), комендант немецкого нацистского концлагеря СС
  • Йоханнес Хестерс (1903–2011), голландский актер, певец и артист
  • Йоханнес Хелмс (1828–1895), датский писатель и учитель.
  • Йоханнес В. Йенсен , датский писатель и лауреат Нобелевской премии победитель
  • Иоганн Иерусалимский (1042–1119), настоятель монастыря в Везеле, Франция.
  • Йоханнес Йонссон , исландский бизнесмен
  • Йоханнес Кебин (1905–1999), советский эстонский политик
  • Йоханнес Кархапяя (1884–1918), финский миссионер и святой Восточной православной церкви.
  • Йоханнес Касс (1949 г.р.), эстонский политик
  • Иоганн Кеплер , немецкий астроном 17-го века
  • Йоханнес Керкоррел , южноафриканский певец и музыкант
  • Йоханнес Коткас (1915–1998), эстонский борец
  • Йоханнес Леймена , основатель индонезийской христианской партии
  • Иоганнес Линнанкоски (1869–1913), финский писатель
  • Йоханнес Линстед , отмеченный наградами гитарист и композитор
  • Йоханнес Леттер , бурский комендант во время англо-бурской войны
  • Иоганнес Люциус , далматинский историк
  • Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт , композитор классической эпохи
  • Йоханнес Орасмаа (1890–1943), генерал эстонской армии
  • Йоханнес Пяэсуке (1892–1918), эстонский фотограф и кинорежиссер.
  • Йоханнес Casparidis Rachlitius (1593-1657), Силезский -born преподаватель из Выборгской гимназии
  • Йоханнес Рау (1931–2006), немецкий политик
  • Иоганн Райнфельденский (1340 г. — неизвестно), автор первого описания игральных карт в Европе.
  • Йоханнес Рихтер (баскетбол) (1993 г.р.), немецкий баскетболист
  • Иоганнес Рудбекюс (1581–1646), шведский епископ
  • Йоханнес Семпер (1892–1970), эстонский писатель и переводчик.
  • Йоханнес Сиккар (1897–1960), эстонский политик
  • Йоханнес Соодла (1897–1965), эстонский военный.
  • Йоханнес Ундуск (1918–1979), эстонский политик-коммунист
  • Йоханнес Варес (1890–1946), эстонский поэт, врач и политик.
  • Йоханнес Вермеер , голландский художник
  • Йоханнес Феттер , немецкий спортсмен
  • Йоханнес Виролайнен , бывший премьер-министр Финляндии
  • Йоханнес Фойгтманн , немецкий баскетболист
  • Йоханнес Вольвенд , дзюдоист и спортивный чиновник Лихтенштейна
  • Йоханнес IV , эфиопский император XIX века

Как устроен «летучий корабль»

По характеристикам Бе-200 близок к штурмовикам, но, в отличие от боевых самолетов, его водяные «бомбы» – исключительно мирные. Важный момент: несмотря на «земноводный» характер, Бе-200 по своим данным практически ничем не уступает аналогичным сухопутным самолетам.   

Бе-200 «Альтаир» вобрал в себя множество инноваций как отечественного, так и мирового уровня. К примеру, впервые в практике создания гидросамолетов КБ Бериева была применена трехканальная электродистанционная система управления ЭДСУ-200, которая обеспечивала высокую маневренность и уверенный пилотаж в экстремальных условиях. Еще одно интересное решение – в кабине пилота отказались от штурвалов и установили ручки управления, как у истребителя. 

Фото: Александр Маркин / wikimedia.org

«Летучий корабль» ТАНТК им. Бериева объединяет в себе элементы воздушного и водного судна.  Например, в кабине-рубке самолета рядом с авиационными приборами можно увидеть и морское оборудование. На борту Бе-200 даже имеется настоящий якорь. 

Силовая установка включает в себя два турбореактивных двухконтурных двигателя Д-436ТП, установленных на пилонах над корневой частью крыла для предотвращения попадания брызг воды при взлете и посадке.

Для мировой гидроавиации характерны турбовинтовые схемы, Бе-200 же является единственным в мире гражданским самолетом-амфибией с реактивными двигателями. Преимущество реактивного Бе-200 перед другими пожарными самолетами – высокая скорость, позволяющая предотвращать распространение пожара на ранних этапах.  

Планер самолета частично выполнен из композитов. В первую очередь, конечно, для борьбы с коррозией – основным врагом любого гидросамолета. В основном же фюзеляж изготовлен из антикоррозионных алюминиево-литиевых сплавов. Впервые в отечественном гидросамолетостроении кабина самолета была сделана полностью герметичной по всей длине.