Причина смерти айртона сенна

Айртон Сенна и главный соперник

Главным соперником для Айртона Сенна был Ален Прост. «Битвы» между двумя гонщиками происходили на виду у всех любителей автоспорта в конце 80–х и в начале 90–х годов. Первое знакомство мужчин произошло в 1984 году на вечере, организованном компанией «Мерседес». После корпоратива Прост предложил Сенна его подвести. Спустя много лет Ален вспоминал:

«Он был не очень разговорчив. Мне казалось, что его увлекло то, что я достаточно быстро ехал по автобану. Он тогда сказал мне: «Ну ты и гоняешь».

В этом же году состоялось первое их «знакомство» на трассе в Монако. В тот день шел сильный дождь. Ален Прост лидировал на трассе, а Сенна прилагал все усилия, чтобы догнать соперника. Когда разрыв между ними составлял порядка 15 секунд, Прост призвал остановить гонку в связи с погодными условиями, и судьи это сделали. Так Прост стал первым, а Айртон – вторым. Долгое время Сенна не мог простить Алену такого поступка, потому что верил, что через пару кругов он бы обогнал соперника и пришел к финишу первым.

Настоящее же состязание началось в 1988 году, когда оба гонщика стали напарниками по команде McLaren. Вот что вспоминает Ален Прост по этому поводу:

«У Айртона была цель. Было очевидно, что он пришёл в «Формулу 1» с конкретной целью, и ею был я. Он очень хотел победить, потому что считал меня лучшим гонщиком той эпохи».

Окончательное объявление войны произошло в 1989 году, когда Прост и Сенна договорились не атаковать соперника, если кто-то один из них проиграет старт. Это было Гран-при Сан-Марино, где первым был Прост, но Сенна сделал контратаку и выиграл гонку. Но все же после долгого соперничества им удалось помириться – это произошло незадолго до гибели бразильского гонщика.

Айртон Сенна и Ален Прост

Дорога к славе

Первым серьезным поводом для гордости послужила победа в чемпионате, проходящему в Южной Африке в 1977-м. Последовали незамедлительно участия в более масштабных турнирах, например чемпионаты мира. Только в чем беда – постоянно что то мешало молодому гонщику и он мог дотянуться лишь до вторых мест, первые ему никак не давались.

Удача улыбнулась только через год. В Европе проходил британский чемпионат Формулы-Форд. Там то и заметили подающего надежды гонщика.

Затем уже пошли более внушительные награды и заезды. Примечательно то, что он решает взять себе псевдоним, объяснив это широкой распространенностью в Бразилии фамилии Сильва. Отныне он ездит под девичьей фамилией своей мамы – Сенна.

Гран-при Сан-Марино 1994 года

Уик-энд в Сан-Марино стал самым страшным событием в автоспорте за всю его историю. В пятницу на тренировке в аварию попал Рубенс Барикелло. Он сломам нос и ребра, и не смог продолжить выступление в текущем уик-энде. Затем, на квалификации трагически погиб Роланд Ратценберг, врезавшись в стену в повороте Villeneuve на скорости 320 км/ч. И после всего, на седьмом круге гонки в повороте «Тамбурелло» в стену врезался Айртон Сенна.

https://youtube.com/watch?v=6T79egx56HM

Машину гонщика сорвало с траектории. После аварии пилот остался неподвижно сидеть в разбитой машине, что свидетельствовало лишь об одном: у Айртона серьезные повреждения. В скоро времени зрители смогли увидеть, как голова Сенны шевельнулась, но, к сожалению, это оказался лишь мышечный спазм: мозг пилота был сильно поврежден.

Стюардам удалось вытащить истекающего кровью гонщика из машины, после чего он был загружен в вертолет и доставлен в больницу, где врачи после электроэнцефалограммы констатировали биологическую смерть мозга. Такой диагноз означал, что жизненные функции тела Айртона смогут функционировать, но вернуться к обычной жизни или хотя бы открыть глаза он уже никогда не сможет. В рукаве комбинезона у пилота нашли австрийский флаг: вероятно, Сенна хотел посвятить свою победу погибшему за день до него гонщику Ратценбергу, но никому об этом не сказал.

После расследования происшествия эксперты пришли к выводу, что во время удара переднее правое колесо вместе с рычагами подвески отлетело в голову болида и пробило шлем. Пилот получил травму, несовместимую с жизнью.

Жизнь Айртона Сенны оборвалась с той же молниеносной скоростью, с которой он показывал высший пилотаж на лучших трассах мира.

15.11.2016

26.07.2021

01.04.2020

08.09.2021

02.06.2017

24.03.2020

13.11.2018

09.07.2019

30.08.2019

03.10.2016

29.06.2016

31.01.2019

24.05.2019

23.05.2017

13.03.2018

05.10.2021

14.05.2019

22.11.2017

Путешествия

«Формула 1»

Карьера спортсмена в «Формуле-1» началась в 1984 году с малоизвестной команды Toleman. Первое очко своей команде молодой человек принес 7 апреля на соревнованиях Гран-при Южной Африки. В Тоулмене гонщик не удосуживался первого места. 

После Toleman Сенна участвовал в более сильных командах. Так с 1985-го по 1987 он пребывает в команде Lotus, затем становится участником коллективов McLaren и Williams. 

За участие в «Формуле-1» Айртон Сенна 65 раз занимал первые места в квалификациях – этот рекорд спортсмены не могли побить даже после смерти автогонщика в течение двенадцати лет. Поклонники «Формулы-1» до сих пор пересматривают видео двадцатилетней давности с участием спортсмена. 

Заклятые враги: Ален Прост и Айртон Сенна

С 1988 года Айртон Сенна перешел в McLaren, где на тот момент в качестве боевого пилота уже находился двухкратный чемпион мира Ален Прост. Так было положено начало одному из самых жестких противостояний в автоспорте за всю его историю. Из 16 Гран-При гонщики «Макларен» выиграли 15. Восемь побед принадлежало Сенне, семь Просту.

За чемпионство 1989 года боролись те же двое. Сенна показывал отличную езду на «мокрых» Гран-при и часто брал поул-позицию, а Прост лидировал на сухой трассе и часто не давал Сенне пройти себя.

Чемпионом в итоге стал Ален Прост после инцидента на трассе в Судзуке. Сенна совершил опасный маневр в попытке обогнать Проста, в результате чего гонщики столкнулись. Сенна смог доехать до боксов, поменять антикрыло и выиграть гонку, однако после финиша он был дисквалифицирован.

В 1990 году Прост ушел в Ferrari, объяснив это тем, что в «Макларен» ему предпочли Сенну. Но в итоге исход сезона решился на той же трассе, что и в прошлом году. Оба пилота вновь столкнулись в борьбе и, не желая уступать друг другу, столкнулись на первом круге. Обоюдный сход Сенны и Проста привел к тому, что Айртон снова стал чемпионом, поскольку на момент аварии у него в запасе было больше очков.

литература

  • Кристофер Хилтон: Айртон Сенна — Hart am Rande des Genies, Serag, Pfäffikon SZ 1991, ISBN 3-908007-65-8 .
  • Кристофер Хилтон: Айртон Сенна , Сераг, Pfäffikon SZ 1994, ISBN 3-908007-74-7 .
  • Кристофер Хилтон: Айртон Сенна — Как время летит, Сераг, Pfäffikon SZ 1999, ISBN 3-908007-85-2 .
  • Вилли Кнупп: Айртон Сенна — Лебен-ам-Предел , Моторбух, Штутгарт, 1994, ISBN 3-613-01641-9 .
  • Том Рубайтон: Айртон Сенна — Жизнь на пределе (оригинальное название: Жизнь Сенны , переведенная Клаудией Буххол), Делиус Класинг, Билефельд 2013, ISBN 978-3-7688-3685-2 .
  • Карин Штурм: Айртон Сенна — Его победы — его наследие , Спортверлаг, Берлин 1994, ISBN 3-328-00642-7 .

«Волшебник», «Человек дождя», «Лучший гонщик F1 всех времен», кто же такой Айртон Сенна?

Айртон Сенна да Силва родился в 1960 году в Сан-Паулу, Бразилия, и с раннего детства увлекался машинами. Будущий трехкратный чемпион мира «Формулы-1» впервые сел за руль картинга в возрасте 4 лет – этому поспособствовал отец гонщика, занимавшийся в то время продажей земли и имевший неплохой заработок.

В 13 лет Айртон принял участие в своей первой гонке на картинге. Она проходила на городских улицах. В качестве квалификации молодые гонщики вытягивали «в слепую» бумажки со стартовыми номерами. Сенне повезло, ему досталась бумажка с номером один, и он стартовал с «поула». Во время гонки неопытный пилот медленно проходил повороты, однако на прямых маленький Сенна был быстрее всех: все остальные гонщики были больше него и, как следствие, тяжелее, а значит, могли развить меньшую максимальную скорость. В одном из поворотов в Айртона врезались сзади, и он вылетел с трассы, сойдя со своей первой гонки.

В 1978 году гонщик переехал в Европу, где пересел в формульную машину и принял участие в серии «Формула-Форд 1600», где в первом же сезоне одержал уверенную победу. Затем, в 1982 году Сенна выиграл британский и европейский чемпионаты в серии «Формула-Форд 2000» и продолжил приближаться к мечте стать гонщиком «Формулы-1», перейдя в британский чемпионат F3. Там он выиграл 13 гонок из 20.

История только начинается…

По ходу выступления в «Формуле-3» в 1983 году гонщик тестировал машины различных команд F1: «Уильямс», «Макларен», «Брэбем», «Тоулман». В итоге он получил место боевого пилота в последней из них на сезон 1984 года. Интересный факт: до выступления в F3 пилот выступал под фамилией отца — Да Силва, но так как она была достаточно сильно распространена в Бразилии, он начал использовать фамилию матери — Сенна.

Первое Гран-При за команду Toleman для Сенны закончилось сходом. Однако уже со второго этапа, в Кьялами, гонщик начал показывать свой талант пилота и занял 6 место, продемонстрировав отличный результат по ходу заезда, несмотря на более технически совершенные болиды своих соперников. Гонщик три раза оказывался на подиуме за весь сезон. В самом престижном Гран-При Монако Айртону удалось занять второе место, показав невероятную езду по мокрой трассе и опередив соперников на более быстрых машинах. По итогам сезона гонщик набрал 13 очков и 9 место в личном зачете.

В следующем году, несмотря на двухлетний контракт с Toleman, Айртон Сенна перешел в команду Lotus, где должен был продемонстрировать выдающиеся результаты. Однако болид Lotus оказался слишком прихотливым и ломучим, поэтому из 16 гонок пилот смог доехать до финиша лишь в девяти, выиграв из них всего две: в Португалии и Бельгии. По итогу сезона Айртон принял решение продолжить выступать в F1 на автомобиле Lotus, заняв при этом 4 место в чемпионате.

Перед следующим сезоном 1986 года инженеры Lotus хорошо поработали над машиной. В первом Гран-При в Бразилии Айртон смог занять второе место, уступив лишь своему соотечественнику Нельсону Пике. На втором же этапе гонщик одержал первую долгожданную победу. Но счастье продлилось недолго: уже на третьем Гран-При у «Лотуса» снова начались проблемы с надежностью, и лидировавший на тот момент в чемпионате Сенна вынужден был сойти с дистанции.

Последний сезон в Lotus для Айртона Сенны закончился дисквалификацией в финальной гонке. Сначала компания Renault, поставлявшая для команды двигатели, объявила об уходе из автоспорта, и вместо них в команде начали использовать более надежную и мощную Honda. Однако начало сезона для гонщика все равно выдалось «не очень», но затем ему удалось выиграть подряд Гран-При Монако и США, что сразу сделало его лидером чемпионата.

«Уильямс», в свою очередь, тоже не дремала, и вскоре Мэнселл и Пике опередили Сенну по количеству побед. После Гран-При Мексики, где Айртон вылетел с трассы и не смог завершить гонку, соперники полностью лишили его возможности завоевать долгожданное чемпионство. Однако на подготовке к предпоследней гонке сезона в Японии Найджел Мэнселл получил серьезные повреждения во время аварии и не смог продолжить выступление в текущем году.

За последние две гонки пилот два раза подряд занял второе место, однако после Гран-При Австралии стюарды дисквалифицировали пилота: отверстия для охлаждения тормозов на «Лотусе» были шире, чем оговорено в регламенте. В результате Сенна довольствовался лишь третьим местом по итогу чемпионата.

Из-за чего умер Айртон Сенна

Предвестником беды стали многочисленные травмы гонщиков за пару дней до заезда самого Сенны. Все говорило о том, что безопасность трассы почти что на нуле и  такой частый вылет за пределы дороги участников просто недопустим.

В первый день мая 1994 года Айртон принимает участие в Гран-при Сан-Марино. Сразу же все пошло не так, как надо. В общей сумме за всю гонку повреждения получили сразу несколько гонщиков, плюс пару зрителей. Все дело в том, что в момент сильного столкновения двух машин участников полетели обломки, задевшие одного из смотрящих гонку настолько сильно, что ему пришлось оказывать медицинскую помощь.

Когда пришло время Сильвы выезжать, то, конечно же, все взгляды были прикованы только к нему. Ситуация обстояла так, что ряд машин был вынужден двигаться за машиной безопасности, которая устраняли обломки предыдущей аварии. В определенный момент гоночный болид Сенны срывается с трассы. Дальше все было предрешено…Смерть Айртона Сенны была предрешена. К месту аварии сразу же отправились медики, но оказалось, что их помощи будет более чем недостаточно. Сперва показалось, что голова пострадавшего дернулась, что давало призрачную надежду на спасение. Это, к сожалению, оказался лишь сработавший нерв. Единогласно было принято решение везти Айртона в больницу и подключать к аппарату искусственного дыхания. Травмы, как выяснилось, были настолько не совместимы с жизнью, что аппарат в тот же день отключили. Это и стало причиной смерти чемпиона Айртона Сенны.

До сих пор гадают, не было ли решение везти гонщика в реанимацию фейковым? У некоторых создается до сих пор впечатление, будто бы он скончался уже в момент столкновения, но тогда пришлось бы завершить гонку. По всем правилам так и происходило раньше во время смерти одного из участников. Что ж, это уже вряд ли когда нибудь расскажут истинную причину смерти Айртона Сенны, хотя кто знает…

1 мая 1994 года Айртона Сенны да Сильва умер, на самом пике славы.

Гонки

В 1981 году Айртон покидает родную страну и переезжает в Англию за поиском новых возможностей. Тогда в Европе о Волшебнике (прозвище Айртона) положительно отзывались, поэтому ему была открыта любая гоночная трасса. 

Выбор пал на одну из лучших команд в Формуле-форд «Van Diemen»: парню удалось доказать ее хозяину Ральфу Фэрмину стремление к победе, после чего был подписан контракт на участие в «Формуле-1600» в Британии. Позже в чужой стране Айртон начал изучать незнакомый для себя язык, а также приспосабливаться к новым дорогам и машинам, что у него неплохо получалось. 

Айртон Сенна в молодости

В 1981 году Волшебник участвовал в соревнованиях на гоночной трассе Brands Hatch в графстве Кент. Однако парень не завоевал титул победителя, а пришел пятым, обогнав товарищей по команде. Позже Айртон занимает призовое место в Тракстоне, а затем вновь пробует себя на знакомой трассе Брендс-Хетч, где одерживает победу. По воспоминаниям гонщика, обыграть соперников ему помог дождь. Осадки когда-то помешали целеустремленному парню выиграть гонку, и Айртон не оставил этот факт без внимания: в результате продолжительных тренировок гонщик научился чувствовать себя уверенно даже в пасмурную погоду, за что и получил прозвище «Человек дождя». 

Айртон Сенна в шлеме

С 1982 года Айртон выступает в гонках с девичьей фамилией матери Сенна: это объясняется тем, что фамилия отца была популярна в Бразилии. Таким образом, парень не хотел в случае чего навлечь на семью личные проблемы. 

Смерть

В 1994 году Сенна перешел в одну из лучших команд Williams, для которой, по его словам, выступал бы и бесплатно.

Из-за мрачных событий, которые происходили с Сенной в момент гонок, парень будто был уверен в надвигающейся опасности. 

Сначала в аварию на трассе попадает Рубенс Баррикелло, который сломал себе нос и ребра, из-за чего не смог участвовать в гонке. На следующий день на заездах погибает гонщик из Австрии Роланд Ратценбергер. Айртон обеспокоился этими событиями, поэтому решился на разговор с Рубенсом (для этого Сенне пришлось перелезть через больничную стену). После беседы Айртон понял, что система безопасности, регламентированная на «Формуле-1»,  имеет пробелы. Айртон стал инициатором собрания гонщиков: на встрече спортсменов обсуждался вопрос по повышению безопасности участников гоночных состязаний. 

Айртон Сенна в последние годы

На соревнованиях Гран-при Сан-Марино столкнулись двое гонщиков, из-за чего от разлетевшихся обломков пострадали трое зрителей. Поэтому на трассу была вызвана машина безопасности для ограничения скорости спорткаров, за которой Айртон проехал шесть кругов. На седьмом круге машину безопасности отозвали, и по стечению обстоятельств Сенна вылетел с трассы на повороте «Тамбурелло» со скоростью 310 км/ч. 

Памятник Айртону Сенне

Когда зрители и организаторы гонок поняли, что спортсмен не двигается, соревнования остановили. Прибывшие на место аварии врачи увидели страшную картину: лицо Сенны было в крови, парень получил серьезную травму головного мозга, а также у него порвалась височная артерия. Ему оказали первую помощь и сделали трахеостомию, после чего пострадавшего отправили на вертолете в ближайший госпиталь, где его подключили к искусственной вентиляции легких. Позже стало ясно, что гонщик не выйдет из комы, поэтому было принято решение отключить аппарат ИВЛ. 

Айртона Сенну помнят преданные поклонники гонок, а также жители его родной страны. По результатам опроса в 2000 году, соотечественники Айртона предложили назвать его лучшим бразильцем. В честь гонщика устраиваются памятные соревнования, а могила спортсмена стала местом паломничества. 

В 2010 году в память о гонщике был отснят документальный фильм «Сенна», который рассказывает биографию чемпиона Формулы-1.

Личная жизнь

Зимой 1981 года Сенна женился на давней подруге Лилиан да Вашконселуш Соуза, однако их брак распался. Как признавался гонщик журналистам, женитьба на Лилиан была большой ошибкой. Также он говорил, что гонки являются главным приоритетом в его жизни, в отличие от женщин. Но Айртон не раз замечался зрителями в окружении дам, которые менялись, как перчатки. 

Самый долгий роман у Сенны продлился 4 года с пятнадцатилетней девушкой Адрианой Ямин, а в 1988 году он начал встречаться с Шушей Менегэл. 

Также у него были отношения со звездой мужского журнала «Playboy» Марселлой Прада в 1993 году: девушка утверждала, что она забеременела от Айртона. Когда у Марселлы родилась дочь, парень обрадовался, однако до конца жизни говорил, что у него нет детей. 

Айртон Сенна с Марселлой Прада

Если говорить о характере, то бразилец был перфекционистом и старался доводить любое дело до конца. Сенна создавал впечатление спокойного человека: даже на фотографиях он редко показывал эмоций, но иногда замечался в драках с другими гонщиками. 

Фанаты Айртона вспоминают, что в жизни он был мягким и обаятельным человеком. К тому же Сенна активно боролся с бедностью и голодом в родной стране. Гонщик умалчивал о своих добрых поступках и не делился ими с прессой: о пожертвованных деньгах было выяснено после смерти. 

Историческая классификация

В апреле 2004 года Сенна был признан самым быстрым гонщиком Формулы-1 в истории жюри из 77 человек, в которое вошли пилоты Формулы-1, руководители команд, инженеры и журналисты. В декабре 2006 г. и декабре 2009 г. снова проводились подобные опросы среди экспертов, в которых Сенна снова занял первое место. Однако в ходе подобных опросов одни и те же эксперты всегда отмечают, что разные эпохи Формулы 1 сложно сравнивать.

В августе 2020 года Сенна был объявлен самым быстрым гонщиком Формулы 1 в результате сложного математического процесса отбора, проведенного компанией AWS, занимающейся облачными вычислениями . AWS использовала исторические данные, начиная с чемпионата мира Формулы-1 в 1983 году , и оценила время круга всех пилотов в квалификации.

Победа во что бы то ни стало

Все, кто когда либо видел то, как себя ведет на соревнованиях Сенна говорили, будто ему не так важна жизнь, как победа. Вождение на грани возможностей. Бывало, что трибуны переставали дышать, когда видели несущийся болид. На каждом повороте, при каждой экстренной ситуации было ощущение, будто это последнее мгновение в жизни Сенны. К огромному сожалению однажды так и произошло.

Но пока еще “укротителю болидов” везло и он лихо дрифтовал на сложных поворотах, тем самым в очередной раз доказывая свое превосходство. В какие то моменты он был готов буквально уничтожить своего противника.

Детство и юность

Родился будущий гонщик 21 марта 1960 года на юго-востоке Бразилии в городе Сан-Паулу. Мальчику повезло вырасти в обеспеченной семье. Его отец Милтон да Силва был известным бизнесменом в своем городе, он мог полностью обеспечить семью, а также материально поддерживать желания сына. В детстве Айртона называли Беку, по воспоминаниям родственников, будущий гонщик был крайне неуклюж. Он еле как переплетал ноги и постоянно спотыкался о ступени. 

Айртон Сенна в детстве

Известно, что сеньор Милтон да Силва страстно любил автогонки и жертвовал деньги в развитие этого вида спорта. Когда маленькому Беку исполнилось 4 года, отец подарил ему спорткар. Маленький мальчик, впечатленный  автомобилем, сел за руль в совсем юном возрасте. И пусть это была только детская игра, но зато в будущем да Сильва младший посвятил автогонкам всю свою жизнь. В начинаниях мальчика поддерживал отец, однако он настаивал, чтобы Айртон продолжил семейный бизнес. 

Когда Беку исполнилось 13 лет, да Сильва старший, видя потенциал и желание сына, нанял ему личного тренера по гоночному мастерству Лусио Паскуаля Гаскона. По рассказам Лусио, Айртон был целеустремленным человеком, который не принимает поражений. 

Айртон Сенна в детстве

В 13 лет состоялся гоночный дебют Айртона: он впервые выступил в гонках на картах. Как вспоминал парень, с ним и боролись опытные участники, но на прямой он лидировал из-за легкости автомобиля. 

Когда юноше было 17 лет, он стал чемпионом Южной Америки по гонкам на карте, а также участвовал и в других соревнованиях. 

Кино

О жизни Айртона Сенны сняли несколько документальных фильмов. В 1995 году BBC под названием « Айртон Сенна» выпустила отмеченный наградами документальный фильм режиссера Стюарта Кэбба (Премия Королевского телевизионного общества в 1996 году в категории « Лучший спортивный документальный фильм» ). В 2010 году была снята кинопродукция « Сенна» , режиссер Асиф Кападиа из Британии . На создание фильма, снятого по соглашению с семьей Сенны, потребовалось шесть лет, а продюсерами его выступили Universal Pictures , Studio Canal и Working Title Films . Премьера фильма состоялась в Токио в начале октября 2010 года, а в немецких кинотеатрах был показан 12 мая 2011 года. В сентябре 2020 года было объявлено, что потоковый портал Netflix снимет мини-сериал. Планируется восемь серий, которые, в том числе, будут сниматься в доме родителей Сенны. Трансляция должна состояться в 2022 году.

Личная жизнь

Нельзя спорить, что Айртон был невероятно привлекательным мужчиной. Отбоя от фанаток не было, которые возможно даже не интересовались тем видом спорта, в котором он был асс. Множество романов, длительных и не очень. Вереница девушек, мечтающих связать свою судьбу с успешным и красивым.

Несмотря на все эти соблазны он был в браке лишь однажды. Его избранницей стала давняя знакомая –  Лилиан Вашконселуш да Соуза. Их можно было назвать настоящими друзьями в последующем, но не супругами. Общность интересов и схожесть мыслей на определенные вещи связывала их. Кто знает, может им бы удалось сохранить отношения, если бы не такая фанатичная преданность Айртона его любимому делу – гонкам.

Проходит два года и их пути расходятся. Официальной версией развода стала та самая любовь гонщика не к своей супруге, а к Формуле-1.

Наследников великий спортсмен так и не оставил, хотя кто знает, может быть внебрачные сыновья и дочери у известного красавца есть.

Личная жизнь

Личная жизнь Айртона была достаточно бурной. Но несмотря на большое количество девушек в его жизни, в 1981 году Сенна решает обзавестись семьей. Он делает предложение своей подруге детства Лилиан да Вашконселуш Соуза. Это был единственный брак в жизни гонщика, который продержался около двух лет.

Хотя он и говорил, что гонки занимают всю его жизнь, время на девушек у Айртона всегда находилось. Самым длинным романом стали отношения с пятнадцатилетней Адрианой Ямин, которые продлились 4 года. Вот как он высказывался о прекрасной половине:

«С женщинами всегда проблемы, но и без них мы не можем жить».

Последний роман у Айртона Сенна был с португальской моделью Адрианой Галистеу. Он был в нее настолько влюблен, что стал всерьез задумываться о семье, но трагедия разрушила все их планы.

Айртон Сенна с Адрианой Галистеу

Новый сезон, новый соперник

1991 год запомнился зрителям борьбой между пилотами McLaren и Williams: Айртоном Сенной и Найджелом Мэнселлом. В начале сезона Айртон одержал 4 победы, но уже к середине года удача повернулась лицом к Мэнселлу. К концу сезона между пилотами восстановилось равновесие по очкам. Все решилось на Гран-при Японии, где Мэнселл вылетел с трассы и не смог продолжить гонку. По результатам сезона чемпионский титул в третий раз достался Айртону Сенне.

В сезоне «Формулы-1» 1992 года преимущество было за Williams. В межсезонье инженеры команды отлично поработали над болидом. Мэнселл выиграл 9 Гран-При из 16 и досрочно стал чемпионом мира. Сенне удалось одержать лишь три победы, одну из которых, в Монако, он смог «завоевать» лишь из-за прокола колеса у Мэнселла за 10 кругов до окончания гонки.

Renault сразу отказались поставлять двигатели для Mclaren, по причине того, что их моторы уже использовались в Williams. В итоге выбор команды пал на Ford, однако в контракте сразу оговаривалось, что для Mclaren они будут поставлять менее мощные моторы, чем для их давних клиентов из «Бенеттон». Но выбора не было, и в McLaren согласились с условиями, надеясь на то, что им удастся сделать более легкое и усовершенствованное шасси.

В межсезонье автомобиль был готов, и за его рулем на тестах оказался Сенна, который понял, что инженерам удалось приложить много усилий и получить достойный результат, но скорости у болида все равно было недостаточно. Оценив ситуацию, гонщик хотел покинуть «Макларен» и перейти в Williams, откуда Мэнселл ушел в Indycar, а на его место вернулся Прост. Но Ален убедил команду, что кандидатура Сенны не лучшая, и в итоге команда отказала Айртону. Тогда Mclaren предложил не подписывать контракт на весь сезон, а заключать соглашение на каждую гонку по отдельности.

В результате первые три гонки сезона 1993 года для Сенны выдались удачными: второе место и две победы подряд.

После четвертого удачного этапа в Монако Сенна заключил с Mclaren контракт на весь оставшийся сезон, но к тому моменту Ален Прост смог лучше приспособиться к машине Williams, и к концу сезона в его багаже было больше очков. Сенна в этом году довольствовался лишь титулом вице-чемпиона.